РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.Герцена
Кафедра эстетическоговоспитания факультета начального обучения.
Выпускная квалификационнаяработа по
теме:
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА АРХИТЕКТУРНЫХОБРАЗЦАХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАМЯТНИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.
студентки IVкурса2 группы
дневного отделения
Четвертных Светланы Ивановны
Научный руководитель — к. п.н., доцент Смирнова Р.Н.
Санкт-Петербург
1998
ПЛАН.
Введение. 3-5
Глава1.Теоретические основы проблемы
нравственно-эстетическоговоспитания
младшихшкольников на архитектурных
образцах православных памятников Санкт-
Петербурга. 6-47
1.1 Анализпсихолого-педагогической,
методической иискусствоведческой
литературы. 5-17
1.2 Историческийочерк. 17-32
1.3 Рольучителя в ознакомлении детей
спроизведениями искусства. 32-35
Глава2. Основные задачи, гипотеза,
методикаи организация исследования. 35-44
2.1 Подготовительныйэтап. 36-38
2.2 Констатирующий эксперимент. 38-44
Библиография. 44-45
ВВЕДЕНИЕ.
Наш народи страна переживают сейчас сложный, кризисный период. Изменения происходят нетолько в политике и экономике, но и в сознании людей. Общество обратиловнимание на искусство, поняв необходимость гуманизации. Проблемынравственно-эстетического воспитания оказались в фокусе всеобщего внимания.
Но эстетическое воспитание занимало не последнее место и раньше. Науроках учителя и прежде использовали произведения искусства, стихи,магнитофонные записи, кино- и диафильмы. Однако искусство в школе словноутратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитанияличности.
Причины сложившегося положения кроются вомножестве проблем нравственно-эстетического воспитания в школе. Это недостаткисуществующих программ дисциплин художественно-гуманитарного цикла,разобщенность этих дисциплин, недостаточная разработка методик, низкий уровеньподготовки учителей, слабая оснащенностьучебного процесса.
В свете этих устойчивых проблемэстетического воспитания в школе встает совсем новая проблема:нравственно-эстетическое воспитание школьников на архитектурных образцахправославных памятников. В отличие от других — это совсем неизученная проблема.Раньше рассматривалась только историческая и, отчасти, художественная сторонарусского Православия. Теперь с возобновлением христианской веры в России нельзяне принять во внимание духовную и нравственно-эстетическую сторонуправославной культуры.
Сейчас возрождается традиции христианской религии, открываются церкви,вновь начали работать воскресные школы, повысился интерес к Православию. Даже внекоторых обычных школах появились факультативы, занимающиеся изучениемХристианства.
Религиозное воспитание несомненно входит в понятие нравственно-эстетическоговоспитания гармоничной, всесторонне развитой личности, поэтому религиозноевоспитание надо рассматривать в контексте эстетического.
Какие же задачи ставит перед собойэстетическое воспитание? Глобальная цель — это формирование творческогоотношения человека к действительности, так как сама суть эстетического — втворчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений.
Среди более конкретных задач одна изважнейших — формирование эстетической потребности, которую можно определитькак потребность человека в красоте идеятельности по законам красоты. Надо обращать внимание на два важныхкомпонента: широту эстетической потребности, то есть способность личностиэстетически относиться к возможнобольшему кругу явлений действительности; и качество эстетической потребности,которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала. Перечисленныепризнаки можно считать критериями воспитанности личности.
Значениенравственно-эстетического воспитания в становлении личности огромно.Эстетическое воспитание средствами искусства — это лишь подсистема реализациипринципов целостной системы.
В своейработе я рассмотрю в единстве две подсистемы: эстетическо-религиозноевоспитание и нравственно-эстетическое воспитание средствами искусства.
ВСанкт-Петербурге существует огромный культурный потенциал. Наряду с дворцами,великолепными городскими ансамблями и другими памятниками архитектуры в нашемгороде есть множество православных соборов и церквей. Хотя город мыслился какверотерпимый и существует много церквей и храмов других религий,Санкт-Петербург прежде всего православный город.
Нужнопользоваться тем богатым потенциалом, который дан всем нам. В отличие от малыхгородов, сел и деревень, школы нашегогорода могут пользоваться такой формой нравственно-эстетического воспитания какэкскурсия. Беседу о Православии, Христианстве, религии можно провести у одногоили нескольких замечательных архитектурных памятников: соборов или церквей. Ценностьэтого метода состоит в том, что ребенок вместе с духовной сущностью религиипостигает и ее художественную сущность, что неоценимо для эстетического воспитания.
Такимобразом нравственно-эстетическое воспитание детей на архитектурных образцахправославных памятников Санкт-Петербурга — это достаточно сложная, ввиду еемало изученности, но необычайно интересная проблема, так как представляет собойсинтез религиозного, духовного, нравственного, исторического и эстетического воспитания.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА АРХИТЕКТУРНЫХОБРАЗЦАХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАМЯТНИКОВСАНКТ-ПЕТЕРБУРГА.
1.1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙЛИТЕРАТУРЫ.
МЕТОДИЧЕСКИЕИ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Нравственно-эстетическоевоспитание многие авторы считают одним из важнейших для формирования личностишкольника. Почему? С.А.Герасимов поясняет это так: « Функциейнравственно-эстетического воспитания и художественно-эстетической деятельностидетей является развитие у них образного мышления, отличного от понятийного...
Вхудожественном образе как форме мышления сосредоточена огромная информация оприроде, обществе, отношениях, истории, научных знаниях. С помощьюобразов-представлений осуществляется не только мышление, но и хранение информации.Развитие образного мышления может идти… от восприятия цельного образа какединичного явления к пониманию содержащихся в нем образов-обобщений, к раскрытиюих внутреннего, глубокого смысла».1
Из этогоследует, что нравственно-эстетическое воспитание носит всеобщий характер, иэта всеобщность и обязательность являются важнейшим принципом формированияличности в детском возрасте.
Длябольшей эффективности нравственно-эстетического воспитания, как отмечаетС.А.Герасимов, следует применять комплексный подход. Он выделяет двапринципа: «…система нравственно-эстетического воспитания должна выстраиватьсятак, чтобы в процессе воздействия на ребенка различные виды искусств постоянновзаимодействовали между собой».2 На этомосновывается необходимость осуществления меж предметных связей в процессепреподавания искусств. Второй принцип заключается в том, что «нравственно-эстетическое воспитание… должно стать органической частью любого…воспитания».3
Мысль обэффективности комплексного нравственно-эстетического воспитания подтверждаетсяи в статье А.Ф.Кузуба «Комплексноевоздействие искусств на дошкольников в студии эстетического воспитания».4
Рассматриваяпроцесс нравственно-эстетического воспитания, необходимо учитывать возрастныеособенности ребенка. В разные возрастные периоды должны быть различные подходык такому воспитанию. Б.Т.Лихачев пишет о младшем школьном возрасте следующее:«Вместе с тем независимо от уровня самосознания детей период дошкольного имладшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зренияразвития нравственно-эстетического восприятия и формирования эстетическогоотношения к жизни».5 Авторподчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивноеформирование отношения к миру, постепенно трансформирующегося в свойства личности.Основные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннемпериоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь,влияют на формирование мировоззрения, привычек и убеждений.
Всовременной литературе рассматриваются некоторые проблемынравственно-эстетического воспитания средствами искусства на уроках.Н.А.Яковлева в своей работе «Искусство в школе будущего»1поднимает проблему старого и нового подхода к нравственно-эстетическому воспитанию. Автор утверждает, что « всегодняшней массовой школе, ориентированной на использование искусства каксредства обучения, из произведенийискусства выхолащивается главное — его художественный образ. Старые программыориентированы на то, чтобы дать учащемуся набор знаний по искусству (разрозненныхимен, произведений и понятий), умений и навыков в рисовании, ограниченныхрамками так называемой реалистической манеры, которая есть не что иное, какгрубейшее извращение принципов реалистического творческого метода».2
Такимобразом у детей формируется адаптивно-научный подход к искусству, а совсем нетворческий. Это искажение нравственно-эстетического воспитания происходитпотому, что в старой системе учитель видит основную задачу урока в том, чтобыдать знания, и совсем забывает про воспитательную функцию урока.
ШколуНового Н.А.Яковлева видит в создании новой системы педагогическогопроцесса, где уровень воспитательнойработы будет высоким, а предметы гуманитарно-художественного цикла будутинтегрированы.
О новыхформах нравственно-эстетического воспитания средствами искусства пишетИ.А.Химик в статье «Организация самостоятельной работы на занятиях по мировойхудожественной культуре».1 Авторпишет: «В наши дни уже ясно всем, что учить по-старому нельзя. Новый подход кобучению…пробивает себе дорогу. Одним из важнейших аспектов этого новогоподхода является осознание того, чтобы ‘вкладывать’ в головы учащихся знания, а в том, чтобы побудитьинтерес к предмету, организовать деятельность учащихся по добыче знаний».2 Автор предлагает новую форму проведения уроков типа «диалогискусств» с опережающим заданием и непосредственным общением детей на уроках.
И.Л.Набокв статье «Идеологическое воздействие искусства как фактор эстетическоговоспитания личности»3 разрабатывает понятия «идеологическая функция искусства» и «идеологическоевоздействие искусства», которым, по мнению автора, не уделено должного внимания висследованиях по нравственно--эстетическомувоспитанию.
Основы ипроблематика такого воспитания должны быть отражены в новых школьных программах,отвечающих новым требованиям современной школы.
Принимаяво внимание межпредметные связи, нравственно-эстетическоевоспитание в школе может проводиться практически на всех уроках. Особое место такому воспитанию отводится на урокахлитературы, музыки, труда и изобразительного искусства. На них школьникиучатся эстетически воспринимать мир как через произведения искусства и литературы,так и через собственное творчество.
Во многихшколах существуют факультативы с эстетической и искусствоведческой направленностью:«История города», «Искусствоведение», различные художественные и музыкальныекружки. В них проводятся беседы об искусстве, музыке.
Внекласснаяработа так же может быть направлена на воспитание нравственно-эстетическихпотребностей.
Нравственно-эстетическоевоспитание нужно начинать как можно раньше. Это поможет не только сформироватьличность ребенка, но и развить многие психические качества, так какнравственно-эстетическое воспитание неизбежно связано с восприятием искусства,анализом, синтезом, развитием внимания, наблюдательности и т. д..
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
В восприятии эстетическогообъекта участвуют почти все психические процессы личности: ощущение,восприятие, воображение, мышление, воля, эмоции и т. д… Именно полифониячеловеческой психики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусствоми с другими эстетическими предметами, наиболее полно открывает богатейшиевозможности формирования мировоззрения, морально-нравственных качеств,творческих способностей личности.
Психологический механизм восприятияэстетического объекта представляет собой особую систему, в которую входят, содной стороны, так называемые аффективно-потребностные структуры личности,выражающиеся в потребностях, интересах, идеалах и др., составляющие собственнодинамическую часть системы; а с другой стороны — операциональные структурыличности, такие психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и т.п..
Внутрисистемные отношения зависятот возраста, индивидуально-типологического склада, уровня художественнойобразованности и других особенностей личности. Ценностные ориентации личности обусловлены всем предшествующимсоциальным опытом, семейным воспитанием, дошкольным и школьным образованием,информацией, получаемой от средств массовой информации и др… Такие ориентациисводятся к определенным ценностно-эстетическим нормативам, критериямнравственно-эстетического вкуса.
Развитие операциональныхструктур, связанных с эстетическим восприятием, не остается нейтральным поотношению к уровню и характеру нравственно-эстетических потребностей. Возросшиеспособности в области цветовидения, музыкального слуха, фонематическихспособностей, воссоздающего творческого воображения должны сказаться накультуре запросов и интересов личности в сфере нравственно-эстетическихценностей. В свою очередь творческое воображение и мышление зависят от развития сенсорной организации индивида.
Сенсорный аппарат организма — это«входные» ворота, через которые человек воспринимает все богатство иразнообразие красок и форм, звуков и запахов окружающего мира. Полноценноеобщение с миром искусства во многом зависит от человеческого восприятия.Чувство цвета, формы, законченности и равновесности композиционногорасположения объектов, чувство «хорошей фигуры» и линии, чувство гармонии идисгармонии, ассонанса и диссонанса, чувство пропорции и многое другое — весьэтот огромный потенциал сенсорных возможностей организма является необходимымусловием полноценной встречи личности с эстетическим объектом.
Сенсорная невосприимчивость,отсутствие техники и культуры чувственно-эстетического восприятиядействительности и художественных произведений приводят к резкому искажению и вконечном счете к разрушению эстетического эффекта. Вот почему так важно уже смладшего школьного возраста, а, может, и еще раньше, развивать у ребенкасистему сенсорных чувств. Этому могут помочь школьные предметы с эстетическойнаправленностью. Однако момент чувственного восприятия является толькопервым необходимым толчком дляпробуждения более сложной деятельности.
«Путь познания, - пишет Левитов, - идет от живого созерцания, то есть отощущений и восприятия к абстрактному мышлению и завершается практикой, котораяявляется критерием истины».1
Таким образом чувственноепознание объединяет все психические процессы, которые возникают в результатенепосредственного воздействия предметов и влияют на наши органы чувств.
Среди форм восприятия существуетформа, важная для процесса чувственного познания именно произведений искусства.Она характеризуется большей активностью, организованностью, осмысленностью иболее творческим характером, чем другие формы восприятия — это наблюдение.
Наблюдение может различаться взависимости от конкретной задачи:
наблюдениедля общего и предварительного ознакомления с предметом в целом, с тем, чтобыузнать этот предмет и выделить самые существенные его свойства;
наблюдение сцелью выделить самые существенные детали и некоторые стороны предмета;
наблюдение сцелью выделить самые существенные детали и некоторые стороны предмета;
наблюдение с целью сравнения для установления сходства иразличия между предметами или между разными этапами явления.
Наблюдение может потребоватьзначительных усилий воли, большой настойчивости и терпения. Но это качествонеобходимо развивать с самого раннего возраста, а тем более у младшего школьника. Для развития наблюдения обязательно пройтивсе этапы. Однако могут быть ошибки, характерные для младшего школьника: выделениене главного, иллюзии, несамостоятельность. Эти недостатки можно устранить, есливести систематическую работу по культуре наблюдения у детей. Здесь необходиминдивидуальный подход.
Некоторые особенности эстетического восприятия, характерныедля младшего школьника.
Сфера нравственно-эстетическогоотношения ребенка чрезвычайно широка и окрашивает практически все егомироощущение. Дети этого возраста, в основном, верят, что жизнь создана для радости.Опосредованность отношения ребенка к действительности влечет за собойповерхностность его нравственно-эстетического отношения. Открывая мир какрадостное, прекрасное, полное красок, движения, звуков целое, как созданное дляисполнения его желаний, ребенок еще очень неглубоко проникает в сущностьпрекрасного.
Несмотря на конкретно-сказочноевосприятие мира, в младшем школьном возрасте новые обязанности и новаяответственность подготавливают качественный скачок в сознании ребенка: резкоменяются узкие рамки привычного мира дошкольника. На грани возрастовпереоцениваются прежние ценности: старая форма может наполнится новымсодержанием. Эти переходные процессы происходят и в сференравственно-эстетических отношений.
Несмотря на ряд положительныхпреобразований, в этом возрасте есть и многие отрицательные стороны. Чрезмернаянаглядность восприятия и мышления младшего школьника не только определяетфотографичность, диффузность построения образа, его фрагментарность, но илишает ребенка того, что называют личностным отношением к предмету или явлению.Если говорить о более конкретных видах искусства, например, об архитектуре искульптуре то здесь младший школьник никогда не обращается к такому моменту,как выбор материала для произведения или какого-либо фрагмента здания вкачестве его смыслового знака.
Учитывая возрастные особенности,можно успешно в системе развивать ребенка как личность, поднимая уровень нравственно-эстетическойвоспитанности. Это можно сделать, обращаясь к произведениям искусства, темболее что мы живем в таком прекрасном городе, где нас на каждом шагу окружаютвеликолепные образцы искусства: живописи, скульптуры и архитектуры.
Моя работа в большей степенипосвящена архитектуре Петербурга, поэтому я, рассмотрев эстетические и психологические предпосылки восприятияискусства младшим школьником, обращусь непосредственно к восприятию ребенкомархитектуры.
ВОСПРИЯТИЕАРХИТЕКТУРЫ.
Перед восприятием архитектурного сооруженияребенок должен ознакомиться с ним. Ознакомление может происходить посредствомпрочтения какого-либо материала об архитекторе и сооружении, либо учитель можетсам рассказать о них. В начальной школе можно применить оба методаознакомления. Это позволит ребенку полнее представить архитектурное сооружение.
Процесс восприятия архитектурыотличается от процесса восприятия других видов искусства. Рассматривая картину,гравюру или скульптуру, учащийся вступает в контакт с мыслями, чувствами ее автора, распознает, чтоволновало и побуждало к творчеству именно этого человека, как через призму егоиндивидуального мировоззрения отразились умонастроения эпохи. Иное дело — восприятие архитектуры. Здесь происходит углубление в более широкий круг социальныхявлений, так как сама постройка зачастую несет в себе выражение жизненныхпотребностей и вкусов целой общественной группы, вводит школьника в болееширокий социально-исторический контакт с прошедшей эпохой.
Впечатление, получаемое отархитектурного произведения, складывается из целого ряда ощущений. Сюда входитощущение величины здания, которая мысленно соотносится с величиной собственноготела, ощущение пространственной протяженности, которая познается мышечнымиусилиями при перемещении внутри здания или вокруг.
Архитектура не только зрима, каккартина или скульптура, она осязаема и физически (рука касается перил,подоконника, плечо поддерживает тугую дверь, скользит под ногами натертыйпаркет), и мысленно (мы как бы ощущаем теплую, гладкую поверхность дерева,колючую шероховатость каменной стены). Архитектура слышима: гулкие шаги вхраме, поскрипывание половиц в деревянном жилом доме, приглушенное эхо голосовв просторном дворцовом зале.
Так как архитектура — пространственное искусство, то именно ощущение пространства является одним изсамых основных в восприятии данного искусства. Впечатление, полученное отснимка, может создать образ иного характера. Только восприятие в реальныхусловиях, в натуре, когда школьник сам может ощутить масштаб здания,прочувствовать непосредственную связь со средой его обитания, интерьером,внешним окружением, может дать полноценное представление о сооружении.
Наш город дает прекраснуювозможность школьнику ознакомиться с величайшими полетами архитектурной мысли.
Архитектура — это не толькодворцы, это еще и утилитарные постройки. Человек это сразу ощущает, так как наего настроение влияет характер наших зданий: сочетание их высоты и протяженности,смена цветовых и фактурных по-разному освещенных зон.
В значительной степени важны иусловия восприятия: точка зрения на здание и др… В реальных обстоятельствахобразуются различные углы зрения (ракурсы), зависящие от рельефа местности, отрасположения здания (постройка находится на тесной улице или широкой площади,на возвышенности или в низине). Имеет значение и освещенность здания. В одномслучае она способствует выявлению отдельных деталей, рельефа поверхности (приверхнем дневном свете), а в другом — создает цельный обобщенный облик (при вечернемнебе, когда на фоне неба вырисовываетсясилуэт здания, а его детали становятся незаметны). Все это надо объяснять ребенку при показе архитектурногосооружения.
Большое значение для восприятия архитектуры имеет «насмотренность»(запас образов), приобретенная в поездках и путешествиях. Такая база помогаетне только лучше понять специфику здания, но и точнее различить в нем признакиопределенного стиля, выявить художественные достоинства и недостатки.
У младшего школьника ещемаленький запас знаний и образов, поэтому, даже прогуливаясь по Петербургу иего окрестностям, нужно обращать внимание ребенка на здания, рассказыватьисторию их создания, раскрывать их художественную ценность, выявлять особенностистилей. Уже в начальной школе можно научить детей различать стили и эпохи.
Достаточно развитым можно назватьтакое восприятие архитектуры, при котором человек умеет определить назначение, время создания, стильдаже незнакомой постройки, а так жеспособен правильно оценить значение отдельных приемов в создании целостного образа, почувствовать этот образпри знакомстве с постройкой. Обучая младших школьников восприятию архитектуры,нужно стремиться к этому идеалу.
При восприятии данного видаискусства есть еще одно важное качество: наличие собственного отношения кобразу. Это качество плохо развито у младшего школьника, который чаще всегопользуется мнением и оценкой взрослых. Педагогу нужно стремиться заложитьосновы объективного и заинтересованного отношения ко всем явлениямдействительности и к искусству. При нравственно-эстетическом воспитании ребенкаважно помнить, что любое отношение должно опираться на понимание общественной,исторической и художественной ценности здания, на понимание того, что архитектураявляется неотъемлемой частью общей материальной и духовной культуры нашегообщества.
Формами работы над восприятиемархитектуры являются прогулка иэкскурсия с наблюдением и рассказом взрослого. Перед экскурсией можно проводитьспециальные подготовительные занятия, а после - итоговые. При проведении таких занятий нужно иметь ввиду несколько моментов. Главное правило при любойработе с младшими школьниками над произведениями искусства заключается в том,что акценты на их формальные сторонынужно делать лишь в той мере, в какой это будет способствовать пониманиюсодержания произведения искусства. Центральный акцент должен падать на эстетическое восприятие самойдействительности, отражаемой искусством, а восприятие искусства должнорассматриваться прежде всего как средство активизации эстетического восприятияреальных объектов и событий.
Так же нельзя сводить работу поискусству к отзывам детей о произведениях в письменном виде. Большое значение ввыявлении детских впечатлений об искусстве и активизации отношения к восприятиюхудожественных произведений и архитектурных сооружений имеют «косвенные»методы: выбор детьми коротких музыкальных и поэтических произведений,соответствующих по эстетическому впечатлению предлагаемым произведениямискусства; рисунки по памяти на основе увиденного; просмотр циклов картин,фотографий, кинофильмов без развернутого словесного комментария с цельюнакопления запаса зрительных впечатлений и образов. Необходимо поощрять иустные высказывания детей, с целью накопления необходимых терминов из областиразличных видов искусства (формат, размер, цвет, пропорции, расположение…). Норабота со словом не должна быть единственной заботой учителя, она должнасочетаться с другими формами работы по произведениям искусства.
АНАЛИЗПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕРИОДИКИ.
Проанализировав педагогическиежурналы за последние 5-7 лет, я не нашла ни одной статьи обнравственно-эстетическом воспитании средствами православной архитектуры.
Однако самому эстетическомувоспитанию уделено большое внимание, особенно в журнале «Начальная школа»(статьи «Уроки культуры в начальной школе» Е.А.Софийской 1994’3, «Система эстетическоговоспитания в начальной школе» 1995’6 …). Т.Я.Шпикалова в статье «Воспитание памяти исторической, культурной,народной» 1994’1 предлагает разработку праздника «Расписная игрушка». На нем дети знакомятся с православными памятникамиМосковской Руси. Материал, предложенный в сценарии, помогает раскрыть красоту своего города,села.
В журнале «Начальная школа» естьнесколько статей о Православии. Из них я бы хотела особо выделить одну:«Занятия по этике Христианства с детьми младшего возраста» Ю.Печина 1992’11-12. Автор рассказывает о педагогическом эксперименте, который был проведен внескольких начальных школах и детском саду Новосибирска. Он пишет в статье:«Отношение школы к богатейшему наследию Христианства — актуальнейшая насегодняшний день проблема». Экспериментсостоял в том, что ребятам читался курс о Христианстве. Стержнем всех занятийбыл поставлен миф об Иисусе Христе. Идея Бога, как понимает ее автор, естьпродукт человеческого ума, способность возрождения, идея Бога — это «Мера Человечностилюдских поступков». В своем курсе авторне ставит цели доказать существование Бога, так как для развития детей важенсмысл вещи, и поэтому можно смело обсуждать вопрос о вечной борьбе Бога иСатаны и месте человека в ней. Одной иззадач курса является развитие способности к творческому мышлению, к анализусвоих поступков. Курс включает в себя 13 тем, которые так же предложены в статье.
В журнале «Педагогика»1994’6 А. Косик рассматривает некоторыепроблемы Православия в статье «Просветительская деятельность православныхбратств на территории России».
В последнее время все чаще стализадумываться о духовном, религиозном воспитании. Однако такая тема каквоспитание на архитектурных образцах православных памятников не нашла пока ещеотражения в периодической печати педагогического плана.
1.2 ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК.
Местность, занимаемаяСанкт-Петербургом, как и все течение Невы, были исконно русскими владениями. Поневским волнам плавали лодки ильменских славян, и Великий Новгород, выросшийпри многоводной системе рек и озер бассейна Балтийского моря, крепко держалсяНевы, как необходимого торгового пути. Но и наши северные соседи — шведы - понимали важность невского водного пути, и с 12 века началиборьбу с Новгородом за обладание невскими берегами.
Во время Северной войны, в 1703г., шведский город Ниенштанц сдался Петру Великому, который 16 мая заложил наБерезовом острове крепость, а 29 июня, в день своего ангела, заложил в новойкрепости деревянную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, — первыйхрам новой столицы. 1 апреля 1704 г. храм был освящен.
С первыми поселенцами сталибыстро возникать и другие церкви: предание говорит о существовании деревяннойЕкатерининской церкви еще в 1707 г… Налевом берегу Невы Петр заложил Адмиралтейство, и тут уже в 1710 г. Былаустроена из сарая первоначальная церковь во имя Исаакия Далматского,празднуемого 30 мая, в день рождения Петра. В этом же году был освящен ипервоначальный Троицкий собор вблизи домика-дворца Петра Великого. Там же, нанынешней Петроградской Стороне былипостроены церковь Успения, праматерь нынешнего Владимирского собора, и церковьРождества Пресвятой Богородицы, принявшая петербургский список Казанской иконы.
Петр с самого начала задумалпостроить Александро-Невскую Лавру, и от Адмиралтейства к ней был прорубленНевский проспект, а в 1713 г. уже былосвящен первый храм новой обители — деревянная церковь Благовещения.
Поначалу все эти церкви,построенные наскоро, были непрочны и бедны. Однако значение выраставшей столицытребовало их благоустройства, и Петр в 1714 г. закладывает каменный Петропавловскийсобор, который первый достойно украсил собой новую столицу. Император возвелтак же каменный собор Иссакия Далматского на месте своего нынешнего памятникана Сенатской площади. К концу его царствования насчитывалось уже 11 приходскихцерквей и 4 собора.
Из числа этих церквей некоторыебыли благодарственными памятниками побед Петра. Так основание Екатерининскойцеркви в Екатерингофе приурочивается к памяти победы у деревни Каменкиной в1703 г… На месте нынешней Большой Пушкарской была освящена церковь во имясвятого апостола Матвея, который празднуется 9 августа, в день взятия Нарвы в1704 г… Троицкий собор имеет предел святого Харитона Исповедника в памятьпобеды над Лавенгауптом 28 сентября 1708 г… В честь Полтавской победы 27 июня1709 г. была построена Сампсониевскаяцерковь, а в честь побед при Гангуте (1714 г.) и Гренгаме (1720 г.) — церковьсвятого великомученика Пантелеймона.
К концу своего царствования Петрзавершил свой план постройки большого монастыря: в 1724 г. Он перенес в Александро-НевскуюЛавру мощи святого Александра Невского. Торжество совпало с годовщинойзаключения Ништадского мира (30 августа).
Во время царствования АнныИоановны бироновщина неблагоприятно отразилась на развитии церковногостроительства, однако церкви строились, и к концу правления Анны их уженасчитывалось 29. Императрица выстроила трех престольную каменную церковьРождества Богородицы на Невском проспекте для Казанской иконы. Это былпервоначальный Казанский собор.
В царствование Елизаветы Петровныцерковное зодчество процветало. Растрелли воздвиг величественный Смольныйсобор, в том же стиле были построены Никольский собор, и Ямская церковь, выстроенвновь на месте сгоревшего деревянный Троицкий собор, была заложена церковьЗахарии и Елисаветы в Кавалергардском полку, воздвигнут первоначальныйПреображенский собор в честь вступления императрицы на престол.
Екатерина Вторая любила строить.Ее правление считается одним из лучших периодов петербургского зодчества. В этовремя были построены крупные каменные храмы: Владимирский собор наПетроградской стороне, заменивший прежний Успенский, и Троицкий соборАлександро-Невской Лавры. Был наполовину отстроен новый Исаакиевский собор, нопозднее его снесли и начали строить заново.
Первая половина 19 векаознаменовалась постройкой двух величественных