Мониторинг деятельности органов управления образованием по организации инновационной деятельности в общеобразовательных учебных заведениях Автономной Республики Крым
І. Общая характеристика исследования
В условиях постоянно меняющегося мира современная школа призвана целенаправленно ориентироваться на подготовку молодежи к социальной интеграции, реализации жизненных планов и программ с учетом региональных социально-экономических, этнических, культурных и других особенностей.
Развитие мирового и, в частности, европейского образовательного пространства объективно требует от современной украинской школы адекватной реакции на процессы реформирования средней школы, которое осуществляется в ведущих странах мира.
Внедрение инновационных образовательных технологий является одним из путей обновления содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса, обеспечения равного доступа к получению качественного образования, реализации Национальной доктрины развития образования.
Решение задач инновационного развития отрасли образования невозможно без изучения эффективности внедрения образовательных инноваций. В течение августа – ноября 2006 года Центром проблем образования Министерства образования и науки Автономной Республики Крым проведен республиканский мониторинг деятельности органов управления образованием по организации инновационной деятельности в общеобразовательных учебных заведениях Автономной Республики Крым.
Цель и основные задачи исследования
Основными целями и задачами данного исследования является определение:
общих тенденций развития инновационных процессов в системе общего среднего образования, управленческой деятельности районных, городских отделов и управлений образования, общеобразовательных учебных заведений;
направлений инновационной деятельности, стадий их реализации;
эффективности взаимодействия с научными организациями, международными фондами;
уровня инвестиций в инновационные процессы развития общеобразовательных учебных заведений;
результативности внедрения инновационных образовательных технологий.
Объекты и инструментарий мониторинга
Объектами исследований были определены:
внедрение инновационных технологий в управленческую деятельность органов управления образованием, администраций общеобразовательных учебных заведений;
система формирования кадрового, учебно-методического ресурсов;
организация инновационной деятельности в общеобразовательных учебных заведениях автономии.
Инструментарием мониторинга является:
изучение деятельности управления образования Алуштинского (Огнева Г. И), отдела образования Армянского (Кузнецова Е. Д) городских советов, подведомственных общеобразовательных учебных заведений по организации инновационной образовательной деятельности;
квалиметрическое оценивание эффективности инновационной деятельности общеобразовательных учебных заведений указанных регионов (диаграмма 1);
Диаграмма 1
/>
анкетирование респондентов (согласно выборке по регионам);
анализ статистической информации.
Результаты мониторинга
В ходе мониторинга изучены материалы, поступившие из 21 региона Автономной Республики Крым.
Проведено анонимное анкетирование, обобщены результаты опроса следующих категорий респондентов:
руководители органов управления образованием – 17 человек (68% от запланированного количества);
заведующие районными (городскими) методическими кабинетами (центрами) – 22 (88%);
руководители общеобразовательных учебных заведений– 137 (84%);
практические психологи – 40 (85%);
учителя – 257 (103%);
учащиеся 10-11 классов – 1393 (94%).
По данным мониторинговых исследований в 2006/2007 учебном году в Автономной Республике Крым образовательные инновации внедряются в 309 общеобразовательных учебных заведениях, что составляет 60,5% от их общего количества. Увеличение их количества за последние 3 года составляет 49%.
В текущем учебном году только в 29 (58%) из 50 общеобразовательных учебных заведений нового поколения внедряются образовательные инновации, что в целом соответствует выводам республиканского мониторинга деятельности общеобразовательных учебных заведений нового поколения о недостаточной работе администрации большинства подобных учебных заведений по внедрению инновационных образовательных и управленческих технологий (решение коллегии МОН АРК от 26.04. 2006г. № 2/6 «Об итогах республиканского мониторинга деятельности общеобразовательных учебных заведений нового поколения»).
За последние три учебных года на 57% увеличилось количество общеобразовательных учебных заведений, в которых инновационные технологии внедряются на всеукраинском и республиканских уровнях (с 47 в 2004/2005 уч. г. до 82 в 2006/2007 уч. г).
По уровням внедрения инновационных технологий общеобразовательные учебные заведения распределяются следующим образом:
всеукраинский уровень — 14,2% общеобразовательных учебных заведений;
республиканский (региональный) — 31,2%;
локальный — 54,6%.
В 2006/2007 учебном году в 51 (16,5%) общеобразовательном учебном заведении инновационная деятельность находится на стадии эксперимента, однако статус экспериментального, утвержденный в установленном порядке, имеют только 27.
Увеличилось количество общеобразовательных учебных заведений, в которых разработаны и внедряются собственные инновационные проекты — 17 в 2004/2005 учебном году, 44 в 2006/2007 учебном году, в т. ч.9 и 27 городских, 8 и 17 общеобразовательных учебных заведений сельских регионов соответственно.
Наблюдается увеличение количества учащихся всех ступеней обучения, охваченных инновационными процессами. За последние два года этот показатель увеличился на 14% и в среднем составляет 51,4% учащихся, в т. ч. I ступени – 42,7%, II ступени – 55,7%, III ступени – 55,8%.
По направлениям внедрения инновационных технологий общеобразовательные учебные заведения распределились следующим образом:
обучение (дидактические инновации) – 55,6% общеобразовательных учебных заведений;
воспитание — 38,5%;
управление — 5,9%.
Данные показатели по автономии в целом соответствуют статистике внедрения педагогических инноваций в общеобразовательных учебных заведениях Украины.
Среди внедряемых педагогических инноваций наибольшее распространение в общеобразовательных учебных заведениях получили активные и интерактивные формы и методы обучения и воспитания, развивающие, модульно-развивающие, дифференцированные, информационные, компьютерные, личностно ориентированные технологии.
Результаты анкетирования учащихся 10-11-х классов свидетельствуют о том, что внедрение инновационных технологий, как правило, влечет за собой:
изменение форм и методов учебно-воспитательной работы (61,5% респондентов);
уменьшение учебной нагрузки (14,0%);
увеличение учебной нагрузки (29,5% респондентов).
Однако 13,3% респондентов отмечают отсутствие каких-либо изменений в учебно-воспитательном процессе.
Начиная с 2004/2005 учебного года, наблюдается незначительное увеличение количества общеобразовательных учебных заведений, в которых внедряются управленческие инновации с 3,1% до 5,9% в 2006/2007 учебном году. Вместе с тем, темпы внедрения остаются недостаточными. Управленческие инновации имеют место только в 8 из 21 регионах автономии, а именно: г. г. Армянск, Евпатория, Керчь, Симферополь, Бахчисарайский, Кировский, Ленинский, Сакский районы.
В ходе мониторинга проведен анализ качественного состава педагогических кадров, занимающихся реализацией инновационных образовательных технологий в общеобразовательных учебных заведениях:
52,5% учителей имеют высшую квалификационную категорию;
24,1% — квалификационную категорию «Специалист I категории»;
10,1% — квалификационную категорию «Специалист II категории»;
13,1% — квалификационную категорию «Специалист»;
0,2% — ученые звания.
Наблюдается увеличение числа учителей с недостаточным педагогическим опытом, принимающих участие в реализации инновационных образовательных технологий (на 2,1%), наряду с уменьшением количества учителей, имеющих высокую профессиональную компетентность (на 2,0%).
В целом педагогические кадры имеют достаточный уровень теоретической и научно-методической подготовки для внедрения образовательных инноваций (диаграмма 2).
/>
Психологическое сопровождение инновационных процессов, как необходимое условие их реализации на должном уровне, не обеспечено вследствие недостатка кадров. Обеспеченность общеобразовательных учебных заведений автономии практическими психологами в настоящее время составляет 54,5%. Оценка работы региональных психологических служб по организации психологического сопровождения инновационных процессов отражена в диаграмме 3.
/>
За период с 2004 по 2006г. г. активизировалось сотрудничество общеобразовательных учебных заведений с высшими учебными заведениями и научными организациями. Если в 2004/2005 учебном году научное сопровождение инновационных процессов обеспечивалось в 78 общеобразовательных учебных заведениях, то в 2006г. – в 135, что составляет 26,4% от их общего количества (данные об организации научного сопровождения представлены в диаграмме 4).
/>
Степень участия высших учебных заведений, оказывающих содействие в организации инновационной деятельности общеобразовательным учебным заведениям, следующая:
Крымский республиканский институт последипломного педагогического образования – 9,7% респондентов;
Республиканское высшее учебное заведение «Крымский гуманитарный университет», Таврический национальный университет им.В.И. Вернадского – 7%;
Харьковский авиационный институт – 5,4%;
Севастопольский национальный технический университет – 3,5%;
Республиканское высшее учебное заведение «Крымский инженерно – педагогический университет» – 0,7%.
Районными, городскими отделами и управлениями образования, как правило, осуществляется изучение и оценивание результатов инновационной деятельности общеобразовательных учебных заведений. Распространенными формами являются анкетирование, наблюдение, творческий отчет, тематическая проверка, тестирование, реже применяются рейтинговая система, мониторинговые исследования (диаграмма 5).
/>
Темпы внедрения инновационных процессов в общеобразовательных учебных заведениях напрямую зависят от инвестирования. За период 2004 — 2006г. г. инвестиции в инновационные процессы общеобразовательных учебных заведений составили 4213,99 тыс. грн. (средства местных бюджетов — 61,5%, привлеченные средства — 38,5%), в т. ч.:
2004/2005 учебный год – 1055,72 тыс. грн.;
2005/2006 учебный год – 1791,45 тыс. грн.;
2006/2007 учебный год – 1366,82 тыс. грн.
Наблюдается сокращение инвестиций в образовательные инновации в 2006/2007 учебном году в сравнении с предыдущим учебным годом. Вместе с тем, учебно-методическое обеспечение инновационной деятельности в общеобразовательных учебных заведениях автономии в среднем составляет 52% (в 2004г. – 43%). При этом, имеет место как 100% учебно-методическое обеспечение инновационной деятельности в г. г. Алушта, Саки, так полное его отсутствие в Красногвардейском районе.
Материально-техническое оснащение инновационных процессов по автономии в среднем составляет 38% (2004г. – 22%). По оценке респондентов степень учебно-методического обеспечения, материально-технического оснащения составляет 3,5 и 2,5 балла соответственно (диаграммы 6,7).
/>
/>
Должное внимание инвестициям уделяется в Сакском районе, где с 2004г. по 2006г. на развитие инновационных процессов выделено1430,0 тыс. грн как за счет средств местного бюджета, так и привлеченных средств, что составляет 33,9% от общей суммы инвестиций в Автономной Республике Крым.
В 2006/2007 учебном году увеличился объем инвестиций на развитие инновационной образовательной деятельности в г. г. Джанкое, Евпатории, Керчи, Симферополе, Бахчисарайском, Советском районах.
В г. Алуште, Белогорском, Джанкойском, Кировском, Красногвардейском, Красноперекопском, Ленинском, Первомайском, Симферопольском районах в местных бюджетах вообще не предусмотрены средства на инвестиции.
Результаты проведенного мониторинга свидетельствуют о наличии определенной системы в деятельности органов управления образованием г. г. Алушты, Армянска по организации инновационной деятельности в подведомственных общеобразовательных учебных заведениях, а именно:
решены вопросы нормативно-правового и организационного обеспечения инновационной деятельности;
организовано участие педагогических работников общеобразовательных учебных заведений в разработке авторских программ спецкурсов, учебно-методических пособий, в проведении республиканских и международных семинаров, конкурсов по инновационной деятельности;
осуществляется реализация образовательных программ, в том числе: «Культура добрососедства», «Равный – равному», «Гражданское образование», «Крымский веночек», «Школа против СПИДа», «Партнерство школ», «Экономика и экология», «Мое будущее – Украине» и др.
В ходе мониторинга выявлены факторы, негативно влияющие на организацию инновационной деятельности в общеобразовательных учебных заведениях Автономной Республики Крым в целом, и недостатки в деятельности органов управления образованием:
отсутствие в полном объеме условий, необходимых для развития инновационных процессов в общеобразовательных учебных заведениях, а именно:
изменения стиля управления со стороны руководителей как органов управления образованием, так общеобразовательных учебных заведений;
целевых инвестиций в инновационные процессы;
укрепления и развития учебно-материальной базы;
теоретической и научно-методической подготовки педагогических и руководящих кадров;
научного сопровождения инновационной образовательной деятельности со стороны высших учебных заведений и научных организаций;
широкой пропаганды среди учащихся и родителей имеющихся педагогических инноваций;
недостаточное внедрение в практику работы органов управления образованием, методических кабинетов, руководителей общеобразовательных учебных заведений управленческих педагогических инноваций;
отсутствие в практике работы органов управления образованием проведения мониторинговых исследований инновационной деятельности общеобразовательных учебных заведений;
недостаточная эффективность деятельности региональных психологических служб по психологическому сопровождению инновационных процессов;
отсутствие координации работы учебных заведений по вопросам апробации и внедрения образовательных инноваций в учебно-воспитательный процесс;
недостаточная организация работы по внедрению образовательных инноваций в общеобразовательных учебных заведениях нового поколения;
отсутствие в полном объеме документации, подтверждающей статус экспериментальных общеобразовательных учебных заведений.
/>
/>
/>