Реферат по предмету "Педагогика"


Методика обучения декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования

--PAGE_BREAK---                   высокоразвитые умения педагогического взаимодействия, дающие специалистам возможность адекватно оценивать педагогическую ситуацию, правильно понимать воспитанников, коллег, взаимодействовать с воспитанниками на уровне сотрудничества;
-                   наличие координационного Совета по вопросам интеграции в УДО детей;
-                   стимулирование процессов интеграции в учреждении;
-                   создание системы управления внутренней интеграцией;
-                   контроль и мониторинг результатов интеграции.
Аналитико-рефлексивный компонент интеграции в условиях учреждения дополнительного образования составляют умения определять результаты интегративной деятельности, осуществлять самооценку, рефлексию и самоанализ собственной педагогической деятельности.
Аналитико-рефлексивный компонент модели «внутренней интеграции» составляют умения педагогических работников в области педагогического анализа процессов интеграции:
-                   умения анализировать и обобщать результаты интеграции внутри УДО детей;
-                   осуществление самоанализа процессов интеграции и рефлексию собственных действий на основе интеграции в УДО;
-                   мониторинговые умения по вопросам интеграции в УДО детей[4].
1.3 Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования Образовательный блок «Искусство» как системная педагогическая структура реализует качественное обучение предметов художественно-эстетического цикла по всем направлениям творческой деятельности от ступени к ступени, изначально, как это и заложено самой ПРИРОДОЙ, определяя ученику место ТВОРЦА и СОЗДАТЕЛЯ, способного созидать и создавать[5].
Многоступенчатая система обучения в образовательном блоке «Искусство» состоит из трех ступеней.
1 ступень обучения /элементарное образование/ — это занятия изобразительного искусства как благодатная почва для развития творческого мышления учащихся и формирования потребности к творческому самовыражению, перерастающие в новую дисциплину – «История изобразительного искусства», которая является не просто уроком изучения биографий отдельных художников, это уроки красоты, мудрости, уроки изучения истории развития человечества, изучение его философии посредством знакомства с творчеством художников и формированием особого понимания творчества как одного из основных двигателей развития цивилизации.
2 ступень обучения – школа творчества как условие для роста первых ростков творчества с открывающейся в дальнейшем возможностью их развития на третьей ступени обучения, построена на принципе желания учащихся и добровольности посещения.
3 ступень обучения – это элитарное обучение – творческая мастерская как творческая лаборатория, создающая предпосылки для творческого формирования личности и обеспечивающая необходимый образовательный уровень, открывающий возможность дальнейшего обучения в художественных училищах и вузах. Обучение изобразительной деятельности – это длительный единый и неделимый процесс на всех этапах обучения.
Первая ступень обучения является основным творческим фундаментом для дальнейшего обучения. Уроки изобразительного искусства сочетают в себе гармоничную связь «школы» и «творчества». Где под понятием «школа» подразумевается приобретение основополагающих знаний, умений и навыков в технике рисунка, живописи и декоративно-прикладного искусства. Понятие «творчество» несет в себе развитие творческого поиска учащихся, потребность к самовыражению, а так же развитие абстрагированного мышления. Программа предусматривает знакомство с картинами художников в начальной школе, с последующим изучением теории изобразительного искусства в старшем возрасте.Раздел «Тематическое рисование» наряду с непосредственными задачами обучения изобразительной деятельности (т.е. овладения определенными навыками в области композиции, рисунка, живописи) имеет системный потенциал развития потребности у учащихся в высказывании своего мнения по тем или иным вопросам, возникающим в процессе познавания окружающего мира, с помощью формирования и развития образного языка изобразительного искусства на уроках данного цикла. Открывается ресурс большого воспитательного воздействия — на процесс формирования нравственности учащихся.
«Нестандартная тематика», применяемая на занятиях, позволяет вывести учащихся на необходимый эмоциональный уровень, позволяющий уже неравнодушно, небезразлично относиться к заданию. На уроках тематического рисования, как правило, не дается готовой заготовки темы, например, «Как я провел летние каникулы», а та же тема подается в необычном ракурсе: «Как-то однажды летней ночью…», без окончательной формулировки, и оставляя право ему самому поставить точку в задании, сугубо индивидуальную, тем самым вызывая естественный интерес учащегося к работе, чем уже сама по себе работа становится для него небезразличной, а отсюда следует и результат[6].

2. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО НА ЗАНЯТИЯХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2.1 Организация и содержание занятий Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного концептуального программно-методического обеспечения деятельности как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения. Цели и задачи последних должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы. Это весьма серьезная задача, решение которой может быть рассчитано на несколько лет и вестись под руководством наиболее квалифицированных педагогов школы или других специалистов: методистов из учреждений дополнительного образования детей, преподавателей ИПК, научных сотрудников.
Образовательные программы, которые предполагается использовать преимущественно в условиях общеобразовательных учреждений, должны, с одной стороны, компенсировать недостатки школьного образования, а с другой – учитывать его достоинства. Поэтому педагоги дополнительного образования при разработке своих авторских программ должны познакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием его дополнительной образовательной программы. Это может стать хорошей основой для совместной творческой работы с учителями-предметниками[7].
Развитие системы дополнительного образования детей становится по-настоящему эффективным, если дополнительные образовательные программы соответствуют интересам и потребностям школьников, учитывают реальные возможности их удовлетворения в конкретном учреждении, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие.
Разработка дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает учет ряда принципов:
-                   ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;
-                   формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;
-                   обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;
-                   развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;
-                   обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента;
-                   реализация единства образовательного процесса.
Дополнительные образовательные программы нового поколения должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытого типа, т.е. ориентированными на расширение, определенное изменение с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования. На их основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социально-культурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям конкретного общеобразовательного учреждения, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов[8].
Рассмотрим, насколько эти положения реализуются в студии «Вдохновение», образованной на базе Дома Культуры.
Цель деятельности: развитие и исследование материально-художественного творчества детей.
Задачи деятельности:
-                   Подготовка детской аудитории к встрече с экспозицией художественного музея.
-                   Приобщение детей к изобразительному искусству и культуре.
-                   Формирование и развитие творческих начал личности через общение в музейной среде и материально-художественную деятельность.
-                   Разработка и реализация выставочных проектов студии.
-                   Коллекционирование детского изобразительного творчества.
-                   Комплексное изучение детского художественного творчества (педагогика искусства, психология).
Программа «Творчество» направлена на развитие творческих способностей детей.
Основные задачи:
-                   Дополнить и обогатить гуманитарно-эстетические знания, получаемые детьми в школе.
-                   Выявить способных детей и создать условия для их самореализации.
Программа «Мастерство» построена на парадигме самореализации личности через участие ребенка в постоянной группе или временном творческом объединении, сформированных по интересам.
Основные задачи:
-                   Воспитывать уважительное отношение к педагогическому труду и профессиональному мастерству.
-                   Предоставить ребенку свободу выбора деятельности.
-                   Способствовать развитию личностных качеств, умений, навыков ребенка через участие в жизни профильного отряда или творческого объединения.
-                   Создать адекватные педагогические условия успешной социализации растущей личности.
-                   Оказывать позитивное влияние на развитие личности через субъект-субъектные отношения.
2.2 Планирование работы. Тематический план О необходимости воспитания самостоятельной, инициативной и творчески активной личности в настоящее время говорят и пишут много. Бесспорно, проблема самоопределения растущей личности является сегодня одной из самых востребованных в педагогической науке и практике.
Психолого-педагогический смысл феномена самоопределения строится на понимании этого процесса как сознательного выявления и утверждения личностью собственной позиции в проблемных ситуациях. Если же учебную ситуацию, создаваемую педагогом на занятии, рассматривать как некое подобие жизненной проблемной ситуации, то ребенок, как мы убедились, имеет возможность постоянно осуществлять выбор. В таком проблемном образовательном поле ученики постепенно накапливают ценный индивидуальный опыт самоопределения.
Кто-то может возразить: а если растущий человек не хочет самоопределяться на уроках (занятиях) искусством или в учебной деятельности вообще? может быть, для него возможность позиционно определить себя связана с другими сферами жизнедеятельности, а зачастую и с вредными привычками или асоциальным поведением? Безусловно, личностное позиционное самоопределение может формироваться разными способами. Сверхзадача, предназначение педагога-воспитателя — добиться того, чтобы в качестве возможного пространства для самоопределения ребенка стали не разрушающие, а созидающие человека сферы деятельности. Одной из них и является учебно-познавательная, творчески ориентированная деятельность.
Один из эффективных путей самоопределения личности — занятия искусством. Практика показывает, что личностные преобразования, изменения под воздействием «общения» с искусством могут не являться для ребенка жизненно необходимыми сегодня. Однако они наделяют нынешнего школьника ценным опытом — механизмами преодоления реальных кризисов в более отдаленном будущем, помогают ребенку осмысливать, переживать, преодолевать будущие проблемные ситуации. Следовательно, личностный смысл, рождающийся у ребенка при общении с искусством, является при этом одним из содержательных элементов культуры самоопределения в целом.
Проблемные ситуации на занятиях искусством, несомненно, являются стимулом для творческого развития личности. В опыте творческого самоопределения интеллектуально-познавательная и личностно-смысловая составляющие тесно взаимосвязаны. Становясь всё более устойчивым, опыт творческого самоопределения может проявляться и вне занятий: в общении, в открытом социуме. В личностно-психологическом плане опыт творческого самоопределения для ребенка является неким «фондом развития», обеспечивающим процесс взросления.
Важнейшими условиями для создания атмосферы творчества и возможности «определения себя» как «творца» идеи, замысла, проекта служат следующие содержательно-процессуальные ресурсы: педагог в максимально возможной мере должен избегать чисто информационного способа передачи знаний; в основе обучения и воспитания должна находиться совместная (сотворческая) деятельность взрослого (педагога) и детей; все сценарии занятий обязательно выстраиваются по логике «прочувствовать — осознать — выявить свое отношение»; учебные занятия, в зависимости от необходимости, должны быть построены в диалогической форме, в сочетании с групповой, индивидуальной и коллективной формами организации творческой деятельности; в процесс обучения обязательно включаются элементы эвристической дискуссии; целостное представление обучающихся о художественной образности должно складываться на основе комплексного воздействия разных видов искусства.
Общеизвестно, что занятия искусством, то есть, в широком смысле слова, занятия творчеством, развивают у детей индивидуальность, самобытное видение мира, формируют творческие задатки и способности. При этом совершенно ясно, что «мозаика» освоенного ребенком культурно-художественного материала и «калейдоскоп» проявлений своего уникального творческого «Я» у детей будут разными. Не может быть двух учеников, одинаковых по характеру и результатам обучения, как не может быть и двух композиторов, написавших одно и то же музыкальное произведение.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат О совершенствовании учетно-информационной инфраструктуры менеджмента
Реферат Русский дневник Дж Стейнбек 1947г
Реферат Понятие и признаки нормы права 2
Реферат Степные наследники Великого переселения народов
Реферат Тепловой и аэродинамический расчет парового котла ДЕ-4-14ГМ
Реферат Кесарево сечение мелких домашних животных
Реферат Прогнозирование термодинамических свойств 234-Триметилпентана 2-Изопропил-5-метилфенола 1-Метилэтилметаноата
Реферат Салтыков-Щедрин Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
Реферат Проблематика персональности как функционально-семантической категории русского глагола
Реферат Изабелла Арагонская королева Франции
Реферат Формирование и строение Усойского завала
Реферат Система национальных счетов 19
Реферат Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства пребывающих проживающих
Реферат Витамины и организм человека
Реферат 394087 Россия, г. Воронеж, ул. Тимирязева, 13а, Тел./ факс (4732) 53-85-50(многоканальный