--PAGE_BREAK--
— А как бы вы ответили на вопрос: что это за страна? В чем ее главная сила? Своими ответами ученики выражают тот идейный смысл, который несут художественные образы этой сказки.
Урок заканчивается чтением слов Гайдара о счастье: «Что такое счастье — это каждый понимает по-своему. Но все вместе люди знают и понимают, что надо честно жить, много работать и крепко любить и беречь эту огромную и счастливую землю».
Учительница Новосибирской школы №158 Г.М. Гамзаева работала на уроках чтения со сказкой «Айога». Этот педагог строит работу со сказкой своеобразно. Он создает на уроке атмосферу постепенного погружения в особый мир каждой конкретной сказки, точно чувствуя ее многослойность и качественную неоднородность. При этом особое внимание уделяет познанию языка сказки — ее первого слоя, помогающего читателю осмысленно и прочувствованно проникнуть в глубину предметного и идейного содержания «сказочного мира», т.е. в другие его слои. Сказка «Айога» достаточно знакомая по языковым средствам и вполне доступная для детей по фактическому содержанию, очень глубока по внутреннему смыслу, подтексту. Если учитель заботится о воспитании вдумчивого читателя с развитым воображением, образной памятью и чувством поэтического слова (а именно это и я является главной целью в работе на уроках чтения Г.М.Гамзаевой), то необходимо приблизить ребенка к пониманию подтекста сказки, ее нравственного содержания, помочь почувствовать, как важно быть хорошим, добрым, внимательным человеком, способным слушать и слышать не только себя, но и других. Человек по-настоящему красив лишь тогда, когда у него красивая душа, а не только внешность. Сказка «Айога» ведь и об этом, но об этом говорить напрямую с первоклассниками очень трудно. Да и нужно ли им? Лучше о сказке говорить языком сказки, чувствуя ее интонацию, ее особый ритм, аромат точно найденного сказочником в той или иной ситуации слова. Но ведь все это тоже не лежит на поверхности. У этой сказки, как и любой другой, есть своя тайна. Надо подобрать ключ, чтобы открыть ее. И Галина Марковна Гамзаева сумела это сделать со своими первоклассниками в процессе очень любопытного совместного поиска.С чего он начался? С подготовительной работы к восприятию сказки, в процессе которой учительница ввела детей в атмосферу сказочных событий и создала своеобразный прецедент для поиска. Чтобы первоклассники поняли, что им предстоит знакомиться со сказкой северного народа, Галина Марковна предложила им рассмотреть выставку иллюстраций Е.М. Рачева к сказкам северных народностей.
Дети с удовольствием объясняли друг другу, почему они считают животных, изображенных на картинках Е.М. Рачева, сказочными персонажами. Внимательно рассмотрев иллюстрации, на которых изображены знакомые незнакомцы, дети сделали шаг к усвоению нового пласта «сказочного мира». В ходе работы с картинками в лексикон учащихся были введены новые слова: нарты, пум, яранга, тундра, кочевники, малица, стойбище. Дети ощутили торжественную мелодию каждого слова, их многокрасочную северную палитру благодаря удивительным рисункам Е. Рачева и гибкой интонации Г.М. Гамзаевой. Первоклассники смогли пропеть новые слова и представить образы, стоящие за ними. Им захотелось побольше узнать о жизни, обычаях северных народностей, услышать их сказки. Именно сейчас возникла необходимость в рассказе учителя, коротком, с живыми подробностями, запоминающиеся тем, что и делает Гамзаева. После рассказа учителя выходит заранее подготовленный ученик в рубашке, расписанной узорами нанайцев вверху, внизу, на рукавах и исполняет стилизованную песню. Далее учитель включает детей в беседу-поиск:
— Вы обратили внимание на восклицание охотника, дважды повторяющееся в этой песне? Оно по-разному звучит: в первом случае в нем содержится предупреждение, а во втором — радость, удовлетворение от удачной охоты. А теперь посмотрите на название сказки «Айога», с которой мы сейчас познакомимся. Что интересного вы заметили в этом слове? В нем есть это восклицание «Ай-о». Восклицание это, как мы убедились, может звучать по-разному, значит, и слово Айога тоже может звучать по-разному. Сам текст сказки поможет услышать, как это слово будет звучать в разные моменты, и понять почему ему присуще такое разное звучание. Ваша задача состоит в том, чтобы внимательно вслушаться в содержание сказки, проследить за тем, как развиваются события, и найти ключик к тайне, которая содержится во второй части этого слова. Знакомство со сказкой «Айога» происходит следующим образом. Вступительную и заключительную части Галина Марковна рассказывает, а центральную — «Разговор Айоги с матерью и отцом» воспринимают не только как внимательные слушатели, но и как активные зрители, которых их же товарищи порадовали замечательным кукольным представлением. Важно чтобы первая встреча с произведением была запоминающейся. Именно так и произошло на уроке. Встреча состоялась и задела за живое.
После первого восприятия работа над текстом была построена в форме постепенного погружения в многослойную ткань сказки. При этом широко использовались такие приемы, как работа над выбором верной интонации и пантомимических средств выразительности при произнесении отдельных слов и реплик; использование подвижных иллюстраций; осмысление слов-характеристик поступков персонажей, их внутреннего состояния; додумывание некоторых сцен с целью проникнуть в подтекст сказки. Сказка пришла на урок со своей тайной. Учитель, мудрый и добрый, дал детям ключик, и они повернули его в нужном направлении.
Кандидат педагогических наук М.Е. Львова считает, что богатый материал для развития детского воображения и творчества представляют русские народные сказки, недаром они составляют значительную часть текстов, на которых дети постигают богатство родного языка. Учитель делится своим опытом работы над сказкой на уроках чтения и русского языка. Процесс развития воображения и на его основе самостоятельного детского творчества М.Е. Львова разделила на 2 этапа. Первый был во 2 классе, где проводили работу над русскими народными сказками о животных. Эти сказки самые древние, невелики по размеру и более просты по своей композиции. Вместе с тем именно здесь ставили перед собой задачу - ответить на многие возникающие у детей вопросы. Для этого в ряде школ провели устный опрос с целью выяснения, что же знают дети о сказках вообще и сказках о животных, в частности, осознают ли они, чем сказка отличается от рассказа и почему она носит название народной. На вопрос, любят ли второклассники сказки, все ответили утвердительно, но почему сказки называются сказками, да ещё народными, правильных и полных ответов не дали. В массовой школе на уроках чтения во 2 классе учителя предлагают детям прочитать текст и по вопросам передать своими словами содержание сказки. При этом учитель, обращаясь к детям, употребляет научные термины, смысл которых в этом возрасте юному читателю не совсем ясен. Поэтому М.Е. Львова считает, что детям на уроках необходимо объяснять, что же такое сказка, народная, авторская, где у сказки зачин, концовка и так далее.
Учитель начальных классов С.Ю. Аншакова рассматривает пути работы над эпитетами. В сказках представлены эпитеты, характеризующие персонажей, чудесные предметы, определяющие места сказочных событий. Эпитеты, характеризующие действующих лиц волшебной сказки, обозначают возраст, внешние данные, физические качества персонажа, его сословную принадлежность. Традиционно в сказке выделяется общее свойство (молодость, старость, красота), которое не конкретизируется и, как правило, имеет значение для развития действия. На этапе анализа волшебной сказки можно предложить такое задание: найди в тексте сказки определения к словам: Елена (прекрасная), девица (красная), дочь (царская) и так далее.
Учитель начальных классов Е.В. Свиридова видела необходимость в привитии детям первоначальных навыков анализа произведения. Наиболее доступен и понятен младшим школьникам сюжетно-образный анализ. Он позволяет учителю совместно с учащимися наблюдать за особенностями композиции, сюжета, авторской позиции, языка. Е.В. Свиридова рассматривает это на примере сказки. Сначала она определяет с детьми, к какому из 3-х видов относится сказка. Далее наблюдает композицию сказки. В большинстве сказок есть присказка. Её роль сходна с ролью былинного запева и в редких случаях является завязкой сюжета. Цель присказки: подготовить аудиторию к слушанию сказки.(например, присказка в одной сказке звучит так: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…»). Обращается внимание детей на то, что волшебные сказки восходят к глубокой древности. В них сохранились древние верования, представления о водяном царе, леших и русалках (это признаки язычества). Ту же цель преследуют и сказочные зачины: « В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» и так далее. Усложнённость сюжета – характерная черта волшебной сказки. В ней нет развивающихся характеров, действия героев лишь воспроизводятся, и только через них раскрываются характеры. Поэтому при анализе целесообразно задать вопрос: «По каким поступкам героя мы можем судить о его характере?» Большое внимание Е.В. Свиридова уделяет двум видам анализа сказок: 1. Стилистический (языковой) анализ показывает, как в подборе слов-образов проявляется авторское отношение к изображаемому. Толковаться должны не слова, а образы, созданные из этих слов. Работа должна быть направлена на то, чтобы помочь детям уяснить смысл произведения, мысли и чувства автора. Рассматривается сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Прежде всего, нужно найти в тексте, какими словами, выражениями описаны герои сказки: «Алёнушка – дочка, сестрица, красна девица; ожила и стала краше, чем была». «Иванушка – сынок, братец, козлёночек». Видно, что большинство слов имеет уменьшительно-ласкательный суффикс, да и назвал автор своих героев ласково: Алёнушка и Иванушка. Относится он к своим героям с любовью, жалостно. Следовательно, можно сделать вывод, что герои эти положительные, только вот несчастье случилось с Иванушкой, так как он ослушался свою сестру. В последнее время при стилистическом анализе стали чаще использовать приём стилистического эксперимента, где происходит замена названий, строк, определений и так далее. Например, заменим название сказки: «Сестра Алёна и брат Иван». Звучит? Нет.
2. Проблемный анализ – это анализ проблемных вопросов и ситуаций. Постановка проблемных вопросов целесообразна при чтении тех произведений, в которых встречаются ситуации, предполагающие различное понимание героев, их действий и поступков, эпических проблем, затронутых автором.
Знакомясь с педагогическим наследием В.А. Сухомлинского, учитель начальных классов Т.Б. Биричевская обратила внимание на одну цитату: «Через сказку, фантазию, игру из неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребёнка». Из этих слов родилась идея научить детей сочинять сказки, которая за несколько лет оформилась в систему работы над развитием литературного творчества младших школьников. Т.Б. Биричевская говорит, что склонность к творчеству присуща ребёнку. По утверждению психолога Л.С. Выготского, творчество – норма детского развития. Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определённым образом (пассивно-подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решений выбрать самостоятельно для своих детей один из них (активно-подражательная деятельность, и, наконец, он может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Каждый ученик на определённом этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени. Это должен учитывать учитель. Особенностью ребёнка младшего школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность придумывать, сочинять. Поэтому, начиная с первого класса, Т.Б. Биричевская учит детей сочинять сказки. Система работы, по словам Т.Б. Биричевской включает в себя следующие этапы:
1. Первый класс. Устная работа над сказкой (подготовительный этап). Уроки обучения грамоте.
2. Второй класс. Письменная работа над сказкой. Русский язык. Развитие речи. Кружок «Сочиняем сказку»
3. Третий класс. Написание творческих работ (сочинений-рассуждений). Чтение. Внеклассное чтение. Развитие речи. Кружок «Сочиняем сказку».
4. Результат работы – рукописная книга «Наши сказки».
Для учащихся со слабым вниманием и памятью, с плохо развитой речью и мышлением лучше всего подходит форма урока по сюжету какой-либо сказки. Е. Г. Циганкова делится своими наработками с другими учителями.
Цели занятия:
— развитие внимания, артикуляционных навыков устной речи, координации движения, слуховой и зрительной памяти, умение узнавать и различать форму плоских предметов;
— развитие цветоощущения, усвоение соответствия части и целого;
— умение разбирать сложную задачу на несколько простых;
— воспитание умственной активности, интереса к учебной деятельности.
В начале занятия проводится небольшая разминка, предлагаем детям игру «Внимание». Показываем детям карточку с каким-либо рисунком. Затем карточка убирается, а детям по памяти надо её нарисовать. Разминка закончена. Объявляется тема занятия: знакомство с новой русской сказкой, название которой дети составляют из слов, написанных на доске: страха велики у глаза – у страха глаза велики. Задаём вопрос: «Кто знает, когда так говорят? (ответы). Более точно вы можете ответить, прослушав сказку, Прослушав сказку, дети должны справиться с хитрым заданием, Они должны написать то, из-за чего начался весь этот переполох. (Яблоко)
.
2. Государственную практику я проходила в городе Северске в 193 школе в 4«Г» классе (ЗПР).
Тема моей курсовой — «Методика работы над сказками», поэтому на протяжение всей практики я пыталась внедрить в учебный процесс полученные знания по этой теме.
Известно, что дети очень любят сказки, так как в них есть необычное, происходят всевозможные превращения. Через сказку я старалась научить детей любить труд, слушаться старших, помогать людям, так же, как и герои в любимых детских сказках. Особенно старалась прививать (воспитывать) любовь к природе, человеку, животным (К. Паустовский «Стальное колечко»).
Во время практики я работала только над сказкой К. Паустовского «Стальное колечко» (по программе), а также провела ряд таких мероприятий, как:
— КВН;
— «Поле чудес» (по сказкам);
— внеклассную работу по теме «Учимся сочинять сказки».
Хочу поподробнее остановиться на этих делах, раскрыть их содержание, показать какую цель я ставила перед собой и каких результатов добилась, к каким выводам пришла.
I Урок по сказке в четвертом классе (первый)
Тема: К. Паустовский «Стальное колечко».
Цели:
1. познакомить учащихся со сказкой К. Паустовского «Стальное колечко»;
2. умение выразительно читать, развивать эмоциональное мышление, внимание к художественному слову;
3. воспитывать любовь к труду, природе.
Ход урока:
I Проверка домашнего задания.
1. Выборочное чтение.
2. Итог.
II Сообщение темы урока.
1. Словарная работа: тесовые крыши, цигарка, безымянный, сапер, метелица, околица;
2. Чтение текста учащимися;
Составление рассказа о девочке Варе по плану:
1) Какой была Варя?
2) Что заставило девочку пойти в соседнее село?
3) Почему она угостила бойцов махоркой?
4) Чему больше всего она огорчилась потеряв колечко?
5) На какой палец надела Варюша кольцо, когда нашла его?
6) Почему ей расхотелось покинуть свой край с помощью «волшебного колечка»?
III Рассказ у доски учащимися.
— Выводы, воспитательное значение сказок.
— Домашнее задание — пересказ сказки, рассказ о Варе.
II Урок по сказке в четвертом классе (второй)
Тема: К. Паустовский «Стальное колечко»
Цели:
1. повторить с учащимися содержания сказки;
2. работать над выразительностью чтения, привлекать внимание к художественному слову;
3. воспитывать любовь к сказкам.
I 1. Проверка домашнего задания.
— Вспомним содержание сказки, а помогут нам в этом иллюстрации (на доске висят вразброс иллюстрации)
— Расположите иллюстрации в нужной последовательности
— Работа по иллюстрациям (рассказ о Варе учащимися)
2. Пересказ текста учащимися (поставлена цель).
Микроитог по ответам ребят.
II Продолжение работы над сказкой:
1. выборочное чтение
2. беседа по вопросам
3. Итог
На первом уроке я рассказала ребятам о сказке (что такое сказка?), об авторе сказки «Стальное колечко», показала им портрет.
Затем учащиеся вслух читали по абзацам сказку, после чего ученики высказывали свое мнение о том, что им больше понравилось и запомнилось, а также вместе с учителем составляли рассказ.
На втором же уроке происходила защита рисунков самих ребят, а также рассказ о Варе по картинному плану. Было заметно, как иллюстрация активизирует внимание учащихся, интерес к сказке.
Микроитог.
Сказка К. Паустовского «Стальное колечко» несет в себе как образовательную цель, так и воспитательную.
Учителю важно это увидеть. Учащиеся узнают о приходе весны, какие изменения происходят в природе, о признаках весны.
Воспитательная же цель заключается в том, что автор через образ Вари показывает положительную героиню, любящую свою родину и людей, способную прийти на помощь и помочь.
По-моему, работая над сказкой, необходимо учить учащихся внимательно следить за содержанием изучаемого произведения: исправлять ошибки при чтении, находить сравнения, то есть показать, что автор использует в тексте прием сравнения и для чего он это делает.
На этих уроках попыталась использовать разные виды работ: выборочное чтение, пересказ, составление рассказа — одним словом, осуществляла большую работу по развитию речи учащихся.
Все это необходимо делать учителю для того, чтобы учащиеся могли воспринять эту сказку целостно.
Хорошо было заметно, что учащимися эта сказка была воспринята осознанно.
Ребята активно составляли рассказ о Варе, отвечали на вопросы учителя и приводили примеры из жизни.
III КВН
Цель:
1. проверить знание сказок, познакомить с разными сказками: волшебными, бытовыми.
2. воспитывать добрые чувства.
Ход КВН:
— Сегодня мы проводим КВН по сказкам. И для этого, ребята, нам нужно разделиться на две команды. Болельщики будут помогать своим командам.
1. Разминка для команд
— какую песенку пел колобок?
— Что пела коза своим семерым козлятам?
— Кто сможет правильно позвать Сивку-Бурку?
— Кто может позвать Иванушке сестрицу Аленушку?
2. «Отгадай автора!!»
Следующее задание будет таким. Команды должны назвать автора сказки:
А) «Золушка»;
Б) «Буратино»;
В) «Бременские музыканты»;
Г) «Морозко».
3. А теперь пришло время болельщиков. Вам придется немного подумать. Кто из вас больше угадает сказок, принесет своей команде дополнительный балл.
1. … Побежала мышка-мать
Тетю лошадь в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать (Сказка о глупом мышонке)
2. …Ох, ох, ох! Это я Лечея-Плачея. Иду с дальней дороги, ноженьки попритерла, намочил меня дождик. Пусти, дружок, обогреться, хвост обсушить (Заячьи слезы)
3. Несет меня лиса
За темные леса,
за высокие горы,
в далекие страны!
Котик-братик,
Спаси меня (Кот, петух и лиса)
4. Терентий, Терентий,
А кто за телегой бежит?
Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!
Жеребенок! (Лиса и тетерев)
— Молодцы! Вы прекрасно знаете эти сказки.
— Пока вам приходилось работать только головой, а сейчас вам нужны будут ваши руки, ноги, быстрота, ловкость.
Играют болельщик + игрок. Стоят три кегли, и по окончании музыки надо взять кегли.
4. — За время игры ваши головы отдохнули. В следующем задании команды должны угадать, к какой сказке относятся данные отрывки:
1) С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? (Буратино)
2) Сейчас потолкуем
О книжке другой-
Тут синее море,
Тут берег морской…
О жадной старухе
Рассказ тут пойдет.
А жадность, ребята,
К добру не доведет…
И кончится дело
Все тем же корытом.
Но только не новым,
А старым, разбитым (Сказка о рыбаке и рыбке)
3) Появилась девочка
В чашечке цветка,
А была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Девочка спала
Вот какая девочка,
Как она мала!
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-мальчишку (Дюймовочка)
4) Кто-то за кого-то
Ухватился крепко:
— Ох, Никак не вытянуть!
— Ох, засела крепко!
Но еще помощники
Скоро прибегут…
Победит упрямицу
Дружный общий труд
Кто засел так крепко?
Может это… (Репка)
5. — Назовите сказки, в которых главные герои (показываю)
А) волк;
Б) заяц;
В) лиса;
Г) петух.
6. Вспомните название сказки, в которых действующие лица:
А) колобок, бабка, дед, внучка, мышка, лиса;
Б) дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка.
7. Ребята, а теперь посмотрим, какая же команда знает больше детских песен? (под баян дети поют).
8. Командам задаются вопросы:
А) В чем хранилась смерть Кощея?
Б) В какой сказке присутствуют все времена года?
В) В какой сказке главный герой ездил на печи?
Г) В какой сказке для того, чтобы разбудить Царевну, потребуется поцеловать ее?
9. И последнее задание будет таим: какая из команд назовет больше сказок Пушкина (названия сказок команды называют по очереди).
Жюри подсчитывает баллы, подводит итоги, выявляет победителя (поздравления). продолжение
--PAGE_BREAK--