КУРСОВАЯРАБОТА
ПО ТЕОРИИ ИМЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ
РУССКОМУЯЗЫКУ
МЕТОДИКАПРЕПОДАВАНИЯ НАРЕЧИЙ И СЛОВ КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ В ШКОЛЕ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. НАРЕЧИЯ И СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ В СОВРЕМЕННОМРУССКОМ ЯЗЫКЕ
1.1 Общие принципы и методы преподавания морфологии в школе
1.2 Наречие и слова категории состояния как части речи
Глава 2. НАРЕЧИЯ И СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ В СИСТЕМЕПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
2.1 Методика преподавания наречий
2.2 Методика преподавания слов категории состояния
Заключение
Литература
Приложение 1. План урока по теме: «Слитное и раздельное
написание НЕ с наречиями на -о и –е»
Приложение 2. Контрольный диктант
Введение
Чтобы учащиеся овладелиграмотным русским литературным языком, им необходимо усвоить его основныекомпоненты: звуковую систему, лексику, грамматический строй, условия егоформирования и функционирования. В процессе обучения у учащихся формируетсяпредставление о наречии как о своеобразной лексико-грамматической группе слов,соотносимой с другими знаменательными словами: прилагательными,существительными, глаголами, числительными, местоимениями. Эта тема порождаетопределенные трудности опознавания учащимися этой грамматической категории.Кроме того, сравнительно мало уделяется внимания такой теме, как слова категориисостояния. Эта область методики в настоящее время слабо разработана. В связи сэтим работа является актуальной.
Цель курсовой работы заключается в тщательной проработкеметодики преподавания наречий и слов категории состояния в школе. Исходя изэтого цели в работе были поставлены следующие задачи:
– раскрыть общие принципыметодики преподавания морфологии;
– отразить наречие икатегорию состояния как части речи;
– показать основныепринципы методики преподавания наречий и категории состояния.
Эмпирическую базу исследования составляют работыследующих методистов и языковедов: В. В. Виноградов, А. Н. Гвоздев, З. А.Потиха, Д. Э. Розенталь, М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, М. М.Разумовская, Л. А. Тростнецова, И. И Срезневский, А. В. Текучев и др.
Практическаязначимость:материалы этой работы могут быть использованы учителями-предметниками приизучении данной темы, а также студентами в процессе обучения методикепреподавания русского языка в школе.
Глава 1. НАРЕЧИЯИ СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
1.1 Общиепринципы и методы преподавания морфологии в школе
В школьном курсе русскогоязыка изучаются все его уровни: фонетический, лексико-семантический играмматический. В него включены понятия, описывающие эти уровни. Исторически вметодике преподавания русского языка сложились особые ее области, в которыхизлагается методика изучения понятий, включенных в школьную программу:фонетических – в методике фонетики, словообразовательных – в методикесловообразования, морфологических – в методике морфологии, синтаксических – вметодике синтаксиса, лексических и фразеологических – в методике лексики ифразеологии. «Самостоятельность перечисленных областей методики определяетсятем, что каждая из них, соотносясь с соответствующим разделом науки о языке,имеет свои цели, содержание, методы обучения и контроля. В каждой из них естьсвои методы исследования» [5].
В школьном курсе русскогоязыка значительное место занимает изучение разделов науки о языке: фонетики,лексики и фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса. Ознакомлениес ними предполагает познание основных свойств изучаемых единиц языка ифункционирование их в речи. В соответствии с этим перед ознакомлением сразделами науки о языке ставятся следующие частные специальные цели:
— изучение основныхособенностей единиц языка;
— ознакомление с ихфункционированием в речи;
— формированиеучебно-языковых умений.
Содержанием работы,направленной на изучение разделов науки о языке, являются знания о всех уровняхязыка, учебно-языковые умения и способы действий учащихся с языковымматериалом.
В разделе «Морфология»представлены понятия, описывающие слово как часть речи: часть речи, формаслова, начальная форма слова, части речи самостоятельные и служебные; частиречи – имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение,глагол, наречие, предлог, союз, частица, междометие.
Для характеристикиизменяемых самостоятельных частей речи отобраны понятия, описывающие ихпостоянные признаки (присущие слову в целом) и непостоянные признаки (т.е.формы изменения).
Чтобы изучить язык,необходимо усвоить его основные компоненты (звуковую систему, лексику,грамматический строй), условия его формирования и функционирования. Язык –явление общественное, развивающееся. С этой точки зрения для его характеристикиисключительно важное значение имеют такие его особенности как, способысловообразования и словоизменения. После ознакомления со способамисловообразования в русском языке учащиеся должны изучать и способысловоизменения, с которым они уже встречались в начальной школе. Описаниеспособов словоизменения дается в разделе грамматики – морфологии, в которой взначительной мере в традиционном плане излагаются основные особенности ихарактеристики лексико-грамматических разрядов, уделяемых в пределах данногоязыка и известных в науке под названием частей речи. Без знания способовсловоизменения учащиеся не смогут успешно усваивать в дальнейшем материал посинтаксису, так как правила сочетания слов в предложении в значительной своей частиосновываются именно на способности слова изменяться (склоняются, спрягаются). Сосклонением и спряжением, как вообще с морфологическим составом слов, связанымногие орфографические правила, которые не могут быть хорошо усвоены без знанияосновных сведений о грамматической природе частей речи. Поскольку части речиявляются лексико-грамматическими разрядами слов, т.е. выделяются не только попризнакам чисто грамматическими, формальными, но и по лексическому значениюслов, изучение их обязательно связывается с работой над словарем учащихся.
Таким образом, изучениечастей речи подготавливает учащихся к прохождению систематического курсасинтаксиса, обусловливает изучение правил правописания и открывает возможностидля использования уроков грамматики в целях развития речи учащихся, обогащениеих словаря и усвоение ряда правил словоупотребления.
Кроме того, изучениечастей речи предоставляет больше возможности для развития логического мышленияучащихся, чему способствуют такие логические операции, как выделениеграмматических признаков слов, относящихся к разным частям речи, разграничениевидовых и родовых понятий, классификация явлений по тем или иным признакам.
К числу основныхтрудностей, связанных с изучением частей речи, которые учитель долженпредвидеть заранее, прежде всего нужно отнести такие:
1) смешение учащимисяпонятий «часть речи» и «член предложения» (ошибки этого рода удерживаются оченьдолго);
2) неразличение частейречи в случае перехода слов из одной части речи в другую (типа столовая,заведующий, боком, возле, мимо и т.п.);
3) неразличение внешнесходных форм (дательного и предложного падежей существительных женского рода сокончаниями -е и -и: стране, воде, линии,тетради, соли; сравнительной степени прилагательного и наречия: былкрасивее и делал красивее и т.п.).
Все подобные затрудненияприобретаются в результате раскрытия грамматических понятий, отчетливогоусвоения учащимися признаков каждого из них, усвоение определений и правил, чтодостигается всей совокупностью разнообразных упражнений (прежде всего,грамматического разбора), выполняемых как в классе, так и дома [13].
Каждый раздел науки оязыке обладает своей спецификой. В процессе их изучения необходимо учитыватькроме общеметодических принципов частнометодические, которые вытекают изспецифики этих разделов науки о языке. Методика морфологии, в частности,выделяет следующие принципы:
— лексико-грамматический;
— парадигматический;
— морфолого-синтаксический.
1.2 Наречиеи слова категории состояния как части речи
Наречие– старое слово. Оно уже было в древнерусском языке инашло отражение в словаре И. И. Срезневского, где отмечено его значение какчасти речи [12]. Если попытаться определить этимологию этого слова, то придетсявыделить корень реч-. Слово же речь в древнерусском имелоразличные значения, одним из которых было название части речи – глагол. Этозначение сохраняется и в корне реч-, входящем в слово наречие. Исвязь между глаголом и наречием самая непосредственная.
Древние римляне эту частьречи называли adverbium, что в буквальном переводе означает«приглаголие». Русские грамматисты дали этой части речи такое же наименование,изменив лишь приставку. Следовательно, древние ученые главное содержаниенаречия видели в том, что оно должно быть при глаголе («приглаголие») или«накладываться» на глагол (наречие).
Существо наречия какчасти речи очень точно раскрывает выдающийся лингвист А. М. Пешковский. Вот чтоон пишет: «Если мы вдумаемся в слова хорошо, красиво, чисто, умело, ловко,быстро и т.д., то прежде всего заметим, что в них, как и в глаголе и вприлагательном, изображены не предметы, а признаки. Признаки эти те же самые,что и в прилагательных хороший, красивый, чистый, умелый и т.д. Однако внаречиях они представляются нам не совсем так, как в прилагательных. Вприлагательных они принадлежат предметам, в наречии же – чему-то такому, чтовысказано о предмете. Хорошо это не значит, что кто-то хорош, а чтокто-то что-то хорошо сделал… Если мы слышим одобрительные или порицательныевосклицания хорошо! ловко! блестяще! талантливо! глупо! низко! И т.д.,то мы сразу понимаем, что это относится к чьему-то поведению, к каким-топоступкам людей, а не к самим людям. Значит, мы здесь относим мысленно наречиенепременно к глаголу, хотя самого глагола еще и не знаем… …в связной речинаречие … употребляется только при глаголе и прилагательном» [7]. Добавим: «ипри существительном, но при этом заметив, что при существительном наречиявстречаются довольно редко, поскольку главная особенность наречия – обозначатьпризнак действия, как главная особенность прилагательного – указывать на признакпредмета: красивое письмо – красиво пишет, громкое чтение – громко читает,быстрая ходьба – быстро ходит… При прилагательных наречие обычно обозначаетстепень качества: очень хороший голос, исключительно редкий случай» [4].
Слова категориисостояния,или безлично-предикативные слова, — это знаменательные неизменяемые именные и наречные слова,которые обозначают состояние и употребляются в функции сказуемого безличногопредложения.
В предложении ПриедетЛеонид, нам будет очень весело слово весело обозначает психическоесостояние человека, является сказуемым безличного предложения, сочетается сосвязкой будет, образующей аналитическую форму будущего времени.Безлично-предикативное слово весело омонимично краткой формеприлагательного и наречию Ср.: Выражение ее лица весело (весело –краткое прилагательное); Он весело улыбнулся (весело – наречие).Но от прилагательного отличается отсутствием форм склонения (форм рода: весел,весела, весело) и неспособностью определять имя; от наречия — неспособностьюопределять глагол и имя прилагательное. Кроме того, безлично-предикативномуслову чуждо значение признака (признак предмета — прилагательное, признакдействия – наречие) [10].
морфологиянаречие урок преподавание
Глава 2.НАРЕЧИЯ И СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ВШКОЛЕ
2.1 Методикапреподавания наречий
В школьной программенаречие изучается в 7 классе и является последней частью речи в рядузнаменательных слов. Учащимся известен уже определенный круг слов-наречий и ихроль в предложении. Задача изучения данной грамматической категории в 7 классевыявить своеобразие наречия как части речи, определить его место в системедругих частей речи, выяснить общие и специфические для наречия признаки всравнении с ранее изученными частями речи.
На изучение темы«Наречие» в программе отводится 22 часа и 5 часов на работу по развитию связнойречи [1].
Наречие – неизменяемаячасть речи, что позволяет противопоставить эту категорию всем остальнымзнаменательным словам. В учебниках тема «Наречие» членится по параграфам нанесколько частей, имеющих специфические учебные задачи. Прежде всего, уучащихся формируется представление о наречии как о своеобразнойлексико-грамматической группе слов, в силу своего происхождения обычносоотносимых с другими знаменательными словами: прилагательными (по прежнемупути – по-прежнему любить чтение), существительными (в миг этот страшный– вмиг уснуть), глаголами (ревмя реветь), числительными (вдвое),местоимениями (по-моему).
Наречие выступает каквторичное образование по отношению к основным частям речи, порождает трудностиопознавания учащимися этой грамматической категории, поэтому семиклассники ссамого начала вовлекаются в деятельность по узнаванию наречий в тексте.Сопоставляя предложения с наречиями и без них, учащиеся осмысляют роль наречийв высказывании, устанавливают их связи с другими словами и характер этихсвязей, определяют семантико-синтаксические функции наречных слов.
Такая деятельность делаетактуальной для учащихся выделение тех основных признаков наречия, которыесоставляют основу определения этой части речи, а именно: наречие, примыкая кглаголу, прилагательному, другому наречию, обозначает прежде всего признакдействия, а также признак признака; в предложении выполняет функциюобстоятельства и отвечает на обстоятельственные вопросы: как? каким образом? вкакой степени? где? когда? и т.д.; наречие не изменяется, т.е. не склоняется ине спрягается, не имеет никаких грамматических категорий (ни лица, ни числа, нирода). Неизменяемость – главный морфологический признак наречия (исключение:формы сравнительной степени у слов, образованных от качественныхприлагательных). Так как наречие – неизменяемая часть речи, у него нет и неможет быть окончания. Опираясь на указанные признаки наречия как части речи,ученики выполняют данную в учебниках серию упражнений на опознавание наречий.
Сопоставляя омонимичныесловоформы, учащиеся убеждаются, что определить, к какой части речи относитсято или иное слово, можно только в контексте (словосочетании или предложении).Так, слово ярко может выступать как краткое прилагательное среднего рода(Солнце ярко) и как наречие (Солнце ярко светит). Слово чудомможет быть формой творительного падежа существительного чудо (Любоватьсячудом природы), а может быть и наречием (Спастись чудом). В ролисуществительного с предлогом выступает сочетание в пору в предложении Этопроизошло в пору глубокой осени; при слиянии существительного с предлогоммы уже имеем дело с наречием (Пальто пришлось впору).
Внимание учащихсяобращается на то, что наречие утрачивает лексическое значение, свойственноесоотносимой с ним словоформе имени существительного: слово (спастись) чудомсемантически уже не связано с существительным чудо и имеетсинонимический ряд «непонятно как», «по счастливой случайности». Так же и впоруутратило значение «пора» (зимняя пора, пора молодости) и выражает лишьобстоятельный смысл «как раз», «тютелька в тютельку». Учет лексическойсемантики, прием подбора синонимов – надежный способ опознавания наречий. Впомощь учебнику в рубрике «Возьмите на заметку» приводится разъяснение А. Н.Гвоздева.
Можно воспользоватьсяпримером В. В. Виноградова [2]. Сопоставляя конструкции делать зло – злосмеяться – лицо зло, где слово зло в первом случае является именемсуществительным, во втором – наречием, в третьем – кратким прилагательным,семиклассники убеждаются, что существительное зло может изменяться,например, по падежам: делать зло, не делать зла, бороться со злом и т.д.Краткое прилагательное зло тоже изменяться, например по родам (лицозло, собака зла, он зол). Но невозможно представить сочетания слов, прикоторых могло бы измениться наречие: я смеюсь зло, он смеется зло, мысмеемся зло, ответить зло и т.д. Осознав все эти особенности (семантические,синтаксические и морфологические), взятые в совокупности, учащиеся воспринимаютнаречие как самостоятельную часть речи, противостоящую всем остальным.
Приемам разграничениянаречий и других созвучных с ними словоформ в учебнике уделяется много вниманияпотому, что если наречие как часть речи не будет опознаваться учащимисядостаточно хорошо, то не удастся ни обогатить речь учащихся наречиями, нисформировать на должном уровне навыки правописания этой группы слов. Поэтому напервые занятия отводится три часа и предусматривается даже специальнаяконтрольная работа на опознавание наречий (см. приложение).
Еще одна особенность наречия– «живописать» глагол – поясняется на определенном (лучше художественном)тексте, например таком:
А ночью лес принял неописуеможуткий, сказочный вид: стена его выросла выше, и в глубине ее, междучерных стволов, безумно заметались, запрыгали красные мохнатые звери.
Бесшумно разнообразно струились фигурыогня между черных стволов, и была неутомима пляска этих фигур. (М. Горький.)
Учащиеся видят, что вданном тексте одно из наречий определяет прилагательное, другое определяетнаречие и три наречия определяют глагол. Это закономерно: наречие хотя и можетотноситься к различным самостоятельным словам, но чаще всего (до 60 %употребления) поясняет глагол.
Постепенно расширяя своисинтаксические функции, наречие стало примыкать и к причастиям (широкошагающий), и к деепричастиям (неуклюже подпрыгивая), и кчислительным (почти двадцать), и даже к именам существительным вконструкциях типа кофе по-турецки, школа напротив, бег взапуски, совсеммолодец, где наречие обозначает уже признак предмета.
Конструкции, когданаречие примыкает к имени существительному, характеризуются тем, что в языкенет синонимичного наречию прилагательного выполняет наречие. Подчеркивая этулюбопытную особенность, некоторые ученые склонны даже квалифицировать наречия втаких словосочетаниях («сущ. + нареч.»), как «несклоняемые прилагательные»: «Отнаречий как части речи нужно отличать несклоняемые прилагательные, т.е. слова,обозначающие признак предмета (а не признак действия или другого признака) исочетающиеся с существительными: глаза навыкате, яйцо всмятку [11].
В учебнике принятатрадиционная для русистики точка зрения на анализируемые словосочетания:примыкающие к имени существительному неизменяемые слова (шапка набекрень,яйцо вкрутую, волосы ежиком и подобные) рассматриваются какнаречия. В центре же внимания, конечно, находятся типичные для наречия значенияпризнака действия и признака признака, реализуемые через словосочетания «нареч.+ глаг.», «нареч. + нареч.», «нареч. + прил.», «нареч. + прич.» [6].
Не изучается в полномобъеме роль наречий в предложении, поскольку учащиеся еще не имеют для этогонеобходимой синтаксической подготовки.
Основное вниманиенаправляется на наиболее типичные, характерные для наречий синтаксическиефункции: наречие, примыкая к глаголу, обычно вступает в роли различныхобстоятельств (яркосветит солнце, группа передвигалась пешком,тучи сплошь затянули небо, отряд выступил ночью, всюду идетстройка и т.д.).
Вопросы субстантивации,когда наречие выступает в роли подлежащего (И вот наступило завтра)или дополнения (Узники ненавидели тягостное завтра),рассматриваются в 8 классе при изучении способов выражения членов предложения.
Тогда жерассматриваются и случаи употребления наречий в роли сказуемых типа Школанаша напротив, а также в роли несогласованных определений (Он любилчтение наизусть, носил брюки навыпуск). Таким образом, в VIIклассе учащиеся должны знать, что наречия обычно поясняют глагол или признак ив предложении являются обстоятельством.
Второй шаг визучении темы — знакомство учащихся с разрядами наречий по значению. Еслинаречия опознаются учащимися, то эта вторая задача будет решаться вполнеуспешно. Как известно, научная грамматика по значению и грамматическимособенностям все наречия распределяет на определительные и обстоятельственные.Внутри первой группы выделяются качественные наречия (великолепно рисовать) инаречия меры и степени, количественных оттенков (ярко пламенеющий закат).
Вторая группа объединяетслова, имеющие различные обстоятельственные значения (приехал вчера,прочитал второпях и др.).
В школьнойтрадиции не дается деления наречий на две группы: все наречия по значениюпросто делятся на наречия образа действия (радостно, волнующе, босиком,пешком), меры и степени (очень, весьма, надвое, немного), места (никуда,где, вдаль, кругом), времени (днем, спозаранку, тогда, потом), причины(со зла, сгоряча, сослепу, сдуру, второпях), цели (назло, нарочно,зачем). Наречий причины и цели очень мало, но они довольно частотны в речевомупотреблении.
В центре внимания,следовательно, находятся обозначенные в учебнике разряды наречий, традиционновыделяемые в школьном преподавании. При этом следует учитывать, что известнуютрудность для учащихся представляют наречия меры и степени: вопросы к этимнаречиям звучат необычно для учащихся (в какой степени? как (долго)? — невыносимо долго; насколько (быстрее)? — вдвое быстрее), и дети неумеют их ставить. Труднее других осознаются семиклассниками также наречияпричины и цели.
Следующий этап- осознание процессов словообразования наречий — позволяет закрепить ужеприобретенные учащимися сведения и углубить имеющиеся представления об этойинтересной развивающейся части речи.
Характеристика возможнойорганизации процесса обучения по теме «Словообразование наречий» изложена вглаве «Морфемика и словообразование». Однако хочется прояснить некоторыемоменты, важные для формирования общего понятия «наречие».
1. Уясняясловообразование наречий, учащиеся закрепляют, совершенствуют способностьопознавать эту часть речи в контексте и одновременно получают своеобразнуюподготовку в осмыслении правописания наречий.
Сведения отом, что среди наречий выделяется «старинная» группа слов, не имеющая живыхсвязей с другими словами современного русского языка, позволяют выделить этислова, лучше осмыслить их значение и запомнить правописание. Это не только невызывающие трудностей при письме наречия типа здесь, теперь, там, туда,оттуда, но и такие слова, как невдомек, насмарку, дотла, с панталыку, скондачка, набекрень, опрометью, невзначай, врасплох, впросак и подобные.Эти слова, проясняющие свое значение лишь при этимологическом изыскании, могутбыть предложены для заучивания при изучении словообразования наречий.
2. Отличительная чертанаречий состоит в том, что они сохраняют живые связи со словами других частейречи, и класс наречий постоянно пополняется за счет, главным образом,прилагательных и существительных.
Учащиеся ещеи еще раз убеждаются, что, образуясь от всех знаменательных слов русскогоязыка, наречие утрачивает категории рода, числа, падежа, времени, вида, залога,которые были свойственны тем словам, от которых то или иное наречие образовалось.Наречие теряет способность иметь при себе согласуемые и управляемые слова.Затемняется морфологический состав слова; от которого образовалось наречие, таккак бывшие приставки, окончания проступают слабо в общем значении слова и дажевовсе перестают ощущаться (даром, совсем). При этом могут существеннорасходиться лексические значения наречия и слова, от которого это наречиеобразовалось (говорить начистоту — обратить внимание на чистоту помещения).
Все этиизменения могут быть выражены ярче или слабее в зависимости от того, какимпутем возникло наречие: с помощью особых словообразовательных морфем (суффиксови приставок) или путем перехода в наречия разных форм других частей речи(адвербиализация). Если наречие возникло в результате перехода какой-либо формыдругой части речи в наречие, то обычно лексические значения одного и другогослова расходятся довольно ощутимо: «существительные теряют свое предметноезначение; например, наречия капельку, смерть в предложениях Капелькупростудился, Смерть люблю театр обозначают только меру (капельку — чуть-чуть,смерть — очень) и не имеют предметного значения.
Но наречия возникают и спомощью морфем, совпадающих по звучанию с той или иной частью слова, откоторого данное наречие образовалось: прекрасно (суффикс -о совпадаетс окончанием кратких прилагательных среднего рода), по-новому (приставкапо- и суффикс -ому совпадают с предлогом по и окончанием -ому,образующими форму дательного падежа имен прилагательных). Подобные словакак наречия проявляются лишь в контексте.
Таким образом, характеризуяту или иную лексико-морфологическую группу, необходимо подчеркивать способыобразования входящих в нее наречий, поскольку эти способы накладывают известныйотпечаток на семантические и морфологические особенности образуемых слов, на ихправописание.
Все предшествующие этапыобучения готовят учащихся к овладению нормами правописания наречий. Орфография наречийпредставляет собой пеструю картину, включая многие ранее изученные правила испецифические для наречий нормы правописания. Приходится работать сразу совсеми орфограммами, однако акцент делается на специфично наречные написания, т.е. на правила слитно-дефисно-раздельного письма; на написание наречий каксамостоятельных слов в отличие от существующих сходных словоформ других частейречи. Поэтому, прежде чем решать вопросы собственно орфографические, каждый разприходится обращаться к грамматике, определяя принадлежность слова к части речи(наречие или не наречие). А решить этот вопрос, как известно, бывает не всегдапросто, поскольку в процессе развития языка постоянно возникает множество переходныхформ.
Тренируя учащихся в уменииотличать наречия от похожих предложно-падежных сочетаний, учитель подбираетпримеры, позволяющие противопоставить наречия не только по написанию(слитно-раздельно), но и по значению: вначале (сперва) — в начале,вовремя (как раз) — во время, наголову (окончательно) — наголову, совсем (окончательно) — со всем, затем (потом) — за тем ит. д.
Таким образом, на первыхуроках, когда учащиеся должны «почувствовать наречие», не следует даватьдефисных и раздельных написаний, а также наречий, по своему лексическомузначению близких к предложно-падежным образованиям (вдаль — в даль моря,кверху – к верху мачты).
Когда жеусвоены отличительные признаки наречия как части речи, разряды наречий позначению и дано общее представление о способах образования наречий, учащиесяприступают к освоению правописания второй группы наречий, имеющих полуслитноенаписание. От только что изученных слитно пишущихся наречий группа полуслитныхнаписаний отличается тем, что эти наречия по своему смыслу близки соответствующимпредложно-падежным формам: поступить по-нашему — по нашему мнению, идтипо-медвежьи — по медвежьим следам.
Через дефис пишетсясравнительно небольшая группа наречий с приставкой по-, если этинаречия оканчиваются на -ому(-ему) или-и(-ски, -цки, -ьи):
/>-ому (-ему) по-новому,по-моему
/>по
-и (-ски, -яки, -ьи) по-дружески,по-медвежьи
Когда общиезакономерности написания наречий поняты учащимися, можно переходить ко второмуэтапу обучения — изучению частных орфографических правил. Некоторые из этихправил уже известны семиклассникам по другим частям речи: употребление букв о- е, ь после шипящих в конце слов (хорошо — певуче, вскачь); слитноеили раздельное написание не с наречиями на -о (-е): нехорошо(плохо) — не хорошо, а дурно; написания типа еле-еле, чуть-чуть,крепко-накрепко. В учебнике тренировочный материал дается в обобщенном видеприменительно к разным частям речи, а не только к наречию.
Трудным дляусвоения является правописание нн и н в наречиях на-о (-е), так как применение правила связано со сложнымграмматическим анализом. Формулировка правила проста: «В наречиях передсуффиксами -о (-е) пишется нн, если эти наречия образованыот прилагательных с двумя н, и пишется одно н, еслинаречия образованы от прилагательных с одним н». Но ученику,во-первых, бывает трудно отличить наречие от краткой формы причастия (маленькийотряд действовал организованно — организовано новое предприятие), во-вторых,нелегко решить, сколько н пишется в самом прилагательном, котороеможет быть и отпричастного происхождения (испуганный, но путаный). Умениюпровести этот грамматический анализ и приходится учить в первую очередь.
Краткая формапричастия от наречия отличается прежде всего синтаксически: причастие выступаетв роли сказуемого, наречие — в роли обстоятельства (см. ранее приведенныйпример). К сожалению, как уже отмечалось, учащиеся не изучали в требуемомобъеме синтаксис. Поэтому, чтобы облегчить процесс усвоения правила,предлагаются упражнения, рассчитанные на противопоставление значений одинаковозвучащих слов (на предыдущих уроках учащиеся выполняли подобные работы): организовано(кто-то организовал новое предприятие — действовать (как?) организованно,т. е. сообща. В первом случае перед нами глагольная форма, краткоепричастие, во втором — наречие, дающее действию качественную оценку.
Что касается правописаниянаречий типа огненногорело солнце, сонно плещетсявода, торжественно звучат слова, искренне говорить, то здесь для учащихся нет особенныхтрудностей: правила написания опираются на известные им понятия.
Наконец,правописание других наречий, образованных от имен прилагательных с предлогами,при достаточном количестве тренировочных работ усваивается довольно легко,поскольку эти наречия, как правило, не имеют звуко-буквенных параллелей всовременном русском языке. Очень полезен в данном случае выборочный диктант.Учитель читает предложения, а учащиеся выписывают наречия только «на правило», распределяя их погруппам: наречия на -о (с приставками в-, на-, за-),наречия на -а(сприставками с-, из-, до-)ипрочие наречия: на -у(сослепу, сдуру, смолоду), на-е (вдалеке, вскоре, вчерне). Предложения могут быть взятыи из упражнений учебника, и из любого сборника диктантов.
Обратим внимание еще нанесколько правил.
Во первых,необходимо остановиться на правописании наречий, соотносимых спредложно-падежными формами имен существительных типа в верх дома — вверх, вдаль степи — вдаль, которые по своему лексическому значению не противопоставленыименам существительным.
Подобныенаписания в силу семантической близости соотносимых частей речи гораздо труднееусваиваются учащимися, чем противопоставленные по смыслу пары типа набегатьсявволю (сколько хочешь) — вволю верилось с трудом; вмиг (сразу,мгновенно) — в миг удачи ит. д.
При решениивопросов написания форм типа (в) глубь, (в) низ, (с) верху напервый план выдвигается уже не разница в значении слов и даже не решениевопроса о том, каким членом предложения являются противопоставляемые слова илисочетания слов (во всех случаях ставятся одинаковые обстоятельственные вопросы),а все внимание обращается на наличие зависимых слов.
Немалую группу составляютпереходные словоформы, находящиеся в процессе «онаречивания»: на лету,в шутку, на ходу и т. д. Такие написания (список их дается в учебнике)заучиваются наизусть, и, конечно, надо всячески поощрять обращение учащихся ксловарю, когда приходится употреблять при письме наречия.
Во-вторых, уделяетсявнимание и местоименным наречиям (термин «местоименные» не вводится) с приставкамине-, ни-.
Большее числоэтих слов составляют группу отрицательных наречий, отдельные слова (несколько,некуда) являются неопределенными наречиями. В основном же неопределенныенаречия образуются с помощью морфем -то, -нибудь, -либо, кое-,которые, как учащиеся уже знают, присоединяются с помощью черточки: куда-нибудь,откуда-либо, где-то, кое-где. Нужно подчеркнуть, что наречия нéоткудаи ниоткýда пишутся в одно слово. [6: 59]
Изучаяразряды наречий, учащиеся имеют возможность наблюдать образность качественныхнаречий (чайка роскошно купалась в лучах солнца, таинственно мерцализвезды, по-кошачьи ловко двигаться), выступающихкак эпитеты и художественные сравнения; точность, «мыслеемкость»обстоятельственных слов и наречий степени (интенсивность признака): страшноисхудавший, чересчур доверчивый, всегда веселый,рассердить умышленно, расстроиться поневоле.
Наконец, несколько слов онеобходимости текущего контроля за усвоением темы учащимися. Кроме этапных контрольныхработ (№ 8, 9), проверяющих способность опознавать наречия и грамотно ихписать, учебник содержит немало упражнений контролирующего характера по ходуизучения материала: это и узнавание наречий в тексте, и владение способомопределения наречия как части речи, и специальные вопросы и задания подрубрикой «Проверьте себя», и задания по морфологическому разбору наречия, иконтроль за умением разобрать наречие по составу — выделить слогообразующиеморфемы — составить словообразовательную цепочку, и задачи употребления наречияв речи, и, конечно, контроль за правописанием наречий.
2.2Методика преподавания слов категории состояния
В 7 классе учащиесязнакомятся с категорией состояния как частью речи. Семиклассники еще неизучали односоставных предложений, и поэтому на данном этапе обученияневозможно в полном объеме дать представление об этой группе слов исвойственных им синтаксических функциях (безличные предл.). На изучение даннойтемы отводится примерно 4 часа плюс 2 часа развития речи.
Знакомство сэтой группой слов можно начать с сопоставления предложений со словом тихо, котороев одном случае обозначает признак действия (ответили как? Тихо), примыкает кглаголу, является обстоятельством. В другом предложении это слово обозначаетсостояние окружающей среды (природы), синтаксически независимо, являетсясказуемым. Углублять представление о категории состояния можно расширяяпримеры, чтоб учащиеся увидели, что слова категории состояния выражают нетолько состояние природы, но и человека, с разным значением: состояние природы,живых существ, эмоциональное и интеллектуальное состояние человека, оценка положения,ситуации; пространственные и временные отношения (типа поздно, долго,близко, глубоко).
Особую группукатегории состояния представляют слова со значением возможности(невозможности), долженствования, необходимости: можно, нельзя, возможно, должно,надобно, надо, нужно, необходимо и др. К этим словам обычно примыкаютглаголы в неопределенной форме. Целесообразно познакомить детей со словамикатегории состояния, образованными от существительных: грех, пора, время,крышка, конец, жаль и др. (Шутить не время. Мне лень вставать). Вотличие от исходных существительных, слова категории состояния не изменяются.
Что же следует учесть приизучении данной категории слов? Прежде всего, научить учащихся отличать словакатегории состояния от кратких прилагательных и наречий.
Безлично-предикативныеслова характеризуются единым значением – выражением состояния или его оценки.Это может быть состояние живых существ, психическое или физическое, состояниеприроды и окружающей среды, состояние с модальной окраской, оценка состояния сточки зрения морально-этической, с точки зрения протяженности во времени,пространстве и т.д. Состояние, выраженное данной категорией слов, мыслитсятолько безлично: Ребенку больно (ср. Ребенок болеет или Ребенокболен).
В процессе обученияучащихся следует заострить внимание на морфологических признаках категориисостояния, знание которых позволит им безошибочно различать эту группу слов отдругих частей речи.
Морфологические признакикатегории состояния следующие:
1. Отсутствие формсклонения и спряжения, т.е. неизменяемость.
2. Наличие суффикса –оу слов, образованных от имен прилагательных и наречий (холодно, обидно,видно, нужно).
3. Способность выражатьзначение времени, передаваемого связкой, с которой сочетаются безлично-предикативныеслова (грустно, было грустно, будет грустно). Отсутствие связки служитпоказателем настоящего времени.
4. Сохранение формсравнения словами на –о, образованными от кратких именприлагательных и наречий. (Было тепло – станет теплее).
5. Соотносительность стеми частями речи, от которых произошла данная категория слов: грустносоотносится со словом грустный, тепло – с теплый. Однако этот признак свойствен не всем безлично-предикативнымсловам. Например, совестно в современном русском языке не соотносится сословом совестный. Можно не соотносится с можный.
Наиболее четки иопределенны синтаксические признаки категории состояния.
1. Существенный признакэтих слов – синтаксическая функция сказуемого в безличном предложении всочетании с инфинитивом или без него.
2. Безлично-предикативныеслова не согласуются и не управляются, они могут сочетаться со связкойотвлеченной или полуотвлеченной (быть, становиться, делаться),выражающей время и наклонение.
3. Категории состоянияспособны распространяться формами имен существительных и местоимением вдательном падеже без предлога и в родительном и предложном с предлогами, т. е.управлять данными формами. Например, Мне больно твои упреки слушать (Л.);Вам может быть скучно у меня, а я душевно рад (Писем.); На дворе было темно,хоть глаз выколи (Л.).
Кроме того, прибезлично-предикативных словах част в употреблении зависимый инфинитив (Снегна прощание с землей переливал такими алмазами, что больно глядеть (Ч.); Но этитри березы при жизни никому нельзя отдать (Сим.).)
4. В отличие от наречий иприлагательных слова категории состояния никаких слов не определяют. Ср.,например, Она смотрела грустно (наречие определяет глагол) – Ее лицобыло грустно (краткое прилагательное, определяет имя существительное) – Ейбыло грустно (безлично-предикативное слово). Таким образом, слова категориисостояния выделяются в особую лексико-грамматическую группу на основаниисемантических, морфологических и синтаксических признаков [10: 358-360].
Заключение
Таким образом, методикапреподавания наречий и слов категории состояния имеет свои особенности. Наречиеизучается в 7 классе. При изучении этой темы необходимо раскрыть синтаксическуюфункцию данной грамматической категории не только в изолированном предложении,но и как один из способов связи законченных предложений в целом тексте. Следуетпоказать коммуникативное значение изучаемой части речи – текстообразующиевозможности наречий, их роль в организации связного высказывания.
Как показывает опыт,особые трудности в изучении данной темы вызывает орфография наречий: различениесуффиксов -а и -о на конце наречий,слитное-раздельное написание (так как написание многих наречий не подчиняетсяобщим правилам) и пр.
С целью преодоленияуказанных трудностей особое внимание необходимо уделить словообразовательному иэтимологическому анализу наречий. Это не только помогает школьникам справлятьсяс орфографией наречий, но и расширяет представления учеников о жизни слова, чтоважно для формирования их диалектического мировоззрения.
Учащиеся 7 классовзнакомятся со словами категории состояния лишь в небольшом объеме, всего 4 часаотводится на изучение данной темы. Семиклассники еще не изучалиодносоставных предложений, и поэтому на данном этапе обучения невозможно вполном объеме дать представление об этой группе слов и свойственных имсинтаксических функциях. Далее с этой группой слов школьники встречаются в 8классе при изучении безличных предложений. Главная задача методики преподаванияслов категории состояния состоит в том, чтобы научить детей распознаватьнаречия, краткие прилагательные и слова категории состояния(безлично-предикативные слова) на основе морфологических признаков.
Литература
1. Богданова Г.А.Уроки русского языка в 7 классе. Кн. для учителя: Из опыта работы. М., 1991. С.109-110.
2. Виноградов В.В.Русский язык. Грамматическое учение о слове». М., 1947. С. 344.
3. Гвоздев А.Н.Современный русский литературный язык. Ч. I. М., 1967. С. 396
4. Иванова В.А.,Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л.,1990. С. 181-182.
5. Методикапреподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.;под ред. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990. С. 130.
6. Обучение русскомуязыку в 7 классе: Метод. рекомендации к учебнику 7 класса общеобразоват.учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред.М. М. Разумовской. М., 1997. С. 51.
7. Пешковский А.М.Русский синтаксис в научном освещении. М., 1938. С. 113.
8. Русский язык:учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростнецова и др. М.: 2005.
9. Ориентировочноепланирование по русскому языку для 7 класса на 2004/2005 учебный год / Т.А.Костяева // Русский язык в школе. 2004. № 5–6.
10. Современный русский язык / Н.С.Валгина, Д.Э. Розенталь, М. И. Фомина, В. В. Цапукевич. М., 1966. С. 268.
11. Справочник школьника по русскомуязыку. 5–11 классы / Под ред. П.А. Леканта. М., 1996. С. 110.
12. Срезневский И.И. Материалы длясловаря древнерусского языка. Т. 2. СПб, 1903. С. 325.
13. Текучев А.В. Методика русского языкав средней школе. М.: Просвещение, 1980. С. 180-181.
Приложение1
Тема: «Слитноеи раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е»
Цель урока: формированиенавыка написания не с наречиями
Работа по развитию речи:составление устного высказывания на грамматическую тему.
Повторение: написание нес различными частями речи.
I. Проверка домашнегозадания
1. Упр. 188проверяется «по цепочке».
2. Один изучащихся составляет связный рассказ о наречии по плану, заранее написанному надоске.
II. Повторение. Не с глаголами.
Выразительно читаетсятекст.
— Какова егоосновная мысль? (учебник — ценность, созданная трудом сотенлюдей, и его нужно беречь.) Выписать глаголы с не.Объяснить их написание.
Как обращаться сучебником
Обернитеучебник бумагой или вложите его в специальную обложку.
Не загибайтестраницы учебника, пользуйтесь закладкой.
Неперегибайте учебник: от этого вырываются страницы.
Не закладывайте в учебникручку или карандаш: от этого ломается переплет.
Не пишите ине рисуйте в учебниках.
Не берите учебникигрязными руками и не читайте их во время еды. Кладите учебники только на чистыйстол или парту.
Не читайтеучебник на солнце: солнечные лучи обесцвечивают обложку и страницы книги.
Перевертывая страницу,держите ее за верхний край и никогда не слюните пальцы.
(Из кн.«Спутник классного руководителя».)
III.Словарная диктовка
Неисследованнаяместность, говорил неправду, немигающий взгляд; еще не сделанные чертежи;нестерпимый зной; не проверив работу; не различая дороги; не с кем посоветоваться;скрывать нечего; ненастная ночь; необыкновенный закат; не широкая, а узкаядорожка; неширокая, а рыбная река.
(В последнемсловосочетании противительный союз а не обеспечивает раздельноенаписаниене с прилагательным, так как слова широкая и рыбная неявляются синонимами.)
Делается вывод онаписании нес различными частями речи.
IV. Чтение и анализ §41. Следует обратитьвнимание учащихся на то, что в наречиях не на-о, -е неявляетсятолько частицей (не по-заячьи, не по-нашему).
V.Закрепление материала
1. Подобрать к наречиям низко,плохо, тихо, медленно, мало сначала синонимы с приставкой не, затемантонимы.
Образец: близко — недалеко,далеко.
— Чем будет в данных наречиях не?Составить с любыми двумя наречиями с приставкой не — предложения.
Делаетсявывод о роли синонимической замены наречия.
2. Записать,объяснив слитное и раздельное написание не с наречиями.
1) Комбайныработали непрерывно. 2) Не оживленно, а вяло и тихо разговаривали уставшиепутники. 3) Он рассказывал об этом вовсе не интересно. 4) Прокричала испуганноптица, и стало невыносимо жутко в наступившей тишине. (Дубов.) 5) Однажды,возвращаясь домой, я нечаянно забрел в незнакомую усадьбу. (А. Чехов.) 6) Белаячайка на неподвижно раскинутых крыльях бесшумно скользила над самой шаландой.(В. Катаев.)
— Чем является невданных наречиях?
3. упр. 191.Рекомендуется подробно остановиться на образце рассуждения, данном в задании кэтому упражнению. Упражнение выполняется самостоятельно, один из учащихсязаписывает его на пленке графопроектора. Проверка правильности выполненияработы проводится методом самоконтроля: школьники сверяют написанное с спроецированнымупражнением на доску или экран.
Анализошибок.
Вывод: чем может быть нев наречии? (Частицей, частью корня, приставкой.)
Домашнеезадание: § 41;обратить внимание на графическое объяснение написания не с наречиями; упр. 192,194.
Приложение2
Контрольныйдиктант (№ 8)
Наступлениеночи
Я прошел вправо черезкусты. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча. Казалось, вместес вечерними парами отовсюду и даже с вышины лилась темнота. Мне попаласьзаросшая дорожка. Я отправился по ней, внимательно поглядывая вперед. Всекругом быстро чернело и утихало, одни перепела изредка кричали. Небольшаяночная птица, низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меняи пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрел по полю межой.Уже с трудом различал я отдельные предметы. Поле белело вокруг, за ним, скаждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухораздавались мои шаги в застывшем воздухе. Побледневшее небо стало синеть, ноуже это была синева ночи. Звездочки замелькали, зашевелились на нем. (120слов.)
(По И. Тургеневу.)
Грамматическое задание
1. Разобрать морфологическиодно из наречий.
2. Разобрать по членампредложения:
1 вариант – предложении сдеепричастным оборотом;
2 вариант – предложение спричастным оборотом.
3. Подчеркнуть всенаречия в тексте.