Министерствообразования и наукиГосударственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования«Шадринский государственныйпедагогический институт»
Факультетфизической культуры
Кафедраспортивных дисциплин
Курсоваяработа по теории и методике физической культуры и спорта
Методикаразвития внимания у младших школьников на уроке физической культуры
Исполнитель: студенточного
отделения 471группы
КолпаковАлексей Вячеславович
Научныйруководитель
ЛабарешныхНаталья Александровна
Шадринск2010
Оглавление
Введение
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристикавнимания младших школьников
1.1 Общая характеристика младшего школьного возраста
1.2 Характеристика внимания младших школьников
Выводы по 1 главе
Глава 2. Повышение внимания младших школьников науроках физической культуры
2.1 Специфика проявления внимания у младшихшкольников на уроках физической культуры
2.2 Методика развития внимания у младшихшкольников на уроках физической культуры
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Давно доказано, что в физическом воспитании деятельность человеканаправлена на самого себя, на совершенствование своих физических и психическихкачеств, двигательных действий. Основная цель этой деятельности это физическоеи психическое совершенство, то есть достижениегармонии в процессе развития личности путем занятий и специальной физической нагрузки.
В процессе физического воспитания обучаемый учится регулироватьсвои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-вестибулярныхощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля,способность к саморегуляции психических состояний.
Проблема исследования обусловлена тем, что в физическом воспитании,как в любой другой деятельности, внимание является обязательным компонентом.Без этого деятельность не может быть продуктивной.
Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечитьвысокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобышкольники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремилисьразвивать необходимые для этого физические и психические качества и получалиудовлетворение от этих уроков. Поэтому проблема развития внимания насовременном этапе является актуальной. В связи с этим возникает целый рядпредпосылок для эффективного развития внимания. К таким предпосылкам можноотнести: ведущий вид деятельности младшего школьника, — учение, существенноизменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития егопознавательных и нравственных сил; выдвижение в качестве ведущих позновательныхпотребностей младшего школьника, а также их взаимосвязь с потребностью во внешнихвпечатлениях как основной движущей силы развития психики младшего школьника.
Целью данной работы является определение способов повышениявнимания младших школьников на уроках физической культуры.
Объектом исследования является процесс формирования внимания умладших школьников.
Предмет исследования – возможности урока физической культуры вповышении внимания младших школьников.
Задачи исследования:
1) датьобщую характеристику младшего школьного возраста;
2) рассмотретьособенности внимания младших школьников;
3) выделитьспецифику проявлений внимания у младших школьников на уроках физическойкультуры;
4) описатьспособы повышения внимания младших школьников на уроке физической культуры иметодику проведения;
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав,выводов, заключения, списка литературы, приложения.
Глава1. Психолого-педагогическая характеристика внимания младших школьников
1.1 Общаяхарактеристика младшего школьного возраста
Младшийшкольный возраст-это период (с шести-семи до девяти-одиннадцати лет), когдапроисходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических иформирования основных социально-нравственных качеств личности. Т.Л. Беркман, Л.И. Божович, В.В.Давыдов, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин и др. рассматривалиразные вопросы обучения и воспитания младших школьников [18].
Споступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняется режим,складываются определенные отношения с окружающими людьми, и, прежде всего сучителем. Как правило, младшие школьники выполняют требования учителябеспрекословно, не вступают с ним в споры, что, например, довольно типично дляподростка. Они доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя, подражают емув манере рассуждать, в интонациях. Если задание дано на уроке, значит, этонужно, и дети тщательно выполняют его, не задумываясь над назначением своейработы. Послушание младших школьников проявляется как в поведении — среди нихтрудно найти злостных нарушителей дисциплины, так и в самом процессе учения — они как должное принимают то, чему и как их учат, не претендуют на самостоятельностьи независимость. Причем доверие, послушание, личная тяга к учителю, какправило, проявляются у детей независимо от качеств самого преподавателя.Подобное свойство, отражая определенный этап возрастного развития ребенка,имеет свои сильные и слабые стороны. Такие психические особенности, какдоверчивость, исполнительность, являются предпосылкой для успешного обучения ивоспитания. Вместе с тем безраздельное подчинение авторитету учителя, бездумноевыполнение его указаний могут в дальнейшем отрицательно сказаться на процессеобучения.
В этомвозрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями инавыками. Пока они только вбирают, впитывают знания. И этому очень способствуетповышенная восприимчивость и впечатлительностьмладшего школьника. Всеновое (книжка с картинками, которую принес учитель, интересный пример, шуткаучителя, наглядный материал) вызывает немедленную реакцию.
Очень сильнанаправленность младшего школьника на внешний мир. Факты, события, деталиоставляют у него сильное впечатление. При малейшей возможности учащиесяподбегают ближе к тому, что их заинтересовало, стараются взять незнакомыйпредмет в руки, фиксируют внимание на его деталях. Дети с удовольствиемрассказывают о виденном, упоминая много подробностей, мало понятныхпостороннему, но очень, видимо, значительных для них самих.
Важныйисточник успехов младших школьников в учении их подражательность.Учащиесяповторяют рассуждения учителя, приводят примеры, аналогичные примерамтоварищей, и т. п. Такое, порой только внешнее, копирование помогает ребенку вусвоении материала. Но в то же время может привести к поверхностному восприятиюнекоторых явлений, событий.
Детям этоговозраста вообще несвойственно задумываться о каких-либо сложностях итрудностях. Н. С. Лейтес приводит такое наблюдение. Ученикам задавали вопросы отом, кто кем хотел бы стать. Ответы были краткими и уверенными: «Я будуизобретателем», «Я буду космонавтом», «Я буду артисткой». Причем обнаружилось,что часть ребят, называя профессию, ничего не знает о ней. Некоторые тут же науроке меняли свой выбор. Зная названия профессий, и вообразив себяпредставителями той или иной из них, беседу о выборе профессии они превратили всвоеобразную игру [15].
Такоенаивное, игровое отношение к познанию позволяет им без особого труда овладеватьновым опытом, приобщаться к жизни взрослых.
Всерассмотренные особенности личности младшего школьника, его психическаяготовность к обучению, определяются предшествующим периодом дошкольноговоспитания. Поэтому знание анатомо-физиологических и психических особенностейребенка, поступающего в школу, особенно важно для учителя.
Младшийшкольный возраст характеризуется относительно равномерным развитиемопорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерныхпризнаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большеймере, чем его масса.
Суставы детейэтого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержитбольшое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большуюподвижность до 8-9 лет.
Мышцы детеймладшего возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшоеколичество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чеммелкие.
В этомвозрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы,заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однакофункционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессоввозбуждения.
К концупериода младшего школьного возраста объем легких составляет половину объемалегких взрослого. Минутный объем дыхания возрастает с 3500 мл/мин у 7-летнихдетей до 4400 мл/мин у детей в возрасте 11 лет. Жизненная ёмкость легкихвозрастает с 1200 мл в 7-летнем возрасте до 2000 мл в 10-летнем [6].
Для детеймладшего школьного возраста естественной является потребность в высокойдвигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарноеколичество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневнойжизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7-10 лет совершают от12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность девочек на 16-30 %ниже, чем мальчиков.
В периодучебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличиваетсяпри переходе из класса в класс, а наоборот, всё более уменьшается. Поэтомукрайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состояниемздоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.
Ученыеустановили, какой объем суточной двигательной активности необходимо обеспечитьдетям при выполнении ими разных видов физических упражнений (Приложение ) [6].
После учебныхзанятий в школе дети должны не менее 1,5 – 2 часов провести на воздухе вподвижных играх и спортивных развлечениях.
Младшийшкольный возраст является наиболее благоприятным для развития физическихспособностей (скоростные и координационные способности, способность длительновыполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности).
Что касается психического развития личности, ведущейдеятельностью младшего школьника становится учение, появляется новая системаотношений со взрослыми, новые обязанности, новые права, именно они объясняютнеобходимость развития внимания в этом возрасте.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительнымирезервами развития. Их выявление и эффективное использование — одна из главныхзадач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем использоватьимеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного уровня готовности кобучению.
Психологами доказано, что обычные дети в младших классахшколы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и болеесложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения.Однако для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы,необходимо решить предварительно две важные задачи. Первая из них состоит втом, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома,научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными,усидчивыми. В этой связи учебная программа должна быть составлена такимобразом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.
Вторая задача возникает в связи с тем, что многие дети приходятв школу не только не подготовленными к новой для них социально-психологическойроли, но и со значительными индивидуальными различиями в мотивации, знаниях,умениях и навыках, что делает учение для одних слишком легким, неинтереснымделом, для других чрезвычайно трудным (и вследствие этого также неинтересным) итолько для третьих, которые не всегда составляют большинство, соответствующимих способностям. Возникает необходимость психологического выравнивания детей сточки зрения их готовности к обучению за счет подтягивания отстающих к хорошоуспевающим.
Еще одна проблема состоит в том, что углубленная и продуктивнаяумственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляцииестественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания научебных задачах, а это в начальных классах умеют делать далеко не все дети.Многие из них быстро утомляются, устают.
Особую трудность для детей 6-7-летнего возраста, начинающихобучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Ребенок должен сидетьна месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать пошколе во время перемен. В других ситуациях, напротив, от него требуетсяпроявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности, как,например, при обучении рисованию и письму. Многим первоклассникам явно не хватаетсилы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии,управлять собой в течение длительного периода времени [7].
На занятиях учитель задает детям вопросы, заставляет их думать,а дома то же самое от ребенка требуют родители при выполнении домашних заданий.Напряженная умственная работа в начале обучения детей в школе утомляет их, ноэто часто происходит не потому, что ребенок устает именно от умственной работы,а по причине его неспособности к физической саморегуляции [8].
С поступлением в школу изменяется положение ребенка всемье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные сучением и трудом. К нему взрослые люди начинают предъявлять повышенные требования.Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать спомощью взрослых на начальном этапе обучения в школе.
Младший школьный возраст содержит в себе значительныйпотенциал умственного развития детей. За первые три-четыре года учения в школепрогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминированиянаглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийногоуровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логическогомышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано сдоминированием дооперационального мышления, а конец — с преобладаниемоперационального мышления в понятиях. В этом же возрасте достаточно хорошораскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об иходаренности.
Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьномвозрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использованиеречи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг надруга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического;выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальномпроцессе двух фаз: подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазерешения задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а наисполнительной фазе этот план реализуется практически. Полученный результатзатем соотносится с условиями и проблемой. Ко всему сказанному следует добавитьумение рассуждать логически и пользоваться понятиями.
Первое из названных направлений связано с формированиемречи у детей, с активным ее использованием при решении разнообразных задач.Развитие в этом направлении идет успешно, если ребенка обучают вести рассуждениявслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат.
Второе направление в развитии успешно реализуется, еслидетям даются задачи, требующие для решения одновременно и развитых практическихдействий, и умения оперировать образами, и способности пользоваться понятиями,вести рассуждение на уровне логических абстракций.
Если любой из этих аспектов представлен слабо, то интеллектуальноеразвитие ребенка идет как односторонний процесс. При доминировании практическихдействий преимущественно развивается наглядно-действенное мышление, но можетотставать образное и словесно-логическое. Когда преобладает образное мышление,то можно обнаружить задержки в развитии практического и теоретическогоинтеллекта. При особом внимании только к умению рассуждать вслух у детейнередко наблюдается отставание в практическом мышлении и бедность образного мира.Все это в конечном счете может сдерживать общий интеллектуальный прогрессребенка [1].
Подготовительная фаза ориентировки в условиях решаемойзадачи является очень важной для развития интеллекта, так как дети на практикечасто не справляются с задачей именно потому, что не умеют анализировать ее условия.Такой недостаток обычно преодолевается за счет специальных упражнений,направленных на сравнение между собой условий в похожих друг на друга задачах.Такие упражнения особенно полезны тогда, когда детям для сопоставления предлагаютсязадачи со сложными условиями, между которыми существуют тонкие, едва заметные,но существенные различия и от которых зависит направление поиска правильногоответа. Важно, чтобы дети научились не только видеть, но и словесноформулировать эти различия.
Установлено, что первоклассники могут понять и принятьпоставленную перед ними задачу, но ее практическое выполнение возможно для нихтолько с опорой на наглядный образец. Учащиеся третьих классов уже сами всостоянии составить план работы над задачей и следовать ему, не опираясь напредставленный наглядно образец.
С поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду собщением и игрой выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшегошкольного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Учебнаядеятельность как самостоятельная складывается именно в это время и определяетво многом интеллектуальное развитие детей от 6-7 до 10-11 лет. В целом же споступлением ребенка в школу его развитие начинает определяться уже не тремя,как было в дошкольном детстве, а четырьмя различными видами деятельности. В.В. Давыдовсчитает, что именно внутри учебной деятельности ребенка младшего школьноговозраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования. Этадеятельность определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой иобщения.
Каждый из четырех названных выше видов деятельности имеетсвои особенности в младшем школьном возрасте. Учение здесь только начинается, ипоэтому о нем нужно говорить как о развивающемся виде деятельности. Емупредстоит совершенствоваться в течение долгих лет жизни, если человек будет всеэто время продолжать учиться. Однако если процесс развития учебной деятельностиидет стихийно, то он занимает длительное время. При продуманном и разумномформировании учебной деятельности можно добиться того, что уже к старшимклассам школы ребенок полностью овладевает психологическими основами учения.Главная нагрузка здесь приходится как раз на младший школьный возраст, гдеобразуются основные составляющие этой деятельности: учебные действия, контрольи саморегуляция.
У многих детей с поступлением в школу появляются дополнительныеобязанности по дому, и это помогает им быстрее перестроиться на новую системуотношений. Важно, чтобы в домашней трудовой деятельности младшего школьниканаходили отражение и применялись те знания и умения, которые он приобретает вшколе. Это, с одной стороны, сделает учение в школе более осмысленным инеобходимым, а с другой стороны, на практике раскроет детям полезность знанийпо основным предметам, которые они изучают в школе, повысит их интерес кучебным предметам. Да и сам домашний труд от этого сделается болеепривлекательным и в большей степени будет способствовать закреплению напрактике получаемых теоретических знаний, воспитанию у детей трудолюбия [5].
Не меньшее значение для интеллектуального развития младшихшкольников, чем учение и труд, имеет расширение сферы и содержания их общения сокружающими людьми, особенно взрослыми, которые для младших школьниковвыступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основнымисточником разнообразных знаний. Коллективные формы работы, стимулирующиеобщение, нигде не являются настолько полезными для общего развития иобязательными для детей, как в младшем школьном возрасте. Иными в этом возрастестановятся и детские игры, они приобретают более совершенные формы,превращаются в развивающие. Изменяется, обогащаясь за счет вновь приобретаемогоопыта, их содержание. Индивидуальные предметные игры приобретают конструктивныйхарактер, в них широко используются новые знания, особенно из областиестественных наук, а также те знания, которые приобретены детьми на занятияхтрудом в школе. Интеллектуализируются групповые, коллективные игры. В этомвозрасте важно, чтобы младший школьник был обеспечен достаточным количествомразвивающих игр в школе и дома и имел время для занятий ими. Игра в этом возрастепродолжает занимать второе место после учебной деятельности как ведущей исущественно влиять на развитие детей.
За время обучения в младших классах школы дети так быстропродвигаются вперед в своем развитии, что между первоклассниками и учащимисятретьих-четвертых классов за какие-нибудь два-три года образуется заметныйразрыв. Вместе с ним увеличиваются и индивидуальные различия детей по достигнутомууровню развития. В обобщенном виде эти различия по их основным параметрам можнопредставить следующим образом.
У первоклассников и отчасти у второклассников доминируетнаглядно-действенное и наглядно-образное мышление, в то время как ученики третьихи четвертых классов в большей степени опираются на словесно-логическое иобразное мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех трех планах:практическом, образном и словесно-логическом (вербальном).
Первоклассники и значительная часть учащихся вторых классовне способны к полноценной саморегуляции, в то время как дети, обучающиеся втретьем и четвертом классах, вполне в состоянии управлять собой и внешне — своим открытым поведением, и внутренне — своими психическими процессами ичувствами.
1.2Характеристика внимания младших школьников
Внимание – это психологическое состояние, характеризующее интенсивностьпознавательной деятельности и выражающееся в её сосредоточенности насравнительно узком участке (действии, предмете, процессе, явлении), которыйстановится осознаваемым и концентрирует на себе психологические и физическиеусилия человека в течение определенного периода времени. Внимание само по себене является познавательным процессом, но характеризует условия протеканиялюбого познавательного процесса [14].
Внимание выполняет следующие функции: активизирует нужные итормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации,обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.
Характеристики внимания делятся на первичные и вторичные. К первичнымотносятся те, которые связаны с объемом, интенсивностью, устойчивостьювнимания, а ко вторичным – колебания, переключаемость внимания.
Внимание характеризуется направленностью и сосредоточенностьюсознания на том или ином предмете, явлении, на той или иной деятельности.Благодаря направленности и сосредоточенности психической деятельности ученикдостигает положительных результатов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Умение быть внимательным имеет значение и в развитии учащихся какличности. Так, если ученик внимательно выполняет как интересное, так и неинтересноезадание, преодолевая при этом неприятные эмоции, то у него тренируется волевоеусилие и формируется настойчивость, целеустремленность; если ученик постояннососредоточивает свое сознание (проявляет активную деятельность) на нуждах изаботах своих товарищей, то у него развивается чувство товарищества;сосредоточение сознания на общественных делах воспитывает чувство долга,ответственности [12].
Преобладающим видом внимания младшего школьника на первых порахявляется непроизвольное внимание, физиологической основой которого служиториентировочный рефлекс. Реакция на все новое, яркое, необычное очень сильна вэтом возрасте. Ребенок ещё не может управлять своим вниманием и частооказывается во власти внешних впечатлений. Даже при сосредоточении вниманияучащиеся не замечают главного, существенного. Это объясняется особенностями ихмышления. Наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому,что учащиеся все свое внимание направляют на отдельные, бросающиеся в глазапредметы или их признаки. Возникающие в сознании детей образы, представлениявызывают сильные переживания, которые оказывают тормозное влияние на мыслительнуюдеятельность. Поэтому если суть предмета не находится на поверхности, если оназамаскирована, то младшие школьники на первых порах не замечают её. С развитиеми совершенствованием мышления младшие школьники все в большей степенистановятся способными сосредоточить свое внимание на главном, основном,существенном.
Внимание младшего школьника тесно связано с мыслительной деятельностью– учащиеся не могут сосредоточивать свое внимание на неясном, непонятном. Онибыстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо трудное,непонятное сделать для учащихся простым и доступным, развивать волевое усилие,а вместе с ним и произвольное внимание. Развитие произвольного внимания впервые годы обучения происходит довольно интенсивно, если руководить этимпроцессом. Большое значение имеет развитие у учащихся умения работатьцеленаправленно. Первоначально цель перед учениками ставят взрослые (родители,учителя) и оказывают помощь детям в её достижении.
Высшей ступенью произвольного внимания является способность ученикаруководствоваться самостоятельно поставленными целями. Развитие произвольноговнимания у детей идет в направлении от выполнения целей, которые ставятвзрослые, к целям, которые ставит сам ученик, контролирующий сам их выполнение[20].
Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственностиу младших школьников за усвоение знаний. Учащиеся с ответственным отношением кучению умеют заставить себя внимательно выполнять любое задание, какинтересное, так и неинтересное. Ученики без чувства ответственности внимательноработают только с интересным материалом. Вот почему важно воспитывать уучащихся чувство ответственности.
На протяжении младшего школьного возраста развивается и непроизвольноевнимание. Огромную роль играет доминирующий очаг возбуждений. Ребенок быстрореагирует на то, что его интересует, что связано с его потребностями. Еслиребенок увлекся чтением книги, то непроизвольное внимание его будет оченьустойчивым, что связано с возникновением стойкого доминирующего очагавозбуждения в коре головного мозга ребенка. Вот почему очень важно воспитыватьпознавательные интересы и потребности.
Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека,распределение внимания – слабее. Неумение распределять внимание междуразличными видами работ, например слушанием товарища, читающего книгу, и своимчтением, приводит к тому, что ученик сбивается с темпа чтения, либо отставая,либо забегая вперед. Отсутствие распределения внимания при чтении по слогамприводит к тому, что ребенок не понимает смысла читаемого, так как он все своевнимание сосредоточивает на процессе чтения.
Внимание младшего школьника отличается большой неустойчивостью,легкой отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшегошкольника преобладает возбуждение над торможением. Внимание может отвлекатьсяпо различным причинам, например из-за новизны обстановки, в силу действияориентировочного рефлекса, при неправильном использовании наглядных пособий ит.д. Одним и тем же видом деятельности младший школьник может заниматься весьманепродолжительное время в связи с быстрым наступлением утомления, запредельноготорможения. Поэтому учитель должен разнообразить виды деятельности учащихся.
Образ жизни младшего школьника приучает детей к длительным умственнымнапряжениям. Малыши очень подвижны и играют только в интересное. А для тогочтобы развить то или иное качество, необходимо создать соответствующие условия.Такими условиями для развития внимания у учащихся является работа на уроке,дома, общественная работа, работа в кружках. Учитель учит детей управлятьсобой, тормозить свои чувства. Ребенок приучается сохранять рабочую позу. Такпостепенно развивается устойчивость внимания.
Одной из особенностей внимания, которую также необходимо учитыватьпедагогу, является то, что младшие школьники не умеют быстро переключать своевнимание с одного объекта на другой. Постепенно, при правильной организацииучебного процесса совершенствуется и данное качество внимания младшихшкольников: при необходимости учащиеся свободно переходят от одних действий кдругим. Учителю, работающему в младших классах, важно уметь поддерживать иразвивать внимание учащихся на уроке.
Внимание учащихся бывает достаточно сосредоточенным и устойчивымтогда, когда учащиеся полностью заняты работой, когда эта работа требует от нихмаксимума умственной и двигательной активности. Если учащиеся рассматриваютпредметы, явления и при этом имеют возможность действовать с ними, то в такомслучае они очень внимательны. Анализ, сравнение предметов, выделениесущественных признаков, вычленение главного, основного в читаемом материале,классификация предметов по группам, установление причинно-следственных связеймежду предметами и явлениями, а также другие виды мыслительной деятельностиневозможны без глубокого сосредоточения внимания на соответствующих предметах,явлениях. Активная мыслительная деятельность требует максимума внимания.
Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей.Всё то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание.Младшие школьники с огромным вниманием слушают занимательный рассказ учителя ине отвлекаются в течение довольно длительного времени.
Большое влияние на внимание оказывают интересы и потребностиучащихся. То, что их увлекает, связано с их интересами и потребностями, как бысамо собой приковывает их внимание. В физиологическом плане это объясняетсявлиянием доминирующего очага возбуждения.
Особенно внимательными учащиеся бывают в процессе творческойдеятельности, так как здесь воедино сливаются мышление, чувства и воля.
Выводы по 1 главе
Итак, младший школьныйвозраст – это переходный период, когда ребенок соединяет в себе чертыдошкольного возраста с особенностями школьника. Как и любое переходноесостояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важноулавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личностизакладываются и культивируются в младшем школьном возрасте. В этом возрастепроисходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Так,формируются все изгибы позвоночника – шейный, грудной и поясничный. Однакоокостенение скелета ещё не заканчивается, отсюда – его большая гибкость иподвижность, открывающие как большие возможности для правильного физическоговоспитания и занятий многими видами спорта, так и таящие отрицательныепоследствия (при отсутствии нормальных условий физического развития).
У младшего школьникаизменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение(основа сдерживания, самоконтроля) становится более заметным, чем удошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, отсюда –непоседливость младших школьников. Сознательная и разумная дисциплина,систематичность требований взрослых являются необходимыми внешними условиямиформирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения иторможения.
Таким образом, в младшемшкольном возрасте происходит значительное укрепление скелетно-мышечной системы,относительной устойчивой становится сердечно-сосудистая деятельность, большоеравновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения. Все этоважно потому, что начало школьной жизни – это начало особой учебнойдеятельности, требующей от ребенка не только значительного умственногонапряжения, но и большой физической выносливости.
Каждый периодпсихического развития ребенка характеризуется основным, ведущим видомдеятельности. Ведущим видом деятельности младшего школьника становится учение,существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источникиразвития его познавательных и нравственных сил. Учебная деятельность определяетхарактер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения. Познавательныепотребности являются ведущими для младшего школьника. Потребность во внешних впечатленияхкак основная движущая сила развития психики младшего школьника в началеобучения удовлетворяется в первую очередь учителем. Он вводит ребенка в новуюсферу деятельности и помогает ему осмыслить новые впечатления, разобраться вних.
В первые дни учитель знакомитучащихся со всеми особенностями школьной жизни. Под влиянием учителя у учащихсяпоявляется потребность овладеть необходимыми умениями и навыками и потребностьв новых знаниях.
Общее направлениеразвития внимания в младшем школьном возрасте состоит в том, что от достиженияцели, которую ставит учитель, ребенок переходит к контролируемому решениюзадач, поставленных им самим. То есть произвольное внимание становится у неговедущим. Вместе с развитием произвольного внимания развивается непроизвольное,которое связано теперь не с яркостью и внешней привлекательностью предмета, а спотребностями и интересами ребенка, возникающими в ходе учебной деятельности,т.е. с развитием их личности, когда чувства, интересы, мотивы и потребностипостоянно определяют направленность его внимания.
Глава2. Повышение внимания младших школьников на уроках физической культуры
2.1Специфика проявления внимания у младших школьников на уроках физическойкультуры
Трудно переоценить значение внимания для эффективности занятийфизическими упражнениями. Ничто не может быть воспринято и усвоено безсосредоточения психической деятельности – без внимания.
На уроках физической культуры следует использовать все типы вниманияученика. Если на уроке преобладает произвольное внимание учащихся,увеличивается психическое напряжение, что со временем может привести школьниковк потере интереса и чувства удовлетворения от занятий. Неконтролируемаяактивизация непроизвольного внимания влечет за собой переход учебного занятия вакт развлечения, и решение образовательных и воспитательных задач становитсяневозможным.
Следовательно, только умелое чередование активизации произвольногои непроизвольного, внешнего и внутреннего внимания может обеспечить достаточновысокий уровень продуктивности занятий физической культурой. Так, приразучивании физического упражнения, когда ученики осваивают его, важноактивизировать произвольное, внешнее внимание, чтобы создать ориентировочную основудеятельности. Когда же школьники должны или сами планировать выполнениеупражнения, или мысленно повторять его, или осуществлять самоконтроль за еговыполнением, необходимо преобладание произвольного, внутреннего внимания. Привыполнении различных учебных действий могут преобладать те или иные видывнимания. Например, в основной деятельности учитель может актуализироватьразличные виды внимания и, наоборот, в качестве разрядки может целенаправленноотвлекать внимание школьников.
В младшем школьном возрасте легко возникает непроизвольное вниманиев отношении внешних объектов, поэтому младшие школьники часто отвлекаются.Недостатки непреднамеренного внимания заключаются в том, что оно прекращаетсяпо окончании вызвавших его раздражителей. Учитель должен знать раздражители иусловия, с помощью которых можно привлечь внимание младших школьников. К ихчислу относится: изменение силы голоса, интонации, четкая команда, новый приемв обучении, необычный сигнал. Особенно важны для привлечения внимания учащихся наглядность,занимательность урока, а также его игровая форма.
Кроме того, устойчивость произвольного внимания у младших школьниковкратковременна. Дети 7-8 лет могут удерживать произвольное внимание с высокойстепенью интенсивности только 10 — 15 минут. Экспериментально доказано, чтомладшие школьники не способны сосредоточенно выполнять подряд 7 — 8 упражнений,даже если на это планировать 8 — 10 минут. Уже на пятом упражнении наблюдаетсябольшое число отвлечений. В соответствии с особенностями данного периодаразвития психики, школьники младших классов с трудом концентрируют внимание насобственных мыслях и представлениях. Важно помнить, что дети этого возрастаоценивают себя, исходя из той оценки, которую дают им взрослые, что и вызываетинтерес к учебным занятиям, формирует «компетенцию» как аспект самосознания,которое, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, составляет центральноепсихическое новообразование младшего школьника [5].
Следовательно, учитель физической культуры, работающий со школьникамимладших классов, в первую очередь должен: не затягивать выполнение любогоупражнения, давать ученикам минимальное количество заданий на самоанализ движенийи, объясняя ошибки, больше показывать их.
Например, обучая младших школьниковприземлению в прыжках, вначале надо остановить их внимание только на положенииног, не указывая на другие детали, например на положение туловища, рук и такдалее.
У младших школьников слабо развитаспособность распределять и сосредоточивать внимание. Если они заняты однимделом, то плохо справляются с другим параллельным заданием. Для сосредоточениявнимания им требуется некоторое время. Исходя из этого, учебную работу следуетпроводить в относительно медленном темпе, чрезмерно замедленный темп вызываетскуку, которая разрушает внимание [13].
Как уже упоминалось, устойчивость внимания у младших школьниковнепродолжительна. Периодическая смена характера учебных заданий, приемовобучения и самих упражнений помогает поддерживать внимание учащихся. Еслиучителю необходимы многократные повторения одного и того же упражнения, то еголучше сочетать и разнообразить с другими, новыми упражнениями.
Необычность обстановки на уроках физическойкультуры, новизна, яркость и привлекательность инвентаря и снарядов могутпереключать непроизвольное внимание младших школьников на объекты, не имеющие вданный момент отношения к изучаемым упражнениям. Кроме того, возбуждениеучащихся, возникающее на уроках физической культуры, если оно достигаетзначительной величины, мешает сосредоточению их внимания.
Поэтому, следует с одной стороны, тщательнопродумывать содержание урока, организацию и условия проведения с тем, чтобы повозможности избегать моментов, отвлекающих внимание учащихся, а с другойстороны, систематически воспитывать произвольное внимание, обладающее большойустойчивостью и целенаправленностью.
2.2Методика развития внимания у младших школьников на уроках физической культуры
Внимание — важнаясторона познавательной деятельности. По образному выражению К.Д. Ушинского, это«та дверь, которая не может миновать ни одно слово учения, иначе оно не попадётв душу ребёнка». Хорошо развитые свойства внимания и его организованностьявляются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшемшкольном возрасте. Поэтому к моменту поступления в школу внимание детей должно стать произвольным,обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределяемостью и переключаемостью.Поскольку трудности, с которыми сталкиваются дети в начале обучения в школе,связаны именно с недостаточностью развития свойств внимания, в период адаптациик учебной деятельности, занятия по развитию свойств внимания рекомендуетсяпроводить, прежде всего, как профилактические, направленные на повышениеэффективности функционирования внимания у всех детей [15].
Анализ содержания и методикипроведения уроков физической культуры в начальных классах общеобразовательной школы свидетельствует, чтоприменение специальных средств, методов и организационно-методических приёмов,способствующих развитию свойств внимания, не является целенаправленным и носитслучайный характер. Следовательно, в первую очередь необходимо заботиться о развитии и усовершенствовании соответствующих потенциальныхвозможностей и психических процессов у младших школьников во время их двигательной деятельности, которыене всегда реализуются.
Каждый учитель физической культуры, который стремится к тому,чтобы учащиеся проявляли высокую степень активности на его уроках, должен умелопостроить учебный процесс.
Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основнымииз которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительногоэмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке.
Создание положительного эмоционального фона имеет исключительноезначение на уроках физической культуры. Как правило, он формируется у школьниковеще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однакоэмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствияучеников, их интереса к физической культуре как к предмету, к физическимупражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности[11].
Существует несколько основных факторов, способствующих повышениюэмоциональности урока и вызывающих радость у школьников, выполняющих физическиеупражнения.
1. Обстановка на уроке и поведение учителя существенно влияют наэмоциональность занятий, иногда превращая все дело в шутку. Урок физическойкультуры всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, ане сидят, скучая на скамейках, если они видят учителя в хорошем настроении,понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Излишняявозбужденность учителя (суетливость, шумливость), как правило, приводит кповышению неорганизованной активности учеников. Не следует смешить и развлекатьшкольников, бесконечно шутить с ними. Важно, чтобы строгость, точность ичеткость действий учителя перемежались улыбками, словами поощрения учеников заих успехи, подбадриванием их при временных неудачах.
2. Использование игрового и соревновательного методов, в силу ихпсихологических особенностей, всегда вызывает у школьников сильнуюэмоциональную реакцию. Следует помнить, что часто эта реакция может бытьнастолько сильной, что выполнение учебных задач становится практически невозможным.Сильные эмоции по своей природе долго затухают после окончания игры илисоревнования, поэтому использовать эти методы на уроке следует, определив ихместо, форму и меру.
Упражнения в соревновательной форме рекомендуется планировать наконец урока. Совершенно недопустимо использовать их перед разучиванием техникифизических упражнений.
Игра — это привычная форма занятий для школьников. Для детей младшегошкольного возраста это не только развлечение, но и способ развития (возрастнаяособенность). С помощью игр, требующих проявления двигательной активности,ученики усваивают правила и нормы рациональных форм движения, развиваютпсихические и физические качества, коммуникативные способности. На уроках смладшими школьниками важно использовать сюжетные игры, при этом учитель,создавая определенный игровой сюжет деятельности для учеников, включает всодержание урока программный учебный материал. Применяя такой метод, учительсам должен стать участником игры, поверить в реальность создаваемых им образов ивыполнять соответствующую сюжету роль. С повышением возраста школьников следуетиспользовать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут бытьразнообразные спортивные игры, вначале с упрощенными правилами и условиямивыполнения, затем полностью соответствующие реальным требованиям.
3. Разнообразие используемых на уроке средств и методов. Известно,что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятныхпсихических состояний: монотония, психическое пресыщение.
Существует множество способов разнообразить средства и методыпроведения уроков; использовать фронтальную, групповую или круговую организациюзанятий; включать различные новые физические упражнения (например, для развитияодного и того же физического качества можно использовать разные по содержаниюупражнения); менять обстановку, условия урока (переход из спортивного зала навоздух, музыкальное сопровождение ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений ввводной части урока) (см. приложение).
Правильная постановка задач урока. Исследователи проблем, связанныхс изучением проявлений активности школьников на уроках физической культуры,отмечают снижение учебной активности у учащихся из-за того, что учительдопускает ошибки, ставя задачи урока. Наиболее типичными из них являютсяследующие [19].
- учительперечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо тогочтобы поставить задачу, которую следует решить;
- задача,которая ставится учителем, значима для него, а не для учеников;
- учительставит неконкретную задачу («научиться метать», «будем учиться играть вбаскетбол»);
- учительставит непривлекательные задачи для учеников; конкретная и грамотносформулированная задача не всегда приводит к желаемому результату. Важно, чтобыучебная задача была связана с интересами школьников и их потребностями;
- учительставит перед учениками задачу, недостижимую в пределах одного урока. Этосоздает у школьников впечатление, что усилия, которые они затратят на данномуроке, напрасны.
Оптимизация загруженности школьников на уроке. Оптимальнаязагруженность учащихся на уроке может быть достигнута рядом специальныхорганизационно-дидактических мер, основными из которых являются:
1) устранение ненужных пауз на уроке, которое осуществляетсянесколькими способами: обеспечив спортивным инвентарем всех членов учебнойгруппы; выполняя с учениками в паузах подготовительные и подводящие упражнения;поручая ученикам наблюдение за качеством выполнения упражнений одноклассниками;
2) осуществление постоянного контроля учителя за учениками в процессевсего урока (школьники предупреждены, что все их действия и поведение будутоценены, причем оценивается не только уровень знаний, умений и навыков,приобретаемых ими на уроке, но и их активность, внимательность и дисциплинированность);
3) включение в учебную деятельность всех учеников, даже тех, которыеосвобождены от выполнения физических упражнений. Освобожденные, присутствующиена уроке, получают задание внимательно следить за тем, что делают остальные.Освобожденных учеников следует привлекать к судейству, использовать в ролипомощников-организаторов.
Существуют различные способы поддерживать устойчивое внимание науроках физической культуры (Приложение). Достаточно эффективна предлагаемаяЕ.П.Ильиным система, обеспечивающая повышение, устойчивость произвольноговнимания, которая включает следующие мероприятия:
В течение всего урока поддерживать дисциплину, быстро выявляя зачинщиковнарушения.
При постановке задач урока:
1. Четко определять цель и задачи урока, разбивая поурочное заданиена этапы.
2. Ставя задачу, проверять, принята ли она учениками, понята лиими.
При пояснении упражнений:
1. Показывать логическую связь между отдельными заданиями, чтобыпереход от одного к другому был как бы продолжением единого процесса.
Особенно важно соблюдать это правило при проведении теоретическихзанятий.
2. Не просто объяснять материал, а размышлять над наиболее эффективнымспособом решения задачи, задавая вопросы ученикам, втягивая их в процесс своегомышления.
3. Давать объяснения бодрым голосом, не затягивая их, не превращаяих в длинные монологи.
При выполнении учениками учебного задания:
1. Выбирать оптимальный темп работы для данной группы учеников.Низкий темп расхолаживает, рассредоточивает внимание, высокий — не дает временисосредоточиться, может вызывать утомление, что тоже приводит к снижениюинтенсивности внимания.
2. Планировать оптимальный объем работы на урок. Слишком большойобъем порождает рассеянность, создает условия для формирования неустойчивоговнимания как следствие однообразия или утомления, а слишком малый объем — неполную загрузку и появление пауз вследствие отвлечения учеников.
3. Вводить соревновательные элементы или игры в процесс урока. Приэтом необходимо помнить, что сильное эмоциональное возбуждение мешает сосредоточитьвнимание на технической части упражнения, поэтому использовать упражнения,доставляющие детям радость, удовольствие, перед разучиванием техники движенийнецелесообразно.
4. Стимулировать внимание учеников в отдельные моменты урока,подчеркивая важность выполняемых действий.
5. Постепенно раскрывать в разучиваемом упражнении все новые и новыенюансы. Показывать различные варианты выполнения данного упражнения.
6. Устранять причины отрицательного отношения учеников к разучиваемымупражнениям, возникшим, например, из-за боязни.
7. Заранее организовать место для занятия, чтобы не возникалипотери времени на поиск спортивного инвентаря, организацию рабочего места (подготовкугимнастического снаряда и т.д.).
Поскольку внимание проявляется в деятельности, внимательностьформируют и развивают только в процессе деятельности. Особое значение имеетразвитие произвольного внимания, которое возможно только при наличии волевыхусилий. В данном случае развитие волевых качеств означает и развитие внимания.Следовательно, деятельность должна быть такой, чтобы побуждать учащихся кпроявлению и развитию волевых качеств [10].
Выводы по 2 главе
Итак, внимание обеспечивает целенаправленность и сосредоточенностьпознавательной деятельности человека, усиливает восприятие и память,активизирует мышление. Поэтому чрезвычайно важно создать условия, необходимыедля его появления, сохранения и развития.
Наличие внимания в учении играет большую роль. Внимательно слушаяобъяснения учителя на уроке, ученик лучше воспринимает, понимает и запоминаетего содержание. Главная задача – постоянно поддерживать умственную активностьучащихся, требующую напряжения внимания. Если ученики на уроке всё время занятыделом, требующим внимания, и учитель контролирует и оценивает их труд, онибудут активны и внимательны на протяжении всего урока. Если же мысль учениковбездействует, им становится скучно, они отвлекаются, начинают заниматьсяпосторонними делами.
Внимание учащихся поддерживается четкой организацией всего урока — четкой логикой, темпом урока, уплотненностью (каждую долю секунды на урокеученик должен иметь определенную умственную нагрузку). Учителю необходимознать, в чем заключаются особенности внимания младшего школьника, еголичностные качества.
Занятия физической культурой могут сыграть немаловажную роль вразвитии внимания, так как младшие школьники очень активны и любят урокифизической культуры.
внимание урок школьник физический культура
Заключение
Внимание – это сложная, многогранная психическая функция. Оно характеризуетсостояние психических процессов и является одной из сторон психическойдеятельности. Внимание является необходимым условием любого вида деятельности.
В физическом воспитании, как в любой другой деятельности, вниманиеявляется обязательным компонентом. Без этого деятельность не может бытьпродуктивной. В учебном процессе педагог должен тщательно работать надорганизацией внимания ребенка, иначе оно окажется во власти окружающих вещей ислучайного стечения обстоятельств. Развитие произвольного внимания являетсяодним из важнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребенкаволевых качеств.
В развитии внимания существенным является его интеллектуализация,которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание,опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться намыслительные связи. В результате расширяется объем внимания.
В младшем школьномвозрасте возникает целый ряд предпосылок для эффективного развития внимания. Ктаким предпосылкам можно отнести: ведущий вид деятельности младшего школьника — учение, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее новыеисточники развития его познавательных и нравственных сил; выдвижение в качествеведущих познавательных потребностей младшего школьника, а также их взаимосвязьс потребностью во внешних впечатлениях как основной движущей силы развитияпсихики младшего школьника и др.
На уроках физической культуры следует использовать все типы вниманияученика. Если на уроке преобладает произвольное внимание учащихся,увеличивается психическое напряжение, что со временем может привести школьниковк потере интереса и чувства удовлетворения от занятий. Неконтролируемаяактивизация непроизвольного внимания влечет за собой переход учебного занятия вакт развлечения, и решение образовательных и воспитательных задач становитсяневозможным.
Поскольку основой непроизвольного внимания служат интересы, дляразвития достаточно плодотворного непроизвольного внимания необходимо в первуюочередь развивать достаточно широкие и надлежащим образом направленныеинтересы. Интересы учащихся к урокам физической культуры отличаются достаточнымразнообразием: стремлением укрепить здоровье, сформировать тело, развитьфизические и психические качества (волю и т.д.). Младшими школьниками преждевсего управляет интерес к двигательной активности вообще (на основе первичныхмотивов). В силу возрастных особенностей они любят бегать, прыгать и играть.
Произвольное внимание по существу является одним из проявленийволевого типа деятельности. Способность к произвольному вниманию формируется всистематическом труде. Развитие произвольного внимания неразрывно связано собщим процессом формирования волевых качеств личности. Поскольку любые физические упражнения связаны с мышечным напряжением,то систематически повторяемые даже незначительные, но многочисленныедвигательные действия невозможны без определенных волевых усилий.
Волевое усилие развивается при преодолении различных препятствий итрудностей. Занятия физическими упражнениями связаны с необходимостьюпреодолевать многообразные трудности. Поэтому на уроках физической культурыучитель должен систематически использовать многочисленные возможности занятийфизическими упражнениями.
Воля младших школьников ярко проявляется в умении произвольнососредоточивать свое внимание. Выполнение даже обычных требований и правил пособлюдению порядка, организованности и внимания на уроках физической культурыпредставляет значительные трудности для учащихся и способствует воспитаниюумения владеть собой.
Таким образом, занятия физической культуры играют огромную роль врешении задач по формированию и развитию внимания учащихся.
Список литературы
1. Божович,Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — М.: Просвещение,1968. — 367 с.
2. Герасимов,С.В. Познавательная активность и понимание / С.В. Герасимов // Вопросыпсихологии. — 1994. — № 3 — С. 88-93.
3. Гиппенрейтер,Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М., 1996. — 238 с.
4. Гогунов,Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов.- М., 2000. — 192 с.
5. Гоноболин,Ф.Н. Внимание и его восприятие / Ф.Н. Гоноболин. — М., 1972. — 128 с.
6. Зайцева,С.А. Памфил Данилович Юркевич о психологии обучения младших школьников / С.А.Зайцева // Начальная школа. — 2004. — № 2 — С. 7-11.
7. Качашкин,В.М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. — М.: Просвещение, 1980. — 246 с.
8. Качашкин,В.М. Физическое воспитание в начальной школе / В.М. Качашкин. — М.:Просвещение, 1978. — 280 с.
9. Коржуев,А.В. Познавательные затруднения в учении школьников / А.В. Коржуев // Педагогика.- 2000. — № 1. — С 27-32.
10. Косов,Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников / Б.Б. Косов. — М., 1989. — 319с.
11. Лейтес,Н.С. Возрастная одаренность школьников / Н.С. Лейтес. — М., 2000. — 262 с.
12. Маркова,А.А. Развитие внимания и снятие умственного напряжения в процессе обучениямладших школьников / А.А. Маркова // Начальная школа. — 2001. — № 2 — С. 89.
13. Матюхина,М.В. Психология младшего школьника / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, К.Т. Патрина.- М.: Просвещение, 1976. — 316 с.
14. Никольская,А.А. Возрастная и педагогическая психология / А.А. Никольская. — Дубна.: Феникс+, 2001. — 231 с.
15. Петровский,А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. — М., 1995. — 272 с.
16. Прохоров,А.О. Особенности психических состояний младших школьников в учебнойдеятельности / А.О. Прохоров // Вопросы психологии. — 1998. — № 4 — С. 42-53.
17. Психолого-педагогическиепроблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста (круглый стол) // Вопросыпсихологии. — 1984. — № 4. — С. 30-55.
18. Психолого-педагогическиепроблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста (круглый стол) // Вопросыпсихологии. — 1984. — № 5. — С. 49-86.
19. Прядехо,А.А. Алгоритм развития познавательных способностей учащихся / А.А. Прядехо //Педагогика. — 2002. — № 3. — С. 8-15.
20. Тарасова,Л.Е. Коллективное внимание младших школьников / Л.Е. Тарасова // Начальнаяшкола. — 2003. — № 10 — С.95-98.
21. Улынкова,У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе / У.В.Улынкова // Вопросы психологии. — 1983. — № 4. — С. 62-69.
22. Холодов,Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С.Кузнецов. — М., 2002. — 264 с.
Приложение
КОНСПЕКТ УРОКА «В СТРАНЕ ИГРУШЕК»
Инвентарь: свисток; три флажка (красный, желтый,зелёный); гимнастическая скамейка; 5-6 конусов-ориентиров;две дуги (высота 60 см, ширина 60 см); коврики по количеству занимающихся(для выполнения упражнений в партере); мячи (их вдвое меньше количестваучащихся); магнитофон.
Вводная часть (8 мин.)
Построение в шеренгу,приветствие.
Учитель предлагает детямотправиться в
Страну игрушек:
«Чтобы путешествие
Мы могли начать,
Постарайтесь, дети,
Загадку отгадать:
В поле лестница лежит –
Дом по лестнице бежит».
Игровое упражнение в ходьбе спрепятствиями «Поезд». Перестроение в колонну по одному поворотом на месте. Направляющий — «паровоз», остальные дети — «вагончики» обхватывают друг друга за пояс (целесообразноорганизовать несколько «поездов» по 6-7 человек). Поезда перемещаются по«рельсам» (подготовленной разметке), преодолевая такие препятствия,установленные по периметру площадки: а) «мост» — ходьба по гимнастическойскамейке; 6) «горы» — ходьба «змейкой» между конусами-ориентирами (интервал 60-70см); в) «тоннель» — передвижение с подлезанием под дугами 1 (интервал 200 см, первая дуга — «въезд в туннель», вторая — «выездиз туннеля»).
Учитель находится в точке наилучшегообзора с тремя флажками (красным, жёлтым, зелёным). Дети действуют по сигналу:красный флажок — стоят, жёлтый — идут в медленном темпе, зелёный — передвигаются в ускоренном темпе. Учитель подаёт 4-5 сигналов через разныепромежутки времени.
Правила, действовать по сигналу; перемещаться по разметке; сохранять контакт(не расцеплять рук). Учитель: «Будем путешествовать»
Дальше продолжать.
Вам предстоит ещё одну
Загадку отгадать:
Не птица, а летит,
Не жук, а жужжит».
Игровое упражнение в беге «Самолёты». Построение в колонну по одному(дистанция 1 м). По сигналу «Заводим мотор» — руки перед грудью, предплечья вместе;круговые движения предплечьями наружу со звуком «тр-р». По сигналу «На взлёт» — руки в стороны, ходьба в колонне по одному со звуком «в-в». По сигналу«Полетели» — бег в колонне по одному с изменением темпа по свистку: короткийсвисток — ускорение, длинный — замедление. По сигналу «На посадку» — перейти находьбу. По сигналу «Сели» — присесть, руки в стороны.
Правила, действовать по сигналу; сохранять дистанцию.
Основная часть (28 мин.)
Комплекс общеразвивающих упражнений«Игрушки». Учительпредлагает детям быть внимательными при выполнении упражнений. По сигналу(свистку), они должны быстро принять положение «упор присев» (приём «быстроприсядь»). Сигналы подаются внезапно, через разные промежутки времени. Этотприём целесообразно использовать на этапе закрепления (совершенствования)двигательных действий, относящихся к комплексу.
1. «Воздушный шарик». И.п. — о.с; 1 — руки перед грудью, кисти к губам («взяли шарик»);
2. 4 — вдох через нос, выдох через рот, надувая щеки («надуваемшарик»); 5 — руки вперёд ладонями вверх («шарик на ладонях»); 6 — взмах руками
вверх («подбросили шарик»); 7-8 — дугаминаружу руки вниз («шарик улетел»). Повторить 3-4 раза.
2.«Погремушки». И.п. — стойка ноги врозь, руки внизу; 1- 2 — два хлопка прямыми руками впереди;
3-4 — полуприсед, два хлопка прямыми руками по коленям. Повторить 4-6раз.
3.«Заводная кукла». И.п. — стойка пятки вместе, носки врозь,руки в первой позиции (впереди на уровне диафрагмы, плечи опущены, локти слегкасогнуты, кисти на одной закруглённой линии с локтем, пальцы одной кисти нарасстоянии 3-5 см от другой); 1-2 — поворотвправо, правую руку в сторону, левую вверх; 3-4 — и.п.; 5-8 — тоже влево. Повторить 8-10 раз.
4.«Матрёшки». И.п. — стойка ноги вместе, руки на пояс; 1-2 — руки поочерёдно дугами наружу в стороны, начиная с правой; 3-4 — руки поочерёдно дугами внутрь, начиная с правой; вернуться в и.п.;5 — поднять плечи; 6 — и.п.;7-8 — то же, что 5-6. Повторить 4-6 раз.
5.«Петрушка». И.п. — стойка ноги врозь, руки к плечам, кисти в кулак; 1 — наклон вправо, руки вверх, пальцы врозь; 2 — и.п.; 3-4 -тоже влево; 5 — наклон вперёд прогнувшись, руки вперёд ладонями вверх; 6-7 — держать; 8 — и.п. Повторить 8-10 раз.
Примечание. После этого упражнения приём«быстро присядь» не используется; перед последующими упражнениями учительзагадывает детям соответствующие загадки.
6.«Велосипед».
Держусь я только на ходу, А если встану — упаду.
И.п. — лёжа на спине, руки за головой,согнуть
ноги вперёд; 1-64 — имитировать педалирование ногами.
Примечание. Чтобы избежать задержки дыханияи натуживания, следует предложить детям после обычного вдоха на выдохепроизносить звук «ш-ш» («шины шуршат по асфальту»).
7.«Неваляшка».
Эта игрушка не хочет лежать.
Положишь её — встанет опять.
И стоит — качается.
Как она называется?
И.п. — группировка сидя; 1-32 — перекаты назад-вперёд в группировке.
8.«Качели».
Вверх, вниз!
Вверх, вниз!
Качаться хочешь?
На нас садись!
И.п. — лёжа на животе, руки вверху; 1 — прогибаясь,поднять руки, голову, верхнюю часть туловища; 2 — и.п.; 3 — поднять ноги; 4 — и.п. Повторить 8-10 раз.
9.«Мяч».
Бьют его, а он не плачет,Веселее только скачет.
И.п. — стойка ноги вместе, руки на пояс;1 — 16 — прыжки вверх на месте, с продвижением вперёд, назад, вправо,влево, с поворотом на 90-180°; 1 — 16 — ходьбана месте. Повторить 3-5 раз(серия прыжков в сочетании с ходьбой).
10.«Плюшевый медвежонок».
Зверь забавный сшит изплюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Мёда зверю дай немного
И устрой ему берлогу.
И.п. — стоя ноги врозь сопорой на внешние стороны стоп, руки внизу; 1 — вдох через нос; 2-4 — выдох через рот со звуком «р-р»(«медвежонок рычит»). Повторить 3-4 раза.Упражнения с мячом впарах «Школа мяча».
Дети строятся в две шеренги,расположенные напротив друг друга. У школьников, стоящих в одной из шеренг, вруках мячи. Занимающиеся действуют по сигналу: короткий свисток — начатьупражнение, длинный — закончить; тот ученик, у которого в это время находитсямяч, поднимает мяч вверх.
1.Выполнить передачу мяча партнёру двумя руками снизу (10 раз).
2.То же двумя руками от груди (10 раз).
3.То же двумя руками из-за головы (10 раз).
4.То же назад, стоя спиной к направлению броска (10 раз).
5.Выполнить передачу мяча партнёру с отскоком от пола (10 раз).
6.Отбивать мяч о пол двумя руками, по сигналу — длинный свисток(сигналы подаются через разные промежутки времени) — выполнить передачу мячапартнёру.
7. То же, отбивая мяч о пол правой,затем левой рукой.
Подвижная игра «Магазинигрушек».
Дети-«игрушки» стоят в положении правильнойосанки возле стены спортивного зала или на одной стороне площадки («витрина магазина игрушек»).
По первому сигналу (аудиозаписьсоответствующей мелодии) они передвигаются по площадке в разных направлениях,кружатся, танцуют, имитируя движения игрушек («в магазине никого нет, игрушкиустали стоять в витринах, им захотелось подвигаться»). «Мячики» выполняютпрыжки на обеих ногах на месте и с продвижением, «лошадки» — бег, сгибая ногивперёд, «юла» — повороты переступанием на носках. По второму сигналу играющиезанимают свои места («в магазин зашел покупатель»), а учитель проходит вдольстроя, проверяет осанку, поправляет тех, у кого нарушено положение правильнойосанки.
Правила: действовать по сигналу; сохранять положение правильной осанки;выполнять имитационные движения под музыку красиво, выразительно.
Заключительная часть (4 мин.)
Игровое упражнение в ходьбе«Оловянные солдатики». Дети-«оловянные солдатики» передвигаются по периметру площадки вколонне по одному строевым шагом, дистанция на вытянутые руки (желательно использоватьмузыкальное сопровождение). По сигналу: «Стой! Раз, два!» — останавливаются ипринимают положение строевой стойки (пятки вместе, носки врозь на ширину стопы,ноги выпрямлены, плечи развернуты, живот подтянут, руки внизу, кисти ссогнутыми пальцами обращены ладонями внутрь и прижаты сбоку к середине бедра),голова приподнята, взгляд направлен прямо вперёд. Учитель отмечает тех, ктобыстро реагирует на сигнал, сохраняет дистанцию и занимает заданное положение.
Учитель подаёт 3-4 сигнала через разные промежутки времени.
Правила, сохранять дистанцию; действовать посигналу.
Построение в шеренгу.Подведение итогов урока. Домашнее задание.