Реферат по предмету "Педагогика"


Методика создания межшкольных групп как одной из форм организации профильного обучения

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ
МЕЖШКОЛЬНЫХ ПРОФИЛЬНЫХ ГРУПП
КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГООБУЧЕНИЯ

Предлагаемыерекомендации разработаны в соответствии с Концепцией профильного обучения встаршей школе, Планом перехода старшей школы на профильное обучение вАвтономной Республике Крым, Примерным положением об образовательном округе,утвержденным приказом Министерства образования и науки Украины от 05.04.2006г.№267. Их целью является оказание практической помощи руководителям органовуправления образованием, общеобразовательных учебных заведений по созданию и функционированиюмежшкольных профильных групп как одной из форм организации профильногообучения.
Учитывая, что не во всех учебных заведениях имеются реальныевозможности для функционирования профильных классов по нескольким направлениям,создание межшкольных профильных групп является не только одной из форморганизации профильного обучения, его совершенствования, но и оптимальнымвариантом координации деятельности общеобразовательных учебных заведений повопросам реализации законодательства в сфере образования, эффективногоиспользования кадрового потенциала, учебно-методической,материально-технической базы.
Межшкольные профильные группы, как правило, могут создаватьсяв рамках образовательного округа.
Основнымизадачами организации функционирования межшкольных профильных групп являются:
· созданиеоптимального образовательного пространства в регионе;
· осуществлениесовместной деятельности учебных заведений по оказанию более качественныхобразовательных услуг;
· обеспечениеучащимся II-III ступеней равного доступа к качественному общемусреднему образованию, допрофильной подготовке и профильному обучению;
· совершенствованиеи развитие механизмов управления качеством образования;
· развитиепартнерства, активное вовлечение творчески работающих педагогов в организациюмежшкольного взаимодействия, рациональное использование творческого потенциалапедагогических работников;
· рациональноеиспользование учебно-методической литературы, материально-технической базыотдельных учебных заведений или объединенных в образовательный округ;
· созданиенадлежащих условий для обучения одаренных учащихся;
· внедрениев учебно-воспитательный процесс современных образовательных и воспитательныхтехнологий.
Межшкольныепрофильные группы могут создаваться и функционировать в пределах двух и более учебныхзаведений.
Возможныследующие модели межшкольного (сетевого) взаимодействия (Приложение 1):
· сотрудничествообщеобразовательных учебных заведений (опорных), в которых функционируютпрофильные классы по одному из профильных направлений(естественно-математическому, общественно-гуманитарному, филологическому,технологическому и т.д.), материально-техническая и учебно-методическая базасоответствует современным требованиям к организации учебно-воспитательногопроцесса по выбранному профильному направлению;
· взаимодействиеопорных учебных заведений с общеобразовательными учебными заведениями, вкоторых не организовано профильное обучение;
· организацияфункционирования межшкольных профильных групп на базе внешкольного учебногозаведения.
Присоздании подобных моделей межшкольного (сетевого) взаимодействия по организациипрофильного обучения органам управления образованием, руководителямобщеобразовательных учебных заведений необходимо:
o проанализировать:
· выполнениеПлана перехода старшей школы на профильное обучение в регионе;
· состояниерегионального рынка труда, в т.ч. выявить наиболее востребованные иперспективные профессии, возможности получения профессионального образования итрудоустройства;
· сетьучреждений образования, кадровое, учебно-методическое, материально-техническоеобеспечение учебных заведений региона;
o разработать:
· моделисоздания и функционирования межшкольных профильных групп с учетом региональнойспецифики;
· системумониторинга качества предоставляемых межшкольными профильными группамиобразовательных услуг;
· рабочиеучебные планы для общеобразовательных учебных заведений, входящих в межшкольное(сетевое) взаимодействие, в соответствии с выбранными профильныминаправлениями;
o определить:
· переченьобщеобразовательных учебных заведений, входящих в межшкольное (сетевое) взаимодействие;
· учебныезаведения, на базе которых могут функционировать межшкольные профильные группы.
Наосновании полученных данных разрабатывается «образовательная карта» региона,которая доводится до сведения всех участников учебно-воспитательного процесса(Приложение 2).Создание межшкольных профильных групп
1. Межшкольныепрофильные группы создаются на основании соглашения о совместной деятельностимежду учебными заведениями, которые организуют такую форму профильногообучения, в соответствии с действующим законодательством.
2. Соглашениемопределяются:
· субъектысоглашения;
· особенностиорганизации учебно-воспитательного процесса в межшкольных профильных группах;
· праваи обязанности участников учебно-воспитательного процесса;
· организацияподвоза учащихся и педагогических работников к месту обучения и обратно;
· порядокучета учебных достижений учащихся;
· порядокперераспределения часов учебных планов профильных групп.
3. Наосновании соглашения о совместной деятельности может разрабатываться Временноеположение о межшкольном (сетевом) взаимодействии по организации профильногообучения с учетом региональной специфики, которое утверждается собственником(владельцем) субъектов соглашения.
4. Длякоординации деятельности межшкольных профильных групп может создаваться коллегиальныйорган — Координационный Совет (в дальнейшем Совет), в состав которого, какправило, входят руководители учебных заведений, представители местных органов исполнительнойвласти и органов местного самоуправления, общественности в равныхколичественных соотношениях от каждого учебного заведения. Совет возглавляетпредседатель, который избирается простым большинством голосов членов Совета.
5. Советвыполняет следующие функции:
5.1.   Вносити согласовывает предложения по организации межшкольного (сетевого)взаимодействия, в т. ч. по функционированию межшкольных профильных групп.
5.2.   Вноситотделу (управлению) образования предложения по перераспределению учебных часоввариативной части рабочих учебных планов общеобразовательных учебных заведений,на базе которых функционируют межшкольные профильные группы.
5.3.   Координируетработу межбиблиотечного абонемента по перераспределению библиотечного фондаучебников, учебно-методической, художественной литературы между учебнымизаведениями, на базе которых организованы межшкольные профильные группы.
5.4.   Информируетобщественность о результативности межшкольного (сетевого) взаимодействия, в т.ч. по функционированию межшкольных профильных групп.
5.5.   Сцелью совершенствования профильного обучения совместно с районным (городским)методическим кабинетом (центром) осуществляет следующие функции:
o координирует:
· созданиеи работу межшкольных методических объединений;
· совместнуюдеятельность с высшими учебными заведениями, учреждениями последипломногопедагогического образования;
· организациюи методическое обеспечение деятельности социальной, психологической служб ит.д.;
· вопросыразработки рабочих учебных планов соответствующих профильных групп;
· организациюдопрофильной подготовки в общеобразовательных учебных заведениях, в которыхфункционируют межшкольные профильные группы;
o содействует организации учебно-методического консультированияруководящих, педагогических работников учебных заведений;
o анализируетрезультативность межшкольного (сетевого) взаимодействия, в т. ч. пофункционированию межшкольных профильных групп, вносит предложения посовершенствованию их деятельности.
5.6.   Вносит предложения по установлению надбавок к заработной плате руководителям,педагогическим работникам, осуществляющим деятельность в межшкольных профильныхгруппах в соответствии с действующим законодательством, в рамках фондазаработной платы.
5.7.   Совет отчитывается о своей деятельности не реже 1 раза в год.
Факторы,которые необходимо учитывать при организации функционирования межшкольныхпрофильных групп на региональном и локальном уровнях:
· соблюдениеединых подходов к формированию рабочих учебных планов, структуре учебного года,режиму работы учебных заведений;
· организациядопрофильной подготовки (углубленное изучение учебных предметов, введениеспецкурсов и др.) с учетом специфики межшкольных профильных групп;
· обеспечениепреемственности между допрофильной подготовкой и профильным обучением;
· согласованиекалендарного планирования по базовым предметам соответствующего профиля;
· психологическоесопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения;
· созданиеэффективной системы контроля за организацией учебно-воспитательного процесса вмежшкольных профильных группах;
· внедрениев практику перспективного педагогического опыта, инновационных педагогическихтехнологий;
· разработкаи внедрение целевых программ развития отрасли образования, в т.ч. поорганизации профильного обучения;
· единыетребования к ведению деловой документации в межшкольных профильных группах;
· гибкость(динамичность) системы функционирования межшкольных профильных групп,позволяющая своевременно реагировать на изменения в образовательныхпотребностях учащихся и родителей;
· наличиесистемы мониторинга качества предоставляемых межшкольными профильными группамиобразовательных услуг;
· наличиесистемы стимулирования труда педагогов, осуществляющих преподавание вмежшкольных профильных группах;
· созданиеатмосферы сотрудничества при организации учебно-воспитательного процесса вмежшкольных профильных группах.
Разработка целевых региональных программ развитияобразования, в т.ч. по организации профильного обучения, позволит решитьвопросы организации подвоза учащихся и учителей в учебные заведения, укрепленияучебно-методической, материально-технической базы учебных заведений и т.д.

Приложение1
Возможныеварианты межшкольного (сетевого) взаимодействия по организации межшкольныхпрофильных классов (групп)
Вариант1
Учебныезаведения специализируются по одному из профильных направлений (естественно-математическому,общественно-гуманитарному, филологическому, технологическому и т.д.)
«А» — ОУЗ, специализирующееся по естественно-математическому профильному направлению;
«Б» — ОУЗ, специализирующееся по технологическому профильному направлению;
«В» — ОУЗ, специализирующееся по филологическому профильному направлению.
Наосновании результатов диагностики учащихся 9 классов ОУЗ по профильнымнаправлениям «А», «Б», «В» формируются группы для организации профильногообучения в старшей школе.
Сучетом единых подходов в ОУЗ, формирующих межшкольные профильные классы,разрабатываются рабочие учебные планы, которые утверждаются в установленномпорядке.
Изчисла педагогов, имеющих высокий уровень профессионализма, опыт работы впрофильных классах ОУЗ или других учебных заведениях, формируется(определяется) преподавательский состав межшкольных профильных групп.Преподавание учебных предметов, спецкурсов по соответствующему профилю,осуществляется непосредственно на базе ОУЗ, специализирующихся по профильнымнаправлениям «А», «Б», «В».
Приформировании межшкольных профильных групп часы вариативной части учебногоплана, выделяемые для организации профильного обучения, перераспределяютсямежду учебными заведениями пропорционально количеству сформированных группсоответствующего профиля. Если это соотношение примерно равное, т.е. количествогрупп в ОУЗ соответствует запланированному количеству классов-комплектов, необходимостив таком перераспределении нет.
Есликоличество сформированных групп в одном из ОУЗ превышает предполагаемоеколичество классов-комплектов, тогда финансирование дополнительных группосуществляется за счет пропорционального перераспределения часов ОУЗ,формирующих межшкольные профильные группы.
Вариант2
«А» — ОУЗ, специализирующееся по естественно-математическому профильному направлению;
«Б» — ОУЗ, специализирующееся по технологическому профильному направлению;
«В» — ОУЗ, не имеющее специализации ни по одному из профилей обучения (универсальныйпрофиль).
Приданном формате ОУЗ «В» пропорционально передает часы вариативной части рабочихучебных планов ОУЗ «А» и «Б», в которых организовано профильное обучение, вт.ч. и для учащихся ОУЗ «В».В том случае, если часть учащихся 10 (11) однокомплектногокласса не выбрали ни одного из предлагаемых профилей и желают обучаться поуниверсальному профилю, целесообразно обучение организовать по рабочемуучебному плану для многопрофильных классов. При этом часы учебного планараспределяются между всеми профильными группами, в т.ч. и группами,сформированными на базе других ОУЗ.

Вариант3
«А» — ОУЗ с универсальными профильными классами;
«Б» — ОУЗ с универсальными профильными классами;
«В» — внешкольное учебное заведение, на базе которого организуется обучение по одномуи более профильным направлениям.
Приданном формате ОУЗ «А» и «Б» передают часы вариативной части внешкольномуучебному заведению «В» пропорционально количеству сформированных групп.
Приформировании межшкольных профильных групп возможна ситуация, при которой часывариативной части используются не в полном объеме, в т.ч. за счет увеличениянаполняемости классов. Экономия, которая образуется за счет неиспользуемыхчасов рабочих учебных планов вариативной части общеобразовательных учебныхзаведений, может использоваться для установления надбавок к заработной платеруководителям, педагогическим работникам, осуществляющим деятельность вмежшкольных профильных группах.

Приложение2
Краткиесведения об «образовательной карте» города, района
Однойиз приоритетных задач допрофильной подготовки и профильного обучения являетсяорганизация информационной работы с учащимися основной и старшей школы.Допрофильная подготовка и профильное обучение, как правило, должны начинаться синформирования учащихся и их родителей об образовательных возможностях учебныхзаведений, территориально им доступных.
Однимиз наиболее эффективных подходов организации информирования учащихся и ихродителей об учебных заведениях, в которых можно получить или продолжитьобразование, посетить курсы по выбору, спецкурсы, пройти психологическоетестирование, продолжить обучение по выбранному профилю, об условиях приема вданные учебные заведения, обучения и дальнейшего трудоустройства — является «образовательнаякарта района (города)».
Образовательнаякарта – это карта, детально характеризующая образовательное пространствотерритории района или города, на которую нанесены все общеобразовательные,внешкольные, профессионально-технические, высшие учебные заведения, межшкольныеучебно-производственные комбинаты, на базе которых предполагается осуществлятьначальную профессиональную, допрофильную подготовку и профильное обучение.
Обязательнымиэлементами карты являются:
· общаяхарактеристика образовательной сети города, района;
· расположениеучебных заведений на карте города, района;
· рубрикацияучебных заведений по признаку реализуемых профильных направлений (профилейобучения);
· визитнаякарточка каждого учебного заведения.
Образовательнаякарта может быть составлена и издана в виде буклета, брошюры, плаката и т.д. Приэтом на карте желательно отразить границы образовательных округов (при наличиитаковых), расположение опорных учебных заведений (с указанием расстояния междуобразовательными объектами, маршрутами движения транспорта), информацию оцентрах профориентации и т.д.
ПРИМЕРНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАРТА РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.