Реферат по предмету "Педагогика"


Методы и приёмы работы на уроках, способствующие развитию навыка выразительного чтения

Содержание
 
Введение
1. Сущность выразительного чтения
1.1 Чтение как вид речевой деятельности
1.2 Основные характеристики процесса выразительного чтения
2. Методика работы над выразительным чтением
2.1 Формирование навыка выразительного чтения у учащихся
2.2 Значение интонации, повышения и понижения голоса приобучении выразительному чтению
2.3 Примерный план урока по выразительному чтению
3. Преимущества и недостатки использования различных методикпри обучении выразительному чтению
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение
Главная цель школьногообучения — формирование личности ученика. Умения и навыки выразительного чтенияформируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но икак сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер,используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаяхвнеклассной и внешкольной жизни.
Чтение как учебныйпредмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия наличность, как художественная литература. Художественная литература несет в себеогромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовномуопыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже иполнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие наличность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения выразительномучтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения.
Навык чтения являетсясинтетическим явлением, состоящим из четырех компонентов: правильности,осознанности, беглости, выразительности. В тоже время выработка навыкавыразительного чтения у детей способствует формированию правильного четкогопроизношения, развитию воображения, расширению словарного запаса, делает ихречь ярче и образнее. В результате формирования навыка выразительного чтения удетей активизируются познавательные процессы и мыслительная деятельность,развивается память и навыки общения.
Являясь эффективным идоступным средством развития воображения и речи, нравственных и социальныхчувств учащихся, воспитания у них художественного вкуса, формирования уменийтворческой работы, выразительное чтение позволяет решать задачу наиболееполного усвоения идейного, нравственного и эстетического содержанияхудожественного произведения, превращая этот процесс в сопереживание.
Развитие навыкавыразительного чтения в конечном итоге — результат более качественнойсоциализации учащихся. Учитель на уроке чтения может развивать навыквыразительного чтения в качестве составляющей в общей работе по развитию навыкачтения у школьников.
Актуальность исследованияобусловлена с одной стороны тем, что необходимость обучения детей правильному,осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач школьного обучения,а с другой стороны выразительное чтение предполагает выработку у учащихсяопределенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи.
Научно — методическаяактуальность обусловлена тем, что в обширной научно-педагогической и методическойлитературе встречаются разнообразные методики работы над выразительным чтением
Проблемы исследованияопределили тему исследования «Методика работы над выразительным чтением».
Исходя из вышесказанного,цель курсовой работы — определить наиболее эффективные методы работы,способствующие развитию навыков выразительного чтения.
Объект исследования — процесс овладения выразительной стороной чтения учащимися. В качестве предметаисследования избираются методы и приёмы работы на уроках, способствующиеразвитию навыка выразительного чтения.
Гипотеза: в данномисследовании я предполагаю, что развитие навыков техники выразительного чтениябудет эффективным, если соблюдать следующие условия. Подобрать системуупражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостьюпрочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха). В системепроводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного,выразительного чтения.
В рамках достиженияпоставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
— рассмотреть чтение каквид речевой деятельности;
— изучить основныехарактеристики процесса выразительного чтения;
— ознакомиться спроцессом формирования навыка выразительного чтения у учащихся;
— определить значениеинтонации, повышения и понижения голоса при обучении выразительному чтению;
— разработать примерныйплан урока по выразительному чтению;
— рассмотретьпреимущества и недостатки использования различных методик при обучениивыразительному чтению.
Для решения поставленныхзадач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методыисследования: теоретический анализ лингвистической, психологической,методической литературы; наблюдение за учебным процессом; констатирующий иобучающий эксперименты; количественный и качественный анализ полученныхрезультатов.
 Методологической основойисследования стали теория методики работы над выразительным чтением, разработаннаяв трудах Ушинского К.Д., Маймана Р. Р., Львова М.Р., Завадской Т. Ф.
Теоретическая значимостьисследования заключается в том, что в нем сформулированы теоретические иметодические основы системы работы над выразительным чтением.
Базой исследованияявилась учебная литература, результаты практических исследований видныхотечественных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодическихизданиях, посвященных тематике «Методика работы над выразительным чтением»,справочная литература, прочие актуальные источники информации, а также трудытаких известных методистов как Ушинский К.Д., Майман Р. Р., Львов М.Р., КубасоваО.В. Соловьева Н. М., Воробьева С.Н., Кондратина Т.И.
Курсовая работа состоитиз введения, трех глав, заключения, списка литературы и трех приложений.

1. Сущностьвыразительного чтения
 
1.1 Чтение как видречевой деятельности
выразительноечтение голос интонация
В современной педагогике чтениерассматривают как один из видов речевой деятельности. А речевая деятельностьпредставляет собой активный, целенаправленный, опосредованный языковой системойи обусловленный си-туацией общения процесс передачи или приема сообщения.
Следовательно, речь – этоязык в действии, общении. Когда мы принимаем сообщения, мы слушаем или читаем;когда передаем сообщения, мы говорим или пишем. Таким образом, существуетчетыре вида речевой деятельности, связанные между собой: слушание и чтение,говорение и письмо.
Чтение более тесносвязано со слушанием, так как в обоих процессах принимается сообщение. Чтениеотносится к письменным видам общения (как и письмо).
Речевая деятельность, аследовательно, и чтение имеет определенную структуру, предметное содержание,речевые механизмы. В структуре речевой деятельности выделяется три уровня [8.С. 3]:
Первый – мотивационноезвено, наличие мотивов и цели действия. У младшего школьника такие мотивы –желание научиться читать, что-то конкретно узнать из книги, понять, о чем в нейговорится, получить удовольствие от чтения.
Второй уровень – ориентировочно-исследовательский,уровень планирования, внутренней организации речевой деятельности. В чтенииэтот уровень реализуется в просмотре текста, его заголовка, определении темы,установлении связей, прогнозировании содержания. Ученик рассматривает структурутекста и пытается предугадать события.
Третий уровень – исполнительский.При чтении ученик производит смысловую обработку текста, используя различныедействия: размечает текст, подчеркивает важные мысли, определяет личностноеотношение к событиям, героям. Результатом работы с текстом становится егопонимание.
Итак, предмет речевойдеятельности – мысль, а результат – ее понимание. Чтение может осуществляться сразной целью, поэтому существуют разные виды чтения:
1. Изучающее чтениепредполагает детальное знакомство с содержанием текста и стремление подробнополучить информацию. Оно требует стопроцентного понимания читаемого текста.
2. Поисковое чтениепредполагает найти ответ на какой-либо вопрос.
3. Просмотровое(ознакомительное) чтение предполагает знакомство с содержанием текста в целом,не вникая в детали.
Фактически эти видычтения отрабатываются окончательно в основной школе. В начальной школе ученикиосваивают чтение изучающее, хотя необходимо дать представление и о других видахчтения.
Необходимо учитывать ифункции чтения [8. С. 4]:
— познавательную, котораяреализуется в процессе получения информации (читаю, чтобы знать);
— регулятивную, котораянаправлена на управление практической деятельностью (читаю, чтобы уметь);
— ценностноориентационную,которая связана с эмоциональной сферой жизни человека (читаю, чтобынаслаждаться).
Итак, нам важносформировать изучающее чтение в двух формах – вслух и молча (про себя). Чтениевслух предназначено для слушателей, т. е. это четкое, внятное, безошибочноечтение целыми словами, в нормальном темпе. В школьном обучении оно способствуеторфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия. Кроме того данный вид чтения позволяет учителюпроверить правильность и беглость чтения при организации фронтальной работыкласса.
Чтение про себя – эточтение глазами, без внешних речедвижений. Наличие шевеления губами не являетсячтением про себя. Чтениепро себя также необходимый компонент в обучении чтению, потому что правильно поставленноемолчаливое чтение способствует развитию самостоятельности учащихся привосприятии и усвоении ими содержания читаемого. Овладение этим видом чтенияимеет практическое значение, так как люди обычно читают именно молча, про себя.
Чтение про себяразвивается постепенно, начиная с 3 класса, и только к концу 4 класса должнобыть хорошо и качественно сформировано. Переход от чтения вслух к чтению просебя тесно связан с этапом «жужжащего», тихого чтения, который являетсяследующей ступенью к формированию этого сложного навыка.
Работа по формированиювсех качеств полноценного чтения осуществляется в ходе изучения текста, а такжена специально структурно выделенных частях урока чтения: на речевой гимнастикеи пятиминутке чтения.
В настоящее времярешается проблема обучения чтению от чтения про себя к чтению вслух. Исследованиядоказали, что скорость чтения и понимания при чтении про себя у учащихся,оканчивающих начальные классы, незначительно превышала результаты при чтениивслух (20–40 слов), а у быстро читающих вслух детей она достигала 200–250 словв минуту.
Овладение основамитехники чтения молча должно происходить параллельно с обучением чтению вслух.При этом соотношение этих форм должно постепенно изменяться в пользу первого(молча).
На этапе овладенияграмотой ведущее место принадлежит чтению вслух, с которым чтение молча должночередоваться (70 и 30%). На последующих этапах обучения удельный вес чтения просебя будет увеличиваться. (В среднем звене его доля должна составлять 90- 95%).
 

1.2 Основныехарактеристики процесса выразительного чтения
 
Под выразительным чтениемпонимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтениехудожественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качествоусвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстовогоматериала.
Выразительное чтениепредполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных спроизносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующиекомпоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи(убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона(повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Всесредства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникойречи — дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением [11. С. 27].Для развития техники речи необходимо проводить специальные упражнения (Приложение1).
Хорошо воспринимаютсядетьми чистоговорки, скороговорки, пословицы и поговорки. Чтение скороговорок ичистоговорок способствует увеличению подвижности речевого аппарата, помогаетразвитию дикционных умений. Чистоговорки сначала предлагает детям учитель, азатем можно дать задание самим придумать чистоговорки. Скороговорки следуетбрать короткие, а потом по- степенно их усложнять. Работа на первом этапе идётмедленно, но при постоянном и многократном повторении одних и тех же слов речевойаппарат приучается выполнять скороговорки в быстром темпе чтения. Работа споговорками и скороговорками проводится разными способами (Приложение 2).
Процесс выразительногочтения включает в себя две стороны: техническую и смысловую.
В техническую сторонувходят: способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скоростичтения, правильность чтения. Смысловая включает выразительность и понимание (сознательность).
Техническая сторона подчиняетсяи обслуживает первую. Но, чтобы использовать чтение как инструмент дляполучения информации, необходимо научиться читать для достижения навыка в этомпроцессе, т. е. умения, доведенного до автоматизма. (Ребенок, читающий послогам, хуже понимает прочитанное, чем быстро читающий сверстник).
Рассмотрим цепочкустановления технической стороны навыка чтения. Способ чтения — скорость чтения — динамика чтения.
Психологами и педагогамибыла установлена взаимосвязь между способом чтения и скоростью, скоростью идинамикой. Сейчас дети приходят в школу уже читающими, но способы чтения у нихразные. Одни читают слоговым способом, другие – по слогам и целыми словами;третьи – целыми словами, а отдельные, трудные слова – по слогам, четвертыеобладают навыком чтения. целыми словами и группами слов.
Таким образом, дети находятсяна разных этапах овладения техникой чтения. И чем несовершеннее способ, теммедленнее читает ребенок. А в школе происходит следующее: ребенок читает послогам, а ему предлагают читать текст, не соответствующий по сложности еготехнике, да еще фиксируют скорость. Сейчас невозможно набрать учащихся,одинаковых по уровню подготовки. Значит, необходимо работать с ребенком на соответствующемего возможностям этапе.
Например, если ребенокчитает слоговым способом, то с ним нужно начитывать как можно больше слогов ислов с небольшим количеством слогов, тексты читать в небольшом объеме. Еслиребенок читает по слогам и целыми словами, то с ним нужно начитывать слова спростой и сложной слоговой структурой. Объем текстов можно увеличить. Понемногуребенок начинает читать целые слова и группы слов. Дальнейшая задача – сделатьэтот способ устойчивым, т. е. добиться навыка чтения.
Схематично его можнопредставить следующим образом:
1. Слог+слог
2. Слог+слово
3. Слово+слог
4. Целое слово (группыслов).
Дети по-разномусправляются с этой задачей: кто быстро, а кто-то медленно, задерживаясь накаждом этапе. Но ни один из них не может перескочить через одну ступеньку, всепроходят эти уровни.
Постепенно ребенок читаетвсе лучше и быстрее, его успехи фиксируются учителем, который следит задинамикой чтения, сравнивая показатели скорости чтения за какой-либо промежутоквремени. Психологами доказано, что скорость чтения и ее динамика связаны междусобой: у детей, которые читали со скоростью 20 слов в мин. и меньше, скоростьчтения увеличивалась медленнее, чем у детей, которые читали 70 слов (30 слов) вмин.
Как уже было указано, в техническуюсторону входит и правильность чтения. Правильное чтение – это чтение безошибок: пропусков, замены, искажений. Это качество необходимо формировать навсех этапах овладения навыком чтения, так как на каждом этапе ребенок допускаетошибки.
На слоговом этапе ошибкимогут возникнуть из-за неточных представлений об образах букв. Это легкообнаружить, так как при чтении слогов (слов) с этими буквами ребенок делаетпаузу перед прочтением слога. В этот момент он вспоминает, какой звук соответствуетбукве.
На втором этапе (слог+слово)могут быть ошибки в виде перестановок и пропусков слогов. Это обусловленонедостаточно сформированным навыком однонаправленного, последовательного движенияглаз, невнимательностью. Кроме того, ребенок читает орфографическим способом(как пишется). Но уже необходимо вводить в практику и орфоэпическое чтение:просить ребенка произнести слово так, как оно произносится.
На третьем этапе (слово+слог)необходимо преодолевать орфографическое чтение. Ребенку легче справиться с этойпроблемой, так как он уже читает целыми словами с достаточной скоростью, позволяющейугадывать последующее слово (слог) по смыслу и произносить правильно. Доказано,что, начиная читать орфоэпическим способом, ребенок увеличивает скорость,чтение становится плавным, появляется интерес к смысловому содержанию, желание читатьбольше.
В основе этого желаниялежит способность ребенка хорошо понимать то, что он читает, т. е. такаясторона, как осознанность.
Этому компонентупринадлежит ведущая роль, так как чтение осуществляется ради того, чтобыполучить информацию, заключенную в тексте, осознать ее смысл, понятьсодержание.
Понимание прочитанногоподразумевает осознание учеником значения всех слов. А это требуетсоответствующего словарного запаса, умения правильно строить предложения,уяснения смысловой связи между ними. Получается, что осознанность определяетсяне только технической стороной навыка (способом, которым читает ребенок), но иуровнем развития речи. Это взаимосвязанный процесс: чем больше читает ребенок,тем лучше развита у него речь, и наоборот, чем лучше развита речь, тем легчепонимание и глубже осознание прочитанного.
Следовательно, работаянад сознательностью, надо особое внимание уделять развитию речи. Следуетотметить, что глубина осознанности зависит от возрастных запросов ивозможностей читателя, круга его интересов и потребностей, жизненного опыта изапаса наблюдений. Поэтому одно и то же произведение может быть понято иосознано по разному взрослым и ребенком, а также людьми одного возраста. С этойточки зрения понимание прочитанного не имеет границ.
Особую роль в пониманиипрочитанного играет выразительность. Чтобы научить читать выразительно, нужноавтоматизировать технику чтения. Однако и на начальных этапах следует не толькообращать внимание учеников на необходимость использования пауз, постановкилогического ударения, но и находить нужную интонацию, подсказываемую знакамипрепинания. Нужно показать ученикам, как одну и ту же фразу можно произнестипо-разному.
Перенос логическогоударения с одного слова на другое может полностью изменить смысл (известнаяфраза «Казнить нельзя помиловать» из мультфильма). С этого и необходимо начинатьразговор о выразительности. Существуют специальные требования, предъявляемые квыразительности в каждом классе.

2. Методика работы надвыразительным чтением
 
2.1 Формированиенавыка выразительного чтения у учащихся
Большое значение длявыразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии созначением предложения) делать логические ударения.
Для того, чтобыпредложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голосавыделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложенияизменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именноэту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений.Например:
1. На доске или наиндивидуальных карточках написаны предложения:
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдутв кино.
Дети завтра пойдутв кино.
Дети завтра пойдут вкино.
Учитель спрашивает, скакой интонацией следует прочитать предложения. Учащиеся по очереди читаютпредложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове. После чтения каждогопредложения учитель просит сказать, о чем спрашивается в предложении. Послепрочтения предложений и данных учащимися четырех возможных вариантов ответаучитель просит ребят предположить, почему значение предложения меняется, несмотряна одинаковые слова и знак препинания в конце. Затем учитель еще раз проситпрочитать эти предложения и проследить за тем, как голосом выделяется заданноеслово. Устанавливается, что выделение важного по значению слова в предложениипроисходит посредством усиления, протяжности и некоторого повышения звучанияголоса [15. С. 74].
2. На доске записанопредложение:
Скоро наступит жаркоелето.
Учитель предлагаетучащимся дважды прочитать это предложение так, чтобы оно при первом чтенииотвечало на вопрос «Когда наступит жаркое лето?», а при втором чтении – навопрос «Какое лето скоро наступит?». Оба предложения анализируются ивыразительно читаются повторно.
3. Учительпоследовательно и выразительно читает два-три предложения. Учащиеся внимательнослушают и по окончании чтения каждого предложения указывают, на каком словесделано логическое ударение.
Серебряный туманпал на окрестность.
Я награжу тебя.
Ручьи слезпокатились по бледному лицу.
4. На доске или накарточках записаны пословицы, тематика которых подбирается в соответствии сизучаемым художественным произведением. Учащимся предлагается выразительнопрочитать пословицы, соблюдая указанные логические ударения (слова выделеныдругим цветом или шрифтом), и объяснить смысл пословиц.
Родина – мать, умейза нее постоять.
Нет ничего на свете краше,чем Родина наша.
Жить – Родине служить.
Тот герой, кто за Родину горой.
Честный труд –наше богатство.
Больше дела –меньше слов.
Упустишь минуту –потеряешь часы.
5. Учитель проситучащихся прочитать записанные на доске или на карточках предложения, поочередносамостоятельно делая логические ударения то на одном, то на другом слове, иобъяснить, какой новый смысловой оттенок получается в каждом случае.
 Например, чтение данногопредложения предполагает такое размещение в нем логического ударения:
Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
Мы прочиталистихотворение Лермонтова.
Мы прочитали стихотворениеЛермонтова.
Мы прочиталистихотворение Лермонтова.
6. На доске записанопредложение: «Сегодня учащиеся читали повесть Пушкина». Учитель предлагаетпрочитать предложение так, чтобы можно было уловить четыре различных смысловыхоттенка, зависящие от перемещения логического ударения в нем. Для этой цели учительзадает следующие вопросы:
Когда читали учащиесяповесть Пушкина?
Кто читал сегодня повестьПушкина?
Что делали сегодняучащиеся?
Что читали учащиесясегодня?
Чью повесть читалиучащиеся сегодня?
7. Учитель раздаетучащимся карточки, на которых написан текст из нескольких предложений, либопредлагает уже прочитанный отрывок из изучаемого произведения.
Учащиеся должнысамостоятельно расставить логические ударения и приготовиться к выразительномучтению с соблюдением этих ударений.
Более слабым учащимсядается меньшее количество предложений или уже указываются слова для логическогоударения. После прочтения предложений учеником класс обсуждает, правильно лирасставлены логические ударения, можно ли было сделать по-другому, если можно,то как.
Кроме логическихударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза – этоостановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которыхзвуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясновыступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке,будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение. Паузы могутбыть художественными и психологическими. Художественные паузы – это паузы передсловами и фразами, которым говорящий хочет придать особое значение, особуюсилу. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним. Речевыеразминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.
Психологическая паузачаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует окаком-нибудь большом душевном волнении. Знакомство с такого рода паузамипроводится при чтении различных художественных произведений. Учительвыразительно читает отрывок произведения, затем идет совместный с учащимисяразбор прочитанного: где сделаны паузы; почему; что получится, если мы несделаем здесь паузу и т.п. После чего под руководством учителя школьникамиделается вывод, что в некоторых случаях, где возможно разное понимание текста,правильной передаче его смысла в устной речи помогают паузы; паузы делаютсяперед словами, которым говорящий хочет придать особое значение, силу,выразительность. Например:
1. Учитель записывает надоске или раздает на карточках учащимся предложения, в которых паузы графическиобозначены. Учащимся предлагается выразительно прочитать их и объяснитьсмысловое различие вариантов данных
Как обрадовали | егоуспехи отца!
Как обрадовали | егоуспехи | отца!
Недавно | побывавший вАвстралии ученый | выступил с лекцией.
Недавно побывавший вАвстралии ученый | выступил с лекцией.
Все школьники сидели, |спокойно слушая учителя.
Все школьники сиделиспокойно, | слушая учителя.
Я остановился внедоумении, | оглянулся.
Я остановился, | внедоумении оглянулся.
2. Учитель выразительночитает несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественномупроизведению. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения учителемкаждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняютсмысл пословицы. После этого учащимся предлагается самим прочитать пословицы,соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется, пословицы читаютс соблюдением необходимых пауз и логических ударений.
Доброе братство | лучшебогатства.
Один в поле | не воин.
Доброе братство | лучшебогатства.
Один в поле | не воин.
Согласье | крепчекаменных стен.
Одна пчела | не многомеду натаскает.
3. Учитель раздаетучащимся карточки с написанными на них пословицами. Учащиеся внимательнопрочитывают про себя пословицы, выделяют карандашом слова, на которых нужносделать логическое ударение и обозначают чертой места, где нужно сделать паузы.По вызову учителя выразительно прочитывают пословицу, объясняя ее смысл.
Правда светлее солнца.
Правда дороже золота.
За правое дело стойсмело.2.2 Значение интонации, повышения и понижения голоса при обучениивыразительному чтению
Существенную роль ввыразительном чтении играет интонация. Интонация является одной из сторон культуры речи и играетважную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательныхпредложений.
Интонационные речевыесредства выбираются в зависимости от задачи чтения. Интонация – этосовокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемаясодержанием и целями высказывания.
Основные компонентыинтонации – логическое ударение, логические и психологические паузы, повышениеи понижение тона голоса, темп, тембр, эмоциональная окраска.
1. Логическое ударение –выделение наиболее важного по смыслу слова. Благодаря удачному выбору важных влогическом смысле слов выразительность чтения очень повышается. Недопустимо резкоеусиление на слове, отсутствие при нем паузы. Это ведет к выкрикиванию, нарушаетблагозвучие речи.
2. Логические ипсихологические паузы. Логические делаются для выделения наиболее важного словав предложении, перед ним или после него. Психологические паузы нужны дляперехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся поэмоциональному содержанию.
3. Темп и ритм чтения. Темпчтения – степень быстроты произношения текста. Он также влияет навыразительность. Общее требование к темпу выразительного чтения – соответствиеего темпу устной речи: слишком быстрое чтение, как и чересчур медленное, сизлишними паузами, трудно воспринимается. Однако в зависимости от картины,рисуемой в тексте, темп может меняться, ускоряясь или замедляясь соответственносодержанию.
Ритм особенно важен причтении стихотворений. Равномерность дыхательных циклов определяет собой иритмическое чтение. Обычно характер ритмического рисунка (четкость, быстротаили плавность, напевность) зависит от размера, которым написано стихотворение,т.е. чередования ударных и безударных слогов. Но надо приучать детей при выбореритма в каждом конкретном случае исходить из содержания произведения,определяя, о чем говорится в нем, какая картина рисуется, иначе при чтениимогут возникать ошибки.
4. Мелодика речи(повышение и понижение тона голоса). Иногда называется интонацией в узкомсмысле. Голос понижается в конце повествовательного предложения, повышается насмысловом центре вопроса, поднимается вверх, а затем резко падает на месте тире.Но, кроме этих синтаксически обусловленных изменений высоты тона, есть еще иинтонация смысловая или психологическая, которая определяется содержанием инашим к нему отношением.
5. Основная эмоциональнаяокраска (тембр). Вопрос об эмоциональной окраске обычно ставится после полногоили частичного анализа произведения. Недопустимо директивное указание тона: читатьвесело или грустно. Только тогда выразительность будет искренней, живой ибогатой, когда мы сможет разбудить в ученике стремление передать свое пониманиепрочитанного. А это возможно при условии глубокого восприятия содержания на основеанализа.
Для формированиявыразительного чтения ученики должны овладеть умениями, которые вырабатываютсяв процессе анализа произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствамивыразительности.
Из ряда умений, связанныхс анализом текста, выделяют следующие: умение разбираться в эмоциональномнастрое произведения, а также его героев, автора; умение представлять в своемвоображении картины, события, лица на основе так называемых «словесных картин»;умение постигать смысл описанных событий и фактов, создавать о них своисуждения и выражать к ним свое определенное от- ношение; умение определятьзадачу своего чтения – что сообщается слушателям, какие мысли и чувствавозникли у героев и читателя.
Выявление задачи чтениясвязано с пониманием подтекста. Умение проникнуть в эмоциональный настрой всегопроизведения (например, стихотворения) или понять состояние героя включает всебя определенные микроумения: способность находить в тексте слова, отражающиеэмоциональное состояние героя, определять это состояние, соотносить героя с егопоступками, проникаться сочувствием, симпатией или антипатией к нему, т. е.умение определять свое отношение к герою, отношение к нему автора, а затем решать,какие будут использованы интонационные средства для передачи всего этого причтении вслух.
Выразительность чтения врезультате осознания его задачи значительно повышается, так как ученикстремится донести до слушателей то, что понимает и чувствует сам, что наиболееинтересно и важно в тексте с его точки зрения. Поскольку умение осознаватьзадачу чтения для учащихся начальной школы сложно, процесс овладения им вначальных классах не завершается.
Необходимыми умениями,связанными с подготовкой к выразительному чтению, являются умения, развивающиетворческое, воссоздающее воображение детей. Эти умения формируются с помощьютакого приема, как словесное рисование картин на основе прочитанного текста(«видение текста»), и развития у учеников определенного отношения кпрочитанному. Необходимо учить давать оценку героям, их поступкам, событиям,что возможно лишь в том случае, если дети понимают текст и улавливают подтекст.
Так, чтобы «нарисовать»словесную картину, необходимо понять содержание текста, уметь выбрать всоответствии с предлагаемой темой отрывок текста, определить объекты (что будетнарисовано), найти слова, с помощью которых картина будет воссоздана (определить«краски»), представить ее мысленно, затем сверить с текстом (проверяя себя) и,наконец, нарисовать ее словами. Словесное рисование опирается на предшествующийанализ текста. Задания могут выполняться как коллективно, так и самостоятельно.
В обучении выразительномучтению можно использовать памятку, которая создается самими учащимися(Приложение 3).
Особое значение интонацияимеет при чтении стихотворений и басен. Для речевых разминок можно братьпредложения из уже изученных произведений или придумывать свои собственные. Например:
а) Упражнение «Прыжок»:
Это упражнениеспособствует развитию гибкости голоса. Учитель просит ребят представить себе,что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжокспортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна болееплавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос долженсвободно и легко подниматься и опускаться (рисунок 1).
/>
Рисунок 1. Упражнение«Прыжок»
б) Упражнение «Поход»
Это упражнение направленона умение распределять высоту голоса. Учитель говорит школьникам о том, что причтении не следует быстро повышать голос: необходимо, чтобы голоса хватило навсе строки. Читая каждую строку, нужно представить себе, что вы «шагаетеголосом» прямо к солнцу, передать голосом движение вверх:
По тропинке узкой горной
Вместе с песенкой задорноймы с тобой идем в поход,
За горой нас солнце ждет,
Наш подъем все выше,круче,
Вот шагаем мы по тучам,
За последним перевалом
Нам навстречу солнцевстало.
в) Упражнение «Пещера»
Упражнение способствуетразвитию гибкости голоса, умению повышать и понижать голос. Учащиеся удобносадятся, закрывают глаза и представляют себя в пещере. Любой звук (слово) гулкоотдается под сводами пещеры Нужно попробовать воспроизвести «звуки», «слова» впещере, уходя все дальше и дальше.
Выразительному чтениюможно и нужно обучать школьников не только в начальной и средней школе. Встарших классах работа над выразительным чтением необходима как для болееглубокого понимания художественного произведения, так и для лучшего усвоенияправил синтаксиса и пунктуации. Проводимая параллельно на уроках чтения иписьма работа над выразительной речью и чтением способствует правильному иболее легкому осмыслению целого ряда правил синтаксиса и пунктуации, развитиюнавыков выразительной речи, развитию речевого слуха.
 
2.3 Примерный планурока по выразительному чтению
 
Основы выразительного чтениязакладываются в начальной школе. Учитель-словесник, работающий в средних истарших классах, должен направлять работу учителей начальной школы, оказыватьим помощь, проводить специальные уроки по выразительному чтению в начальныхклассах.
Тема урока: работа наддвумя стихотворениями об осени: И. Бунин «Листопад», А. Фет «Ласточкипропали...».
Цель урока: обучениедетей умению рисовать словом картины, передавать в чтении подтекст и общатьсясо слушателями.
План урока:
1. Выполнение упражненийпо технике речи.
2. Произношение отдельныхпредложений с разными намерениями.
3. Разбор и чтениеотрывков из стихотворения И. Бунина «Листопад» (на материале отрывка учащихсяучатся умению находить и передавать элементы подтекстового содержания).
4. Разбор и чтение стихотворенияА. Фета «Ласточки пропали...» (на материале этого стихотворения углубляетсяумение вникать в подтекстовое содержание и передавать его в устном слове).
Ход урока:
Урок начинается супражнений по технике речи. Сначала выполняются упражнения по тренировкедыхания, а затем — тренировке дикции. Произношение отдельных предложений сразными намерениями (подтекстами).
На доске пишетсяпредложение:
«Ну, уж и денек был!»
Учитель. Прочитайте этопредложение с двумя разными намерениями: а) Вы хотите сказать, что день былочень хороший: стояла теплая погода, весь день светило солнце, вы отдыхали наберегу озера, купались, ловили рыбу. б) Вы хотите сказать, что день был плохой;все время шел дождь, было слякотно, вы не выходили из палаток. «Скука!» Кое-какдождались автобуса и к вечеру уехали домой. «Зря приезжали на озеро».
На доске пишетсяпредложение «Уж наступила осень». Прочитайте это предложение с двумя различныминамерениями.
а) Вы радуетесь тому, чтонаступила осень (нет жары и зноя; в лесу стало красиво: стоят золотые березы ибагряные осины; вы пришли в школу, встретились с товарищами, с которыми невиделись целое лето).
б) Вы не рады осени(улетели птицы, вода в речке стала холодная, нельзя купаться, дни стоятпасмурные).
Можно сделать так, чтобыодни ученики произносили предложения в первом варианте, другие во втором, можнои так: чтобы некоторые из учеников произносили каждое предложение в двухвариантах.
Учитель. Сейчас у насосень. Вы бываете в лесу. Скажите, какие картины вам больше запомнились, показались,красивыми, что вы особенного заметили в лесу?
Ученики. Я видел, какгора пожелтела. Желтая, желтая вся.
— А я заметила: березыстоят золотые, а рядом сосенки зеленые.
— А мы у речки были, водахолодная, а у берега кусты желтые и красные.
— А мне понравилось, какдорога была засыпана листьями.
Учитель. Да, ребята,осенью природа бывает очень красивой. Хорошо, что вы это заметили. А теперьпосмотрим, как описывает осень поэт. Разбор и чтение отрывка из стихотворенияИ. Бунина «Листопад». На листе бумаги вывешен текст.
Лес, точно теремрасписной,
Лиловый, золотой,багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлоюполяной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочкитемнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листвесквозной
Просветы в небо, чтооконца.
Лес пахнет дубом исосной...
Учитель. Прочитайтевнимательно стихотворение про себя, постарайтесь увидеть в своем воображениикартины осени, которые нарисовал поэт (для чтения отводится 2-3 минуты). Мызнаем, что одно и то же предложение, например «Уж наступила осень», можнопрочитать с разными намерениями: в одном случае сказать, что осень намнравится, в другом — не нравится. А можем ли мы прочитать с разными намерениямиэто стихотворение?
Ученики. Нет, не можем.
Учитель. Почему?
Ученики. А тут женаписано, что лес красивый, что в лесу хорошо.
— Красиво кругом…поэтому нравится.
Учитель. Правильно. Мыможем только с одним намерением прочитать стихотворение; картина нам нравится.Так ее нарисовал поэт. По-другому мы читать не можем.
Теперь будем читатьвслух. Но прежде я хочу познакомить вас с одним правилом. Когда вы читаететекст про себя, то вы читаете его для себя: вы хотите понять, о чем говорится впроизведении, хотите представить картины, которые там нарисованы, людей, окоторых рассказывает автор, и т. д. А вот когда вы читаете вслух, в классе, товы уже читаете для тех, кто вас слушает. Вы рисуете слушателям картины,изображенные автором, рисуете так, чтобы слушающие увидели их и правильнооценили. Читая это стихотворение, надо постараться так описать лес, чтобыслушающие хорошо его себе представили, поняли, что он очень красив и вам нравится.
Как это сделать? Асделать это можно так. Вот, например, когда вы с ребятами гуляете по лесу ивдруг найдете красивый цветок, то не только сами любуетесь им, но хотите, чтобыи другие полюбовались, показываете его и говорите: «Посмотрите, какой красивыйцветок!» Или, например, когда увидите красивую поляну, то обращаете внимание идругих на нее, вам хочется, чтобы и другие увидели, как она хороша. Выговорите: «Посмотрите, какая чудесная поляна, сколько здесь цветов, как онихорошо пахнут».
Читая стихотворение, выможете сделать то же самое: поделиться со слушающими своими впечатлениями,мыслями, чувствами. Вот, например, вы читаете строчку: «Лес, точно теремрасписной», вы представили лес, похожий на расписной терем, вам понравилосьтакое сравнение, и у вас, конечно, появилось желание поделиться со слушателямисвоим впечатлением, и тогда слова поэта вы произнесете, обращаясь к слушателямс мыслью: «Посмотрите, как это красиво!».
Подумайте сами теперь,как надо произнести вторую строчку. Ученик. Я прочитаю ее так, будто показываю:«Вот лиловый лес, а вот — золотой, а там — багряный».
Учитель. Правильно.Прочитай так, как ты сказал.
Ученик читает. Могут ещедва-три человека прочитать.
Учитель замечает: надо нетолько «показывать», но при этом так произносить слова, чтобы все поняли, чтовам очень нравятся эти краски, что вы любуетесь ими.
В стихотворенииговорится, что «лес стоит над светлою поляной». Как вы думаете, чтобы увидетьвесь лес и поляну, над которой он стоит, откуда его можно наблюдать: близко илидалеко?
Ученик. Надо подальшеотойти, тогда можно увидеть весь лес. Учитель. Правильно. Вот так, представляявсю картину — и лес, и поляну, прочитайте первые четыре строчки.
Читают два-три человека.
Учитель. Прочитайте просебя вторую и третью часть стихотворения и скажите: чтобы увидеть картину,нарисованную в этих частях стихотворения, где надо быть: далеко от леса или всамом лесу?
Ученик. Надо в лесу быть.Здесь говорится: «Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой», это у нихлистья хорошо видны, а издалека листья не увидишь.
Учитель. А что такоелазурь?
Ученик. Это цвет такойголубой, это — небо.
Второй ученик. «Просветыв небо» можно только в лесу увидеть. Это когда стоишь и смотришь вверх, и небовидно между листьев.
Третий ученик. Здесьговорится: «Лес пахнет дубом и сосной». Это когда в лес войдешь, тогда можнозаметить, что он пахнет.
Учитель. Вот видите,какая красота открылась, когда мы подошли ближе к лесу, вошли в него. Мыувидели, что и листья блестят желтою резьбой на ярко-голубом небе, и елочки,как вышки, темнеют, и просветы в небо видны, как оконца. Прочитайте эти частистихотворения, как бы обращаясь к слушателям с такой мыслью: «А лес ещекрасивее, если подойти к нему поближе, войти в него. Посмотрите, какие наберезах листья, какие елочки стоят. Как хорошо пахнет в лесу!» Читают один-двачеловека.
На дом дается задание:выучить стихотворение наизусть и подготовить его выразительное чтение.

3. Преимущества и недостаткииспользования различных методик при обучении выразительному чтению
 
Обучение учащихсявыразительному чтению, т. е. умению произносить вслух текст литературныхпроизведений, имеет долгий путь развития. Оно определялось характеромлитературных произведений, уровнем развития профессионального искусства и темизадачами, которые ставило перед школой общество.
Выразительное чтениевошло в практику русской школы и в систему воспитания во второй половине XVIIв. одновременно с развитием силлабического стихосложения. Оно было связано стеатральным искусством.
Основные методики чтенияразработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественноепроизведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или инуюсторону жизни », и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети понялипроизведение, а надобно, чтобы они его почувствовали».
Ушинский различает двавида выразительного чтения: «одно исключительно посвященное логическому развитию,другое — чтению плавному и изящному». Первым читаются деловые статьи, вторым — художественные произведения. «Для плавного чтения я бы советовал преподавателюсначала рассказать содержание избранной статьи, потом самому прочесть этустатью вслух и уже тогда заставлять учеников несколько раз читать вслухрассказанное и прочитанное».
Ушинский рекомендуетобучать детей выразительному чтению путем подражания учителю. Кромеиндивидуального чтения, рекомендуется хоровое. «Если учитель не умеет петь,пусть приучит детей произносить целым классом какие-нибудь молитвы,стихотворения, пословицы: это может заменить отчасти пение как средство,освежающее утомленный и расстроившийся класс».
Хоровые упражненияположительно влияют на исправление ряда недостатков речи (скороговорка,крикливость, вялость и т. п.»).
Надо сказать, чтоприменять хоровые упражнения только для отработки техники и логики речипрактически невозможно: сами упражнения включают эмоциональную и образнуювыразительность.
Хоровое чтение в школечасто наносит очень существенный вред, способствует выработке того унылого монотона,который становится для многих школьников привычным. Чтобы этого избежать,необходимо наблюдать за правильностью и выразительностью хорового чтения.Обычные пороки чтения, создающие его монотонность, отсутствие логическихцентров (ударений), когда все слова произносятся с одинаковым акцентом и взатянутом темпе, который влечет за собой протяженность произнесения гласных.Если произносится стихотворный текст, то часто дети скандируют, т. е. делаютслишком длительные межстиховые паузы и ставят ударения на последних,рифмующихся словах. Все эти недостатки, которые дети усваивают в процессемногоголосого чтения, при обучении выразительному чтению приходитсяпреодолевать [17. С. 51].
Выразительное же хоровоечтение оказывает существенное положительное влияние на выразительностьиндивидуального чтения и культуру речи учащихся.
На чем основывают своеотрицательное отношение к хоровому чтению некоторые методисты? Т. Ф. Завадскаяобъясняет: «Следует сказать, что в настоящее время многие учителя и методисты,строящие обучение выразительному чтению на положениях К. С. Станиславского,отрицательно относятся к этому виду занятий (многоголосому чтению), так какувлечение «музыкальным богатством» хорового исполнения часто приводит к чистоформальным приемам работы, когда основное внимание учителя направляется на«оркестровку» детских голосов в ущерб выявлению идейно-художественногосодержания текста; внимание же школьников во время чтения сосредоточивается нена мыслях и образах произведения, а на том, чтобы своевременно вступить в хор,произнести слова текста с определенной силой звука и в определеннойтессти-туре».
К приведенным аргументамобычно прибавляют еще одно: хоровое чтение лишает чтеца индивидуальности,подчиняя общему хоровому звучанию, заставляет подражать. Думается, что отрицатьподражание как этап овладения мастерством нет оснований. Творческий путь любоготаланта — это поиски себя, но начинается творческий путь с подражания.Художественное слово не составляет исключения из этого правила.
Приказать чувствоватьнельзя, но можно заразить чувством. На такое именно заражение рассчитано чтениепроизведения преподавателем, слушание чтения мастеров звучащего слова, хорошочитающих учеников. Но наиболее заразительным является участие в многоголосомчтении. Чтец, находясь рядом с другими эмоционально произносящими текст,невольно поддается их влиянию и постепенно эмоционально обогащается иубеждается в том, что и он может произносить текст выразительно. Слуховыевпечатления усиливаются речедвигательными ощущениями.
Многоголосое чтение учитпередавать мысль и чувство в речевой интонации, использовать средствавыразительности: усиливать и ослаблять громкость, ускорять и замедлять темп,повышать и понижать тон, пользоваться различными тембровыми красками. Еслиговорить о межпредметных связях, то наиболее органическая связь существуетмежду выразительным чтением и пением.
Очень помогают хоровыеупражнения в работе с подростками и юношами. Многие из них говорят глухимглубинным голосом, некоторые бормочут, а не говорят. Это результат невниманияшколы к голосам мальчиков в период мутации и в следующий период. Убеждений изамечаний преподавателя в этих случаях оказывается недостаточно. Проработавнекоторое время в речевом хоре, такие ученики «открывают» свой нормальныйголос.
Очень важно взаимовлияниеучастников многоголосого чтения. Это относится не только к технике и логикеречи, но и к образно-эмоциональной выразительности. Доказательствомцелесообразности хоровых упражнений является то, что учащиеся всех возрастовпроделывают эти упражнения охотно и с интересом, а интерес, увлеченность вискусстве — очень важный, даже решающий момент.
Для того чтобы участие вколлективном чтении принесло наибольшую пользу, оно должно быть для каждогоучастника вполне сознательным. Каждый участник хора должен понимать, что онвыражает и как этого достигает. Поэтому хоровому чтению должен предшествоватьподробный и тщательный разбор произведения.
Как известно, современнаянаука рассматривает речь как один из видов деятельности человека — «речевуюдеятельность», а отдельные высказывания как «речевые поступки». В филогенезеязык возник и развился как средство общения, средство воздействия на другихлюдей. В онтогенезе речь тоже развивается в качестве средства воздействия наокружающих, ребенок, произнося «ма» (мама), не только относит это слово копределенному лицу, но хочет это лицо побудить к определенным действиям. Это«ма» в зависимости от ситуации значит: «Мама, подойди ко мне» или «Мама, я хочуесть» и т. д.
Целенаправленное действиесловом определяет акцентное членение фразы, разнообразие интонаций, тембральнуюокраску голоса, т. е. все средства фонетической выразительности речи. Между тему школьников при ответах и особенно при чтении наизусть часто наблюдаетсямеханическое, бездейственное проговаривание слов. Эту школярскую привычку нужнопреодолеть. Необходимо, чтобы ученик, произнося слова текста, стремилсяпередать освоенное и конкретное содержание (мысли, образы, оценки и намеренияавтора), чтобы слушающие поняли и определенным образом оценили то, о чемговорится в тексте, т. е. необходимо, чтобы читающий подлинно и целеустремленнообщался с аудиторией. Это очень важный прием активизации, который, с одной стороны,повышает осмысленность и выразительность речи, а с другой — обостряет вниманиеслушающих и тем самым содействует запоминанию.
Эмоциональность речи ичтения. «Читай с чувством»,- говорит иногда учитель ученику и не понимает, чтоставит перед учеником невыполнимую задачу и толкает его на ложный путь наигрышаи притворства. Область чувств — эмоциональная сфера и не поддается прямомууправлению.
Эмоциональная реакциячеловека — сложный рефлекторный акт в котором участвуют все его, неразрывномежду собой связанные двигательные и вегетативные компоненты. «Эмоция возникаетгде-то между потребностью и действиями для ее удовлетворения»..
Система обучениявыразительности Станиславского учила, что «чувству приказать нельзя, а надо егодобиваться другими путями… Должна появиться такая психологическая ситуация,которая дает возможность возникнуть эмоциональному отношению человека копределенному кругу явлений, и это образующееся эмоциональное отношение будетим пережито».
Существеннейшим элементомсистемы Станиславского является «метод физического действия». Сущность этогометода в том, что, выполняя действия персонажа пьесы подлинно, целенаправленно,исполнитель обеспечивает необходимые условия для возникновения эмоций.
В художественном чтениитакже правомерно использование итого метода. Если чтец или рассказчикцеленаправленно действует словом, он обязательно заговорит «с чувством».
Основываясь на учении И.П. Павлова о «светлом пятне сознания», П. В. Симонов утверждает, что действиестимулирует не только сознательное мышление, но и подсознательное, в чем онвидит преимущество в теории сценического искусства системы переживания передсистемой представления. «Должно быть ясно, сколь обедненной и схематизированнойпредставляется картина внешнего выражения эмоций при подражательном воспроизведенииее отдельных бросающихся в глаза признаков… Безвозвратно утрачиваются оттенкидвижений, мимики, интонаций, особенно органично и непосредственно связанные свегетативными сдвигами в организме».
Очень часто, говоря обискусстве звучащего слова, определяют его как искусство интонации.Действительно наличие разнообразных интонаций отличает выразительную речь отневыразительной. «Говорящий должен уметь свободно пользоваться не языковыми, носущественными с психологической стороны коммуникативными средствами выражениямысли и прежде всего интонацией». Что такое интонация? По определениюпсихологов речевая интонация — звуковая система предложения в целом. В неевходят все признаки сложного звука: изменение основного тона, громкости,тембра, длительности. Кроме того, появляются перерывы звучания — паузы.Интонация выражает эмоционально-волевые отношения людей в процессе общения. Нопри всей важности интонации нельзя ее рассматривать как основу выразительности:интонация — производное. Она не только выражает эмоционально-волевые отношениялюдей, но и определяется ими.
Поэтому еще Ю. Э.Озаровский предупреждал против поисков интонаций, а Н. И. Жинкин пишет:«Спрашивается, как ищется интонация и можно ли обучиться хорошей, правильнойинтонации. Ответ на этот вопрос отрицательный. Обучиться интонации нельзя. Этото же самое, что обучаться плакать, смеяться, горевать, радоваться и т. п.Интонация речи в определенной жизненной ситуации приходит сама собой, о ней ненужно ни думать, ни заботиться. Больше того, как только вы постараетесь еесделать, это будет замечено как фальшь. Но есть способ найти интонацию, когдапоставлена задача прочитать какой-либо текст, не нами составленный. Эта задачарешается в теории сценической речи, наиболее совершенной из которых считаетсясистема Станиславского».
Чтение вслух, как иустная речь, обращены к слушающим. Для восприятия речи и чтения необходимо,чтобы слушающие понимали то, что им говорят или. читают. Понимание обусловленоналичием у слушающих определенных знаний, определенного опыта. «Пользованиезнаниями, приобретенными связями — «есть понимание»,- говорит И. П. Павлов.Отсюда вытекает обязанность учителя считаться с предполагаемым опытом своихучеников, а следовательно, с их возрастом и развитием.
Различают два видапонимания: непосредственное и опосредствованное. Непосредственное пониманиевозникает сразу и сливается с восприятием. Это понимание, которое возникает припервом знакомстве с произведением.
Опосредствованноепонимание создается постепенно в результате ряда мыслительных операций. Онодолжно идти от первоначального смутного, недифференцированного понимания к всеболее ясному и дифференцированному. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность,протекающая по-разному не только у разных людей, но и у одного и того же лица.Этот процесс происходит не только во время разбора произведения, но и позднее,при публичном исполнении произведения, в отдельных случаях он продолжаетсягодами.
Для выразительного чтенияв школе непосредственное восприятие, происходящее при первом знакомстве спроизведением, чрезвычайно важно, так как здесь решается вопрос: нравится илине нравится произведение. Первоначальному знакомству К. С. Станиславскийпридает огромное значение, утверждая, что первые впечатления «девственно свежи»,что они «семена» будущего творчества. «Если впечатления от первого чтениявосприняты правильно,- это большой залог для дальнейшего успеха. Потеря этоговажного момента окажется безвозвратной, так как второе и последующие чтения будутлишены элементов неожиданности, столь могущественных в области интуитивноготворчества. Исправить же испорченное впечатление труднее, чем впервые создатьправильное».
Поэтому при первом чтениипроизведения преподавателю рекомендуется либо самому читать, либо дать учащимсявозможность прослушать чтение мастера в записи. Если же учитель имеет основаниеполагать, что кто-либо из учащихся может хорошо прочесть, то он долженпредварительно подготовить такого чтеца, а не полагаться только на то, чтоданный ученик или ученица вообще хорошо читают. Но может быть неправильным и восприятиеслушателя. Поэтому первое чтение обычно предваряется беседой или лекциейпреподавателя.
Станиславскийрекомендует: «Важно позаботиться о создании вокруг себя соответствующейатмосферы, обостряющей чуткость и распахивающей душу для радостного восприятияхудожественных впечатлений. Надо постараться обставить чтение торжественностью,помогающей отрешиться от повседневного, чтобы сосредоточить все внимание начитаемом». Чтение в классе тоже требует если не торжественности, то полноговнимания учеников. Дети слушают с закрытыми книгами, чтобы не рассеивалосьвнимание.
Любой педагогическийвопрос нельзя рассматривать изолированно. Необходимо соотнести его с основнойцелью воспитания, определить его место в общей педагогической системе. Целью современноговоспитания является всестороннее развитие личности. Всестороннее развитиеличности — идея, которая многократно повторялась педагогикой, начиная сантичности. Однако конкретный смысл этого принципа резко менялся, поскольку впонятие личности вкладывалось различное содержание.
Выразительное чтение естьодин из путей воспитания современногомировоззрения. Чтец — это передовойчеловек нашего общества. Даже читая произведения дореволюционной или зарубежнойлитературы, он их воспринимает, а затем и передает с позиций нашего времени инашей эпохи.
В современной системевоспитания ведущим является воспитание трудовое. Полноценная личность — этопрежде всего труженик, деятель, творец.
Трудовое воспитаниесделал ведущим в своей системе талантливейший педагог А. С. Макаренко. Онвключает в сферу трудового воспитания не только физический, но и умственныйтруд. Но не каждый труд воспитывает, а только труд творческий. «Научитьтворческому труду,- говорит А. С. Макаренко,- особая задача воспитания.Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе слюбовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу инеобходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявленияличности и таланта. Такое отношение к труду возможно только тогда, когдаобразовалась глубокая привычка к трудовому усилию, когда никакая работа некажется неприятной, если в ней есть какой-нибудь смысл».
К выразительному чтениюэти положения Макаренко применимы в полной мере. Главное и самое трудноепривить любовь к выразительному чтению, чтобы занятия им доставляли радостьтворчества. Главным препятствием является то, что школьникам не привита«глубокая привычка к трудовому усилию». Вместо того чтобы идти путем глубокогопроникновения в текст, стремления сопереживать автору, школьники стараютсявыражать чувство «вообще», подыскивают интонации. Отсюда обычная картина — учащийся с огорчением заявляет: «у меня не выходит». Когда же начинаешь выяснятьход его работы, то оказывается, что вместо раздумий над произведением, егосодержанием, формой, настроением поэта, были лишь потуги вызвать чувство«вообще» и механические поиски интонаций. Переломить эту традицию — перваязадача преподавателя, без решения которой невозможно продуктивно обучатьвыразительному чтению.
Выразительное чтение каксредство этического и эстетического воспитания. Действительно выразительноечтение предмет эстетического цикла, но эстетическое и нравственное неразрывносвязаны. Воспитывая способность эстетического восприятия художественнойлитературы, развивая вкус, выразительное чтение облагораживает и углубляетэмоции. Чтец должен «разделить искренне с поэтом высокое ощущение наполнявшееего душу… душою и сердцем почувствовать каждое слово его».
Такое сопереживаниедействует глубже и вернее, чем любые рассуждения о литературе. Выразительноечтение помогает ученику почувствовать, что литература прекрасна, полюбить ее,отсюда рождается желание выразительно читать наиболее взволновавшиехудожественные произведения, пережить радость творчества. Первая удача служитдейственным стимулом для дальнейшей работы, в процессе которой будутсовершенствоваться умения в области выразительного чтения, развиватьсяэстетические и нравственные чувства учащихся.

Заключение
В современной педагогике чтениерассматривают как один из видов речевой деятельности. А речевая деятельностьпредставляет собой активный, целенаправленный, опосредованный языковой системойи обусловленный си-туацией общения процесс передачи или приема сообщения.
Следовательно, речь – этоязык в действии, общении. Когда мы принимаем сообщения, мы слушаем или читаем;когда передаем сообщения, мы говорим или пишем. Таким образом, существуетчетыре вида речевой деятельности, связанные между собой: слушание и чтение,говорение и письмо.
Речевая деятельность, аследовательно, и чтение имеет определенную структуру, предметное содержание,речевые механизмы. В структуре речевой деятельности выделяется три уровня.
Первый – мотивационноезвено, наличие мотивов и цели действия. У младшего школьника такие мотивы –желание научиться читать, что-то конкретно узнать из книги, понять, о чем в нейговорится, получить удовольствие от чтения.
Второй уровень –ориентировочно-исследовательский, уровень планирования, внутренней организацииречевой деятельности. В чтении этот уровень реализуется в просмотре текста, егозаголовка, определении темы, установлении связей, прогнозировании содержания.Ученик рассматривает структуру текста и пытается предугадать события.
Третий уровень –исполнительский. При чтении ученик производит смысловую обработку текста,используя различные действия: размечает текст, подчеркивает важные мысли,определяет личностное отношение к событиям, героям. Результатом работы стекстом становится его понимание.
Под выразительным чтениемпонимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтениехудожественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качествоусвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстовогоматериала.
Выразительное чтениепредполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных спроизносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующиекомпоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи(убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона(повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Всесредства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникойречи — дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.
Большое значение длявыразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии созначением предложения) делать логические ударения.
Для того, чтобыпредложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голосавыделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложенияизменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именноэту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений.
Кроме логическихударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза – этоостановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которыхзвуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясновыступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке,будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение. Паузы могутбыть художественными и психологическими. Художественные паузы – это паузы передсловами и фразами, которым говорящий хочет придать особое значение, особуюсилу. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним. Речевыеразминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.
Психологическая паузачаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует окаком-нибудь большом душевном волнении. Знакомство с такого рода паузамипроводится при чтении различных художественных произведений. Существенную роль в выразительномчтении играет интонация. Интонацияявляется одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образованииповествовательных, вопросительных и восклицательных предложений.
Интонационные речевыесредства выбираются в зависимости от задачи чтения. Интонация – это совокупностьсовместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержаниеми целями высказывания. Основные компоненты интонации – логическое ударение,логические и психологические паузы, повышение и понижение тона голоса, темп,тембр, эмоциональная окраска. Для формирования выразительного чтения ученикидолжны овладеть умениями, которые вырабатываются в процессе анализа произведения,а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности.
Из ряда умений, связанныхс анализом текста, выделяют следующие: умение разбираться в эмоциональномнастрое произведения, а также его героев, автора; умение представлять в своемвоображении картины, события, лица на основе так называемых «словесных картин»;умение постигать смысл описанных событий и фактов, создавать о них своисуждения и выражать к ним свое определенное от- ношение; умение определятьзадачу своего чтения – что сообщается слушателям, какие мысли и чувствавозникли у героев и читателя.
Выразительность чтения врезультате осознания его задачи значительно повышается, так как ученикстремится донести до слушателей то, что понимает и чувствует сам, что наиболееинтересно и важно в тексте с его точки зрения. Поскольку умение осознаватьзадачу чтения для учащихся начальной школы сложно, процесс овладения им вначальных классах не завершается. Необходимыми умениями, связанными сподготовкой к выразительному чтению, являются умения, развивающие творческое,воссоздающее воображение детей. Эти умения формируются с помощью такого приема,как словесное рисование картин на основе прочитанного текста («видениетекста»), и развития у учеников определенного отношения к прочитанному.

Список литературы
 
1. Астафьева О.,Денисова А. Детская литература. Выразительное чтение М.: Академия, 2007. — 272с.
2. Аксенова Л.И.Специальная педагогика. М. Академия, 2001. – 155 с.
3. Аксенов В. Н.Искусство художественного слова. М.: Просвещение, 2002. – 163 с.
4. Брызгунова Е.А.Система интонационных средств. Современный русский язык. М.: Просвещение, 2007.– 145 с.
5. Буяльский Б. А.Искусство выразительного чтения: Книга для учителя. М.: Юнити-Дана, 2006. – 245с.
6. Воробьева С.Н.,Кондратина Т.И. Чтение 2 — 4 класс: Методические разработки уроков. М.Издат-школа, 2000. – 187 с.
7. Завадская Т. Ф.,Майман Р. Р. Внеклассные занятия выразительным чтением. Методика выразительногочтения. М.: Дело, 2007. – 102 с.
8. Калашникова С.Г. Работа по формированию навыка чтенияв современной начальной школе. Омск: ОмГУ, 2004. – 22 с.
9.  Коренюк Л. Ю. Оспециальных занятиях по выразительному чтению. М.: Дело, 2007. – 140 с.
10. Корст Н. О.Выразительное чтение как активный метод анализа художественного произведения вединстве формы и содержания. М.: Академия, 2001. – 78 с.
11.  Кубасова О.В.Выразительное чтение: Пособие для студентов средних педагогических учебныхзаведений Изд. 3-е, стереотип. М.: Дело, 2001. — 144 с.
12.  Львов М.Р.,Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальныхклассах. — М.: Академия, 2000. — 368 с.
13.  Майман Р. Р.Авторское исполнение при обучении выразительному чтению. М.: Дело, 2005. – 135с.
14.  Майман Р. Р.,Дмитриева Е. Д., Найденов Б. С. Выразительное чтение. Практикум длястудентов-заочников 1-го курса факультетов русского языка и литературы пед.институтов. М.: Просвещение, 2000. – 125 с.
15.  Маерова К.В.Выразительное чтение. М: РУДН, 2003.-145 с.
16.  Найденов Б.,Коренюк Л. Методика выразительного чтения. М.: Просвещение, 2007. — 176 с.
17.  Найденов Б. С.Хоровое чтение в процессе обучения выразительному чтению. Методикавыразительного чтения М.: Просвещение, 2006 – 116 с.
18.  Оморокова М.И.Учимся читать выразительно. М.: Академия, 2001. – 312 с.
19.  Рализаева Т.Г. Методическиеосновы языкового образования и литературного развития младших школьников. СПб.:Специальная литература, 2004. – 198 с.
20.  Реан А.А.,Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. С Пб.: Питер, 2000. – 564с.
21.  Соловьева Н. М.Практикум по выразительному чтению. М.: Дело, 2006. – 190 с.
22.  Соловьева Н. М.,Майман Р. Р. Выразительное чтение на уроках литературы. СПб.: Питер, 2005. –271 с.
23.  Черноморов А.И., Шустова А. И. Практикум по выразительному чтению. Пособие для учителейначальных классов. М.: Дана, 2000. – 388 с.
24.  Шигина С.Ю.Говорим и читаем выразительно. Владикавказ 2002. – 112 с.
25.  Эльконин Д. Б. Психологияигры. — 2-е изд. — М.: Владос, 2000. – 157 с.
 

Приложение1
Упражнения для развитиядыхания1. Распределите правильно дыхание. Глубокий вдох через нос — спокойный выдох до конца, без перерыва чтения. Жжжжж; сссссс; рррррррр; шшшшшш; ммммммм 2. Поставьте на стол 10 заженных свечей. Потушите свечи: а) отдельно каждую; б) все сразу. 3. Прочитайте текст: вдох – выдох – пауза – вдох – выдох – пауза. Паузы обозначьте так: /. Лисица позвала журавля на обед / и подала похлебку на тарелке. / Журавль ничего не мог взять своим носом, / и лисица всё съела сама. (Л. Толстой). 4. Прочитайте стихотворение. Сделайте паузы после первой и второй строки. Третью и четвертую прочитайте без пауз. Я вошел в тенистый бор / И увидел мухомор, / Сыроежку, зеленушку, Розоватую волнушку! (Ю. Могутик) 5. Прочитайте на одном дыхании: Жил-был не царь, не король, не геройский герой, а жил-был мальчик. (Э. Мошковская) 6. Прочитайте сначала медленно, а затем быстро, без пауз. Заваривши кашу, / масла не жалеют; / Начав дело, / не останавливаются. На дворе трава, на траве дрова; Не руби дрова на траве двора. 7. (через 30 — 40 минут после еды) И. П. Встать, расправить плечи, голову держать прямо. На счет 1 – 5 (про себя) — глубокий вдох. На счет 1 – 3 (про себя) — задержка дыхания. На счет 1 – 5 (про себя) — выдох. 8. И. П. то же На счет 1 — 2 (про себя) — глубокий вдох. На счет «раз» — задержка дыхания. Плавный счет от 1 до 10, от 1 до 15, 20, 25, 30 — выдох. 9. И. П. то же На выдохе — пословица или поговорка, скороговорка. Длинные скороговорки идут с добором воздуха. Как у горки на пригорке (добор воздуха) стоят тридцать три Егорки (На выдохе идет счет от 1 до 33). Раз Егорка, два Егорка… 10. И. П. то же На счет 1 – 3 (про себя) — глубокий вдох. На счет «раз» — задержка дыхания. Медленный плавный выдох на звуках -ф-, -с-, -ш- (сначала отдельно, а затем подряд). Звуки беру разные. 11. «Проколотый мяч». Представить, что в руках большой мяч, но он проколот. Если на него нажимать, слышно, как выходит воздух (звук -с-) Нажимать на мяч нужно мягко, без усилий

Приложение 2
Памятка
«Как разучитьскороговорку»1. Прочитай скороговорку медленно 2. Подумай, о чем говорится в скороговорке 3. Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный звук (или сочетание звуков) много раз повторяется 4. Проговори скороговорку медленно вслух, постарайся запомнить её 5. Теперь проговори скороговорку шепотом несколько раз: сначала медленно, потом все быстрее и быстрее 6. Произнеси скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе 7. Посоревнуйся с товарищами, кто без ошибок быстрее произнесет скороговорку 8. Выдели самое главное голосом, интонацией Чистоговорки, скороговорки
1. Читайте медленно, с паузами.
Карл у Клары / украл кораллы, / а Клара у Карла / украла кларнет.
Осип охрип, / а Архип осип.
Как у горки на пригорке /
Жили тридцать три Егорки.
2. Читайте быстро, без пауз.
Поезд мчится скрежеща: Же – че – ща; Же – че – ща;
Сыворотка из-под простокваши.
Улов у Поликарпа — три карася, три карпа.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
На дуб не дуй губ, /Не дуй губ на дуб.
3. Ра-Ра-Ра — начинается игра
ры-ры-ры — у мальчиков шары
ро-ро-ро — у нас новое ведро
ру-ру-ру — продолжаем мы игру
ре-ре-ре — стоит домик на горе
ри-ри-ри — на ветках снегири
ар-ар-ар — кипит наш самовар
ор-ор-ор — созрел красный помидор
Ир-ир-ир — мой папа командир
Арь-арь-арь — на стене висит фонарь
Са-са-са — в лесу бегает лиса
Со-со-со — у Вовы колесо.

Приложение 3
Памятка
«Как подготовиться квыразительному чтению»1. Перечитай текст внимательно. Определи основную мысль, чувства, настроение и переживание героев, автора
2. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям
картин природы) 3. Мысленно представь их себе 4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (в чем задача твоего чтения) 5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства – темп чтения; пометь паузы, логические ударения, тон 6. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, совсем ли ты согласен. Не забудь, что произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними 7. Прочитай текст выразительно


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.