Методика воспитания звуковой культуры речи дошкольников спомощью современных методов и приемов обучения
Оглавление
1.Особенности занятий по развитию речи. 3
2.Занятие с книгами и картинками. 5
3.Задания на воспитания звуковой культуры речи дошкольников. 7
4.Практическая часть. 9
Литература. 11
1. Особенности занятий по развитию речи
На занятиях по развитию речи особое место занимают беседыили рассказ воспитателя без показа. Это особый вид речевого занятия, в основномон построен на слушании, а это для ребенка не простая задача. Умение слушатьнадо развивать своевременно. Владея им, малыш легче осваивает новую формуобщения со взрослым, новую форму познания. Учитывая сложность подобногозанятия, важно особенно тщательно выбирать тему для рассказывания. Рассказыдолжны быть понятны и интересны детям, речь педагога эмоциональной ивыразительной, чтобы привлекать внимание малышей. С детьми можно беседовать отом, что они видели на прогулке, об игрушках, прошедшем или предстоящемпразднике и др. Доступны для понимания малышей рассказы и о том, что онинепосредственно не наблюдали, но могут понять на основании своего прошлогоопыта. Например, как нашли котенка: он громко мяукал, потому что замерз и хотелесть, как его напоили молоком, сделали постель, он согрелся и уснул.
Сложность рассказа по содержанию, построению зависит отуровня развития детей. Если рассказ предназначен для детей 2 — 2,5 лет, то надоподготовить его так, чтобы малышам было понятно содержание и они могли ответитьна вопросы кто? что? где? куда? распространенными предложениями. Полезноиспользовать такие формы, как беседа, рассказ воспитателя, не только назанятии, но и во время самостоятельной деятельности детей. Это оказываетположительное влияние на формирование инициативной речи ребенка.
Показ инсценировок. Показ инсценировок — важное средстворазвития игры ребенка.
Показ инсценировок, планируемый на занятии, необходимочередовать с дидактическими играми. Сюжет инсценировок прост: взаимосвязанныепоследовательные действия, определенные взаимоотношения героев. Цель такогопоказа — оказать определенное влияние на развитие активной речи малышей исюжетной игры.
Занятия по развитию речи в младшей разновозрастной группемогут быть совместными однотемными. Общая тема занятия, однако, обязательнопредполагает разный характер заданий: всем детям; детям определенного возраста(2,5 — 3 лет, 3,5 — 4,5 лет); индивидуальные.
Однотемные занятия необходимо сочетать с занятиями повозрастным подгруппам, а также с личными формами работы с детьми во внеучебноевремя.
Как часто следует проводить занятия? Исследованияпоказали, что для разновозрастных групп с любой допустимой наполняемостью и слюбым разумным комплектованием целесообразно одно занятие по развитию речи,ознакомлению с окружающим, художественной литературе в неделю.
Занятие проводится в утренние часы. Можно выделитьследующие три типа занятий:
I. Однотемные занятия со всей группой. Занятия проводятсяраз в неделю. Их продолжительность — не более 15 мин.
II. Занятия с возрастными подгруппами. На таких занятияхформируют речевые умения, важные именно для того или иного конкретноговозраста. Средняя продолжительность занятия — 8 — 12 мин. Такие занятияпроводятся 2 — 4 раза в месяц в удобное для воспитателя время и по егоусмотрению.
III. Работа с детьми вне занятий. Она предполагаетразнообразные игры на повторение и закрепление программного материала:подвижные игры с текстами, хороводные игры, пастельно-печатные и дидактическиеигры, игры-драматизации и др. Игры проводятся с небольшим количеством детей (2— 6) разного возраста в любое время дня (до завтрака, перед занятиями, передпрогулкой, на прогулке, после полдника и т. п.). Кроме того, детям читаютнебольшие по объему программные художественные произведения, новые и ужезнакомые им.
Научить маленького ребенка ориентироваться в ближайшемокружении — важнейшая педагогическая задача. На третьем и четвертом году жизнимладшего дошкольника учат различать и называть окружающие его предметы,объяснять их назначение; совершенствуют его умение сравнивать и группироватьпредметы по форме, цвету, величине. Новыми для четвертого года являются задачиобучения классификации предметов по материалу, назначению: освоения значенийобобщающих слов (посуда, одежда, овощи, игрушки) и употребления этих слов вречи.
В младших группах проводят специальные занятия повоспитанию звуковой культуры речи. И в первой и во второй младших группах детейупражняют в правильном произношении всех гласных и согласных звуков, кромешипящих и сонорных. Усложнение осуществляется за счет целенаправленного подбораречевого материала. С детьми 2,5 — 3 лет проводят упражнения на произношениеболее простых слов и фраз, содержащих нужный звук.
В разновозрастных группах сложнее всего реализовыватьпрограмму по ознакомлению детей с художественными произведениями, так как длякаждой возрастной категории рекомендуется свой список литературы. Со многимирусскими народными песенками целесообразно знакомить малышей как с хороводнымииграми или подвижными играми с текстами.
В системе планирования занятий наиболее уязвимое звено —работа с самыми маленькими детьми. Малыши 2 — 2,5 лет в силу возрастныхособенностей не могут участвовать в совместных фронтальных занятиях. Вместе стем у воспитателя нет времени провести все рекомендуемые для этого возрастазанятия по развитию речи. Однако, как показали исследования, дети этоговозраста не только не отстают в речевом развитии, но и опережают сверстников изодновозрастных групп. Причин несколько. В разновозрастных группах детей моложе2,5 лет, как правило, бывает немного (от двух до пяти человек), и их опекаетвесь коллектив дошкольного учреждения. Малыши подражают речи и поведениюстарших по возрасту детей, наблюдая за их деятельностью и участвуя в совместныхиграх. С самыми маленькими воспитатель проводит подгрупповые и индивидуальныезанятия. Им читают русские народные сказки и песенки, хорошо знакомые детямпостарше: «Курочка-ряба», «Репка», «Наша Маша маленька» и др. Малыши —полноправные участники простейших подвижных игр с текстами («Курочка и цыплята»— по одноименному стихотворению В. Берестова), хороводных игр («Заинька,походи...» — по одноименной русской народной песенке), игр-драматизаций. Игрыстимулируют инициативные высказывания детей, что очень важно для развития речи.
2. Занятие с книгами и картинками
На таких занятиях используют книги и серии картинок,изображения на которых объединены общим сюжетом.
Основная цель занятий: формировать у детей осмысленноевосприятие содержания речи взрослого, учить употреблять грамматические формыраспространенного (более 3 слов) (к 2,5 годам) и сложного предложения типапридаточного (к 3 годам); отвечать на вопросы и задавать их: кто? что? где? куда?(к 2,5 годам) и зачем? почему? (к 3 годам); обогащать словарь: продолжатьразвивать умение слушать рассказ взрослого, иллюстрируемый, картинками.
Как можно провести подобное занятие? Если оноорганизуется впервые по данной книге или картинке, воспитатель вначалепредоставляет детям возможность рассмотреть иллюстрации и самостоятельновысказаться по воспринятому содержанию картинок. Малыши рассказывают о своихвпечатлениях, педагог поддерживает их, если картинка понята правильно, илипоправляет тех, кто ошибся.
После того как все картинки будут рассмотрены,воспитатель предлагает детям рассказать о том, что на них нарисовано. При этомдает образец, определенный сюжетный рассказ, сопровождая сказанноесоответствующими иллюстрациями, уже известными детям. Рассматриваниеиллюстраций, предваряющее рассказ педагога, нужно использовать для того, чтобыво время рассказывания дети не отвлекались, это мешает восприятию содержаниярассказа.
На первом занятии воспитатель может рассказать сюжет 1 —2 раза. На этом занятие заканчивается.
Следующее занятие по этой же книге или серии картинокможно начать со слов: «Вы, дети, уже видели эти картинки, я вам рассказывала, очем они; хотите еще послушать?» После рассказа педагог задает вопросы, выясняя,насколько малыши усвоили содержание. Если ответы детей свидетельствуют, чтоосновное содержание понятно, интерес к материалу не потерян, но они еще неумеют пользоваться нужной грамматической формой речи, не овладели определеннойкатегорией слов, воспитатель повторяет занятие с рассказом и вопросами. Если жекнига или картинки у детей не вызывают Дольше интереса, на следующем занятиицелесообразно заменить их и использовать новый материал и такой же план.
Поскольку речевые задачи в работе с детьми третьего годажизни решаются не на 1 — 2 занятиях, воспитатель четко ведет учет успеховдетей, своевременно меняет материал, чтобы у них поддерживался интерес к книгеили картинкам с новым сюжетным содержанием. Для занятий используются детскиекниги: «Три медведя» Л.Н. Толстого; народные сказки «Курочка ряба», «Теремок»,«Игрушки» А. Барто. Некоторые картинки (типа «мебель», «посуда», «овощи»,«фрукты», «игрушки», «одежда») целесообразно давать детям для рассматривания всамостоятельной деятельности или на индивидуальном занятии. Хорошо, если в группеэтот материал подобран в тематических альбомах.
Во время самостоятельной деятельности детей названныекартинки воспитатель использует с целью обобщения словаря, расширенияпредставлений об окружающем, формирования звуковой культуры речи и уточнения восприятияэтих предметов. Например, подойдя к малышу, который рассматривает альбом,педагог проявляет интерес к картинкам с изображением овощей, может посоветоватьрассмотреть их внимательно, подчеркнуть, что огурец зеленый, длинный, а помидоркрасного цвета, круглый и т. п.
Организационно занятия с книгами и картинкамицелесообразно проводить, усаживая детей за двумя столами, которые поставленыбуквой Г. Такое расположение лучше организует малышей. Одновременно на занятииможет принимать участие небольшая группа, из 8 — 9 человек. Это достигаетсяраспределением детей на 2 и даже 3 подгруппы, при этом воспитатель не нарушаетрежима занятий, так как длительность их — 7 — 10 мин (а на занятия отводится до30 мин).
3. Задания на воспитания звуковойкультуры речи дошкольников
Рассмотрим эти задания и упражнения:
— чередование хоровых ответов детей с индивидуальными(малыши предупреждают зайчонка об опасности; утешают, баюкают куклу и т. п.;при этом они должны быть убеждены в необходимости того, что делают).Индивидуальных и хоровых ответов должно быть достаточно много. Так, новую куклуприглашают в группу сначала все дети, затем самые маленькие, далее толькомальчики, которые обещают не обижать ее, наконец, один ребенок, который предлагаетспеть для нее, почитать и т. п. (индивидуальных приглашений может быть 5 — 6).(Когда дети говорят хором, надо следить, чтобы они не переходили на крик.);
— самые разнообразные задания, предполагающие ответдействием: найдите, покажите, выберите, принесите, сделайте то-то и так-то. Этизадания не только оживляют занятие, предоставляя маленьким детям возможностьподвигаться, сменить позу, но и позволяют воспитателю выяснить, имеется лиданное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка;
— специальные задания, побуждающие ребенка принятьвоображаемую ситуацию. Они вызывают у детей эмоциональный отклик, предупреждаютутомление, способствуют формированию игровых умений и навыков, творческихспособностей;
— разнообразные имитационные упражнения, связанные спрослушиванием стихотворений, коротких рассказов (русские народные песенки «Тили-бом!»,«Заинька, походи…», «Ладушки, ладушки…»; рассказ Е. Чарушина «Кошка» и др.).Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важно в становлении речевой и умственнойдеятельности. Жест наполняет слово конкретным содержанием.
— драматизации. Чаще всего их проводят на занятиях поознакомлению с художественной литературой. Важно научить детей не толькоговорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонажмимикой, жестами, движениями. Драматизации активизируют словарный запас,являются эффективным средством совершенствования грамматического строя речи.
Приведем примеры на усложнение заданий:
— в дидактических играх «Учимся общаться», «Кто ты?»,которые проводятся в течение года неоднократно, дети 2,5 — 3 лет отвечают напростейшие вопросы воспитателя («Ты девочка? Мальчик? Дочка? Сынок? Покажи (напальчиках), сколько тебе лет. Как тебя зовут?») и игрушечного персонажи,неизменного участника многих занятий («У меня два уха, а у тебя? Покажи, где утебя хвостик»). Дети четвертого года жизни отвечают на более сложные вопросыпедагога и Мишки Ушастика («Ты внук? Внучка? Чья ты внучка? Сколько тебе лет?Тебя зовут Оля, а как твоя фамилия? У кого в вашей семье такая же фамилия —Иванова? Бабушка Наташа — это чья мама? У тебя хвостик пушистый и круглый, каку зайчика, или похож на веревочку, как у теленка?»). Старшие дети отвечают насамые разнообразные вопросы воспитателя и медвежонка («Чья ты внучка? Какназывает тебя мама, когда любуется тобой? Какого цвета твои глаза? У кого изтвоих родных вьющиеся, как и у тебя, полосы? Как тебя будут называть, когда тывырастешь и будешь работать воспитателем в детском саду? Сколько пальцев у тебяна левой руке? А на правой руке сколько пальцев?»);
— у детей закрепляют произношение гласного звука у всловах, где этот звук ударный. Малыши 2,5 — 3 лет достают из коробки картинку,показывают ее остальным детям и четко называют изображенный предмет (груша,гусь, утка). Дети 3 — 4 лет должны показать всем присутствующим картинку,спросить, что (кто) это, а затем оценить (первое время с помощью воспитателя, ав дальнейшем самостоятельно) правильность ответа («Да, это гусь»);
— младшие дети пробуют с закрытыми глазами сырые и пареныеовощи и по вкусу определяют, что это такое. Старшим детям предлагаются вареные,соленые и сырые овощи и в большем ассортименте.
Для того чтобы воспитателю было легче организовыватьвзаимодействие между детьми разного возраста, надо каждую группу рассаживатьотдельно. Известно, что малыши не любят, если их называют маленькими. Поэтомуцелесообразно использовать видоизмененный вариант русской народной песенки «Нареке — камыши», которая в занимательной форме помогает объяснить детям, кто гдедолжен расположиться: «Круг (ряд) — постарше, круг (ряд) — помладше, круг (ряд)— совсем малыши». Детям нравится, когда воспитатель на время «превращает» их взверят или и каких-то других знакомых им живых существ («Слева от менярасположились головастики, а справа — лягушата. Головастики скоро подрастут ипревратятся?.. — в лягушат»).
Приведем примеры взаимодействия детей разного возраста вдидактических играх:
— воспитатель ставит перед детьми 2,5 — 3 лет игрушечнуюсобачку и просит показать кукле Аленушке, как она лает. Малыши произносятзвукоподражание (ав-ав-ав). Кукла поворачивается, отыскивая источник звука. Посигналу воспитателя дети замолкают (перестают лаять). «Это, Аленушка, собачка.Не бойся ее. Послушай, как она лает»,— поясняют кукле дети 3 — 4 лет. Малыши сновапроизносят звукоподражание. По просьбе воспитателя к кукле обращается ребенокпятого года жизни: «Скажи, Аленушка, как лает собачка?»;
— дети 3,5 — 4 лет вместе с педагогом проговариваютотрывок из стихотворения «Аленушка» Е. Благининой: «Ой, ладушки, ладушки,испечем оладушки…» Под этот текст дети 2,5 — 3,5 лет изображают воробушков, окоторых говорится в стихотворении («Воробушки сели, оладушки съели…»);
— дети 3 — 4 лет играют роль волков, а дети 2,5 — 3 лет —зайцев. Зайцы прыгают и резвятся на полянке, но сразу прячутся, заслышав войволков (у-у-у), — закрепление произношения звука у;
— для закрепления произношения гласного звука ииспользуется такое упражнение. Малыш 2,5 — 3,5 лет выбирает из коробки картинкуи передает ее старшему ребенку со словами: «Я тебе, Митя, дарю малинку». Тотблагодарит его: «Спасибо, Сашенька». Затем обращается ко всем детям: «Посмотрите,девочки и мальчики, какая у меня красивая крупная ягода!» Можно предложитьстаршему ребенку не только охарактеризовать предмет, но и показать, что онсобирается с ним делать («Очень красивый мяч. Я буду бросать его вверх иловить, вот так…»).
4. Практическая часть
Звуковая культура речи. Дидактические упражнения «Назовипредмет»; «Угадай по голосу»
Цель: учить детей четко артикулировать звук у(изолированный, в звукосочетаниях, словах, небольших фразах), произносить егодолго и плавно на одном выдохе; побуждать детей произносить (по подражанию)звуки с разной громкостью; развивать слуховое внимание.
Ход занятия.
Педагог говорит, что умеет вытягивать губы и складыватьих дудочкой (показывает). Предлагает детям воспроизвести артикуляцию.Упражнение повторяется 2 — 3 раза. Оно подготавливает артикуляционный аппарат кпроизношению звука у.
«Однажды, — говорит педагог, — Язычок услышал, как пелпаровоз. Он пел так: у-у-у. Как пел паровоз?
У-у-у — песня паровоза. Язычку она очень понравилась. Ирешил он выучить песню паровоза. Сначала Язычок запел негромко. Как он запел?Потом громче…
Чтобы и у вас получилась песня паровоза, надо вытянутьгубы, сделать их как трубочки и протяжно произносить: у-у-у». (Хоровыеповторения и 5 — 6 индивидуальных.)
Далее дети все вместе и по одному (3 — 4 ребенка) поютдлинную (2 — 3 с на одном выдохе) песенку паровоза.
«Я слышу чей-то голос: кря-кря-кря,— говорит воспитатель.— Кто это? (Утенок.) Если этого утенка ласково позвать: уу-тя-уу-тя, оннепременно откликнется на зов». Воспитатель предлагает семи-восьми детям поочереди позвать утенка. Тот подходит и «клюет» с ладони ребенка «крошки».
Воспитатель снова обращается к детям: «Дети» послушайте,как воет в лесу голодный волк: у-у-у! Страшно!» Предлагает поиграть в зайцев иволков. Дети 3 — 4 лет (волки) протяжно, с разной сило» голоса произносят звук у,а малыши 2,5 — 3 лет (зайцы) прячутся. Затем воспитатель говорит, что волкидалеко, их не слышно и не видно, поэтому зайцы могут выйти на полянку,порезвиться. Зайцы радостно скачут. Далее снова раздается протяжный и негромкийвой волков. Постепенно он усиливается. Зайцы возвращаются на стулья, затихают.«У-у-у, — на этот раз воспитатель произносит звук у протяжно, но совсем тихо, —волки далеко, и зайцам можно пока не бояться...» Игра повторяется 3 — 4 раза.
Воспитатель показывает коробку, объясняет, что в нейлежат картинки и предметы. Каждый ребенок выходит к его столу и выбирает чтохочет. Дети 2,5 — 3 лет только называют предмет, а 3 — 4-летние, выбравкартинку (предмет), показывают ее товарищам по группе и спрашивают: «Кто (что)это, девочки и мальчики?» В коробке должно быть 9 — 10 картинок и предметов.Звук у в названии предмета должен быть ударным: капуста, гусь, курица, кубик,пуговица, Снегурушка и т. п.
«У дедушки и бабушки была внучка Снегурушка, — напоминаетвоспитатель начало сказки. — Кто был? Однажды Снегурушка пошла в лес и заблудилась.Сидит, горько плачет да припевает:
Ay, ay, Снегурушка,
Ау, ау, голубушка,
(Произносится негромко, с печальной интонацией ивыделением звука у.)
Как припевала Снегурушка? (Дети повторяют припевку 2раза.)
А что если нам покричать Снегурушке? Вдруг она насуслышит? (Дети произносят ау 2 — 3 раза: вначале тихо, потом громче.)
Не отвечает Снегурушка? Наверное, ее уже отыскали и домойпривели».
Воспитатель предлагает поиграть. Вызванный им ребеноквстает спиной к детям, а кто-нибудь из сидящих произносит припевку Снегурушки.Водящий определяет, чей голос услышал. Если угадывает, его место занимает тот,кто говорил припевку. Если ошибается, ему дается вторая попытка. В случаенеудачи назначается новый ведущий.
Литература
1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет. – М., 1987.
2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2 – 4 лет (младшаяразновозрастная группа): Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1993.
3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М., 1977.
4. Занятия по развитию речи в детском саду. – М., 1993.