Реферат по предмету "Педагогика"


Методические особенности изучения темы Корень в школьном курсе биологии

--PAGE_BREAK--На следующем этапе урока выясняется, как поступает и передвигается веда по растению. Для этого учащиеся рассматривают поперечный разрез корня на таблице, рисунке учебника или готовом микропрепарате под микроскопом, знакомятся с особенностями строения сосудов в корне. В результате школьники уясняют, что вода и минеральные вещества поглощаются из почвы корневыми волосками. Под действием корневого давления эти вещества поступают в клетки коры корня, а из них — в сосуды. По сосудам вода и минеральные вещества поднимаются сначала в стебель, а затем — в листья.
В заключение урока с целью закрепления знаний о поглощении корнем воды и минеральных веществ проводится беседа по вопросам: как доказать, что корень поглощает воду из почвы? Что такое корневое давление, какова его роль в жизни растения? Какие минеральные вещества необходимы растениям? Каковы особенности строения и роль сосудов в корне? В какой ткани они находятся? Почему растения лучше поливать вечером теплой, а не холодной водой? Каковы правила полива растений?
Дома учащимся рекомендуется провести полив комнатных растений с использованием правил полива.

Глава 3. Методические разработки по теме «Корень»   3.1 Уроки   Урок №1 «Корень»  
Досковидные корни   I. Функции корня Учитель. Послушайте стихотворение.
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
(В. Жак)
Как вы думаете, почему растение не может жить без корня? (Ученики высказывают свои соображения.) Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане?.. Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и они идут далеко вглубь и вширь.
Все корни одного растения образуют корневую систему. (Таблички с новыми терминами укрепляются на магнитной доске.)
В зависимости от местных условий корневые системы растений располагаются по-разному. На равнине корни обычно растут в глубину. У горных растений – проникают в трещины, расширяют их и разрушают скалы. В песчаной пустыне вместо земли песок, но и к этим условиям приспособились растения. У кустарника джузгуна корни тянутся вдоль поверхности песков на 20 м. Как бы ни бушевала буря, корневая система держит растение, как якорь.
А еще корень ищет в почве и доставляет растению необходимые вещества. (Используется рисунок из «Книги для чтения по ботанике», стр. 29). У верблюжьей колючки в пустыне корни уходят на глубину до 15 м, достигая грунтовых вод. Но рекорд глубины принадлежит корням вяза – 110 м.
Закрепление Учитель. Так какова же роль корней в жизни корня?
Учащиеся. Корни закрепляют растение в почве, снабжают его водой и минеральными солями, проникая на большую глубину. (Раскрывают функции корней на примерах.)
II. Рост корня Учитель. Растет корень чаще всего прямо вниз. И растет он своей верхушкой. Это можно доказать на опыте. Взгляните – вот гербарии двух проростков гороха. Чем они отличаются друг от друга?
Учащиеся. У одного проростка корни длиннее, а листья мелкие; у другого – корни короче, но их больше, а листья крупнее.
Учитель. У второго проростка верхушку корня отщипнули. И он перестал расти в длину, но зато от него стали отрастать другие, новые корни. Это свойство роста корней человек использует при выращивании рассады. (Примеры технологии выращивания рассады томатов, огурцов и др.)
Закрепление 1.                          Работа с учебником – прочитать определение понятия пикировка.
2.                          2. Зарисовать в тетрадях схему пикировки.
3.                          3. Записать в тетрадях вывод: корень растет своей верхушкой.
III. Строение корня Учитель. Известны случаи, когда стебли растений прорастали сквозь асфальт. А ведь его трудно пробить даже ломом. Корни растений очень сильные. Они могут «прогрызать» даже камни. Самая твердая почва для них не преграда.
Участок верхушки корня, за счет которого он растет, называют зоной роста.
Главную роль в продвижении растущего корня в грунте играет корневой чехлик. Он как колпачок защищает верхушку корня от повреждений.
Главная задача корня – поглощение воды из почвы. Если осторожно выкопать молодое растение (демонстрируется рассада), можно увидеть, что корешки тесно оплетают частицы земли. Эти тонкие корневые волоски – мощное орудие всасывания.
Биологи измерили длину всех корней у растения ржи. Она оказалась равной 623 км, а с корневыми волосками – 11 тыс. км.
(По ходу объяснения учащиеся находят соответствующие участки корня на рисунке «Строение корня» в учебнике. Для ознакомления с корневыми волосками предлагается также рассмотреть под лупой корни проростка гороха.)
Закрепление 1. Показать на таблице участки корня и рассказать об их функциях.
2. Записать в тетради название зон корня.
3. Записать в тетради вывод: на корне растения выделяют отдельные участки, связанные с выполнением разных функций.
IV. Типы корневых систем Учитель. Корневые системы разных растений различаются по внешнему строению. Посмотрите на таблицу «Типы корневых систем». В чем состоят эти различия?
(Ученики высказывают свои соображения.)
Если хорошо выделен центральный корень, а от него отходят более мелкие – это стержневая корневая система. Если центральный корень незаметен среди других – это мочковатая корневая система.
Закрепление 1. Прочитать вслух определение типов корневых систем в учебнике.
2. Рассмотреть предложненные гербарные экземпляры растений с различными типами корневых систем и привести свои примеры растений.
3. В тетради зарисовать схемы корневых систем.
V. Видоизменения корней Учитель. Некоторые растения откладывают в видоизмененных корнях – корнеплодах – часть созданных питательных веществ про запас. (Демонстрируются корнеплоды свеклы, моркови.)
А у плюща развиваются корни-присоски – с их помощью это растение цепляется за опору и растет, карабкаясь в вверх по стволам деревьев.
У некоторых тропических растений – фикусов – корни начинают расти на широко раскинувшихся ветвях. Достигнув земли, они утолщаются и превращаются в подпорки для кроны дерева.
У мангров – деревьев и кустарников, растущих на низких берегах теплых морей, где в почве имеется избыток воды и недостаток кислорода, появляются необычные корни – дыхательные. Они растут не вниз, а вверх, и, выходя на поверхность, поглощают кислород из воздуха.
Корни дерева веллингтония, также растущего на очень влажной почве, поднимаются из почвы сплошной стеной. В такой чаще корней можно даже устраивать загоны для лошадей.
Закрепление Учащиеся записывают в тетрадях названия видоизменений корней и их примеры.
В заключение урока звучит басня Крылова «Свинья под дубом».
Урок№2. «Стержневые и мочковатые корневые системы» В начале урока учитель раздает учащимся на каждую парту лист формата А4, на котором записана последовательность выполнения задания. Учащиеся, используя текст учебника, записывают в тетрадях определения (задания 1–3). После окончания работы по каждому заданию учитель проводит проверку качества ее выполнения. Поскольку в каждом классе всегда имеются дети, которые работают (в силу различных причин) гораздо медленнее других, учитель спрашивает по каждому заданию нескольких учеников. Перед выполнением четвертого задания учащиеся просматривают видеофрагмент (развитие мочковатой корневой системы у зерновки пшеницы – любительская съемка) и далее заполняют имеющийся текст. После проверки учитель демонстрирует следующий видеофрагмент (развитие стержневой корневой системы на примере семени фасоли). Опираясь на просмотренный видеофрагмент, учащиеся выполняют задание. Для закрепления знаний учащимся предлагается еще два видеофрагмента – развитие мочковатой и стержневой корневых систем (из документального видеофильма «Почва»).

Корневые системы: 1–стержневая, 2–мочковатая, 3–простертая, 4–корневые клубеньки Вариант 1
1. Укажите функции корней:
А.
 Б.
2. Дайте определения в тетради:
а) главный корень развивается из… ...;
б) придаточные корни отрастают от… и ...;
в) боковые корни развиваются на… корне и на… корнях;
г) корневая система – совокупность всех… одного растения.
3. Вставьте пропущенные слова.
А. Стержневая корневая система – это такая корневая система, в которой… корень похож на… Такой тип корневой системы характерен для большинства… растений. Приведите примеры растений, у которых имеется стержневая корневая система.
Б. Мочковатая корневая система – это такая корневая система, в которой… корень не… или не… от многочисленных… корней. Такой тип корневой системы характерен для большинства… растений. Приведите примеры растений, у которых имеется мочковатая корневая система.
4. Просмотрите первый видеофрагмент, перепишите предложения, вставив пропущенные слова.
При прорастании зерновки пшеницы первым появляется… корень, который развивается из…… Почти одновременно с ним начинают развиваться… корни, которые отрастают от… У пшеницы образуется… корневая система. При развитии… корневой системы… корень растет недолго и становится незаметным среди множества… корней, отрастающих пучком от надземной части…
5. Просмотрите второй видеофрагмент, перепишите предложения, вставив пропущенные слова.
При прорастании семени фасоли первым появляется… корень, который развивается из…… У фасоли образуется… корневая система, которая состоит из… корня, имеющего вид… и отрастающих от него многочисленных… корней.
Вариант 2
1. Укажите функции корней:
А.
 Б.
2. Дайте определения в тетради:
а) главный корень развивается из ...;
 б) придаточные корни отрастают от ...;
в) боковые корни развиваются на… корне и на… корнях.
г) корневая система – совокупность всех… одного растения.
3. Вставьте пропущенные слова.
А. Стержневая корневая система – это такая корневая система, в которой… корень похож на стержень. Такой тип корневой системы характерен для большинства… растений. Приведите примеры растений, у которых имеется стержневая корневая система.
Б. Мочковатая корневая система – это такая корневая система, в которой… корень не отличается от многочисленных… корней. Такой тип корневой системы характерен для большинства… растений. Приведите примеры растений, у которых имеется мочковатая корневая система.
4. Просмотрите первый видеофрагмент, перепишите предложения, вставив пропущенные слова.
При прорастании зерновки пшеницы первым появляется… корень, который развивается из… Почти одновременно с ним начинают развиваться… корни, которые отрастают… У пшеницы образуется… корневая система. При развитии мочковатой корневой системы… корень растет недолго и становится незаметным среди множества… корней, отрастающих пучком от надземной части…
5. Просмотрите второй видеофрагмент, перепишите предложения, вставив пропущенные слова.
При прорастании семени фасоли первым появляется… корень, который развивается из… У фасоли образуется… корневая система, которая состоит из… корня, имеющего вид…, и отрастающих от него многочисленных… корней.
На следующем уроке во время устных ответов учитель снова использует видеофрагменты, демонстрировавшиеся на предыдущем уроке. Но в этом случае для закрепления полученных знаний предлагаются гораздо более сложные вопросы к видеозадачам (эти вопросы дают возможность учащимся устанавливать признаки сходства и различия, делать обобщения и выводы, опираясь на ранее изученный материал).
1. В чем преимущества стержневой корневой системы перед мочковатой?
2. В чем преимущества мочковатой корневой системы перед стержневой?
3. Сравните стержневую и мочковатую корневые системы. В чем сходство и различие (строение, функции, расположение в почве)?
4. Почему при прорастании семян первым появляется корешок?
5. Откуда, по–вашему мнению, корешок получает питательные вещества для своего роста и развития?
6. Сравните темпы развития мочковатой и стержневой корневых систем. В каком случае темп развития быстрее? Почему? (Используется видеофрагмент любительской видеосъемки.)
7. Сравните степень ветвления мочковатой и стержневой корневых систем.
8. Сравните темпы роста надземной и подземной частей растений. Сделайте вывод (видеофрагмент любительской видеосъемки).
9. У каких растений в основном формируется стержневая корневая система?
3.2 Игровые задания по биологии
Тема «Корень»
Задание 1. «Свекла» (рис. 1)

Выберите по одному правильному ответу.

А. Точечный рисунок к заданию 1
Рис. 1

Б. Правильно выполненное задание 1
1. Все корни одного растения называют корневой системой потому, что:
а) у растения много корней (41–45–47–42–26);
б) все корни растения связаны общей функцией (26–41–42–45–47);
в) у корней разные названия (42–26–41–47–45).
2. Корневой чехлик формируется из ткани:
а) покровной (26–46–47–48–49);
б) проводящей (48–47–49–46–26);
в) всасывающей (47–22–46–48–49).
3. Клетки корня вытягиваются в длину в зоне:
а) деления (44–45–43–61);
б) роста (43–44–61–45);
в) деления (61–43–44–45).
4. Корневой волосок – это вырост:
а) внутренней клетки корня (60–51–62–52–61);
б) клетки наружной кожицы корня (61–62–60–52–51);
в) клетки корневого чехлика (62–61–60–51–52).
5. Проводящая зона расположена между:
а) всасывающей зоной и зоной роста (50–59–58–57–26);
б) всасывающей зоной и стеблем (59–58–57–50–26);
в) зоной деления и зоной роста (26–50–59–57–58).
6. Прочность и упругость корня обеспечивается тканью:
а) покровной (56–53–55–54–57);
б) основной (55–57–56–54–53);
в) механической (57–56–55–54–53).
7. Корневой чехлик образуется из клеток зоны:
а) деления (53–26–27–29–31);
б) роста (26–53–31–29–27);
в) всасывания (31–27–29–26–53).
8. В зависимости от положения семени в пространстве, корни будут расти:
а) всегда вниз (31–32–40–39);
б) в разные стороны (32–39–40–31);
в) в ту сторону, в которую направлен кончик появившегося корня (31–32–39–40).
9. Ткань корня, поглощающая воду и соли из почвы:
а) проводящая (28–30–26–33);
б) покровная (26–28–30–33);
в) основная (33–28–26–30).
10. Мочковатая корневая система отличается:
а) наличием большого количества боковых корней, отходящих от основного (34–36–35–33);
б) многократным ветвлением боковых корней (35–33–34–36);
в) наличием многих придаточных корней, при невыраженном главном (33–34–35–36).
11. Сосуды корня образованы:
а) рядом длинных полых клеток (40–38–37–35);
б) пустым пространством между клетками (35–38–40–37);
в) слившимися вакуолями клеток (38–37–40–35).
12. Запасы питательных веществ, накапливающиеся в корне, образуются в:
а) стеблях (9–11–10);
б) плодах (10–11–9);
в) листьях (11–10–9).
13. У срезанной ветки тополя, поставленной в воду, развиваются корни:
а) боковые (7–8–6);
б) придаточные (6–7–8);
в) главный (7–6–8).
14. Скорее всего, приведет к гибели растений или замедлению их роста:
а) рыхлость почвы (13–15–12–14–13);
б) уплотненность почвы (12–13–14–15–12);
в) присутствие в почве дождевых червей (15–14–12–13–15).
15. Корнеплоды образуются из:
а) боковых и придаточных корней (17–19–18–16–17);
б) боковых корней и стебля (19–18–16–17–19);
в) главного корня и части стебля (18–19–16–17–18).
16. Из боковых или придаточных корней образуются:
а) корнеплоды (1–2–3–4–5);
б) луковицы (3–4–5–2–1);
в) корнеклубни (1–3–2–4–5).
17. Основная роль грибов и бактерий, населяющих почву, заключается в том, что они:
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.