Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы «Активизация познавательнойдеятельности на уроках курса физической географии на основе опорных схем»
Педагогическая деятельность представляет особый вид социальнойдеятельности, направленной на передачу от старших поколений молодым накопленныхчеловечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовкук выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Системообразующей характеристикой педагогической деятельностиявляется цель. Она динамична, и логика ее развития такова, что, возникая как отражениеобъективных тенденций общественного развития и приводя содержание, формы и методыпедагогической деятельности в соответствие с потребностями общества, она превращаетсяв развернутую программу поэтапного движения к высшей цели — развитию личности вгармонии с самой собой и социумом.
Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляютсявсе свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие как единствоцелей и содержания. Понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присущевсем формам педагогической деятельности (уроку, экскурсии, индивидуальной беседеи т.д.), но не сводится ни к одной из них. В то же время педагогическое действиеявляется тем особенным, которое выражает и всеобщее, и богатство отдельного.
Специфической особенностью педагогических задач является то,что их решения практически никогда не лежат на поверхности. Они нередко требуютнапряженной работы мысли, анализа множества факторов, условий и обстоятельств. Крометого, искомое не представлено в четких формулировках: оно вырабатывается на основепрогноза. Решение взаимосвязанного ряда педагогических задач очень трудно поддаетсяалгоритмизации. Если же алгоритм все же существует, применение его разными педагогамиможет привести к различным результатам. Это объясняется тем, что творчество педагоговсвязано с поиском новых решений педагогических задач.
Педагогическая деятельность является составной частью педагогическогопроцесса, специально организованного взаимодействия педагогов и воспитанников поповоду содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с цельюрешения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества,так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практикиявляется проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Онаимеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологиейи анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. педагогикаизучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личностив процессе обучения и воспитания.
При таком подходе развитие личности представляет собой единыйбиосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения,но и качественные преобразования. Эта сложность обуславливается противоречивостьюпроцесса развития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которыевозникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущимисилами развития личности.
К таким противоречиям относятся:
противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью,и возможностями их удовлетворения;
противоречие между возросшими физическими и духовными возможностямиребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и формами деятельности;
противоречие между растущими требованиями со стороны общества,группы взрослых и наличным уровнем развития личности.
Названные противоречия характерны для всех возрастов, но ониприобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешениепротиворечий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. Врезультате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребностьудовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождаетновую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим — развитие продолжается.
Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически,но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования,выбор форм и методов обучения. Под обучением следует понимать не процесс «передачи»готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим иобучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личностипосредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности.Это процесс стимулирования и управления вешней и внутренней активностью ученика,в результате которой происходит усвоение человеческого опыта.
Под развитием применительно к обучению понимают два разных, хотяи тесно взаимосвязанных друг с другом, явления: собственно биологическое, органическоесозревание мозга, его анатомо-биологических структур;
психическое (в частности, умственное) развитие как определеннаядинамика его уровней, как своего рода умственное созревание.
Л.С. Выготский обосновал идею о ведущей роли обучения в развитииличности. В связи с этим он выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый- уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, которыйхарактеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно. Второй,более высокий уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то,что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшойпомощью. То, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, завтра он будет делатьсамостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития. В процессе обученияпереходит на уровень актуального развития.
Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектическойвзаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценногоразвития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же времяопирается на него, но не надстраивается чисто механически.
Педагогический процесс — это специально организованное, целенаправленноевзаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решении развивающих иобразовательных задач. Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главнымикомпонентами педагогического процесса. Взаимодействие между ними является универсальнойхарактеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории «педагогическоевоздействие», сводящей педагогический процесс к субъект-объективным отношениям.
Даже поверхностный анализ реальной педагогической практики обращаетвнимание на широкий спектр взаимодействий: «ученик — ученик», «ученик- коллектив», «ученик — учитель», «учащиеся — объект усвоения»и т.п. Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь «педагогическаядеятельность — деятельность воспитанника». Однако исходным, определяющим вконечном итоге его результате является отношение «воспитанник — объект усвоения».В этом заключается и сама специфика педагогических задач. Они могут быть решеныи решаются только посредством руководимой педагогом активности учащихся, их деятельности.
Специфика учебно-познавательной деятельности состоит в том, чтосвоим обязательным предметным результатом она имеет подчиняющие жестким критериямнаучные знания в форме понятий, суждений и умозаключений, а также умения, навыкии общее интеллектуальное развитие. Другими словами, она требует научения знаниям,умениям и мышлению. В тоже время учение теснейшим образом связано со всеми другимивидами деятельности, органично вбирая их в себя. В силу этого — учение важнейшеесредство воспитания, целостного формирования личности. На определенных этапах возрастногоразвития оно является ведущим, т.е. определяющим появление новообразований личности,развивающим видом деятельности.
Психолого-педагогические условия организации учебно-познавательнойдеятельности школьников зависят от того, какую позицию учащиеся занимают в педагогическойситуации. Эти позиции могут быть следующими:
пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации;
активного самостоятельного поиска, обнаружения и использованияинформации;
организуемого извне направленного поиска, обнаружения и использованияинформации.
Первая позиция обучаемого требует применения таких методов преподавания,как сообщение, разъяснение, преподнесение, показ, задание; вторая — методов стимулирования:пробуждения интереса, удивления, любопытства; третья — методов педагогического руководства:постановки проблем и задач, обсуждения и дискуссии, совместного планирования, консультациии др.
Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателемнезависимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся вдеятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека: глубины умаи чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера.
Деятельность — категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность,проявляющаяся как биологическое приспособление организма к условиям окружающей среды.Для человека характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностейи осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознаетмотивы, побуждающие его к активности.
Активность, как важнейшая характеристика психического отраженияличности, закладывается и реализуется в предметной деятельности и затем становитсяпсихическим качеством человека. Формируясь в деятельности, сознание в ней и появляется.По ответу и выполнению задания учитель судит об уровне знаний школьника. Анализируяучебную деятельность школьника, учитель делает вывод о его способностях, об особенностяхмышления и памяти. По делам и поступкам определяются характер отношения, чувства,волевые и другие качества личности. Предметом психологического изучения являетсяличность в деятельности.
Человек в деятельности выступает как личность, движимая определеннымимотивами и преследующая намеченные цели. В качестве мотивов могут выступить потребности,мысли, чувства и другие психические образования. Для осуществления деятельностине достаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотноситьпобуждения с целями, которые желает достигнуть личность в результате деятельности.
В формировании отношения человека к деятельности, в становлениимотивационно-целевой сферы исключительное значение имеет успех или неуспех в деятельности,уровень притязания личности и уровень достижений. Успех или неудача влияют на последующуюдеятельность, преломляясь через особенности личности. В одних случаях успех поднимаетчеловека в собственных глазах, мобилизует силы на достижение новых целей в учебнойработе, а у других пропадает мотивация к труду, все пускается на самотек, вызываяподавленное состояние личности.
Деятельность ученика оценивается по уровню знаний, умений и навыков.Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий.Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений ипонятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представленияи абстрактны понятия, главное их назначение — организация и регулирование практическойдеятельности.
Деятельность без знаний невозможна. Непременными компонентамидеятельности являются разнообразные умения и навыки. Умения — это действия, возникающиена основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибокв обращении с предметом. А навыки — это упрочившиеся способы выполнения действий.Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всегожизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд.
Учение — это процесс систематического овладения знаниями,умениями, навыками, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой деятельности,для воспитания гражданской зрелости.
В учебной деятельности участвуют непременно два лица: учительи учащийся. Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это, прежде всегопроцесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя.Учение должно быть развивающим. Сообщая учащимся знания, преподаватель учит их мыслитьи наблюдать, выражать понятое в речи. Ученик овладевает не только знаниями, но испособом самостоятельно мыслить, добывать знания. Хорошо организованное обучениеносит воспитывающий характер.
В процессе обучения формируется личность ученика: ее направленность,волевые черты характера, способности и т.д.
Поступление в школу — ответственный момент в жизни ребенка. Началоучения изменяет его положение в семье. У него появляется множество новых обязанностей:вовремя прийти в школу, выполнить домашнее задание, помочь товарищу.
Таким образом, с первого дня поступления в школу отношения ребенкас окружающими регулируются принципом обязательности. Расширяется круг обязанностей.Хорошо учиться — это долг не только перед родителями, но и перед классом, передшколой, перед самим собой. Для ребенка положение ученика — новый социальный статусличности.
В процессе школьного обучения формируются и изменяются мотивыучения: от случайных, связанных с личной заинтересованностью, у младшего школьникак социальным — у старшеклассников. В первые годы школьного обучения нередко мотивомявляется не долг или интерес к знаниям, а стремление получить хорошую отметку, обрадоватьродителей. В средней школе развивается дифференцированный интерес к предметам. Всвязи с этим возникает любознательность к проблемам науки, появляется мотив приобретениязнаний, удовлетворяющих познавательные интересы подростка.
Учебная деятельность в средней школе требует от учащегося большейответственности и сознательного отношения к учению. Прежде всего, в связи с предметнымпреподаванием ослабевает контроль учителя за деятельностью ученика. Повышаются требованияк качеству умственной деятельности. От школьника требуется не столько запоминание,близкое к тексту, сколько понимание, осмысление изучаемого материала. География,как и другие предметы, формирует систему понятий, знаний, закладывает основы мировоззренияличности.
Глава 2. Формы и методы познавательной деятельности учащихся на уроках физическойгеографии
С каким желанием, интересом идут шестиклассники на первые урокигеографии, с широко раскрытыми глазами внимательно слушают рассказы о накоплениизнаний о Земле, о современных исследованиях на планете. И как беспомощна, растеряннабывает значительная часть учеников при определении географических координат, азимутов,превышений, при переводе масштабов, определении расстояний, сходств и различий объектови т.д.
Выявление причинно-следственных связей в природе остается сложнойзадачей и для многих восьмиклассников. Чтобы решить возникшую проблему, я поставилсебя на место обучаемых, вспомнил свои годы учебы. Не укладывается в памяти началочетверостишья в стихотворении, запоминаешь первое опорное слово или словосочетание.Разложение света на составляющие в курсе физики, очередность цветов радуги помогаетзапомнить фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Учасьв институте, порядок смены периодов в геологических эрах запомнил только с помощью«абракадабры» «КОСДКП, ТЮМ, ПНЧ» (кембрийский, ордовикский,силурийский, девонский, каменноугольный, пермский, триасовый, юрский, меловой, палеогеновый,неогеновый и четвертичный). Кому незнакомо чувство неудовлетворенности, когда селза парту после ответа у доски и осознаешь, что не ответил и то и то. А знал же!
Пришел к выводу, что надо создать дополнительные условия дляпрочного усвоения знаний, отработки умений и навыков. Таким подсобным материаломдля совершенствования условий познания придумал опорные схемы «План и карта»,«Географические координаты», «Литосфера», «Гидросфера»,«Атмосфера», «Биосфера» и «Гипотетический материк ФРеКРеПоРаЖД».Схемы создавались не на пустом месте. Познакомился с трудами В.Ф. Шаталова, с последнимиз них «Эксперимент продолжается», со статьями журнала «Географияв школе», представляющими опыт применения технологии Шаталова в географии.
Создание опорных схем преследует цели:
1. С точки зрения технологии Шаталова в компактной форме отразитьв цветовой гамме основное содержание темы в виде схем, рисунков, графиков, символов,слов, буквенных и цифровых обозначений, определить понятийный и картографическийуровень знаний учащихся,
С точки зрения педагогики организовать взаимодействие учителяи учащихся с использованием опорных схем (объяснение нового материала, закрепление,воспроизведение изученного в парах, у доски, решение проблемных задач, подготовкак практическим, контрольным работам, объяснение причинно-следственных связей, обобщение,актуализация знаний).
Активизировать восприятие, мышление, понятийную и процессуальнуюпамять, познавательный интерес, создать условия для работы каждого ученика и ситуациюего успеха, организовать взаимопомощь, освободить от страха ответить неправильнослабоуспевающих учеников.
Использование опорных схем в курсе физической географии шестогокласса осуществляется на теоретической базе учебника «Начальный курс географии»авторы Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, издательство «Дрофа», г. Москва.Практические и контрольные задания берутся в основном из этого же пособия. Все дополняетсяработой с картографическим материалом.
Схемы помогают учителю провести урок, индивидуальную, групповуюконсультацию, а для ученика являются своего рода «узелками памяти», зрительнымпланом, определяющим главное смысловое содержание ответа.
Уроки провожу, используя объяснительно-иллюстративный метод,проблемный, эвристический в форме рассказа, беседы, иногда лекции с элементами беседы,практических и самостоятельных работ.
Самыми трудными в курсе географии шестого класса для преподаванияучителю и усвоения обучаемым, на мой взгляд, являются разделы «План и карта»и «Атмосфера».
Остановлюсь более подробно на приемах изучения первого из них.(Опорную схему «План и карта» см. ниже).
/>
Схема состоит из смысловых блоков:
1. Топографический план;
2. Картосхема Африки;
3.1, 3.2 Определение сторон горизонта на плане и карте;
4. Алгоритм определения географической широты и долготы;
5. Перевод масштаба из численного в именованный;
6. Определение направлений, азимутов на объекты;
7. Шкала высот;
8. Перечень географических понятий.
Особенностью подхода к изучению всех разделов курса считаю«я» ученика сделать участником действительных, воображаемых, теоретических,абстрактных процессов и явлений и помочь ему делать умозаключения. При изучениитемы «План местности», используя аппарат учебника и опорной схемы даюпонятие «План местности» на примере материка Африки. Одновременно в рабочейтетради учащиеся вычерчивают рамку плана местности, подписывают печатными буквамив легенде «План местности», «Условные знаки». Затем создаю ситуацию,напоминающую действительность за окном школы. На стене кабинета прикрепляю рисункичетырех объектов в четырех направлениях на эти объекты за стенами школы (дерево,дом, котельная, водоем) и подписываю на рисунках расстояние до них. Провожу беседу,как можно определить расстояние до объекта. Работаю с условными знаками в атласеи блоком 6 в опорной схеме. Предлагаю придумать свои условные знаки, например, бензоколонкипо направлению 15, скопление камней по направлению 16. Затем условные знаки рисунковзаносим в легенду создаваемого учениками плана местности.
Переходя к изучению масштаба, работаем с учебником и блоком 5опорной схемы. Особое внимание нужно уделить схеме блок 5 переводу численного масштабав именованный. По блоку 1 с помощью масштаба определяем размеры изображенного наплане участка местности, а затем выполняем обратную задачу: выбираем масштаб создаваемогоучениками плана в тетради. После этого оформляем виды масштаба на плане в рабочихтетрадях. С помощью блока 5 провожу упражнения по переводу, сравнению масштабов,опираясь на знания по математике о дробях до обыденного деления «пирога»на тысячные и миллионные доли.
Изучая тему «Стороны горизонта. Ориентирование» опираюсьна блок 6 и 3.1 Отрабатываю умения определять свое местоположение на местности,увязывая направления на основные стороны горизонта с населенными пунктами и природныеобъекты, а также север — Полярная звезда, юг — зенитальное положение солнца, восток- восход Солнца, запад — заход Солнца. Следует особое внимание обратить на ориентированиеучеников в создаваемых ситуациях. По схеме 3.1 предлагаю обучаемым мысленно занятьположение 1 или 2-3, мысленно в этих точках провести направления север — юг, запад- восток, и определить, где от них находятся соседние точки. Затем эту ситуациюперенести на блок 1. Допустим, мы находимся около колодца. Как будем определятьнаправления на видимые объекты?
Продолжаю работу с планом в рабочей тетради. Проводим стрелку«Север — Юг», определяем свое местоположение, ставим точку посредине планшета,подписываем «Я», ориентируем тетради — планшеты, визируем направленияна ситуативные объекты, откладываем расстояния в масштабе, наносим условные знаки.
С помощью блока 6 проводим тренировочные работы по определениюсторон горизонта, увязывая их с цифровыми направлениями. Предлагаю ученикам цифровоенаправление заменить на конкретный объект и тем самым, закрепить знания условныхзнаков. То же самое можно проводить при определении азимутов. Работая с блоком 5,создаем ситуации движения по направлениям, азимутам, расстояниям, выбирая разныемасштабы по маршруту 1 — 7.
При изучении темы «Изображение на плане неровностей земнойповерхности» использую блок 1, вводя проблемные задания: в каком направленииученик пройдет быстрее с северо-востока на юго-запад или обратно, плывя по реке- где он окажется?
Переходя к рассмотрению темы «Географическая карта»,знакомлю учащихся с помощью аппарата учебника с размерами Земли. Для того, чтобыопределить, сколько километров содержится в одном градусе по экватору и всем меридианам,использую схему «Географические координаты». С помощью этой же схемы объясняю,как создаются в азимутальной проекции карты полушарий, в конической проекции — картыРоссии. По схеме «План и карта» блок 1.2 находим черты сходства и различиямежду планом и картой. При изучении темы «Градусная сеть» на глобусе икарте с помощью блока 3.2 опорной схемы «План и карта» знакомлю учащихсяс методикой определения направлений на объекты. В основе этой методики лежит определениенаправлений на стороны горизонта из точек 1, 2, 3 поочередно на соседние точки.Применяя блок 7, разбираю с учащимися определение превышений одной точки над другойи их примерную абсолютную высоту.
Блок 8 содержит основные понятия раздела «План и карта»,которые я могу объяснить с помощью опорной схемы, привлекая теоретический материалучебника и картографический.
При изучении темы «Географические координаты» используюодноименную опорную схему. На нулевом блоке показываю принцип определения географическихкоординат с участием «Я» ученика. Даю определение «географическаяширота» в такой формулировке:
Географическая широта — это величина дуги (расстояние)в градусах от экватора до параллели, на которой находится заданная точка (объект).Широта может быть северной или южной.
/>
В основе определения географической широты лежит величина угла,дуги от плоскости экватора до плоскости параллели. Чтобы определить географическуюшироту, предлагаю учащимся запомнить алгоритм «ШЭК». По блоку 1. Б ученикунеобходимо мысленно встать на экватор и двигаться до параллели, на которой находитсяточка (объект), считывая расстояние в градусах. Широта может изменяться в направлении«север» или «юг». Если на карте не изображен экватор, поступаемпо варианту «В» блока 1. Ученик мысленно становится на параллель, ближайшуюк экватору и заданной точке, определяет разницу в градусах между параллелями картографическойсети и высчитывает точное расстояние от ближайшей к экватору параллели до заданнойточки. По блоку 0.1 определяем пределы изменения географической широты.
По блоку 0.2 объясняю, как определяется географическая долгота.В основе определения географической долготы лежит величина угла между плоскостьюнулевого меридиана и плоскостью меридиана, на которой находится заданная точка.Показываю это с помощью блока 0 схемы и глобуса. После объяснения прошу учащихсяпо алгоритму блока 2. А дать определение географической долготы.
Географическая долгота — это величина дуги (расстояние)в градусах от нулевого меридиана до меридиана, на котором находится заданная точка(объект). Долгота может быть восточной или западной.
Алгоритм определения географической долготы сходен с принципомопределения географической широты. Ученик должен мысленно встать на нулевой меридиани двигаясь к меридиану, на котором находится объект, считывать значение долготы.По блоку 2. В определяем долготу, если на карте нет нулевого меридиана. Направлениероста градусной меры покажет нам восточную или западную долготу, разница в градусахмежду соседними меридианами позволит относительно точно определить значение долготыточки (объекта). С помощью глобуса, блоков 0 и 2. Г объясняю пределы изменения географической долготы.
Определение объекта по географическим координатам изучаем поблоку 3. А и 3.Б. Сначала определяем четверть земного шара, а затем по алгоритму«ШЭК» проводим мысленно параллель и алгоритму «ДОМ» — меридиан.В точке пересечения находим заданный объект.
Далее в курсе географии шестого класса изучаются разделы«Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера», «Биосфера»,которые увязываются с опорной схемой " Гипотетический материк ФРеКРеПоРаЖД".Последняя схема создавалась по мере изучения и обобщения материала выше названныхразделов. При изучении темы «План и карта» знакомлю учащихся с градуснойсетью материка. По схеме материка определяем координаты, находим точки по координатамв нетрадиционной обстановке (градусная сеть построена с интервалом в 30 градусов).Определяем размеры материка по градусной мере, масштаб картосхемы, учитывая, чтоматерик существует на планете Земля.
При изучении раздела «Литосфера» на примере гор Анкоможно представить образование горных систем Земли, определять превышение точек,их абсолютной высоты.
Во время изучения раздела «Гидросфера» можно объяснитьмеханизм образования теплых и холодных течений на материке, а раздела «Атмосфера»- формирование тепловых поясов, смену времен года, продолжительность дня и ночи.Изучая раздел «Биосфера», схема гипотетического материка пополнилась«волной жизни», т.е. сменой природных комплексов в зависимости от их географическогоположения.
Опорная схема гипотетического материка во время изучения общихзакономерностей природы в 7 классе дополняется схемой размещения климатических поясов,воздушных масс и их перемещения в процессе вращения Земли вокруг Солнца, графикомизменения средних температур за год, схемой господствующих ветров земного шара.
Название гипотетического материка образовано начальными буквамиплана характеристики материков Земли.
/>
/>
/>
/>
/>
Буква «Ф» означает физико-географическое положение.Под этой буквой «ЭК» означает положение материка относительно экваторав полушарии, в тепловом, ветровом поясах, в зоне течений; «Ом» — положениеотносительно нулевого меридиана; «КТ» — крайние точки и их географическиекоординаты; «М» — положение относительно других материков; «ОК»- положение относительно океанов; «БЛ» — характер береговой линии.
«Ре» обозначает рельеф материка. Под этой буквойсимволами дается план характеристики рельефа. «В» — возраст материка;«Ф» — преобладающие формы рельефа; «П» — происхождение;«ПИс» — полезные ископаемые.
«К» — климат: «Т» — тип климата;«Об» — область климата; «t» — средниетемпературы января и июля; «Ос» — годовое количество осадков; «В»- господствующие ветры января и июля.
«Ре» — внутренние воды, где ведущая роль принадлежитрекам. План характеристики реки: «П» — географическое положение рекина материке, ее исток и устье; «Н» — направление течения реки; «Х»- характер течения реки; «П» — питание реки; «Р» — режим реки;«Ис» — использование реки человеком.
«По» — почвы, как зеркало ландшафта. "Пр.з" — природная зона; «Н» — название почв; «Об» — образованиепочв.
«Ра» — растительность, «Ж» — животныймир. "В" — виды; «Пр» — приспособленность к окружающей среде.
«Д» — деятельность человека. "Н" — состав населения; «В» — виды деятельности; «С» — способы деятельности.
Ведущие пункты плана обозначены красным цветом. Внизу под гипотетическимматериком расположена «звезда» взаимозависимости, взаимообусловленностикомпонентов природы, на которые оказывает влияние человек. Изучению этих взаимосвязейдолжно уделяться особое внимание в курсе географии материков и океанов.
Знакомство с изучаемым материком начинаю с того, что помещаюконтур материка, который соответствует по широтным пределам картосхеме гипотетическогоматерика. Затем, действуя по плану, составляю предварительную общую характеристикуприроды, взаимосвязей, взаимообусловленности ее компонентов. Ведущим из них являетсяклимат. По схеме мы можем определить, в каких тепловых, климатических поясах находитсяматерик, какие воздушные массы господствуют на материке, как они меняются, какуюприносят погоду, за счет каких господствующих ветров, какое влияние на климат оказываюттечения. Опосредованно можно сделать умозаключение о питании и режиме рек, о характерерастительности, почв, приспособленности животного мира.
Проблематические точки, обозначенные цифрами, призваны выдвигатьгипотезы о формировании природных комплексов.
Работа с опорными схемами.
/>/>/>/>/>
/>
/>/>/> />
/>/>/>