Реферат по предмету "Педагогика"


Использование карт на уроках истории

Содержание
Введение
Глава 1. Использование карт науроках истории
Глава 2. История в датах и цифрах
Заключение
список литературы

Введение
Каждый учитель историизнает о том, что на уроке необходимо использовать карту. Однако сегодня школарасполагает значительно меньшим по объему, чем раньше, и весьма некачественнымкартографическим материалом.
Преобладают карты,выполненные на основе старой методологии и посвященные в основномтерриториальным изменениям, политико-объединительным процессам в государствахили военным событиям. В настоящее время не более десятка карт отражают новыеподходы к содержанию исторического материала. На них изображены религиозныепроцессы, экономико-демографическое развитие регионов, культурные достижениястран и народов и т.д. К числу таких карт можно, например, отнести некоторые изатласов, выпущенных в 1998 г. издательством «Дик»: «Христианская церковь враннее средневековье», «Средневековые города», «Сельское хозяйство и промыслы вXI-XIV веках», «Монастырские школы и университеты в ЗападнойЕвропе», «Книгопечатание и гуманизм в XIV-XV веках»[1].В атласе по новой истории под редакцией М.В. Пономарева имеется карта, посвященнаяматериальной культуре европейского общества и духовной культуре стран Европы в XIX веке. Впервые в практике созданиякарт на ней обозначены архитектурные памятники различных стилей, музеи итеатры, основанные в XIXвеке.
В атласе «Историяцивилизаций», изданном в 1997 г., отбор картографического материала пересмотренв корне. Большое внимание уделено эволюции орудий труда, изобретений,техническому прогрессу, памятникам и деятелям культуры, важнейшим мировымкультурно-религиозным очагам, истории церкви и наследию различных эпох.Географические ассоциации культурной деятельности людей воплотились в картах:«По следам гомеровских сказаний», «Под небом Эллады», «Колыбель христианства»,«Феодалы и крестьяне», «Гуманизм и Возрождение», «Век просвещения», «Век железаи пара» и т.д.
Гораздо меньше таких картпо истории России. Пожалуй, единственным примером является карта «Просвещение вРоссийской империи в конце XIXвека» в атласе по истории России XVIII—XIX веков под общей редакцией П.А. Степняка.
Из трех основных типовисторических карт — общих, обзорных и тематических сегодня явно превалируютпоследние. Тематические карты посвящены отдельным историческим событиям иявлениям, многие из них разгружены от лишних деталей и обозначений, но содержатнаглядно-художественные символы раскрываемых событий. Темами этих карт постарой методической традиции выступают войны и важнейшие события внутреннейполитики (например, реформация, опричнина, отмена крепостного права и др.).
Общие и особенно обзорныекарты стали гораздо реже, чем ранее, использоваться в атласах и учебниках. Приэтом их применение в учебном процессе изменилось. Теперь в ряде тем обзорныекарты представлены комплектом в количестве 2— 3 штук. Они отражают рядпоследовательных моментов в развитии изучаемых явлений и состоянии их вопределенный момент. Это позволяет избежать давно существующего недостатка,когда вся информация содержится в одной карте. В атласе по истории России до XVII века представлены комплекты из 3—4карт: «Территориальный рост Московского княжества в 1300—1462», «Феодальнаявойна. 1425—1453 гг.», «Русско-турецкие войны XIX века».
Весьма распространеннымприемом в атласах стало помещение на одном развороте двух-трех карт длясравнения. Например, в атласе «История цивилизаций» это карты «Древняя Индия иКитай», «Средневековый Китай и Япония», «Англия без короля» и «Франция и еекороль».
По-иному сегодня впреподавании истории видится использование схематических карт. Локальные планыи картосхемы ранее были «бесплатным приложением» к большим картам. Они былипризваны детализировать отдельные фрагменты большой карты. Сегодня во многихпособиях картосхемы стали самостоятельными. Они представляют не толькоподробности военной истории, но и очаги культуры и культурно-этническиепроцессы. Например, к таким картосхемам в атласе по истории средних вековотносятся: «Средневековые города», «Папское государство в Италии», «Плавания викингов»,в атласе «История цивилизаций» — планы «Вечного города», Иерусалима.
Историю также невозможноизучать без знания дат, а они могут быть представлены с помощью различныхсредств наглядности. Методисты давно обращали внимание на проблему изученияхронологии и связывали ее с наглядными средствами обучения. Так, И.В. Гиттисписала о том, что хронологические даты — это «вехи», «вестовые столбы» на путиразвития исторических процессов. Хронология — «градусная сеть», наброшенная наисторию человечества[2].
В свете вышесказанногоцелью данной курсовой работы является систематизация, накопление и закреплениезнаний о методике работы с картинами и иллюстрациями к учебникам на урокахистории.
Для реализации даннойцели в курсовой работе рассматриваются следующие вопросы:
— методика использованиякарт на уроках истории;
— цифровые данные каксредство наглядности и обучения хронологии.
Цель и задачи курсовойработы обусловили выбор ее структуры. Работа состоит из введения, двух глав,заключения, списка использованной при написании работы литературы.
Глава 1. Использованиекарт на уроках истории
В сегодняшней ситуацииотсутствия в ряде школ настенных карт полезно прислушаться к рекомендациямстарейших методистов В.С. Мурзаева и Д.Н. Никифорова, которые советуют чертитьна доске хорошо запоминающийся детьми географический контурспоследующимего заполнением. Так, например, Апеннинский полуостров легко уподобляетсясапогу, Африка и Индия — треугольнику, Пиренейский полуостров — профилю головыв капюшоне и т.д. (см. рис. 1).
/>
Контур Африки
/>
Контуры Греции и Италии
рис.1.
Методист Г.И. Годер такжерекомендует использовать меловые картосхемы.Методическое преимуществокартосхемы заключается в том, что она содержит ограниченную и необходимуюинформацию для определенного урока. В настенной же карте детям порой труднобывает выделить картографические объекты, необходимые для данного урока. Второепреимущество заключается в том, что информативная нагрузка увеличивается втакой схеме постепенно, на глазах учащихся, и легче усваивается ими.
Г.И. Годеру принадлежитподробная характеристика системы работы учителя и учащихся с контурными картамив 5 классе. В работе с контурными картами, по его мнению, важно обращатьвнимание детей на отображение четкой береговой линии, гидрографическую сеть игорода. Желательно эти географические ориентиры и фон заполнять до выполненияосновной работы над историческим материалом.
Контурные карты всовременном исполнении во многом устарели. Они перепечатываются десятилетиями исопровождаются заданиями репродуктивного типа. Закрашивание контурных карт спопутным выполнением однообразных заданий не только не способствует развитиюучащихся, но и задерживает его, особенно в старших классах. Видимо, в такойситуации учитель истории может использовать контурные карты лишь какфизико-географический фон для выполнения творческих заданий.
Формирование у школьниковкартографических знаний и умений начинается с простейших действий, сознакомства с отдельными странами, затем изучается история единого мира в тотили иной период. Карта становится одним из важнейших средств извлечениясущностных знаний. На заключительном этапе школьники поднимаются от знанийисторической топографии и умений ею оперировать к представлениям о динамикегеополитического положения государств, цивилизаций.
Сегодня в работе с картойочень большое место занимают геополитические факторы — комплекс условийразвития общества, среди которых наиболее важными являются географические иклиматические особенности среды обитания, отношения с соседями, приоритетныенаправления политики, взаимодействие и столкновение различных цивилизаций.
Одним из важнейшихнаправлений в работе с картой является обучение школьников умениюориентироваться в ней. Оно включает поиск нужных объектов, правильный показ наоснове точных ориентиров и словесное их проговаривание. В качестве ориентиров припоказе по картенужно использовать знакомые детям объекты — города,реки, моря, части суши. Полезным методическим приемом в этой работе является«путешествие по карте»: ребятам предлагают двигаться по течению рек, пересекатьстраны и континенты, плыть в морях и океанах.
Преодолению многихтрудностей при ориентировании по карте способствует ряд методических приемов.Одной из таких трудностей является четкое усвоение сторон горизонта, каквспомогательного способа нахождения и локализации исторического объекта. Приэтом можно использовать заранее изготовленные ребятами «компасы»состоронами света из бумаги: регулярное их наложение способствует преодолениютрудности и препятствует появлению негативных формулировок в обозначенииобъекта типа: «выше—ниже», «вправо—влево».
Описывая приемлокализации исторических событий на карте, т.е. отнесение их к определенномуместу, методист А.А. Вагин предлагал выявлять ускоряющее или замедляющеевлияние географической среды. Например, для Древней Греции, Англии — рольмореплавания и торговли. Помочь этому, призвана демонстрация наряду с картойкартины или небольшой аппликации. Такой вспомогательный прием методист назвал«живой» картой или «оживлением» карты.Прикрепление силуэтов, фигурокспособствует запоминанию мест исторических событий. Полезно также ихпередвижение по карте. Например, передвигают фигурку варвара на границе Римскойимперии, изображение верблюда вдоль Великого Шелкового пути, каравеллу на путяхВеликих географических открытий. С помощью «живой» карты учитель получаетвозможность вычленить, подчеркнуть нужные элементы исторической карты,сосредоточить внимание школьников на важнейших объектах, облегчая процессзапоминания. В то же время А.А. Вагин предупреждал, что условная наглядностькарты не должна подменяться изобразительной.
Большое значение прилокализации событий и явлений по карте методисты придавали четкой фиксацииориентиров, в частности географической пунктуации — рек, морей, городов. Именноони во многом определяют правильный показ ребятами по карте историческихявлений и событий. С этой точки зрения полезной вещью является сравнениегеографической и исторической карт[3].
В современномпреподавании целенаправленное обучение детей умению ориентироваться по картевозможно на основе тренировочных заданийв рабочей тетради. Школьникампредлагаются целые циклы заданий по локализации памятников культуры, мест,связанных с деятельностью исторических лиц, религиозных центров, а такжемаршруты путешествий и торговых путей[4].
Методист О.Ю. Стреловапредлагает использовать прием локализации исторических событий для решения проблемныхи творческих заданий. Вот примеры: Объясните, как человек разумный смогосвоить землю, «не замочив ног»? Определите с помощью карты, в каких районахземли в качестве денег X—IV тысячи лет тому назад моглииспользовать: морские раковины, перья экзотических птиц, мешочки скакао-бобами, шкурки пушных зверьков, бруски железа?[5]
Умение ориентироваться покарте предполагает оценку взаимного расположения объектов, расстояний,площадей. Для этого надо обучать школьников пользоваться масштабом карты.
Умение ориентироваться покарте включает в себя и умение пользоваться ее легендой. Расшифровкакартографической информации достигается в результате длительных упражнений.
Использование легенды имасштаба карты представляет для детей большую трудность. Определенный выходнашли в унификации условных значков во всех картах: один раз навсегда принятыеусловные значки лучше запоминаются учениками. Однако здесь есть большиепроблемы, о которых пишет немецкий методист В. Фатке: «Если же мы будемиспользовать скрещенные мечи для обозначения любых битв, и тех, что велиримляне, и тех, в которых участвовала армия Наполеона, и сражений времен ВторойМировой войны, если этим же знаком отметим и места первых бомбовых ударов, мысформируем у школьников представление, что атомная бомба — это дальнейшееразвитие артиллерии, и невольно представим войну, как нечто неизменное ивечное. Это соображение имеет отношение и к другим условным знакам. О немследует помнить и тогда, когда мы постоянно используем «традиционные» цвета дляраскрашивания территории государств (розово-фиолетовая Франция и зеленаяРоссия). Таким образом, мы внушаем представления ученику об идентичности ипреемственности даже в тех случаях, когда правильнее говорить о крутыхповоротах или изменениях. «Историзация» и «динамизация» языка карт — это некартографические игры, а серьезная интерпретация прошлого на этом языке».
Современная методикаисходит из того, что меняющиеся в историческом времени легенды вместе с картамилучше усваиваются учениками, если они сами участвуют в их создании. Рисованиеусловных значков ученики выполняют с большим удовольствием. Такая работаприучает детей к мысли, что наличие различных подходов к отображению истории накартах — нормальное явление. В рабочих тетрадях регулярно детям предоставляетсятакая возможность.
В этом смысле полезны идругие приемы и упражнения. Школьникам предлагаются две одинаковые карты иликартосхемы, но с условными знаками разных легенд. Им нужно подписать города,страну, определить время, озаглавить карту. Одинаковые по контурам картыпредставляют разные экономические процессы, поэтому легенды карт такжеразличны. Работа с ними убеждает детей в разных подходах к составлению легенд(см. рис. 2,3).
/>
рис.2

/>
рис.3
Тем не менее, к этойработе надо подходить разумно, не нарушая так называемого принципа«дидактического преломления» карты. Одно из важнейших условий — согласованиеразличных легенд карт, масштабов, тематических акцентов, цветовых решений.
Важнейшим умением, помимоориентирования, является чтение исторической информации в самой карте, ибо онаявляется важным и особым источником знаний о прошлом. На основе, извлекаемой изкарты информации, учитель учит детей анализировать, сравнивать карты ивыполнять преобразующие задания. Приводим далее примеров такого задания.
Задание. Вспомните полюдье. В какие месяцы проходило полюдье? Какпроисходил его сбыт? По мнению историка Б.А. Рыбакова, полюдье продолжалось 6месяцев, примерно 180 дней. Скорость перемещения полюдья, по его мнению,составляли 7—8 км в сутки. Объезд был круговым и, если следовать порядкуописания племен, двигался по солнцу. Высчитайте, сколько км составлял путьбольшого полюдья, и нарисуйте, какой мог быть его конкретный путь (см. рис. 4).Пользуйтесь картой учебника и перечнем городов и городков, которые моглибыть становищами полюдья[6].
/>
рис.4
Более высокий уровеньдеятельности школьников при работе с картографическим материалом — этовыполнение творческих заданий. В классах среднего звена — этосоставление собственных маршрутов, проложение путей, прогнозирование хода битв.О.Ю.Стрелова предложила еще один вид творческих заданий. Это задание наотыскание родины привычных для нас предметов, продуктов питания, одежды и др.[7]Усложняя задания такого типа, можно предложить ребятам объяснить, как эти вещипопали с Востока в Западную Европу, из Европы в Россию, из Америки в Европу.
Например, из Нового Светабыли завезены в Западную Европу: кукуруза, земляной орех, ананас, фасоль,подсолнух, картофель, помидоры, индейка, ваниль. Можно проследить пути ихраспространения в Европе. Такую же работу можно провести при изучении Крестовыхпоходов, когда в Европу попали многие виды продуктов, организовать«путешествия» китайского чая и лапши.
Особый вид творческихкартографических заданий, способствующих обогащению исторических представленийучащихся, — это задания на выяснение происхождения топонимов и этнонимов.Примеры таких заданий можно найти в учебных пособиях по курсу «Введение висторию».
В старших классах игровыеситуации не занимают детей, им нужна более сложная аналитическая и проблемнаядеятельность. В этих классах школьникам можно предложить стать «юнымикартографами», как предлагает А.Я. Юдовская. Вот один пример такого родадеятельности: Представьте себе, что вы картограф XVI в. Один из заказчиков попросил изготовить для неготочную карту Европы, так как он хотел отправить своих людей в Аугсбург и Генуюи проложить для них более безопасный путь. Второго заказчика привлекалаторговля пряностями, и он попросил выполнить для него такую карту, на которойможно бы было проложить маршрут для экспедиции к островам Тихого и Индийскогоокеанов. Ученикам предлагаются заготовки карт[8].
В старших классахпроблемные задания по карте связывают и с критическим анализомкарт.Методика критического анализа карт близка научной критике источников, поэтомусложна для школьников. Ученики убеждаются, что карты отражают не историювообще, автор любой карты основывается на своем собственном видении прошлого.На этом этапе полезно сравнивать карты, изданные в России и Западной Европе, вразных странах и регионах. Дети убеждаются, что карта может делать политику.
Резюмируя способы работыс картой на уроке, немецкий методист В. Фатке выделяет два важнейших способа —аналитический и синтетический. Аналитический (он еще называет его дедуктивным)отталкивается от целостности карты, способ заключается в анализе и разбореготовой заполненной исторической карты. В этом случае дети имеют возможностьрассмотреть различные элементы карты в совокупности и в смысловой взаимосвязи.
Синтетический (илииндуктивный) путь знакомства с картой, по его мнению, в какой-то степенивоспроизводит процесс создания исторической карты. Школьники получают чистуюконтурную карту или пленку, затем на нее накладывается «географический фон»,далее наносятся границы, далее ее превращают в тематическую карту, наносятсянеобходимые объекты, а затем уже надписи к ним. Таким путем дети расчленяюткартографические слои и убеждаются в разноплановости картографическойинформации. Вот почему на уроке учителю истории необходимо использовать разныекарты и разные приемы работы с ними.
Глава 2. История вдатах и цифрах
Историю невозможноизучать без знания дат, а они могут быть представлены с помощью различныхсредств наглядности. Методисты давно обращали внимание на проблему изученияхронологии и связывали ее с наглядными средствами обучения. Так, И.В.Гиттисписала о том, что хронологические даты — это «вехи», «вестовые столбы» на путиразвития исторических процессов. Хронология — «градусная сеть», наброшенная наисторию человечества[9].
А.А. Вагин связывал изучениехронологии со структурой школьных курсов истории и на первое место ставилпроблему освоения периодизации и усвоение приемов знания дат. Он выступалпротив изучения разрозненных отрезков времени, писал о том, что «нельзярасслаблять молодой ум дистиллированной водой вредных упрощений, учить егоориентироваться в бурном потоке истории народов с его водоворотами инеожиданными зигзагами»[10]. Им были намеченыосновные средства наглядности в работе с хронологией: ленты времени,хронологические ряды, таблицы различного типа.
П.В. Гора выделилосновные приемы работы с хронологией — составление лент и линий времени, которыепозволяют создавать у детей представление о линейности, необратимости времени,разобраться в счете лет; простое и образное обозначение даты, когда уученика складываются определенные зрительные или слуховые ассоциации ссобытием; составление календарей событий (перечень дат, происходивших всжатые сроки) и хронологических комплексов (даты, связанные тематическии помогающие осмысливать материал); составление хронологических исинхронистических таблиц, призванных обобщить знания учеников по хронологии.П.В.Гора выделил два типа синхронистических таблиц: они могут отражать хронологиюсобытий в разных сферах жизни одной страны в одно определенное время илиоднородные процессы в разных странах в определенные одни и те же периодывремени[11].
Методист Д.Н. Никифоровсравнивал хронологические таблицы с орфографией в русском языке или с таблицейумножения в математике. Они все время должны быть перед глазами ученика.Полезным приемом он считает прочитывание хронологических и синхронистическихтаблиц слева направо, сверху вниз и в обратном порядке[12].
Однако все жепервостепенное значение в работе с хронологией имеет осмысленное запоминаниедат. Осмысление даты является лучшим орудием борьбы против механическогозазубривания хронологии. Г.И. Годер создал систему работы с хронологическимидатами на материале курса истории древнего мира. Его система зиждется на заданияхи упражнениях по ленте времени. Все задания можно свести к следующимтипам: на определение длительности исторических событий, на установлениевременных связей между событиями, на выявление синхронности историческихсобытий[13]. Г.И.Годер реализовалсистему работы с линиями времени в «Рабочих тетрадях по истории древнего мира»,в сборнике заданий «Познавательные задания и задачи по истории древнего мира».К первому типу заданий относятся следующие: Когда Иисус Христос принялмученическую смерть? Сколько лет прожил историк Тит Ливии? Ко второму типуотносится задание: О каких временах рассказывает историк Тацит? К третьему типуотносится задание: Любовался ли Хаммурапи развалинами Ниневии? Все эти заданиярешаются с применением ленты времени как наглядного средства.
О.Ю. Стрелова предлагаетварианты тестов на хронологию с использованием лент времени. К числутаких тестов она относит следующие: хронологические уравнения, напоминающие сложныеарифметические примеры с прибавлением и вычитанием дат, хронологическиеуравнения со знаками равенства, тождества, аналогии, противоположности,следствия, хронологические тесты соотнесения года с веком, тесты с выбором датыиз нескольких предложенных, тесты на восстановление соответствия, задания наисключение лишней даты из перечня, задания на определение последовательности,задания, которые знакомят с древними календарями и нехристианскими системамилетоисчисления[14].
С.Г. Горяйнов в своемзадачнике также предлагает ряд тестов по хронологии: тесты выбора,последовательности, соответствия, синхронности, кроссворды с датами и др.[15]
В «Рабочей тетради поистории России» мы также предложили ряд познавательных заданий для работы схронологией, в том числе и с использованием лент времени и других наглядныхсредств, вычерчиваемых на доске. Один из таких приемов — это иллюстрированиедаты учащимися, когда они придумывают самостоятельно значок, картинку,отражающую данное событие (см. рис. 5). Другой прием — распределение дат потемам или периодам связан с составлением хронологических рядов или комплексов.Третий прием — это составление рядов или комплексов. Для проверки знания дат мыв рабочих тетрадях предлагаем задания с соединительными стрелками: соединяемдаты с событиями, местами, именами, с ними связанными.
Большое значение дляосмысления хронологии имеет периодизация истории. Периодизацию можноизобразить в виде различных схем (см. предыдущий параграф). Задания к ним могутбыть различными: на обоснование этапов в развитии событий, на отнесение событийк определенному этапу, на выявление ключевых переломных точек, на обоснованиекритериев периодизации, на составление своей собственной периодизации.
Одним из средствконкретизации исторического материала являются цифры. Г.И.Успенскийписал, что «вся эта крупа цифр начнет принимать человеческие образы иоблекаться в картины ежедневной жизни, то есть начнет получать значение немертвых и скучных знаков, а, напротив, значение самого разностороннейшегоизображения жизни»[16].
/>
рис.5

Наглядными средствами приработе с цифровым материалом служат статистические таблицы, графики,диаграммы. Целую систему познавательных заданий с использованием этих средствразработал методист В.С.Грибов. Он предлагает для более эффективного осмыслениястатистического материала переводить данные таблиц в графики и диаграммы. Примеромможет служить таблица, демонстрирующая показатели Севера и Юга США к началугражданской войны. Он берет следующие показатели: население, наемные рабочие,капитал промышленных предприятий, капитал банков. Ученикам предлагается поприведенным данным построить столбиковые диаграммы и проанализировать их[17].В других случаях методист предлагает составить график роста динамики мировогопромышленного производства, диаграммы, отражающие рост сети железных дорог,колонизацию Африки, людские потери в войнах XIX—начала XX в.Все это предполагает использование статистического материала.
Большую роль в работе сцифрами играет анализ статистических таблиц. Не случайно многие составителирабочих тетрадей в последнее время включают такие таблицы в пособия дляшкольников. Задания к подобного рода таблицам могут быть следующими:прокомментировать и проанализировать таблицу, составить сообщение, найти ивыявить тенденции развития чего-либо, объяснить причины изменений в цифровыхданных. Например, В.С.Грибов предлагает составить сообщения о британскомэкспорте в 1875—1914 гг., о связи внешней политики США и экспорта капитала, оматериальном положении рабочих и т.д.
Мы также используемстатистические таблицы для анализа исторического материала. Приведем несколькопримеров из истории России XIX в.В рабочей тетради по данному периоду мы приводим таблицу из книги К.И.Арсеньева«Начертание статистики Российского государства». Таблица отражает социальныйсостав населения России в начале XIX в.Автор этой книги — известный профессор, статистик, преподаватель Петербургскогоуниверситета. Ученикам предлагается изучить статистические данные и определить,по какому принципу было поделено все население России. Предлагается такжесверить эти данные с иными источниками. В то же время сообщается такой факт избиографии К.И.Арсеньева: он был отстранен от преподавания в университете иосужден университетским судом в 1821—1822 гг. (см. рис. 6).
/>
рис.6
Статистические таблицыучитель также может использовать при анализе прибыльности или полезности техили иных объектов или мероприятий. Примером может служить Николаевская железнаядорога — памятник эпохи Николая I. Поданным «Справки о стоимости ее строительства» за 14 лет ее сооружения былоистрачено 72 371 780 рублей 64 копейки. Сопоставляя эти данные с таблицейгрузооборота этой дороги в первые пять лет функционирования, учащиеся должнысделать вывод о ее окупаемости (см. рис. 102).
Статистические таблицыможно также использовать на уроке истории для анализа уровня жизни тех или иныхслоев населения. Такие таблицы и задания к ним предложили в своем учебникеЛ.Н.Жарова и И.А.Мишина[18]. Таблицы с цифрамицелесообразно использовать и при оценке какого-либо исторического явления илисобытия. Наглядно мы можем это продемонстрировать на примере таблицы «СоставГосударственной Думы в России» (рис.7).
/>
рис. 7
Заключение
Подводя итогвышесказанному, можно резюмировать основные тезисы курсовой работы.
Для сегодняшнего дняхарактерным является и то, что картографический материал сопровождаетсяиллюстративным рядом, текстовой и хронологической информацией.
Однако такие новые атласысегодня доступны лишь немногим школам из-за их дороговизны. Тем более компьютерныеи мультимедийные изображения карт пока еще остаются для большинства школ Россиилишь мечтой. Немногие учителя имеют возможность использовать изображения картна прозрачной пленке, проекция которых на экране вполне могла бы заменитьизношенные старые настенные школьные карты.
Подчас кроме карт вучебниках учитель истории практически не имеет никаких наглядных пособий скартографическими материалами, поэтому ему приходится изготавливать их самому.Из старых методических способов, проверенных временем, можно вспомнить меловойрисунок карты на доске (обычно это картосхема), увеличенную ксерокопию илисилуэтное изображение, наклеенное на картон, рисованное изображение на темномкуске линолеума (так называемая «черная карта» А.И. Стражева), изображения напрозрачной пленке, рисованные фломастером.
Использование «кустарных»карт в какой-то мере может восполнить картографический «голод» на урокеистории. К тому же, в случае удачного их изготовления, они могут гораздо лучшесоответствовать познавательным способностям учеников и процессу преподавания,нежели карты массового изготовления.
Таким образом, мывыяснили, что цифровые данные являются важнейшей частью исторического материлана уроках истории. Одновременно в силу своей специфики цифры служат и средствомнаглядности в обучении. Записанная на доске и обыгранная дата уже являетсянаглядным пособием. Средства обучения хронологии — не самоцель, поэтому ихдемонстрация всегда сопровождается познавательными заданиями. То же самоекасается и статистических материалов, которым, к сожалению, в практике обученияистории уделяется по сей день незаслуженно малое внимание. Аналитическаядеятельность со статистикой, отдельные вычисления на уроке приближают ученика кизучаемой эпохе, и, что называется «на пальцах», показывают событие илиявление. В то же время статистическая таблица и цифровой материал могут служитьсредством активизации продуктивной и творческой познавательной деятельностиучеников.
Список литературы
1. Атлас по историисредних веков и раннего нового времени / Под общей ред. Т.П. Гусаровой. — М.,1998
2. Вагин А.Л.Методика обучения истории в школе. — М., 1972.
3. Гиттис И.В.Начальное обучение истории. — М., 1940.
4. Годер Г.И.Преподавание истории в 5 классе. — М., 1985.
5. Гора П.В.Повышение эффективности обучения истории в средней школе. — М., 1988.
6. Горяйнов С.Г.Задачник по истории России. — Ростов-на-Дону, 1997. — С. 152
7. Грибов В.С.Западная Европа и США в новое время (XVI—XX вв.). — М., 1998.
8. Историческое образованиев современной России. — М., 1997. — № 5
9. ИсторияОтечества. XX век. / под ред. Л.Н. Жарова, И.А. Мишина — М., 1992
10. Короткова М.В.Рабочая тетрадь по истории России VIII—XVII вв. — М., 1998.
11. Короткова М.В.Наглядность на уроках истории // Методика преподавания истории – 2001 — № 5 –С. 25-84
12. Никифоров Д.Н.Наглядность в преподавании истории и обществоведения. — М., 1978.
13. Петрова Н.Г.Древняя Греция и Рим. Рабочая тетрадь для 6 кл. – М., 1998
14. Рыбаков Б.А.Начальные века русской истории. Мир истории. — М., 1987.
15. Успенский Г.И.Живые цифры. — М., 1953.
16. Юдовская А.Л.,Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по новой истории. — М., 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :