Реферат по предмету "Педагогика"


Использование сказкотерапии в развитии связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня

Развитиесвязной монологической речи по средствам сказкотерапии у детей старшегодошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Общеенедоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей снормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы вбольшей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различениезвуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование исловоизменение, связная речь не развита. Выделяют три уровня речевого развитиядетей:
детис ОНР любого уровня речевого развития не могут спонтанно стать наонтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекцияречи для них длительный процесс. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, темлегче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее иполноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляетсяего психическое развитие.
Нормативныйвозраст для формирования правильного звукопроизношения – от 4 до 5 лет. В этотже период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются иусложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется ихграмматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулированияповедения, формируется звуковая культура речи.
Я в своейработе активно использую сказкотерапию. Здесь и выработка дикции, развитиеинтонации, эмоциональности, памяти, мышления, общей, мелкой моторики.
Сказка – этоодин из основных жанров устного народно – поэтического творчества, эпическое,преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного,авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
Благодарясказке совершается процесс познания окружающего мира. Осмысляя сюжетытворчества, мы учимся видеть самого себя в действиях, мыслях героев, живущих настраницах сказки. Мы формируем определенное мнение о различных типах отношений,человеческих характера. Образы героев приглашают нас принять участие в процессесамопознания.
Сказкапредставляет собой мощное средство психокорекции. Человек учится находитьсобственные ошибки в поведении, общении, деятельности, моделировать ситуации ихизменения. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведениеребенка, рассказывают о проблемах человека, и каждый может узнать себя. К такимсказкам относят сказки сочиненные самим ребенком и сложенные совместно сребенком.
Дидактическиесказки раскрывают смысл и важность определенных знаний. В форме дидактическихсказок «подаются» учебные задания.
Такимобразом, работая со сказкой, можно оказать на ребенка определенное воздействие.У детей не возникает ощущения давления. Практика показала, что сказки прекраснозапоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие.
Игры иупражнения таких занятий, направленные на высокую двигательную активность, чередованиесостояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервныхпроцессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое ипсихическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.
Многиеупражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания, например,пристальное смотрение на пламя свечи, вслушивание в ритм музыки, увеличиваютспособность детей к концентрации внимания, к умению максимальнососредотачиваться и совершенствовать волевые качества.
В каждойпредлагаемой мной сказке, как правило, присутствуют или специальные упражненияна тренировку дыхания или упражнения на расслабление с фиксацией вниманиядыхания.
Путешествиепо сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипови шаблонов, дают простор творчеству.
Такимобразом, достоинство и роль сказок в работе с детьми старшего дошкольноговозраста с общим недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, егометафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой детиобогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков ивведение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас,помогают верно строить диалоги. Используя в работе такую форму работы сосказкой как драматизация, мы способствуем развитию просодической стороны речи:тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.
Сдошкольниками старшей группы, имеющими общее недоразвитие речи третьего уровнябыло проведено экспериментальное исследование развития связной монологическойречи посредством сказкотерапии.
В ходеэкспериментального исследования была проделана следующая работа: изучениеметодологии психолого-педагогического исследования, отбор методики проведенияпсихолого-педагогического эксперимента, исследование уровня развития связной монологическойречи детей с ОНР, анализ и оформление результатов произведенного исследования,проведение коррекционной работы по развитию связной монологической речи детей собщим ОНР, оформление материалов эксперимента, анализ и оформление результатовпроизведенного исследования по развитию связной монологической речи детей с ОНРпосредством влияния сказки, проведение открытого «сказочного» занятия.
Эксперимент был проведен с 1.11.09 г. по 1.02.10 года.
Цель: исследовать уровень развития связной монологической речи детей сОНР третьего уровня.
Проведениемисследования уровня развития связной монологической речи детей с ОНР былонеобходимо для того, что бы впоследствии констатировать какие-либо изменения вуровне развития связной монологической речи детей и выявить влияние сказки наразвитие связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР. Дляисследования уровня развития связной монологической речи были примененыметодики, к примеру, методика «Пересказ текста».
Методика«Пересказ текста».
Цель: выявить уровень развития связной монологической речи детей.
Инструкция: ребенку предлагается прослушать небольшой по объему и простой поструктуре литературный текст. Текст прочитывается дважды, в медленном темпе;перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. По окончаниитекста ребенка просят пересказать то, что он запомнил.
Оценкирезультатов: пересказы детей записаны и проанализированы в
Следующихтаблицах:
ПониманиетекстаУровни понимания текста Кол-во детей средний 8 низкий 7
СтруктурированиетекстаУровни понимания речи Кол-во детей средний 7 низкий 8
ЛексикаУровни понимания речи Кол-во детей средний 5 низкий 10
ГрамматикаУровни понимания речи Кол-во детей средний 5 низкий 10

ПлавностьречиУровни понимания речи Кол-во детей средний 6 низкий 9
Каждыйпоказатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста – 10баллов; 2 балла – правильное воспроизведение; 1 балл – незначительноеотклонение от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз,небольшое количество подсказок; 0 баллов – неверное воспроизведение, нарушениеструктуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость вподсказках.
Выводы обуровнях развития:
10 баллов –высокий уровень;
Свыше 5баллов – средний уровень;
Меньше 5баллов низкий уровень.
Итогиисследования: в логопедической группе 60% (синий) детей имеют средний уровеньразвития монологической речи, 40%(зеленый) – низкий уровень развития связноймонологической речи.
/>
Следовательно,у детей необходимо целенаправленно развивать связную монологическую речь, атакже продолжать формировать полноценную звуковую сторону речи (воспитыватьартикуляционные навыки, правильное звукопроизношение. Слоговую структуру ифонематическое восприятие).
Цельюподготовительных упражнений являлось – организация внимания детей, подготовкаих к восприятию рассказа (отгадывание загадок о персонажах произведения;уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте;демонстрация соответствующих картинок). Тексты сказок читались детям дважды, вмедленном темпе. При повторном чтении использовался прием завершения детьмиотдельных предложений. Не законченных мною. Разбор содержания сказок проводилсяв вопросно – ответной форме. Вопросы были направлены на выделение основныхмоментов сюжетного действия. Их последовательности, на определение действующихлиц и наиболее значимые детали повествования.
В процессеразбора содержания сказок использован иллюстративный материал, 1 раз в месяцпри обучении пересказу использовались диафильмы.
В процессеразбора были использованы авторские логосказки Г.А. Быстровой, Э.А. Сизовой,Т.А. Шуйской, И.Н. Погосовой. По прошествии первого месяцаэксперимента в работе с детьми с общим недоразвитием речи стало использованиесоставление творческого рассказа «придумаем сказку». Это являлось необходимойчастью методики в связи с тем, что творческое рассказывание «сочинение сказки»максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, которыйпотребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Крометого, творческое рассказывание, сочинение сказки» играет важную роль в развитиидля самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения вречи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями,способствует активизации знаний и представлений об окружающем. На занятиях былииспользованы такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершениесказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированныйматериал, коллективное сочинение сказки.
Кроме того,в процессе эксперимента, 1 раз в неделю по 20–30 минут проводились комплексныезанятия по сказкам, на которых помимо основной задачи (развитие монологическойречи), осуществлялся целый комплекс задач стоящих перед коррекционной работой собщим недоразвитием речи: активизация процесса мышления, улучшение моторикипальцев рук. Артикуляционной моторики, развитие общих движений тела,совершенствование эмоционально – волевых процессов и т.д. Так же в работе былииспользованы логопедические игры и задания со сказкой, направленные на развитиесвязной монологической речи: «Играем с глаголами» развивающая игротека И.С. Кривовяз,«Волшебная азбука», «Живое чтение», логопедические игры и задания Г.А. Быстровой.
Помимофронтальных занятий были проведены индивидуальные занятия с некоторыми детьми,имеющие низкий уровень развития связной монологической речи.
В процессепроведения эксперимент наблюдался возрастающий интерес детей к занятиям,отмечались постепенные улучшения, происходящие в развитии связноймонологической речи детей, помимо этого отмечались улучшения, происходящие взвукопроизношении.
Коррекционныезанятия с детьми с общим недоразвитием речи, направленные на развитие связноймонологической речи, с использованием сказки проводились в логопедическомкабинете, в песочнице.
Все«сказочные» занятия, проводимые с детьми, проходили в непринужденной творческойобстановке.
Врезультате проведения данного эксперимента были получены следующие данные:
ПониманиетекстаУровни понимания речи Кол-во детей высокий 3 средний 12 низкий

СтруктурированиетекстаУровни понимания речи Кол-во детей высокий 2 средний 9 низкий 4
ЛексикаУровни понимания речи Кол-во детей высокий 2 средний 11 низкий 2
ГрамматикаУровни понимания речи Кол-во детей высокий 2 средний 10 низкий 3
ПлавностьречиУровни понимания речи Кол-во детей высокий 2 средний 10 низкий 3
 
/>
Послеэксперимента:
20%(красный) – высокий уровень
50% (синий)– средний уровень
30%(зеленый) – низкий уровень
Вывод: вначале психолого-педагогического эксперимента по выявлению сказки на процессразвития связной монологической речи детей с общим недоразвитием речи былопроведено исследование уровня развития связной монологической речи детей собщим недоразвитием речи третьего уровня, результатом которого явилосьполучение данных об уровне связной монологической речи детей с ОНР. Исходя изрезультатов эксперимента, у детей ОНР экспериментальной группы и опираясь наисследования и разработки В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой, И.Н. Погосовой,Т.Д. Зинкевич – Евстегнеевой, Т.А. Шуйской, Г.А. Быстровой быларазработана методика проведения эксперимента и применен на практике подобранныйметодический комплекс.
Послепроведения количественной и качественной обработки фактического материала порезультатам эксперимента была определена динамика и эффективность процессаразвития связной монологической речи посредством влияния логосказок.
Сравнительнаядиаграмма
/>
доэксперимента после эксперимента
Красный – высокийуровень
Синий –средний уровень
Зеленый –низкий уровень

Такимобразом, в заключении, хочу уточнить, что речь – это форма общения междулюдьми, характеризующая как процесс приема, переработки и передачи информации.Установлено, что речь не является врожденной способностью, она развивается помере формирования мозга человека. Ее развитие зависит от состояния путей ицентров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом. Развитиеречевой функции происходит с рождения ребенка и в основном заканчивается к пятигодам (в норме).
Нарушениеречи имеют различный характер в зависимости от вызвавшей их причины ипроявляются в искаженном произношении звуков, в нарушении ритма и темпа речи, вее общем недоразвитии, что влечет за собой нарушение всех сторон речи(звукопроизношения, фонематического слуха, грамматического строя). Значениелогопедии заключается в том, что бы помочь ребенку преодолеть речевыенарушения, тем самым обеспечив полноценное, всестороннее его развитие.
К числуважнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общеенедоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи.Значительные трудности в овладении навыками связной монологической речи у детейс общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием фонетико –фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностьюкак произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи.Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов(восприятия, памяти, внимания, воображения и т.д.) создает дополнительныезатруднения в овладении связной монологической речью.
Методработы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование ицеленаправленное использование в работе с детьми, в частности в логопедии, онполучил только около десяти лет назад. Сегодня этот метод является одним изнаиболее широко освещаемых в современной литературе и одним из самыхперспективных.
Достоинствои роль этого метода сегодня в работе с детьми с общим недоразвитием речинеоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическаязащищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идетработа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельнуюречь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогаю верно строить диалоги, аследовательно влияют на развитие связной монологической речи. Работа со сказкойспособствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы,темпа, интонации, выразительности.
Следовательно,сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средствов работе с детьми с общим недоразвитием речи. И чтобы это средство далорезультат, надо использовать сказки в полной мере.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Целлюлозо–бумажное производство
Реферат Экранизация романа Д. Остен "Гордость и предубеждение"
Реферат Инфляция и методы ее регулирования в РБ
Реферат Вечное и "вещное" в произведении И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Реферат Принципы структурной организации мембранных белков
Реферат Фінансово-правові основи страхування
Реферат Анализ финансового состояния страховой компании на примере ОАО "Российское страховое народное общество"
Реферат NonMedicinal Drugs And Aids Essay Research Paper
Реферат Candide Garden Essay Essay Research Paper Thomas
Реферат Борис Федорович Поршнев
Реферат Расчеты и прогнозирование свойств 2,4 диметилбутана, триметилциклогексана, пропилизобутаноата, 2-метил-2-пентанола
Реферат Внешнеторговый оборот Российской Федерации – структура, характерные черты
Реферат British Monarchy
Реферат Эволюция текстовых редакторов и процессоров
Реферат Государственное регулирование заимствований субъектов Российской Федерации