Развитиесвязной монологической речи по средствам сказкотерапии у детей старшегодошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Общеенедоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей снормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы вбольшей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различениезвуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование исловоизменение, связная речь не развита. Выделяют три уровня речевого развитиядетей:
детис ОНР любого уровня речевого развития не могут спонтанно стать наонтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекцияречи для них длительный процесс. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, темлегче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее иполноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляетсяего психическое развитие.
Нормативныйвозраст для формирования правильного звукопроизношения – от 4 до 5 лет. В этотже период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются иусложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется ихграмматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулированияповедения, формируется звуковая культура речи.
Я в своейработе активно использую сказкотерапию. Здесь и выработка дикции, развитиеинтонации, эмоциональности, памяти, мышления, общей, мелкой моторики.
Сказка – этоодин из основных жанров устного народно – поэтического творчества, эпическое,преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного,авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
Благодарясказке совершается процесс познания окружающего мира. Осмысляя сюжетытворчества, мы учимся видеть самого себя в действиях, мыслях героев, живущих настраницах сказки. Мы формируем определенное мнение о различных типах отношений,человеческих характера. Образы героев приглашают нас принять участие в процессесамопознания.
Сказкапредставляет собой мощное средство психокорекции. Человек учится находитьсобственные ошибки в поведении, общении, деятельности, моделировать ситуации ихизменения. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведениеребенка, рассказывают о проблемах человека, и каждый может узнать себя. К такимсказкам относят сказки сочиненные самим ребенком и сложенные совместно сребенком.
Дидактическиесказки раскрывают смысл и важность определенных знаний. В форме дидактическихсказок «подаются» учебные задания.
Такимобразом, работая со сказкой, можно оказать на ребенка определенное воздействие.У детей не возникает ощущения давления. Практика показала, что сказки прекраснозапоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие.
Игры иупражнения таких занятий, направленные на высокую двигательную активность, чередованиесостояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервныхпроцессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое ипсихическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.
Многиеупражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания, например,пристальное смотрение на пламя свечи, вслушивание в ритм музыки, увеличиваютспособность детей к концентрации внимания, к умению максимальнососредотачиваться и совершенствовать волевые качества.
В каждойпредлагаемой мной сказке, как правило, присутствуют или специальные упражненияна тренировку дыхания или упражнения на расслабление с фиксацией вниманиядыхания.
Путешествиепо сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипови шаблонов, дают простор творчеству.
Такимобразом, достоинство и роль сказок в работе с детьми старшего дошкольноговозраста с общим недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, егометафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой детиобогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков ивведение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас,помогают верно строить диалоги. Используя в работе такую форму работы сосказкой как драматизация, мы способствуем развитию просодической стороны речи:тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.
Сдошкольниками старшей группы, имеющими общее недоразвитие речи третьего уровнябыло проведено экспериментальное исследование развития связной монологическойречи посредством сказкотерапии.
В ходеэкспериментального исследования была проделана следующая работа: изучениеметодологии психолого-педагогического исследования, отбор методики проведенияпсихолого-педагогического эксперимента, исследование уровня развития связной монологическойречи детей с ОНР, анализ и оформление результатов произведенного исследования,проведение коррекционной работы по развитию связной монологической речи детей собщим ОНР, оформление материалов эксперимента, анализ и оформление результатовпроизведенного исследования по развитию связной монологической речи детей с ОНРпосредством влияния сказки, проведение открытого «сказочного» занятия.
Эксперимент был проведен с 1.11.09 г. по 1.02.10 года.
Цель: исследовать уровень развития связной монологической речи детей сОНР третьего уровня.
Проведениемисследования уровня развития связной монологической речи детей с ОНР былонеобходимо для того, что бы впоследствии констатировать какие-либо изменения вуровне развития связной монологической речи детей и выявить влияние сказки наразвитие связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР. Дляисследования уровня развития связной монологической речи были примененыметодики, к примеру, методика «Пересказ текста».
Методика«Пересказ текста».
Цель: выявить уровень развития связной монологической речи детей.
Инструкция: ребенку предлагается прослушать небольшой по объему и простой поструктуре литературный текст. Текст прочитывается дважды, в медленном темпе;перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. По окончаниитекста ребенка просят пересказать то, что он запомнил.
Оценкирезультатов: пересказы детей записаны и проанализированы в
Следующихтаблицах:
ПониманиетекстаУровни понимания текста Кол-во детей средний 8 низкий 7
СтруктурированиетекстаУровни понимания речи Кол-во детей средний 7 низкий 8
ЛексикаУровни понимания речи Кол-во детей средний 5 низкий 10
ГрамматикаУровни понимания речи Кол-во детей средний 5 низкий 10
ПлавностьречиУровни понимания речи Кол-во детей средний 6 низкий 9
Каждыйпоказатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста – 10баллов; 2 балла – правильное воспроизведение; 1 балл – незначительноеотклонение от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз,небольшое количество подсказок; 0 баллов – неверное воспроизведение, нарушениеструктуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость вподсказках.
Выводы обуровнях развития:
10 баллов –высокий уровень;
Свыше 5баллов – средний уровень;
Меньше 5баллов низкий уровень.
Итогиисследования: в логопедической группе 60% (синий) детей имеют средний уровеньразвития монологической речи, 40%(зеленый) – низкий уровень развития связноймонологической речи.
/>
Следовательно,у детей необходимо целенаправленно развивать связную монологическую речь, атакже продолжать формировать полноценную звуковую сторону речи (воспитыватьартикуляционные навыки, правильное звукопроизношение. Слоговую структуру ифонематическое восприятие).
Цельюподготовительных упражнений являлось – организация внимания детей, подготовкаих к восприятию рассказа (отгадывание загадок о персонажах произведения;уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте;демонстрация соответствующих картинок). Тексты сказок читались детям дважды, вмедленном темпе. При повторном чтении использовался прием завершения детьмиотдельных предложений. Не законченных мною. Разбор содержания сказок проводилсяв вопросно – ответной форме. Вопросы были направлены на выделение основныхмоментов сюжетного действия. Их последовательности, на определение действующихлиц и наиболее значимые детали повествования.
В процессеразбора содержания сказок использован иллюстративный материал, 1 раз в месяцпри обучении пересказу использовались диафильмы.
В процессеразбора были использованы авторские логосказки Г.А. Быстровой, Э.А. Сизовой,Т.А. Шуйской, И.Н. Погосовой. По прошествии первого месяцаэксперимента в работе с детьми с общим недоразвитием речи стало использованиесоставление творческого рассказа «придумаем сказку». Это являлось необходимойчастью методики в связи с тем, что творческое рассказывание «сочинение сказки»максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, которыйпотребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Крометого, творческое рассказывание, сочинение сказки» играет важную роль в развитиидля самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения вречи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями,способствует активизации знаний и представлений об окружающем. На занятиях былииспользованы такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершениесказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированныйматериал, коллективное сочинение сказки.
Кроме того,в процессе эксперимента, 1 раз в неделю по 20–30 минут проводились комплексныезанятия по сказкам, на которых помимо основной задачи (развитие монологическойречи), осуществлялся целый комплекс задач стоящих перед коррекционной работой собщим недоразвитием речи: активизация процесса мышления, улучшение моторикипальцев рук. Артикуляционной моторики, развитие общих движений тела,совершенствование эмоционально – волевых процессов и т.д. Так же в работе былииспользованы логопедические игры и задания со сказкой, направленные на развитиесвязной монологической речи: «Играем с глаголами» развивающая игротека И.С. Кривовяз,«Волшебная азбука», «Живое чтение», логопедические игры и задания Г.А. Быстровой.
Помимофронтальных занятий были проведены индивидуальные занятия с некоторыми детьми,имеющие низкий уровень развития связной монологической речи.
В процессепроведения эксперимент наблюдался возрастающий интерес детей к занятиям,отмечались постепенные улучшения, происходящие в развитии связноймонологической речи детей, помимо этого отмечались улучшения, происходящие взвукопроизношении.
Коррекционныезанятия с детьми с общим недоразвитием речи, направленные на развитие связноймонологической речи, с использованием сказки проводились в логопедическомкабинете, в песочнице.
Все«сказочные» занятия, проводимые с детьми, проходили в непринужденной творческойобстановке.
Врезультате проведения данного эксперимента были получены следующие данные:
ПониманиетекстаУровни понимания речи Кол-во детей высокий 3 средний 12 низкий
СтруктурированиетекстаУровни понимания речи Кол-во детей высокий 2 средний 9 низкий 4
ЛексикаУровни понимания речи Кол-во детей высокий 2 средний 11 низкий 2
ГрамматикаУровни понимания речи Кол-во детей высокий 2 средний 10 низкий 3
ПлавностьречиУровни понимания речи Кол-во детей высокий 2 средний 10 низкий 3
/>
Послеэксперимента:
20%(красный) – высокий уровень
50% (синий)– средний уровень
30%(зеленый) – низкий уровень
Вывод: вначале психолого-педагогического эксперимента по выявлению сказки на процессразвития связной монологической речи детей с общим недоразвитием речи былопроведено исследование уровня развития связной монологической речи детей собщим недоразвитием речи третьего уровня, результатом которого явилосьполучение данных об уровне связной монологической речи детей с ОНР. Исходя изрезультатов эксперимента, у детей ОНР экспериментальной группы и опираясь наисследования и разработки В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой, И.Н. Погосовой,Т.Д. Зинкевич – Евстегнеевой, Т.А. Шуйской, Г.А. Быстровой быларазработана методика проведения эксперимента и применен на практике подобранныйметодический комплекс.
Послепроведения количественной и качественной обработки фактического материала порезультатам эксперимента была определена динамика и эффективность процессаразвития связной монологической речи посредством влияния логосказок.
Сравнительнаядиаграмма
/>
доэксперимента после эксперимента
Красный – высокийуровень
Синий –средний уровень
Зеленый –низкий уровень
Такимобразом, в заключении, хочу уточнить, что речь – это форма общения междулюдьми, характеризующая как процесс приема, переработки и передачи информации.Установлено, что речь не является врожденной способностью, она развивается помере формирования мозга человека. Ее развитие зависит от состояния путей ицентров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом. Развитиеречевой функции происходит с рождения ребенка и в основном заканчивается к пятигодам (в норме).
Нарушениеречи имеют различный характер в зависимости от вызвавшей их причины ипроявляются в искаженном произношении звуков, в нарушении ритма и темпа речи, вее общем недоразвитии, что влечет за собой нарушение всех сторон речи(звукопроизношения, фонематического слуха, грамматического строя). Значениелогопедии заключается в том, что бы помочь ребенку преодолеть речевыенарушения, тем самым обеспечив полноценное, всестороннее его развитие.
К числуважнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общеенедоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи.Значительные трудности в овладении навыками связной монологической речи у детейс общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием фонетико –фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностьюкак произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи.Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов(восприятия, памяти, внимания, воображения и т.д.) создает дополнительныезатруднения в овладении связной монологической речью.
Методработы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование ицеленаправленное использование в работе с детьми, в частности в логопедии, онполучил только около десяти лет назад. Сегодня этот метод является одним изнаиболее широко освещаемых в современной литературе и одним из самыхперспективных.
Достоинствои роль этого метода сегодня в работе с детьми с общим недоразвитием речинеоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическаязащищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идетработа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельнуюречь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогаю верно строить диалоги, аследовательно влияют на развитие связной монологической речи. Работа со сказкойспособствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы,темпа, интонации, выразительности.
Следовательно,сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средствов работе с детьми с общим недоразвитием речи. И чтобы это средство далорезультат, надо использовать сказки в полной мере.