Реферат по предмету "Педагогика"


Дидактическая игра, как средство развития творческой и познавательной активности школьников

Министерствообразования и науки российской федерации
Федеральноеагентство по образованию
ГОУ ВПО«Сыктывкарский Государственный университет
Кафедра педагогики
Квалификационная работа на дополнительную специальность«Преподаватель»
Дидактическая игра как средстворазвития творческой и познавательной активности школьников
Научный руководитель:
к. б. н., доцент каф. зоологии Голикова Е.А.
Выполнила:
студентка 252 группы Ивашева Н.В.Сыктывкар 2008

СодержаниеВведение
Глава 1.Обзор литературы
1.1 Дидактическаяигра как средство развития творческой и познавательной активности школьников
1.2Классификация дидактических игр
1.3 Примерыигр и игровых моментов на уроках биологииГлава 2. Экспериментальная часть
Заключение
Списоклитературы

Введение
 
Человек играет толькотогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человекомлишь тогда, когда он играет.
Ф. Шиллер
(Конюшко и др., 2004)
В современном миревысокими темпами развивается наука, увеличивается скорость поступления и переработкиинформации. По данным учёных, за один 2000 год научных открытий было сделано вшесть раз больше, чем за шесть предыдущих лет. Человек буквально летит стрелойпо жизни. Во всех сферах бытия произошли кардинальные изменения, не исключениеи образование.
Использованиедидактических игр актуален, так как он тесно связан с решением проблемы школы«Гуманизация учебно-воспитательного процесса». Данный опыт позволяет повысить уучащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим. Он позволяет решитьглавную проблему, стоящую перед современной школой – нежелание детей учиться,большая информационная загруженность. В процессе игры даже самый пассивныйученик включается в урок, дети способны выполнить объём заданий, в несколькораз превышающий обычный урок (Алексеева, 2006).
Проведениеигр на уроках позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленныхучащихся, так и слабо знающих материал (Безух, 2005).
Повышение активностиучащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательнойдеятельностью, которые принято называть активными.
Активные формы иметоды обучения способствуют формированию у учащихся информационной базы,творческого мышления, практических навыков. Методы активного обученияподразделяются на не имитационные и имитационные. Имитационные методыподразделяются на неигровые и игровые.
Игра– один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует какприобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качествличности.
Ксожалению, в нашей педагогической деятельности игра далеко не всегдаиспользуется в качестве равноправной формы обучения и развития детей. Хотя ещёклассики русской педагогики (Ушинский, Сухомлинский, Макаренко, Рубинштейн) всвоих теоретических трудах и практическом опыте уделяли особое место игре,отмечая её благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности, иуказывали на необходимость изучения методической разработки игр для школьников.«Мы придаём такое важное значение детским играм, что если бы устраивалиучительскую семинарию, то сделали бы теоретическое и практическое изучениедетских игр одним из главных предметов», — писал К. Д. Ушинский (цит. по:Алексеева, 2006).
Этовысказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшней педагогики. Ведь основнаяфункция учителя – это не столько быть источником знаний, сколько организовыватьпроцесс познания, создавать такую атмосферу в классе, в которой невозможно невыучиться.
Школьнаяпрактика свидетельствует о том, что учебная игровая деятельность как формаобучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики,психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс(Алексеева, 2006).
Игра будит мотивациюребёнка к достижению желаемого учителем результата. Игра превращает учебник иззлейшего врага в верного друга. Игра формирует навыки, доводит действия доавтоматизма, а маленький человек понимает, что одних навыков недостаточно,необходимы знания и умения. Но всё это при условии, что роли распределеныравномерно, и учитель — не давящий авторитетом всезнайка, а друг, готовый влюбую минуту помочь(www.первое сентября.ru).
Объект:учебно-воспитательный процесс на уроках биологии.
Предмет: дидактическиеигры.
Цель: изучение учебнойигровой деятельности как средство развития творческой и познавательнойактивности учащихся.
Задачи:
- сделать анализ литературы об использовании игры в педагогическойдеятельности;
- выявить основные требования, предъявляемые к игре на уроках;
- выделить типы игровых уроков;
- применить элементы игры на уроке биологии.

Глава 1. Обзор литературы
 
1.1 Дидактическая игра как средство развития творческой ипознавательной активности школьников
Понимание того, что творческоемышление формируется в учебном процессе, как результат активного участия в коллективнойпознавательной деятельности, заставляет педагогов постоянно искать новые путидальнейшей активации этой деятельности. Такой поиск привел к появлениюнекоторых специфических способов обучения, названных учебными играми. Онисочетают в себе в разных соотношениях проблемный, поисковый и исследовательскийметоды, а по организации обучения — семинарскую и практическую формы (Зайцев,1999).
Учебнаяигра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. онавключает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимовоспитательной, игра преследует одновременно две цели: игровую и учебную. Содной стороны – это средство моделирования окружающей действительности, а сдругой – методический приём обучения. Творческая атмосфера, свобода от шаблона,возникающие в процессе игры, способствуют раскрепощению творческих резервовчеловеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущениеспокойствия, облегчают общение (Алексеева, 2006).
Игра наряду с трудом и учением — одиниз основных видов деятельности человека. По определению игра — это виддеятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоениеобщественного опыта, в котором складывается и совершенствуется управлениеповедением.
В человеческой практике игровая деятельностьвыполняет ряд функций: развлекательную, коммуникативную, игротерапевтическую,диагностическую, а также функции самореализации, коррекции и социализации(Селевко, 1998).
Огромноеположительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально –пассивных детей, которых в нашей школе большинство. Проводились специальныеисследования, в результате которых выяснилось, что в процессе игры такойребенок способен выполнить объём учебной работы, какой ему совершеннонедоступен в обычной учебной ситуации (Алексеева, 2006).
Когдаже нужна игра? Обучающая игра необходима, во-первых, для активации иформирования коммуникативных отношений, особенно в начале учебного года вустановлении отношений «педагог-дети» и отношений меж детьми. Во-вторых, дляпреодоления порога познания, когда встречаются трудные темы, для их лучшегоусвоения (парадоксы, головоломки, игры на аналогию и т.д.) которые позволяютуйти от старых стереотипов и искать новые способы решения задач (Гринченко,2002).
Игровую форму можно отнести кгрупповому обучению. Игровые занятия значительно повышают уровень усвоенияматериала, создают новый психологический механизм памяти (непроизвольноезапоминание) и стимулируют адекватную самооценку личности (Тарасова идр.,2004).
Исследованияпсихологов показывают, что если у школьников сформирован устойчивый и глубокийинтерес к предмету, то здесь от игры можно отказаться (старшие классы). Если жетакого интереса нет, и учитель стремится создать его, то здесь игра может статьдобрым помощником педагога. Необходимо также учитывать возраст школьников: чемони младше, тем игра для них важнее. И здесь не надо бояться того, что интерес,возникающий в процессе игры, – это интерес к игре, а не к самому учебномупроцессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешнейстороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. Психолог Давыдовотмечает: «Правильно поставленная игра позволяет многому научить ребёнка.Организация игровой деятельности детей требует не менее глубоких специальныхнаучных знаний, психолого-педагогических изысканий, чем выработкамедико-генетических норм обеспечения жизни ребёнка» (цит. по: Алексеева, 2006).«А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра вплане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, неможет дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок», — утверждаетВ.Ф. Шаталов (цит. по: Алексеева, 2006). В процессе игры мир детствасоединяется с миром науки. В играх различные сведения и знания ученик получаетсвободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недоступным дляученика, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важныепсихологические эффекты игры. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал,что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работойучёного. В том и другом случае сначала привлекает поставленная задача,трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущениепреодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возрастапривлекает игра. Назначение дидактических игр – развитие познавательныхпроцессов у школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность,сообразительность и другие) и закрепление знаний, приобретаемых на уроке.Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решениеразличных дидактических задач: уточнение представлений о предмете в целом и оего существенных особенностях и т. д. В этом смысле игра носит обучающийхарактер. С другой стороны, неотъемлемым элементом каждой игры является игровоедействие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры оннезаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игрыпредставляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным делом(Алексеева, 2006).
Дидактические игры науроках биологии предназначены для обычных детей, они не требуют особойматериальной базы и технической подготовки. Игры требуют разной степенисамостоятельности – от игр «с самим собой», до состязательных. Роль учителя натаких уроках складывается из следующих операций:
- обозначение времени;
- определение места (расстановка парт, формирование групп);
- подбор средств (таблицы, видео, диафильмы, гербарии, демонстрационныематериалы);
- ролевое распределение;
- внесение элементов новизны;
- эмоциональное подкрепление («снятие страха», поощрение);
- общее руководство.
Ученикам нравится нетолько играть, но и быть авторами заданий. Чтобы сделать это, надо глубокоизучить тему. Достоинством является то, что в ходе игры понятия рассматриваютсяс многих сторон, в полноте их свойств.
В играх применяются какверные, так и неправильные утверждения, что стимулирует развитие логическогомышления. Проявляется самостоятельность в принятии решений, представляетсявозможность отстоять свою точку зрения, почувствовать уверенность в своихзнаниях, побороть страх перед аудиторией. В результате этого раскрываетсятворческий потенциал школьников (Смирнова, 2005).
Эффективным средством развития творческих способностейучащихся на уроке биологии могут служить различные игровые ситуации. Играя,учащиеся ставят перед собой творческие задачи, в решении которых им помогутглубокие знания, разнообразные умения и навыки, выдумка, воображение, фантазия.
Наиболее часто в обучении биологии используют так называемыеролевые и деловые игры, направленные на эффективное совмещение теоретическихзнаний с их практическим применением. В этих играх создается напряженная,конфликтная обстановка, заставляющая участников принимать определенные решения,в условиях недостатка времени, неполноты информации, противодействия другихучастников игры (Конюшко и др., 2004).
Знания, накопленные механически, мертвы, т.е. их нельзяиспользовать в новых условиях, например, в творческой деятельности. Толькоопыт, наблюдение за объектами и их взаимосвязями благоприятно влияет наполучение новых знаний и развивает самостоятельное мышление (Янковский, 2007).
Само участие ребенка в каком-либо исследовании более важнодля развития творческих способностей, нежели результат его деятельности. Игрымогут побуждать учащихся к высказыванию оригинальных идей и к принятиюнестандартных решений. Иногда это приводит к противоречию со сторонникамидругих взглядов, к необходимости отстаивать свою точку зрения. Таким образом,ролевая игра способствует развитию творческого мышления.
Существует несколько психологических принципов стимулированиятворческого поведения учащихся во время игры. Необходима доброжелательная,творческая, непринужденная атмосфера в классе. Учителю следует подавать примертворческого подхода, воздерживаться от оценок и критики творческих начинаний,поощрять оригинальные замыслы и таким образом стремиться к созданию атмосферы«мозгового штурма». Задавая вопросы и направляя ход мыслей школьников, учительконтролирует их активность, способствует творческому решению возникающихпроблем. Тем самым реализуется творческое партнерство учителя и учеников(Янковский, 2007).
Времена меняются, но игры и принципы их проведения остаются.Существуют определенные требования к организации дидактических игр.
1. Игра – формадеятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простордля личной активности и творчества.
2. Игра должна бытьпостроена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры
4. Игра должнаосновываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
5. Игра должна бытьдоступной, цель игры – достижимой, оформление – красочным, разнообразным(Алексеева, 2006).
6. Игры должнысоответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программнымтребованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
7. Игры должнысоответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленностиучащихся и их психологических особенностей.
8. Игры должныбазироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения(Янковский, 2007).
Исходя из требованийможно сформулировать основные цели, которые преследует игра:
- вызвать интерес ктеме;
- спровоцироватьпотребность работы с учебной литературой;
- направитьмыслительные процессы на самостоятельное познание сути вопроса (www.первое сентября.ru).
1.2 Классификация дидактических игр
Классифицировать игровые уроки особенно сложно. Игровые технологииобучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры – еёпроцесс, а не результат. Это усиливает их развивающее значение, но делает менееочевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть иобразовательные возможности. Если их рассматривать не разрозненно, а в системе.Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям(от решения кроссвордов к их составлению), от описаний (уроки-путешествия) кобъяснениям (уроки-исследования) (Конюшко и др., 2004).
Ещё Архимед признал игруведущей деятельностью ребёнка. Он впервые классифицировал её, разделив наестественную и искусственную. К естественным относятся игры характерные для детёнышейзверей и человека. А искусственные разделил на детские и результативные.
Игра обучает непрямолинейно, а через внутренний мир ребёнка, в результате чего каждый ребёнокдостигает своей ступени развития, использует огромные личные резервы.
В центр выдвигаетсязадача общего психического развития, формирование ума, воли, чувств детей.
Изучение биологии вигровой форме выигрышно вдвойне, потому что большинство детей от рожденияинтересуется травками и букашками, а играть вообще любят все. Так при помощиигры формируется общая биологическая картина мира, иначе говоря, в содержаниевключаются и теоретические и эмпирические знания.
Игровые методымногообразны, вариативны: материал может раскрываться как от общего к частному,так и от частного к общему.
Игровые формы динамичны,гибки. Из урока в урок формы могут оставаться, меняется лишь содержание. Даже вэтом случае урок приобретает новый характер. Подача материала происходитненавязчиво, в доброй эмоциональной среде.
В современномобразовании уроки в зависимости от цели бывают:
- урок усвоения;
- урок усовершенствования ЗУН;
- урок повторения, обобщения;
- урок контроля и коррекции;
- комбинированные уроки.
В зависимости от целиурока, ориентируясь на его содержание, на реальные возможности детей,подбираются методические игры. Они могут быть растянуты во времени или заниматьлишь один этап урока. Игра может быть фронтальной, групповой илииндивидуальной. Контроль как внутренний, так и внешний (www.первоесентября.ru).
Подбирая и комбинируяметоды можно добиться главной цели: вызвать интерес к теме, спровоцировать потребностьработы с учебной литературой, направить мыслительные процессы насамостоятельное познание сути вопроса. При таком подходе ребята начинают чётко пониматьразницу понятий «оценка» и «отметка». Заработать отметку очень просто – этовсего лишь цифра в журнале, а вот оценку надо заработать, она может бытьустной, минутной, но очень дорогой, она влияет на самоуважение исамоутверждение. Доверие – один из самых мощных стимулов. Это влияет нарезультат игры.
В педагогике играмуделено большое внимание. Но чёткого места в системе урока не определено.Поэтому большое внимание на практике уделяется адаптации игровых моментов наразличных этапах.
Например: Таблица 1Разделы урока Игры Постановка целей и задач урока Рассказ-небылица Определи слово Игра – цепочка Звёздный час Инопланетянин Объяснение нового материала Мозговая атака Лови ошибку Ролевая игра Игра – путешествие Брейн-ринг Отработка умений, закрепление Шляпная дискуссия Невод Дурная голова … Чёрный ящик Счастливый случай Повторение Что лишнее? Биологический аукцион Домино Поле чудес Крестики – нолики Контроль Заморочки Кто хочет стать отличником Эрудит Пере-крёстный поединок Пентагон Домашнее задание Превращения Сочинялка Головоломка Кроссворд Враки Окончание урока Не зевай Чайнворд Укрась слово Буриме Письма Мюнхаузена

Всегда необходимо иметьчувство меры. Комплектация игр зависит от множества факторов: от наполняемостикласса, возраста детей, их индивидуальных особенностей, от времени суток ивремени года, от взаимоотношений учеников в классе и с учителем (Смирнова,2005).
Выделяют следующие виды дидактических игр:
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательныеспособности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развиваютумение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды,ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению изакреплению учебного материала. Примерами таких игр могут быть «Путешествия вмедицину прошлого, настоящего и будущего», «Путешествия по следам новых открытийв области биологии», «Обсуждение проблемы «синапс». Активность учащихся в этихиграх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий,высказывания гипотез.
3. Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируются взадуманных условиях, учащиеся играют определенные роли. Примерами игр могутбыть следующие инсценировки: «За обеденным столом», «Как правильно чиститьзубы», «В поликлинике», «На приеме у окулиста», «Рекламодатель и потребитель».
4. Игры-соревнования. Такие игры включают все видыдидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды (Янковский,2007).
Условно игры на урокахможно разделить на:
- интеллектуальные;
- ролевые;
- подвижные;
- экспромтные.
В ходе этих игрвыполняется основное требование педагогики – активное – активное участие детейв обучающем процессе (www.первое сентября.ru).
1.3 Примеры игр иигровых моментов на уроках биологии
педагогическая игра урок биология
1.Игры для начала урока.
Подводят ребёнка ксамостоятельному определению целей и задач данной темы. Стимулируютпознавательную активность.
Игра «Инопланетянин» (www.первое сентября.ru).
Тема: «Эритроциты.Переливание крови».
По теме при помощитекста учебника нужно составить как можно больше вопросов, будто выинопланетянин, прилетевший на землю. Вопросы должны начинаться со слов«Почему…», или «Зачем…»
Например:
- Почему кровь человека красного цвета?
- Почему в эритроцитах есть железо?
- Почему эритроциты в виде диска?
- Почему эритроциты такие мелкие?
- Почему у человека не бывает синей крови?
- Почему опасно кровотечение?
- Почему не все группы крови совместимы?
- Почему надо знать свою группу крови?…
Игра «Рассказ –небылица» (Борзова, Дагаев, 2005).
Тема: «Плоские черви»
Ребятам предлагаетсярассказ с заложенными биологическими ошибками, чтобы исправить их, необходимоизучить данную тему.
«Лето нынче было жаркое.Я целыми днями просиживал в пруду.
По дну ползали огромные,до 10 метров, плоские черви жёлтого цвета. Они особыми крючками и присоскамицеплялись мне за ноги, а однажды один даже заполз на грудь и посмотрел на менядобрыми умными глазами. Я очень испугался, и, едва оторвав от себя этого червя,бросился на берег. Со страху мне очень захотелось есть, я схватил булку ибыстро проглотил. К вечеру у меня очень сильно заболел живот. Мама сказала, чтоэто от того, что я трогал червя, а потом кушал и заразился бычьим цепнем, а этоуже навсегда».
Игра «Определи слово»(www.первое сентября.ru).
Любой желающий учениксадится на стул лицом к классу, спиной к доске на которой учитель записываетслово – термин. Класс видит это слово, а сидящий – нет. Задача сводится к тому,чтобы определить, что написано с помощью вопросов задаваемых классу, на которыеможно ответить «да» или «нет». Можно задавать, например, пять вопросов, чемраньше догадался, тем лучше.
Тема: «Голосеменныерастения». Записывается учителем на доске. Примерные вопросы, которые сидящийспиной задаёт классу.
1. Это растение?
— да
2. Мы его изучали?
— нет
3. Оно маленькое
— нет
4. Имеет листья?
— … (класс затрудняетсяответить)
5. С шишками?
— да
Ученик отвечает: «Ель».Учитель корректирует ответ, объявляет тему занятия.
2. Игры для изучениянового материала.
Ролевая игра по теме:«Кровь. Кровообращение» (www.первое сентября.ru).
Учитель: Сегодня к нам вгости пришел гость – белый халат. Кто его наденет – превратится в человека,умеющего сориентироваться в самых сложных ситуациях, спасти жизнь человека.
Примерные задания
Врач № 1.
К вам пришёл человек сжалобами на частые ангины и попросил удалить миндалины. Что вы ему посоветуете?Обоснуйте свой ответ.
Пациент № 1.
Обратитесь с жалобой начастые ангины. Попросите сделать плановую операцию по удалению миндалин.Потребуйте обоснований. Задайте вопросы по кроветворным органам и функциямкрови.
Врач № 2.
К вам пришёл пациент свопросом, чем развести сухое лекарство в ампуле для укола. Поясните, почемунельзя разбавлять водой, зачем нужен постоянный состав плазмы крови. Сделайтеопорный рисунок на доске.
Пациент № 2.
Вы пришли с вопросом,чем развести сухое лекарство для укола, предложите, в целях экономии,растворить лекарство в воде.
Врач № 3.
К вам пришёл человек срезультатами анализов крови и попросил объяснить хороший ли у него результат?Сравните с нормой, выявите, есть ли анемия и воспалительный процесс?
Пациент № 3.
Вы пришли с просьбойрасшифровать результат анализа вашей крови.
Врач № 4.
К вам пришёл человек скровотечением. Определите тип кровотечения. Окажите помощь. Объясните механизмсвёртывания крови.
Пациент № 4 (к врачу №4)
Вы обратились к врачу скапиллярным кровотечением. Попросите оказать вам помощь.
Врач № 5
К вам обратился человекс жалобой на плохооказанную другим врачом помощь по поводу капиллярногокровотечения. Требует переливания крови. Объясните, в каких случаях переливаюткровь. Нарисуйте на доске схему совместимости групп крови.
Игра «Брейн – ринг»(www.первое сентября.ru).
Тема: Экология быта.
Цель: Выявление наиболееопасных веществ, используемых в быту, и определение способов защиты от них себяи окружающих. Играют 3 команды по 6-8 человек. Право на ответ имеет команда,первая поднявшая жетон. При верном ответе команда получает балл, принеправильном ответе команда выбывает из обсуждения. Каждый ответ комментируетсяучителем. В своём воображении будем строить дом, чтобы в нем было красиво,уютно, тепло, безопасно и, главное, экологически чисто.
Начинается любая стройкас закладки фундамента.
1-й вопрос. Дляфундамента используют железобетонные блоки, силикатные кирпичи, т.е.строительные материалы, изготовленные из горных пород. В них часто содержится радий,который, распадаясь, образует радон – радиоактивный, инертный газ, способныйиспускать излучение. Кроме этого, радон способен просачиваться по трещинамземли и попадать в жилые здания. Что делать, чтобы концентрация радона впомещениях была минимальной?
Предполагаемый ответ:
- в фундаменте не должно быть трещин;
- фундамент должен быть выше от земли;
- двойные полы;
- помещение должно быть хорошо проветриваемым;
- стены – из двух кирпичей: снаружи – силикатный, а внутри – красный.
Комментарий: человеквдыхает радон, и лучи «бомбардируют»
внутренние тканидыхательных путей – отсюда хроническое заболевание.
2-й вопрос: Фундамент истены построили, начинаем отделку стен. Асбест – волокнистый материал,относящийся к группе силикатов. Используется при изготовлении потолочных плит,настилов полов, как уплотнитель и изоляционный материал. Что с этим материаломпроисходит с течением времени? Какое влияние он оказывает на организм?
Предполагаемый ответ: врезультате старения волокна асбеста расцепляются на микроскопические частицы,которые являются аллергенами.
Комментарий: Припопадании микроскопических частиц асбеста в легких он врастает в легочную тканьи вызывает хроническое воспаление, а затем рак легких. По статистике 20% ракалегких – от асбеста. Во всем мире от асбеста отказываются.
3-й вопрос: Строимкрышу. В Кудымкаре резко континентальный климат, с очень снежными зимами. Какойформы должна быть крыша?
Предполагаемый ответ:лучше металлическая (оцинкованное железо), покатой формы.
4-ый вопрос: Вставляемокна. Какими должны быть окна в нашей местности?
Предполагаемый ответ:окна должны пропускать максимум света и сохранять тепло. Поэтому лучшеиспользовать двойные рамы с тройными стеклами. Чтобы окна не замерзали, стеклас осени моют раствором соли или ставят между рамами глицерин.
5-ый вопрос: Часто потелевидению идет реклама оконных блоков. Но не указывается, из чего ониизготовлены. Вспомните, какой полимер является самым дешёвым и самым простым поспособу получения. Что происходит с этим полимером при старении?
Предполагаемый ответ:изготавливают из ПВХ, при использовании его в воздух попадает винилхлорид,пластификаторы и стабилизаторы. Многие из них являются канцерогенами иразрушают иммунную систему.
Комментарий:американский президент, например, выступает за изготовление пластмасс на основеПВХ.
6-ой вопрос: Отделываемстену. Почему не рекомендуется оклеивать стены в жилых помещениях моющимиобоями, а также окрашивать стены масляными красками?
Предполагаемый ответ:пленочные покрытия не пропускают воздуха и влаги. Содержит стирол, раздражаетглаза и слизистые оболочки, вызывает головную боль, тошноту, головокружение.
7-ой вопрос: В какойцвет окрасить маленькую и большую по площади комнату?
Предполагаемый ответ:цвета влияют на ощущения пространства: холодные тона – ощущение простора,теплые тона – уменьшают восприятие.
8-ой вопрос: Стеныкрасят или оклеивают не до самого потолка. Почему?
Предполагаемый ответ:светлая полоса у потолка влияет на восприятие высоты. Северную комнату можноокрасить в светлые и теплые тона (зеленый, серо-голубой цвет). Южную комнатулучше окрасить в оранжевый, желто-оливковый.
9-ый вопрос: Окрашиваембатареи. Чем красить батареи и почему?
Предполагаемый ответ:красить батареи нужно краской на основе алюминия, т.к. металл проводитэлектрический ток. Если покрасить масляной краской, то теплоотдача будет хуже.
10-ый вопрос: Отделкузакончили, начинаем обставлять мебелью.
Какой мебели отдатьпредпочтение: дорогой – из цельной деревянной доски или более дешевой из ДСП ипочему?
Предполагаемый ответ: изДСП лучше мебель не покупать, т.к. связывающим материалом являетсяфенолформальдегидная смола, при деполимиризации этого вещества выделяются феноли формальдегид, которые вызывают головную боль, тошноту, является канцерогеном.
11-ый вопрос:Обзаводимся электроприборами. Какая плита, газовая или электрическая, являетсяболее экологически чистой и почему?
Предполагаемый ответ:более экологически чистой является электрическая плита. При работе газовойплиты выделяются вредные вещества бензол, оксиды азота, аммиак, угарный газ.Они могут вызывать заболевания крови, раковые заболевания, тошноту, головнуюболь. У детей, выросших в домах с газовыми плитами, меньше объём легких, и оничаще болеют ОРЗ.
12-ый вопрос: Послепостройки и обустройства дома остаются обрезки линолеума, пустые пластиковыебутылки, банки, коробки, упаковочный материал. Что с ними сделать и почему?
Предполагаемый ответ:вывезти на централизованную свалку или закопать, но ни в коем случае несжигать, т.к. выделяются вредные вещества.
Итак, дом построили,обезопасили будущее жилище, справляем …новоселье!
13-ый вопрос: Перед вамиряд посуды – фаянсовая, фарфоровая, металлическая, эмалированная, меламиновая,хрустальная, деревянная.
Вам принесли в подарокэту посуду. Какую вы будете использовать, а какую – нет? Почему?
Предполагаемый ответ:меламиновую – нет, т.к. в зависимости от красителей она выделяет тяжёлыеметаллы – свинец, калий, марганец. Это вызывает аллергию и сбои в генетическомкоде.
Подводится итог,выставляются оценки.
3. Игры на закрепление,тренировку, отработку умений.
Игра «Невод» (www.первое сентября.ru).
Цель данной игрызакрепить пройденный материал при фронтальном опросе. Учитель задаёт вопросы поизученной теме. Ученик, ответивший на вопрос правильно, садится на место, а неответивший – продолжает стоять, он пойман в невод. В результате игры получаетсяподробный рассказ изученного, и хорошо видно кто как усвоил материал.
Игра «Дурная голованогам покоя не даёт» (Смирнова, 2005)
Для игры нужен помощник.Им может быть ученик, лучше других усвоивший тему. Имея по комплекту вопросов иответов, учитель и помощник располагаются друг от друга на определённомрасстоянии.
Класс слушает вопросучителя, любой из учащихся даёт ответ. В случае затруднений все дружноотправляются в другой, дальний уголок школы к помощнику, который сообщает ответна интересующий вопрос, только в случае выполнения дополнительного задания.Ребята заинтересованы сразу отвечать правильно, чтобы не терять времени, потомучто от количества правильных ответов зависит отметка. Обязательные условия:тишина при передвижении по школе, участие в перемещении всех участников игры.Можно внести соревновательный момент, тогда понадобится больше помощников икомплектов заданий.
Тема: «Соцветия».
1. Как называется ярко окрашенные лепестки цветка?
2. Что является главной частью цветка?
3. Как называются растения, в котором есть мужские и женские цветы?
4. Какое соцветие у ромашки?
5. Какое соцветие у пшеницы?
6. Какое соцветие у клеверов?
7. Какое соцветие у ландыша?
8. Какое соцветие у моркови?
9. Какое соцветие у овса?
10. Какое соцветие у кукурузы?
11. Назовите растение с соцветием «колос».
12. Назовите растение с соцветием «сложный колос».
13. Назовите растение с соцветием «сложный зонтик».
14. Назовите растение с соцветием «кисть».
15. Какое соцветие у георгина?
Игра «Шляпнаядискуссия» (www.первое сентября.ru).
По учебнику каждыйсоставляет один вопрос по теме, записывают его на листочек и складывает вшляпу. Один человек вытаскивает бумажку с вопросом. Ответил правильно.Следующий достаёт вопрос. При Необходимости возникает обсуждение иликомментарий учителя. Такие вопросы помогают развить у ребят, вызвать интерес кработе с учебником.
4. Игры для повторения.
Игра «От А до Я» (Шаранова,2006)
Повторение определённогоотрезка материала. Ценностью является то, что её готовят сами ребята, повторяяпри этом изученный материал. Первоначально определяется буква, на которуюдолжны быть ответы. Например, тема «Покрытосеменные растения». Буква «Д».
- схема цветка (диаграмма);
- группы красивоцветущих растений в саду (декоративные);
- тип жилкования у однодольных растений (дуговое);
- оплодотворение цветковых растений (двойное);
- жизненная форма покрытосеменных (дерево);
- схема цветка (диаграмма).
Игра «Крестики –нолики» (www.первое сентября.ru).
На доске задана формадля игры – это поле из девяти секторов. Класс делится на «крестики» и «нолики».Один из «крестиков» выбирает сектор, но прежде, чем поставить свой знак, надоответить на вопрос по теме. В случае затруднения можно просить помощь у своейкоманды. То же проделывают «нолики». Игра ведётся до победы одной из команд.
О
1
Х
2 3 4
О
5 6 7
8
Х
9
О
1. Какова функция эритроцитов?
2. Сколько эритроцитов содержится в норме в 1 куб/мм крови?
3. Что такое малокровие, каковы его причины?
4. В каких случаях делают переливание крови?
5. Что означает выражение «угорел»?
6. Укажите совместимость первой группы крови с остальными?
7. Кто не может стать донором крови?
8. Составьте схему совместимости групп крови.
Игра «Поле чудес»(www.первое сентября.ru).
Тема: «Соцветия».
1. У этого растения много целебных качеств, его используют как краситель и«отпугиватель» нечистой силы, имеет соцветие зонтик.л у к
2. Такое соцветие имеет одуванчик и подсолнечник,к о р з и н к а
3. Самое редко встречающееся в нашем регионе соцветиеп о ч а т о к
4. Соцветие берёзыс е р ё ж к а
5. Игра как средствоконтроля.
Игра «Кто хочет статьотличником?» (Шепелевич, Максимова,2006)
Тема: «Общее знакомствос организмом человека».
· Вопрос отборочного тура:
- Расположите в порядке введение основных понятий темы: Ткани, хромосома,клетка.
· Вопросы для первой несгораемой оценки «3». (Каждый вопросоценивается в 0,5 балла).
1. Перечислите основные органоиды клетки тела человека.
2. Что такое ткань?
3. Какие виды тканей вам известны?
4. Что является единицей нервной ткани?
5. К какой системе органов принадлежит сердце?
6. Какие органы включает дыхательная система?
· Вопросы для второй несгораемой оценки «4». Дайте определение:
1. Рефлекс – это …
2. Орган – это ...
3. Гистология – это …
4. Ферменты – это …
5. Хромосомы – это …
6. Гликоген – это …
· Вопросы для третьей несгораемой отметки «5».
Распределите органы телачеловека по системам:
Система органов: Органы:
1. Кровеносная а) Сердце, б) Гипофиз,
2. Пищеварительная в) Головной мозг, г) Почки,
3. Выделительная д) Пищевод, е) Лопатка,
4. Нервная ж) Трахея, з) Носовая полость,
5. Эндокринная и) Аорта, к) Щитовидная железа,
6. Опорно-двигательная л) Мочевой пузырь, м) Двуглавая мышца
7. Дыхательная н) Тонкая кишка, о) Спинной мозг.
Игра «Заморочки»(Смирнова, 2005)
Тема: «Разнообразиемлекопитающих»
Играющие достают измешка или выбирают карточку с номером. Ведущий читает текст под выбраннымномером. Играющие дают ответ.
1) * Есть породы собак, которым при их рождении отрезают до определённыхразмеров хвост и уши. Стоит ли так издеваться над животными?
(чтоб не отмёрзли –такие стандарты породы)
2) * В Японии в 17, 18 в.в. ни одно судно не отправлялось в плаванье безрыжей кошки. Зачем?
(Когда начинался шторм –выбрасывали за борт – жертвы для морских богов)
3) * Влияет ли на влажность носа длина «усов» кота?
(Чем хуже обоняние(короче «усы»), тем суше нос – признак нездоровья)
4) * Какая была погода в день, когда у ослика Иа был день рождения.
(Ослы чувствуют переменупогоды. Перед или во время дурной погоды печально свешивают голову и пребываютв плохом настроении)
5) * Лучшим ловцом мышей признана пёстрая кошка по кличке Таузер. За всюжизнь она поймала 28.899 мышей, т.е. по 3 шт. в день. Будут ли ловить мышейваши питомцы, если вы их кормите мясом?
(да, рефлекс, инстинктохоты)
6) * В 1950 году 4-х месячный котёнок из Женевы вслед за группойальпинистов вскарабкался на вершину Альп на высоту 4.478м.
Кружилась ли у котёнкаголова?
(нет, четыре точкиопоры, органы равновесия, центр тяжести смещается в нужном направлении)
7) * Можно ли приучить домашнюю лошадь реагировать на сигналы светофора?
(да, она различает 4цвета, ещё синий)
8) * Самый толстый кот в мире живёт в Австралии. Его хозяйка ни в чём неотказывает своему любимцу. Видимо, поэтому вес Эдуарда, так зовут кота,превысил 20 кг. Если провести соревнования между толстым человеком и этимкотом, кому передвигаться труднее?
(одинаково, учитываяпропорции)
Игра «Пентагон» (www.первое сентября.ru).
Условия игры:
Игра проводится снеограниченным количеством команд (по 3-5 человек). Для удобства команды можнопронумеровать или дать названия.
Ведущий (учитель) задаётвопросы, на которые необходимо дать верные ответы. Для этого даётся пятьподсказок. Если команда отвечает верно с первой же подсказки, то получает — +5баллов, если со второй — +4, с третьей — +3, с четвёртой — +2, с пятой — +1.
Ответы вслух непроизносятся, а записываются на листочке (2х4 см) и отдаются ведущему, которыйзаполняет сводную ведомость, т.е. считает баллы каждой команде.
Число версий ответовкоманд не ограничено. Их можно посылать после каждой подсказки. Но за каждыйневерный ответ отнимается один балл.
К концу игры команданабирает определённое число баллов, в начале можно установить количествобаллов, которых нужно набрать для отметки «5» и «4».
Результаты оцениваютсяучителем.
(После последнейподсказки произносится верный ответ).
Тема: «Биосинтез белка»
Какое это вещество?
1. Полимер, синтезирующийся в организме человека.
2. В основе три вещества: углевод, азотистое основание и остаток фосфорнойкислоты.
3. Является матрицей для синтеза белка.
4. Несёт информацию о структуре белков.
5. Это двойная спираль.
(Д Н К)
Назовите процесс.
1. Результатом этого процесса является образование копии ДНК.
2. Происходит в ядре клетки.
3. Участвует фермент полимераза.
4. Это «списывание» информации.
5. Это процесс образования и — РНК.
(Транскрипция)
Какой язык?
1. Его должны понимать нуклеиновые кислоты и ученики 10-11 классов.
2. Его можно не только писать, но и читать.
3. Имеет знаки препинания.
4. Всегда однозначен, но и универсален.
5. В его основе буквы.
(Генетический код)
Тема: Развитие жизни наЗемле
Что это за процесс?
1. Это крупный ароморфоз растений.
2. Обусловлен появлением новых органов в клетке.
3. Способствует изменению состава атмосферы.
4. Происходит только с использованием света.
5. Обеспечивает питание растений углеводами.
(Фотосинтез)
Что за животное?
1. Он живёт и процветает и сейчас, хотя считают, что появилось в триасемезозойской эры.
2. Его внешний вид мало изменился с тех пор.
3. Это хищное пресмыкающееся.
4. Имеет 4-х камерное сердце.
5. Кожа ценная, чаще буровато-зелёного цвета.
(Крокодил)
О каком ароморфозе речь?
1. Он обеспечил прогресс млекопитающих.
2. Благодаря ему эти животные стали менее зависимы от изменений среды.
3. Животных, обладающих этим появившимся признаком, отнесли к группеплацентарных.
4. Этому явлению предшествует вынашивание детёныша.
5. Это появление живого детёныша.
(Живорождение)
Какая это системаорганов?
1. Система начинается в ротовой полости.
2. К ней относится голосовой аппарат.
3. Система имеет особые мешки, встречающиеся только у птиц.
4. Важную роль в работе этой системы имеет грудная кость.
5. Эта система обменов газов.
(Дыхательная)
Назовите часть скелетаптиц.
1. Между костями этого отдела обязательны хрящевые прослойки.
2. Эта часть состоит из 5 отделов.
3. Кости не полые.
4. К этой части прикрепляются ребра, плечевой пояс, кости таза.
5. Имеет s-образную форму.
(Позвоночник)
Какой это орган?
1. Имеет очень хорошо развитые мускулы.
2. Состоит из двух отделов.
3. Ночью этот орган отдыхает.
4. Внутри него могут быть камни.
5. Это отдел пищеварительной системы.
(Желудок)
6. Игра как домашнеезадание.
Игра «превращения»(www.первое сентября.ru).
Необходимо заменить однубукву в слове и получить новое слово.
Даны слова: зуб, клин,тур, слава, кадр, лупа, осень, Ольга, кафтан, лимон.
Надо получить названиярастений: дуб, клён, туя, слива, кедр, липа, осень, ольха, каштан, лимон.
Игра «Сочинялка»(www.первое сентября.ru).
Темы: «Разговор деревьево своём назначении»,
«Собрание простейших влуже»,
«Клеточный базар»,
«Спор овощей овитаминах».
7. Игры в конце урока.
Игра «ПисьмаМюнхаузена» (www.первое сентября.ru).
Тема: «Условияпрорастания семян».
Необходимо найти ошибкуи доказать обратное в письмах, присланных для утверждения школьниками барономМюнхаузеном:
· Думаю, что некоторые семена не надо замачивать перед посевом. Дляпрорастания им хватит влаги земли. Поэтому сеять их надо в утрамбованную почву,а сверху землю тщательно прихлопать, чтоб не было испарения воды.
· Считаю, что семенная кожура мешает семени храниться, т.к. непропускает воздух, свет, тепло, влагу! А это важные факторы для хранения! Кромеэтого, она мешает при прорастании.
· Рекомендую для скорого прорастания семян: отберите целые икрупные семена, ссыпьте их в стакан и поставьте в тёплое, тёмное, хорошо проветриваемоеместо! Через сутки ждите всходов!
· Утверждаю, что эндосперм в семени нужен лишь для поддержаниякрасивой формы зерновки! А у двудольных растений эндосперма в семени вообщенет!
· Утверждаю, что не существует никакой разницы между семенами однодольныхи двудольных растений. Предлагаю убрать эти слова как ненужные!
· В связи с тем, что семя образуется на растении, а растениевырастает из зародыша, считаю, что семя – это часть зародыша!
Викторина«Наши пернатые друзья» (Борзова, Дагаев, 2005).
Вопросызадаются командам поочередно. (Вопрос – 1 балл)
1.Самая маленькая в мире птица … (Карликовый колибри.)
2.Эта птица может летать быстрее и дольше всех – три года без остановки. (Стриж)
3.Название какой птицы носит созвездие? (Лебедь и др.)
4.Какой город носит название птицы? (Орел)
5.Существует ли птичье молоко? (У голубей, пингвинов)
6.Какая птица, по пословице, постоянно хвалит свое место обитания? (Кулик)
7.От каких птиц произошли домашние куры? (От диких банкивских кур)
8.Какие птицы устраивают детские сады? (Пингвины, страусы)
9.Какие птицы – опылители вам известны? (Колибри)
10.Птица – символ мира и чистоты. (Голубь)
11.Объясните выражение “Как с гуся вода”, употребляемое обычно в переносномсмысле.
12.Вся красота этой птицы в ее хвосте, который напоминает собой музыкальныйинструмент: длинные крайние его перья изогнуты в виде музыкального инструмента,а между ними, словно струны, натянуты тончайшие белые перья.(лирохвост)
13.В 50-е годы китайцы стали уничтожать воробьев из-за того, что те склевывалимного зерен риса. К чему это привело? (К массовому размножению вредителей,которых раньше уничтожали воробьи в результате вредные насекомые нанесли ущербво много раз больше, чем воробьи.)
14.“Древняяптица” — это … (Археоптерикс.)
15.Сельские жители никогда не выбрасывают скорлупу от куриных яиц; предварительноизмельчая, они вновь скармливают ее курам, свиньям. Объясните почему. (Скорлупасодержит кальций и другие элементы, необходимые организму для образованиякостей и скорлупы.)
16.Какую особенность имеют яйца, откладываемые птицами на голые скалы? (Они имеютугловатую форму)
17.Вымершая, бескрылая, гигантская птица. Она была почти такой же высоты, какжираф, питалась листьями с вершины деревьев. (Новозеландский моа.)
18.Эта птица издает 150 различных звуков, часто мелодичных, временами оченьподражательных. (Черный дрозд.)
19.Яйца каких птиц в древности в странах Средиземноморья использовали как сосудыдля вина? (Яйца страуса)
20.Эти птицы изображены на гербе Новой Зеландии, они охраняются государством, афруктами с таким же названием мы охотно лакомимся.( Киви)
21.Песня какой известной птички наших краев привлекла внимание Н.А. Римского –Корсакова для создания мелодии речитатива Весны в опере “Снегурочка”? (Снегирь)
22.Эта птица – однофамилица с великим русским писателем. (Гоголь)
Людииздавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя. Икаким бы скучным, неинтересным был бы мир без наших меньших друзей. Эта играеще одно подтверждение эпиграфу нашего мероприятия: “Как прекрасен этот мир,посмотри…”. Интересных и незабываемых всем встреч с миром пернатых!
Вконце игры жюри подводит итоги, поздравляет команды, награждает победителеймедалями “Юный орнитолог”.
Игра «Укрась слово»(www.первое сентября.ru).
Направлена на повторениехарактеристики определённого объекта, на развитие внимательности, обогащение словарногозапаса. Учитель предлагает украсить слово прилагательными, по очереди.Например, слово «Комар».
- Летающий, плодовитый,
- прибрежный,
- хладнокровный,
- назойливый,
- разнополый,
- крылатый,
- кровососущий,
- хитиновый,
- двукрылый.
 

Глава 2.Экспериментальная часть
Во время прохожденияпрактики в 8 классе был мною проведен урок с применением игры «Кто хочет статьотличником».
Тема урока — «Общеезнакомство с организмом человека».
Цель урока: организоватьдеятельность учащихся в закреплении знаний по теме.
Задачи:
Обучающие:
-Систематизировать иобобщить знания учащихся по теме «Общее знакомство с организмом человека».
-Закрепить умение использовать своизнания на практике.
Развивающие:
-Развивать логику и критическоемышление.
-Пользоваться предметным языком.
-Применять свои знания и навыки вразличных ситуациях.
Воспитательные:
-Размышлять о своих мыслях, чувствахи оценивать их.
Тип урока: Контрольно-обобщающий. Технология:развитие критического мышления.
Список литературы:
• Маш Р.Д.,Драгомилов А.Г. «Биология человека 8 кл.» — 2004 г.
• Маш Р.Д.,Драгомилов А.Г. Методическое пособие « Биология человека 8 кл.» -2004 г.
• Шепелевич Е.И.,Максимова Т.В. Тесты по биологии, 2-е изд. М.: Универсал Преесс, 2006-288с.
Подготовительный этап:
Учеников заранее предупредили о том,что урок пройдет в необычной форме, т.е. в форме игры и была предложенанеобходимая литература и параграфы учебника для подготовки к данной теме.
Их это очень заинтересовало потому,как во время подготовки ученики задавали вопросы, например такие как: “Какиепримерные вопросы будут на уроке? Насколько серьезно необходимо отнестись ктакому уроку? В каком виде будут задания?
Игра «Кто хочет статьотличником?»
Тема: «Общее знакомствос организмом человека».
Первое задание устное,отвечают все желающие, по очереди, я могу спросить любого!
Выбор такой игрыобъясняется тем, что во время такого урока дается возможность слабым ученикамподтянуться, дать доказать себе и окружающим что они тоже на что то способны.Такой урок мотивирует не только слабых, но и хорошистов и отличникам не даетрасслабляться.
1 задание:
Вопросы для первойнесгораемой оценки «3». (Каждый вопрос оценивается в 0,5 балла).
1. Перечислите основные органоиды клетки тела человека.
2. Что такое ткань?
3. Какие виды тканей вам известны?
4. Что является единицей нервной ткани?
5. К какой системе органов принадлежит сердце?
6. Какие органы включает дыхательная система?
С первым заданиемсправились все, очень дружно отвечали на поставленные вопросы. Я стараласьспрашивать слабых учеников, так как отличники это и так знают. Вопросыподбирались такие, которые разбирали на уроках, и понятны каждому.
2 задание: (письменное).
Предварительно былираспечатаны карточки с вопросами, которые раздавались каждому ученику.
Вопросы для второйнесгораемой оценки «4».
Распределите органы телачеловека по системам:
Система органов: Органы:
8. Кровеносная а) Сердце, б) Гипофиз,
9. Пищеварительная в) Головной мозг, г) Почки,
10. Выделительная д) Пищевод, е) Лопатка,
11. Нервная ж) Трахея, з) Носовая полость,
12. Эндокринная и) Аорта, к) Щитовидная железа,
13. Опорно-двигательная л) Мочевой пузырь, м) Двуглавая мышца
14. Дыхательная н) Тонкая кишка, о) Спинной мозг.
Это задание хоть и несложное, но у некоторых возникли вопросы. Спрашивали что такое гипофиз, т.е.ученики справлялись с такими заданиями, где слова всегда у нас на слуху иделали ошибки на тех понятиях, которые только были введены и ученики к ним ещене привыкли и не знают их значения. Но после нескольких наводящих вопросов имудавалось дать правильный ответ.
3 задание: (письменное).
Вопросы для третьейнесгораемой отметки «5».
Дайте определение:
1. Рефлекс – это …
2. Орган – это ...
3. Гистология – это …
4. Ферменты – это …
5. Хромосомы – это …
6. Гликоген – это …
Последнее задание далось не всем. Нодаже некоторые троечники попытались ответить на все поставленные вопросы. И ужеэто их желание пробиться в «отличники» было мною оценено очень высоко.
После проверки заданийиз 27 учеников «отличником» стали 6 учеников, 16 учеников стали «хорошистами» ибыло выявлено пятеро троечников.
Для меня выяснилось то, что унекоторых учеников хорошие знания, но их необходимо подтолкнуть, заинтересоватьпредметом, чтобы они учились хорошо и даже на отлично.
 

Заключение
 
Результатомсистематического использования игры на уроках биологии рассматриваетсявозрастающий интерес ребёнка не только к своему предмету, но и к самому себе,результатам своей деятельности.
По мере того, как ученикначинает содержательно оценивать расширение своих возможностей, у неговозникает интерес не только к процессу, но и к результатам. Этот интересстановится основным мотивом учебной деятельности. Он свидетельствует оформировании личности, способной определить свои жизненные позиции, отношение кокружающему миру. Игра не позволяет выпасть из творческого поиска не толькоученику, но и учителю. У педагога возникает потребность в педагогическомтворчестве, это становится нормой работы.
Конечно, дидактические игры, необычные по замыслу,организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничныеучебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтомупрактиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нетрадиционныеуроки в главную формы работы, вводить их в систему нецелесообразно из-забольшой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокойрезультативности.
 

Литература
 
Алексеева Н.В. Открытый урок / www.первое сентября.ru. 2006.
Безух К.Е. Оригинальные способы активации знанийучащихся на уроках биологии // Учебно-методическая и научно популярная газета.– М.: Издательский дом «1 сентября», 2005 — №18. – С. 22-23.
Борзова З.В., Дагаев А.М. Дидактические материалы побиологии: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 400 с.
Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании икоррекционной работе. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002 — 80 с.
Зайцев О.С. Методика обучения химии. – М.: Гуманит.изд. Центр ВЛАДОС, 1999 – 384 с.
Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В., Методикаобучения биологии. — М.: Книжный дом, 2004 — 256 с.
Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология человека 8кл: — М.:Вегнтана-Граф, 2004 — 288 с.: ил.
Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек: 8кл:Методическое пособие 2-е изд., — М.: Вегнтана-Граф, 2005 — 288 с.: ил.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии:Учебное пособие — М.: Народное образование, 1998-256 с.
Смирнова О.Н. / www.учительская газета.ru. 2005.
Тарасова Н.П., Церцек Н.Ф., Рыбакова М.В., Всеобщееэкологическое // Экология и жизнь. — М.: Тайдекс Ко, 2004. — №6.-С. 30-35.
Шаранова Л.В. 2006 / www. первое сентября.ru.
Шепелевич Е.И., Максимова Т.В., Тесты по биологии дляучащихся и абитуриентов. 2-е изд., — М.: Универсал Пресс, 2006. – 288 с.
Янковский Н.К. Открытый урок /www.первое сентября.ru. 2007.
www. первое сентября. ru.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой
Реферат African American Poetry Essay Research Paper African
Реферат Александр Васильевич Колчак (1874-1920)
Реферат А все-таки, Свидетели Иеговы - кто они на самом деле?
Реферат Социально-экономические механизмы снижения безработицы (на примере г. Брянска)
Реферат BOOK REPORT OPTION
Реферат Роль налогов в государственном регулировании международно экономических отношений 2
Реферат Средства выражения пространственного континуума в сказке В.Ф. Одоевского «Игоша»
Реферат Освіта як соціокультурний феномен
Реферат Психологические механизмы возникновения и формирования профессионального интереса к спортивно-педагогической деятельности
Реферат Обзор архитектуры процессоров Pentium фирмы Intel
Реферат Процессуальный статус адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве
Реферат Пространственно-временная и поляризационная структура сигналов Характеристика временной структуры
Реферат Federal Monetary And Fiscal Policy Essay Research
Реферат South African Economy Essay Research Paper Crime