Реферат по предмету "Педагогика"


Влияние обучения на эмоциональное развитие ребенка

--PAGE_BREAK--Развитие представлений об эмоциях — это прежде всего выражение эмоций в ярких, субъективно окрашенных образах. Они надол­го остаются в памяти ребенка, входят в его жизнь. В силу этого педагогическая работа в группе должна быть направлена на:
• осознание детьми факта возникновения эмоций;
•понимание эмоциональной жизни других, смысла эмоциональных проявлений (причин­но-следственные связи);
•осмысление внешних признаков выраже­ния эмоций — положительных, отрицательных, границ их адекватного проявления;
•расширение словаря эмоциональной лексики, овладение понятиями, соответствующи­ми тому или иному состоянию; [7, с. 30]
Педагогическая работа в плане развития эмоциональной лексики может осуществляться как путем ее обогащения словами, словосочетаниями, обозначающими различные эмоции, оттенки настроений, т.е. собственно-эмоционально, так и в единстве с развитием эмоциональной экспрессии, представлений об эмоциях, поскольку их невозможно формировать не называя. Вторая сторона содержания эмоционального компонента — опосредованно-эмоциональная — направлена на становление и всемерное обогащение отношения детей к процессу познания, к действиям, деятельности в целом. Условия, которые будут успешно способствовать ее реализации, — это:
•формирование ценностных представлений — нравственных (добро, свобода, милосердие, честность, справедливость), интеллектуальных (истина, знание, творчество), эстетических (красота, гармония), социальных (семья,
этнос, отечество), валеологических (жизнь, здоровье, пища, воздух, сон), материальных (npедметы труда, быта, жилище, одежда). Ценности —
содержательная основа эмоций и, в свою очередь, основа отношения к окружающему;
•использование приемов, направленных на побуждение к мотивированной самореализации — к различным действиям, оценке ситуаций, т.е. всему тому, что связано с выражением заинтересованного, пристрастного Я-ребенка (например, «Как бы ты поступил в этом случае?», «Вырази свое отношение к этому событию в рисунке»).
1.3. Функции эмоционального компонента
Эмоциональный компонент как неотъемле­мая часть дошкольного образования в единстве рассмотренных двух составляющих (собствен­но-эмоционального и опосредованно-эмоцио­нального развития) выполняет ряд важнейших функций — интегративную, индивидуализирую­щую, коммуникативную, социализирующую, развивающую. Рассмотрим их подробнее.
•Интегративная функция. Влияя на дру­гие компоненты образования через насыще­ние их эмоционально-опосредованным содер­жанием, через действие закона «эмоциональ­ной регуляции деятельности», создание аффективно насыщенного фона, эмоциональный компонент придает цело­стность педагогическому процессу. Кроме того, в нем аккумулируются основные результаты других направлений развития личности, нахо­дя выражение в «образе мира ребенка», системе отношений к окружающему, особенностях мотивации поведения и др.
•Индивидуализирующая функция. Эмо­циональные проявления, как внешние, так и внутренние, в отличие от стандартизированных программных знаний, способов действий, всегда индивидуальны. Принимая и поддерживая самобытный рисунок эмоциональных реакций, своеобразных оттенков переживаний процесса познания, педагог создает благоприятные возможности для того, чтобы ребенок смог проявить свою индивидуальность. Основное условие осознания собственной индивидуальности — называние, принятие и поддержка взрослым эмоциональных прояв­лений ребенка. [3, с. 134]
•Коммуникативная функция. Суть ее реа­лизации — обогащение культуры общения де­тей посредством подключения эмоций. В доречевой период жизни, как известно, эмоции — основное средство общения. Мимикой, голосовыми реакциями и другими экспрессивными действиями малыши сигнализируют о состоянии своего здоровья, привлекают близких к «разговору». По мере расширения эмоциональных переживаний, учит согласовывать эмоциональный тон общения с его смыслом, реагировать на эмоции собеседника, находить адекватные средства поддержки диалога.
Эмоции придают общению выразитель­ность, искренность, влияют на выбор партне­ра, служат регулятором складывающихся от­ношений между детьми и взрослыми. Потому и привносят в детскую жизнь удивительное со­четание разнообразных оттенков.
•Социализирующая функция. Закладывая у детей основы эмоциональной культуры, педагог тем самым добивается значительных продвижений на уровне социальной компетентности, социальной адаптированности. Так, сопереживание, являясь первым компо­нентом эмпатийного процесса, одновременно может рассматриваться и как проявление идентификации — одного из механизмов социализации личности. Понимая смысл раз­личных эмоциональных состояний, владея экспрессивными средствами самовыражения, ребенок тем самым сможет выбрать социаль­но-ценные способы поведения, самоутвердиться в обществе, станет восприимчивым, чувствительным к другим. [3, с. 134]
•Развивающая функция. Влияя на другие сферы личности, эмоциональный компонент способствует развитию ребенка в целом. Впер­вые к проблеме «взаимосвязь эмоций с други­ми сторонами психики» обратился Л.С. Выготский. Именно он сумел показать единство «аф­фекта и интеллекта», связь эмоций с волей. В
более поздних работах (Л.И. Божович, А.В. За­порожец, Я.З. Неверович) обосновывается связь эмоциональной и сенсорной сфер, эмоций и мотивов и др.

Глава 2. ВОЗМОЖНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
2.1. Важнейшее условие полноценного формирования личности
Если просмотреть последние норма­тивные документы, многочисленные пе­риодические издания, нетрудно заметить основную мысль: гуманизация как прин­цип перестройки предполагает ориента­цию не только на признание ценностности человека как личности, но и создание реальных условий для расцвета ее ду­ховных сил, начиная с раннего детства. Думается, что принцип гуманизации, а его оборотная сторона — индивидуали­зация, должен стать основополагающим в организации всего педагогического процесса в дошкольном учреждении, поскольку именно гуманизация обязы­вает реализовать личностный потенциал в развитии каждого ребенка. [12, с. 15]
Режим, общение, игра, учебные заня­тия, труд и другие виды деятельности и педагогически грамотная их органи­зация — это все средства, которые помо­гут раскрыться индивидуальной само­бытности ребенка, самостоятельности личности. Мне могут возразить: в этих утверждениях нет ничего нового, об этом не раз писали и говорили многие педагоги.
Тайна педагогического мастерства — это особым образом организованная деятельность ребенка, помогающая ему усваивать общественный опыт, нравственные нормы на таком уровне, чтобы сделать их собственным мерилом. Но для того чтобы эти психологические посту­латы нашли применение в практике, требуется более совершенная педагоги­ческая технология. Проблема эта по­истине огромна. И здесь мы очень многое упустили. Поэтому как важней­шее условие, способствующее перестрой­ке системы дошкольного воспитания в этом направлении, видим:
— во-первых, необходимость пе­реориентации действий педагога (в соответствии с насущными за­дачами демократизации обществен­ного развития) на личностную на­правленность. В этом плане должна пере­страиваться и система вузовской подго­товки педагогических кадров. Будущим педагогам необходима прикладная пси­хологическая подготовка. Отсюда выте­кает скорейшая разработка принци­пиально новых учебных планов для до­школьных отделений педагогических ин­ститутов. Промедление надолго, затормо­зит и исказит перестройку работы дет­ских дошкольных учреждений. Уже сей­час в ряде случаев вместо комплекс­ной их перестройки имеют место приме­ры выхватывания каких-то звеньев из общей системы и превращение их в уни­версальные направления (скажем, при­общение детей к творчеству посредством нетрадиционной для детского сада дея­тельности или оздоровительная работа с детьми тоже нетрадиционными средст­вами и др.). На данном этапе поиск этих, а может и каких-то иных на­правлений особенно важен. Следует поощрять ценный опыт, но при этом стремиться к комплексной перестройке, избегая   ретуширования   устаревшего; [12, с. 16]
— во-вторых, формирование профес­сиональной самостоятельности у педагогов. Мы убеждены: в работе педагога нет места рецептурному натаскиванию,
т. е. разработок на все случаи жизни, абстрактных схем, заданий, рекоменда­ций, ориентированных на тот или иной возраст (заметим: вся методическая литература и поныне издается именно в таком виде). Солидная психологиче­ская Подготовка, в том числе и в плане прикладной психологии, обеспечит подготовку будущего педагога к диагности­ческой работе с детьми. Иными слова­ми, обеспечит ориентировку в возраст­ных закономерностях психического раз­вития детей, возможных отклонениях,
индивидуально-вариативных особен­ностях и их причинах; умение пользоваться   этими   знаниями   -   владеть приемами и методиками диагностики, диагностировать актуальные и потен­циальные возможности развития, орга­низовывать целенаправленную коррекцию развития, а при необходимости кон­троль психолого-педагогическими сред­ствами;
— в-третьих, высокий профессиона­лизм руководителей детскими дошкольными учреждениями, включая сюда и деятельность практического психолога (надеюсь: это время скоро наступит!). Только профессионал высокой квалифи­кации действительно сможет организовать непрерывное психолого-педагогиче­ское образование своих кадров. В противном случае в дошкольных учрежде­ниях  по-прежнему все  останется  на прежнем уровне;
— в-четвертых,    содружество,    сов­местная деятельность ученых и практи­ков. Только в этом случае возможны разработки   и  внедрение   в   практику
принципиально   новых  педагогических технологий;
— в-пятых, научно-практическое со­дружество. В этом плане накоплен определенный опыт. Речь идет об организации на основе спе­циально разработанной научной плат­формы комплексного изучения и ока­зания помощи детям с затрудненным психическим развитием — с задержкой психического развития.
Как личность такой ребенок и в дет­ском саду, и в школе, как показывает опыт, при отсутствии необходимой по­мощи развивается ущербно, а в школе, как правило, не успевает. Не справляясь с учебой, он начинает утверждать себя в делах далеко не благовидных. [12, с. 16]
2.2. Естественные психологические потребности ребенка
По мере расширения сферы общения дети испыты­вают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, управлять чувствами. Сделать это позволяют сказка и игра. Они помогают, например, справиться со страхами. Для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется коррекционная сказка, где метафорически зашифрована информация о страхе и способах его преодоления. На занятии ре­бенок не только прослушивает эту сказку, но и проиг­рывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем. Можно также предло­жить ему нарисовать иллюстрации к сказке, перепи­сать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и т.п. В процессе такой работы ребе­нок не только «знакомится» со своим страхом, но и учится справляться с ним.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. [12, с. 17]
1) Потребность в автономности. В каждой сказ­ке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь толь­ко на самого себя, на свои собственные силы.
2) Потребность в компетентности. Герой оказы­вается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
3) Потребность в активности. Герой всегда ак­тивен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т.д. Иногда внача­ле поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персона­жами.
Результатом удовлетворения этих потребностей яв­ляется формирование таких качеств личности, как:
— автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
— активность, которая предполагает способность вла­деть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров;
— социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
1. Мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, со­чувствия, сопереживания и содействия);
2. Когнитивного, связанного с познанием другого че­ловека, способностью понять его особенности, инте­ресы, потребности, заметить изменения настроения,
эмоционального состояния и др.;
3. Поведенческого, который связан с выбором аде­кватных ситуаций, способов общения. [12, с. 20]
Глава 3.  РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ В СОВМЕСТНОЙ
С ПЕДАГОГОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Практический опыт работы в Детском саду №48 «Золотая рыбка»
Детский сад № 48 «Золотая рыбка» Но­рильска является дошкольным учреждени­ем санаторного типа для детей с первич­ной туберкулезной интоксикацией. Усилия всех сотрудников ДОУ направлены прежде всего на проведение лечебно-профилакти­ческих мероприятий, цель которых — пре­дупреждение развития локального туберку­леза. Туда поступают дети на три-шесть месяцев. Поэтому в первую оче­редь стремятся создать благоприятный эмоционально-психологический климат, чтобы каждый ребенок был окружен атмо­сферой доброты, внимания, заботы и по­нимания. А учитывая, что поступают в основном дети, не имеющие опыта общественного, а то и семейного воспитания, очень важно помочь им адаптироваться в новом окружении без особых проблем.
В изложенном ниже материале пред­ставлен опыт работы воспитателя 2-й кате­гории. Крат­ковременность пребывания детей в сана­торном детском саду ставит перед педаго­гическим коллективом много проблем, прежде всего как и чему учить в эти шесть месяцев, особенно если ребенок пришел из семьи, где родители не слишком обеспоко­ены его развитием. [10, с. 34]
В  последние годы, и об этом приходится говорить с сожалением, развитию эмоциональной сферы ре­бенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллекту­ального развития. Однако, как справед­ливо указывали Л.С. Выготский и А.В. За­порожец, только согласованное функ­ционирование этих двух систем, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Работая с детьми не один год, обща­ясь с ними изо дня в день, воспитатель пришел к выводу: формирование «умных» эмоций и коррекцию недостатков эмоцио­нальной сферы необходимо рассматри­вать в качестве одной из наиболее важ­ных, можно сказать — приоритетных задач воспитания. Известно, что в про­цессе развития происходят изменения и в эмоциональной сфере ребенка: ме­няются его взгляды на мир и отношения с окружающими, а способность осозна­вать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоцио­нальная сфера качественно не меняет­ся. Ее необходимо развивать.
Замыкаясь на телевизоре, компьюте­ре, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучи­лись чувствовать эмоциональное состо­яние и настроение другого человека реагировать на них. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональ­ной сферы, представляется нам весьма актуальной. [10, с. 35]
Кому, как не педагогам, понят­но: на протяжении всего детства, бук­вально от колыбели, нужно стремиться к тому, чтобы поддерживать в ребенке радостное настроение, воспитывать умение находить радость и позволять ребенку со всей детской непосредст­венностью отдаваться ей. Непросто создать такое радостное настроение особенно в период привыкания детей к детскому саду. В ДОУ № 48  эта одна и насущных проблем: практически еженедельно одни дети прибывают к нам другие, пройдя курс лечения, уходят людей. Поэтому воспитатели стараются прежде всего снять напряжение, создать в группе та­кую обстановку, чтобы каждый чувствовал: именно его ждут и с радостью встре­чают. Почувствовав себя нужным, ребе­нок легче переживает перемену в своей жизни. С первых дней пытаются установить эмоционально положительные отношения и с каждым ребенком в от­дельности, и со всеми детьми в целом.
Изучив литературу по эмоциональ­ному воспитанию дошкольников таких авторов, как АД. Кошелева, Н.Л. Кряжева, В.М. Минаева, Н.В. Клюева, Ю.В. Касатки­на, и отталкиваясь от программы «Исто­ки», воспитатель определила для себя принципы, которые лежат в основе  ее общения с детьми.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Орден тамплиеров как субъекта международных отношений XII XIV веков
Реферат LillvernA Essay Research Paper The Success of
Реферат Аналіз нормативноправової бази по податку на прибуток підприємства
Реферат Апаратне забезпечення комп’ютерних систем
Реферат Нелинейное представление информации гипертекст и его использование в коммуникации
Реферат Лечение соматоформных психосоматических расстройств
Реферат Облагораживание полиграфической продукции. Некоторые особенности УФ-лакировки
Реферат Юпитер - планета-гигант
Реферат Банковское дело, финансовый менеджмент, страхование, инвестиции. Ответы
Реферат Соціальна робота з колишніми засудженими
Реферат Bats Essay Research Paper BatsINTRODUCTIONThere are an
Реферат Повышение орфографической грамотности в младших классах
Реферат Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников
Реферат Транспортные характеристики грузов Сохранность груза
Реферат Формирование книг продаж и покупок в конфигурации 1С