Реферат по предмету "Педагогика"


Методические приемы правового обучения

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО «Шадринский педагогический государственный институт»
Кафедра экономики и права

Курсовая работа
Методические приемы правовогообучения

Выполнила:
Студентка 4001 группы
Факультета истории и права
Смирнова Лариса Александровна.
Шадринск 2008

Оглавление
Введение
1. Методические приемы правового обучения
1.1 Понятие «методическийприем»
1.2 Виды методических приемов
1.3 Работа с документами науроках права
2. Интерактивные методические приемы правового обучения
2.1 Понятие интерактивного обучения и приемов
2.2 Виды интерактивных приемов
2.3 Интерактивные приемы работы с учебником
Заключение
Библиография
Введение
Актуальность исследования. Изучение права в современнойшколе не менее актуально, чем изучение предметов отечественной истории или родногоязыка. Гражданственность и патриотизм современного человека во многом характеризуетсястепенью его уважения к законам страны, обществу и государству. Полноценная правоваяподготовка учащихся определяет не только реальное качество образования, но и эффективностьлюбой деятельности в сфере гражданского и патриотического воспитания. Именно поэтомубольшое значение уделяется тому, как достигаются цели и задачи правового образования,т.е. способам взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленным на достижениецели правового образования, воспитания и развития школьников, а именно методам обученияправу и как составной части метода методическому приему. Как говорил известный педагогМ.Н. Скаткин: «метод — это путь, которым учитель ведет ученика от незнанияк знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил». [1]Методы призваны заинтересовать ученика предметом, достигнуть высокого уровня образования.Причем право как учебная дисциплина имеет свои своеобразные методы, методическиесредства и приемы, которые постоянно совершенствуются. Это не удивительно, ведькачество образования зачастую зависит именно от методов и приемов правового образования,которое является неотъемлемой частью общей культуры гражданина, важнейшим условиемформирования позитивного правосознания. Прием — это составная часть метода. Урокпо праву ограничен определенным временем, которое не позволяет часто использоватьвесь метод, но применение его части, т.е. методического приема позволяет работатьнад каким-либо отдельным вопросом. Это и предопределило выбор темы работы, структуруи содержание раскрываемых в ней вопросов.
Степень разработанности проблемы. Вопросам методическихприемов правового обучения свои работы посвятили такие ученые, как: Е.А. Певцова,И.А. Ильин, А.В. Дружкина, Е.Л. Болотов, В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко, В.В. Спасскаяи др. На протяжении многих лет специалисты в области методики пытаются разобратьсяв том, как учить современного школьника. Но здесь возникают споры об эффективноститех или иных методов, что приводит к разработке все новых и новых методик обученияправу. Все большую популярность приобретают интерактивные методики и приемы. Проблемамиразработки данных методов и приемов занимались С.Н. Володина, Г.А. Жигулина, А.И.Ивонина и др.
Целью работы является исследование понятия «методическийприем правового обучения» в современном педагогическом аспекте, отсюда вытекаюти задачи:
раскрыть понятие методического приема правового обучения;
дать характеристику распространенным видам методических приемовправового обучения;
рассмотреть наиболее популярные методики и приемы в современномправовом образовании, возможность их применения на уроках права;
рассмотреть интерактивные приемы правового образования, их виды.
Объектом исследования стали методические приемы правовогообучения, которые должны обеспечивать более эффективное преподавание права.
Предметом являются непосредственно виды методических приемовкак общепринятые (объяснение, рассуждение, характеристика, повествование, приемыработы с текстом и другие), так и становящиеся довольно распространенные интерактивныеприемы на стадиях интерактивного обучения.
Методологическую основу исследования составляют общенаучныеи частные методы познания. Среди общенаучных используются анализ, синтез, сравнительный,системный. Среди частных использовался метод анализа юридической и педагогическойлитературы (документальный метод).
Структура работы. Работа состоит из оглавления, введения,2 глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы иприложения.
1. Методические приемы правового обучения1.1 Понятие «методический прием»
Прежде чем говорить о методических приемах, необходимо знать,что же понимается под этим «словосочетанием». В.Я. Кикотя, А.М. Столяренкоприводят следующее определение: Методические приемы — это психологически правомерныеи педагогически ориентированные способы кратковременных действий преподавателя иадекватные им действия обучающихся, обеспечивающие достижение целей занятия.
При этом они говорят, что совокупность методических приемов “рождает”метод, а комплексное использование методов “придает жизнь" организационнымформам[2].
Морозова С.А. предлагает достаточно простое определение методическогоприема — это действия, направленные на решение конкретной задачи[3].
Распространенным является определение, которое дает Е.А. Певцова:методический прием — это частное средство, с помощью которого в совокупности с другимисредствами реализуется тот или иной способ познания правовой действительности иприобретения навыков в области права[4].
Таким образом, использование различных методов обучения совершенствуетопределенные действия, которые направлены на то, чтобы решить поставленные задачи.Они-то и составляют понятие «методические приемы». Дидакт М.И. Махмутовназывает их «составной частью метода», с чем в принципе согласны все авторывышеперечисленных определений: В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко называют совокупностьметодических приемов методом; Морозова С.А. употребляет словосочетание «составнаячасть метода» в своей работе, а Е.А. Певцова называет методический прием частнымсредством.
Методические приемы представляют собой совокупность приемов преподавания,т.е. способов деятельности учителя и адекватных им приемов деятельности учащихся.Методические приемы — это действия, направленные на решение конкретной задачи. Этоспособы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которыеможно выразить в виде перечня действий. Приемы работы (учения) учащихся зависятот приемов деятельности учителя.
Причем для эффективного использования приемов необходимо их применятьв совокупности с педагогическими средствами — это, тот инструмент, с помощью которогопреподаватель решает стоящие перед ним задачи. С помощью средств обучения возможноускорение процесса усвоения учебного материала (приложение 1).
Так же система методических приемов организации учебной деятельностиявляется компонентом учебного занятия по праву. При этом обращают внимание на рациональностьи эффективность использования времени на уроках права. Специалисты считают, чтоусвоение информации правового характера осуществляется неодинаково на различныхэтапах урока. Так, с первой по четвертую минуту ученики способны усвоить лишь 60%материала, а с четвертой по двадцать третью — 90%, а с двадцать третьей по тридцатьчетвертую усваивается 50% той информации, которая предложена на уроке. С тридцатьчетвертой по сорок пятую минуту процент усвоения информации падает. Учитывая этиособенности, учитель права выстраивает собственную систему организации учебной деятельностина уроке, осознавая, что в конце учебного занятия не следует давать новый материал,заканчивая четкими итоговыми выводами (так, используется психологический прием,объясняющий, что “концовка остается надолго в памяти человека”).
Учащихся следует отвлекать от однообразной утомительной деятельности,чаще варьируя методы обучения.
При выборе методических приемов необходимо учитывать:
1. Как происходит усвоение материала в зависимости от временисуток. Специалисты констатируют, что самый лучший период усвоения сложного юридическогоматериала определяется временными рамками от 11 часов до 13 часов дня. Подъем работоспособностинаблюдается в субботу, так как у учеников на уровне подсознания заложена информацияо приближающемся выходном дне.
2. Наличие и эффективность использования наглядности и техническихсредств обучения праву.
3. Эффективность контроля за работой учеников, оценку их деятельности.
4. Уровень обратной связи, проявляемой в ходе занятия.
5. Степень эстетического воздействия занятия на учеников.
Таким образом, самым распространенным является определение, котороедает Е.А. Певцова: методический прием — это частное средство, с помощью которогов совокупности с другими средствами реализуется тот или иной способ познания правовойдействительности и приобретения навыков в области права. Методический прием можнотакже определить как составную часть метода.
Для эффективного использования приемов необходимо их применятьв совокупности с педагогическими средствами.
При выборе методических приемов необходимо учитывать ряд требований(эффективность контроля за работой учеников, уровень обратной связи, проявляемойв ходе занятия, как происходит усвоение материала в зависимости от времени сутоки т.д.), а так же учащихся следует отвлекать от однообразной утомительной деятельности,чаще варьируя методические приемы правового обучения.1.2 Виды методических приемов
 
Многочисленные споры ученых в отношении сущности и классификациисуществующих методических приемов в области правового обучения позволяют сделатьвывод о необходимости оптимального сочетания их всех на практике. Практика показывает,что доминирование одних приемов в ущерб другим крайне негативно сказывается на результативностиправового обучения. Необходимо иметь в виду следующие особенности обучающего процесса:
1. Для организации творческих уроков по праву следует обеспечитьосновательную подготовку учащихся в виде комплекса базовых знаний, которые могутстать своеобразным фундаментом для развития творчества детей.
2. Сложный по характеру юридический материал нельзя изучать поисковымметодом. Он требует объяснительно-иллюстративного метода и таких приемов как объясненияучителя, лекции, рассказа. Проблемный метод в этом случае будет выступать как прием.[5]Так, учитель формирует определенную проблему, предлагает учащимся подумать над рядомпроблемных вопросов и т.д.
3. При выборе методов и приемов обучения следует учитывать потенциальныевозможности учеников, уровень их подготовки. В классе, где ученики обладают высокимуровнем обученности и потенциальными возможностями для более основательного изученияправа, следует активировать их самостоятельную работу путем заданий повышенной сложности,творческих и проблемных вопросов.
4. Личные способности учителя и наличие времени для изучениявопросов права играют немалую роль в выборе того или иного приема.
Существуют различные методические приемы, которые учитель используетна уроках. Так, Морозова С.А. предлагает следующую классификацию методических приемов:
1. приемы устного изложения теоретического материала (объяснение,рассуждение, характеристика, повествование (конспективное, сюжетное), описание).
2. приемы организации познавательной деятельности (разнообразныеприемы работы с учебным текстом: составление плана текста и аннотаций, рецензирование,составление словаря изученной темы, схематичной модели текста).
3. приемы формирования учебных умений.
Певцова добавляет к этим приемам еще приемы словесной коммуникации(логическое осмысление правового явления, разъяснение, детализация, разносторонняяоценка, обнаружение тенденции, особенное значение факта) [6].М.Т.Студеникин выделяет письменно-графические приемы (составление схем, графиков, сравнительно-юридическихтаблиц, словари новых слов, выполнение рисунков) [7].В системе приемов умственной деятельности при изучении правовых понятий выделяютприемы словесно-понятийного мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство,выявление существенного, формулирование выводов, приемы воображения и запоминания)[8].
Таким образом, авторы выделяют большое количество методическихприемов. Рассмотрим некоторые их виды.
Многие юридические дефиниции учитель раскрывает путем объяснения,которое детально раскрывает сущность юридических понятий, явлений, событий.
Вариантом объяснения является рассуждение. Обычно этот приемпри объяснении нового правового материала начинается постановкой вопроса, ответна который дается путем сопоставления фактов и мнений. С помощью рассуждения разъясняютсяотдельные положения, которые подводят учеников к выводам, заключениям. Этот приемпри решении правовых задач помогает разобраться в случившемся, установить суть делаи дать верное пояснение.
Одним из приемов изложения правового материала является повествование.В одних случаях учитель прибегает к конспективному повествованию, а в других — ксюжетному повествованию. Конспективное повествование — это краткое перечислениеосновных положений неглавного содержания. С помощью сюжетного повествования учительэмоционально излагает по сюжетной линии содержание юридических фактов.
Для того, чтобы дать оценку правовым явлениям, фактам, нормативно-правовымактам, учитель обращается к приему характеристики. Сравнительная характеристикапозволяет выделить существенные, сопоставительные признаки, найти общее, особенноеединичное.
Пользуясь описанием, особенно аналитическим, учитель передаетсущественные, но в основном внешние признаки, черты и детали.
Особо выделяют приемы формирования учебных умений. Различаютумения информационные, организационные, мыслительные (приложение 2). Умение — этосознательное владение мыслительными операциями, приемами деятельности. И.Я. Лернерпредлагает следующие задания, позволяющие усвоить нормы правильного мышления:
1. полностью воспроизвести воспринимаемый устный или письменныйтекст.2. изложить его кратко.3. озаглавить текст или его части.4. сформулироватьопределение по описанию.5. выделить отдельные признаки, явления по описанию.6. воспроизвестисравнение сходных объектов.7. обобщить признаки и свойства явлений.8. расчленитьобъект на его элементы по описанию.9. воспроизвести систематизацию однотипных илиразнотипных явлений.10. воспроизвести раскрытие общего на основе конкретных явлений,конкретизировать общее.11. систематизировать приведенные учителем или в тексте доказательства[9].
Помимо общеучебных умений в каждой предметной области традиционновыделяют специальные (предметные) умения. В правовом обучении посредством определенныхприемов или их системы формируются следующие специальные умения (приложение 3):
- умение объяснять значение юридических терминов, называть важнейшие признакиюридических понятий
- умение комментировать юридические тексты
- умение применять юридические знания для анализа конкретных жизненных ситуаций
- умение формулировать и аргументировать свою точку зрения при разборе ситуациис позиции права
- умение осуществлять свои законные права и свободы на практике в различныхсферах
- умение составлять некоторые официальные бумаги (заявления, жалобы, расписки,доверенности) [10].
- умение проектировать правомерное поведение в юридически значимых ситуациях,давать оценку поступков людей, собственных действий с позиции права.
Кроме того, большое значение в учебном процессе имеют приемысловесной коммуникации:
1. Логическое осмысление правового явления. Здесь учитель систематизирует яркиефакты в своей речи. Например, рассказывая о том, как шел процесс формирования отдельныхнорм права, учитель разъясняет школьникам сущность закрепившихся в действующем законодательствеюридических правил. Так, в нынешнем Семейном кодексе страны есть норма, запрещающаярегистрировать брак между людьми, имеющими близкое родство (ст.14 СК РФ). Вредныепоследствия родственного кровосмешения люди заметили давно.
2. Разъяснение. В этом случае учитель показывает сущность того или иного юридическогоправила, иллюстрирует его многочисленными примерами для более прочного запоминания.Предположим, на уроке отрабатываются навыки практического характера — составлениеисковых заявлений в судебные органы с целью защиты своих прав. Предваряя работу,учитель должен разъяснить особенности такого документа, принципы и правила его составления.
3. Детализация. Объясняя сущность определенного правового явления, учителю необходимообратить внимание на отдельные составляющие его части. Например, разбирая с точкизрения теории права дефиницию «преступление», учитель обращает вниманиеобучаемых на элементы, образующие его состав (таким образом, с помощью примеров,можно детально рассмотреть субъект, объект, субъективную и объективную стороны явления).
4. Разносторонняя оценка. Такой прием характеризуется высоким уровнем изложенияматериала. Предположим, в старших классах при изучении понятия «право»школьники обнаруживают существование многочисленных подходов в науке к этому понятию.Анализируя некоторые школы права (нормативистскую, социалогическую, психологическуюили естественно-правовую), обучаемые учатся сопоставлять позиции мыслителей, юристови выделять их положительные и отрицательные стороны со своей точки зрения. Так ониначинают понимать, что многие явления правовой действительности, несмотря на строгостьи четкость правовых норм, нельзя оценить однозначно. Во многих случаях требуетсядетальное рассмотрение дополнительных фактов и проч.
5. Обнаружение тенденции. На уроках права нередко используются приемы историческогоанализа того или иного правового явления с целью выявления тенденций его развития.Например, особенностями развития современной системы права в стране являются усилениечеловековедческих подходов законодателя при создании норм права, расширение частногоправа, интеграция с международными нормами права и проч.
6. Особенное значение факта. Аргументированные ответы — важное требование учителяправа к своим ученикам, которые именно на его уроках должны отработать умения доказыватьсвою позицию по вопросу, давать конкретный совет при разрешении конфликтной правовойситуации. Учитель права должен иметь в виду, что при одноразовом ознакомлении справовым материалом ученик может легко запоминать три-четыре факта. В этой связисоставление плана урока, а также выделение минивопросов, которые следует усвоить,необходимо основывать на указанном количестве составных частей[11].
В процессе правового обучения ученики постоянно сталкиваютсяс правовыми понятиями. Специалисты считают, что в систему приемов умственной деятельностипри изучении правовых понятий включаются приемы словесно-понятийного мышления. Это:анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, выявление существенного, формулированиевыводов, приемы воображения и запоминания[12].
Анализ — это мысленное расчленение определенного целого явленияна отдельные его составляющие. Синтез предполагает обратное: создать на базе отдельныхэлементов образ целого.
При изучении теоретических вопросов используют сравнение. Онопозволяет выделить общее и отличное в изучаемых правовых понятиях.
Для того, чтобы разобраться в сущности правового понятия, явления,в методике используют прием доказательства.
Школьники должны приучаться выделять главное и второстепенное(дополнительное) по теме, грамотно и четко формулировать названия выделяемых абзацев.В практике встречаются сложности в редактурном оформлении заголовков плана.
Таким образом, существуют различные методические приемы, которыеучитель использует на уроках. Очень редко учитель использует на уроке только одинприем, обычно он сочетает различные методические приемы обучения (причем для эффективногоиспользования приемов необходимо их применять в совокупности с педагогическими средствами).Они включают в себя следующие наиболее распространенные виды приемов правового обучения:приемы устного изложения теоретического материала (объяснение, рассуждение, характеристика,повествование, описание); приемы организации познавательной деятельности (разнообразныеприемы работы с учебным текстом); приемы формирования учебных умений; приемы словеснойкоммуникации (логическое осмысление правового явления, разъяснение, детализация,разносторонняя оценка, обнаружение тенденции, особенное значение факта); письменно-графическиеприемы (составление схем, графиков, сравнительно-юридических таблиц, словари новыхслов, выполнение рисунков); приемы словесно-понятийного мышления (анализ, синтез,сравнение, обобщение, доказательство, выявление существенного, формулирование выводов,приемы воображения и запоминания). При выборе того или иного вида методическогоприема необходимо иметь в виду особенности обучающего процесса. Практика показывает,что доминирование одних приемов в ущерб другим крайне негативно сказывается на результативностиправового обучения.
методический прием обучение право
1.3 Работа с документами на уроках права
Использование документов в правовом образовании является однимиз важнейших элементов методики. Поэтому представляется необходимым остановитьсяна некоторых новых подходах работы с документами.
В целом работа с документами предполагает достижение таких целей,как:
умение собирать и изучать материалы различных источников, включаясредства массовой информации;
умение анализировать различные источники, делать объективныеи взвешенные выводы;
умение определять предвзятое мнение, предрассудки;
умение выносить собственное суждение.
Как видно, данные цели являются общепедагогическими, но работас источниками, с документами — это одно из действенных средств их достижения. Подобныйвид учебной деятельности стал возможен благодаря тому, что в стране создаются условиядля свободы слова, а это в свою очередь, позволяет использовать различные по идеологическойнаправленности документы, недоступные ранее. Необходимо отметить, что научение внимательномупрочтению, анализу первоисточников, умению делать на их основании самостоятельныевыводы является необходимой задачей формирования гражданского сознания, в частностиумения, работать с информацией, подходить к ней критически, не рассматривать любойдокумент как истину в последней инстанции. Кроме того, множественность документов,их идеологическое, политическое разнообразие, различие авторских подходов к оценкеявлений действительности позволяет учителю осуществить (или, по крайней мере, обозначить)задачу становления личности, освобожденной от догм, личности, способной выработатьсвое собственное мнение и отстаивать его, а так же научить работать с любой информацией,которая по тем или иным причинам в данный момент представляет интерес для конкретногочеловека.
Поэтому необходимо знать, что же можно рассматривать в обучениикак документ. К документам в дидактике относятся:
правовые документы, как исторические, так и современные. Этосборники законов или отдельные законы, Конституции, международные правовые документы,например, Всеобщая декларация прав человека, международные договоры и др.
литература (мемуары, воспоминания)
газетные статьи, которые могут быть различными по характеру:аналитические (анализ экономики, политики, права, культуры и т.д.), статьи мемуарногохарактера, выступления политических и государственных деятелей по тем или иным вопросам,доклады и т.д.
свидетельства, которые могут носить документальный характер иличностный, оценочный характер.
литературные произведения.
статистические данные.
Включение документального материала в урочную и внеурочную познавательнуюдеятельность учащимся позволяет решить ряд общедидактических задач: активизируетвосприятие, мышление, эмоциональную деятельность. Документы, включенные в учебнуюдеятельность школьников, часто производят на них большое впечатление, позволяютпочувствовать «пульс» времени, его колорит, при этом документальная информацияобычно хорошо запоминается и потому часто выступает в качестве опоры при изученииматериала в целом.
Остановимся подробнее на методике работы с различными типамидокументов. Для этого удобнее будет классифицировать документы по характеру содержанияисточников. В этом случае они будут подразделены на документы: а) имеющие объективныйхарактер: правовые документы, документальные свидетельства, различные типы докладов(партийные, международные, государственные), статистические данные, и б) имеющиесубъективный характер: мемуары, воспоминания, аналитические статьи, личностные свидетельства.Несколько особняком стоят литературные документы. Естественно, что характер документаопределяет методику работы с ним и те конкретные образовательные и воспитательныецели, которые учитель ставит перед собой, привлекая к учебной деятельности тот илииной документ.
Целями использования документов, носящих объективный характерявляются следующие:
1. воспитательные:
формировать у школьников чувство осознания себя гражданином России.
формировать понимание школьниками сущности государственной власти,как власти, осуществляемой в интересах человека и подотчетной ему.
2. образовательные:
формировать умение документальной критики (знание принципов анализа,документов объективного характера и умение использовать это знание при работе сдокументом)
формировать умение доказательной и деликатной речи — оценки документа
ввести в словарный запас школьников такие понятия, как:«несоответствие», «противоречие», «культура» и др.Научить школьников употреблять данные понятия в качестве рабочего орудия при высказываниисвоих суждений.
Возможность формирования чувств сопричастности всем процессам,происходящим в стране, чувства важности своего участия в законодательной деятельностибудет повышаться при условии, если при работе над документами в классе будет царитьобстановка доброжелательности, учитель сможет задать верный тон, в котором будутотсутствовать элементы язвительности, злорадства, тон, по возможности, семейнойобстановки: мы обсуждаем проблемы нашего дома.
Внутренняя критика документа начинается с проверки:
соответствия документа потребностям времени, под которыми понимаетсяобщественный запрос;
возможности реализации означенного закона.
Для разрешения сомнения осуществляется поиск противоречий внутрисамого анализируемого источника. Однако необходимо иметь в виду некоторые особенностиразличных правовых документов, например Конституции. Внутренняя критика данногодокумента должна состоять из двух этапов:
анализа самой Конституции, который не должен проводиться оченьдолго, поскольку данный документ — это определенные рамки для разработки другихзаконодательных кодексов (уголовного, гражданского, административного и т.д.);
учет особенностей означенного документа позволяет рассматриватьвнутреннюю критику не собственно Конституции, а отдельной отрасли российского законодательствана предмет соответствия конкретных положений Конституции правовым документам, разработаннымна ее основе. Иными словами, внутренняя критика здесь проводится не по одному документу,а по двум: анализируется определенный раздел основного закона и статьи, напримерГК.
Внешняя критика должна предусматривать сопоставление:
одного законодательного документа с другим, например гражданскогоправа с уголовным или административного права с уголовным;
с международными правовыми актами;
с законодательствами других стран.
Работа с документом, проведенная подобным образом, позволит обнаружитьплюсы и минусы государственного законодательства.
Заключительный этап критики документов — выход — должен включатьв себя поиск причин, обусловивших плюсы и минусы анализируемого документа, при этомучителем обязательно должны быть задействованы широкие межпредметные связи (история,литература, география), а также связи межкурсовые (история Отечества и всемирнаяистория, экономическая и физическая география).
Целями использования документов, носящих субъективный характерявляются следующие:
1. Воспитательные:
формирование уважительного отношения к любому мнению;
формирование понимания того, что каждый человек имеет право насвою точку зрения;
формирование умения деликатно высказывать свои суждения.
2. Образовательные:
формирование понимания неоднозначности исторического времени;
формирование понимания факта субъективности в оценке людьми историческихсобытий.
Анализ документов данного типа также начинается с внутреннейкритики документа:
проверке правильности сделанных в нем выводов и оценок (выявлениипротиворечий в описании автором событий и в оценочных суждениях);
анализ нравственной и политической позиции автора документа,его социального положения, а также времени написания документа (во время указанногособытия или postfactum).
Внешняя критика документов означенного типа будет предусматривать:
сопоставление со свидетельствами других лиц по этому вопросу;
сопоставление с официальными сообщениями;
сопоставление с законодательными актами того периода — в историистраны, к которому относятся данные свидетельства.
Произведения художественной литературы как тип источников стоитнесколько особняком, поскольку следует учитывать, что не все в художественных произведенияхможет быть использовано в качестве документа. В то же время как документальное свидетельствоможно рассматривать:
монологические отступления автора;
как правило — все поэтические произведения, поскольку на примереоценок автора можно определить по крайней хотя бы одну точку зрения, имеющую местов данное время и в данной стране;
проблему, поднятую в произведении;
описание быта;
нравственные политические позиции героев произведения как показательобщественных настроений, присутствовавших в данное время.
Таким образом, среди видов методических приемов наиболее распространеннымии применяемыми учителем на уроках права является работа с различными типами правовыхдокументов. Характер документа определяет методику работы с ним и те конкретныеобразовательные и воспитательные цели, которые учитель ставит перед собой, привлекаяк учебной деятельности тот или иной документ. Для методики работы с различными типамидокументов удобнее классифицировать их по характеру содержания источников: а) имеющиеобъективный характер: правовые документы, документальные свидетельства, различныетипы докладов (партийные, международные, государственные), статистические данные,и б) имеющие субъективный характер: мемуары, воспоминания, аналитические статьи,личностные свидетельства. Несколько особняком стоят литературные документы. Работас документами, основанная на рассматриваемых подходах к их анализу позволяет:
научить оценивать любое свидетельство по возможности объективно;
научить осторожно обращаться с документальным материалом, неспешить с выводами и оценками на основании только одного суждения, опираясь толькона один источник.
2. Интерактивные методические приемы правового обучения
 2.1 Понятие интерактивного обучения и приемов
Прежде чем говорить об интерактивных приемах, необходимо иметьпредставление об интерактивном обучении. Интерактивное обучение — это обучение черезопыт. Существуют значительные отличия этого обучения от традиционного. Во-первых,процесс (цикл) интерактивного обучения включает в себя:
переживание участниками конкретного опыта (это может быть игра,упражнение, изучение определенных ситуаций)
осмысление полученного опыта
обобщение (рефлексия)
применение на практике
Продемонстрировать полный цикл интерактивного обучения легчевсего на конкретном примере: упражнение “живая линия”. Участникам предлагают выстроитьсявдоль воображаемой линии (линия может, например, идти по диагонали класса) в зависимостиот точки зрения, которой они придерживаются по поводу обсуждаемой темы. Темой дляобсуждения может стать например тема целесообразности введения суда присяжных внашей стране. Тогда на левом ”полюсе" — сторонники введения суда присяжных,на правом — противники, в центре — сомневающиеся. Двое участников выбираются “наблюдателями”.В их задачу входила фиксация всего происходящего, особенно перемещений вдоль линии.
Представителям различных точек зрения предложено по очереди(не более одной минуты каждому) приводить по одному аргументу в защиту своего убеждения,а остальным участникам — менять свое положение на линии в сторону одного или другогополюса (сделать шаг или несколько шагов) в зависимости от того, насколько аргументывыступающих их убедили. Задания “обязательно переместиться ” нет, но оговариваетсянеобходимость искреннего и полного включения в игру. За упражнением следует обсуждение.Первыми выступают “наблюдатели”, которые подробно описывают увиденное со стороны.Часто они отмечают, как трудно им было сохранить позицию, как хочется “вступитьв бой”. Затем участникам задается вопрос, о том, что они чувствовали, выполняя этоупражнение. Ответы обычно искренние, никто не остается равнодушным. Люди испытывают:“чувство стыда, что я стою посередине, и у меня нет своей позиции”, “страх показатьсялегкомысленным оттого, что я часто переходил от одного полюса к другому ”, “раздражение,что мало времени, и я не успеваю придумать убедительные аргументы ”. Некоторые участникиотмечают, что их собственное поведение стало для них неожиданностью и заставилоо многом задуматься.
Следующий этап обобщение полученного опыта. Здесь могут прозвучатьслова о том, как важно иметь собственное мнение, что каждая позиция имеет правона существование и уважение, если она осмыслена и обдумана. Для педагога обобщать- значит ставить себя на место учеников, представлять, чему их можно научить, длякаких учебных и воспитательных целей можно использовать это упражнение.
При этом в упражнении были задействованы все три канала восприятияинформации учениками: визуальный (тема обсуждения записана на доске и находитсявсегда перед глазами участников), аудиальный и кинестетический.
Еще одно определение интерактивного обучения — “обучение, погруженноев процесс общения”, т.е. основанное на взаимодействии ученика с другими учащимисяи с педагогом. При этом учебная ситуация меняется так, что учитель из лектора превращаетсяво внимательного, заинтересованного собеседника. К методам интерактивного обученияотносятся и такие, которые способствуют вовлечению ученика в активный процесс полученияи переработки знаний[13].
Такие занятия позволяют детям самостоятельно решать трудные проблемы,выйдя из привычной роли наблюдателя и потребителя; создают потенциально более высокуювозможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.Корень многих конфликтов между учителями и учащимися — в отсутствии условий дляравноправного диалога; энергия и активность подростков, которая может быть реализованав взаимодействии с учителем, становится невостребованной и в какие-то моменты, иногдасамые неподходящие, прорывается наружу. Ученик хочет быть субъектом общения, нотак как условий для общения не создано он сам захватывает “коммуникативное поле”как умеет. Именно интерактивный цикл обучения предоставляет ученику “законное"пространство и время для высказывания своих чувств и мыслей и определения своейпозиции. Он предусматривает для этого два отдельных этапа — этап осмысления, т.е.словесное выражение и анализ чувств участников во время упражнения, и этап обобщения,когда ученикам предлагается сформулировать мысли и выводы, к которым подвело ихвыполнение этого упражнения.
Интерактивное обучение — это освоение учеником опыта (стихийноеили специально организованное). Это чрезвычайно долговременный процесс. Для того,чтобы без потерь интегрировать его приемы в рамки классно-урочной системы (связаннойс жесткостью учебного расписания, сменой уроков, кабинетов и т.д.) необходимо использоватьсамые разнообразные интерактивные способы взаимодействия с аудиторией (вербальныеи невербальные).
Очевидно, что полный цикл интерактивного обучения трудно осуществитьво время классического урока, не создав для этого специальных условий.
Таким образом, интерактивное обучение — это форма познавательнойдеятельности, суть которой в такой организации учебного процесса, при которой практическивсе учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность проводитьрефлексию по поводу того, что они знают и думают. Такого рода деятельность преследуетвполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из них — создание комфортных условийобучения, т.е. условий при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальнуюсостоятельность. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоенияучебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый вклад,что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это ватмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получатьновые знания, но и развивает саму познавательную деятельность.
Но учитывая что урок ограничен определенными временными рамками,часто применение интерактивных методик не возможно. Поэтому более актуально будетговорить об интерактивных приемах, которые могут быть использованы для работы надкаким-либо отдельным вопросом. Необходимо различать понятия метод и прием: используяразличные методы обучения, совершаются определенные действия, которые направленына то, чтобы решить поставленные задачи. Именно эти действия и будут составлятьпонятие «методические приемы».
 2.2 Виды интерактивных приемов
Практика создала большое количество методических приемов, с помощьюкоторых учителя права добиваются высоких показателей уровня обученности своих воспитанников.В рамках же интерактивного обучения выделяются отдельные этапы обучающего процессана одном уроке. Для каждой стадии урока в этом случае характерны свои приемы. Рассмотримвозможные приемы на каждой стадии.
Обучающие приемы на стадии вызова.
Наиболее успешно вызов обеспечивается на основе последовательнойорганизации индивидуальной, парной и групповой работы. Но из-за ограниченности учебноговремени этап парной работы присутствует на уроках не часто.
В качестве форм индивидуальной работы предлагается[14]:
1. вызов зрительного ряда (прием визуализации). Ученикам предлагаетсянарисовать то, как они представляют себе тему, обсуждаемую на уроке. Понятно, чтовозможности задействовать зрительный ряд учащимися ограничены содержанием учебногоматериала. Например, можно попросить учеников нарисовать, как они представляют себесемью, но это задание будет совершенно неприемлемо по отношению ко многим другимпонятиям курса «Основы правовых знаний». Кроме того, следует помнить,что это задание не стоит задавать безальтернативно, поскольку не все ученики умеюти любят рисовать. В качестве альтернативы выступает задание на вызов ассоциаций.
2. вызов ассоциаций (прием ассоциаций). Учащимся можно предложитьзаписать в тетради все ассоциации, которые у них возникают в связи с ключевым словомурока. В этом случае материал курса «Основы правовых знаний» предоставляетболее широкие возможности. Будет интересно узнать, какие ассоциации возникают уучащихся со словами «право», «суд», «собственность»и др.
3. вызов, имеющихся знаний и представлений (прием актуализации).Учащиеся получают задание в течение 2-3 минут записать в тетради все, что они знаютили думают по изучаемой теме: например, о правах ребенка, о страховании, наследованииили обязанностях адвоката.
Возможные варианты этого задания на стадии вызова:
1. запишите все понятия, связанные с ключевым словом темы урока.Например, тема «что такое право» (7 класс). Здесь может быть очень широкийперечень понятий: мораль, закон, ответственность, суд, справедливость, правила,нормы поведения и др.2. вспомните и назовите одно из важнейших событий 1993г. Аргументируйтесвой ответ, покажите как это событие повлияло на жизнь России. (это вызов к урокупо теме «Основы конституционного строя»).3. найдите понятие, общее дляследующего ряда слов: брак, семья, ребенок, права и обязанности родителей, опека,лишение родительских прав.
4. решение проблемы юридически значимой ситуации. Каждый параграфучебника «Основы правовых знаний» начинается с описания каких-либо ситуацийили диалога. Ученики получают задание прочитать ее и попытаться найти решение, опираясьна имеющиеся знания.
Нужно заметить, что совершенно не обязательно использовать наодном уроке все названные задания для индивидуальной работы. Можно ограничитьсяодним, например, только 3 или 4 приемом. Перечисленная группа индивидуальных заданийможет вызвать у ученика самые разные чувства и переживания. Например, психологическийдискомфорт, чувство обеспокоенности своим незнанием или неточным знанием или, наоборот,радости оттого, что удалось легко справиться с учебной задачей. Все эти переживанияочень важны с точки зрения вызова интереса к учению как бесконечному процессу познания.
Следующий шаг на данной стадии урока — организация парной и групповойработы. В качестве форм такой работы предлагается:
1. обмен мнениями в группе (паре). Учащимся предлагается обменятьсяв группе (паре) тем, что они знают или думают об изучаемой теме. Время на обсуждение- не более трех минут. Это обсуждение должно быть направленным. Пусть учащиеся обратятвнимание на следующие моменты:
1) в чем совпали имеющиеся представления
2) по поводу чего возникли разногласия
3) из каких источников они получили ту или иную информацию
Если им была предложена для анализа юридически значимая ситуация,то в группах (парах) идет обсуждение именно этой ситуации.
2. сброс идей в корзину. На доске можно нарисовать значок корзины,в которой условно будет собрано все то, что ученики вместе знают об изучаемой теме.Каждая группа называет какое-то одно сведение или факт. Далее по кругу, не повторяяранее сказанного, представители от групп дополняют список идей. Если ранее проходилообсуждение юридически значимой ситуации, то представители от групп дают свой вариантрешения и обосновывают его.
Заметим, что в то время, когда ученики обмениваются информациейв группах (парах), идет активная мыслительная деятельность. Полученные ранее знаниявыводятся на уровень осознания. Они могут стать базой для усвоения нового знания.Это позволяет впоследствии увязать новое знание с уже имеющимися. А сама процедураобсуждения весьма успешно позволяет поддерживать интерес в процессе сбора информации.Ученики слушают друг друга без напоминания учителя, т.к. им очень хочется поделитьсясвоим знанием, а требование не повторять ранее сказанное побуждает к активному слушанию.
Учитель записывает сказанное учениками на доске в виде тезисов.При этом важно безоценочно принимать информацию, даже если она заведомо не верна.Высказывания типа: «это не имеет отношения к теме урока» будут противоречитьодной из важнейших идей интерактивных приемов — ценно каждое мнение, каждая точказрения. А вот на следующем этапе урока — на стадии осмысления — к ошибке, занесеннойв общую корзину идей, непременно следует вернуться и исправить неточность.
В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена,проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненныев сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логическойцепи.
Обучающие приемы на стадии осмысления.
1. первая попытка систематизации материала, собранного в корзинеидей. Оставление кластера. Учащимся предлагается внимательно изучить записи на доскеи попытаться систематизировать то, что они все вместе знают относительно темы урока.В зависимости от содержания «корзины» ученики получают задание сформулироватьвопросы, на которые они уже сейчас могут дать ответ или разделить материал по категориям:понятия, причины, факты и т.д. начинается составление кластера. Кластер — графическаяорганизация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово«кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Разбивка накластеры — это педагогический прием, который позволяет учащимся свободно и открытодумать по поводу какой-либо темы. Учитель записывает ключевое понятие, а доске,а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другимикластерами (предлагаются учащимися), в свою очередь лучи расходятся все дальше идальше.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.Он применяется для стимулирования мыслительной деятельности до того как определеннаятема будет изучена более тщательно (на переходе от стадии вызова к осмыслению).Он может применяться в качестве средства для осмысления материала на основе полногои подробного его структурирования. Кластер замечательно работает на стадии рефлексиипри проведении итогов того, что узнали учащиеся. Его можно давать в качестве индивидуальногодомашнего задания и задания для группы учащихся.
2. знакомство с новой информацией. На уроке это происходит всамых разных формах: лекция учителя, просмотр учебного видеофильма, чтение учебника,чтение специально подобранного текста и т.д. Для организации работы с текстами(а это наиболее распространенный на уроке вид деятельности) интерактивные технологиипредполагают педагогический прием, известный как инсерт, или пометки на полях. Сэтой целью используются специальные маркировочные знаки, которыми ученики помечаютотдельные абзацы или предложения в тексте.
знаком «галочка» отмечается информация, уже известнаяученику.
знаком «плюс» отмечается новое знание, новая информация
знаком «минус» отмечается то, что идет вразрез с имеющимисяу ученика представлениями (он думал иначе).
знаком «вопрос» отмечается то, что осталось непонятными требует дополнительных сведений.
Значение маркировочных знаков трудно переоценить. Получив конкретноезадание, ученики начинают вчитываться в текст, искать ответы. Пометки на полях(или инсерт) методический прием, помогающий ученику активно отслеживать собственноепонимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Известно,что пассивные ученики просто пропускают то, чего не поняли. Они даже не пытаютсяразобраться в путанице, которая, возможно, есть в понимании того или иного вопроса.А специальный знак «вопрос» обязывает их быть внимательными и отмечатьнепонятное. Успешные ученики, пользуясь маркировочными знаками, постоянно соотносятновую информацию с имеющимися представлениями.
Заметки на полях учебника следует делать карандашом. Количествомаркировочных знаков может меняться в зависимости от возраста учащихся и содержаниятекстов.
Наименее «работающий» знак — «минус», особеннов 7-8 классе, т.к. не часто встречаются вопросы, по поводу которых ученики что-тодумают, а тем более думают иначе[15].
3. заполнение маркировочной таблицы. Учащимся предлагается составитьтаблицу, которая имеет 3 колонки: знал, узнал новое, хочу узнать. В каждую из нихнеобходимо внести полученную в ходе чтения текста информацию. При этом записыватьважно своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым идет работа(приложение 4) [16].
Маркировочная таблица весьма информативна для учителя. Есть возможностьоценить соотношение известного и нового знания у каждого ученика в отдельности.Есть возможность поставить отметку за работу на уроке.
Особенно значима третья колонка. Если из урока в урок она пуста,то это знак самому учителю. Почему ребенка ничего не интересует по данному предмету?Кто в этом больше виноват — ученик или учитель?
Если нет возможности целиком заполнить таблицу на уроке, можнопредложить завершить ее дома, а на уроке записать в каждой колонке по одному — дватезиса или положения.
4. коллективный обмен мнениями по поводу прочитанного. Ученикиделятся тем новым, что каждый из них узнал, познакомившись с текстом. При этом обязательноетребование состоит в том, чтобы ученики подтверждали свои суждения непосредственнымобращением к тексту, зачитывали вслух, цитировали. Учащиеся озвучивают вопросы,которые у них остались после работы с текстом, делятся тем, что они еще хотели быузнать, о чем они думали иначе.
5. возвращение к корзине идей. Учащимся предлагается проверитьдостоверность первоначальных представлений по обсуждаемой теме. Они сравнивают содержаниемаркировочной таблицы с тем, что было собрано в корзине идей в начале урока. Еслина доске были зафиксированы ошибки, их надо исправить.
В том случае, если на стадии вызова было предложено обсудитьюридически значимую ситуацию, представители от групп сравнивают свой первоначальныйвариант ответа с окончательным, который получен в ходе работы с текстом учебника.
6. возвращение к первоначальному кластеру. Учащиеся проводятдальнейшую систематизацию материала, дополняют кластер новыми связями и понятиями,которые установлены после прочтения текста учебника или документа.
Выше описаны очень важные приемы, работающие на осмысление. Онипомогают учащимся понимать и контролировать собственный процесс познания. Однако,не все возможно в рамках одного урока. Например, не всегда получается вернутьсяк кластеру. В этом случае работа с ним переходит на дом. Не всегда есть возможностьзаслушать всех желающих поделиться тем новым, что они узнали, или тем, что еще хотелосьбы узнать. В данном случае предложен набор возможных методических приемов, но совершенноочевидно, что все они будут адаптированы учителем с учетом конкретного содержанияучебного материала и подготовленности класса.
Обучающие приемы на стадии рефлексии.
1. возвращение к первоначальным представлениям. Названные вышеприемы (возвращение к корзине идей, возвращение к первоначальному кластеру) отчастиявляются приглашением к размышлению о том, что ученики узнали на уроке и какое значениеможет иметь для них эта информация. Это начало рефлексии. Однако для нее есть испециальные приемы.
2. написание короткого эссе по теме урока. В конце обсужденияуместно предложить ученикам в течение пяти минут написать короткое эссе. Это свободноеписьмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности,дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Смысл такого родаписьменного задания можно выразить следующими словами: «я пишу для того, чтобыпонять, что я думаю».
3. работа ученика с вопросами, которые он сформулировал в колонке«хочу узнать». С этой целью ученику предлагается несколько вариантов работы:
1. сгруппировать постановленные вопросы в кластер.2. составитьплан поиска ответа.3. определить источники поиска информации.
Парадоксально, но школа — это то место, где ученик получает ответына вопросы, которых он не задавал. В этой связи работа ученика со своими вопросамиоказывается очень продуктивной. Здесь возможна как индивидуальная, так и групповаяработа.
4. написание синквейна. В переводе с французского слово«синквейн» означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»,которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учениковв кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексироватьпо какому-либо поводу. Это форма творчесва, но по определенным правилам: перваястрочка — это одно слово или тема синквейна. Обычно, это существительное, например:право, налоги, договор. Вторая строчка — два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.Третья — три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. Четвертая- фраза, предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме. Это можетбыть крылатое выражение или цитата в контексте темы. Последняя строчка — это слово-резюме,которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение. Темасинквейна должна быть по возможности эмоциональной (приложение5).
При знакомстве учащихся с синквейном сначала необходимо объяснитьим как они пишутся, дать несколько примеров. Только после этого можно предложитьим самостоятельно написать синквейн.
Таким образом, в рамках интерактивного обучения выделяются отдельныеэтапы обучающего процесса на одном уроке. Для каждой стадии урока в этом случаехарактерны свои приемы. На стадии вызова происходит актуализация тех знаний, которымиобучаемые уже обладают. К интерактивным приемам в этом случае можно отнести приемвизуализации, ассоциаций и др. На второй стадии обучаемые изучают новые понятия,осмысливают информацию новой темы. Здесь можно выделить такие приемы как заполнениемаркировочной таблицы, коллективный обмен мнениями по поводу прочитанного и др.На третьей стадии ученики выражают свое мнение в форме выступлений, групповых обсуждений,составляют схемы и т.д. Здесь также при выборе интерактивных приемов необходимособлюдать определенные требования, которые в принципе совпадают с требованиями,предъявляемых при выборе приемов традиционного обучения. коллективный обмен мнениями по поводу прочитанного. но предложить завершитьее дома, а на уроке записать в каждой колонке по
 2.3 Интерактивные приемы работы с учебником
Как в рамках традиционного, так и в рамках интерактивного обученияучитель прибегает к помощи учебника на уроках права. Разница лишь в том, что интерактивноеобучение имеет свои специфические методические приемы работы с учебником. Наиболеераспространенными являются методический прием «учимся вместе» (или учимсясообща) и методический прием «Зигзаг». Рассмотрим данные приемы.
Методический прием «учимся вместе»[17].
Под руководством учителя проходит процесс совместного освоенияучениками учебного материала. Этот прием позволяет направить обучение на уровеньпонимания, а не просто воспроизведения той или иной информации. Использование приемаоткрывает возможности по организации различных видов деятельности учащихся: однимпредстоит прочитать текст и объяснить прочитанное, другим — прочитать текст и подготовитьвопросы к нему. При этом всем ученикам, не зависимо от задания, приходится глубокоосмысливать текст, перегруппировывать его, задавать вопросы и отвечать на них.
Роль учителя заключается в следующем:
1. определить учебный текст, с которым будет идти работа. Здесьвозможны варианты. Это может быть специально подобранный текст, например, составленныйиз фрагментов каких-либо статей или книги. В данном случае важно, чтобы текст былпроблемным по содержанию материала, достаточно сложным и позволял бы развернутьобсуждение, дискуссию. Работа может также строиться на основе текста учебника илихрестоматии по праву. При этом важно, чтобы текст отвечал одному обязательному требованию- он должен подходить для визуализации, яркого, наглядного способа передачи.
2. следующее, что необходимо сделать учителю, — это разделитьтекст на три смысловых фрагмента или три части. В случае работы с текстом учебникатакими частями выступают фонарики параграфа. Если их оказывается больше трех, токакие-то из них объединяются в один.
3. далее следует дать ученикам четкую инструкцию, как работатьс текстом. Класс заранее должен быть разделен на шесть групп. Одну и ту же частьтекста читают две группы, но задания у них разные. Содержание заданий меняется взависимости от содержания текста, поэтому с ними лучше познакомиться на конкретныхпримерах. Схематично это представлено в приложении 6.
4. учителю необходимо контролировать ход выполнения заданий вгруппах, следить за регламентом.
5. нужно предусмотреть общее задание для всех учеников, котороеим предстоит выполнять по ходу урока.
6. необходимо заранее позаботиться о том, чтобы в классе былибольшие листы бумаги и фломастеры.
Методический прием «Зигзаг»[18].
Это еще один из вариантов самостоятельной работы с текстом учебникаи взаимообучения на уроке. Известно, что легче всего научиться, обучая других. Отсюдавозник данный прием, который позволяет ученикам оказаться в роли учителя, в ролиобъясняющего, в роли задающего вопросы и отвечающего на них. Этот прием наиболееэффективен при работе с информативным текстом.
Вновь работает весь класс. Необходимо разделить его на 6 или7 базовых групп по принципу добровольности, с условием, что в каждой группе не должнобыть больше четырех человек. Число четыре обусловлено количеством смысловых частейтекста. Назовем эти группы «ученики».
Урок начинается с вызова, первоначального обсуждения какой-топроблемы внутри базовых групп и сбора мнений по проблеме в «корзине идей».Затем ученики рассчитываются на 1-4, и временно расходятся по новым группам. Всепервые номера собираются за одним столом, все вторые — за другой и т.д. назовемэти группы «учителя». В итоге образовалось 4 группы «учителя»,в каждой — по 6-7 участников. Группа «учителя» работают с разными частямитекста параграфа (фонариками), но имеют одинаковые задания: они готовятся к объяснениюучебного материала. Им предстоит вернуться в свои первоначальные группы «учеников»и там выступать в роли учителя. После того как каждый участник группы прочитал текст(про себя), необходимо сделать следующее:
1. выделить главное в прочитанном, т.е. определить какую информацию,сведения, понятия, термины, факты и пр. необходимо сообщить ученикам.
2. предложить наилучший способ объяснения.
3. сформулировать вопросы, которые им могут быть заданы по ходуобъяснения.
Удобнее всего, если, готовясь к роли учителя, учащиеся разделятлист тетради на три части и заполнят таблицу, представленную в приложении 7.
После этапа самостоятельной работы участникам группы «учителя»следует:
обсудить прочитанное;
договориться о том, что именно они будут объяснять;
договориться о том, каким способом они будут излагать материал.
Главная задача учителя на данном этапе — позаботиться о том,чтобы, способы передачи информации, выбранные учениками, были самыми разными. Этопозволит учитывать наиболее распространенные типы восприятия (аналитический, визуальные,аудиальный, рефлексивный и др.) и всякий раз «совпадать» с детьми тогоили иного природного типа.
После этого участники групп «учителя» возвращаютсяв свои первоначальные группы «ученики» (отсюда, по-видимому, пошло название«зигзаг») и по очереди выступают в роли учителей (сначала первый номер,затем второй и т.д.). Каждому предоставляется пять минут на объяснение и ответына возможные вопросы.
В оставшееся время урока идет подведение итогов и рефлексия.В качестве задания на последней стадии урока можно предложить ученикам написатькороткий отзыв о том, как проходило обсуждение темы внутри группы «ученики».Например, можно продолжить предложение: «мне понравилось объяснение, потомучто…» или «я хотел бы подробнее узнать о…» или «я так и не понял…»и другие на усмотрение учителя.
Этот прием, в отличие от описанного ранее приема «учимсявместе», открывает дополнительные возможности для развития навыков монологическойречи учеников, но пока в микрогруппе.
Таким образом, одним из наиболее часто применяемых приемов науроках традиционного и интерактивного типа является работа с учебником. Интерактивноеобучение предлагает свои приемы работы с учебником в аспекте правового обучения.Наиболее распространенными являются методический прием «учимся вместе»(или учимся сообща) и методический прием «Зигзаг». Эти приемы позволяютнаправить обучение на уровень понимания, а не просто воспроизведения той или инойинформации.
Заключение
Процесс учебной работы учителя и учащихся сложен и многогранен.Его эффективность определяется характером деятельности учащихся. Как бы учительни знал свой предмет, но если он не сумел вызвать интерес и организовать творческуюдеятельность учащихся, большого успеха он не добьется. Именно поэтому большое значениеуделяется тому, как достигаются цели и задачи образования — методам и приемам правовогообразования.
Под методическим приемом понимают частное средство, с помощьюкоторого в совокупности с другими средствами реализуется тот или иной способ познанияправовой действительности и приобретения навыков в области права, т.е. по отношениюк методу методический прием выступает как его составная часть.
Методические приемы составляют структуру метода, представляясобой пошаговые единичные операции, которые выполняют учитель и ученик, реализуятот или иной метод обучения праву.
Существует большое многообразие методических приемов, используемыхна уроках права. Среди них выделяют как традиционные приемы (объяснение, рассуждение,характеристика, повествование, описание, разнообразные приемы работы с учебным текстоми т.д.), так и становящиеся в последнее время популярными интерактивные приемы.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организациюи развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, совместному решениюобщих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминированиекак одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового общенияучащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельстви соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманныерешения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Процесс (цикл) интерактивногообучения значительно отличается от традиционного, поэтому и методические приемыцелесообразнее рассматривать на конкретном этапе такого урока (стадия вызова, стадияосмысления, рефлексия).
Среди видов методических приемов наиболее распространенными иприменяемыми учителем на уроках права (как традиционных, так и интерактивных) являетсяработа с учебником и правовыми документами.
Для методики работы с различными типами документов в рамках традиционногоурока удобнее классифицировать их по характеру содержания источников: а) имеющиеобъективный характер: правовые документы, документальные свидетельства, различныетипы докладов (партийные, международные, государственные), статистические данные,и б) имеющие субъективный характер: мемуары, воспоминания, аналитические статьи,личностные свидетельства. Несколько особняком стоят литературные документы. Характердокумента определяет методику работы с ним и те конкретные образовательные и воспитательныецели, которые учитель ставит перед собой, привлекая к учебной деятельности тот илииной документ.
Разница между приемами традиционного и интерактивного обученияв том, что интерактивное обучение имеет свои специфические методические приемы работы.Среди таких наиболее ярким примером интерактивного урока без привлечения каких-либодополнительных средств кроме учебника является методический прием «учимся сообща».Он хорош тем, что у ребят остаются действительно те вопросы, которые им непонятны,а не те, которые непонятны по мнению учителя, ведь зачастую эти мнения не совпадают.
Многочисленные споры ученых в отношении сущности и классификациисуществующих методических приемов в области правового обучения позволяют сделатьвывод о необходимости оптимального сочетания их на практике. Практика показывает,что доминирование одних приемов в ущерб другим крайне негативно сказывается на результативностиправового обучения. При выборе методических приемов правового обучения необходимособлюдать определенные требования (эффективность контроля за работой учеников, уровеньобратной связи, проявляемой в ходе занятия, как происходит усвоение материала взависимости от времени суток и т.д.), особенности обучающего процесса, а так жеучащихся следует отвлекать от однообразной утомительной деятельности, чаще варьируяметодические приемы правового обучения.
Методические приемы дают преподавателю возможность использоватьне весь метод на уроке права, потребности в котором часто не возникает, а лишь егосоставные части для работы над каким-либо отдельным вопросом.
Библиография
1) Барихан А.Б. Большой энциклопедический словарь. — М.: Книжный мир,2000. — с.715
2) Методика преподавания правовых дисциплин / под ред. Болотова Е.Л.- М.: Владос, 2000. — с.262
3) Вагин А. А, Сперанская М.В. Основные вопросы методики преподаванияистории в старших классах. — М.: Просвещение, 1959. — с.216
4) Методическое пособие по интерактивным методам преподавания в школе./ под ред.С.И. Володиной. — М.: Новый учебник, 2002. — с. 192
5) Дружкина А.В. Методика преподавания обществознания в средней школе.- М.: Просвещение, 1985. — с.305
6) Жигулина Г.А. «Интерактивные приемы в преподавании истории,обществознания и права». // Право в школе, №1, 2006, с.22-28
7) Ивонина А.И. «Интерактивные методы в гражданско-правовом образовании».// Право в школе, № 4, 2006, с.8-9
8) Ильина Т.А. Педагогика. — М.: Просвещение, 1984. — с.472
9) Коротаева Е. Хочу, могу, умею! — М.: Владос, 1997. — с.120
10) Лернер И.Я. Проблемное обучение. — М.: Просвещение, 1974. — с.345
11) Юридическая педагогика: учебник для вузов / под ред. В.Я. Кикотя,А.М. Столяренко. — М.: Юнити, 2004. — с.518
12) Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. — М.: Новый учебник,2002. — с.487
13) Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. — М.: Владос, 2003.- с.499
14) Певцова Е.А. Основы правовых знаний. — М.: Владос, 2000. — с.234
15) Певцова Е.А. «Правовое обучение — основа правового воспитания»// Учитель, 2004, №1, с.45-47.
16) Скаткин М.Н. «Учение — творческий путь детей». // Советскаяпедагогика, №6, 1949. — с.54
17) Саранцев Г.И. «Методы обучения как категория методики преподавания»// Педагогика, №1, 1998. — с.34
18) Теоретические и методические основы преподавания права в школе:курс лекций. / под ред.В. В. Спасской. — М.: Новый учебник, 2002. — с.225
19) Трифонов В. В Учебный процесс и его методическое обеспечение. — М.: новая школа, 1991. — с.263
20) М.Т. Студеникин. Методика преподавания истории в школе. — М: Владос.2004. — с.239
21) М.Т. Студеникин. Методика преподавания истории. — М: Владос. 2000.- с.215
22) Правовое образование в школе: концепция, стандарты, программы.- М.: новый учебник, 2003. — с.64
23) Правовое образование: организация внеурочной деятельности (региональныйопыт): Сб. материалов. — М.: новый учебник, (организация правового образования),2003. — с.137

Приложения
Приложение 1
Наиболее распространенные методические приемы и средстваМетодические приемы воздействия на учащихся Средства воздействия на учащихся
-личный показ
иллюстрация фактов
показ положительных примеров
-слово педагога
словесные факты
словесные и наглядные примеры лучших студентов, курсантов, слушателей Анализ допущенных ошибок и недостатков Наглядные материалы, факты, цифры, фамилии конкретных лиц Демонстрация перспектив Примеры должностного и личностного роста специалистов Аппеляция к авторитетам Словесные образы героев, лучших специалистов, отличников учебы и т.д. Анализ документов, нормативных актов, справок и т.д. Документы, справки, отчеты, письма и другие нормативные акты Осуждение негативных явлений Ошибки, допускаемые в учебе и работе Решение проблемных ситуаций Словесное описание или наглядное представление эпизодов, сложных задач, ситуаций, вводных занятий Разбор практических действий специалистов и обучающихся Реальные ситуации из практики действий юридических работников и обучающихся Использование наглядных пособий, информационных технических средств
-схемы, таблицы, плакаты, графики и т.д.
средства наглядности, в том числе и информационные, технические
альбомы фотографий, портретов Использование видео — и электронно-вычислительной техники
-промышленные видеокольцовки, видеоклипы
видеопособия, подготовленные кафедрой: схемы, графики на компьютерах и мониторах и другое Сравнение и сопоставление данных, обобщение по ним результатов, создание поучительной обстановки на занятиях
-таблицы, графики
фрагменты из кинофильмов
образцы техники и оружия
учебники, учебные пособия, литературные источники, дидактические раздаточные материалы и другое Использование оборудования специальных классов, кабинетов, лабораторий Макеты, стенды, турникеты, отдельные детали, блоки, тренажеры и т.д. Фланговый подход в разборе поведения обучающихся на занятиях и вне их
-примеры хорошего поведения
факт допущенных ошибок Отработка практических действий на технике, в тире и на полигоне
-тренажеры, учебные образцы техники и оружия, выполнение учебных задач на боевой технике
регулярные тренировки в стрельбе

Приложение 2
Виды умений учащихсяУчебно-организационные речевые Учебно-информационные Учебно-интеллектуальные Умение планировать деятельность, рационально выполнять задания, давать самооценку Умение отвечать на вопросы, пересказывать текст, связно излагать вопросы, рецензировать Умение работать с книгой, словарем, библиографией Умение мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, решать задачи, обобщать и делать выводы, умение самоконтроля /> /> /> /> />

Приложение 3
Соотношение специальныхумений и формирующих их методических приемов № Специальные умения, которые необходимо развить Возможные методические приемы 1 Научить читать юридическую литературу, анализировать ее, ориентироваться в основных юридических источниках Во время урока необходимо демонстрировать кодексы и другие нормативно-правовые акты, источники права; объяснить, каким образом в них можно найти необходимую литературу. Во время самостоятельной работы по решению юридических задач разрешать учащимся пользоваться справочной литературой 2 Стимулировать чтение юридической литературы Организовывать в кабинете права (в школьной библиотеке) тематические выставки нравственно-правовой литературы по программе правоведческого курса. Организовывать выступления библиотекаря о новых поступлениях юридической литературы. Дать задание каждому учащемуся подготовить аннотацию на одну из прочитанных книг юридического содержания. 3 Научить учащихся определять, является ли данная ситуация юридической; видеть в жизненных ситуациях правовые проблемы Дать задание написать рецензию на “правовой" спектакль, кинофильм, книгу; прочитать газетную статью, проанализировать ее и дать оценку описанным в ней событиям с позиции законодательства. Регулярно использовать на уроках альтернативные упражнения, содержащие вопрос: “какая из двух ситуаций юридическая, а какая моральная? ” 4 Научить ориентироваться в отраслях российского права Можно предложить учащимся решить “правовой" кроссворд; написать “правовой" диктант; определить отрасль права по специально подготовленному для этого плакату, видеосюжету, иллюстрации; ответить, нормами какой отрасли права регулируются события, описываемые в книге. 5 Выработать у учащихся привычку постоянно обращаться к юридической литературе, юридическим источникам При решении задач постоянно использовать задание: “объясните, на основании каких статей закона (подзаконного акта) вы приняли это решение”. 6 Сформировать умение самостоятельно ориентироваться в законодательстве и применять знание норм права к отдельным жизненным ситуациям, имеющим юридический смысл Учить выступать с докладами и сообщениями на юридические темы на основе нормативно-правовых актов и других источников. Систематически проводить практические занятия по решению учебных юридических задач.

Приложение 4
Маркировочная таблица ЗУХЗ (знал) У (узнал новое) Х (хочу узнать)

Приложение 5
Гафическое представление синквейна
_________
__________ _________
___________ __________ ___________
_________________________________________
__________
Примеры синквейна
Контроль
Жесткий, требовательный
Сковывает, изматывает, изнуряет
Несовместим со свободной деятельностью
Ужас!
Налоги
Большие и непосильные
Их скрывают, платят и плачут
Никуда от них не спрятаться, не скрыться,
А жалко!

Приложение 6
Схема работы учащихсяпри использовании методического приема «учимся сообща»Части задания 1 часть текста 2 часть текста 3 часть текста Задание А Группа 1 Группа 3 Группа 5 Задание В Группа 2 Группа 4 Группа 6

Приложение 7
Таблица для заполненияучащимися при использовании методического приема «зигзаг»Информация, сведения, которые нужно сообщить Способ передачи информации Ожидаемые вопросы Основные идеи или факты, термины, понятия Кластер, тезисы, простой план, развернутый план, логическая цепочка понятий, схема, таблица


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Держава - базовий інститут політичної системи суспільства
Реферат Особливості національної економіки Тунісу
Реферат Политика США в отношении Кубы после распада СССР
Реферат Отношения между Россией и Арменией
Реферат Особенности Закона об иммиграции в Германии
Реферат Создание системы управления качеством лекарственных средств в аптеке
Реферат Особенности антикризисной программы "Группы двадцати"
Реферат Особенности развития внешней торговли в России
Реферат Малая группа понятие, структура, механизмы групповой динамики
Реферат 27 квітня 2012 року до участі у Міжнародній Інтернет-конференції
Реферат Какое место занимает мечта в человеческой жизни В повести Э Хемингуэя Старик и море
Реферат Модель ценообразования, обеспечивающая максимум прибыли при выводе нового товара на рынок
Реферат Платоновская теория идей
Реферат Политическая трансформация Хорватии
Реферат Основные этапы переговоров по присоединению России к ВТО