1. ГОСУДАРСТВО И ЕГО ФУНКЦИИ Гос-о – союз (общность) лю, объед-х един-м языком и трад-ми, прож-х на опр. терр. и подч-х политич-ой власти, способной прим-ть принуждение. Государство – сов-ть гос-х учреж-й и орг-й, надел-х полит-ой и экон-ой властью, главная цель к/х обеспеч-ие общес-ого блага. Признаки государства:1)Наличие полит-ой власти обладающей спец.аппаратом принуждения и упр-я.2)Наличие правовой основы им-й общеобязательный хар-р.3)Терр-ая организация населения.4)Гос
суверенитет.5)Принятая система налогообл. Функции государства: 1)Разработка хозяйст-го законодательства обеспеч-е правовой основы эфф-го функц-ия экономики. 2)Поддержка конкуренции и обеспеч-е сохр-ти рын-го мех-ма. 3)Перераспр. доходов и мат-х благ напр-ое на обеспечение соц-х гарантий и защиту нуждающимся. 4)Стабилизация эк-ки в усл-ях колебания эконом-кой конъюнктуры.
Стимул-ие экон-го роста. 5)Производство, реал-я, закупка ТРУ. 2.ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 1)Эконом-е кризисы, сопровож-ся инфл-ей или безраб-ей с к/й сам ры-к не справл-ся. 2)Моноп-я ры-в 3)Произ-во общ-х тов. 4)Перераспр-е ресов в эк-ке 5)Отраслевые диспропорции 6)Терр-ная диспропорция 7)Соц-ое неравенство 8)Наличие внеш. эффектов 9)Проведение фундаментальных научных исследований.
3. ГРЭ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ИНСТРУМЕТЫ, ОБЪЕКТЫ Государственное регулирование экономики – сист. мер законод-го, испол-го контролир-го хар-ра осущ-х правомочными госучреждениями и общ-ми орг-ми в целях стабил-и и развития эк-ки и приспособл. Сущ-ей соц-эконом-ой системы к изм-ся услов-м. Цели: 1)обеспеч-е экон-го роста 2)обесп-е стаб-ти цен 3)обеспеч-е внешнеэк-го равновес. 4)обес-е занятости насел. Инструменты1)администр-е(законы, указы, постановления, запреты, разреш-я,
нормативы) 2)экон-е а)прямые ( нал, гос. расходы, гос. закупки, гос. заказы, гос. сектор) б)косвенные (денежно-кредитный инструментарий: ставка рефинанс-я, норма резервир-я, операции с ценными бумагами на открытом рынке; внешнеэк-кий инструментарий) Объекты: Сферы, отрасли рег-ы, а также ситуации, явления, условия соц-но-эк-кой жизни страны, где возникли труд-ти, пробл-ы, неразреш-е автоматически или разреш-е в отдаленном буд-м в то же время как решение этих
проблем крайне необходимо для норм-го функц-я эк-ки и поддерж-я соц.стабильности. Уровни объектов ГРЭ: Глобальный – эколог-е пробл, эк-кие отнош-я стран, интеграционные проц-ы, мир-ой эк-кий кризис, пробл. бедности) Общехоз-е проц-ы – эк-кий цикл, денежное обращ-е, цены, занятость, НИОКР, фондовый ры-к и инвест-и. Крупные сектора экономики. Отрасли и корпор-и Комплексное развитие регионов страны.
4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ Государственное экономическое прогнозирование – проц. Разраб-и прогнозов соц-о-эк-кого развития страны, осн-й на исп-и эк-ких законов и закономер-й, на исслед-и тенденции развития эк-ки, на исп-и всех способов и методов эк-кой прогностики в целях выявл. важнейших проблем в соц-но-эк-ком развитии гос-а и путей их решения. Прогноз соц-но-эк-кого разв-я содерж: 1)Научно-обосн-е исслед-е тенденций осн-х эк-ких проц-в за предшеств-
й период врем. 2)Вариантное предвид-е развития эк-ки страны и соц.сферы. 3)Оценка объекта иссл-ия. 4)Управленческие реш-я и оценка их последствий. Классификация государственных экономических прогнозов: I. По масшт-м прогнозир-я: 1)Народно-хоз-е (макроэк-кие) прогнозы (разраб-ся мин-ом эк-кого разв-я и торг-ли РФ). 2)Межотрас-е прогнозы (разраб-ся отрасл-ми мин-ми и ведомс-ми).
3)Межрег-ые прогнозы (разраб-т предст-е органы субъектов РФ). 4)Отраслевые прогнозы 5)Регион-й прогноз 6)Прогнозы развития первичных звеньев в эк-ке (НИИ). II. По времени учреждения: 1)Текущие прогнозы (1 месяц и более) 2)Краткоср-е прогнозы (1 год) 3)Среднеср-е (3-5 лет) 4)Дальнеср-е (более 20 лет) III. По объектам прогнозирования 1)Эк-кие 2)Прогнозы прир-х ресурсов 3)Демограф-е прогнозы 4)Научно-техн-е прогнозы 5)Соц-е прогнозы 5.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Государственное экономическое планирование – проц. разработки планов соц-но-эк-кого развития страны, осн-й на исп-ии гос-ых эк-ких прогнозов, учете действий эк-ких законов и закономер-тей, тенденций развития страны, результатом к-го явл. разработка системы плановых док-ов опр-х цели развития эк-ки и способы достиж-я этих целей. Основные задачи: 1)Опр-е общ-х потреб-й. 2)Выявл-е возможных финн-х, мат-х, трудовых ресов, необх-х
для удовл-ия общ-х потреб-й. 3)Обесп-е сбалансир-ти развития между отдел-ми сферами, отраслями, видами произв-ва между рег-ми страны. 4)Повыш-е эфф-ти исп-я всех видов ресов. Виды государственного экономического планирования: 1)Директивное план-е – планы имеют жесткий, обяз-й для исп-я хар-р, назначаются ответст-е за выпол-е плана, несущие ответств-ть за резул-ты. 2)Индикативное план-е – проц. разработки сист-ы макроэк-ких
параметров, хар-щих соотв-щих гос-ной эк-кой политике развитию эк-ки, а также мер, напр-х на достиж-е этих показателей. 3)Страт-е план-е – выбор главных приоритетов развития страны и дост-го разв-я нац-й эк-ки. 6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ Государственное экономическое программирование – проц. разработки системы плановых решений, напр-х на разр-е крупных народно-хоз-х проблем. Программы: Целевые комплексные (среднесрочные:3-5 лет, эк-кие
инстр-ты) – соц-е, отраслевые, региональные, эколог-ие, произв-но организ-ые. Чрезвычайные (краткоср-е, админ-ые инстр-ты) 7. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ Исп-е нал-й сист-ы гос-ва в качестве инстр-а гос-го рег-я эк-кой предпол-т изм-е след-х эл-ов: 1)кол-а и видов нал-в 2)размера нал-й ставки 3)кол-а размеров и видов нал-х льгот. Налог – обяз-й индив-й безвозм-й платеж взымаемый с орг-ий и
ФЛ в форме отчуждения принадл-м им на праве собст-и, хоз-го ведения или оперативного управления ден-х средств для финн-го обесп-ия деят-ти гос-х и местных органов упр-я. По способу взимания налоги делятся на: а)прямые – налоги, взимаемые с доходов и им-ва плательщика б)косвенные – налоги в виде надбавки к цене товара. Налог на прибыль (24%): плательщик – ЮЛ Налог на доходы физических лиц (НДФЛ – 13%): плательщик –
ФЛ НДС (18%, 10% на некоторые, 0% - экспортные операции) Единый социальный налог (ЕСН): плательщик – ЮЛ. Имеет регрессивный характер. Налоговые льготы 1)сниж-е нал-й ставки 2)освоб-е от уплаты налога отд-х категорий 3)устан-е необлаг-го min налогообл-я 4)выведение из - под налогообл-я опр-го элемента Функции налогов: 1)аккумулирующая (фискальная) 2)эк-кая 3)соц-я 8.
БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ Бюджетная политика – изм-е гос-х расх-в в целях поддержки рын-го равновесия и стимул-ия развития отд-х сфер нац.эк-ки.Федеральный (гос) бюджет – форма образ-я и расход-ия фонда ден-х средств, предназн-х для финн-го обесп-я задач и фун-й гос-ва и местного самоупр-я. Концепция формирования и использования бюджета: 1)конц-я нейтр-го бю-та. В соотв-и с данной конц-й бю-т не дол.
Исп-ся как инстр-т гос.регулирования эк-и. Главная цель: обесп-е сбалансир-ти бю-т. 2)кейнсианская концепция. Предпол-т активное участие гос-ва в стабил-ии эк-ки путем увел-я гос-х расх-в в период эк-кого кризиса. В рез-те бю-т разбалансирован но при этом эк-ка функцион-т в условиях полной занятости. Доходная часть государственного бюджета. 1)нал-е доходы – 70-80% поступлений. 2)ненал-е доходы – 10-20% от внеш-й торг-ли.
3)гос-ые займы – 5-10% Расходная часть государственного бюджета. 1)расходы на соц-е нужды – 30-50% 2)расходы на произв-ые нужды – 10-20% 3)расходы на админ-ые нужды 4)расходы на военные нужды – 5-10% 5)оплата госдолга – 5-10% 6)гос-е трансферты другим уровням упр-я. 9. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА Фискальная политика – совокупность государственных мер в области государственных финансов, распространяющихся на мобилизацию, концентрацию, определение направлений и
сумм государственных расходов, осуществляемых в целях стабилизации экономики и обеспечения производства ВВП в условиях оптимального уровня инфляции. Виды фискальной политики: 1. Политика встроенных стабилизаторов – такая система при которой ранее введенные нормы и правила хозяйственной жизни стабилизирует экономику. 2. Дискреционная фискальная политика – сознательные действия правительства направленные на обеспечение дополнительной стабильности.
2.1. Стимулирующая. На фазе спада государство проводит стимулирующую политику, выражающуюся в снижении количества налогов и налоговых ставок, увеличение количества налоговых льгот расширении государственного сектора, увеличение государственных расходов на производственно хозяйственные и социальные нужды. 2.2. Сдерживающая. На фазе экономического подъема все инструменты фискальной политики используются наоборот. 10. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ Денежно-кредитное регулирование – совокупность государственных мер в области денежного обращения и кредита, направленных на стабилизацию экономических процессов и обеспечение национального производства в условиях полной занятости при оптимальном уровне инфляции. Цели денежно-кредитного регулирования: 1. Обеспечение стабильности цен. 2. Обеспечение устойчивости национальной валюты. 3.
Обеспечение положительного сальдо платежного баланса. 4. Концепции денежно-кредитного регулирования. 1. Кейнсианская концепция базируется на утверждении, что главным видом государственного воздействия на экономику является налогово-бюджетное регулирование, а денежно-кредитное – вспомогательный способ, направленный на активизацию инвестиций как составляющую совокупного спроса 2.
Монетаристкая концепция базируется на жестком регулировании государством денежно-кредитной сферы. 11. МОНЕТАРИСТКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ: ЖЕСТКАЯ И ГИБКАЯ МОНЕТАРНЫЕ ПОЛИТИКИ. Монетаристкая концепция базируется на жестком регулировании государством денежно-кредитной сферы. Различают два типа монетариской политики: • Жесткая монетариская политика – поддержание бюджета на некотором уровне.
Направлена на противодействие инфляционным процессам. Она предлагает поддержание денежной массы на определенном уровне, что соответствует вертикальной функции денежного предложения (Sm). Инфляционный спрос на деньги приводит к резкому увеличению процентной ставки, что в свою очередь приводит к снижению потребительских и инвестиционных расходов. Эмиссия денег должна осущесвлятся в соответствии с «золотым правилом
Фридмена»: темпы роста денежной массы должны быть равны темпам роста реального объема национального продукта. • Гибкая монетариская политика. Данный тип политики проводится для стабилизации скорости обращения денег. При увеличении спроса на деньги процентная ставка изменится незначительно или останется прежней, а в экономику вливается дополнительно большое количество денег что стимулирует потребительские и инвестиционные расходы. 12. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИКИ 1. Учетная политика государства. Учетная ставка – ставка, по которой центральный банк переучитывает векселя ранее учетные коммерческими банками Ставка рефинансирования – ставка по которой центральный банк кредитует коммерческие банки. Снижение ставки рефинансирования ведет к увеличению кредитных возможностей коммерческих банков, что в свою очередь ведет к расширению кредитной эмиссии через мультипликатор, что ведет к увеличению предложения денег в экономике, следовательно снижаются процентные ставки на денежно-
кредитном рынке происходит увеличение инвестиционных и потребительских расходов. Совокупный спрос растет отсюда увеличивается объем национального производства и происходит рост цен. 2. Норма резервирования – доля депозитов банка, которая должна хранится на беспроцентных счетах центрального банка. Снижение нормы резервироания ведет как и в предыдущем к росту цен. 3. Операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.
Государство воздействует на экономику через этот инструмент повышая или понижая доходность ценных бумаг. Если доходность увеличивается субъекты экономики увеличивают количество покупок ценных бумаг ( при этом снижая количество денег в экономике) это ведет к увеличению процентной ставки и снижению инвестиционных и потребительских расходов, следовательно уровень цен снижается и снижаются объемы национального производства. В зависимости от использования всех трех инструментов различают политику «дорогих» и «дешевых» денег.
Дорогих денег – антиинфляционная политика Дешевых денег –стимулирующая, направленная на рост ВВП. Селективные инструменты денежно-кредитного регулирования. 1. Ограничения, устанавливаемые центральным банком на предоставление кредитов коммерческим банкам по определенным направлениям (потребительский кредит, ипотечные кредиты). 2. Ограничения на осуществление деятельности коммерческих банков на фондовых рынках.
3. Жесткий контроль центрального банка над нормативами деятельности коммерческих банков. 4. Установление определенного размера уставного капитала коммерческого банка. 5. Рекомендации центрального банка коммерческим банкам. 6. Амортизационная политика государства. 7. Денежная реформа. 13.ПРОБЛЕМЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 1. Двойной характер денежно-кредитного регулирования 2.
Наличие передаточного механизма 3. Наличие избыточных резервов коммерческих банков 4. Неочевидность скорости обращения денег 5. Незнание эластичности спроса на деньги 6. Временной лаг. 14. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГРЭ Государственный сектор экономики – совокупность предприятий и организаций целиком или частично находящийся в собственности государственных и муниципальных органов управления.
К государственному сектору относится: 1. Государственные учреждения 2. Государственные унитарные предприятия 3. Акционерные общества со 100%-ым пакетом акций в руках государства. 4. Акционерное общество с контрольным пакетом акций в руках государства. 5. Акционерное общество с пакетом акций в руках государства на уровне «блокирующего меньшинства». Государственный сектор как инструмент ГРЭ. 1. В условиях кризиса расширения государственного сектора
ведет к поддержанию занятости населения, уровня жизни, совокупного спроса. 2. Формирование цен в государственном секторе способствует их стабилизации. 3. Государство заполняет неполные рынки, то есть производит низко рентабельную или убыточную продукцию. 4. В рамках государственного сектора реализуется: капиталоемкие проекты с длительным периодом возврата капитала. 5. Проведение технического и технологического обновления предприятий.
6. Как инструмент антимонопольной политики 7. В целях осуществления социальной политики. 15. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО ЧАСТНЫХ БЛАГ 1. Почтовые услуги и связь 2. Производство электроэнергии 3. Железнодорожные перевозки 4. Страховое предпринимательство 5. Банковская деятельность 6. Управление землей и полезными ископаемыми 16. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ Чистые общественные блага – такие товары и услуги которые потребляются вне зависимости от того оплатил их человек или нет. (проведение общественных праздников) Свойства: Неделимость Неисключительность в потреблении Неснижение полезности от потребления блага при появлении новых потребителей Чистые общественные блага производятся государством за счет бюджетных расходов.
Квазиобщественные блага – блага, которые не отвечают одному из выше перечисленных свойств. Методы ограничения потребления общественных благ. 1. Предоставление равного количества блага всем членам общества 2. Очереди 3. Цены 17. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ Внешние эффекты – некоторые выгоды (издержки) получаемые третьими лицами при производстве определенных
товаров и услуг. Пример: Когда издержки имеются у третьей стороны государство стремится трансформировать их в издержки предприятия - производителя путем либо введением дополнительных налогов, либо административно заставляет предприятие устанавливать очистные сооружения. Если выгоды третьей стороны очень большие то частный бизнес не проникает в эту сферу и такие блага производит государства. 18. ГОСУДАРСТВО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: •
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН, • СУБСИДИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА, • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ ТОВАРОВ И УСЛУГ, • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКАЗЫ Государственное регулирование цен. • Установление верхнего предела цены (потолка цен) • Установление нижнего предела цен (пола цен) • Введение косвенных налогов или изменение их налоговых
ставок • Установление цен отрасли. Эта отрасль, в которой государство является крупным покупателем или заказчиком продукции • Установление цен ситуация «подпирающая цену». Это для отраслей, в которых наблюдается быстрое моральное устаревание основных средств. • Регулирование внешнеэкономических цен (через страхование экспортных операций, изменение тарифов при квотировании и контенгировании участников внешнеэкономической деятельности.
Субсидирование производства: • Прямые субсидии – средство государственного бюджета, направленные на финансовую поддержку частного сектора. • Косвенные субсидии – субсидии, предоставляемые частному сектору в виде налоговых льгот. • Скрытые субсидии – субсидии в виде выгод, которые получает частный сектор при увеличении импортных пошлин или квотирования ввоза импортной продукции. Государственные закупки – приобретение государством товаров и услуг на общенациональном рынке в целях
обеспечения деятельности государственной организаций и учреждений (здравоохранение, наука, культура) Государственные заказы – приобретение государством уникальных видов продукции или работ путем их размещения на частных предприятиях на основе тендерных торгов. Заказ размещается на предприятиях, которые с минимальными затратами готовы произвести продукцию или выполнить работы для государства. Результат воздействия государственных заказов и закупок на экономику.
1. обеспечение социальной сферы необходимыми товарами. 2. стимулирование частного сектора 3. изменение совокупного спроса 4. обеспечение стабильности на рынке труда 5. повышение эффективности национальной экономики. 19. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ВИДЫ. Антимонопольное регулирование экономики – комплекс экономических, административных мер, законодательных
актов, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, на обеспечение всем субъектам равным условий хозяйствования и недопущение недобросовестной конкуренции. Более чем столетний мировой опыт антимонопольного регулирования позволяет выделить четыре основных его направления: 1. Ограничивается монополизация рынка. 2. Запрещается слияние конкурирующих компаний. 3.
Запрещается установление монопольных цен 4. Сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах. . Необходимость такого рода правовых мер связана с недобросовестными методами соперничества, к которым относятся: • распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, качества и потребительских свойств
товара; • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; • самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки, внешнего оформления товара других хозяйствующих субъектов; • получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Антимонопольное регулирование предполагает законодательное (административное) и корректирующее (нормативно-ориентирующее) регулирование. Важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования экономики - само понятие монополиста как субъекта, деятельность которого подлежит регулированию. В российском законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через понятие «Доминирующее положение» - это исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного
товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке, затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Другой важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования - определение видов деятельности, представляющих собой злоупотребление хозяйствующим субъектом (или группой лиц) доминирующим положением на рынке. Концепция российского антимонопольного законодательства относительно российской
концентрации базируется на том, что нельзя разрешать действия (сделки), влекущие за собой установление, расширение или облегчение применения рыночной власти определенного хозяйствующего субъекта, если соответствующие отрицательные антиконкурентные последствия не компенсируются положительным результатом концентрации в плане повышения конкурентоспособности данного субъекта на внутренних и международных товарных рынках. Запрещенные действия органов власти и хозяйствующих субъектов
Действия органов власти Действия хозяйствующих субъектов Необоснованный запрет на осуществление деятельности хозяйствующих субъектов Изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита и повышения цен Необоснованное препятствование деятельности хозяйствующих субъектов Включение в договор товаров, в которых потребители не заинтересованы
Запрет на продажу товаров из одного региона России в другой Создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам Указания о первоочередных поставках товаров определенному кругу потребителей Навязывание контрагенту неприемлемых для него условий договора, принуждение к заключению «связанных контрактов» Необоснованное препятствование созданию новых хозяйствующих субъектов
Нарушение порядка ценообразования, установление монопольно высоких (низких) цен Необоснованное предоставление отдельным хозяйствующим субъектам налоговых и иных льгот Необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства соответствующего товара Обязательный элемент любой системы антимонопольного регулирования - совокупность антимонопольных органов, их задачи, функции и полномочия.
К его основным задачам относятся: • содействие формированию рыночных отношений на основе конкуренции и предпринимательства; • предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; • государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Система антимонопольного регулирования экономики включает также и меры ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. В России это в основном меры административно-организационного воздействия,
хотя в некоторых случаях предусматриваются и более строгие меры. Естественными монополиями являются организации (коммерческие и некоммерческие), производящие (реализующие) товары (услуги), удовлетворение спроса на которые эффективно при отсутствии конкуренции ввиду технологических особенностей производства, и товары, имеющие устойчивый спрос при значительном изменении цены в силу невозможности полной замены их другими товарами. Согласно
Федеральному закону РФ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 г к ним относятся: • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; • транспортировка газа по трубопроводам; • железнодорожные перевозки; • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; • услуги общедоступной электрической и почтовой связи. В мире наиболее радикальной формой регулирования естественных монополий является передача предприятий в государственную собственность. Однако и там, где этой формы не существует, для управления
естественными монополиями создаются специальные органы, осуществляющие прямой контроль для обеспечения баланса интересов производителей и потребителей. Основным объектом регулирования в естественных монополиях являются цены и тарифы на их продукцию (услуги). Правительство РФ утверждает перечень товаров (услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат регулированию.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |