САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТПСИХОЛОГИИ И АКМЕОЛОГИИКАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИКУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплине «Методика преподаванияпсихологии»
на тему: «Методическая разработкалекции и семинарского занятия по теме «Виды воображения»
Работу выполнилa
студентка 3 курса
Вайшля Светлана Анатольевна
Научный руководитель
Лелебин Сергей Петрович
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2010
Содержание
Введение
Глава 1.Методическая разработка лекции
1.1 Организационно-методическая часть
1.2 Содержание лекции идемонстрационные материалы
Глава 2.Методическая разработка семинарского занятия
2.1 Организационно-методическая часть
2.2 Содержание занятия идемонстрационные материалы
Заключение
Списоклитературы
Введение
В современном мире психологияглубоко проникает в практическую жизнь общества. Об этом свидетельствуетоткрытие все новых учебных заведений, готовящих профессиональных психологовсамых разных направлений. Психологические знания проникают в различные областижизни и деятельности человека.
Однако современноеобщество еще не готово серьезно воспринимать эти знания и тем более активноспособствовать их применению в жизни и профессиональной деятельности людей.Поэтому одной из центральных проблем практической психологии является проблемаобеспечения психологической грамотности всего населения от школьника допенсионера.
Для решения этой проблемынеобходимо, прежде всего, обеспечить высокую эффективность подготовкипрофессиональных психологов, в том числе и преподавателей психологии.
Методика преподаванияпсихологии как учебный предмет и тем более как научная дисциплина еще недостаточно изучена, несмотря на то, что интерес к этой дисциплине проявлялимногие видные психологи. У современных психологов этот интерес лишь начинаетпробуждаться, и вопрос о методическом обеспечении преподавания психологииостается актуальным.
Современноепсихологическое образование нуждается в разработке новых активных методовобучения психологии, новых программ и методических пособий, разработанных наоснове научных исследований и практики работы психологов.
Сказанное выше убеждаетнас в том, что практического психолога необходимо тщательнее готовить не толькокак специалиста, но и как специалиста, хорошо владеющего методикой преподаваниястоль сложной и ответственной дисциплины, какой является психология.
Предметом данной работыявляются – методы, формы и средства обучения психологии, их специфика иособенности.
Глава 1 Методическая разработка лекции
/>1.1 Организационно-методическая часть
1.Тема лекции: «Видывоображения».
1.1. Лекция являетсячастью темы: «Воображение», которая идет в рамках 1-го курса « Общейпсихологии» в разделе «Психические процессы». Перед моей темой идет « Память», аза моей темой идет «Мышление». Выбор темы лекции соответствует учебному планудисциплины.
1.2. При изучении воображения,рассматриваем тему «Виды воображения ».
Лекция «Виды воображения»базируется на знаниях полученных студентами в процессе изучения дисциплин «Психологияличности».
1.3 Библиография по темелекции. (для преподавателя)
1. КоршуноваЛ.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.
2. ВыготскийЛ.С. “Развитие высших психических функций”. — Издательство “Просвещение”,Москва, 1950
3. БрушлинскийА. В. Воображение и творчество // Научное творчество. — М.: Наука, 1969..
4. БрушлинскийА.В. Субъективное мышление, учение, воображение.-Воронеж.: Изд-во институтапрактической психологии, 1996.-374 с.
5. ВеккерЛ.М. Психические процессы. — Т. 1. — Л., 1974. (Воображение и психологическоевремя: 262—271. Представление (воображение): 278—295.)
6. ГамезоМ.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информационно-методические материалык курсу «Общая психология».-М.: Просвещение, 1986.-272 с.
7. ВольпертИ.Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. — Л.: Медицина, 1966.
8. НемовР.С. Общая психология. – М.: Владос, 2008 – 396 с.
9. Хрестоматияпо общей психологии. Выпуск 3. Субъект познания: Учебное пособие для студентовспецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям52100 и 020400 – «Психология».М.: Учебно-методический коллектор «Психология»,2001.515с.
2. Организация лекции.
2.1 Данная лекцияпредназначена для учащихся 1-го курса факультета «психология» в рамках изучениятемы «воображение» в предмете «общая психология ». Аудитория знакома сосновными понятиями психологии, а так же с психическими процессами».
2.2 Цель лекции «Видывоображения».
1. Ознакомить с существующими«видами воображения».
2. Предложить студентам,основанные на лекционном материале, индивидуальные задания, способствующиеразвитию творческого потенциала.
2.3 Учебныезадачи лекции.
1. Информативные:
— повторить определениявоображения ;
— дать представление осуществующих видах воображения;
— определить основныепонятия «воображение», «сновидение», «мечта», «грезы», «галлюцинации», и т.п.;
— рассмотреть различныевиды воображения.
2.Аналитические:
— классифицироватьвоображение по видам;
3. Системообразующие:
— систематизироватьзнания о видах воображения;
4. Творческие:
— мотивировать ксамостоятельному изучению материала,
— укрепить навыкисоздания собственных суждений о воображении,
— создать обстановкуспособствующую творческой работе.
5. Воспитательные:
— повысить мотивацию кизучению психологии,
— привить интерес кпсихологическим исследованиям.
2.4 Лекция — обзорная эточёткое планирование по пунктам и по времени, логика и краткость изложения, подконспект. Излагаемый материал сопровождается иллюстрациями и приведениепримеров характерно для такой лекции. Её цель – дать основные знания о видахвоображения.
2.5 Монолог с опорой навизуальные средства.
Использование элементоввизуализации в лекции позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важныхаспектах лекции, способствует лучшему пониманию и усвоению. Этот вид лекциилучше всего использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему,дисциплину. Создаётся установку на изучение материала, развитие навыковнаглядной информации, с включением активной мыслительной деятельности.
2.6. Дидактическоеобеспечение решения задач лекции.
2.6.1. Основные понятиялекции: воображение, активное воображение, пассивное воображение, воссоздающеевоображение, творческое воображение, мечта, грезы, диссоциация, ассоциация, сновидения.
2.6.2. Мультимедийныйпроектор, CD-диск/>/>
1.2 Содержание лекциии демонстрационные материалы
1. Лекция 90 мин по 45минут с пяти минутным перерывом
Введение 5 мин.
Активное воображение 30мин
Пассивное воображение 40мин.
Заключение 10 мин
Вопросы аудитории 5 мин.
2. Библиография по темелекции для студентов:
1. Немов Р.С. Общаяпсихология. – М.: Владос, 2008 – 396 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основыобщей психологии: В 2-х т. Т. 1. – М., 1989.
3. Общая психология./ Подред. Богословского В.В., Ковалёва А.Г., Степанова А.А., Шаталина С.Н. –М.:Просвещение, 1973.-352с.
4. Маклаков А.Г. Общаяпсихология. – СПб.: Питер,2005. – 583с.:
3. Введение
На предыдущих занятиях мырассмотрели, общую характеристику воображения. Сегодня мы продолжаем говорить овоображении.
В научной литературесуществует очень много подходов к определению воображения. Обратимся кнекоторым из них:
Л.С.Выготский считает,что “воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строиткакие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом,привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что врезультате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основутой деятельности, которую мы называем воображением”.
С.Л.Рубинштейн пишет:“Воображение — это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного ипорождение на этой основе новых образов”.
Согласно Е.И.Игнатьеву,“основной признак процесса воображения заключается в преобразовании ипереработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получаетсяновое представление”.
А “Философский словарь”определяет воображение как “способность создавать новые чувственные илимыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученныхот действительности впечатлений”.
Итак, воображение – это?Правильно, — это процесс преобразования представлений, отражающих реальнуюдействительность, и создание на этой основе новых представлений. Именно этоопределение мы записали на прошлом занятии.
Процесс воображениявсегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами.Какими? Да, памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваемпреобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоитзадача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте,мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представлениявоспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений илисоздать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.
Тема занятия – видывоображения.
Существует много видоввоображения, так как воображение – это не самостоятельная форма деятельности, акомпонент всякого решения задачи, и поэтому, естественно, нужно разделять этивиды. Прежде всего логически очень важно разделять воображение на активное ипассивное. Здесь, конечно, имеется в виду не то, что есть воображение, котороеактивно осуществляется субъектом, а что есть воображение, происходящее как быпассивно, совершенно без его участия. На самом деле имеется в виду мерасознательного участия субъекта в процессе построения конкретного образа. С этойточки зрения воображение и можно разделять на активное и пассивное.
Учебные вопросы.
Активное воображение
1. Воссоздающеевоображение.
2. Творческоевоображение.
3. Мечта.
Пассивное воображение
1. Галлюцинации.
2. Грёзы.
3. Сновидения.
Активное воображение.
Активное воображениераспространяется на все формы творческой деятельности субъекта. Это ивоображение в процессе мышления, восприятия, и в волевых эмоциональныхпроцессах как момент, ответственный за построение ключевого образа.
В высших формахвоображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются всоответствии с целями. Пользуясь ими, человек по собственному желанию, усилиемволи вызывает у себя соответствующие образы творческой деятельности человека.Эта форма воображения носит название активной. Произвольное, или активное,воображение преднамеренно, т. е. связано с волевыми проявлениями человека.
Произвольное воображениеимеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляетсятогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов,намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процессвоображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такойработы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужныепредставления.
Среди различных видов иформ произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение,творческое воображение и мечту(Рис.1.)Активное воображение
/>Преднамеренное воображение
/>/>/>Воссоздающее воображение Творческое воображение Мечта
Рис.1. Виды воображения.
Воссоздающеевоображениепроявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта,как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мысталкиваемся, когда читаем описание географических мест или историческихсобытий, а также когда знакомимся с литературными героями. Следует отметить,что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но иосязательные, слуховые и т. д. Так, читая описание Полтавской битвы в поэме А.С. Пушкина «Полтава», мы отчетливо представляем себе раскаты орудийныхвыстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.
В репродуктивном (воссоздающем)воображении речь идет о том, чтобы восстановить конкретный образ наличнойситуации по тем сведениям или информации, которая вам сообщается. Значит, вэтом случае вы не должны выдумывать, а должны только получить представление отом, что вам сообщается. На самом же деле такое представление тоже нужнопостроить, и условия построения тем более коварны, что большей частью остаютсяскрытыми. И поэтому нам выгодно в экспериментальных целях взять такой случайпостроения репродуктивного воображения, т.е. ситуацию, когда мы как будто бывоспроизводим, представляем, воображаем то, что есть перед нами. Мы рассмотримодин такой случай, практически очень важный – умение читать карту, т.е. умениестроить представление о местности по карте. Это действительно типичный случайрепродуктивного воображения.
Казалось бы, на картеданы все указания относительно того, с какой местностью мы имеем дело. Новсе-таки карта – это система условных знаков, и чтобы ею хорошо пользоваться,нужно обязательно перевести ее в этот конкретный образ. Это, между прочим, тожеочень интересная вещь.
Чаще всего мысталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходимо воссоздатькакое-либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда мывоссоздаем представление о каком-либо предмете не пользуясь словами, а наоснове схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многомопределяется способностями человека к пространственному воображению, т. е.способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процессвоссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.
Творческое воображение.
Следующий видпроизвольного воображения — творческое воображение. Оно характеризуется тем,что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу,а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для негонеобходимые материалы.
Творческое(продуктивное)воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всехслучаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтомумежду воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. Привоссоздающем воображении зритель, читатель, или слушатель должен в большей илименьшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческоговоображения. Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходекоторого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющиеценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются(«кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческоевоображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческойдеятельности человека.
Образы творческоговоображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций.В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальныхопераций. Первый — операции, посредством которых формируются идеальные образы,и второй — операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.
Один из первыхпсихологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции:диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация — отрицательная и подготовительнаяоперация, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результатетакой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новоесочетание.
Без предварительнойдиссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация — первый этаптворческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации — существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация — созданиецелостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация даетначало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другиеинтеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частными чисто случайным сходством. Продуктивное воображение отличается тем, что в немдействительность сознательно конструируется человеком, а не просто механическикопируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творческипреобразуется. Например, основой творчества ряда мастеров искусства, чей полеттворческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические средства, становитсятоже реальность. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображениетворцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, вибрациейвоздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов(пуантилизм), разлагая мир на геометрические фигуры (кубизм) и так далее. Дажепроизведения такого направления искусства, как абстракционизм, создавались припомощи продуктивного воображения. С продуктивным воображением в искусстве мывстречаемся в тех случаях, когда мир художника – фантасмагория, иррационализм.Результатом такого воображения является роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита”,фантастика братьев Стругацких, фантастические кентаврицы и кентаврятачетырнадцатилетней московской школьницы Нади Рушевой (рис.2).
/>
Рис.2. Рисунки НадиРушевой.
Обращение к стольнеобычным, причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное иэмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.
Чаще всего творческийпроцесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлетькакой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его всвоем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередкоактивное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь сосвоим временем, своим «я», вживаясь в создаваемый им образ. Немалосвидетельств этому дано в литературе.
Реже импульсомтворческого процесса становится пассивное воображение, так как спонтанные,независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктомподсознательной работы его мозга, скрытой от него самого. И, тем не менее,наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможностьпривести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так,Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям,запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях.
Кроме того, творческийпроцесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения,постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным,и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и онподчиняется их логике. В этом отношении весьма наглядно творчествоФ.М.Достоевского. Через все романы писателя проходит буквально несколькоглобальных идей, над которыми «бьются» и страдают его герои, такие разные итакие единые в объединяющем их творческом воображении писателя.
Работа человеческоговоображения не ограничивается литературой и искусством. В не меньшей степениона проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этихслучаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.
В искусстве источникомлюбого направления может быть только жизнь, она же выступает в качествепервичной базы для фантазии. Однако никакая фантазия не способна изобрестинечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальностьстановится основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческойфантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистическиесредства воображения. Но эта реальность пропускается через продуктивноевоображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом,наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечномуизображения предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективныймир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д.
Воображение, как намизвестно, тесно связано с творчеством. И как ни странно, эта зависимостьобратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческойдеятельности, а не наоборот. Специализация различных видов воображения являетсярезультатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтомусуществует столько специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческойдеятельности – конструктивное, техническое, научное, художественное,музыкальное и так далее. Но, конечно, все эти виды составляют разновидностьвысшего уровня – творческого воображения.
Мечта.
Особой формой воображенияявляется мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельномсоздании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий оттворческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образжелаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желанияих создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себечеловека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — это процесс воображения, невключенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно инепосредственно объективного продукта в виде художественного произведения,научного открытия, технического изобретения и т.д.
Главной особенностьюмечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта —это воображение, направленное на желаемое будущее. Причем следует различатьнесколько подтипов данного вида воображения. Чаще всего человек строит планы вотношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. Вэтом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом.
Но существуют люди, длякоторых мечта выступает в качестве замещения деятельности. Их мечты остаютсятолько мечтами. Одна из причин этого явления, как правило, заключается в техжизненных неудачах, которые они постоянно терпят. В результате ряда неудаччеловек отказывается от исполнения своих планов в практике и погружается вмечту. В этом случае мечта выступает как сознательный, произвольный процесс, неимеющий практического завершения. При этом следует отметить, что подобный типмечты не может рассматриваться только как негативное явление. Позитивноезначение мечты подобного типа заключается в обеспечении сохранности механизмоврегуляции систем организма. Например, неудачи в практической деятельности вбольшинстве случае способствуют формированию негативного психическогосостояния, что может выражаться в повышенном уровне тревоги, чувстведискомфорта или даже в депрессивных реакциях.
Мечтой называют формуособой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, чточеловек желал бы осуществить. Мечта от грез отличается тем, что она несколькоболее реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. впринципе осуществима.
Мечты у человека занимаютдовольно большую часть времени, особенно в юности и для большинства людейявляются приятными думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и тревожныевидения, порождающие чувство беспокойства и агрессивности. Процесс воображенияредко сразу же реализуется в практических действиях человека, поэтому мечта –важное условие претворения в жизнь творческих сил человека. Необходимость мечтысостоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильновозбуждающую ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностьюличности. Мечта очень важна и в младшем школьном возрасте. Чем младше мечтающийребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его направленность, сколькосоздает ее. В этом состоит формирующая функция мечты.
Мечта может быть близкойили далекой, легкой или недостижимой, большой или мелкой, может даже вовсе не быть,отсутствовать, но пространство для нее остается всегда потенциально свободным.Путь к мечте начинается задолго до того, как мы ее обнаружили. Он состоит изсобытий нашей жизни, успехов и разочарований, достигнутых и отвергнутых планов,встреч, опыта, знаний. Все эти фрагменты в определенный момент выстраиваются вновую целостность, собираются в один «волшебный узел, сливающий дробный мирвоедино». Таков момент появления мечты, своим рождением она перестраиваетпотенциальные межсобытийные связи хронологического прошлого, настоящего ибудущего. Мы просыпаемся утром, и первым делом проверяем себя – да, то, чтоказалось миражом, не рассеялось как наваждение, — мечта здесь, блистает во всемсвоем великолепии, притягивая к себе предощущением полноты жизни и счастья. Какписал А. Франс, «есть великая мудрость, чтобы сохранить склонность к мечтанию.Мечты придают миру интерес и смысл».
Вопросык аудитории:
1. Дайтеопределение активному воображению?
2. Какиевиды активного воображения вы знаете?
3. Когдамы пользуемся воссоздающим воображением?
4. Дайтехарактеристику творческого воображения?
5. Чеммечта отличается от творческого воображения?
Пассивное воображение.
Пассивное воображениелишено действенности, для него характерно создание образов и планов, которые невоплощаются в жизнь. В этом случае воображение выступает как суррогатдеятельности, с помощью которого человек уклоняется от необходимостидействовать.
Пассивное воображениеможет быть преднамеренным и непреднамеренным. (Рис.2.)Пассивное воображение
/>/>преднамеренное непреднамеренное
/>/>грезы галлюцинации, сновидения
Рис.2. Виды воображения.
Галлюцинации.
Наиболее показательнымпроявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человеквоспринимают несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются принекоторых психических расстройствах. Галлюцинациями называют фантастическиевидения, не имеющие, по- видимому, почти никакой связи с окружающей человекадействительностью.
Обычно они, являясьрезультатом тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождаютмногие болезненные состояния.
Галлюцинация (от лат.Hallucination – бред, видения) – мнимые образы предметов и ситуаций,воспринимаемых как реальные, но отсутствующие в действительности, возникающиеспонтанно, без сенсорной стимуляции. Вызываются внутренними психическимифакторами (в противоположность иллюзии, которая является искаженным восприятиемвнешних стимулов). Еще в 7 в. индийский философ Кумарилла Бхатта высказалсозвучные современным догадки об обманах человеческого восприятия. Иллюзорностьобраза, утверждал он, определяется извращением отношений между внешним объектоми органом. Причинами могут быть дефекты органов чувств, а также такиенарушения, когда образы памяти проецируются во внешний мир и становятсягаллюцинациями.
Одни галлюцинации могутиметь яркую чувственную окраску, убедительность и проецироваться во вне и бытьнеотличимы от реальных восприятий. Такие галлюцинации называют истинными.Другие воспринимаются внутренним слухом или зрением, локализуются во внутреннемполе сознания и ощущаются как результат воздействия какой-то внешней силы,вызывающей видения, голоса и т.п. Это явление, описанное в конце 19 в. русскимпсихиатром В.Х.Кандинским, называется псевдогаллюцинациями.
Галлюцинирующий пациентодновременно с ложными образами может адекватно воспринимать и реальность. Еговнимание при этом распределяется неравномерно, часто смещаясь в сторону обмановвосприятия. Понимание болезненности галлюцинаций большей частью отсутствует,пациент ведет себя точно также, как если бы кажущееся ему происходило на самомделе. Нередко галлюцинации, каким бы иррациональным ни было их содержание, дляпациента более актуальны, чем реальность, и больные относятся к ним также, какк соответствующим реальным явлениям. Пациенты пристально во что-товсматриваются, отворачиваются, закрывают глаза, озираются, отмахиваются,защищаются, пытаются дотронуться или схватить что-то рукой, прислушиваются,затыкают уши, принюхиваются, сбрасывают что-то со своего тела и т.п. Подвлиянием галлюцинаций совершаются различные поступки, отражающие содержаниеобманов восприятия: больные прячутся, что-то отыскивают, ловят, нападают наокружающих, иногда пытаются убить себя, разрушают предметы, обороняются,спасаются бегством, обращаются с жалобами и т.д. При слуховых галлюцинацияхразговаривают вслух с «голосами». Как правило, больные считают, что окружающиевоспринимают то же, что и они в своих галлюцинациях – слышат такие же голоса,испытывают те же видения, ощущают запахи. Отчетливо выражены эмоциональныереакции, характер которых отражает содержание обманов восприятия: страх,ярость, отвращение, восторженность.
Больной оказывается вбольшом затруднении, если мнимые и реальные образы вступают в отношенияантагонизма и обладают равной силой влияния на поведение. При таком«раздвоении» личности пациент как бы существует в двух «измерениях» сразу, вситуации конфликта сознательного и бессознательного.
Душевнобольной, особеннострадающий шизофренией или маниакально-депрессивным психозом, может верить, чтоон – посланник небес, и постоянно слышать голос Бога, говорящего с ним. Онможет чувствовать нежное прикосновения ангельской руки. Эти сенсорныевпечатления, которые исходят изнутри психики, воспринимаются как подлинные,действительно существующие стимулы, исходящие извне. Повторяющиеся галлюцинациидушевнобольного могут создавать целый фантастический мир, предназначенный длятого, чтобы приспособить внутренний эмоциональный конфликт к реальности. Кменее тяжелым случаям относятся галлюцинации, обычно слуховые или зрительные,которые возникают у здоровых людей в периоды глубоких эмоциональныхпереживаний.
Галлюцинации могут бытьобманом любого из пяти основных чувств, т.е. они бывают зрительные, слуховые,обонятельные, вкусовые, тактильные и галлюцинации общего чувства (переживаниепроисходящих внутри организма необычных процессов, ощущения от присутствия ворганизме посторонних предметов и т.п.).
Если пациент слышитголоса – это слуховые галлюцинации; если видит умерших – зрительные. Больнойпаранойей, постоянно ощущающий, что в комнате пахнет ядовитыми газами,проникающими сквозь стену, страдает обонятельными галлюцинациями. Человек,который жалуется, что преследователи поражают его электрическими разрядами,испытывает тактильные галлюцинации. У больного, ощущающего, что в его пищуподмешан яд, вкусовые галлюцинации. Возможны и галлюцинации, возникающие внекакого-то определенного сенсорного поля. Так, пациенту может казаться, что унего из какой-то точки на голове изливается вода. Тактильные (осязательные)галлюцинации связаны с ощущением прикосновений, обычно неприятных. Например,кокаинисты часто жалуются на ощущение бегающих под кожей насекомых. В состоянииделирия, обычно вследствие алкогольного отравления, больным часто видятся различныемаленькие существа. В этом случае пациент описывает нормальный объект,уменьшенный до микроскопических пропорций. Когда больной жалуется, что какие-точасти тела находятся не там, где должны быть, а в каком-то другом месте,говорят о психомоторных галлюцинациях. Гипнагогические галлюцинации возникают упсихически здоровых людей в момент между бодрствованием и сном. Так, засыпающийза рулем водитель, едущий поздно ночью, может вдруг резко нажать на тормоза,потому что ему с полной отчетливостью кажется, что он видит человека,выбегающего на дорогу перед автомобилем.
Грезы.
Преднамеренное пассивноевоображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили названиегрез. Грезы, в отличие от галлюцинаций, – это вполне нормальное психическоесостояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.
В грезах наиболее яркообнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, очем будет грезить человек, с волнением ожидающий значимого для него события.Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но если грезы начинаютподменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это ужесвидетельствует об определенных нарушениях психического развития. Преобладаниегрез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальнойдействительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинаеттормозить психическое и социальное развитие этого человека. Так, школьник, неготовясь к занятиям и получая неудовлетворительные отметки, может создать себеиллюзорную, выдуманную жизнь, где ему все удается, где ему все завидуют, где онзанимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и вреальной жизни.
Грезы – это явление,стоящее на границе с патологией и легко соскальзывающее в патологию. В грезахречь идет о том, что мы как бы душевно отдыхаем. Это картина, которую мы себесоздаем, совершенно пренебрегая ее реальностью, исполнимостью, иногда дажесознательно этим пренебрегаем. Например, был человек, который, занимаяответственный пост, очень уставал. И вот как он отдыхал: запирал дверькабинета, закрывал глаза и представлял себе невысокий берег реки под яркимсолнцем, покрытый виноградом. Он ходит по этому винограднику и пробует разныесорта винограда. Так продолжалось 15-20 минут. Затем грезы заканчивались, и онвозвращался к суровой действительности.
Всем людям свойственногрезить о чем то радостном, приятном, заманчивом. В грезах легко обнаруживаетсясвязь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения учеловека преобладают грезы, то это дефект развития личности, он свидетельствуето ее пассивности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее,а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создает себеиллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности, гдеему все удается, где он занимает положение на которое не может надеяться внастоящее время и в реальной жизни.
Сновидения.
Теперь перейдем ксновидениям. Сновидения — субъективно переживаемые представления, преимущественнозрительной модальности, регулярно возникающие во время сна — преимущественно вфазе сна быстрого (парадоксального); психический процесс в периоде сна,сопровождающийся зрительными образами. Проблема сновидений – проблема не толькопсихологическая. В свое время толкование снов имело большое официальноезначение. В античной Греции и Риме никакие государственные решения непринимались без предварительного толкования сновидений. Считалось, что это –предвидение будущего. Но в то же время издавна известно, что со сновидениямисвязана масса предрассудков. Мы находим целый ряд попыток дать «рациональное»объяснение снов.
Во времена, которые мымогли бы назвать преднаучными, люди не затруднялись в объяснении сновидения.Вспоминая его по пробуждении, они смотрели на него как на хорошее или дурноепредзнаменование со стороны высших божественных или демонических сил. Были вгородах (да и в истории тоже) личности, которые умело разгадывали сновидения ипредсказывали, что ждет обладателя этого сновидения. Интересно, что в некоторыхстранах счастливое сновидение считалось ценностью и его можно было продать. Срасцветом естественнонаучного мышления вся эта остроумная мифологияпревратилась в психологию, и в настоящее время лишь весьма немногие изобразованных людей сомневаются в том, что сновидение является продуктомпсихической деятельности самого видящего сон.
Но с отпадениеммифологической гипотезы, сновидение стало нуждаться в объяснении. Условиявозникновения сновидений, отношение последних к душевной жизни во время бодрствования,зависимость их от внешних раздражений во время сна, многие чуждые бодрствующемусознанию странности содержания сновидения, несовпадение между его образами исвязанными с ними аффектами, наконец, быстрая смена картин в сновидении и способих смещения, искажения и даже выпадения из памяти наяву — все эти и другиепроблемы уже много сотен лет ждут удовлетворительного решения. На первом планестоит вопрос о значении сновидений — вопрос, имеющий двоякий смысл: во-первых,дело идет о выяснении психического значения сновидения, связи его с другимидушевными процессами и его биологической функции; во-вторых, желательно знать,возможно ли толковать сновидения и имеет ли каждый элемент его содержаниякакой-нибудь “смысл”, как мы привыкли это находить в других психических актах.
В оценке сновидения можнозаметить три направления. Одно из них, которое является как бы отзвукомгосподствовавшей прежде переоценки сновидения, находит себе выражение унекоторых философов, которые кладут в основу сновидения особенное состояниедушевной деятельности, рассматриваемое ими даже как более высокая ступень вразвитии духа; так, например, Шуберт утверждает, будто сновидение являетсяосвобождением духа от гнета внешней природы, освобождением души из оковчувственного мира. Другие мыслители не идут так далеко, но твердо держатся тогомнения, что сновидения по существу своему проистекают от психическихвозбуждений и тех душевных сил, которые в течение дня не могут свободнопроявляться (фантазия во сне — Шернер, Фолькельт). Многие наблюдателиприписывают сновидению способность к особо усиленной деятельности — по крайнеймере в некоторых сферах, например в области памяти.
В противоположность этомумнению, большинство авторов-врачей придерживаются того взгляда, что сновидениеедва ли заслуживает названия психического проявления; по их мнению,побудителями сновидения являются исключительно чувственные и телесныераздражения, либо приходящие к спящему извне, либо случайно возникающие в немсамом; содержание сна, следовательно, имеет не больше смысла и значения, чем,например, звуки, вызываемые десятью пальцами несведущего в музыке человека,когда они пробегают по клавишам инструмента. Сновидение, согласно этомувоззрению, нужно рассматривать как “телесный, во всех случаях бесполезный и вомногих — болезненный процесс”(Бинц). Все особенности сновидений объясняютсябессвязной и вызванной физиологическими раздражениями работой отдельных илиотдельных групп клеток погруженного в сон мозга. Мало считаясь с этим мнениемнауки и не интересуясь вопросом об источниках сновидения, народная молва,по-видимому, твердо верит в то, что сон все-таки имеет смысл предзнаменования,сущность которого может быть раскрыта посредством какого-либо толкования.Применяемый с этой целью метод толкования заключается в том, что вспоминаемоесодержание сновидения замещается другим содержанием — либо по частям наосновании твердо установленного ключа, либо все содержание сновидения целикомзаменяется каким-либо другим целым, по отношению к которому первое являетсясимволом. Серьезные люди обыкновенно смеются над этими стараниями:“сны — этопена морская”.
Вообще сновидение — этодушевная жизнь во время сна. Целью сновидения является устранение мешающих снураздражителей в форме галлюцинаторного исполнения неудовлетворенных вбодрствующем состоянии желаний. Сновидение имеет явную форму выражения (явноесодержание сновидения) и скрытое за ней бессознательное содержание ( скрытыемысли сновидения). К своему великому изумлению, Фрейд однажды сделал открытие,что ближе к истине стоит не взгляд врачей, а взгляд профанов, наполовинуокутанный еще предрассудками. «Толкование сновидений» — главный труд ЗигмундаФрейда, посвященный одной из таинственных областей человеческой психики. Ученыйразработал свою оригинальную систему анализа этого вида душевной жизничеловека, доказал, что сновидения являются отражением мыслительных процессов,происходящих в подсознании и неотрывных как от глубинных уровней психическойактивности. Так и от обыденный жизни человека.
Дело в том, что он пришелк новым выводам относительно сновидения, после того как применил к последнемуновый метод психологического исследования, оказавший уже большую услугу прирешении вопросов о разного рода фобиях, навязчивых и бредовых идеях и прочих.Таким образом, примененный им к объяснению сновидений способ берет свое началов психотерапии.
Описать его легко, нопользоваться им можно лишь после известного навыка. Когда хотят применить этотспособ к какому-либо лицу, то последнему предлагают обыкновенно сосредоточитьвсе внимание на своем сновидении, но не размышлять о нем, как он это частоделает, а стараться выяснить себе и записывать тотчас все без исключения мысли,которые ему приходят в голову по поводу данного сновидения. Действительно,вскоре начинает всплывать ряд идей, за которыми следуют новые идеи.
Опыт показывает, что,следуя без критики за ассоциациями, при анализе любого сновидения мы приходим кряду мыслей, связанных между собой по смыслу и правильным образом. Сновидение,как оно вспоминается нам, мы противопоставляем полученному при анализематериалу и называем первое (т.е. сновидение) явным содержанием сновидения, авторой (т.е. материал) — скрытым содержанием сновидения. Процесс переработкискрытого содержания сновидения в явное мы будем называть работой сновидения.Работа сновидения состоит из процессов, благодаря которым из скрытых мыслейсновидения, соматических раздражителей во время сна, остатков дневныхвпечатлений формируется явное содержание сновидения. Превращение скрытых мыслейсновидения в явное его содержание заслуживает нашего полного внимания какпервый пример перехода одного способа выражения психического материала вдругой: из способа выражения, понятного нам без всяких объяснений, в такойспособ, который становится понятным лишь с трудом и при наличии определенныхуказаний. Принимая во внимание отношение скрытого содержания сновидения кявному, можно разделить сновидения на три категории. Во-первых, мы различаемсновидения вполне осмысленные, понятные, т.е. допускающие без дальнейших затрудненийобъяснение их с точки зрения нашей нормальной душевной жизни. Таких сновидениймного; они по большей части кратки и в общем кажутся нам не заслуживающимиособого внимания, так как в них отсутствует все то, что могло бы пробудить нашеудивление и показаться нам странным. Другую группу образуют сновидения,которые, будучи связанными и ясными по смыслу, все-таки кажутся нам странными,потому что мы не можем связать их смысл с нашей душевной жизнью. С такимслучаем мы имеем дело, когда нам, например, снится, будто какой-то близкийродственник умер от чумы, между тем у нас нет никаких оснований ожидать,опасаться или предполагать это. Наконец, к третьей группе относятся сновидения,лишенные смысла и непонятные, т.е. представляющиеся нам бессвязными, спутаннымии бессмысленными.
Что касается сновиденийдетей, то они чаще всего относятся к первой группе. Сновидения детей всегдаимеют именно такой характер, т.е. осмысленный и нестранный.
Многие механизмысновидений до сих пор не понятны. Сновидения — отражение физической ипсихической реальности человека. Анализируя их можно открыть неизвестные тайнычеловеческого бессознательного. Изучая символику, проявляющуюся в сновиденииможно поставить диагноз болезни, еще не проявившейся на физическом плане.Сновидение — прекрасный инструмент для познания скрытых проблем человека.Главное — научиться пользоваться этим инструментом.
Вопросык аудитории:
1. Какимможет быть пассивное воображение?
2. Чемгрезы отличаются от галлюцинаций?
3. Дайтехарактеристику сновидениям.
Говоря овоображении, как высшей психологической функции, можно заключить следующее:
1. Под воображениеммы будем понимать процесс преобразования представлений, отражающих реальнуюдействительность, и создание на этой основе новых представлений.
2. Воображениеиграет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и врегуляции его мотивированного поведения.
3. Процессывоображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности,или преднамеренности. Произвольное воображение имеет для человека гораздобольшее значение. Среди различных видов и форм произвольного воображения можновыделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.
4. Пассивноевоображение может быть преднамеренным (грезы) и непреднамеренным (галлюцинациии сновидения).
Болееподробно виды воображения будут рассмотрены на семинарском занятии. К немунеобходимо подготовить доклады.
Глава 2 Методическаяразработка семинарского/практического занятия
/>2.1 Организационно-методическая часть
1. Тема занятия
Выбор темы осуществляетсяв соответствии с Государственным образовательным стандартом высшегопрофессионального образования. Составлено в соответствии с учебным планом итребованиями уровня подготовки выпускника по специальности, в заключение темы «видывоображения» следует семинарское занятие.
2. Цельзанятия
— расширить знания студентов о видах воображения.
— прослушатьдоклады студентов по выше изложенным вопросам.
3.Задачисеминара:
Познавательные:
— организовать получение информации опсихологических теориях сна и сновидений.
— расширить знание о понятияхтворческого воображения, мечты и фантазии.
Воспитательные:
— научить проявлять уважение к докладчику;
— стимулировать активное обсуждение доклада;
— повысить мотивацию изучения психологии.
Методические:
— развить умение самостоятельной работы, поиска, отбора и переработки информации;
4.Литература для студентов при подготовке к семинарскому занятию.
При подготовке студентовк семинарскому занятию чтение литературы начинается с основных источников(учебник, лекция) и заканчивается работой над дополнительной литературой.
Учебная литератураотбирается с учётом темы семинарского занятия и вопросов вынесенных на него.
5. Организациясеминарского занятия
5.1. Итоговый семинар.Проводится в заключение изученной темы. Студенты имеют возможностьпродемонстрировать не только теоретические знания, но и навыки самостоятельнойработы и самостоятельного анализа. А так же студенты принимают активное участиев коллективном объяснении вынесенных для обсуждения вопросов.
5.2. Форма семинара докладыс обсуждением. Это активная форма учебного занятия, все студенты могутдополнять докладчиков, выступать с дополнениями и замечаниями, после прочтениядоклада. В семинар входит теоретический материал, который оставлен студентамдля самостоятельного изучения. Написание и прочтение докладов способствуетразвитию таких качеств, как логичность, последовательность и адекватность выражениямысли.
5.3. Формыпедагогического контроля, соответственно, групповая и индивидуальная. Семинарзаключается в проверке усвоения программного материала по теме курса. Припрочтении доклада оценивается правильность ответа по содержанию, свидетельствующаяоб осознанности усвоения излагаемых знаний; полнота ответа; понимание знаний;самостоятельность суждений и выводов; логическая последовательность,завершенность ответа и культура речи.
5.4. В процессе семинарамы рассматриваем три учебных вопроса, перед каждым вопросом студенты, читаютдоклады по каждому вопросу, а затем следует обсуждение, дополнения студентов и преподавателя.
5.5. Требования коформлению докладов
Размер бумаги – А 4
Поля: верхнее, нижнее — 2,5см; левое, — 3,5 см; правое- 1,5см.
Шрифт — Times New Roman 14
Межстрочное расстояние –1,5
Выравнивание — по ширине.
Оформляется титульныйлист с инициалами студента, названием учебного заведения, предмет,преподаватель, год. В верхней части первой страницы текста заглавными буквами печатаетсяназвание доклада, размещенное в центре. Далее, через одну строку печатаетсятекст доклада. Весь текст с рисунками, таблицами или без них должен размещатьсяи выполняться согласно перечисленным выше требованиям. Объем текста не долженпревышать 5 страниц, и по времени не должен превышать 12 минут.
5.6. При подготовке кдокладам используем материал, изученный на лекциях, а так же пользуемся литературой:
Библиография
1. Власов Н.А.,Вейн А.М., Александровский Ю.А. Регуляция сна. М.: Наука, 1983.
2. Вольперт И.Е.Сновидения в обычном сне и гипнозе. — Л.: Медицина, 1966.
3. Джонсон. Фантизии исновидения. М.,1997.
4. Ковальзон В.М.Необычайные приключения в мире сна и сновидений // Природа. — М., 2000. — № 1.
5. Современная теориясновидений. — М. «ACT», Рефл-Бук. 1998.
6.Фрейд З. Толкованиесновидений" Санкт-Петербург изд. «Алетейя» 1998г.
7. Розет И.М.Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутреннихзакономерностей продуктивной умственной деятельности. — Минск, 1977. (Понятиефантазии: 13 — 24. Теоретические концепции фантазии: 25—78. Психологическиемеханизмы фантазии: 169—228. Условия протекания процесса фантазии: 229—270.)
/>
2.2 Содержаниесеминарского занятия
Расчетвремени семинарского занятия
Семинарпродолжительностью 90 мин.
Вступительноеслово 5 мин.
Вопрос 1. Теории сна и сновидений.
Чтениедоклада 12 мин.
Дополнение,обсуждение 21 мин.
Вопрос2. Творческое воображение.
Чтениедоклада 12 мин.
Дополнение,обсуждение 12 мин.
Вопрос3. Мечты и фантазии.
Чтениедоклада 12 мин.
Дополнение,обсуждение 12 мин.
Заключение4 минуты
План проведениясеминарского занятия.
Темыдокладов и выступлений
1. Теории сна исновидений.
2. Творческоевоображение.
3. Мечты и фантазии.
Вопросыдля размышления и дискуссии:
1.Разницав толковании сновидений З. Фрейда и К. Юнга.
2. Можноли развить творческое воображение?
3. Рольмечты в жизни человека.
Вводнаячасть
Напредыдущей лекции мы рассматривали различные виды воображения. На данномсеминаре, мы рассмотрим этот вопрос подробнее.
В ходесеминара, докладчик выступает на заданную тему. После выступления происходитобсуждение: остальные участники задают вопросы, делают дополнения.
Основныемоменты для преподавателя которые должны отразится в докладе.
1.Теории сна и сновидений.
— Толкованиесновидений Зигмунда Фрейда
— Теориясновидений Карла Юнга
— Теориясновидений Альфреда Адлера
2.Творческоевоображение
— Вискусстве
— Внауке
3. Мечтыи фантазии.
— Рольмечты в жизни человека.
— Отличиемечты от фантазии.
Заключительнаячасть.
1.Такимобразом, по мнению Альфреда Адлера, сновидение — это попытка человекапредугадать заранее ситуацию: "… я хотел бы сказать, что сновидениепредставляет собой немаловажное для поведения душевное явление, что оно, словнов зеркале, способно отразить процессы и установки, которые нацелены наосуществление в дальнейшем определенных поступков".
Сновидение,по мнению Фрейда, — это первичные процессы, детерминированные принципомудовольствия и направленные на снижение либидонозных напряжений путемиллюзорного исполнения желаний.
ДляЗ.Фрейда сновидение устремлено в прошлое. Он называл сновидение царской дорогойбессознательного. Для Юнга сновидение устремлено не в прошлое. Наоборот, онотеологично, то есть, нацелено на будущее. По убеждению Юнга, сексуальность всновидении является лишь средством выражения, но не смыслом и целью его.
ИменноФрейд впервые предпринял систематические исследования роли сновидений. Еговзгляды оказали значительное влияние на Юнга. Но Юнг разработал свою концепциюи у него был свой взгляд на толкование сновидений.
3.Мечта– необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина,мотив деятельности, окончательное завершение коей оказалось отсроченным; особаяформа воображения, локализованная в достаточно отдалённом будущем иобъединяющая представления о жизни высокого качества. Планы на будущее,явленные в воображении субъекта и исполняющие важные для него потребности иинтересы. Мечты часто выступают сильным фактором творческого поиска. При отрывеот действительных возможностей тяготеют к грёзам.
Впсихологии обычно разделяются мечты и грезы (фантазии). Разница состоит нетолько в том, что мечта осуществима, а грёза нет. Мечты и бессознательныефантазии находятся на противоположных полюсах активности: первые – сопоставленыс другими стремлениями личности, тогда как вторые – являются скорее«несанкционированными», «нежелательными», «нелегальными» для личности в целом,не сопоставленными с другими ее устремлениями. Также различают мечты и желания.Подчёркивается, что сильное, страстное желание нередко рождает мечту, но невсегда в нее может перерасти.
Заключение
Образы,которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведениемнепосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то,что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то,чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающийв образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди нетолько познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того,чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это имысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.
Обладая богатым воображением, человекможет жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существов мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтахи фантазиях.
Всякое воображение порождает что-тоновое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения ипреобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясьна опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительностиникогда сам не видел./>
Значение воображения труднопереоценить. Оно необходимо не только писателям для создания образов героев илихудожникам в поисках сюжета будущей картины. Без фантазии учёные не могли бывоздвигать гипотезы, делать предположения о причинах явлений, предвидетьсобытия; учителя не смогли бы готовиться к уроку, так как невозможнопредставить его ход, предугадать реакции учеников и т. д. Да и процесс учениявообще стал бы очень ограниченным, так как, не опираясь на воображение,невозможно изучать история, географию, астрономию и другие предметы.
Велика, но не всегда заметна роль фантазии в практическойпроизводственной деятельности людей. В любом, даже самом обычном предмете(электрической лампе, авторучке, бутылочке клея, лезвии бритвы…) можно увидетьопредмеченную воплощённую мечту многих поколений людей, испытавшихнастоятельную потребность именно в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чембольше она изменялась, тем больше число человеческих мечтаний в нейзапечатлено. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новаяпотребность порождает новую мечту. Сначала каждое новое движениепроизводственной деятельности, новая вещь кажется совершенной, но по мере еёосвоения, обнаруживаются недостатки, и люди начинают мечтать о лучших вещах,стимулируя тем самым процесс их предметного воплощения.
Список литературы
1. Бадмаев Б.У.Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 2004. -304 с.
2. Карандашев В.Н.Методика преподавания психологии. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 250с.
3. ЛяудисВ.Я.методика преподавания психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007. –192 с.
4. Немов Р.С.Психодиагностика. Введение в научно-психологическое исследование с элементамиматематической статистики. – М.: Владос, 2001. – 640 с.
5. Эхо Ю.Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, рефераты,диссертации: Успех без лишних проблем. – М.: Металлургия, 1996. -112 с.