БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО НА ТЕМУ ХЕЛЬСИНСКИЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ 1975 Г. ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 1 КУРСА СЕРГИЕВИЧ Е.В. ПРОВЕРИЛ
ДОЦЕНТ ФИСЕНКО В.Н. МИНСК 2005Г. СОДЕРЖАНИЕ 1. ВВЕДЕНИЕ 2. РАБОТА СБСЕ 1. ПЕРВЫЙ ЭТАП СБСЕ 2. ВТОРОЙ ЭТАП СБСЕ 3. ТРЕТИЙ ЭТАП СБСЕ 3. ХЕЛЬСИНСКИЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ 1. ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ ХЕЛЬСИНСКОГО ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО АКТА 2. ВТОРОЙ РАЗДЕЛ ХЕЛЬСИНСКОГО ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО
АКТА 3. ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ ХЕЛЬСИНСКОГО ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО АКТА 4. ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗДЕЛ ХЕЛЬСИНСКОГО ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО АКТА 4. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ХЕЛЬСИНСКОГО ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО АКТА 5. ХЕЛЬСИНСКИЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ ОСНОВА ОБСЕ 6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ 8. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ВВЕДЕНИЕ Проблема обеспечения европейской безопасности одна из ключевых проблем современности. Исторический опыт свидетельствует, что Европа всегда играла и сегодня играет важную роль в развитии международных отношений во всем мире. В этой связи итоги Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, закрепленные в Заключительном акте, подписанном 1 августа 1975 г. в
Хельсинки руководящими деятелями 33 европейских стран, а также США и Канады, его последовательная реализация имеют поистине историческое значение. Хельсинкский Заключительный Акт, который вобрал в себя десять основных принципов диалога и сотрудничества между государствами, которые принимали участие в Совещании по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, заложил краеугольный камень большей свободы и безопасности в
Европе. И, что более важно, он заложил основы для перемен в Европе. 2. РАБОТА СБСЕ 1. ПЕРВЫЙ ЭТАП СБСЕ В соответствии с достигнутой договоренностью 3 июля 1973 г. министры иностранных дел 35 государств собрались в Хельсинки на первый этап совещания. Министры утвердили правила процедуры общеевропейского совещания, его повестку дня и задания рабочим органам. Они изложили общий подход своих правительств к задачам
совещания, начали обмен мнениями по существу внесенных предложений. Как и следовало ожидать, министры иностранных дел социалистических стран сосредоточились на вопросах безопасности в Европе, подчеркивая необходимость выработки принципов отношений между всеми участниками совещания. В первую очередь это касалось нерушимости границ и невмешательства во внутренние дела других государств. Так, министр иностранных дел СССР А. Громыко, говоря о задачах совещания, отметил
В первую очередь согласовать на совещании принципы, на которых должна основываться безопасность в Европе. Выразить решимость государств-участников уважать, соблюдать в своих взаимоотношениях эти принципы. Представители Запада делали особый акцент на вопросы третьей корзины, добиваясь свободы передвижения людей и идей в Европе. Весьма характерным было выступление британского министра иностранных дел лорда Хьюма Пункт повестки дня, в котором говорится о сотрудничестве в гуманитарных и других областях, по
моему мнению, является наиболее важным пунктом. Если наше совещание в основном занимается людьми и доверием, в таком случае необходимо, чтобы мы сделали что-либо, устраняющее барьеры, мешающие передвижению людей, обмену информацией и идеями. В ответ представители Востока подчеркивали, что развитие контактов между людьми и обмена информацией должно осуществляться при полном соблюдении принципов суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств.
Необходимо строго соблюдать законы, обычаи и традиции друг друга. Явная разница в подходах к задачам совещания не сулила его участникам легкой работы. Необходимо учитывать, что в социалистических странах существовали авторитарные режимы с жестким контролем над всеми контактами с иностранцами, запрещением частных поездок за рубеж, недопущением распространения иностранной информации, глушением радиопередач враждебных радиостанций, строгой цензурой.
В предложениях Болгарии по подготовке СБСЕ, представленных в марте 1972 г подчеркивалось Следует категорически отвергнуть предложение Запада о свободном движении людей, идей и информации, которое ставит целью открыть возможности для империалистической идеологической диверсии в наши страны. В июле 1973 г. МИД СССР провел анализ предложений Запада по третьей корзине, выдвинутых в ходе первого этапа совещания.
Было признано, что некоторые из них вполне могли быть приняты советской стороной. Это относилось к открытию библиотек иностранной литературы и читальных залов, устранению препятствий на пути коммерческого распространения зарубежных фильмов, к созданию центров документации и информации, изданию нового международного журнала. Москва готова была пойти на некоторые меры по облегчению воссоединения семей, по улучшению условий для работы иностранных журналистов, на организацию совместных международных
телевизионных программ. При этом эксперты МИД отмечали, что принятие данных предложений позволит сохранить контроль над их реализацией в руках государства, в частности, через цензуру. Вторая группа предложений Запада могла стать предметом дискуссии и торга. В частности, предлагалось рассмотреть возможность отказа от глушения зарубежных радиостанций, но при условии прекращения работы таких из них, как Свободная
Европа. Наконец, третья группа предложений Запада была совершенно неприемлема. Их принятие означало либо отмену цензуры, либо создание благоприятных условий для деятельности диссидентов, то есть инакомыслящих, выступавших за либерализацию политического строя в Советском Союзе. 2. ВТОРОЙ ЭТАП СБСЕ Второй этап общеевропейского совещания начался в Женеве 18 сентября 1973 г. и продолжался до 21 июля 1975 года.
Почти два года шла напряженная работа пункт за пунктом, строка за строкой, слово за словом обсуждались и согласовывались проекты Заключительного акта совещания. За этот период состоялось около 2500 заседаний координационного комитета, комиссий, подкомиссий и специальных рабочих групп, было рассмотрено около 4700 проектов и предложений. Согласовать позиции 35 различных государств социалистических и капиталистических, больших и малых,
нейтральных и входящих в военные блоки само по себе было непростым делом. А тут еще сказывалась принципиальная разница в подходах Востока и Запада. Представители стран социализма настаивали на скорейшей выработке политических принципов взаимоотношений участников СБСЕ, а страныЗапада добивались ощутимых уступок по вопросам гуманитарного сотрудничества. Уже в декабре 1973 г. некоторые представители стран
Запада признавали, что можно было бы без затяжки приступить к редактированию формулировок принципов и в сжатые сроки закончить эту работу. Однако представители западных стран были озабочены отсутствием прогресса по другим проблемам, особенно в третьей комиссии, представлявшей для них особый интерес. Поэтому они шли на сознательное затягивание работы по первой корзине, пока не наметился реальный сдвиг в работе третьей комиссии. Весной 1974 г. стало ясно, что без реальных уступок советской стороны по
вопросам расширения контактов между людьми и обмена информацией продвижения к соглашению в Женеве не будет. Глава советской делегации А.Г. Ковалев выехал в Москву для консультаций. Министр иностранных дел А.А. Громыко не хотел сам принимать решения по гуманитарным вопросам, он отослал Ковалева к тогдашнему председателю КГБ Ю.В. Андропову.
То, как принимались решения, рассказывал сам Ковалев Я был в хороших отношениях с Юрием Владимировичем Андроповым, и это влияло на весь его аппарат. Андропов принимал меня, когда у меня была такая необходимость. Он обычно назначал мне встречу на субботу, чтобы часок полтора поговорить со мной один на один. И благодаря ему я получил всю третью корзину Заключительного акта.
Это был прорыв в области информации, в области контактов между людьми, прав человека и т.д 12 июня 1974 г. глава советской делегации собрал участников общеевропейского совещания на неофициальную встречу. Соображения делегации СССР по третьей корзине были положительно встречены западными партнерами по переговорам. Тем самым был открыт путь к разумному компромиссу в Женеве. Оставался лишь один неурегулированный вопрос относительно мер по укреплению доверия.
Предусматривалось предварительное уведомление о крупных военных учениях на территории государств-участников, но те государства, территория которых простиралась за пределы Европы СССР и Турция, должны были выделить определенную пограничную зону для реализации этих мер. В ночь с 20 на 21 июля 1975 г. второй этап общеевропейского совещания был успешно завершен. Представитель исполнительного секретариата внес в зал толстый, многостраничный том проект
Заключительного акта. Председательствующий спросил Нет ли возражений против принятия нами этого проекта и представления его на утверждение на высшем уровне в Хельсинки. В зале раздались одобрительные голоса. Удар председательского молотка завершил второй этап общеевропейского совещания. 2. 3. ТРЕТИЙ ЭТАП СБСЕ Встреча высших руководителей 35 государств 30 июля 1 августа 1975 г. в
Хельсинки составила третий этап общеевропейского совещания. В своих выступлениях они подвели итоги проделанной работы, дали общие оценки важнейших международных проблем, обрисовали перспективы европейского сотрудничества. 1 августа наступил торжественный момент подписания Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в
Европе. Текст этого документа на шести языках составил объемистый том в зеленом переплете отсюда его неофициальное название Зеленая книга. Итоговый документ СБСЕ отразил договоренности по широкому комплексу европейских проблем. Государства-участники ОБСЕ договорились регулярно проводить встречи по всему комплексу вопросов, отраженных в Заключительном акте, включая вопросы гуманитарного характера о правах и свободах человека.
3. ХЕЛЬСИНСКИЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ 3.1. ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ ХЕЛЬСИНСКОГО ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО АКТА Первая часть Хельсинкского Заключительного акта трактовала вопросы, относящиеся к безопасности в Европе содействовать улучшению отношений между государствами и обеспечению условий, в которых их народы могут жить в условиях подлинного и прочного мира, делать разрядку как непрерывным, так и все более жизнеспособным
и всесторонним процессом воздерживаться от какого-либо применения вооруженных сил, несовместимого с целями и принципами Устава ООН принимать эффективные меры, которые в силу их охвата и характера являются шагами в направлении достижения в конечном итоге всеобщего и полного разоружения содействовать всеми средствами создания атмосферы доверия и уважения между народами прилагать усилия к разрешению любых возникнувших споров сотрудничать в интересах человечества и др.
В нее вошла и Декларация принципов, которыми государства-участники обязались руководствоваться в своих отношениях. Вот эти десять принципов десять европейских заповедей Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету. Совокупность этих прав включает право каждого государства на юридическое равенство, территориальную целостность, на свободу и политическую независимость, право выбирать и развивать свои политические,
социальные, экономические и культурные системы. Неприменение силы или угрозы силой. Участники совещания согласились не использовать силу как средство урегулирования споров, и никакие соображения не могут стать обоснованием обращения к угрозе силой или к ее применению. Нерушимость границ. Государства-участники совещания заявили, что рассматривают как нерушимые границы всех государств в Европе, и обязались воздерживаться от любых посягательств на эти границы.
Стремление Запада сохранить возможность мирного изменения границ привело к появлению в первом принципе положения, по которому границы государств-участников совещания могли изменяться, в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности. Территориальная целостность государств. Ее признание означало отказ от любых действий против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника. Мирное урегулирование споров предусматривало разрешение споров
с помощью таких средств, как переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство. Невмешательство во внутренние дела налагало запрет на любое вмешательство прямое или косвенное, индивидуальное или коллективное. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, признавалось существенным фактором мира, справедливости и благополучия. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой означало право всех народов определять свой
внутренний и внешний политический статус в условиях полной свободы. Сотрудничество между государствами должно развиваться на основе полного равноправия и содействовать взаимопониманию и доверию между народами, укреплению мира и безопасности. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву имело в виду обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права и соответствующих этому праву договоров и соглашений.
Эта же часть Заключительного акта включала и документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности. Государства-участники обязались осуществлять предварительное уведомление о крупных военных учениях. При этом под крупными военными учениями понимались учения сухопутных войск общей численностью более 25 000 человек или учения с участием значительного количества амфибийных или воздушно-десантных войск. Правило обязательного уведомления о крупных военных учениях действовало применительно к территории
всех европейских государств. Если же территория государства-участника простиралась за пределы Европы, то оно распространялось на зону в 250 км от границы с любым другим участником совещания. Уведомления должны были делаться не позднее, чем за 21 день до начала учения. Кроме того, меры по укреплению доверия предусматривали обмен наблюдателями на военных учениях и предварительные уведомления о крупных передвижениях войск все это на добровольной основе.
Согласованные меры были призваны устранить причины напряженности и внести вклад в укрепление мира и безопасности в Европе. 3. 2. ВТОРОЙ РАЗДЕЛ ХЕЛЬСИНСКОГО ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО АКТА Во второй части хельсинкского Заключительного акта рассматривались вопросы сотрудничества в области экономики, науки, техники и окружающей среды. Государства-участники обязались способствовать развитию торговли в возможно более широком многостороннем
плане, сокращать или постепенно устранять всякого рода препятствия на пути ее развития. Было признано благотворное воздействие на развитие торговли, которое может быть результатом применения режима наибольшего благоприятствования. Государства-участники выразили готовность поощрять развитие промышленного сотрудничества между компетентными организациями, предприятиями и фирмами различных стран содействовать принятию мер по созданию благоприятных условий для промышленного сотрудничества.
Среди проектов, представляющих общий интерес, были названы следующие области обмен электроэнергией в Европе, изыскание новых источников энергии, развитие дорожных сетей и усовершенствование транспортных перевозок. Заключительный акт предусматривал устранение затруднений для дальнейшего развития научно-технического сотрудничества. В нем намечались перспективные области такого сотрудничества сельское хозяйство, энергия, рациональное использование ресурсов, транспортная техника, физика, химия, метеорология и гидрология,
океанография, сейсмологические исследования, космические исследования, медицина и здравоохранение и др. его формы и методы обмен книгами и другими научно-техническими публикациями, визиты и другие контакты и связи между учеными и специалистами, проведение международных и национальных конференций и др. Хельсинкские договоренности ориентировали также на расширение интернационального сотрудничества для защиты окружающей среды в следующих областях загрязнение воздуха, рациональное использование пресных
вод, охрана морской среды и земельных угодий, улучшение состояния окружающей среды в населенных районах, фундаментальные исследования и оценка изменений в окружающей среде и др. В качестве форм и методов достижения поставленных целей предусматривались обмен научно-технической информацией, организация конференций и симпозиумов, обмен научными работниками и специалистами и др. 3. 3. ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ ХЕЛЬСИНСКОГО ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО АКТА
В третьем разделе Заключительного акта содержались положения о сотрудничестве в гуманитарных и других областях. Они предусматривали сотрудничество в расширении контактов между людьми и обмене информацией, в области культуры и образования. При этом государства-участники выразили желание содействовать укреплению мира и взаимопонимания между народами и духовному обогащению человеческой личности. Было также определено, что сотрудничество в гуманитарных и других областях должно осуществляться на
базе основных принципов отношений между государствами. Вместе с тем участники совещания взяли конкретные обязательства в отношении контактов между людьми облегчить воссоединение семей и заключение браков между гражданами различных государств, поощрять разнообразные личные контакты и молодежные обмены. Заключительный акт предусматривал ряд мер по улучшению обмена информацией. Они включали расширение распространения газет и других зарубежных печатных изданий, а также кино радио-
и телевизионной информации улучшение условий для работы иностранных журналистов. Государства-участники СБСЕ выразили намерение развивать сотрудничество и обмены в области культуры и образования. 3. 4. ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗДЕЛ ХЕЛЬСИНСКОГО ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО АКТА Последний, пятый раздел Хельсинского акта был посвящен характеристике заключительных шагов после Совещания, которые включали в себя следующие мероприятия продолжение многостороннего процесса,
начатого этим совещанием путем проведения углубленного обмена мнениями между участниками относительно выполнения положений Заключительного акта и задач, определенных Совещанием, а также путем организации в этих целях встреч между их представителями. Первая из таких встреч была намечена в Белграде в 1977 г. Ей должна была предшествовать там же, в Белграде, в июне 1977 г подготовительная встреча экспертов
с целью определения даты, продолжительности, повестки дня и других деталей встреч высоких представителей в Белграде. Следует особо подчеркнуть, что в этом разделе акта были также определены некоторые организационные и процедурные моменты продолжения Хельсинского процесса, а именно отмечалось, что правила процедуры, рабочие методы и шкала взносов данного Совещания будут, mutatis mutandis, применяться к намечаемым встречам. Все эти встречи будут проводиться в государствах-участниках.
Обслуживание техническим секретариатом будет обеспечиваться принимающей стороной. Необходимо отметить, что в правилах процедуры, разработанных в Заключительных рекомендациях консультаций в Хельсинки Голубая книга, предусматривалось, что решения на Совещании будут приниматься путм консенсуса. Это означало недопустимость принятия решения против воли хотя бы одного из участников.
С этих пор консенсус стал главным методом принятия решений на всех этапах работы СБСЕ при рассмотрении всех вопросов. Правила процедуры Совещания в отличие, скажем, от правил процедуры органов ООН, вообще не предусматривали возможность принятия решений большинством голосов, навязывая их несогласному меньшинству. Это имело большое значение, так как побуждало государства устранять расхождения во мнениях
путм настойчивых переговоров. В результате всегда находились такие формулировки, против которых не выступало ни одно государство, хотя бы для этого и требовалось много времени. 4. МЕЖДУНАРОДНО ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ХЕЛЬСИНСКОГО ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО АКТА Хельсинкский Заключительный акт не был международным договором и не требовал ратификации парламентскими учреждениями. По форме он являлся скорее торжественной политической декларацией, подписанной на высшем
уровне. Знакомясь с великолепными формулировками Хельсинского Заключительного акта, люди думали, что мир в Европе теперь обеспечен. Но так только казалось. За прошедшие четверть века почти все положения акта были нарушены. Вся проблема заключалась в том, что все принципы отношений между государствами имели одинаковую силу и должны были претворяться в жизнь в комплексе, но сразу же после завершения
СБСЕ выявились различия в трактовке принципов, зафиксированных в Хельсинкском Заключительном акте. СССР и его союзники придавали особое значение положениям, закреплявшим сложившееся территориально-политическое устройство Европы нерушимость границ, и обязательству не вмешиваться в дела других стран. Запад делал акцент на уважение прав человека и равноправие народов.
Думается, что принятые принципы правильнее было рассматривать в их совокупности, не противопоставляя одни принципы другим. В то же время нельзя отрицать его большого значения как для истории, так и для извлечения уроков на будущее. Хельсинки показали возможность успешного сотрудничества, если стороны желают достичь соглашения. Хельсинский Заключительный акт явился выдающимся международным политическим документом XX века, продолжавшим традиции Устава ООН , принятого в 1945 г на исходе второй мировой войны.
Он конкретизировал и развил далее принципы Устава ООН применительно к условиям, сложившимся на Европейском континенте, добавив к 7 принципам, закрепленным в Уставе ООН и Декларации ООН о принципах дружественных отношений и сотрудничества государств 1970 г еще три принципа принцип нерушимости границ, территориальной целостности и уважения прав человека . Эти 10 принципов теперь признаны мировым сообществом в качестве основополагающих принципов международного
права. Хельсинский Заключительный акт, заложивший основы будущей европейской региональной организации по вопросам безопасности и сотрудничества, в отличие от Устава ООН не является юридическим документом. Он представляет собой важный политический документ, который был подписан главами государств и правительств 35 стран, но не подлежал ратификации парламентов и регистрации в ООН на основании статьи 102 ее Устава в качестве договора и международного соглашения.
Это дало затем основание некоторым исследователям данного документа утверждать, что, поскольку он не является договорным документом, он не обязателен для исполнения. Появилась даже концепция так называемого мягкого права, к сфере которого был отнесен и Хельсинский Заключительный акт. В соответствии с этой концепцией к мягкому праву относятся международные акты, не имеющие характер договора, но обладающие большой морально-политической силой.
Такая оценка соответствующих актов чревата определенным субъективизмом. В зависимости от обстоятельств то или иное государство может истолковать какое-либо положение международного документа либо в качестве нормы мягкого права, либо как рекомендацию. Подавляющее большинство современных юристов-международников, в том числе и западных, считают, что Хельсинский Заключительный акт в значительной мере, например в области доверия и прав человека, также
установил, как и другие существующие договорные документы, четкие и правовые обязательства для государств-участников СБСЕ. Заключение о том, что Заключительный акт не является юридически обязательным соглашением подчеркивал голландский юрист Ван Дейк не означает, что положения, в отношении которых договорились участвующие государства и отраженные в заключительном акте, не являются обязательными. Обязательство не должно быть юридически обязательным для того, чтобы иметь обязательную силу разница
между юридической и не юридической обязательной силой заключается в юридических последствиях, связанных с юридической силой. Он полагает, что описание некоторыми авторами Заключительного акта как необязательного соглашения является скорее вводящим в заблуждение Хотя Хельсинский Заключительный акт по своей форме не является договорным документом, по своему значению он представляет собой учредительный акт СБСЕ, которое начало свою деятельность в 1975 г. в качестве
форума для ведения переговоров и постепенно эволюционировало в постоянно действующую региональную структуру, которая имеет свои особенности, отличающие ее от других существующих региональных организаций. К числу этих особенностей относятся следующие 1 отсутствие договорного документа в качестве учредительного акта этой организации 2 постепенное, поэтапное институтирование этой организации 3 остающаяся гибкость в ее структуре и деятельности 4 отсутствие детальных четких правил процедуры ее органов 5 более сложная
структура органов управления 6 отсутствие четко обозначенной правосубъектности организации и др. После подписания Заключительного акта СБСЕ Хельсинский процесс был продолжен серией совещаний представителей государств-участников по вопросам осуществления положений этого документа, проведенных в Белграде, Мадриде и Вене. На них были рассмотрены многие важные практические вопросы сотрудничества участников СБСЕ, вытекающие из принципиальных положений
Хельсинского Заключительного акта. Подводя итоги вышесказанному, можно констатировать, что принятие Хельсинского Заключительного акта в 1975 г. явилось выдающимся международным событием XX века, знаменовавшим крушение практики с позиции силы, подтверждавшим нерушимость границ в Европе, провозглашавшим принципы доброго соседства и сотрудничества на европейском континенте, открывавшим широкие перспективы для изменения политического климата в
Европе и во всем мире, положившим начало историческому Хельсинскому процессу диалога и переговоров между Востоком и Западом, который привел впоследствии к гигантским переменам в Европе и во всем мире. 5. ХЕЛЬСИНСКИЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ ОСНОВА ОБСЕ Принятие Хельсинского акта заложило основы новой региональной организации по вопросам
безопасности и сотрудничества в Европе, которая в конце 1994 г. была трансформирована в ОБСЕ и которая сегодня играет значительную роль в современных международных отношениях. Сегодня ОБСЕ правопреемник СБСЕ с 1 января 1995г. является одной из крупнейших и авторитетных международных региональных организаций по обеспечению мира и безопасности, а также сотрудничеству в гуманитарной и других областях. 6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в
Европе по праву назван Хартией мирного сосуществования. Он явился результатом разумного компромисса, учета интересов всех участников СБСЕ. В нем были зафиксированы совместные договоренности всех стран-участниц по широкому кругу актуальных проблем мира, безопасности и сотрудничества в Европе. Разработка и принятие Декларации принципов, составляющих фундамент
Заключительного акта, является крупным достижением в деле обеспечения сотрудничества государств с различным социально-экономическим строем и представляет собой реальный вклад в развитие и укрепление современной международной законности. Декларация принципов обязывает страны участницы соблюдать суверенное равенство и индивидуальность друг друга, воздерживаться от угрозы или применения силы, соблюдать нерушимость границ и территориальную целостность государств. Она призывает к мирному урегулированию конфликтов, невмешательству
во внутренние дела, соблюдению прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, вероисповедания или верования, обязывает государства соблюдать равенство прав народов и их право на самоопределение, сотрудничать и выполнять в доброй вере обязательства, взятые в рамках международного права. 7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 1945-1975. М.М. НАРИНСКИЙ. М 2004. 264 С.
2. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 1648-2000. ПОД РЕД. А.С. ПРОТОПОПОВА. М 2003. 344С. 3. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ 1945-2000. ПОД РЕД. А.М. РОДРИГЕСА И М.В. ПОНОМАРЕВА. М 2001. 336С. 4. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 3ТОМ. О.А. ЯНОВСКИЙ, О.В. БРИГАДИНА,
П.А. ШУПЛЯК. МН 2002. 464 С. 5. ХЕЛЬСИНСКИЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ 1975 Г. 6. medfarma.dnt.mdnews2005080144393ruprint1 7. edu.icc.dgu.ruDGUURFAKCATHMEZDPRMAN04.ht m 8. new.russian.net.ru38218.htm 9. www.ruj.ruunescom3a.htm 10. www.krugosvet.ruarticles1071010705101070 5a1.htm 11. www.svoboda.orgprogramsce2005ce.030505.a sp 8. ПРИЛОЖЕНИЕ
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |