РОСТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ФИНАНСОВОГО ПРАВА И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ САНКЦИЯ
Курсовая работа
студента III курса
дневного отделения 634 гр
СОЛОМАХИНАМ.В.
Научный руководитель –
старший преподаватель
РУКАВИШНИКОВА И.В.
Дата сдачи курсовой работы:
Дата защиты:
Оценка:Ростов-на-Дону
1998
ПЛАН.
Финансово-правовая санкция.
1. Финансово-правовая санкция каквид юридической ответственности.
2. Механизм примененияфинансово-правовых санкций.
3. Судебное обжалование неправомерностиприменения финансово- правовых санкций.
4. Финансово-правовые санкции,применяемые в административном порядке.Финансово-правовые санкции. Ни один американец в своей жизни не может избежать двух вещей: смерти и….налогов. Современное государство является государствомналоговым. Оно устанавливает налоги и стремится обеспечить их сбор, используяпри этом соответствующую систему контроля. Но современное государство должнобыть одновременно и правовым государством. Если установленные правовые нормыигнорируются или исполняются ненадлежащим образом, то государство вправеприменить к нарушителям меры принуждения.
На протяжении десятилетий в США эффективно работает машина, имя которой — налоговая система. Кответственности за неуплату налогов могут привлекать даже «крестных отцов». НоРоссия — это не Америка. Здесь действуют свои законы (как правовые, так ижизненные). Хочется верить, что когда-нибудь в России будет отлажена система,не уступающая в эффективности налоговым системам ведущих мировых держав. Финансовыесанкции
В российском законодательстве появился термин«финансовая ответственность» («меры финансовой ответственности»). Онавыражается в разных формах денежных взысканий, среди которых важное местозанимают финансовые санкции.
Финансово-правовыесанкции — это применение уполномоченными на то государственнымиорганами и их должностными лицами к налогоплательщикам (юридическим и физическимлицам) за совершение налогового правонарушения в установленномадминистративными и финансово-правовыми нормами порядке мер государственногопринуждения, выражающихся в денежной форме и перечисляемых в бюджет, с цельюобеспечения общественных и государственных финансовых интересов, возмещениянедополученных бюджетом и внебюджетными фондами денежных поступлений, а такженаказания нарушителей. Таким образом, применение финансовых санкций влечет длявиновных в совершении налоговых нарушений наступление обременительныхпоследствий имущественного и морального характера.
В соответствии с действующимзаконодательством, регулирующим налоговые правоотношения, соблюдение порядкауплаты налогов обеспечивается применением финансовой, административной, уголовнойи дисциплинарной ответственности. К практике арбитражных судов имеют отношениетолько вопросы применения так называемой финансовой ответственности.
К сожалению, порядокприменения финансовой ответственности в законодательстве должным образом неурегулирован, и это порождает на практике целый ряд вопросов. Первый касаетсяправовой природы финансовой ответственности. Как известно, ответственностьподразделяется на виды по предмету и методу регулирования. Финансоваяответственность выделена в законодательстве как самостоятельная и обладаетрядом специфических особенностей, но по предмету и методу регулирования онаявляется разновидностью административной. К вопросам применения финансовойответственности можно отнести и вопросы, связанные с действием закона вовремени. В соответствии со ст. 54 Конституции Российской Федерации закон,устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.Следовательно, при применении финансовой ответственности за нарушениеналогового законодательства необходимо руководствоваться законодательным актом,определяющим основания ее применения на момент совершения правонарушения.Правда, может возникнуть вопрос об обратной силе закона. Установлено, что, еслипосле совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена,то применяется новый закон.
Налогоплательщик,нарушивший налоговое законодательство, в установленных Законом[1]случаях несет финансовую ответственность в виде:
1) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода(прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объектналогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении —соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. Приустановлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли)приговором или решением суда по иску налогового органа или прокурора может бытьвзыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой илизаниженной сумм дохода (прибыли);
2) штрафа в размере 10% от причитающихсяк уплате сумм налога за последний отчетный квартал, непосредственно предшествующийпроверке, по каждому из следующих видов нарушений:
— отсутствие учета объектовналогообложения;
— ведение учета объекта налогообложенияс нарушением установленного порядка, повлекшим за собой сокрытие или занижениедохода за проверяемый период не менее чем на 5% от причитающейся к уплате суммыналога за последний отчетный квартал;
— непредставление или несвоевременноепредставление в налоговый орган документов,необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;
3) взыскания пени с налогоплательщикав случае задержки уплаты налога в размере 0,7% неуплаченной суммы налога закаждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленнойзадержанной суммы налога, если законом не предусмотрены иные размеры пени.Взыскание пени, по мнению законодателя, не освобождает налогоплательщика отдругих видов ответственности. Пеня — вид финансовой ответственности. Она можетбыть также взыскана с налогоплательщика — юридического лица в бесспорномпорядке. Пеня начисляется только на выявленные задержанные суммы налогов,начиная с установленного срока уплаты. При взыскании недоимки в судебномпорядке начисление пени прекращается со дня вынесения судом решения об изъятииимущества недоимщика (об обращении взыскания на суммы, причитающиеся недоимщикуот других лиц);
4) других санкций, предусмотренныхзаконодательными актами: ст. 13 Закона Российской Федерации «Об основах налоговойсистемы в Российской Федерации»
К юридическим и физическимлицам, освобожденным от уплаты налога, виды ответственности, предусмотренныест. 13 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» по данномуналогу, не применяются. Дополнительно начисленные суммы налогов по результатамсчетных проверок уплачиваются в срок, когда они должны были быть уплачены приправильном исчислении налога в проверяемом периоде. Если суммы налоговначисляются в результате камеральных проверок, то пеня начисляется по истечении10-дневного срока со дня, установленного для представления отчетности вналоговый орган. В случае совпадения срока уплаты с выходным (праздничным)днем, пеня начисляется начиная со второго рабочего дня после выходного (праздничного)дня.
Днем уплатысчитается:
— день внесения денежных средств всоответствующий банк (иное финансово-кредитное учреждение) при уплате наличнымиденьгами;
— день внесения денежных средств напочту или в банк (иное финансово-кредитное учреждение) при переводе денег попочте или через банк (иное финансово-кредитное учреждение);
— день списания банком(финансово-кредитным учреждением) платежа со счета плательщика независимо отвремени зачисления сумм на соответствующий счет при перечислении сумм платежасо счета плательщика в банке (ином кредитном учреждении).
При выявлениисокрытых от налогообложения доходов предприятий, организаций и физических лиц,занимающихся предпринимательской деятельностью налоговые органы применялимеры финансовой ответственности в размере, превышающем в три раза размерыштрафов, установленных п. 1 ст. 13 Закона «Об основах налоговой системы вРоссийской федерации». Сокрытие доходов и их занижение с точки зрения юридическогосостава налогового правонарушения являются различными понятиями: в первомслучае очевиден умысел налогоплательщика, а во втором он может отсутствоватьлибо быть недостаточно четко выраженным. На практике занижение доходов чащепроисходит по неосторожности налогоплательщиков (например, в результатенеправильного отнесения расходов на себестоимость продукции). Однако, какизвестно, неосторожность также представляет собой форму вины. Поэтому в данномслучае можно говорить об ответственности налогоплательщика за занижение дохода.
В качестве примеровфинансовых санкций можно привести также:
---взыскание в федеральный бюджет сбанков и иных кредитных учреждений полученного дохода при задержке исполненияпоручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет и использованиинеперечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов (ч. 3 ст. 15 Закона«Об основах налоговой системы в Российской Федерации»;
---наложение штрафа в размере 10%суммы налога, подлежащего взысканию, на предприятия, учреждения и организациипри нарушении установленного порядка перечисления подоходного налога сфизических лиц (ст. 22 Закона «О подоходном налоге с физических лиц»).
Меры финансовойответственности применяются при несоблюдении условий работы с денежнойналичностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций в РоссийскойФедерации предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами,осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридическоголица:
— за осуществление расчетов наличнымиденежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациямисверх установленных предельных сумм — штраф в двукратном размере суммыпроизведенного платежа;
— за неоприходование (неполноеоприходование) в кассу денежной наличности—штраф в трехкратном размеренеоприходованной суммы;
— за несоблюдение действующего порядка хранения свободныхденежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверхустановленных лимитов — штраф в трехкратном размере выявленной сверхлимитнойкассовой наличности.
Субъектами финансовойответственности могут быть юридические лица (в некоторых случаях — и ихфилиалы), граждане-предприниматели, а также физические лица, являющиесяплательщиками налогов, по которым применяются меры ответственности всоответствии с законодательными актами, регулирующими порядок их уплаты.
Порядок применения финансовыхсанкций.
Налоговое законодательство устанавливает порядок и срокиприменения финансовых санкций. Для юридических лиц предусмотрен бесспорныйпорядок взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, а такжесумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством. С физическихлиц взыскание этих сумм производится в судебном порядке. Вместе с тем должносчитаться правовой аксиомой, что бесспорное взыскание задолженности пообязательствам собственников перед государством, в том числе по платежам вбюджет, допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательными актамиРоссийской Федерации.
Весьма важным на практике является вопрос о выяснении всехобстоятельств совершения налогового правонарушения. При квалификации действияналогоплательщика, при рассмотрении дела о налоговом правонарушении и принятиирешения по делу налоговым органам необходимо руководствоваться установленнымитрадиционными принципами юридического процесса (например, объективная истина,полнота исследования материалов и документов, учет всех обстоятельств дела,соблюдение правил оценки собранных по делу доказательств).
Взысканиенедоимки с юридических и физических лиц обращается на полученные ими доходы, ав случае отсутствия таковых — на имущество этих лиц. На имущество взысканиеобращается во внесудебном порядке через судебных исполнителей народных судовпо месту нахождения имущества. При этом важно учитывать требования, которыепредусмотрены Положением о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговыхплатежей. В случае, когда бесспорный порядок списания применяется к суммам,которые не должны быть взысканы в таком порядке, эти средства подлежат возвратусобственника без оценки обстоятельств, явившихся основанием для осуществленногосписания средств.
Бесспорный порядок списания средств применяется в отношенииграждан-предпринимателей. Граждане-предприниматели имеют специальноеразрешение на занятие предпринимательской деятельностью, хотя и не обладаютобособленным имуществом, используемым для осуществления предпринимательскойдеятельности. Однако по своему статусу они остаются физическими лицами. Поэтомувзыскание с них указанных сумм должно осуществляться в порядке, предусмотренномдля физических лиц, т. е. в судебном порядке. В соответствии со ст. 22 и 29Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации споры о взыскании сграждан-предпринимателей недоимок и применении финансовых санкций за нарушениеналогового законодательства подведомственны арбитражным судам.
Вслучае отсутствия у граждан-предпринимателей расчетного счета или денежныхсредств на нем исполнение приказа арбитражного суда о взыскании с негосоответствующих сумм производится в порядке, предусмотренном ГК РФ: судебныйисполнитель посылает должнику предложение о добровольном исполнении решения всрок до пяти дней, а по истечении данного срока — принудительно исполняетрешение.
Мерамипринудительного исполнения решения являются:
1) обращениевзыскания на имущество должника путем наложения ареста и продажи имущества;
2) обращениевзыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные источники доходовдолжника;
3) обращениевзыскания на денежные суммы и имущество должника, находящиеся у других лиц;
4) изъятие удолжника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в решениисуда.
В последнеевремя во взаимоотношениях между налогоплательщиками и налоговыми органаминаблюдается тенденция усиления полномочий последних по взысканию недоимок иприменению штрафных санкций.
Одним из примеровможно назвать предоставление налоговым инспекциям прав на обращение взысканияна дебиторскую задолженность налогоплательщиков. К плательщикам налогов могутприменяться меры бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в видеобращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов.
Государственная налоговая служба, Министерство финансов и Центральный банкРоссийской Федерации утвердили 1 марта 1994 г. «Порядок взыскания недоимки поплатежам в бюджет в виде обращения взысканий на суммы, причитающиеся недоимщикуот его дебиторов». Согласно этому нормативному акту каждое предприятие,учреждение, организация независимо от форм собственности должны вести учетпросроченной дебиторской задолженности и составлять ежеквартально переченьпредприятий-дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, в том числеи просроченной. Предприятие-недоимщик представляет в налоговый орган по местуего регистрации:
1) переченьпредприятий-дебиторов, подписанный руководителем предприятия и главнымбухгалтером;
2) заявление навзыскание платежей в бюджет с дебитора (дебиторов) на сумму недоимки, но непревышающую сумму просроченной дебиторской задолженности;
3) акт выверкисуммы просроченной дебиторской задолженности или другой документ, заменяющийакт, подписанный руководителем и главным бухгалтером как предприятия недоимщика,так и предприятия-дебитора.
Послепроверки налоговыми органами способности предприятия-дебитора произвестирасчеты по платежам в бюджет предприятия-недоимщика в счет просроченнойдебиторской задолженности налоговая инспекция выписывает инкассовое поручение(распоряжение) на бесспорное взыскание сумм, причитающихся недоимщику по егоплатежам в бюджет от его дебитора в размере, не превышающем суммы недоимки поплатежам в бюджет, начисленных штрафов и пени за несвоевременное перечислениеплатежей в бюджет недоимщиком.
В случаеотказа предприятия-недоимщика представить в налоговый орган заявление навзыскание платежей в бюджет с дебитора (дебиторов) на сумму недоимки налоговыйорган по месту нахождения предприятия-недоимщика вправе по собственномуусмотрению установить наличие просроченной дебиторской задолженности напредприятии-недоимщике и произвести списание средств с предприятия-дебитора вбесспорном порядке, уведомив об этом предприятие-недоимщика.
Закониспользует понятие «налоги» для обозначения не только налогов как таковых, но исборов, пошлин и других обязательных платежей. Поэтому финансоваяответственность может применяться при наличии соответствующих оснований вотношении всех налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, которыевключены законодательством в налоговую систему России.
В бесспорномпорядке подлежит взысканию штраф, налагаемый органами федеральногоказначейства на банки или иные финансово-кредитные учреждения в случаяхнесвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход федеральногобюджета. Органы казначейства могут вносить в Центральный банк РоссийскойФедерации представления о лишении соответствующих банков и иныхфинансово-кредитных учреждений лицензий на совершение банковских операций.
Взыскание суммсанкций осуществляется органами налоговой службы России в трехдневный срок попредставлению органов казначейства. Суммы санкций зачисляются соответственно вдоход федерального бюджета или в государственные (федеральные) внебюджетныефонды. Взыскание сумм санкций осуществляется органами Государственнойналоговой службы Российской Федерации в трехдневный срок по представлениюорганов казначейства.
Применениев качестве санкции взыскания суммы сокрытой (заниженной) прибыли (дохода) неозначает уплаты налогоплательщиком налога с указанной суммы. Уплата налога сэтой суммы возможна только после ее включения в бухгалтерскую отчетность вкачестве прибыли прошлых лет и обложения налогом по соответствующей ставке.
Действующееналоговое законодательство устанавливает и сроки давности применения мерфинансовой ответственности. Срок давности по претензиям, которые предъявляютсяк физическим лицам по взысканию налогов в бюджет, составляет три года.Бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц может бытьприменен в течение шести лет с момента образования недоимки.
Предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерациифинансовыми органами отсрочек и рассрочек платежей в бюджет производится впределах текущего года и на срок не более шести месяцев. Отсрочки и рассрочкиплатежей по налогам в федеральный бюджет могут предоставляться только приналичии подтверждения о ранее предоставленных льготах по налоговым платежам в нижестоящиебюджеты.
Крайнеинтересным представляется вопрос о бесспорности взыскания штрафов и недоимок сюридических лиц.
Конституционный суд РФ пришел к выводу, что ст. 35 Конституции РФ (части 2 и 3)распространяется на юридические лица в той степени, в какой это право по своейприроде может быть к ним применимо. Напомним, что указанные конституционныенормы помещены в главе, посвященной правам и свободам гражданина. Сама женорма гласит: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решениюсуда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может бытьпроизведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».В ходе судебного заседания возможность и допустимость применения ст. 35 Конституциик юридическим лицам обсуждались довольно долго и весьма подробно. Аргументы впользу того, что данную норму следует распространять на любых собственников,можно изложить, доказывая по принципу от обратного. Конституция РоссийскойФедерации не упоминает понятия «юридическое лицо» специально и отдельно отфизических лиц. Если, руководствуясь этим, считать, что права и свободыюридических лиц не подлежат конституционной защите, то придется допустить,что в правовом поле нашего государства существуют некоторые сегменты, не подпадающиепод конституционное регулирование, а это будет нарушать указание КонституцииРФ о том, что она действует на всей территории РФ и является высшим поюридической силе актом (ст. 4).
В этом смыслевполне понятен вывод суда о том, что применение к гражданам бесспорногопорядка взыскания причитающихся платежей в бюджет нарушало бы их конституционныеправа. В той же степени это нарушает права юридических лиц.
Конституционный Суд сделал вывод о том, что взыскание суммы сокрытого налога иразличных видов штрафов носит карательный характер и является наказанием заналоговое правонарушение. При несогласии налогоплательщика с этим штрафом, аречь идет, по существу, о двойном штрафе, он не может взыскиваться в бесспорномпорядке. Это положение, закрепленное в постановлении КС РФ, обладает огромнойценностью. Конституционный Суд совершенно справедливо отметил разную правовуюприроду сумм, взыскиваемых с налогоплательщика в случаях обнаружения недоимки. Чаще всего эти суммы составляют:
а) недоимки, т. е.платеж, подлежащий уплате налогоплательщиком;
б) пеня,начисляемая на эту сумму недоимки по ставке 0,3% за каждый день просрочки;
в) сумма скрытогоот налогообложения дохода, на основе которого рассчитывается недоимка;
г) штраф в размерескрытого дохода.
Нетруднозаметить, что в случае налоговых правонарушений государство в лице его органовприменяет несколько видов имущественной ответственности за одно правонарушение.А если еще вспомнить, что, кроме имущественной ответственности юридическихлиц, речь может одновременно идти и об административной или даже уголовнойответственности физических лиц, то состав налогового правонарушения будеточень сложно конструировать и обосновывать.
В этомсмысле вывод о неконституционности бесспорного взыскания штрафов и иныхтакого рода сумм очень ценный. Во-первых, этим выводом можно воспользоватьсядля оспаривания конституционности взыскания иных штрафов в случае бесспорногосписания. Во-вторых, это положение является основополагающим для оценкиправовой природы взыскания иных сумм. Но вначале небольшое обоснование сделанноговывода.
Вналоговом законодательстве предусматривается бесспорное взыскание как суммнедоимок, так и штрафов и иных финансовых санкций. При этом законодатель необратил внимания на разную правовую природу взыскиваемых сумм. Дело в том,что недоимка является суммой, которую обязан уплатить налогоплательщик в силусложившегося правоотношения. Это как долг предпринимателя или иного лица,обязанного платить налоги. Взыскиваемые же штрафы и финансовые санкции — этоуже не денежный долг, а мера юридической ответственности, применяемой от именигосударства. В соответствии с общими правилами и принципами хозяйственногооборота, развивающими конституционные нормы о праве на судебную защиту июридическую помощь (ст. 46 и 48 Конституции России), для применения мерюридической ответственности, тем более воздействующих на имущественную сферу,необходимо анализировать наличие оснований возложения ответственности. Такойанализ может происходить только в процессе осуществления правосудия, котороепризвано установить не только факт неплатежа, но и наличие иных оснований ответственности:противоправного поведения, причиненного ущерба, причинной связи, вины налогоплательщика. Именно на основании анализа этих обстоятельств можно вынестирешение о возможности возложения ответственности и ее объеме.
В этой связинуждается в обсуждении близкий к анализируемому вывод о конституционностивзыскания пени как компенсации потерь государственной казны в результатенедополучения налоговых сумм. Трудно понять и изложить логику, в силу которойпринимается во внимание только одно свойство взыскиваемой пени, ее правоваяприрода. Известно, что термином «пеня» обозначается один из видов финансовойответственности, на что указывают практически все специалисты по финансовомуи налоговому праву. В этом смысле пеня по своей правовой природе совершенноодинакова с взыскиваемыми штрафами и иными мерами имущественной ответственности.
Разумеется, пеня, как и любаяиная мера имущественной ответственности, выполняет наряду с карательной икомпенсирующую функцию. Она компенсирует те убытки в виде упущенной выгоды,которую могло бы получить государство, если бы налог был уплачен вовремя. Ногосударство не коммерческое юридическое лицо и налоги уплачиваются не дляосуществления предпринимательской деятельности. Поэтому признать пеню поправовому режиму, равной сумме долга, невозможно ни с каких позиций — ни спублично-правовых, ни с частно-правовых. У такого признания есть толькоэкономическое обоснование, состоящее в том, что реально взыскиваемые суммы вбольшей своей части как раз и состоят из этой пени, особенно если недоимкиобнаруживаются и взыскиваются по отдаленным периодам. Именно этим аргументом(стоимостью бесспорного взыскания) в большей своей части пользовалисьпредставители государственных служб в ходе судебного рассмотрения. Да ещессылаясь при этом на то, что налоги — это те доходы государства, которыенаправляются на выплату пенсий и пособий. На совести авторов этих доводовостается их корректность, особенно если учесть, что в октябре 1996 годаГосударственная Дума отклонила проект закона об отчете за использованиесредств государственного бюджета в 1993— 1994 годах. В этой связи возникаетвполне корректный вопрос: стоит ли тратить столько сил на сбор налогов,которые уходят неизвестно куда и за использование которых государство не всилах отчитаться? На этот вопрос Конституционный Суд не дал, да и не мог датьответа. Очевидно, налогоплательщикам нужно найти ответ самим.
Обжалование действий (актов)налоговых органов
и их должностных лиц о применении мерфинансовой ответственности.
Порядок обжалования решений налоговых инспекций и их должностныхлиц о применении мер финансовой ответственности является альтернативным:налогоплательщик может обратиться за защитой своих прав и интересов ввышестоящую налоговую инспекцию (ст. 14 Закона Российской Федерации «ОГосударственной налоговой службе Российской Федерации») либо в суд. Всоответствии со ст. 14 названного Закона жалобы предприятий любойорганизационно-правовой формы на действия должностных лиц государственныхналоговых инспекций подаются в те государственные налоговые инспекции, которымони непосредственно подчинены. Жалобы рассматриваются и решения по нимпринимаются не позднее одного месяца со дня поступления жалобы. Эти решениямогут быть обжалованы в течение одного месяца в вышестоящие государственныеналоговые органы. В случае несогласия предприятия с решением руководстваГосударственной налоговой службы Российской Федерации оно может быть обжалованоэтим предприятием в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Физические лица могут обращаться в суд в соответствии с ЗакономРоссийской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающихправа и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г.
Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, вчастности:
1) о признанииакта налоговой инспекции недействительным. Актом налоговой инспекции признаетсяакт счетной проверки в совокупности с решением начальника государственнойналоговой инспекции или его заместителя о применении финансовых санкций. Еслитакое решение отсутствует, спор не подлежит рассмотрению арбитражным судом.Решение о применении финансовых санкций должно иметь письменную форму. Поэтомутаким актом будет, например, подпись на платежном требовании на бесспорноесписание денежных средств;
2) о возврате избюджета денежных средств, списанных налоговыми инспекциями в бесспорном(безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативногоправового акта;
3) о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иногодокумента, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном)порядке (ст. 22 АПК РФ).
В случаях, когда это предусмотрено федеральным законом, необходимособлюдать вначале претензионный порядок урегулирования спора.
Требования о признании недействительными актов налоговых инспекциймогут заявляться в следующих случаях:
1) когда актналоговой инспекции уже составлен, вынесено решение о применении финансовыхсанкций, но денежные суммы еще не взысканы;
2) когда истецхочет уменьшить размер государственной пошлины на случай, если ему откажут вудовлетворении исковых требований и, соответственно, он ее потеряет. Приудовлетворении такого требования арбитражный суд может ограничитьсяпризнанием акта налоговой инспекции недействительным, а решение о возвратеденежных средств не выносить. При признании акта недействительным налоговаяинспекция должна возвратить списанные по нему суммы, а также прекратитьвзыскание, если часть сумм еще не списана. Если она этого не делает, топредприятие вправе вновь обратиться в арбитражный суд с требованием о возвратеденежных сумм.
Требования о возврате денежных сумм, списанных налоговыми инспекциями вбесспорном порядке, могут заявляться в следующих случаях:
1) когда налоговаяинспекция отказывается возвратить списанные суммы по уже признанномунедействительным акту;
2) в случаесписания денежных средств по акту счетной проверки;
3) когда актаналоговой инспекции вообще не имеется (например, при списании сумм,начисленных в результате камеральной проверки). В данном случае имеется толькоплатежное требование на бесспорное списание средств, которое актомгосударственного или иного органа не является.
Практика показывает, что установленный порядок обжалования незаконных действийгосударственных налоговых органов часто не обеспечивает реальной защиты прав изаконных интересов предприятий.
Арбитражныйпроцессуальный кодекс Российской Федерации (ст. 22) называет среди категорийспоров, подведомственных арбитражному суду, споры о возврате из бюджета денежныхсредств, списанных в виде экономических (финансовых) санкций и по другимоснованиям государственными налоговыми инспекциями и иными контролирующимиорганами в бесспорном порядке с нарушением требований законодательства. Выбори применение соответствующего способа защиты зависят от множества факторов, втом числе от подходов арбитражных судов к разрешению споров с участиемналоговых органов. В связи с этим арбитражно-судебной практикой выработаныследующие положения:
1.Обжалование действий должностных лиц налоговых инспекций по принципуподчиненности не лишает предприятие права на защиту своих имущественныхинтересов в судебном порядке.
2. Взысканиесумм, полученных предприятием в результате совершения неуставной сделки, атакже любых других сумм, не являющихся недоимкой по налогу либо финансовойсанкцией, не может производиться налоговыми инспекциями в бесспорном порядке.
3. Налогоплательщик не освобождается от ответственности за нарушениеналогового законодательства и в том случае, если это нарушение произошло попричине небрежности, неопытности или счетной ошибки соответствующих работников.
4. Повторным признается нарушение налогового законодательства,совершенное одним и тем же лицом в течение года после наложения взыскания за первое нарушение. В соответствии со ст. 13 Закона «Об основах налоговойсистемы в Российской Федерации» с налогоплательщика, повторно нарушившегоналоговое законодательство, предусмотренный данной статьёй штраф взыскивается вдвойном размере.
5. Пеня за просрочку уплаты обязательных платежей в бюджетначисляется только на сумму недоимки.
Названные способы защитыимущественных прав предприятий от незаконных действий государственныхналоговых инспекций, а именно: требования о возврате из бюджета незаконносписанных сумм либо о признании недействительными актов о применении кпредприятию экономических (финансовых) санкций — могут быть использованы длязащиты своих имущественных прав от незаконных действий и других контролирующихорганов, которым предоставлено право применять к предприятиям такие санкции,списываемые в бесспорном порядке.
Судебныйнадзор за законностью административного принуждения представляет собой видгосударственного контроля. В литературе по уголовному и гражданскому процессамв понятие «судебный надзор» вкладывается иной смысл. Во избежание путаницыследует уточнить, что речь идет о судебном надзоре за административнойдеятельностью. Его специфика состоит в том, что проверка законности действийосуществляется органом правосудия только в ходе разбирательства конкретныхуголовных и гражданских дел в особом, процессуальном порядке. Суды проверяютзаконность действий органов управления только при рассмотрении гражданских делпо жалобам (искам) и при рассмотрении уголовных дел. Суд не может провестипроверку актов управления по своей инициативе. Отличие судебного надзора отконтроля, осуществляемого органами управления, состоит и в том, что судпроверяет законность акта управления, а субъекты административной властипроверяют и законность, и целесообразность действии. Субъекты контроля наделеныширокими возможностями для реагирования на нарушения законности, а суд вправетолько отменить или изменить незаконный акт, взыскать ущерб, вынести частноеопределение или возбудить уголовное дело. Надзор является разновидностьюконтроля, он состоит в проверке только законности действий. Надзор — этоконтроль в узком смысле, его можно понимать как контроль за законностью.
Закономзакреплено право гражданина обращаться в суд с жалобой, если он считает, что«неправомерными действиями органа государственного управления или должностноголица ущемлены его права». К актам, подлежащим судебному обжалованию, относятсяколлегиальные и единоличные действия, в результате которых гражданин незаконнолишен возможности полностью или частично осуществить, право, котороепредоставлено ему законом или иным нормативным актом; либо на гражданинанезаконно возложена какая-либо обязанность.
Кругоснований обращения гражданина в суд установлен достаточно широкий, так какиспользован запретительный тип регулирования отношений. Можно обжаловать в судлюбые акты, за исключением тех, судебная жалоба на которые специальныминормами не допускается. Установлен ряд материальных и процессуальныхограничений общего права на обжалование административных актов в суд.Во-первых, жалоба может быть подана только на действия органовгосударственного управления и должностных лиц. Следовательно, по общему правилув суд нельзя обжаловать акты общественных органов, а также и техгосударственных органов, которые не являются управленческими. Во-вторых, всудебном порядке не рассматриваются жалобы на незаконность нормативных предписаний.В-третьих, суд рассматривает только споры о законности управленческих действий,но не об их целесообразности. Как правило, органы государственного управленияобладают свободой усмотрения, возможностью выбрать из ряда законных наиболеецелесообразный гарант. Если, используя свои дискредиционные полномочия, субъектне вышел за пределы закона, то основания для обращения в суд нет.
Средипроцессуальных ограничений прежде всего нужно назвать обязательностьпредварительного административного обжалования (административную преюдицию).Жалоба в суд может быть подана лишь после того, как акт управления былобжалован вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу.Необходимое условие судебного обжалования — гражданин не удовлетворен решениемвышестоящего органа либо в месячный срок не получил от него ответа. Во-вторых,«жалоба может быть подана в суд гражданином, права которого нарушены, егопредставителем, а также по просьбе гражданина — надлежаще уполномоченным представителемобщественной организации, трудового коллектива». Жалобы в защиту третьих лиц,коллективные жалобы суды не принимают. В-третьих; установлен срок обращения всуд со дня получения отказа на административную жалобу. Это ограничение неявляется абсолютным, пропущенный по уважительной причине срок может бытьвосстановлен судом.
Судебное обжалование наоснове специальных норм — еще одно исключение из судебного обжалования пообщему праву. В установленных специальными нормами случаях жалобы тоженаправляются в суд, но процедуры их подачи и рассмотрения имеют рядособенностей. Альтернативная подведомственность предусмотрена и для обжалованиягражданами постановлений иных органов о наложении административного взысканияв виде штрафа. А если учесть, что штраф—наиболее часто используемая меравзыскания за административные проступки, то можно сказать, что обжалованиеадминистративных взысканий чаще всего производится на основе правил обадминистративной ответственности.
Финансовые санкции, применяемые вадминистративном порядке.
Под административной ответственностью как вида юридическойответственности следует понимать применение в установленном процессуальномпорядке уполномоченными на то органами и должностными лицами кправонарушителям мер административного воздействия, сформулированных вкарательных (штрафных) и восстановительных санкциях административно-правовыхнорм, содержащее государственное и общественное осуждение (порицание) какличности виновного в совершении административного проступка, так и совершенногоим деяния, и выражающееся в отрицательных последствиях личностного,имущественного, организационного характера, которые нарушитель обязанпретерпевать.
Административнаяответственность не характеризуется такой строгостью и тяжестью санкций, как,например, уголовная ответственность; не влечет судимости, не создает тяжелыхправовых последствий.
Нарушенияналогового законодательства, влекущие административные штрафы, можноклассифицировать в зависимости от их субъектов. В соответствии с действующимзаконодательством административной ответственности за совершение налоговыхнарушений подлежат должностные лица, граждане (физические лица) и предприятия,организации, учреждения.
Правонарушения, субъектами которых могут быть только должностные лица, связаныс определением объекта налогообложения, с постановкой и осуществлениембухгалтерского учета и отчетности, представлением документов, отражающихпорядок исчисления и уплаты платежей в бюджет.
Если должностныелица предприятий-налогоплательщиков непосредственно виновны в совершениисоответствующих нарушений налогового законодательства, они подлежат ответственности.Субъектом ответственности может быть руководительпредприятия-налогоплательщика. Он несет ответственность, например, за искажениеотчета, составленного главным бухгалтером либо каким-то иным лицом.Руководитель предприятия несет ответственность за организацию бухгалтерскогоучета на предприятии. Руководитель обязан создать необходимые условия дляправильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнениевсеми подразделениями и службами, работниками предприятия, имеющими отношениек учету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления ипредставления документов для учета. Таким образом, руководитель подлежит ответственностикак за правонарушение, совершенное им непосредственно, так и в результатедействий, совершенных подчиненными ему работниками.
Другимдолжностным лицом, которое может быть субъектом ответственности за нарушенияналогового законодательства, является главный бухгалтер. Положение обухгалтерском учете и отчетности предусматривает ответственность главного бухгалтераза соблюдение общих методологических принципов бухгалтерского учета, договорнойи финансовой дисциплины. Субъектами ответственности кредитно-финансовых учрежденийза нарушения налогового законодательства являются их должностные лица в рангеруководителей.
По сути действия (бездействие) юридического лица — это всегда действия(бездействие) его работников, и именно их действиями обусловлено нарушениекаких-либо обязанностей со стороны юридического лица. Однако применение мерфинансовой ответственности к предприятию не влечет за собой автоматическогоналожения административного взыскания но его должностных лиц, хотя во многихслучаях, действительно, за совершение определенных действий ответственностьвозлагается и но юридическое лицо, и на его должностных лиц. Но, тем не менее,составы административных правонарушений самостоятельны и не зависят оттого,были ли применены финансовые санкции к юридическому лицу. Административная ответственностьнаступает только за те правонарушения, которые прямо предусмотрены статьямиКоАП РСФСР или других нормативных актов.
Руководителипредприятий, в том числе банков, могут привлекаться к административнойответственности:
1) за нарушениепорядка удержания и перечисления в бюджет подоходного налога
2) за нарушениепорядка работы с денежной наличностью
3) за нарушениепорядка открытия счетов
Статьей 15 Закона«Об основах налоговой системы» предусмотрена ответственность руководителейбанков за задержку исполнения налоговых платежных поручений клиентов,использование этих средств в качестве кредитных ресурсов, за непредставлениеданных о финансово-хозяйственных операциях клиентов.
Кроме того,должностные лица предприятий могут нести ответственность за невыполнениетребований органов налоговой полиции и за нарушение таможенных правил.
Действия,перечисленные в этих нормативных актах, представляют собой объективную сторонуадминистративного правонарушения. Однако для привлечения какого-либо лица кадминистративной ответственности должны быть соблюдены требования закона осубъектах правонарушения и субъективной стороне (вине нарушителя).
Вопрос о субъектахответственности считается одним из самых сложных. В законодательстве в однихслучаях сказано, что ответственность несет руководитель предприятия, в другихслучаях субъектами ответственности названы должностные лица. По мнениюналоговых органов к ответственности необходимо привлекать руководителя иглавного бухгалтера.
Очевидно,что безоговорочно согласиться с таким подходом нельзя. Во-первых, четкогоопределения понятия «должностные лица» в административном законодательстве нет.Фактически оно в самом общем виде заимствуется из Уголовного кодекса, то естьпод должностными лицами понимаются лица постоянно, временно или по специальномуполномочию выполняющие организационно-распорядительные иадминистративно-хозяйственные обязанности. Во-вторых, в самом Кодексе обадминистративных правонарушениях (ст. 15) содержится положение, что должностныелица несут ответственность за правонарушения, связанные с несоблюдениемустановленных правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебныеобязанности. Таким образом, при привлечении к административной ответственностикакого-либо сотрудника предприятия необходимо выяснить круг и характер егослужебных обязанностей. И только исходя из этого можно установить, является лион должностным лицом и входит ли в его компетенцию обеспечение выполнения техправил, которые нарушены.
Права иобязанности сотрудников предприятий оговариваются прежде всего в трудовыхдоговорах и должностных инструкциях. Компетенция руководителей в соответствиисо статьей 53 ГК РФ определяется законом, иными правовыми актами и учредительнымидокументами. Кроме того, ГК предусматривает, что в акционерных обществахполномочия исполнительного органа могут передаваться по договору другойкоммерческой организации или индивидуальному предпринимателю. Бухгалтерскийучет может осуществляться не штатным бухгалтером, а специализированной организациейили соответствующим специалистом на договорных началах. В таких случаяхадминистративная ответственность не может применяться в принципе, посколькулица, оказывающие услуги по гражданско-правовому договору, не являютсясотрудниками предприятия и не имеют служебных обязанностей.
Сказанное вышеможно проиллюстрировать но одном простом примере. В филиале банка предприятиюоткрыт расчетный счет без справки о постановке на учет в налоговой инспекции.Доверенностью банка и трудовым договором право принимать решения по вопросамоткрытия расчетных счетов предоставлено директору филиала. Соответственно,обязанность обеспечить выполнение порядка открытия счетов в донном филиалележит на директоре филиала, а не на руководителе банка. Руководитель банка неможет быть привлечен к ответственности за это нарушение, потому что это невходит в его служебные обязанности. Директор филиала в данном случае также ненесет административной ответственности, так как субъектом этого правонарушенияможет являться только руководитель юридического лица или индивидуальныйпредприниматель.
Что касаетсясубъективной стороны, то в статье 10 КоАП сказано, что административноеправонарушение — это противоправное виновное действие или бездействие, закоторое законодательством предусмотрена административная ответственность.Таким образом, вина нарушителя является обязательным условием ответственности.
Чаще всего это требование закона налоговыми органами игнорируетсяили бремя доказывания своей невиновности перекладывается но нарушителя. Носогласно ст. 259 КоАП государственные органы (должностные лица),рассматривающие дела об административных правонарушениях, обязаны установитьвину нарушителя, и в случае обжалования постановления о наложенииадминистративного взыскания в суде обязанность доказать вину нарушителя лежитименно на них.
Из всехвзысканий и санкций, установленных за совершение налоговых правонарушений, вкачестве меры административного взыскания к физическим лицам может бытьприменен только штраф, который при этом не может быть заменен каким-либо другимадминистративным взысканием. Должностные лица налоговой службы не вправе выноситьпредупреждение.
В последниегоды произошли существенные перемены и в содержании института административногоштрафа, размер которого установлен в настоящее время не только в нормах КоАПРСФСР, но и в финансовом законодательстве.
Размерадминистративного штрафа определяется теперь в величине, кратной минимальномуразмеру месячной оплаты труда (без учета районных коэффициентов),установленному законодательством Российской Федерации на момент окончания илипресечения правонарушения. Взыскиваемые суммы штрафов зачисляются вфедеральный бюджет.
Гражданепризнаются субъектами нарушений налогового законодательства, состоящих в:
— нарушениизаконодательства о предпринимательской деятельности;
— занятиипредпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальноезапрещение;
— отсутствииведения учета доходов или ведении его с нарушениями установленного порядка;
— непредставленииили несвоевременном представлении деклараций о доходах либо включении вдекларацию искаженных данных.
Какдолжностные лица, так и граждане признаются субъектами правонарушений,выражающихся в неисполнении определенных законных требований налоговыхинспекций, связанных с обеспечением их эффективной деятельности:
— непредставленииналоговым инспекциям по их требованию предприятиями (включая банки и другиекредитно-финансовые учреждения) справок, документов, копий с них, касающихсяхозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимых для правильногоналогообложения;
— отказе допуститьдолжностных лиц налоговых инспекций при осуществлении своих полномочий кобследованию производственных, складских, торговых и иных помещений предприятийи граждан, используемых для извлечения доходов либо связанных с содержаниемобъектов налогообложения независимо от места их нахождения;
— невыполнениидолжностными лицами проверяемых налоговыми инспекциями предприятий игражданами требований об устранении выявленных нарушений законодательства оналогах и законодательства о предпринимательской деятельности;
— невыполнениирешения налоговой инспекции о приостановлении операций предприятий и гражданпо расчетам и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях.
Ответственности заправонарушения этой подгруппы подлежат руководители и другие должностные лицапредприятий-налогоплательщиков (за правонарушения, относящиеся ккредитно-финансовым учреждениям,— их руководители и другие должностные лица), атакже граждане, в том числе иностранные, и лица без гражданства.
Штраф,определяемый в законе как финансовая санкция, по своей сути является меройфинансово-административного воздействия, но формально не признаетсяадминистративным взысканием. Это придает штрафу ряд особенностей:
1) штрафналагается обязательно вместе со взысканием недоимки по налогам;
2) закон непредусматривает возможности освобождения от наложения штрафа по усмотрениюоргана, уполномоченного взыскивать недоимки и вместе с тем налагать штраф;
3) исключаетсятакже взыскание и обжалование постановления о наложений штрафа в порядкепроизводства по делам об административных правонарушениях.
Решениядолжностных лиц налоговых инспекций о взыскании недоимки по налогам и штрафа сграждан могут быть обжалованы лишь в судебном порядке. В отличие от этогопостановления о наложении штрафа как административного взыскания могут бытьобжалованы в административном порядке или в районный (городской) народный суд,решения которого являются окончательными.
С развитием рыночныхотношений в Российской Федерации формируетсяновая системаналогообложения. Принятые в течение последних пяти лет законодательные ииные нормативные акты о налогообложении устанавливают не только системуналогов в Российской Федерации, порядок их исчисления и уплаты, но и мерыконтроля за соблюдением норм налогового законодательства. Созданы ифункционируют контрольно-надзорные органы, призванные обеспечить режимзаконности в налоговой сфере.
Я считаю, что в Россииимеются предпосылки для построения правового государства с хорошо развитойэкономикой, надежной и эффективной налоговой системой. Разразившийсяэкономический кризис, по моему мнению, должен стать тем фактором, которыйдолжен ускорить совершенствование налоговой системы. Государство безсобственных денег – это не государство. Взять кредит в МВФ – в данной ситуации,может быть, единственный выход. Но платить все равно придется. К этому временинужно поднимать промышленность, сельское хозяйство, малый и средний бизнес,совершенствовать налоговую систему.
Список использованной литературы.
1. И. Аксенова «Административная ответственностьдолжностных лиц за налоговые правонарушения» // Гарант-Дон 1997 № 3
2. Д. Бахрах «Судебное обжалование незаконныхдействий органов государственного управления и должностных лиц» // Советская юстиция
1992 № 21-22.
3. И. Горский «О налоговой ответственности и нетолько налоговой» // ЭиЖ 1994 № 28.
4. А. Курбатов «Вопросы примененияфинансовой ответственности за нарушение налогового законодательства».// Хозяйство и право.1995 №№ 1,2.
5. М. Максимовский «Налоговыеправонарушения- санкций не избежать» // ЭиЖ 1997 № 6.
6. О.Олейник «Лишить имущества может только суд» // ЭиЖ 1997 № 6.
7. С. Пепеляев «Наказать или обобрать?» // ЭиЖ 1994 №№ 25,26.
8. Финансовое право. Учебник подред. Н.И Химичевой. М., БЕК,1997.
Список нормативной литературы.
1. КонституцияРФ.
2. НалоговыйКодекс РФ.
3. Гражданский Кодекс РФ.
4. Кодекс об АдминистративныхПравонарушениях РСФСР.
5. Арбитражный Процессуальный Кодекс РФ.
6. Закон РФ «О Государственной налоговойслужбе РФ» от 21.03.1991г.
7. Закон РФ «Об основах налоговойсистемы в РФ» от 27.12.1991г.
8. Закон РФ «О федеральных органахналоговой полиции» от 24.06.1993г.
9. Закон РФ «О подоходном налоге».
10. Указ Президента РФ «О федеральномказначействе».
11. Указ Президента РФ №1006 от 23.05.1996г.
___________________