Введение
Завершающим этапом процесса делопроизводства является подготовка исполненныхдокументов к хранению. Через год после окончания дела постоянного и временногохранения передаются в архив. Главным документом, на котором строитсяорганизация архивного хранения документов является Федеральный закон от 22октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», а такженовый типовой перечень, действующий с 2000 г. и получивший название«Перечень типовых управленческих документов,образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения».
Однако принятие в 2004 г. нового закона «Об архивном делев Российской Федерации» обострило проблему, заложенную еще в Основахархивного законодательства 1994 г. Тогда, с учетом изменениягосударственного строя и появления частной собственности, были посеяныпервые зерна размежевания архивных документов на государственные и негосударственные.Последствия такого решения еще долго будет чувствовать вся страна, так как врезультате колоссальное количество документов (особенно по личному составуликвидированных коммерческих организаций) уже утрачено и продолжаетутрачиваться ежегодно.
Целью данной работы является анализ основных положений и краткаяхарактеристика действующего федерального закона «Об архивном деле». Еедостижению способствует решение ряда задач:
- рассмотрение понятийного аппарата данного закона;
- анализ основных его структурных частей;
- определение сильных и слабых сторон, а также практической ценностизакона.
Структура работы определяется структурой закона и логикой проведенногоисследования.
1.Общие положения и понятийныйаппарат федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»
Хранение архивных документов – обеспечение рационального размещения исохранности документов. Согласно российской практике делопроизводства архивноехранение документов является самостоятельным процессом, не относящимсяк документообороту. Однако практически любой орган власти осуществляетархивное хранение собственных документов.
Законодательной базой, на которой основывается весь процессорганизации архивного хранения документов, является федеральный закон от 22октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», пришедшийна смену Основам законодательства РФ об Архивном фонде Российской Федерации иархивах от 7 июля 1993 года № 5341-1 и Постановлению Верховного СоветаРоссийской Федерации от 7 июля 1993 года № 5342-1 «О порядке введения вдействие Основ законодательства Российской Федерации об Архивном фонде РФ иархивах».
Новая редакция Федерального закона «Об архивном деле в РФ», состоящегоиз девяти глав, была опубликована 27 октября 2004 г. и вступила в силу смомента опубликования. Позднее, 4 декабря 2006 г. в документ были внесенынекоторые изменения.
Настоящий закон регулирует отношения в сфере организации хранения,комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и другихархивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения всфере управления архивным делом в России в интересах граждан, общества игосударства.
В законе последовательно раскрываются основные, применяемые в нем,понятия, такие как архивное дело и архивный документ, документы по личномусоставу, документ Архивного фонда РФ, особо ценные и уникальные документы, государственный и муниципальный архивы, постоянное, временное и депозитарноехранение документов Архивного фонда РФ и многие другие.
Под архивным делом следует понимать деятельность государственныхорганов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфереорганизации хранения, комплектования, учета и использования документовАрхивного фонда Российской Федерации и других архивных документов (ст.3,п/п. 1).
Сами же архивные документы представляют собой материальный носительс зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие егоидентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя иинформации для граждан, общества и государства (ст.3, п/п.2).
Совокупность архивных документов, исторически или логически связанныхмежду собой, составляет архивный фонд. Под архивом же понимается учреждениеили структурное подразделение организации, осуществляющие хранение,комплектование, учет и использование архивных документов (ст.3, п/п.9). Приэтом понятия государственный и муниципальный архив четко разделяются:
· государственный архив – это федеральное государственноеучреждение, создаваемое Правительством РФ, или государственное учреждениесубъекта РФ, создаваемое органом государственной власти субъекта РоссийскойФедерации, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использованиедокументов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивныхдокументов (ст.3, п/п.10);
· муниципальный архив – это структурное подразделение органаместного самоуправления муниципального района, городского округа илимуниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляютхранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фондаРоссийской Федерации, а также других архивных документов (ст.3, п/п.11).
Таким образом, отечественная сеть архивов сегодня представлена следующимобразом:
- одиннадцать федеральных архивов;
- региональные государственные архивы;
- муниципальные, городские или архивы местных образований;
- федеральные ведомства, которые обладают правом постоянного хранения(МИД, ФСБ, Госстандарт и т. п.).
Рассмотрим еще два понятия, определение которых конкретизируетсянастоящим федеральным законом – владелец и пользователь архивными документами.
· владелец архивных документов – государственный орган, органместного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, осуществляющиевладение и пользование архивными документами и реализующие полномочия пораспоряжению ими в пределах, установленных законом или договором (ст.3,п/п.18);
· пользователь архивными документами – государственный орган,орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо,обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения ииспользования необходимой информации (ст.3, п/п.19).
Также в законе приводится перечень полномочий Российской Федерации,субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в области архивногодела.
Таблица 1. Полномочия Российской Федерации,субъектов РФ, муниципальных образований в области архивного дела(ст.4) Полномочия в области архивного дела 1. Полномочия РФ · разработка и проведение единой государственной политики в области архивного дела; · установление единых правил организации хранения, комп-лектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил;
· хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:
- федеральных гос. архивов, федеральных музеев и биб-лиотек;
- федеральных органов гос. власти, иных гос. органов РФ (в т.ч. органов прокуратуры РФ, Центральной избира-тельной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, Централь-ного банка РФ (Банка России);
- гос. внебюджетных фондов;
- гос. академий наук и организаций гос. академий наук;
- федеральных гос. унитарных предприятий, включая ка-зенные предприятия, и федеральных гос. учреждений (в т.ч. расположенных за пределами России); · решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ и/или муниципальных образований; · решение вопросов о временном вывозе документов Архив-ного фонда РФ за пределы России; 2. Полномочия субъекта РФ · проведение гос. политики в области архивного дела на территории субъекта РФ;
· хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:
- гос. архивов, музеев, библиотек субъекта РФ;
- органов гос. власти и иных государственных органов субъекта РФ;
- гос. унитарных предприятий, включая казенные предп-риятия, и гос. учреждений субъекта РФ; · решение вопросов о передаче архивных документов, находя-щихся в собственности субъекта РФ, в собственность Российской Федерации, иных субъектов РФ и/или муници-пальных образований; 3. Полномочия муници-пального образования
· хранение, комплектование (формирование), учет и исполь-зование архивных документов и архивных фондов:
- органов местного самоуправления, муниципальных архивов, музеев, библиотек;
- муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и муниципальных учреждений; · решение вопросов о передаче архивных документов, находя-щихся в муниципальной собственности, в собственность Российской Федерации, субъектов РФ, иных муниципальных образований.
2. Архивный фонд РоссийскойФедерации
Архивный фонд Российской Федерации – исторически сложившаяся ипостоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающихматериальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное,социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихсянеотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации,относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению(ст.3, п/п.8).
В состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся натерритории Российской Федерации архивные документы независимо от источника ихпроисхождения, времени и способа создания, вида носителя и форм собственности иместа хранения, в том числе:
- юридические акты,
- управленческая документация,
- документы, содержащие результаты научно-исследовательских,опытно-конструкторских и технологических работ,
- градостроительная документация,
- кино-, фото-, видео- и фонодокументы,
- электронные и телеметрические документы,
- рукописи,
- рисунки и чертежи,
- дневники и мемуары,
- переписка,
- копии архивных документов на правах подлинников,
- архивные документы государственных организаций, находящихся виностранных государствах.[1]
Архивный фонд не включает в себя документы с временными срокамихранения и имеет стабильный состав, который может только наполняться.
Включение архивных документов в состав Архивного фондаРоссийской Федерации происходит на основании экспертизы ценности документов.Экспертиза ценности документов подразумевает изучение документов наосновании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документови отбора их для включения в состав Архивного фонда РФ (ст.3, п/п.16).
Этот процесс осуществляется центральной экспертно-проверочнойкомиссией специально уполномоченного Правительством России федерального органаисполнительной власти, и в его ходе происходит выявление в составе Архивногофонда Российской Федерации особо ценных и уникальных документов.
Особо ценный документ – это документ Архивного фонда РФ, которыйимеет непреходящую культурно-историческую и научную ценность, особую важностьдля общества и государства и в отношении которого установлен особый режимучета, хранения и использования (ст.3, п/п.5).
Уникальный документ – это особо ценный документ, не имеющий себеподобных по содержащейся в нем информации и/или его внешним признакам,невосполнимый при утрате с точки зрения его значения и/или автографичности (ст.3, п/п.6).
Экспертизе ценности документов подлежат все документы на носителяхлюбого вида, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектаРоссии или муниципальной собственности. До проведения в установленном порядкеэкспертизы ценности документов уничтожение документов запрещается.
Включение документов, находящихся в частной собственности, в составАрхивного фонда РФ осуществляется также на основании экспертизы ценностидокументов и оформляется договором между собственником или владельцем архивныхдокументов и государственным или муниципальным архивом, музеем, библиотекой илиорганизацией Российской академии наук. В данном договоре указываютсяобязанности собственника или владельца архивных документов по хранению, учету ииспользованию документов Архивного фонда РФ.
Таблица 2. Архивные документа различных формсобственности
(ст.7, 8, 9) Форма собственности Относящиеся архивные документы 1. Государственная собственность Федеральная собственность · документы, хранящиеся в федеральных гос. архивах, федеральных музеях и библио-теках, организациях Российской академии наук; · документы государственных органов и организаций, указанных в подпункте «б» п.3 ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона; · документы бывших неприятельских госу-дарств, перемещенные в СССР в результате Второй мировой войны и находящиеся на территории РФ (если иное не предусмотрено законодательством РФ о перемещенных культурных ценностях); · документы, отнесенные к федеральной собственности федеральными законами; Собственность субъекта РФ · документы, хранящиеся в гос. архивах, музеях и библиотеках субъекта РФ (за ис-ключением архивных документов, передан-ных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность); · документы гос. органов и организаций субъекта РФ; 2. Муниципальная собственность · органов местного самоуправления и муниципальных организаций; · документы, хранящиеся в муниципальных архивах, музеях и библиотеках (за исключе-нием архивных документов, переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на осно-вании договора хранения без передачи их в собственность); 3.
Частная
собственность · документы организаций, действующих на территории РФ и не являющихся государст-венными или муниципальными, в т.ч. об-щественных объединений со дня их регист-рации в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях и религиозных объединений после отделения церкви от государства; · документы, созданные гражданами или законно приобретенные ими.
Следует отметить, что архивные документы, находящиеся вгосударственной или муниципальной собственности, не подлежат приватизации, немогут быть объектом продажи, мены, дарения, а также иных сделок, могущихпривести к их отчуждению (ст.10, п.3). В случае приватизациигосударственных или муниципальных предприятий образовавшиеся в процессе ихдеятельности архивные документы, в т.ч. документы по личному составу, остаютсясоответственно в федеральной собственности, собственности субъекта РФ имуниципальной собственности.
3. Управление архивным делом вРоссийской Федерации
Создание архивов – процесс сложный и трудоемкий.Государственные органы, органы местного самоуправления муниципального района игородского округа обязаны создавать архивы в целях хранения, комплектования,учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивныхдокументов.
Организации и граждане также имеют право создавать архивы. Чаще всегоэто происходит в целях хранения образовавшихся в процессе их деятельностиархивных документов, в т.ч. – хранения и использования архивных документов, неотносящихся к государственной или муниципальной собственности.
Государственное управление архивным делом в РоссийскойФедерации осуществляют федеральные органы государственной власти, в том числеспециально уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительнойвласти. В субъектах России этим делом занимаются органы государственной властисубъектов РФ. Управление же архивным делом в муниципальных образованияхосуществляют органы местного самоуправления. При этом государство выступаетгарантом прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обеспечиваетразвитие архивного дела в Российской Федерации на основе проведениясоответствующей научно-технической и финансовой, в том числе налоговой икредитной, политики (ст.14, п.1).
Финансовое и материально-техническое обеспечение архивного делаосуществляется следующим образом. Государственные органы, органы местногосамоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательскойдеятельностью без образования юридического лица, обязаны:
- обеспечивать финансовые, материально-технические и иные условия,необходимые для комплектования, хранения, учета и использования архивныхдокументов;
- предоставлять создаваемым ими архивам здания и/или помещения,отвечающие нормативным требованиям хранения архивных документов и условиямтруда работников архивов.
В случае реконструкции, передаче или сносе здания, в котором размещенгосударственный или муниципальный архив, государственный орган или органместного самоуправления, принимающие подобное решение, обязаны предоставитьэтому архиву здание, отвечающее всем нормативным требованиям хранениядокументов.
В современных рыночных условиях важным становится право архивовосуществлять приносящую доход деятельность постольку, поскольку этопредусмотрено их учредительными документами, служит и соответствует достижениюцелей, ради которых они созданы, а также покрывать свои расходы за счет иныхпоступлений, разрешенных российским законодательством.
Таким образом, все услуги архива можно разделить на бесплатные иплатные. К бесплатными услугами государственногоархива можно отнести социально-правовые запросы граждан, составляющие основнойкостяк обращений в Государственный архив России:
- подбор документов для оформленияпенсий;
- рассмотрение запросов граждан,пострадавших во время Второй мировой войны;
- справочная работа, связанная сжеланием потомков репрессированных и реабилитированных граждан ознакомиться сличными делами своих родственников;
- запросы граждан, бежавших стерритории Чечни, где документов и учреждений не сохранилось.[2]
Однако существуют работы, выполнениекоторых не бесплатно, и это имеет смысл. Например, много запросов поступает оторганизаций, обращающихся с просьбой подтвердить право собственности на землю,здание, и ответы на них уже являются платной услугой. Кроме того, документыархивов часто используют для съемок фильмов исторического плана. Но в каждомотдельном случае заключают договор и учитывают массу деталей.
4. Хранение и учет архивныхдокументов.
Комплектование архивов архивнымидокументами
Государственные органы или органы местного самоуправления, организациии граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образованияюридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в т.ч.документов по личному составу, в течение сроков их хранения:
- кратковременные сроки хранения(менее 10 лет);
- долговременные сроки хранения (более10 лет, включая постоянное хранение).
В отношении особо ценных документов, в т.ч. уникальных документов,устанавливается особый режим учета, хранения и использования. Создаютсястраховые копии этих документов.
Таблица 3. Хранение документов Архивного фонда
Российской Федерации (ст.18) Форма собственности Срок хранения Постоянный Временный 1. Государственная собственность хранятся в гос. архивах, музеях, библиотеках и организациях Российс-кой академии наук хранятся в гос. органах, гос. организациях, соз-даваемых ими архивах в течение установлен-ных сроков, а также в муниципальных архи-вах (в случае наделения органа местного само-управления муниципа-льного района или городского округа от-дельными гос. полно-мочиями) 2. Муниципальная собственность хранятся в муници-пальных архивах, музе-ях и библиотеках хранятся в органах местного самоуправле-ния, муниципальных организациях и созда-ваемых ими архивах в течение установленных сроков 3. Частная собственность
могут храниться их собственниками или вла-дельцами самостоятельно или могут быть пере-даны по договору на хранение в государственный или муниципальный архив, библиотеку, музей, а также в организацию Российской академии наук.
(при этом условия хранения этих документов определяются их собственниками или владель-цами с соблюдением норм настоящего Федераль-ного закона)
Уничтожение документов Архивного фонда Российской Федерации настоящимзаконом запрещается.
Государственному учету подлежат все документы Архивного фондаРоссийской Федерации независимо от места их хранения. Его порядок определяетсяспециально уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительнойвласти. Уникальные документы подлежат также учету в Государственном реестреуникальных документов Архивного фонда РФ.
Также следует отметить, что документы Архивного фонда РоссийскойФедерации, хранящиеся в государственных и муниципальных архивах, музеях,библиотеках, организациях Российской академии наук, не входят в составимущества этих архивов, музеев, библиотек и организаций Российской академиинаук (ст.19, п.2).
Источниками комплектования государственных и муниципальныхархивов архивными документами могут выступать государственные органы, органыместного самоуправления, организации и граждане, в процессе деятельностикоторых образуются документы Архивного фонда РФ и другие архивные документы,подлежащие приему на хранение в государственные и муниципальные архивы.
При этом передача документов Архивного фонда Российской Федерации напостоянное хранение происходит следующим образом:
· документы Архивного фонда РФ, находящиеся в государственнойили муниципальной собственности, по истечении сроков их временного хранения вгосударственных органах, органах местного самоуправления либо государственных имуниципальных организациях передаются на постоянное хранение в соответствующиегосударственные и муниципальные архивы (ст.21, п.1);
· документы Архивного фонда РФ, образовавшиеся в процесседеятельности территориальных органов федеральных органов государственной властии федеральных организаций, иных государственных органов, расположенных натерритории субъекта РФ, могут передаваться в государственные архивы субъекта РФна основании договора между органом или организацией, передающими указанныедокументы, и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в областиархивного дела (ст.21, 2);
· документы Архивного фонда РФ, находящиеся в частнойсобственности, поступают в государственные и муниципальные архивы, музеи,библиотеки, организации Российской академии наук на основании договоров междуэтими архивами, музеями, библиотеками, организациями Российской академии наук исобственниками указанных документов (ст.21, п.3).
Таблица 4. Сроки временного хранения документовАрхивного фонда РФ до их передачи на постоянное хранение (ст.22) Виды документов, включенных в состав Архивного фонда РФ Срок 1.
Документы федеральных органов гос. власти и иных гос. органов РФ, в т.ч.:
- органов прокуратуры РФ,
- Центральной избирательной комиссии РФ,
- Счетной палаты РФ,
- Центрального банка РФ (Банка России),
- гос. внебюджетных фондов и федеральных организаций 15 лет 2. Документы органов гос. власти и иных гос. органов субъектов РФ и организаций субъектов РФ 10 лет 3. Документы органов местного самоуправления и муници-пальных организаций 5 лет 4. Другие виды архив-ных документов - записи актов гражданского сос-тояния 100 лет - документы по личному составу, записи нотариальных действий, похозяйственные книги и касаю-щиесяя приватизации жилищно-го фонда документы 75 лет - проектная документация по ка-питальному строительству 20 лет - технологическая и конструктор-ская документация 20 лет - патенты на изобретение, полезная модель, промышлен-ный образец 20 лет - научная документация 15 лет - кино- и фотодокументы 5 лет - видео- и фонодокументы 3 года
5. Доступ к архивным документам иих использование
В Конституции РФ оговорено,что каждый гражданин имеет право пользоваться культурным наследием. То есть, онимеет право использовать, передавать, распространять информацию,содержащуюся в предоставленных ему архивных документах, а также копии архивныхдокументов для любых законных целей и любым законным способом (ст.26, п.1).
Пользователь архивными документами имеет право свободно искать иполучать для изучения архивные документы. Доступ к архивным документам обеспечиваетсяпутем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковыхсредств и информации об этих средствах, а также подлинников и/или копийнеобходимых ему документов.[3]
Так, в Читальном залеГосударственного архива РФ принимают всех посетителей по направлению институтаили по личному заявлению. Чтобы оформить заказ, необходимо обратиться вприемную Госархива, где есть образец анкеты. Но, так как пишут со всей страны,и требовать единообразия трудно, допустимой является и произвольная форма:«Прошу подтвердить факт… (с дальнейшим изложением информации)».
Условия доступа к архивным документам, находящимся в частнойсобственности, за исключением архивных документов, доступ к которымрегламентируется российским законодательством, устанавливаются собственникомили владельцем архивных документов.
Однако доступ к архивным документам может быть ограничен – всоответствии с международным договором России, законодательством страны, а такжев соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов,находящихся в частной собственности.
Также в федеральном законе «Об архивном деле в РФ» указывается, что ограничиваетсядоступ к архивным документам независимо от их форм собственности, содержащимсведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством РФтайну, а также к подлинникам особо ценных документов, в т.ч. уникальныхдокументов, и документам Архивного фонда РФ, находящимися в неудовлетворительномфизическом состоянии. Отмена ограничения на доступ к архивным документам,содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемуюзаконодательством Российской Федерации тайну, осуществляется в соответствии сзаконодательством Российской Федерации (ст.25, п.2).
Существуют также ограничения на доступ к архивным документам,содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, атакже сведения, создающие угрозу для его безопасности (на срок 75 лет со днясоздания указанных документов). Ранее этого срока оно может быть отмененотолько с письменного разрешения самого гражданина, а после его смерти – списьменного разрешения его наследников.
Использование архивных документов, на которые распространяетсядействие закон об интеллектуальной собственности, осуществляется с учетомтребований этого закона.
6. Контроль за соблюдениемзаконодательства об архивном деле в Российской Федерации и ответственность заего нарушение
Так как документы Архивного фонда РФ, находящиеся в частнойсобственности, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому впорядке универсального правопреемства либо иным способом, то федеральнымзаконом на правопреемника возлагается обязанность уведомить об этомсоответствующий государственный, муниципальный архив, музей, библиотеку,организацию Российской академии наук, с которыми прежний собственник заключилдоговор.
Если собственник особо ценных документов и охраняемых государствомдокументов не выполняет свои обязанности по хранению, учету и использованиюэтих документов, что может привести к утрате ими своего значения, такиедокументы по решению суда могут быть изъяты у собственника в соответствии сост.240 Гражданского кодекса РФ.
Также, в случае проведения торгов по продаже архивных документов,находящихся в частной собственности, организаторы торгов обязаны не позднее чемза 30 дней до дня их проведения проинформировать в письменной форме о месте,времени и об условиях продажи архивных документов специально уполномоченныйПравительством РФ федеральный орган исполнительной власти и соответствующийуполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в области архивногодела, на территории которого проводятся торги. Нарушение данного порядкапродажи архивных документов может служить основанием для возникновения праватребовать в судебном порядке в соответствии с гражданским законодательствомперевода на них прав и обязанностей покупателя (ст.11, п.4).
Право собственности на архивные документы независимо от их формсобственности охраняется законом. Изъятие архивных документов, непредусмотренное федеральными законами, запрещается.
Архивные документы, находящиеся в незаконном владении, подлежатпередаче собственникам или законным владельцам в соответствии с международнымдоговором России и законодательством РФ.
Контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в РФосуществляют федеральные органы государственной власти, в т.ч.:
- специально уполномоченный Правительством РФ федеральный органисполнительной власти;
- органы государственной власти субъектов РФ (в т.ч. уполномоченные органыисполнительной власти субъектов РФ в области архивного дела).
Ответственность за нарушение законодательства об архивном делев Российской Федерации предполагает следующее: юридические лица, а такжедолжностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства об архивномделе в Российской Федерации, несут гражданско-правовую, административную иуголовную ответственность, установленную законодательством РФ (ст.27).
7. Международное сотрудничество РФв области архивного дела
Государственные органы, органы местного самоуправления,государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки и иные юридическиелица, а также граждане – собственники или владельцы архивных документов могутпринимать участие в международном сотрудничестве в области архивного дела,участвовать в работе международных организаций, совещаний и конференций повопросам архивного дела и в международном информационном обмене.
Вывоз и ввоз архивных документов регулируется настоящим федеральнымзаконом.
Вывоз за пределы Российской Федерации архивных документов,находящихся в государственной или муниципальной собственности, а такжедокументов Архивного фонда РФ, находящихся в частной собственности, запрещается(ст.29, п.1).
В отличие от них архивные документы, находящиеся в частнойсобственности, могут быть вывезены за пределы России. При этом заявленные квывозу документы подлежат экспертизе ценности документов в порядке,установленном Правительством РФ.
Ввоз в Российскую Федерацию разрешается лишь архивных документов,приобретенных и/или полученных на законных основаниях.
Вывоз и ввоз в Российскую Федерацию приобретенных и/или полученных назаконных основаниях копий архивных документов на носителях любого видаосуществляются без ограничений, за исключением вывоза копий архивныхдокументов, доступ к которым ограничен в соответствии с российскимзаконодательством.
Заключение
Федеральный закон № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»определяет весь порядок организации архивного хранения документов. Ключевыммоментом в его реализации является разработка, принятие и внедрение подзаконныхнормативных правовых актов, и в первую очередь единых правил организациихранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фондаРоссийской Федерации и других архивных документов. В них не толькосконцентрированы действующие нормативы и методики по всем основным направлениямархивной работы, но и отражены накопленные архивистами опыт и достижениясовременных технологий.
По закону право постоянного хранения документов Архивного фондаРоссийской Федерации имеют в стране не только государственные и муниципальныеархивы, организации Российской академии наук, но и государственные имуниципальные библиотеки и музеи.
Однако с его реализацией связано возникновение определенныхтрудностей. В прошлом единый Архивный фонд РФ был разделен на три части –федеральные, региональные и муниципальные архивные документы. Это былдостаточно логичный и понятный шаг, тесно связанный с проводимой в тотмомент административной реформой. Однако,разделяя собственность на документы, никтосоответствующим образом не изменил систему комплектования и хранениядокументов, существовавшую еще с советских времен.Наоборот,в ст.21 закона было введено положение, сохраняющее прежний порядок: документыАрхивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в процесседеятельности территориальных органов, федеральных органов государственнойвласти и федеральных организаций, иных государственных органов Российской Федерации,расположенных на территории субъекта Российской Федерации, могутпередаваться в государственные архивы субъекта Российской Федерациина основании договора между органом или организацией, передающимиуказанные документы, и уполномоченным органом исполнительной властисубъекта Российской Федерации в области архивного дела.
Разделение собственности на документы тут же провело чертумежду «своими» и «чужими». Возник вопрос о финансировании работырегиональных и муниципальных архивов с «чужой» собственностью.
В результате остро встал вопрос о документах территориальныхподразделений федеральных органов власти, таких как суды, прокуратуры,налоговые органы, органы службы безопасности, таможенные органы, комиссариаты,органы статистики, управления федерального казначейства, контрольныеи надзорные службы, службы занятости населения, отделения Пенсионногофонда, федеральные государственные учреждения и унитарные предприятия,учреждения культуры и образования и т.д. По новому законуполучается, что вся их документация является федеральной собственностьюи должна быть принята на хранение в 15 федеральных архивов:два из которых располагаются в Санкт-Петербурге, один – во Владивостоке идвенадцать – в Москве. Таким образом, данный федеральный закон, сняв однипротиворечия, породил другие.
Список литературы
1. www.rg.ru
2. www.termika.ru
3. ВедомостиСъезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РоссийскойФедерации. – 1993. –№ 33. – ст. 1311, 1312.
4. Организация работы сдокументами: Учебник/ Под ред. проф. В.А. Кудряева. – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: ИНФРА-М, 2002. – 592 с.
5. «Российская газета» –Федеральный выпуск №3614 от 27 октября 2004 г.
6. Специалисты Росархива – оПравилах 2007 г. // Отечественные архивы. – 2007. – №4. – С. 30-38.
7.Федеральный закон «Об архивном деле в РФ. Положение о Федеральном архивномагентстве». – М.: Приор, 2005. – 32 с.