Реферат по предмету "Педагогика"


И.И. Бецкой — теоретик и организатор учебно-воспитательных заведений

И.И. Бецкой (1704–1795) является заметной личностью в РоссииXVIII в. Один из образованнейших людей своего времени, он впитал в себялучшие идеи современного ему века. Это был человек гуманный и сердечный,одаренный деятельной натурой; он пытался проводить в жизнь мечтания лучших умовсвоего времени – так оценивали И.И. Бецкого его современники.
Иван Иванович Бецкой родился в Стокгольме, где его отец – князьИван Юрьевич Трубецкой – находился в плену у шведов. Родившись в результатегражданского брака, И.И. Бецкой считался в России «незаконнорожденным»сыном Трубецкого, который наградил его усеченной фамилией: Бецкой. Первые годыБецкого прошли в Швеции, а затем он был привезен в Россию и воспитывался всемье отца. В 12 лет отдан в Копенгагенский кадетский корпус, В 1721 г.приехал в Россию и получил службу в коллегии иностранных дел. В 1728 г. онполучил чин поручика, а в 1747 г. в чине генерал-майора ушел в отставку иотправился путешествовать в Европу. В это время он познакомился с идеямифранцузских просветителей: Руссо, Дидро, Гельвеция, изучил их благотворительныеучреждения; тогда же у него зародились и идеи всех тех начинаний, которые онболее или менее удачно провел в жизнь в последующие годы своей деятельности вРоссии. В 1762 г. И.И. Бецкой был вызван в Петербург и сталдоверенным лицом Екатерины II. Получил чин генерал-поручика, орден Св.Александра Невского и должность главного директора Канцелярии строения домов исадов Его величества (Петра III). Бецкой, кроме того, становится президентомАкадемии художеств, шефом Воспитательного общества благородных девиц приСмольном монастыре, открытие которого состоялось благодаря ему, и занимаетдругие должности. В 1770 г. по замыслу Бецкого в Санкт-Петербургевозникает Воспитательный дом, а при нем учреждены вдовья и ссудная казны.
Екатерина II и те, кто по ее поручению ведал школьными делами,считали, что если человека правильно воспитывать с младенчества, то можносоздать «новую породу людей» – дворян, купцов, промышленников и ремесленников.Просвещенные дворяне не будут озлоблять излишней жестокостью своих крестьян,купцы, промышленники и ремесленники станут прилежно трудиться; преданныепрестолу, несклонные к «вредным умствованиям», они составят общество, управлятькоторым просвещенному монарху будет легко и приятно.
С этой целью в 60–70-х гг. была сделана попытка создать системувоспитательно-образовательных учреждений. Для этого дела был привлечен ИванИванович Бецкой.
В «Генеральном учреждении о воспитании обоего пола юношества»(1764), получившем силу закона, Бецкой сформулировал понятие воспитания,которое, по его словам, должно придать известное направление воле и сердцу,выработать характер, внушить согласное с природой человека здравое чувство,нравы и правила, искоренить предрассудки. Результатом такого воспитаниястановилось, по мысли Бецкого, создание новой породы людей, свободных отпороков окружающего мира. Для этого маленьких детей следовало изолировать отдурного воздействия среды, в частности семьи, в закрытых учебных заведениях,где и выращивать совершенного человека с 6 до 18–20 лет.
Бецкой перечисляет добродетели и качества, «принадлежащие кдоброму воспитанию»: «утверждать сердце в похвальных склонностях, возбуждать вних охоту к трудолюбию и чтоб страшились праздности как источника всякого зла изаблуждения; научить пристойному в делах и разговорах поведению, учтивости,благопристойности, соболезнованию о бедных, несчастливых и отвращению от всякихпредерзостей; обучать их домоводству во всех оного подробностях и сколько воном есть полезного; особливо же вкоренять в них собственную склонность копрятности и чистоте».
При открытии учебных заведений строго проводился сословныйпринцип. Для дворянских детей предназначались привилегированные кадетскиекорпуса, «училища для благородных девиц». Для разночинцев – училище приАкадемии художеств, воспитательные дома во всех губерниях.
Выйдя из училища, разночинцы должны были составить новое сословие –«третий степень людей» – ученых, художников, ремесленников, учителей, врачей(первые две степени – дворяне и крестьяне). Об образовании и воспитаниикрестьянских детей не было сказано ничего. Крепостных ни в одно училище непринимали.
Бецкой мечтает, открыв различные воспитательные учреждения,создать в них «особую породу людей», свободную от пороков современного емуобщества, улучшить нравы людей. При этом задачу истинного воспитания Бецкойвидел в том, чтобы внушить человеку уважение к себе: «Человек, почитая себячеловеком… не должен допускать поступать с собою, как с животными». Оноптимистически относится к просвещенному абсолютизму, верит в силу разумногозаконодательства – все это было присуще большинству деятелей века Просвещения.И несмотря на то что его благородное стремление – путем воспитанияпреобразовать весь народ, изменить жизнь – потерпело неудачу, труд его имелбольшое значение, так как он показал обществу великую силу воспитания; посленего остались в России не только идеи, но и реальное их воплощение.
По разработанным Бецким докладам и уставам были открыты:
· Воспитательный дом в Москве (1764) и позже в Петербурге.
· Училище при Академии художеств для мальчиков (с 5–6 лет) всякогозвания, исключая крепостных (1764).
· Такое же училище при Академии наук (1765).
· Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре(Смольный институт благородных девиц) (1764).
· Мещанское отделение при нем (1765).
· Преобразован Сухопутный шляхетский корпус (1766).
· Коммерческое училище (1772).
· Все это строго сословные закрытые учебно-воспитательные заведения,открытые при Екатерине II.
Сам Бецкой был главным директором Сухопутного корпуса,директорствовал в Воспитательном доме и Смольном институте.
Согласно проектам Бецкого, разработанным в 60–70-е гг., в Россиидолжна была возникнуть целая сеть закрытии учебно-воспитательных учреждений,которая включала бы низшие и средние учебные заведения для дворян (благородногосословия) – пансионы, а для лиц третьего чина (мещан и купцов) – воспитательныедома, педагогические, художественные, медицинские, коммерческие и театральныеучилища.
Воспитание Бецкой рассматривал с четырех сторон – со стороныфизической, физическо-моральной, чисто моральной и учения. Физическоевоспитание очень важно, так как в здоровом теле живет здоровый дух.Физическо-моральное воспитание основывается на мысли, что праздность есть матьвсех пороков, а трудолюбие – отец всех добродетелей. Нужны труд, игры, забавы.Моральное воспитание прежде всего состоит в том, что удаляется от слуха изрения воспитанника все то, что имеет хотя бы тень порока. Живые примерывоспитателей на детей действуют сильнее всего. Недопустимо телесное наказание,а другие наказания должны быть редкими. Детям необходимо дать краткуюнравоучительную книгу о правилах, которыми человек должен руководствоваться вжизни.
Обучение имеет в виду развитие умственных сил; оно необходимопотому, что дает средства для добывания куска хлеба. Успешным обучение будет,если в начале оно будет носить характер игры; если будет идти на родном языке.Закон Божий, чтение и рисование – вот предметы начального обучения. Большуюроль Бецкой придавал наглядности обучения.
Особо важным Бецкой считал хорошее воспитание и образование женщинкак будущих жен, матерей, воспитательниц. В семье и семейных обязанностяхженщина, по его мнению, должна искать смысл и содержание своей жизни.
Осуществление идей Бецкого на практике происходило в различных,основанных по его проекту и при его участии учебно-воспитательных заведениях.
На примере одного из учреждений можно увидеть конкретныенаправления воспитания детей.
Одним из начинаний Бецкого было создание им Воспитательного дома вМоскве, затем в Петербурге и других городах для сирот и подкидышей.
Развитие детей в этих домах Бецкой представлял себе так: до 2 летдети находятся на попечении кормилиц и нянек; с 3 до 7 лет мальчики и девочкиживут вместе и приучаются к легкой работе; с 7 до 11 – вместе ходят каждый деньв школу; учатся читать и постигают основы веры. В эти же годы мальчикиобучаются вязать чулки, колпаки, сети, привыкают к садовой работе, а девочкиупражняются в прядении и вязании, плетении кружев и т.п. От 11 до 14 летмальчики и девочки учатся письму и цифири, а также изучают катехизис,арифметику, географию и рисование и продолжают заниматься бытовым трудом иремеслами: девочки шьют, стряпают, гладят, мальчики привыкают к огородной, дворовойи другим работам. Когда воспитанникам исполняется 14–15 лет, образованиезаканчивается и они начинают заниматься тем ремеслом, которое выберут сами.
Сообразно с природными дарованиями воспитанников предлагалосьразделить на три группы: первая – лица, способные к наукам и искусствам; вторая– способные лишь к ремеслам и рукоделию (наибольшее число лиц), третья – способныелишь к самой простой работе.
Главный принцип обучения должен был состоять в том, чтобы вестидетей «играя и с приятностью»; заставлять же детей целые часы сидеть за книгой –значит расслаблять и притуплять их. «Быть всегда веселу и довольну, петь исмеяться – есть прямой способ к произведению людей здоровых, доброго сердца иострого разума». Лучше всего наставлять детей примерами, а не правилами,которые малопонятны в юном возрасте. Следует укоренять в детях склонностьповиноваться без досады, препятствовать им бить животных, обнаруживать злость ксверстникам.
Бецкой отдает преимущество нравственному воспитанию передумственным. Главное его средство – удаление всего порочного от ребенка, так каксама добродетель есть не что иное, как полезные и добрые дела, совершаемые намидля самих себя и для близких. Добродетель не исключает удовольствий. Бецкойнастаивает на том, чтобы детям отводилось достаточное время для игр, при этомчтобы воспитатели не вмешивались, так как по приказанию веселиться невозможно;взрослым нужно лишь наблюдать, чтобы в играх не было никакой«неблагоприятности».
Что касается отвлеченных наставлений в нравственности, то, помнению Бецкого, небесполезно было бы над всеми дверьми Воспитательного доманаписать:
1. Не делай другим того, чего себе не желаешь. 2. Поступай сдругими так, как хочешь, чтобы с тобой поступали. 3. Не делай зла и не досаждайникому. 4. Не вреди никакому животному и не озлобляй его. 5. Не лги. 6. Никогдане будь празден.
Наказания представляются излишними при хорошем воспитании. Подвлиянием наказаний дети становятся мстительными, притворными, угрюмыми инечувствительными, сердца их ожесточаются. Но в случае необходимостивзысканиями могут служить: стояние на одном месте час или два; запрещениепрогулки с другими детьми; выговор наедине; публичный выговор; хлеб и вода на12 или 24 часа и т.п. Никогда и ни за что не бить детей. Прежде чем применитьнаказания, нужно обстоятельно разъяснить провинившимся, в чем заключается ихпроступок. При этом следует помнить, что нет врожденных пороков, но дурныепримеры их внушают.
Теория воспитания Бецкого гуманна, от нее веет бодростью, довериемк людям, радостным настроением. Она призывает к уважению человеческой личности,признает необходимость удовлетворения всем ее требованиям. Свет, жизнь,теплота, сердечное чувство исходят от Бецкого. Не надо забывать, что он имел ввиду прежде всего воспитание подкидышей, брошенных своими родителями, хотя теже начала считал необходимым применять и в воспитании других детей.
Блестящие педагогические идеи Бецкого, однако, слабореализовыва-лись в практике воспитательных домов. Недостаток средств,отсутствие хороших воспитателей существенно отразились как на положении детей,так и на их воспитании. Скученность, плохое питание и уход, отсутствиемедицинской помощи имели печальные последствия. Была высокой заболеваемость исмертность детей, особенно в грудном возрасте.
За первые 15 лет существования московского Воспитательного дома внем сменилось 9 главных надзирателей: подобрать воспитателей, удовлетворявшихвысоким требованиям, было нелегко. Ратуя за то, чтобы воспитатели были из«природных россиян», Бецкой тем не менее обращался к иностранцам.
Бецкой очень болезненно переживал недостатки в Воспитательномдоме. В 1775 г. он писал Екатерине II о воспитателях: «…Ни один из них непроявил надежного умения; ни один не постигает настоящей цели учреждения; ниодин не понимает его духа; они только заботятся о личных выгодах… ссорятсямежду собой и сплетничают…» Но замену им он намеревался искать опять-таки средииностранцев.
Мастера, которые обучали детей рукоделиям, педагогических навыковвовсе не имели, плохо обращались с детьми. На фабриках, куда отдаваливоспитанников для обучения, их били, унижали.
В 1779 г. Бецкой, потрясенный неудачей своих замыслов вотношении воспитательных домов, признался: «Я никогда и подумать не мог, что дотакой позорной крайности сие главнейшее дело… приставниками было пренебрежено».В первых воспитанниках он не нашел «ни малейшего послушания, никакой склонностик упражнениям и трудолюбию; ничего, кроме невежества, неповиновения иупрямства».
Судьба питомцев московского Воспитательного дома была такова. Отдельныеиз них, наиболее способные, обучались латинскому языку, готовясь к изучениюаптекарского дела. Некоторые воспитанники учились рисовать и потом отправлялисьв специальное училище для мальчиков разных сословий, открытое по плану Бецкогопри Академии художеств. Наиболее одаренные мальчики учили иностранные языки инекоторые науки и потом единицы учились в Московском университете, а девочки – намещанском отделении Смольного института. Большинство питомцев дома становилисьремесленниками, земледельцами, шли в прислуги в богатые дома, а девочки – няньками,кормилицами.
Мысль Бецкого, что семья неспособна воспитывать хороших людей играждан, не только не была отвергнута в последующие годы, но была возведена встепень педагогического догмата; открывались новые казенные воспитательныезакрытые заведения – и мужские, и женские – для разных сословий.
Дела благотворительности И.М. Бецкого. Все свои внушительныебогатства он употребил на воспитательные учреждения и им посвятил свою жизнь.Сделал огромные пожертвования на упоминавшиеся уже вдовью и ссудную казны; заего счет в течение многих лет воспитывались ежегодно по 5 девиц в Смольноммонастыре и по 4 кадета в корпусе, а по духовному завещанию он оставил:Воспитательному дому – 162 995 руб.; Обществу благородных девиц – 38 999 руб.,Академии художеств -33 951 руб. и т.п.
Заведуя канцелярией строений, Бецкой много сделал для украшениястолицы. Исторические памятники, с сооружением которых связано имя Бецкого:Петру Великому на Сенатской площади, решетка Летнего сада, Дом Академиихудожеств в Санкт-Петербурге и др.
Из педагогических сочинений И.И. Бецкого следует особенновыделить: «Генеральный Императорского Воспитательного дома»; «Генеральноеучреждение о воспитании обоего пола юношества»; «Устав воспитания 200 благородныхдевиц»; «Устав Академии художеств»; «Физические примечания о воспитании детейот рождения до юношества» и др.
Как видим, деятельность Бецкого состояла прежде всего всоставлении законопроектов, касающихся воспитания и обучения русского юношества.«…Одобрение честных людей будет моя награда; а успехи юношества будут венцомнаших трудов», – писал Бецкой.
Несмотря на то что осуществить свою программу во всей полнотеБецкому не удалось, прежде всего из-за нехватки образованных педагогов, но ито, что он смог сделать, вызывает большое уважение.
С усилением дворянской реакции после восстания Пугачева идеи И.И. Бецкогобыли признаны слишком либеральными, и он был отстранен от руководстваучебно-воспитательными учреждениями.
воспитание педагогический бецкой

Литература
 
1. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999.
2. Демков М.И. История русской педагогики. – М., 1963.
3. Сапунов Б.В. Истоки русской школы // Сов. педагогика.– 1989. – №6. — С. 100–106.
4. Степашко Л.А. Философия и история образования. М., 1999.
5. История педагогики /Под ред. А.И. Пискунова М., 1998.
6. Жураковский Г.Е. Из истории просвещения вдореволюционной России. – М., 1978.
7. Латышина Д.И. История педагогики-М., 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.