КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по основам управления педагогическими системами
по теме: Образованиев Англии
студентки группы ПК-3
Мурманского педагогического института
Раковой Татьяны
2000 г.
ПЛАН
Введение.
1. Органы управления образованиемв Англии.
2. Краткаяхарактеристика современного состояния системы образования в Англии.
3. Система обязательногообразования в Англии.
3.1. Начальное образование.
3.2. Среднее образование.
4. Система дальнейшегообразования.
5. Система высшегообразования в Англии.
5.1. Проблематика, реформы иобщая характеристика.
5.2. Характеристика и видыуниверситетов и политехнических вузов.
5.3. Реформы высшей школы.
6. Система педагогическогообразования в Англии.
Вывод.
Приложение.Литература.ВВЕДЕНИЕ
Впоследние десятилетия образование в Великобритании стало одним из наиболееприоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того,какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющихперспективу развития отрасли, осуществляется на самом высоком уровне виерархической структуре управления — парламентом, правительством.
Первым актом общенационального значения считают Закон об образовании1944г., который, хотя и был в основном, посвящен школьному Образованию, взначительной мере упорядочил систему образования в целом и определил органы ееуправления. Затем принятые акты пересматривались и дополнялись. Но к 60-м годамвозникла необходимость пересмотра и повышения качества образования, она имееттенденцию существовать и в современной Англии. Так, Национальная комиссия пообразованию Великобритании опубликовала в 1993 г. доклад с красноречивымназванием «Учимся преуспевать. Радикальный взгляд на образование сегодня истратегия на будущее». Рекомендации, как добиться положительных перемен, сформулированыв виде нескольких целей: Сокращение объема обязательного образования,совершенствование системы повышения квалификации преподавателей, сосредоточениеуправления образованием и подготовки кадров преподавателей в руках одногооргана, увеличение инвестиций в образование, расширение участия общественностив деятельности школы.
1. ОРГАНЫУПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В АНГЛИИ
Центральныморганам управления образования в Англии являются: Департамент образования инауки.
Департаментобразования и науки принимает непосредственное участие в выработке общей стратегииразвития всех видов и уровней образования, оказывает посредством финансовыхопераций влияние на большинство учебных заведений, включая и университеты.
Следуетотметить, что департаменты образования не контролируют деятельность отдельныхучебных заведений. Такой контроль возложен на Королевскую инспекцию и местныеорганы образования. Королевская инспекция осуществляет общий надзор,который распространяется на все виды образования, кроме университетского, хотяв последнее время правительственные круги все чаще выступают с предложением оработе инспекторов и в университетах.
Непосредственныйконтроль за деятельностью учебных заведений систем школьного и дальнейшегообразования осуществляется местными органами образования.
Характернойособенностью системы образования в Англии является преобладаниегосударственного сектора. Процесс «огосударствления» системы образованияначался значительно позже, чем в других странах Западной Европы.
Впоследние десятилетия влияние государства на развитие образования еще болеевозросло, что связано с необходимостью его финансирования. В настоящее времягосударство оплачивает 80% текущих и 90% капитальных расходов университетов.
Системойобразования руководит Министерство образования, которое вырабатываетобщенациональные стандарты, рекомендации, инспектирует учебные заведения, субсидируетдо 60% школьного бюджета. Каждая школа сама определяет свой учебный план,руководствуясь рекомендациями Министерства. Значительные права имеютмуниципалитеты. Они финансируют остальные 40% общественных затрат на школы.Министерские субсидии распределяются в зависимости от того, руководствуется лиучебное заведение рекомендациями центра, а также от успешности работызаведения.
2.КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
В соответствии с административным делением и сложившимисятрадициями система образования Великобритании подразделяется на три подсистемы:1) Англия и Уэльс, 2) Северная Ирландия, 3) Шотландия. Системы образованияАнглии, Уэльса и Северной Ирландии по своей структуре отличаются незначительно,в системе образования Шотландии имеются свои традиционные особенности.
Современнаясистема образования Великобритании включает в себя:
· дошкольное воспитание;
· начальное образование;
· общее среднее образование;
· систему дальнейшего образования;
· высшее образование.
В Великобритании около 50% трех-четырехлетних детейвоспитываются в детских садах или Малышевых центрах. Кроме этого, многие детипосещают игровые группы дошкольной подготовки, учреждаемые добровольными организациямии родителями.
С 5 лет начинается обязательное обучение, и детипоступают в школу для малышей. С 7 лет они переходят в младшую школу, а с 11лет — из начальной в среднюю. Система среднего образования страны включаетобъединенные, грамматические, технические, современные, специальные и частныешколы, среди которых особо выделяются элитарные «паблик скулз».
Наиболее массовым видом школ являются объединенные (в них обучаетсяоколо 90% учащихся средних школ Англии и Уэльса). Объединенные школы былиорганизованы с целью создания равных возможностей для получения образования, нов действительности во многих объединенных школах сохранились потоки илиотделения, основанные на селективном отборе учеников.
Большинство остальных детей обучаются в грамматических школах, отличающихсязначительной степенью дифференциации и дающих общее полное среднее образование.
Основной их целью является подготовка учащихся к обучению в высшихучебных заведениях.
Уровень «первого профессионального образования», аналогичный российскойсхеме, в Великобритании не выделяется, поскольку рабочие готовятся путемученичества и непосредственно на производстве.
К системе дальнейшего образования (в нашем понимании «среднее профессиональноеобразование») относится большое разнообразие колледжей, институтов, специальныхучебных заведений, осуществляющих подготовку на различных уровнях — от профессионально-техническогодо высшего.
К системе высшего образования в Великобритании относятся традиционноакадемические университеты и профессионально-ориентированные политехническиеколледжи.
3. СИСТЕМАОБЯЗАТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В стране действует система бесплатного общегообразования для всех детей, независимо от социального положения, национальногопроисхождения. Существуют школы муниципальные и частные. Обучение в первыхбесплатное. Частные учебные заведения платные.
Система обязательного образования охватывает детей иподростков с 5 до 16 лет. Продолжительность учебного года — 38 недель. Годразделен на триместры, которые перемежаются каникулами: летние (6 недель),рождественские и пасхальные (2-3 недели). В середине триместров предусмотреннедельный перерыв. Учебная неделя обычно 5-дневная. Учебный день длится с 9.00до 15 ч. 30 мин. с перерывом на обед и утреннюю молитву. Предусмотрено минимальноеколичество академических часов в неделю; школы вправе по своему усмотрениюувеличивать учебную недельную нагрузку.
В соответствии с Актом о реформе образования (1988)период обязательного образования подразделен на четыре «ключевые стадии»: с 5до 7 лет, с 7 до 11 лет, с 11 до 14 лет, с 14 до 16 лет.
3.1 Начальное образование
Начальное образование охватывает первые две стадии.Дети обычно группируются по возрастным классам. Все предметы преподает одинучитель. Урок длится от 15 до 45 мин. После окончания учебы дети не сдаютэкзамены и не получают свидетельств об окончании учебного заведения.
В начальной школе основное время посвящено изучениюанглийского языка (40% учебного времени), 15% занимает физическое воспитание,около 12% — ручной труд и искусство, остальные часы распределены между урокамиарифметики, истории, географии, природоведения и религии.
3.2 Среднее образование
Всистеме среднего образования Великобритании выделяются два основных вида школ:грамматические и объединенные (кроме них функционируют также технические исовременные средние школы). Наиболее массовым видом школ являются объединенные,В них обучается около 90% учащихся Англии. В объединенную школу принимаютвыпускников начальных школ с различным уровнем умственных способностей ивозможностей.
Средние объединенные школы могут быть организованы различным образом:объединенные полные средние школы для детей от 11 до 18 лет; промежуточныешколы, где ученики переходят в старшую объединенную школу в возрасте 12, 13или 14 лет, заканчивая ее в 16 или 18 лет; школы для возрастной группы от 11или 12 лет до 16 лет, комбинированные с так называемым «шестым классом».
Объединенные школы были организованы с целью создания равных возможностейдля получения образования. Они должны были обеспечить совместное обучение учениковс различными способностями, интересами и возможностями. Однако в действительностиво многих объединенных школах сохранились потоки или отделения, основанные населективном отборе учеников.
В грамматических школах дается общее полное среднее образованиеи осуществляется подготовка учащихся к обучению в высших учебных заведениях.Учебная работа в грамматических школах строится по принципу дифференцированногоучебного плана. После окончания 5-го класса примерно 60% учащихся, сдавшихэкзамены и получивших общее свидетельство об образовании на обычном уровне,уходят из школы. Остальные 40% продолжают обучение по индивидуальным учебнымпланам в двухгодичном 6-ом классе, который является выпускным.
Среди многочисленной группы общеобразовательных школ в Англиивыделяется небольшая группа школ прямого субсидирования департаментомобразования и науки и частных школ. Среди последних особое значение имеюттак называемые «паблик скулз», выпускники, которых поступают в наиболеепрестижные университеты и впоследствии занимают высокие посты в политической иэкономической иерархии британского общества.
Учебный год начинается в сентябре и заканчивается в конце июля. Егопродолжительность — 40 недель. Он разделен на триместры, учебная неделя —пятидневная.
До настоящего времени в Великобритании не существовало единых школьныхпрограмм и учебников. Разработка учебных программ являлась прерогативойдиректоров и старших преподавателей школ. Однако в соответствии с Законом обобразовании (1986 г.) преподаватели должны согласовывать учебные программы сместными органами образования.
Но на сегодняшний день, реформы в образовательной политике коснулисьвсе-таки школьных программ. Это относится прежде всего к объединенным школам.Примерно половина учебного времени в этом учебном заведении отводится на такназываемое ядро – обязательные для всех базовые дисциплины Другая половинаучебного времени занята обязательными предметами по выбору, которыепредлагаются в виде «пакетов», каждый из которых содержит несколько курсовгуманитарного, естественно-научного или математического содержания.
Выпускные экзамены в средней школе проводятся в два этапа: подостижении обязательного школьного возрастного минимума — 16 лет и в 18 лет.
Общее свидетельство об образовании, получаемое выпускниками школ, рассчитанов основном на учеников, предполагающих продолжить свое образование в высшихучебных заведениях. Большинство выпускников получают свидетельство о среднемобразовании, Общее свидетельство об образовании имеет два уровня — обычный (О)и повышенный (А).
4.ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Система дальнейшего образования представляет собой конгломерат большогоколичества разнообразных колледжей, учебных центров, институтов, в которыхосуществляется подготовка на различных уровнях — от профессионально-техническогодо высшего. В общей сложности в системе дальнейшего образования насчитываетсяоколо 700 специализированных учебных заведений — от местных колледжей, вкоторых обучается без отрыва от работы на производстве молодежь в возрасте16—18 лет, до политехнических, комплексных учебных заведений, в которыхосуществляется подготовка на различных уровнях, включая и высший. Помимоуказанных заведений, в системе дальнейшего образования работает более 7 тыс.вечерних институтов и центров по обучению взрослых. Эти учебные заведения ведутподготовку по различным специальностям или обеспечивают повышение образовательногои культурного уровня взрослого населения.
Все заведения системы дальнейшего образования находятся под контролемместных органов. Исключение составляют учебные заведения, имеющие королевскиехартии.
По сравнению с предыдущими годами в общем студенческом контингентерастет численность учащихся дневного обучения.
С 60-х годов в системе дальнейшего образования произошли значительныеизменения — ее учебным заведениям было дано право присуждать академическиестепени, т.е. появилась возможность получить высшее образование не только вуниверситетах, но и в политехнических учебных заведениях, открытых на базенаиболее крупных технических и коммерческих колледжей.
В настоящее время политехнические колледжи являются основнымизаведениями системы дальнейшего образования, в которых сосредоточена подготовкаспециалистов с высшим образованием. Но следует отметить, что они представляютсобой комплексные учебные заведения, осуществляющие подготовку как пообычному, так и по продвинутому курсу (с целью получения высшего образования),и доля студентов, занимающихся по программам высшего образования, составляет вних немногим более 30% общего контингента.
Отсутствие единых учебных планов и программ (обучение ведется по программам,одобренным местными органами образования и профессиональными обществами)приводит к значительным различиям в уровне подготовки выпускников учебныхзаведений системы дальнейшего образования.
5. СИСТЕМАВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АНГЛИИ
5.1.Проблематика, реформы и общая характеристика
Высшее образование в Великобритании представлено университетами иполитехническими колледжами. До 60-х гг. оно осуществлялось исключительно вуниверситетах. Но в 50—60-х гг. в Великобритании начинают резко обострятьсяпротиворечия между возможностями системы образования на всех ее уровнях иобщественными потребностями социально-экономического характера. Реформыобразования в Великобритании начались с высшей школы. В начале 60-х годов встране стал ощущаться острый дефицит высококвалифицированных кадров.
60-е годы знаменуются бурным ростом университетского образования. Заэтот период в стране было создано 23 университета или половина существующих внастоящее время.
В 1964—1977 гг. был создан новый тип высшего учебного заведения дляВеликобритании — технологический университет. Технологическими университетамистали 10 бывших ' колледжей передовой технологии.
В 1969 г. был создан первый в мире университет дистантного обучения —Открытый университет. За период 60—70-х годов численность студентовуниверситетов более чем удвоилась (в 1970 г. в университетах Великобританииобучалось 259 тыс. студентов), а общее число университетов возросло до 45.
Параллельно развитию университетского образования происходитстановление и расширение общественного сектора высшего образования,профессионально-ориентированного и рассчитанного на удовлетворение местныхпотребностей. Его основу составили 30 политехнических колледжей, созданных в1969—1970 гг. в результате слияния ряда технических, коммерческих колледжей иколледжей искусств. Значение альтернативного сектора высшего образованиянепрерывно возрастает.
Таким образом, в 60-е — начале 70-х годов в Великобритании формируетсябинарная система высшего образования, представленная, с одной стороны,университетами, с другой — политехническими колледжами и другими учебнымизаведениями общественного сектора высшего образования.
Пришедшее к власти в 1979 г. консервативное правительство началопроводить тактику сближения двух секторов высшего образования, выравниванияправовой основы деятельности всех высших учебных заведений вне зависимости отих статуса. Основные мероприятия этого периода были направлены на поощрениедеятельности высших учебных заведений по совершенствованию механизмовуправления и финансирования в целях удовлетворения социально-экономическихпотребностей страны.
Основным рычагом воздействия на систему высшего образования сталофинансирование. В начале 1980-х гг. правительство проводит ряд мероприятий посокращению расходов на университетское образование с целью более рациональногоих использования. В основном развиваются естественнонаучные и инженерно-техническиенаправления подготовки, поощряется коммерческая деятельность университетов,расширение их контактов с промышленными и коммерческими сферами. Автономияуниверситетов резко ограничивается, поскольку правительство требует отчетностипо расходной части бюджета, что было новым в университетской жизни, а такжевводит контроль за регулированием численности и распределением их понаправлениям подготовки студентов, формированием содержания обучения, направленийнаучных исследований. Осуществляется и прямой контроль за деятельностьюуниверситетов со стороны Королевской инспекции. В первую очередь это относитсяк постановке педагогического образования в университетах.
Если для университетов основной проблемой стала профессионализацияобразования, то для политехнических колледжей — усиление общенаучной иобщепрофессиональной подготовки. Последние с самого начала имели прочные связис промышленными и коммерческими предприятиями, фирмами. Однако они взначительной мере зависели от местных органов образования как в финансовом,административном, так и учебном отношении. Поэтому основной задачей этихколледжей стало ограничение «мелочной» опеки местных властей и переход подюрисдикцию центральных органов образования. В этом отношении цели университетови политехнических колледжей имели противоположный характер.
5.2Характеристика и виды университетов и политехнических вузов.
По структуре университеты подразделяются на коллегиальные иунитарные. Наиболее яркий пример коллегиальных университетов — Оксфордскийи Кембриджский, в состав которых соответственно входят 39 и 29 колледжей. В составунитарных университетов входят факультеты и учебные отделения.
Деятельность университетов регулируется их королевскими хартиями илиуставами.
Формально университет возглавляет канцлер, назначаемыйкоролевой и являющийся, как правило, церемониальной фигурой. Реально главойадминистрации университета является вице-канцлер или ректор(Шотландия). Руководящие органы университетов — совет и сенат. Совет —высший административный орган, который формирует преподавательский ивспомогательный состав, решает финансовые вопросы. Сенат — академический орган.Председателем совета и сената является вице-канцлер, который выбирается. Составорганов управления также избирается. В органы управления в последнее времястали входить на паритетных началах представителипрофессорско-преподавательского состава, студентов и внешних организаций,заинтересованных в подготовке специалистов.
Учебный год в вузах Великобритании начинается в октябре и делится, какправило, на триместры по 8—10 недель каждый. Продолжительность летних каникулчетыре месяца — с 1 июня по 30 сентября.
Основными видами занятий в вузах Великобритании являются лекции,семинары, лабораторные работы, а также тьюториалы (индивидуально-групповойметод обучения, предполагающий занятия с 2—10 студентами, которые проводятсятьютором не реже одного раза в неделю). Большое внимание уделяетсясамостоятельной работе студентов. Практические занятия вынесены за рамкиучебного плана и не учитываются при расчете баланса учебного времени. Традиционныйакадемизм университетов привел к тому, что производственная практика либосовсем не включается в программу подготовки, либо занимает в нейнезначительное место, хотя многие университеты требуют от студентов самостоятельногоприобретения практического опыта. В некоторой степени решению этой проблемыспособствует обучение по системе сэндвич-курсов, в соответствии скоторой работа на производстве является неотъемлемой частью учебного процесса ичередуется с теоретическим обучением. Такая форма стала применяться и вуниверситетах, но наиболее широкое распространение она получила в системедальнейшего образования и, в частности, в политехнических колледжах.
Создание Открытого университета явилось началом развития в стране высшегозаочного образования. Университет ведет подготовку по следующимнаправлениям: гуманитарному, естественному, социальным наукам, математике,педагогике и технологии производственных процессов. Обучение строится наоснове самостоятельного изучения учебников, методических материалов, рекомендованнойлитературы (60% учебного времени), учебных теле- и радиопрограмм (10%), работыс тьютором или преподавателем (15%), выполнения практических работ,контрольных письменных заданий (15%).
Система экзаменов в университетах определяется хартиями, однако вбольшинстве случаев проводится два основных экзамена — в конце 1-го и 3-гогодов обучения; по результатам экзаменов обычно устанавливается вид и уровеньприсваиваемой степени. Выпускникам высших учебных заведений присваиваютсяакадемические степени; университетские и Совета по национальным академическимквалификациям.
По своему образовательному уровню степени, присуждаемые вуниверситетах, разделены на первые и высшие. В большинстве университетовпервая степень по гуманитарным и естественным наукам — бакалавр. Курс обучениядля получения первой степени обычно составляет 3 или 4 года (в медицине — 6лет).
Первые академические степени бывают двух видов — почетные и обычные.Учебный курс, рассчитанный на получение почетной степени, предполагает глубокоеизучение ограниченного числа предметов (в большинстве случаев основного иодного-двух вспомогательных). Курс, ведущий к получению обычной степени,рассчитан на изучение более широкого круга дисциплин.
Высшими степенями, присуждаемыми в вузах, являются степени магистровнаук, искусств и философии; докторов философии, литературы, права. Степенимагистра наук или искусств присваиваются после получения степени бакалавра идальнейшего обучения (1—2 года) или выполнения научно-исследовательской работы.В последнее время введена степень магистра философии, которая в основномприсуждается за научно-исследовательскую работу, проведенную в течение 2-хлет и более. Следует отметить, что степень магистра вообще мало распространенав стране, и ее часто присуждают лицам, которые не смогли пройти полный курсдокторской подготовки.
Степень доктора философии можно рассматривать как первую ученую степеньв Англии. Она присваивается после подготовки и успешной защиты диссертации,которая является результатом научных исследований. Обычно такая работа требуетне менее 3 лет.
За выдающийся вклад в науку или практику университеты присваивают высшие степени доктора наук или литературы.
Процедура приема в вузы Англии обусловлена наличием двух сектороввысшего образования. В университеты принимаются лица, имеющие общеесвидетельство об образовании (General Certificate of Education), включающее не менее двухпредметов, соответствующих избранному виду специальности, которые сданы наповышенном уровне. Прием в университеты осуществляется в централизованном порядке.Более 90% абитуриентов поступают в эти вузы через Центральный совет по приему.В адрес совета направляется заявление, в котором абитуриент указываетизбираемую специальность и название не более 5 университетов, где он хотел бызаниматься. Совет рассматривает, заявление и направляет его в одно из учебныхзаведений, которое на основании конкурса документов принимает окончательноерешение о зачислении. В ряде случаев при поступлении требуется школьнаяхарактеристика, иногда абитуриент вызывается для собеседования или тестирования.В некоторых университетских колледжах Оксфорда и Кембриджа проводятсяконкурсные вступительные экзамены.
Прием в политехнические колледжи до настоящего временипроводится на индивидуальной основе: абитуриенты сами подают заявления ввыбранный вуз. Вопрос о приеме также решается на основе конкурса документов обобразовании. Требования в целом несколько ниже, чем в университеты:достаточно иметь один предмет в общем свидетельстве об образовании, сданный наповышенном уровне.
Система образования Англии в основном финансируется из государственныхисточников. Частные вложения не превышают 4% общих расходов на образование.
5.3.Реформы высшей школы
Реформа высшего образования, проводимая в настоящее время вВеликобритании в соответствии с Законом о дальнейшем и высшем образовании,предполагает:
· создание единой структуры финансирования университетов,политехнических институтов и колледжей системы высшего образования;
· дальнейшее совершенствование качества подготовки специалистов и сэтой целью организацию внешнего контроля за качеством подготовки с помощьюобщенационального аудиторского органа, созданного вузами;
· установление более тесных связей вузов с промышленнымипредприятиями и коммерческими структурами для дальнейшего экономическогоразвития страны;
· расширение доступа к высшему образованию взрослого населениястраны
В соответствиис прогнозами будет расширено обучение по форме неполного учебного дня в системеобразования взрослых. Возрастет доля частного финансирования высшей школы засчет промышленных и коммерческих структур, пожертвований от частных лиц ивыпускников вузов, оплаты за обучение, что предопределит, в своюочередь, более независимую деятельность высших учебных заведений. Однако определяющимпо-прежнему останется государственное финансирование высшей школы.
Законо дальнейшем и высшем образовании, принятый в 1992 г., упраздняет бинарнуюсистему (противопоставляющую университетам политехнические институты иколледжи), учреждает единую модель высшего образования, предоставляяполитехническим колледжам и эквивалентным учебным заведениям статусуниверситета.
В реформе высшего образования особое место отводится Открытомууниверситету. Подчеркивается, что Открытый университет является единственным всвоем роде высшим учебным заведением, осуществляющим подготовку высококвалифицированныхспециалистов по форме неполного учебного дня через дистанционное (дистантное)обучение.
Модернизация высшего образования предполагает дальнейшую компьютеризациювысшей школы в новых условиях, целесообразность субсидированиянаучно-исследовательских работ по этой проблеме.
В целях оказания помощи в проведении реформы правительство создаетспециальную консультационную службу для разъяснения новой структуры и механизмаее внедрения.
Таким образом, совершенствование системы образования Великобритании впоследние десятилетия является одним из заметных процессов общественной икультурной жизни страны, надежным инструментом решения социально-экономическихпроблем государства.
6. СИСТЕМАПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АНГЛИИ
Школьных учителей готовят общие и педагогическиеколледжи, а также педагогические отделения университетов. Имеются частные игосударственные высшие педагогические учебные заведения. В университетахгодичную педагогическую подготовку проходят после 3 лет обучения на каком-либофакультете, т.е. освоив определенный академический курс и получив специализациюпо 1-3 дисциплинам.
Педагогические колледжи не имеют единого учебногоплана. Обычно в учебный план 3-летнего педагогического колледжа входят курс поосновному предмету, профессиональный курс, педагогический курс, практика вшколе. Особое внимание уделяется курсу по тому основному предмету, который вбудущем станет преподавать студент: английский язык и литература, математика,религия, домоводство и пр. (на это отводится до 25% учебного времени). Свыше40% учебного времени отводится на профессиональный курс, который изучается втечение 1 года или 2 лет. Как правило, профессиональный курс включаетдисциплины общеакадемического профиля: английский язык, математика, география,история — всего до 8 дисциплин. Четверть учебных часов отводится на педагогическийкурс, который состоит из таких дисциплин, как философия педагогики, психология,педагогическая социология, методика обучения, история педагогики,сравнительная педагогика, школьная гигиена, школоведение и др.
Основными видами аудиторных занятий остаются лекции исеминары. В последнее время при обучении чаще применяются техническиесредства, ролевые игры, микропреподавание и др. Традиционно важны занятиястудентов с тьюторами. Такие занятия создают прочный контакт между учащимися ипреподавателями. Персонально прикрепленный к студенту преподаватель (тьютор) нетолько передает знания, но и учит своего подопечного самостоятельнодействовать и мыслить.
Педагогическую практику в школе студенты обычно проходят в течение 14недель. Она состоит из наблюдений педагогического процесса и нескольких уроковпод руководством преподавателей. После окончания педагогического колледжастудентам для завершения образования необходимо пройти годичную ' стажировкупо месту работы.
ВЫВОД:
Таким образомсистема образования Англии включает в себя:
· дошкольное воспитание;
· начальное образование;
· общее среднее образование;
· систему дальнейшего образования;
· высшее образование.
Каждая из ступеней имеет свои специфические особенности.Система имеет строгий порядок, предоставляя широкие возможности в выбореспециальности и получении высшего образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Джуринский А.Н Развитие образования в современноммире: Учеб. Пособие. – М.: ВДАДОС, 1999.
2. Поздеев М.М Обзор исследований по педагогическомуобразованию в Великобритании.// Педагогика №1, 1994 г. с. 113-117
3. Тарасюк Л.Н., Цейкович К.Н. Образование вВеликобритании.// Социально-политический журнал, №3, 1997 г.
/>