--PAGE_BREAK--
Глава 2. Эмпирическое исследование воспитания любви к родному краю через живопись у старших дошкольников
2.1. Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о родном крае
Научное исследование с целью проверки гипотезы, что воспитание положительного отношения к родному краю через живопись эффективно влияет на общий уровень патриотического воспитания в старшем дошкольном возрасте, проводилось на базе детского ясли сада № 3 г. Славгород среди детей старшей дошкольной группы ДОУ. Контингент испытуемых составляет 10 человек.Эмпирическое исследование проходило в 4 этапа.
На первом этапе осуществлялась анкетирование старших дошкольников ДОУ.
На втором этапе исследования проводилась обработка и анализ результатов.
На третьем этапе исследования разрабатывалась и апробировалась программа по формированию положительного отношения к родному краю у старших дошкольников.
Для изучения уровня знаний детей по родному краю проводилось среди дошкольников анкетирование.
Детям в индивидуальной форме предлагалось ответить на 15 вопросов:
1.Как называется страна, в которой ты живешь? (Республика Беларусь)
2.В каком городе ты живешь?
3.Как называется столица Беларуси? (Минск)
4.Как называется улица, на которой находится твой детский сад?
5.Какие ты знаешь заводы и предприятия в Беларуси?
6. Какие ты знаешь парки, скверы?
7.Что такое патриотизм?
А) любовь к Родине
Б) любовь к себе
8. Что такое Родина?
9. Тебе нравится жить в Беларуси?
10.Почему необходимо дорожить Родиной?
11. Какие исторические памятники говорят о героизме белорусского народа?
12. Какими качествами должен обладать патриот?
13. Хотели бы Вы покинуть Родину?
14. Что Вы знаете о государственных символах Беларуси (герб, флаг)?
15. Считаете ли Вы себя патриотом своей Родины?
Инструкция: Старайтесь быть максимально правдивым.
Анализ результатов: За каждый правильный ответ выставляется по баллу.
1. 12-15 баллов — высокийуровень — проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляет интерес к стране, в которой живёт. Выражает положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь.
2. 7-11 баллов– средний уровень- выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города. Имеет представления о природных богатствах края, достопримечательностях города.
3. 0-6 баллов — низкий уровень — Затрудняется отвечать на вопросы. Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям.
2.2. Анализ полученных результатов исследования
Результаты исследования отражены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели уровней знаний детей по родному краю
Фамилия Имя
Количество ответов
Уровень
Долинчик Елена
8
средний уровень
Захаров Вадим
3
низкий уровень
Емельянова Инга
4
низкий уровень
Дроздова Екатерина
3
низкий уровень
Кочнева Наталья
9
средний уровень
Киселев Кирилл
8
средний уровень
Прохоренок Мария
5
средний уровень
Питяков Сергей
1
низкий уровень
Пипко Вадим
2
низкий уровень
Сильченко Вячеслав
2
низкий уровень
Для лучшей наглядности результаты диагностики представлены на гистограмме на рисунке 1.
Рис. 1. Показатели уровней
знаний детей по родному краю в старшей дошкольной группе
В диаграмме 1 на рисунке 2 представлено количество детей и их процентное соотношение по уровням знаний по родному краю.
Рис. 2. Показатели уровней
знаний детей по родному краюи их процентное соотношение
В результате полученных данных можно утверждать, 60% детей старшей дошкольной группы имеют низкий уровень. Затрудняются отвечать на вопросы. Проявляют неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками часто наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру.
У 40% — средний уровеньзнаний по родному краю, выражают интерес кпрошлому и настоящему своего народа, семьи, города. Имеют представления о достопримечательностях города.
Таким образом, у 60 % детей выявлен низкий уровень знаний по родному краю. С целью повышения уровня знаний детей по родному краю, нами была составлена и апробирована программа по воспитанию положительного отношения к родному краю через живопись.
2.3. Формирование положительного отношения к родному краю у старших дошкольников через живопись
Пояснительная записка:
Работа по воспитанию любви и привязанности к своему городу требует большой опоры на когнитивную сферу ребенка, на воображение и память.
Внимание детей старшего дошкольного возраста нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу[7, с. 53].
Можно провести беседы о памятниках, театрах и т.д. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес. Необходимо чтобы дети принимали участие в праздновании дня города. Свои впечатления дети должны отразить в рисовании. Можно организовывать выставки рисунков.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
-повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
-везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
-повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
-люди берегут и охраняют природу;
-есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Средствамипатриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат также та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.
Основной формойпатриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают прием наглядности (картины известных художников их сравнение), индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях. Следует подчеркнуть еще раз, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.
Следует отметить, что в процессезанятий идет постоянная смена видов деятельности и форм организации детей. Так, каждая часть предусматривает чередование местонахождения детей в группе: в центрах краеведения, изобразительной деятельности, в экологическом и игровом центрах.
Цикл занятий «Я гражданин республики Беларусь»: предусматривает знакомство детей с историей Беларуси на уроках изобразительного искусства, воспитывать патриотизм через живопись[3, с. 21].
Оборудование: репродукции картин И. Карасева «Золотая осень», Л. Щемелева «Летний вечер», И. Заслоновой «На окраине деревни».
Вступительная часть.
Воспитатель: Здравствуйте, мои дорогие друзья. Вы когда-нибудь замечалиливыкогда-нибудь,накакойкрасивойземлемыживем. Какаябогатаяонанаобыкновенииитрадиции, какуюзнаменитуюисториюмыимеем, сколькоименитыхлюдейродила.Показатькрасоту,разнообразие, богатствоБеларусисможетнамнашгость.
ВходитьХудожникспалитройкрасоквруках— ученикилиученица.
Художник:Я– Художник.Странствуюяпомиру, Пожаловалившколунаурок. Такдавайтебудемсегодня, ребята, разговариватьпророднойсвойуголок. ЯпринесвампалитрукрасокссамымияркимицветаминашейРодины.
Воспитатель.Сегоднявы,моидорогие белорусы,попробуетепоказатьсвоюэрудицию. Азавашейработойбудутнаблюдать нашигости.
КакаяжеонанашаБеларусь?Рассматриваютрепродукциикартинбелорусскиххудожников -живописцев. Всеэтикартиныотносятсякживописи. Говорят,чтокогда-товдревнейГрециижилхудожник. Нарисовалоноднаждывиноградипоставилкартинууоткрытогоокна,чтобыкраскискорейвысохли, асамкуда-топошел.Вдругприлетелиптицы иначаликлеватьнарисованныйвиноград,ведьсмотрелся он,какнастоящий. Словоживопись иимеет определение«живописать». То естьписатьтак,каквыглядитпредметвжизни.Особенностьюживописиявляетсято, чтоживописныепроизведениясоздаются красками.Припомощицветаиосвещенияхудожник-живописецсообщаетвкартине мысли,чувства.Именнопотомуцветиосвещениевживописиназываютглавнымисредствамихудожественнойвыразительности.
Художник: Посмотрите внимательно на картины, какие краски помогают художникам воссоздать неповторимый образ Беларуси? (Дети должны придти к выводу, что Беларусь как разноцветная радуга, привлекает своей красотой, чистотой). Ребята, давайте сегодня с вами создадим коллективный рисунок, на котором покажем свой любимый белорусский край.
Разработка темы. Художник: Возьмем синий цвет.
Воспитатель: Интересно, что он предложит нам?
Художник: Синий цвет показывает, как бегут реки, сверкают голубые озёра.
Воспитатель: Нашейкрасивойземлелюдидализвучноеимя–Поозерье. ВБеларусиоколо10 000озер.Угадайте,котороеизних самой большое.
Жильедляживотныхподземлею
Заполнитьсяможетводою
Иозеромсказочнымстать,
Какбуквутолькодобавить.
(Нора — Нарочь).
Художник: Действительно, самоебольшоенаБеларуси— озероНарочь. Второеповеличине— Освейское,третье-Дривяты.Акакиеещеозеравызнаете?(Детиотвечаютнавопрос).
Художник. А вот еще один цвет – зеленый. Берегитеиохраняйтеприроду.
В любую пору года,
И в погоду, и в ненастье,
Слушай родную природу -
Ты услышишь голоса
Таинственной красы.
С лесом, с нивой золотою,
Разговаривает ветер,
Солнце-солнышко — с землею,
С тишиною соловей,
С небом — реки и озера,
Как и о чем они говорят,
Слушай, друг, любимый мой.
В. Жукович.
Художник. Возьмем с палитры красок желтый цвет. Что он нам принесет?
Дети: Солнце, тепло.
Воспитатель: Правильно ребята, с желтым цветом всегда связано тепло, радость.
Белорусский народ всегда любил веселиться. Давайте и мы с вами попоём и станцуем (дети танцуют, поют и аккомпанируют себе на бубнах, цимбалах).
Художник: А вот черед и белого цвета. Белый цвет издавна любимый для наших предков. Даже в названии нашей страны встречается белый цвет – Белая Русь. Белый цвет символ чистоты и независимости.
Воспитатель: И наконец – красный цвет – цвет гордости. Ребята, а кем можно гордится в нашей стране? Знаете ли вы белорусских писателей и художников. Проводится конкурс «Кто самый образованный».
Итог занятия: Давайте еще раз вспомним, что такое живопись, какие цвета мы использовали на занятии, что они обозначают. Какие картины мы рассматривали с вами на занятии?
Художник: А вот и наш коллективный рисунок. Мы нарисовали прекрасную белорусскую природу. Может этот рисунок и не профессионален, но зато мы создавали его коллективно, с любовью к Родине.
Воспитатель: Мы сегодня посмотрели только несколько страниц из жизни нашей любимой Родины. А есть еще исторические, научные и другие станицы. Любите нашу Родину, гордитесь ею, чтобы каждый из вас мог бы сказать: «Люблю тебе, Белая, Белая Русь».
Занятие 2. «Они сражались за Родину». Цель: познакомить детей с важнейшими событиями ВОВ, которые происходили на территории Беларуси[10, с. 32].
Оборудование: репродукции картин, запись песни Б. Окуджавы «Мы за ценой не постоим».
Вступительная часть. Звучит песня Б. Окуджавы «Мы за ценой не постоим».
Воспитатель делает сообщение о Великой Отечественной войне и ее последствиях на территории Беларуси.
— Более шестидесяти лет мы живем под мирным небом благодаря победе советского народа в Великой Отечественной войне. Но все эти годы мы помним ту войну, каждый ее день — от первого до последнего. Помним расплавленные камни Бреста и Сталинграда, помним пепел Хатыни.
В годы второй мировой войны на территории нашей страны фашистами было разрушено и сожжено 1710 городов и поселков, более 70 тысяч сел и деревень, оставлено без крова 25 миллионов человек. Каждый четвертый житель Республики Беларусь погиб в годы войны. Война не обошла стороной ни одну семью.
— 22 июня, на рассвете, немецко-фашистские армия внезапно напала на города и деревни Беларуси и на другие советские республики. Они хотели захватить территорию Советского Союза, утвердить политическое и экономичное господство Германии, жителей частично уничтожить, остальных превратить в рабов.
Первый удар врага приняли на себя пограничники Брестской крепости. Немецкие генералы отводили на ее захват три часы. Однако защита крепости продолжалась 28 дней.
Рассматривается картина I. В. Ахремчика «Защитники Брестской крепости». Дети отвечают на вопросы:
— Кого отобразил художник?
— Чем занят каждый из защитников?
— Какие черты характеру, как вам кажется, свойственны защитникам? (Мужество, смелость, стойкость, отвага).
— Какое впечатление вызывает картина?
— Подвиг защитников Брестской крепости стал примерам мужества и отваги, верности Родине. Воины шли на подвиг, ни думали о славе. Они сражались за Родину.
В боях под Оршей советские армии впервые использовали реактивные минометы «Катюша» Командовал минометной батареей капитан Иван Флёров. Немецкий офицер, который попал в плен в этом бою, во время допроса говорил: «Я ранен и скоро умру. Я никому не смогу сообщить ваших секретов. Но скажите мне на смертном одре — что это? Что это страшное обрушилось на нас сверху, это гнев божий»? Сражались против врага не только на фронте. На оккупированных территориях активную борьбу с оккупантами вели подпольщики. На железнодорожной станции Орша, например, подпольщики во главе с Константином Заслоновым делали мины, которыми взрывали паровозы, затем организовали партизанский отряд. Они развернули так называемую «рельсовую войну», пуская под откос вражеские поезда, взрывая рельсы и железнодорожные мосты.
(Рассматривается картина С. Р. Романова "К. Заслонов в депо ст. Орша". Дети обмениваются впечатлениями от картины).
Константин Заслонов погиб во время боя, ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Летом 1944 года началось изгнание врага с Беларуси. Под Минском находились большие силы гитлеровцев. Силами воинов четырех фронтов немецкая группировка «Центр» была окружена и уничтожена. Много немецких солдат было взято в плен. Как символ подвига и мужества воинов-освободителей в том месте, где произошло окружение фашистских войск, под Минском поднялся Курган Славы, построенный в 1969 г. (Рассматривание фотоснимков Кургана Славы).
3 июля 1944 года белорусская столица была освобождено от врага. (Рассматривание картины В. В. Волкова «Минск. 3 июля 1944 года»). Дети обмениваются впечатлениями, которые вызвала у них картина, складывают по ней мини-рассказ.
В последние годы именно 3 июля празднуется как день независимости нашей страны.
Итог занятия: Давайте еще раз вспомним, какие картины мы рассматривали с вами на занятии?
— На фронтах ВОВ сражались 1 млн. 300 тыс. белорусов. Свыше 300 тыс. солдат и офицеров, уроженцев Беларуси, были награждены орденами и медалями. Около 400 воинов удостоены звания Героя Советского Союза. Мы сегодня узнали еще несколько страниц из жизни нашей любимой Родины. Вы узнали, кто достоин, называть себя патриотом своей Родины. И я вам желаю стать настоящими патриотами, научиться ценить и уважать свою Родину.
Занятие 3. Экскурсия по городу Славгороду. Рассказ об историческом прошлом города, о современном экономическом, культурном развитии города. Возложение цветов у памятника, погибшим воинам. Как результат экскурсии беседа воспитателя с детьми, что больше всего запомнилось, дети рисуют на тему «Славгород — мой родной город». Делается выставка работ.
На завершающем занятии проводится игра «Эрудит», где дошкольники по репродукциям картин рассказывают об истории своей Родины.
С целью проверки эффективности наших занятий, была проведена диагностика уровня сформированных знаний детей по родному краю. Результаты анкетирования отражены в следующем вопросе.
продолжение
--PAGE_BREAK--