Реферат
Тема
Воспитательнаясистема профессионального училища и воспитательная система семьи: возможностивзаимопомощи и взаимоподдержки
Выполнила: Минина П.О
2010г.
Содержание
1.Социально-педагогические основывзаимодействия семьи и профессионального училища
2. Особенности воспитательных системпрофессионального училища и семей учащихся
3. Заключение
4. Литература
5. Приложение (анкеты, конкурс)
1.Социально-педагогическиеосновы взаимодействия семьи и профессионального училища
1.1 Воспитательнаясистема семьи
Семейное воспитание –общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и другихчленов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное ишкольное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейноговоспитания в той части, где они соприкасаются с профессиональным училищем,изучаются профессиональной педагогикой, в остальных аспектах – социальной. Восновных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школыважное место отводится работе с родителями, их ответственности за воспитаниесвоих детей. Следует усилить помощь семье и, одновременно, поднять ееответственность за воспитание подрастающего поколения. Воспитание детей _конституционная обязанность граждан РФ. Родители призваны всемирно возвышатьавторитет школы и учителя, воспитать детей в духе уважения и любви к труду,подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к порядку,дисциплине соблюдению норм жизни нашего общества, заботится об их физическомразвитии и креплении здоровья, создать необходимые условия для своевременногополучения ими общего и профессионального образования, своим отношением к трудуи общественным обязанностям показать детям пример во всем.
Семья для ребенка являетсяи средой обитания и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальнойпериод жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия.Семья отражает и школу, средства массовой информации, общественные организации,трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Чем лучше семья ичем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического,нравственного трудового воспитание личности. Подытоживая воспитательные функциисемьи, приходим к выводу:
ü Влияние семьи на ребенка сильнее всехдругих воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда неутрачивается полностью.
ü В семье формируются те качества,которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут.
ü Семья осуществляет социализацию личности,является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному итрудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья – такое иобщество.
ü Семья обеспечивает преемственностьтрадиций.
ü Важнейшей социальной функцией семьиявляется воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушногочлена общества.
ü Существенное влияние оказывает семьяна выбор профессии.
1.2 Воспитательная системапрофессионального училища
Семейное воспитание впедагогике понимается как управляемая система взаимоотношений родителей сдетьми. Исследуя взаимоотношения учащихся профессиональных училищ в учебныхгруппах, можно выявить, что благоприятные отношения, складывающиеся в семье,обычно переносятся, затем, и в учебную группу. Учащиеся из таких семей кудалегче строят хорошие взаимоотношения со своими сверстниками и чаще становятсялидерами. Учащиеся же из семей с плохими отношениями не умеют их строить вучебной группе, куда чаще становятся изолированными. В современной практикесемейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношенийродителей к своим детям:
ü Авторитарный;
ü Демократический;
ü Либеральный.
Авторитарный стиль
Родители в отношениях сдетьми характеризуются строгостью, требовательностью, безапелляционностью.Угрозы, понукания, принуждения – главные средства этого стиля. У детей онвызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет квнутреннему сопротивлению, проявляющемся внешне в грубости, лживости,лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либоапатию и пассивность.
Либеральный стиль
Данный стиль предлагаетвсепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником его являетсячрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными,безответственными.
Демократический стиль
Родитель, мотивируя своипоступки и требования, прислушивается к мнению детей, уважает их позицию,развивают самостоятельность суждений. В результате, дети лучше понимаютродителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувствомсобственного достоинства. Дети видят в родителях образец гражданственности,трудолюбия, честности и желание сделать их такими, какими являются сами.
1.3 Пути взаимодействия ивзаимоподдержки воспитательных систем в становлении и развитии личностиучащегося
Значительно расширяетпредставление об учащихся постоянное изучение их семей. При изучении семейследует выявить те моменты, которые непосредственно влияют на процессвоспитания детей. Формы изучения семей могут быть разными – посещение родителейна дому, анкетные опросы, сочинения учащихся, диспуты.
Первым источникомсведений об учащемся для нас служит его анкета, характеристика из школы имедицинская справка, то есть небольшое личное дело. Для примера возьмем группуучащихся. Знакомясь с группой, мастер п/о тщательно изучает сведения обучащемся, условно делить группу на три подгруппы по составу и записывает самыехарактерные данные каждого из них в педагогический дневник. Результаты анализаприведены в Таблице 1.№п\п Состав семьи Характеристика Кол-во чел. %соотн. 1 Полные семьи Оба родителя совместно участвуют в воспитании ребенка 17 чел. 57% 2 Неполные семьи Нет одного из родителей 10 чел. 33% 3 Формально полные Есть оба родителя, но один из них либо практически не занимается проблемами семьи и ребенком, в частности.
3
чел. 10%
2.Особенностивоспитательных систем профессионального училища и семей учащихся
2.1 Характеристикаособенностей содержания, форм и методов воспитательной системы групппрофессионального училища
Глубокое значениевнутрисемейных отношений, индивидуальных особенностей родителей и детей даетнам право дифференцированно подходить к педагогическому руководству семейнымвоспитанием. Работу с родителями строим по следующим направлением:
ü Педагогическое просвещение;
ü Защита учащихся от антисоциальных иантипедагогических действий родителей;
ü Оказание практической помощиродителям в воспитании детей;
ü Контроль поведения учащихся,организация обратной связи;
ü Стимулирование родителей в воспитаниидетей в семье и их участие в работе образовательного учреждения.
С родителями своих ребятвстречаемся не только по поводу какого либо ЧП, не только на родительскихсобраниях, но с первых дней прихода детей в училище, посещаются квартиры,изучаются жилищные условия, отношения в семье, ведутся беседы с родителями.Цель посещения детей на дому не только познакомится с обстановкой, условиями,но и дать родителям некоторые конкретные педагогические советы: как помочьдетям выполнять домашние задание, что читать и т.д.
Родительское собрание –одна из форм привлечения родителей к решению учебно-воспитательных задач. Наних родители заслушивают итоги учебно-воспитательной работы, итоги посещаемостии успеваемости, факты нарушения дисциплины, отставания в учебе. На собранияхмогут быть поставлены вопросы, связанные с организацией зимнего и летнегоотдыха учащихся, с выяснением причин возникновения негативных явлений, намеченыконкретные меры. Предлагается анкета для определения типа отношений в семье. Традиционноепроведение родительских собраний менее всего привлекает родителей, так как вовсеуслышание заявляется о проблемах и недостатках их собственного ребенка, чтообсуждать в присутствии большего числа родителей для них недостаточно приятно.Поэтому, цель мастера в работе с родителями состоит в том, чтобы сделатьродительское собрание интересным, информационно-значимым и психологическикомфортным для родителей. В мероприятие для родителей рекомендуется включитьтакие беседы: «Воспитание воли и характера», «Воспитание культуры поведения»,«Праздники в семье и семейный досуг». Необходимо разъяснить им сущность такихпринципов, как воспитание в коллективе, в процессе труда, сочетаниетребовательности и уважения к воспитанникам, систематичность и последовательностьв воспитании детей, а также методика их осуществления в процессе семейноговоспитания.
С большим интересомродители принимают участие в беседах с врачами, психологами, работникамимилиции, прокуратуры о профилактике правонарушений подростков. Подобные встречиповышают чувство ответственности за воспитание детей.
2.2 Особенностипреобладающих стилей семейного воспитания в воспитательных системах семейучащихся
Анализируя анкетныеданные, беседы с родителями и учащимися можем выделить четыре модели отношениймежду взрослыми и детьми:
ü Семьи, уважающие детей.
Детей в таких семьялюбят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают ихмнение, переживания, стараются тактично помочь, развивают интерес детей. Этонаиболее благополучные для воспитания семьи. Дети растут счастливыми,инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытываютустойчивую потребность во взаимном общении.
ü Отзывчивые семьи
Отношение между детьми ивзрослыми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ниродители, ни дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье,повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Они растутпослушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто неимеют своего собственного мнения, зависимы от других, родители вникают в заботыи интересы детей, и дети делятся с ними своими проблемами.
ü Враждебные семьи
Детям здесь плохо.Неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьяхрастут скрытными, недружелюбными, они плохо относятся к родителям, не ладятмежду собой и со сверстниками.
ü Антисоциальные семьи
Это, скорее не семьи, авременные пристанища для детей, которых здесь не ждали. Родители, как правило,ведут аморальный образ жизни, конфликтуют, пьянствуют, воруют, дерутся.
Результаты сравнительногоанализа модели взаимоотношений взрослых и детей и состава семьи отражены вТаблице 2.
№
п\п Модель взаимоотношений взрослых и детей в семье Состав семьи полная неполная Формально полная 1 Семьи, уважающие детей 26,6% 6,6% - 2 Отзывчивые семьи 30% 26,6% - 3 Враждебные семьи - - 6,6% 4 Антисоциальные семьи - - 3,3%
Ребенку из антисоциальнойсемьи стараемся больше уделять времени, чтобы он нашел семью в стенах нашегоучилища, в группе, в коллективе, заинтересовываем его каким либо делом.
Основными задачамисемейного воспитания, и следовательно, взаимодействия с семьей являетсянравственное воспитание родителей и учащихся, обеспечение здоровья учащихся,закрепления положительного отношения к выбранной профессии, вовлечение вкультурную жизнь училища. Некоторых родителей, мало интересовавших жизньюсвоего ребенка, вызываем в училище, постепенно проводим беседу. Мы стараемся нежаловаться родителям на плохое поведение детей, так как это часто ведет к новымконфликтам. Объясняем, что ребенок может остаться без специальности, в силусвоего жизненного опыта не понимает, что такое иметь профессию. Это давало своирезультаты. Большая часть таких родителей, хоть и редко, но сталиинтересоваться судьбой своего ребенка, приходили в училище, осуществляликонтроль. Нам необходимо сделать все возможное, чтобы родители, особенно техдетей, которые входят в группу риска или близки к ней, взяли на себя свою долюответственности за образование собственных детей. Очень сложно работать сучащимися, оторванными от семьи и проживающими в общежитии. Но и в этихусловиях работа с родителями возможна: переписка, телефонная связь, приглашениена праздники, посещение семей и другие методы работы с родителями.
На собраниях предлагаем иобсуждаем с родителями заповеди семейного воспитания:
ü Необходимо воспитывать в детяхдисциплинированность путем последовательных и благоразумных требований кребенку.
ü В семье очень важна многосторонняякоммуникация, то есть общение, при котором каждый член семьи находит пониманиеи сам понимает другого.
ü Тесные отношения внутри семьи могутбыть построены только на основе искренности и никогда – на лицемерии.
ü Как позитивные, так и негативныечленов семьи нуждаются в раскрепощении. Они должны проявляться открыто передвсеми членами семьи, но в корректной форме.
Учащиеся профессиональныхучилищ – это, прежде всего дети, именно такие дети требуют постоянного вниманияи заботы окружающих. При работе с родителями таких учащихся необходимоиспользовать такие формы, как проведение индивидуальных или групповыхконсультаций. Для осуществления такого вида деятельности можно предложить целуюсерию консультаций определенной тематики:
ü Как помочь потерянному ребенку.
ü Что же делать, когда один изродителей болен алкоголизмом.
ü Как помочь ребенку, играющему валкогольной семье роль «козла отпущения».
ü Как помочь ребенку, скрывающему своибеды и разочарования под маской «клоуна».
В практике мы частосталкиваемся с основными ошибками семейного воспитания:
ü Гиперопека различных степеней(сильная опека)
ü Гипоопека, нередко переходящая вбезнадежность.
ü Ситуация, создающие из ребенка кумирасемьи.
ü Ситуация, создающие из ребенка «Золушку»
ü Хаотичность воспитания из-занесогласия родителей.
ü Отсутствие в семье эмоциональныхконтактов между ее членами, безразличие и равнодушие.
ü Создание в семье нездоровойнравственной атмосферы (алкоголизм, наркомании, тунеядства).
С целью привлеченияродителей учащихся к совместной с училищем воспитательной работе нами проводятсяразнообразные внеклассные творческие вечера. Примером могут служить: конкурсы,викторины, классные часы, творческие вечера и другие формы работы.
К сожалению, не всегдаприходится наблюдать понимание родителями своей ответственности перед обществомза воспитание детей. Встречаются родители, которые личным примером отрицательновлияют на своих детей. К ним должен быть предъявлен серьезный спрос.
О благодарной задачесемьи и школы по воспитанию подрастающего поколения хорошо сказал В.А.Сухомлинский: «Задача школы и родителей – дать каждому ребенку счастье. Счастьемногогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труди стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира исоздавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, бытьлюбимым, растить детей, стать настоящими людьми. Только вместе с родителями,общими усилиями учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
Заключение
В заключение можносделать вывод, что семья и профессиональное училище могут достичь общей цели –воспитания гармонично развитого подрастающего поколения, только путем тесногосотрудничества. Вся эта работа помогает нам привлечь в союзники все большеечисло родителей, а это важнейшее условие значительного улучшения обучения ивоспитания детей.
Литература
1. Воспитаниешкольников, вып. 6/2000, 1 /2001.
2. Кривцова С.В. идр. Подросток на перекрестке эпох.- М.: Генезис, 1997г.
3. Профессиональнаяпедагогика.- М.: «Наука», 1998г.
4. Степанов В.Г.Психология трудных школьников. Уч. пособие для учителей и родителей. – М.: Изд.центр«Академия», 1998г.
5. Ларин А.Е.«Обучение. Воспитание. Творчество». 1987г.
6. С.Я. Батышев«Научная организация учебно-воспитательного процесса.»1975г.
7. Д.И. Водзинский«Научные основы нравственного воспитания школьников». 1982г.
Приложение 1.
Анкета для родителей
1. Какие методы ввоспитательной работе Вы используете чаще всего (личный пример, требования,убеждение, наказание, поощрение)?
2. Наказываете ли Выребенка физически (да, нет, никогда)?
3. Доверяет ли Вамребенок, делится ли своими секретами (да, нет, иногда)?
4. Стараетесь ли Выконтролировать свое собственное поведение ради воспитания ребенка (да, нет,иногда)?
5. Уважаете ли Выребенка как личность (да, нет, иногда)?
6. Кто в семьенепосредственно занимается воспитанием ребенка?
7. Что мешает Вамзаниматься воспитанием ребенка ( нет времени, не хватает образования,педагогических знаний, считаем, что воспитанием должно заниматься учебное заведение)?
8. Какую профессию Вырекомендуете выбрать Вашему ребенку, довольны ли Вы выбранной ребенкомпрофессией?
9. Учитываете ли Вымнение ребенка при семейных решений (да, нет, не всегда)?
10. Любите ли Выкогда друзья Вашего ребенка приходят к Вам в дом (да, нет)?
11. Участвует ли Вашребенок в распределении семейного бюджета (да, нет)?
12. Какие качествахарактера своего ребенка Вы считаете положительными, а какие отрицательными?
13. Как, по Вашемумнению, ребенку полагается готовиться к выбранной профессии?
14. Довольны ли Вырезультатами воспитания своего ребенка?
Приложение 2.
Беседа для родителей
«Факторы, приводящие криску заболеваний алкоголизмом и наркоманией среди подростков»
Как и многие родители, мывсе надеемся, что наши дети вырастут, и нам никогда не придется сталкиваться спроблемой алкоголизма и наркомании. Это не всегда так. В настоящее время каждыймолодой человек находится в опасности соприкосновения с наркотиками и алкоголем.И ВАШ РЕБЕНОК может принять наркотик и алкоголь – возможно завтра, если он,например, недоволен своим окружением, любит приключения, любопытен,недооценивает опасность возникновения пристрастия, считает себя в безвыходномположении. Только тот, кто информирован, может отвратить опасность и помочь.
Вашим детям былапредложена следующая анонимная анкета:
1. Куришь ли ты?
2. Если да, то сталоли это твоей привычкой?
3. Употреблял ли тыкогда ни будь спиртные напитки? (употребляю в неделю 1,2,3,4,5,6,7 раз (нужноеподчеркни)
4. Считаешь ли тыпиво алкогольным напитком?
5. Употребляешь литы пиво 1,2,3,4,5,6,7 раз в неделю (нужное подчеркни)?
6. Если у тебядрузья, страдающие наркоманией?
7. Боишься ли тыстать наркоманом?
8. Хочешь ли ты,чтобы в твоей собственной семье (кто –либо из супругов) любил выпить?
9. Считаешь ли ты,что сигареты и бокал вина облегчает общение?
По результатаманкетирования 20 человек из 30 курят, из них 16 девушек и 4 юноши. 12 человекхотя бы 1 раз в неделю употребляют спиртные напитки, в том числе пиво.Предлагаем Вам серьезно задуматься есть ли среди этих детей Ваш ребенок.
Предлагаем Вам списокфакторов высокого риска. Определите, подвержен ли Ваш ребенок риску.
Объективные факторыриска:
ü Экономическое социальное неблагополучие
Дети из социальнонеблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительныежилищные условия и родители которых имеют малопрестижный род занятий илиявляются безработными, имеют больше шансов стать правонарушителями и начатьзлоупотреблять алкоголем и наркотиками.
ü Скверное соседство и общественнаянеобустроенность
Районы с высоким уровнемпреступности и часто меняющимися жилищами способствует возникновению чувстваединения и общности среди людей, населяющих их, которое существует в болееблагополучных районах с меньшей плотностью заселения и низким уровнемпреступности. Скверное соседство и общественная необустроенность дают основаниепредполагать распространенность злоупотребления алкоголем среди местноймолодежи.
ü Доступность алкоголя и наркотиков
Данный фактор объективносвязан с вероятностью злоупотребления ими. В учебных заведениях, где наркотикиболее доступны, существует более высокий показатель употребления наркотиков.
Субъективные факторы
ü Семейная предрасположенность
Дети, рожденные иливоспитанные в семьях с алкогольными традициями, подвержены большему рискупристрастия к алкоголю и другим наркотикам. В этом свою роль, по–видимому,играют как генетические факторы, так и влияние окружения. Например, мальчики,родившиеся в семье алкоголика, подвергаются в 2-4 раза больше риску статьалкоголиками, чем мальчики, родившиеся в нормальной семье.
ü Ошибки и непоследовательность ввоспитании
В семьях, в которыхродители не устанавливают четких норм поведения, в которых дети остаютсяпредоставленными сами себе, и где дисциплинарная практика чрезмерно сурова инепоследовательна, дети подвергаются большему риску совершения правонарушений,они также подвержены частому потреблению алкоголя и наркотиков в подростковомвозрасте. Хорошие отношения в семье, чаще всего, являются фактором, предотвращающимтягу ребенка к алкоголю.
В семьях, где родителидля того, чтобы расслабиться употребляют запрещенные наркотики или много пьют,имеется большая вероятность того, что дети начнут употреблять алкогольныенапитки в подростковом возрасте. Если родители к тому же приобщают своих детейк употреблению наркотиков, включая алкоголь, риск возрастает. Чем больше членовсемьи употребляют алкоголь и наркотики, тем больше риск.
Когда дети считают, чтоот спиртного нет вреда, когда алкоголь ассоциируется у них с «хорошо проведеннымвременем», существует очень большая вероятность того, что они будут выпивать иупотреблять наркотики.
Общение со сверстниками, употребляющиминаркотики, является одним из наиболее надежных индикаторов, указывающим навозможность употребления наркотиков подростками. Если друзья выпивают, этоявляется сильным аргументом в пользу того, что подросток злоупотребляеталкоголем.
Приложение 3
Методическаяразработка конкурса КВН «Молодецкие забавы»
Цель: дать учащимся сведения о своихпрародителях – древних славянах, воспитывать уважение к их обычаям и быту.
Помещение, где будетпроходить конкурс, украшается предметами старины (рушники, половики, льняныескатерти, самовары). Члены команд (на сцене появляются две группы соперников)выходят в национальных костюмах. Ведущий и его помощник тоже.
Праздник начинаетведущий. Он говорит о том, для чего все здесь сегодня собрались, представляетчленов жюри (членами жюри являются родители учащихся), знакомят нас с правиламиоценки конкурсных выступлений.
Объявляется 1 конкурс:«Что в имени тебе моем».
Каждая команда защищаетсвое имя. Ребята остроумно приветствуют жюри, соперников, болельщиков, даваявсем им имена и соответствующие характеристики.
2. конкурс «Делувремя, а потехе – час»
Ведущий представляетсцену участникам команд, которые танцуют, поют, читают юмористические стихи.Начинается веселый концерт соперничающих команд.
3. «Делать было нечего».
Участниками конкурсанеобходимо с помощью табличек с номерами прикрепленных к старинной кухоннойутвари вспомнить название этих предметов.
4.конкурс: «Один за всехи все за одного»
Это конкурс болельщиков.Каждой команде болельщиков задаются вопросы и за каждый правильный ответкоманде начисляется 0,5 балла.
5. конкурс «Знай и умей»
От каждой командывызывается по одному человеку. Им выдается мятый рушник, рубель и валик. Ребятадолжны показать, как с помощью этих инструментов выгладить белье (в старинуделали так: наматывали белье на валик и катали его по столу с помощью рубля).
После проведения конкурсаподводятся итоги, награждаются победители и участники. Накрывается стол,родители вместе с детьми пьют чай, обсуждают конкурс, общаются.