Содержание:
Введение
1. Игры дляразвития внимания
2. Игры для релаксации
3. Игры,развивающие волевую регуляцию
4.Коммуникативные игры
5. Лечение икоррекция гиперактивного поведения
Вывод
Введение
Что такоегиперактивность? «Гипер…» — (от греч. Hyper — над, сверху) — составнаячасть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный»пришло в русский язык из латинского «activus» и означает«действенный, деятельный».
Гиперактивноеповедение детей отличается следующими признаками:
· Частонаблюдается беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутиться,вертится.
· Встаетсо своего места в ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
· Проявляетбесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть,причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
· Обычноне может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
· Находитсяв постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепилимотор».
· Частобывает болтлив.
· Частоотвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
· Обычнос трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
· Частомешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
Для выявлениягиперактивных детей, необходимо составить портрет гиперактивного ребенка.
Частовстречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчинятьсяинструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям иучителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны.Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников,создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.Известный американский психолог В. Оклендер так характеризуют этих детей: «Гиперактивномуребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногдачрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у негоплохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломаетвещи. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается,часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов». Вероятно, учителюи психологу знаком портрет такого ребенка.
Как выявитьгиперактивного ребенка?
Поведениегиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышеннойтревожностью, поэтому педагогу и родителям важно знать основные отличияповедения одной категории детей от другой социально не разрушительно, а гиперактивныйчасто является источником разнообразных конфликтов, драк и простонедоразумений. Ниже приведена программа коррекции гипеактивного поведения детеймладшего школьного возраста.
Но прежде чемперейти к описанию, оговорим правила, которые родитель должен соблюдать как вигре, так и в обычной жизни при общении с гиперактивным ребенком.
Правило 1. Неожидайте всего и сразу. Начинать нужно с тренировки только одной функции(например, только внимания, при этом вы должны быть терпимы к ерзанью на стулеили перебиранию всех предметов на столе в процессе этой работы). Помните, чтоесли вы одергиваете ребенка, то его усилия тут же переключаются на контрольсвоих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Толькочерез продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать нетолько внимания, но и общепринятого поведения во время ваших игровых занятий.
Правило 2.Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайтеего на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Важно также соблюдатьрежим дня, обеспечить ребенку полноценный сон и спокойную обстановку.
Правило 3.Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается вовнешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из«можно» и «нельзя» были последовательны. Также необходимоучитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания ипоощрения должны появляться вовремя. Пусть это будет доброе слово, маленькийсувенир или условный знак-жетон (сумму которых вы обменяете на что-то приятное),но их передача ребенку должна являться достаточно быстрым проявлением вашегоодобрения его действий.
Правило 4.Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потомпостепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенноститаких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, еслирядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумениепридерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты средииграющих.
Правило 5.Используемые в вашей коррекционной работе игры должны быть подобраны вследующих направлениях:
— игры наразвитие внимания;
— игры иупражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);
— игры,развивающие навыки волевой регуляции (управления);
— игры,способствующие закреплению умения общаться.
1. Игрыдля развития внимания
«Корректор»
Цель:концентрация внимания.
Эту игру детиобычно любят за то, что она дает им возможность почувствовать себя взрослыми иважными. Для начала нужно объяснить им смысл непонятного слова«корректор». Вспомните с ребенком его любимые книги и детскиежурналы. Встречал ли он в них когда-нибудь ошибки и опечатки? Конечно, нет,если речь идет о хорошем издательстве. А ведь авторы тоже могут допускать ошибки.Кто же занимается их исправлением и не пропускает в печать разные«очепятки»? Этот важный человек и есть корректор. Предложите ребенкупоработать на такой ответственной должности.
Возьмитестарую книгу или журнал, где есть большие тексты. Договоритесь с ребенком отом, какая буква сегодня будет условно «неправильной», то есть какуюбукву он будет вычеркивать. Затем выберите фрагмент текста или засеките времяработы (не более десяти минут). Когда пройдет это время или будет проверен весьвыбранный отрывок, проверьте текст сами. Если дети отыскали все нужные буквы,то обязательно похвалите их. Такому корректору можно даже выдать премию(например, в виде сладостей или маленьких сюрпризов)!
Если же вашимкорректором были допущены пропуски или ошибки, то тоже не огорчайтесь — емуесть в чем совершенствоваться! Возьмите листок в клеточку и начертите на немсистему координат. Вверх по вертикальной оси отложите столько клеточек, сколькоошибок допустил ребенок. Когда будете проводить эту игру повторно, то на этомже чертеже правее отложите следующее количество ошибок. Соедините полученныеточки. Если кривая поползла вниз, значит, ребенок сегодня работает болеевнимательно, чем раньше.
Примечание.Описанную игру желательно проводить с невнимательными детьми систематически.Тогда она станет эффективным инструментом, способным исправить этот недостаток.Если ребенок уже без труда справляется с заданием, то можно его усложнитьследующими способами. Во-первых, можно предложить корректору вычеркивать неодну букву, а три, причем разными способами. Так, например, букву «М»нужно вычеркивать, букву «С» подчеркивать, а «И» обводить вкружок. Во-вторых, можно вносить шумовые помехи, которые будут отвлекатьребенка от работы над заданием. То есть в отведенное для «корректуры»время вы вместо того, чтобы хранить молчание и помогать ребенкусосредоточиться, будете играть роль «вредного»: шуметь, шуршать,рассказывать истории, ронять предметы, включать и выключать магнитофон ивыполнять прочие действия в стиле старухи Шапокляк.
«Смеяться запрещается» (Фопель К.)
Цель:успокоить возбужденную группу, настроить на работу, которая требуетконцентрации внимания.
Сядьте, пожалуйста, широким кругом. Кто-то один встанетпосередине, и будет водить. Его задача состоит в том, чтобы выбрать кого-нибудьиз сидящих, и заставить его заговорить или улыбнуться. Для достижения своейцели он может пробовать все, что угодно, однако он не должен ни до когодотрагиваться, и, разумеется, сам он не имеет права говорить. Те, кто сидит вкругу, не должны отворачиваться или закрывать глаза.
Каждый водит не более одной минуты. Если за это время водящий несумеет рассмешить или заставить заговорить кого-либо, пусть с тем же ребенкомпопробуют свои силы еще 1-2 водящих. Если же водящий добивается успеха, онменяется местами с тем, кого заставил улыбнуться или заговорить.
«Лови — нелови»
Цель:развитие внимания, скорости обработки услышанной информации.
Правила этойигры похожи на всем известный способ играть в «Съедобное — несъедобное». Только условие, когда ребенок ловит мяч, а когда нет, можетменяться в каждом коне игры. Например, сейчас вы договариваетесь с ним, чтоесли водящий бросает мяч, произнося слово, относящееся к растениям, то игрокловит его. Если же слово не является растением, то отбивает мяч. Например, одинкон игры мог бы называться «Мебель — не мебель». Аналогично можноиграть в такие варианты, как «Рыба — не рыба», «Транспорт — нетранспорт», «Летает — не летает» и множество других. Количествовыбираемых условий игры зависит только от вашей фантазии. Если она вдругиссякнет, предложите ребенку самому выбрать условие игры, то есть категориюслов, которые он будет ловить. Дети иногда дают совершенно свежие и творческиеидеи!
Примечание.Как вы, наверное, заметили, эта игра развивает не только внимание, но испособность к обобщению. Поэтому в целях интеллектуального развития ребенкапостарайтесь, чтобы категории этих обобщаемых понятий были разнообразны изатрагивали разные сферы, а не ограничивались бытовыми и часто используемымисловами.
«Графическийдиктант» (Локалова Н.П.)
Цель:развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого; развитиедвигательной сферы и концентрации внимания.
Материал кзаданию. Индивидуальный набор бланков (4 штуки 10x15 см). На каждом бланкеизображены 3 ряда мелких геометрических фигур: верхний ряд состоит из 17треугольников, средний ряд — из 16 кружков, нижний ряд — из 17 квадратов.Фигуры верхнего и нижнего рядов расположены друг против друга, среднего — впромежутке между ними. Учитель говорит: «Мы будем рисовать узоры. У вас налисточках нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружков. Вы будетесоединять их, чтобы получился узор. Запомните три правила:
1) дватреугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять толькочерез кружок;
2) линияузора должна идти только вперед;
3) каждоеновое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия,тогда в узоре не получится промежутков. Нарисуем первый узор вместе».
Вместе сучениками учитель выполняет тренировочный узор и анализирует его. Затемучащиеся под диктовку учителя рисуют три основных узора.
«Я весь вовнимании»
Цель:концентрация внимания.
В этой игревашему ребенку понадобится все его актерское дарование, а учителю — изобретательность. Можно ввести участников в игру с помощью представления,действие которого происходит на кинопробах. Юным актерам предлагают изобразитьчеловека, который «весь во внимании», то есть полностью поглощенсвоими мыслями и чувствами, поэтому он совершенно не замечает того, что происходитвокруг него. Подскажите начинающему актеру, что получится лучшесосредоточиться, если он представит, что смотрит очень интересный фильм иличитает книгу. Но этим роль не ограничивается. У начинающей звезды экрана естьконкуренты. Они будут всячески мешать ему хорошо сыграть свою роль. Для этогоони могут рассказывать анекдоты, обращаться к актеру за помощью, пытатьсяудивить или рассмешить его, чтобы привлечь к себе внимание. Единственное, чегоони не имеют права делать, — это дотрагиваться до актера. Но и у актера естьограничения в правах: он не может закрывать глаза или уши.
После тогокак режиссер скажет: «Стоп», все участники перестают играть. Можнодаже взять интервью у начинающего артиста, пусть он расскажет, как ему удалосьбыть внимательным и не отвлекаться на специально создаваемые помехи.
Примечание.Конечно, эта игра будет еще веселее, если подключить к ней нескольких детей.Правда, тогда нужно будет следить за порядком, чтобы «конкуренты» непереусердствовали в стремлении отвлечь «актера». Также участиевзрослого может показать детям неожиданные и интересные ходы, которые они могутиспользовать. Если вы заметите, что попытки отвлечь актера ограничиваютсякриками и кривляньем, то подскажите игрокам более оригинальные способы. Такможно сообщать личные новости, показывать новую игрушку, делать вид, что всеуходят и т. п.
2. Игрыдля релаксации
«Тряпичная кукла исолдат» (Фопель К.)
Цель:упражнение на релаксацию
Учитель обращается к детям «Пожалуйста, все встаньте ирасположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностьювыпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, какбудто вы одеревенели, и не двигайтесь. А теперь наклонитесь вперед и расставьтеруки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными,как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши костистановятся мягкими, а суставы очень подвижными… Теперь снова покажитесолдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будтовырезанного из дерева. (10 секунд.)
Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной иподвижной. Снова станьте солдатом…(10 секунд.) Теперь опять тряпичной куклой...»
Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до техпор, пока у Вас не сложится впечатление, что они уже вполне расслабились.
Теперьвстряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхнитекапельки воды со спины… Теперь стряхните воду с волос… Теперь — с верхнейчасти ног и ступней.
Примечание.Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления, когда вы почувствуете,что ребенок достаточно отдохнул.
«Шалтай-Болтай»
Цель: играпоможет ребенку расслабиться, снять напряжение.
Персонаж этойигры наверняка понравится гиперактивному ребенку, так как их поведение вомногом схоже. Чтобы дети лучше вошли в роль, спросите, читали ли онистихотворение С. Маршака о Шалтае-Болтае. А может быть, они видели мультфильм онем? Если это так, то пусть ребенок расскажет о том, кто такой Шалтай-Болтай,почему его так называют и как он себя ведет. Теперь можете начинать игру. Выбудете читать отрывок из стихотворения Маршака, а ребенок станет изображатьгероя. Для этого он будет поворачивать туловище вправо и влево, свободно болтаямягкими, расслабленными руками. Кому этого недостаточно, может крутить еще иголовой.
Итак,взрослый в этой игре должен читать стихотворение:
Шалтай-Болтай
Сидел настене.
Шалтай-Болтай
Свалился восне.
Когда выпроизнесете последнюю строчку, ребенок должен резко наклонить тело вперед ивниз, перестав болтать руками и расслабившись. Можно позволить ребенку дляиллюстрации этой части стихотворения упасть на пол, правда, тогда стоитпозаботиться о его чистоте и ковровом покрытии.
Примечание.Чередование быстрых, энергичных движений с расслаблением и покоем очень полезнодля гиперактивного ребенка, так как в этой игре он получает определенноеудовольствие от расслабленного падения на пол, а значит, от покоя. Чтобыдобиться максимального расслабления, повторите игру несколько раз подряд. Чтобыона не наскучила, можно читать стихотворение в разном темпе, а ребеноксоответственно будет замедлять или ускорять свои движения.
«Путешествие на облаке»(Фопель К).
Цель:упражнение на релаксацию, дает детям успокоиться и настроиться на работу.
Материалы: В качестве сопровождения желательно использовать спокойнуюинструментальную музыку.
Учитель обращается к детям: Сядьте удобнее и закройте глаза.Два-три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить тебя впутешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую горуиз пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположилисьна этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Твое облако медленноподнимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо? Здесь,высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас втакое место, где ты будешь счастлив.
Постарайся мысленно «увидеть» это место как можно болееточно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь можетпроизойти что-нибудь чудесное и волшебное… (30 секунд.)
Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твоеместо в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебяпокатало… Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе… Потянись,выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.
«Быстрые превращения»(Фопель К.)
Цель:упражнение на снятие напряжения после «сидячей» работы
Материалы: Аудиокассета с записью бодрой инструментальной музыки.
Учитель обращается к детям: Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете ходить поклассу. Когда музыка остановится, вы тоже должны остановиться. В этот момент яскажу вам, кого вы должны изобразить… (Включите музыку и остановите еепримерно через одну минуту.) Теперь вы все должны превратиться в Бабу-Ягу.(Снова включите музыку на 30 секунд.)
Теперь все — роботы. Встаньте парами и покажите друг другу, что выроботы… (Снова поставьте музыку на 30 секунд.)
Другие превращения: грустный клоун, веселый танцор, нервный грабитель,утомленный бегун на короткую дистанцию, улыбающийся манекен, боксер передборьбой, певец, заслуживший аплодисменты.
«Прикосновение»
Цель: Этаигра поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит его тактильнуювосприимчивость.
Подготовьтепредметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха,стеклянные вещи, деревянные изделия, вата, что-нибудь из бумаги и т.д. Положитеих на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глазаи попробовать догадаться, чем вы прикасаетесь к его руке.
Примечание.Можно также прикасаться к щеке, шее, колену. В любом случае ваши касания должныбыть ласковыми, неторопливыми, приятными.
3. Игры,развивающие волевую регуляцию
«Говори посигналу»
Цель:регуляция речи, выработка самоконтроля.
Сейчас выбудете просто общаться с ребенком, задавая ему любые вопросы. Но отвечать онвам должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например сложенныена груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали свой вопрос, но несделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к немуобращаются, даже если ответ вертится у него на языке.
Примечание.Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные цели в зависимости отхарактера задаваемых вопросов. Так, с интересом расспрашивая ребенка о егожеланиях, склонностях, интересах, привязанностях, помогаете ему обратитьвнимание на свое «я».
«Замри»
Цель:формирование элементов самоконтроля.
В этой игреребенку необходимо быть внимательным и суметь преодолеть двигательныйавтоматизм, контролируя свои действия.
Включитекакую-нибудь танцевальную музыку. Пока она звучит, ребенок может прыгать,кружиться, танцевать. Но как только вы выключите звук, игрок должен замереть наместе в той позе, в которой его застала тишина.
Примечание. Вэту игру особенно весело играть на детском празднике. Воспользуйтесь этим,чтобы потренировать ребенка и одновременно создать атмосферу раскованности, таккак дети часто стесняются танцевать посерьезному, а вы им предлагаете сделать этов игре, как бы в шутку. Можно внести и соревновательный мотив: те, кто не успелзастыть после окончания музыки, выбывают из игры или подвергаются каким-тошуточным наказаниям (например, сказать тост имениннику или помочь накрыть настол).
«ЦаревнаНесмеяна»
Цель: формированиеэлементов самоконтроля.
Всем знакомыжалобы детей на то, что кто-то другой мешает им сосредоточиться и смешит их. Вданной игре им придется преодолеть именно это досадное обстоятельство.
Вспомнитетакой мультипликационный персонаж, как царевна Несмеяна. Развеселить ее былопрактически нереально, она ни на кого не обращала внимания и лила слезы день иночь. Сейчас ребенок будет такой царевной. Плакать, конечно, не стоит, носмеяться ему строго-настрого запрещается (иначе какая же это Несмеяна?). В томже мультике, как известно, был обеспокоенный отец, обещавший царевну в жены иполцарства в придачу тому, кто ее развеселит. Такими потенциальными женихами,охочими до царской казны, могут выступать другие дети. Они окружают царевну(которую может играть как мальчик, так и девочка) и пытаются всеми силамизаставить ее улыбнуться. Тот, кто в этом деле окажется успешным настолько, чтовызовет у Несмеяны широкую улыбку (видны будут зубы), считается выигравшим этотконкурс женихов. В следующем туре этот человек меняется с царевной местами.
Примечание.Лучше устанавливать некоторые ограничения среди «женихов» (они неимеют права дотрагиваться до царевны) и для Несмеяны (она не должнаотворачиваться или закрывать глаза или уши).
4. Коммуникативныеигры
«Сиамскиеблизнецы»
Цель: развитиеконцентрации внимания, сплочение группы.
Спросите уребенка, знает ли он, кто такие сиамские близнецы. Если он об этом не слышал,расскажите ему, что очень редко, но все же случается, что рождаются сразу непросто два ребенка, а дети, сросшиеся между собой. Чтобы воображение ребенка ненарисовало ему ужасную картину на эту тему, утешьте его, что современнаямедицина способна их разделить и они живут, как и все остальные. Но в древниевремена врачи еще не умели делать такие операции. Поэтому сиамские близнецыжили всю жизнь не только душа в душу, но и имея почти общее тело. Узнайтемнение ребенка, трудно ли так жить. В каких ситуациях им нужно было проявлятьсогласованность в совместных действиях?
После тогокак эмоциональное отношение к проблеме высказано, переходите к делу. Скажитеребенку, что наверняка такие братья или сестры становились просто гениямиобщения, ведь чтобы сделать хоть что-нибудь, им приходилось все согласовывать иподстраиваться друг под друга. Поэтому вы сейчас поиграете в сиамскихблизнецов, чтобы научиться хорошо общаться.
Возьмитетонкий шарф или платок и свяжите им руки детей, стоящих рядом друг с другомлицом к вам. Оставьте свободными кисти рук, детям они понадобятся. Теперьрасскажите игрокам, что им предстоит нарисовать общий рисунок на одном листебумаги. Рисовать можно только той рукой, которая привязана к партнеру. Дайтедетям карандаши или фломастеры разного цвета, по одному в несвободную руку.Тему рисунка задайте сами или предложите выбрать детям.
Предупредитеиграющих, что жюри (то есть вы или другие взрослые) будет оценивать не толькокачество полученной картины, но и течение самой работы: были ли споры иконфликты между игроками, одинаковое ли участие они принимали в работе (что легкооценить по количеству на картинке цвета, которым рисовал ребенок), обсуждали лидети сюжет рисунка, порядок рисования и т. д.
Примечание.После того как рисунок будет закончен, обсудите с художниками, трудно ли имбыло работать и понравилось ли им создавать картину вместе. Можно ненавязчивоостановиться на ошибках в сотрудничестве, допущенных детьми. Однако не забудьтеперед этим отметить положительные стороны их общения.
«Чужимиглазами»
Цель:развитие сотрудничества между детьми, выработка терпения и внимания, развитиекоммуникативных навыков.
В этой игредети тоже должны создать общую картину. Но при этом их сотрудничество не будетравным, как в предыдущей игре.
Одномуребенку завязывают глаза, он будет художником. Второй игрок станет его глазами.Задайте детям тему для рисования. Проводить линии на рисунке имеет право толькоребенок с завязанными глазами. Но управлять его движениями с помощью слов будетпартнер. В его задачу входит руководство руками художника, причем дотрагиватьсядо «мастера» ему запрещается. Соответственно к обоим игрокампредъявляются довольно высокие требования, один из них должен быть терпеливым ивнимательным, стараться понять и правильно выполнить инструкции, а второй — уметь четко выражать свои мысли, делать их понятными для другого,контролировать свои действия, избегая выполнения задания за партнера, дажекогда он что-то делает неправильно. Поэтому данная игра является непростойиногда и для подростков, особенно если они склонны к импульсивности. Тем неменее, она вызывает у детей живой интерес, и обычно каждый стремится побывать втой и другой роли (по сути — то ведущего, то ведомого) и потом поделитьсявпечатлениями, какая из них давалась ему легче.
Примечание.Закончив рисунок, как и в предыдущей игре, обсудите с детьми не толькополученный результат, но и сам процесс рисования.
«Ожившиеигрушки»
Цель:развитие навыков невербального общения, развитие самоконтроля.
Спросите уребенка, как он думает, что происходит ночью в магазине игрушек. Выслушайте еговерсии и предложите представить, что ночью, когда нет покупателей, игрушкиоживают. Они начинают двигаться, но очень тихо, не говоря ни слова, чтобы неразбудить сторожа. Теперь изобразите сами какую-нибудь игрушку, напримермедвежонка. Пусть ребенок постарается угадать, кто это. Но ответ он должен невыкрикнуть, а записать (или нарисовать) на листке, чтобы шумом не выдатьигрушек. Затем пусть ребенок сам покажет любую игрушку, а вы постараетесьотгадать ее название. Обратите внимание, что вся игра должна проходить вабсолютной тишине. Когда вы почувствуете спад интереса у ребенка, то объявите,что светает. Тогда игрушки должны снова встать на свои места, таким образом,игра будет окончена.
Примечание. Вданной игре ребенок приобретает навыки невербального (без использования речи)общения, а также развивает самоконтроль, ведь когда он догадался, что заигрушку вы изображаете, ему так хочется тут же сказать об этом (а еще лучшекрикнуть), но правила игры не позволяют сделать этого. Когда же он самизображает игрушку, тоже нужно приложить усилия, чтобы не издавать звуков и неподсказывать взрослому.
«Разговорчерез стекло»
Цель:тренировка невербального мышления, фокусирует внимание ребенка на другомчеловеке.
Эта играпохожа на предыдущую, но изображать без слов в ней придется уже не отдельныеслова, а предложения.
Помогитеребенку представить, что он находится на пятом этаже дома. Окна плотно закрыты,звук сквозь них не проникает. Вдруг он видит внизу на улице своегоодноклассника. Тот что-то пытается ему передать и отчаянно жестикулирует. Пустьребенок постарается понять, какую информацию до него пытаются донести. Когда выв роли одноклассника будете пытаться изобразить загаданное вами предложение, томожно использовать не только мимику, жесты и движения, но и подручные средства.Например, если вы хотите передать ученику за стеклом, что уроков сегодня небудет, то можно изобразить это не только радостью, но и делая вид, чтовыкидываете портфель. Если ребенок не может догадаться, что вы показываете, топусть пожмет плечами. Тогда попробуйте показать то же самое каким-то другимспособом. Если же у него готов какой-то ответ, то в данной игре можно егопроизнести вслух. Если ребенок верно отгадал только часть предложения, то высможете повторить правильную часть, а остальную пусть снова отгадывает. Вследующий раз поменяйтесь с ним ролями. Персонажи, пытающиеся что-то вамповедать с земли, тоже могут меняться: представьте и бабушку, и соседку, иучительницу и пр.
Примечание.Таким образом, это игра развивает способность понимать других людей, бытьвнимательным к их различным поведенческим проявлениям.
5. Лечениеи коррекция гиперактивного поведения
После уточнения причин заболевания и выявлениясопутствующих нарушений ставится диагноз с указанием преобладающих отклонений –дефицита внимания, гиперактивности/импульсивности или сочетания этих нарушений.На основе диагностических данных выстраивается индивидуальная схема лечения ипсихолого-педагогической коррекции. Психолог (врач) должен объяснить родителям,что улучшение состояния ребёнка зависит от назначаемого лечения, но взначительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.
«Медикаментозная терапия»
При нарушениях поведения (повышенной двигательнойактивности, агрессии, возбудимости) чаще всего назначают психостимуляторы, реже– антидепрессанты и нейролептики. Психостимуляторы стали применяться длялечения двигательной расторможенности и нарушений внимания с 1937 г. и до сих пор это самые эффективные препараты при этом заболевании: во всех возрастных группах(дети, подростки, взрослые) улучшение наблюдается в 75% случаев. К этой группепрепаратов относятся метилфенидат (коммерческое название риталин),декстроамфетамин (декседрин) и пемолин (цилерт). При их приёме у гиперактивныхдетей улучшается поведение, когнитивные и социальные функции: они становятсяболее внимательными, успешно выполняют задания в классе, у них повышаетсяуспеваемость, улучшаются взаимоотношения с окружающими.
«Поведенческая психотерапия»
Среди психолого-педагогических методов коррекциигиперактивного поведения главная роль отводится поведенческой психотерапии.
Поведенческие программы требуют значительногоумения, взрослым приходится прилагать всю свою фантазию и опыт общения сдетьми, чтобы во время занятий поддерживать мотивацию постоянно отвлекающегосяребёнка. Особенности их нервнойсистемы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам оченьнизок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечаютна малейшую похвалу. Хотя способы вознаграждения и поощрения ребёнка надопостоянно менять.
В разговоре с ребёнком и, особенно, при выдачеему задания, необходимо избегать директивных указаний, желательно повернутьситуацию таким образом, чтобы ребёнок почувствовал: он сделает полезное делодля всей семьи, ему всецело доверяют, на него надеются. При разговоре сребёнком необходимо избегать постоянных одёргиваний типа «сиди спокойно» или«не болтай, когда я с тобой разговариваю» и другие неприятные для него вещи.
«Специальное обучение: за и против»
Если ребенку трудно учиться в обычном классе, топо решению медико-психолого-педагогической комиссии его переводят вспециализированный класс. Гиперактивному ребёнку может помочь обучение в особыхусловиях, соответствующих его способностям. Основные причины плохойуспеваемости при данной патологии – невнимательность и отсутствие должноймотивации и целеустремлённости. Обязательным условием обучения гиперактивныхдетей в коррекционных классах является создание благоприятных условий дляразвития: наполняемость не более 10 человек в классе, обучение по специальнымпрограммам, наличие соответствующих учебников и развивающих материалов,индивидуальные занятия с психологом, логопедом и другими специалистами. Классжелательно изолировать от внешних раздражителей, в нем должно быть минимальноеколичество отвлекающих и стимулирующих предметов (картин, зеркал и т.д.)
«Двигательная активность»
Лечение гиперактивных детей обязательно должновключать физическую реабилитацию. Это специальные упражнения, направленные навосстановление поведенческих реакций, выработку координированных движений спроизвольным расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры. Положительныйэффект физических упражнений, особенно на сердечно-сосудистую и дыхательнуюсистемы организма, хорошо известен всем врачам. Большинство проведённыхэкспериментов показало, что механизм улучшения самочувствия связан с усиленнойпродукцией при длительной мышечной активности особых веществ – эндорфинов,которые благотворно влияют на психическое состояние человека. Особое предпочтениеследует отдавать равномерному длительному бегу, который благоприятно влияет напсихическое состояние, снимает напряжённость, улучшает самочувствие.
«Психотерапия»
Гиперактивность – это заболевание не толькоребенка, но и взрослых, прежде всего матери, которая наиболее часто с нимконтактирует.
Существует множество психотерапевтическихметодик, которые могут принести пользу как матери, так и ребенку. Остановимсяна некоторых из них.
Визуализация – создает условия для восстановленияумственного и физического равновесия;
Медитация – снижает активность симпатическойсистемы, способствует снижению тревожности и расслаблению. При этом замедляютсясердечный ритм и дыхание;
Аутогенная тренировка – способствует снижениюдвигательной расторможенности, эмоциональной возбудимости, улучшают координациюв пространстве, двигательный контроль;
Семейная психотерапия – необходима родителям,которые чувствуют вину за «плохое» воспитание ребенка, и самому ребенку.
Вывод
1. Психофизиологической основой гиперактивногоповедения у ребенка может являться незрелость, несовершенство, нарушения илирасстройства работы мозга (по типу малых мозговых дисфункций). Ведущую роль вформировании таких дисфункций играет патология беременности и/или родов.
2. Социально-психологической факторгиперактивного поведения у ребенка может являться неблагоприятная семейнаяобстановка: воспитание в неполной семье; частые конфликты; низкий уровеньматериальной обеспеченности семьи; низкий уровень образования у родителей.
3. Проявление гиперактивного поведения ребенка,захватывает несколько сфер, среди которых чаще всего встречается разныеварианты сочетания трех симптом: избытка двигательной активности с нарушениемкоординации движения; нарушения эмоционального поведения — быстрая сменанастроения; дефицит внимания.
4. Для лечения и коррекции гиперактивногоповедения применяются: медикаментозная терапия (психостимуляторы); психотерапия(медитация, аутогенная тренировка, семейная психотерапия, поведенческаятерапия); специальное обучение (классы – коррекции)