Реферат по предмету "Педагогика"


Воспитательная функция фольклора

/>Содержание
Введение
1. Значение малых фольклорных форм в жизни детей
2. Проблема взаимодействия танца и фольклора
3. Выявление творческой направленностив танцевальной деятельности детей
3.1 Сравнительное исследование танцевальной деятельностидетей различных школ
3.2 Создание творческих условий для развития личностиребенка в танцевальной деятельности средствами фольклора
Заключение
Список литературы
/>/>Введение
Традиционное образование,основной целью которого является формирование систематизированных знаний,умений и навыков, не способно создать условий для гармоничного развитияличности. Большое значение в такой ситуации имеет большое значение применениеразличных форм фольклора.
Детский фольклор представляетсобой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мирвзрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально — поэтическихжанров фольклора.
К детскому фольклору каксредству характеристики народа обращались В.И. Даль, Д.К. Зеленин, П. Тихонов,А. Молотилов и многие другие знатоки языка. В.И. Даль в своем сборнике «Пословицырусского народа» значительное место отвел скороговоркам, загадкам, игровымприговорам, считалкам.
К.И. Чуковский собрал богатейшийматериал для изучения детского словотворчества и поэтического творчества детей.Его исследования объединились позднее в книге «От двух до пяти».
В.П. Аникин говорил о том, чтодетский фольклор русского народа чрезвычайно богат и разнообразен. По егомнению, в детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых длядетей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детскоетворчество в собственном смысле этого слова[1].
Танец — это не только физическоепроявление каких-либо физических качеств, не просто показ движений, атворческую фантазию личности, которая может находить яркие и образные сравнения.
Поэтически обостренноевосприятие мира, любовь к родной природе, умение слышать ее голоса, подмечатьсамые неожиданные ее проявления — все это дает крылья творческому воображению
Танцевальных ансамблей и школ унас сейчас много. Среди них мы видим коллективы яркие, своеобразные, активно,по крупицам собирающие и пропагандирующие народное искусство. Но есть и такие,которые похожи один на другой, как близнецы, их репертуар преимущественносостоит из заимствований у других авторов и коллективов.
Цель данной работы — изучитьвлияние фольклора на формирование гармонично развитой, творческой личности.
Задачи:
изучить значение фольклора вжизни детей;
выявить взаимосвязь фольклора итанца;
исследовать творческое развитиедетей в танце.
В качестве базы исследованиябыли использованы:
хореографическая студия при ДДЮТ«Рассвет» (ул. Лесосечная, 4);
хореографический класс школыискусств №29 (ул. Депутатская, 48).
/>/>1. Значение малых фольклорных форм в жизнидетей
Крупнейшим исследователемдетского фольклора был Г.С. Виноградов. Он выделял пять основных разделовдетской народной поэзии:
1) игровой фольклор;
2) потешный фольклор;
3) сатирическая лирика;
4) бытовой фольклор;
5) календарный фольклор.
М.Н. Мельников выделил еще одинраздел — поэзию пестования.
В детском фольклоре находитсяключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детскихтворческих возможностей. Только глубокое и всестороннее знание психологиидетского возраста могло послужить основой для создания произведений народноготворчества.
Поэтика колыбельной песнинаходится в прямой зависимости от ее функции, в тесной связи с ее содержанием,с народной психологией, с народной жизнью. М.Н. Мельников обращает внимание нато, что в первые годы жизни детский организм занят главным образом собственнымсозиданием, поэтому колыбельная песня вызвана необходимостью безболезненногоперевода ребенка из состояния бодрствования в сон, так как спокойный сон — непременное условие быстрого роста и развития[2].
Детские песни поддерживают вдошкольниках интерес к поэтическому слову. Дети любят подражать крику птиц,животных, звучанию музыкальных инструментов, но у них нет еще в запасе слов дляобозначения этого звукового многообразия, поэтому возникает стремление кповторам и звукоподражаниям, что способствует развитию голосового аппарата имузыкального слуха[3].
Начиная с момента рождения, спомощью колыбельной песни детям даются первые представления о богатстве игибкости русского языка. Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей кпознанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии. Дети воспринимаютбогатство звуков, обилие меняющихся картин и явлений, но в их речи еще нетслов, обозначающих эти понятия, отсюда стремление детей к звукоподражаниям. Любовьдетей к повторам удовлетворена почти в каждой потешке.
В последнее время происходитпроникновение в колыбельную поэзию произведений художественной литературы идругих различных жанров фольклора, что может привести к угасанию и разложениюжанра колыбельной песни. Колыбельная песня не в состоянии конкурировать ссовременными литературно — музыкальными произведениями и соответственно неподдерживается бытовой необходимостью.
В поэзии пестования закрепленымногие приемы воспитания. Через колыбельную песню ребенок усваивает первичныйсловарный запас, без которого невозможно познание окружающего мира, развитиемышления. Структура колыбельной песни определяет познавательную и мнемоническуюфункции.
Пестушка закрепила в народномсознании очень важный как для физического развития ребенка, так и для развитиявторой сигнальной системы педагогический прием. В пестушках заложены знания пофизическому воспитанию детей.
Потешка, как было сказано ранее,призвана развеселить, позабавить ребенка, поэтому в ней заложена необходимаяинформация (познавательный материал) для этого. «Изучая народноетворчество для детей, — писала Э.С. Литвин, — можно убедиться, с какойтонкостью здесь учтены и закреплены в образе и слове общенародные наблюдениянад психологией детства. Потребность ребенка в смехе, веселье, юморе, его ранопробуждающийся интерес к животному миру… — все эти черты детской психики нашлисвое отражение в отборе тем, образов, языкового материала»[4].
Потешки не только готовятребенка к игре, раскрывают перед ним эстетическую суть игры, но и воспитываютэстетические потребности, которые можно удовлетворить только в игре. Такимобразом, появилась прибаутка, как игра взрослых с детьми на уровне слов,понятий.
«Рассматривая жанр какфункцию, выраженную в художественной структуре — писал М.Н. Мельников, — представляетсяцелесообразным выделить по совокупности признаков следующие жанры поэзиипестования: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки»[5].
Пестушки — приговоры,первые сознательные движения ребенка, часто — своеобразная зарядка сприговорами. Произведения этой группы имеют строго определенную бытовую функцию:они являются сводом приемов физического воспитания, разработанных народнойпедагогикой.
Содержание пестушек конкретно икасается только вопросов физического воспитания, только тех действий, которыепроизводятся и их ожидаемых результатов. Некоторые пестушки, усложняясь, развиваяигровое начало, переходят в жанр потешек.
Потешки — это песенки — приговорки,сопровождающие особые забавы взрослых с детьми, в которых используютсяразличные части тела ребенка и взрослого. Изучение потешек вне игры невозможно.
М.Н. Мельников пишет: «Припомощи потешек у детей вырабатывается потребность в игре, которая скоро станетнезаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного иэстетического воспитания»[6].
В дальнейшем развитии потешкисменяются прибаутками.
Существует несколько определений.В.П. Аникин определял прибаутки как «маленькие сказочки в стихах»[7].
М. Мещерякова говорит, что«прибаутки — сюжетные развлекательные песенки, не связанные с игрой»[8],а М.Н. Мельников считает, что «прибаутка — смешной небольшой рассказ илисмешное выражение, придающее речи юмористический оттенок».
Прибаутки имеют эстетическуюфункцию: яркая образность, богатство аллитераций, рифмованность произведений. Обилиефантастического материала, небыличных элементов способствуют развитиювоображения детей. Художественная структура прибауток дает ребенку обширнуюсумму знаний, обеспечивает их прочное запоминание, ведет к пониманиюпричинно-следственных связей.
Значение поэзии пестования дляразвития и воспитания ребенка трудно переоценить. М.Н. Мельников считает, что«в жанрах поэзии пестования, при строгом учете физических, физиологическихи психических возможностей и потребностей ребенка в каждый возрастной период,сконцентрирован необходимый для поддержания прогрессирующего потока нервныхимпульсов, веками отобранный, эмоционально действенный и тщательно выверенныйматериал, закреплены формы его введения и приемы дозирования»[9].
Все остальные виды малыхфольклорных форм предназначены для детей не только младенческого и раннего дошкольноговозраста, но и их значение для развития и воспитания детей огромно.
К потешному фольклору относятсяпроизведения детской устной поэзии, назначение которых повеселить и позабавитьсебя и сверстников. Это поддевки, скороговорки, загадки, небылицы — перевертыши, словесные игры, молчанки.
Словесная игра отличаетсяот спортивной и драматической тем, что почти не имеет или совсем не имеетникакого действия, движения, а весь интерес выражен в слове.
М.Н. Мельников отмечал, что длясловесных игр характерны интонационно — мимические компоненты игры, с помощьюкоторых удается создать эмоционально — приподнятое состояние, опоэтизироватьпрозаический текст[10].
Молчанки имеют ряд специфическихчерт, присущих только этим произведениям. Они обычно представляют собойрифмованное стихотворение и содержат в форме заклинания уговор молчать.
Похожей на молчанку, детскойигрой является голосянка. В голосянке основной целью является, как можнодольше тянуть гласный звук.
Игровой фольклор включает в себяразнообразные игры (с игровыми припевами, с игровыми приговорами, безпоэтически организованного текста, игры — импровизации), жеребьевые сговорки исчиталки.
Мы не будем останавливаться наиграх, но рассмотрим то, что предшествует играм — это сговорки и считалки.
Термин "жеребьеваясговорка" указывает на характер действия — сговорку, и на цель — жеребьевку. Она представляет собой двучленную загадку, в которой образысопоставляются или противопоставляются. М.Н. Мельников обращает внимание на то,что язык жеребьевых сговорок богат красочными эпитетами, сравнениями,метафорами, что даже при потере рифмы не делает речь прозаической[11].
Считалка — рифмованныйстишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнутострогим соблюдением ритма[12].
При помощи считалок детираспределяют роли для игры или устанавливают очередь для начала игры. В.П. Аникинвыделял две главные особенности считалок:
в основе большинства считалоклежит счет;
считалки поражают нагромождениембессмысленных слов.
Г.С. Виноградов, рассматриваявозможные способы классификации, приходит к выводу, что «едва ли не единственнымтвердым основанием классификации остается словарный состав описываемыхпроизведений».
Таким образом, он выделил тригруппы считалок:
считалки — числовки, содержащиесчетные слова;
заумные считалки, состоящиецеликом или частично из зауми;
3) считалки — заменки, несодержащие в себе ни счетных, ни заумных слов.
М.Н. Мельников классифицировалсчиталки по признаку единства поэтики, в первую очередь композиции:
1) заумные считалки, в основекомпозиционного построения которых лежит звуко-ритмический принцип;
2) сюжетные считалки, которыеимеют повествовательное или драматическое развитие сюжета;
3) кумулятивные считалки имеютнакопление, объединение образов без видимой логической необходимости.
В наши дни считалки остаютсявесьма популярными, обогащается их содержание, совершенствуется поэтика.
Загадки — иносказательноеизображение какого — либо предмета или явления, замысловатое описание которогонадо разгадать[13].Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи толькозагадываемому предмету. Она основана на сходстве и отрицании сходства междупредметами.
Предлагая детям загадки,взрослый учит не только узнавать по существенным признакам тот или инойпредмет, но одновременно использует его наименование в качестве упражнений дляразвития фонематического восприятия: умение слышать определенный звук в слове — отгадке, отличать от другого звука, близкого по произношению и звучанию. Отгадываниезагадок развивает сообразительность, наблюдательность. Дети любят не толькоотгадывать и загадывать известные им загадки, но и придумывать свои. Умениепридумывать свои загадки (охарактеризовать предмет, поставить подразумевающийсявопрос, найти соответствующее определение к предмету) развивает логическоемышление и речь.
Бытовым в широком смысле этогослова являются все жанры детского фольклора, так как они теснейшим образомсвязаны с детским бытом. Но так как мы придерживаемся классификации пофункциональному признаку, то к бытовому фольклору можно отнести те жанры, длякоторых характерна многофункциональность. Это детские народные песни, закличкии приговорки, прозвища и дразнилки, детские сказки и страшилки.
Заклички — это обращениев стихотворной форме к различным явлениям природы. Приговорки — стихотворные обращения к живым существам.
М.Н. Мельников относит закличкии приговорки к бытовому фольклору, а Г.С. Виноградов и В.П. Аникин объединялиих в календарный детский фольклор, объясняя это тем, что заклички и приговоркиимеют связь с определенным временем года, погодой, праздниками.
Традиция давать прозвищаунаследована детьми от взрослых, но они пошли дальше: создали рифмованныепрозвища, которые дали начало дразнилкам. Прозвища прикрепляются к какому — либо лицу в качестве устойчивого эпитета. Дразнилки применяются только кслучаю и не закрепляются за отдельным лицом.
Г.С. Виноградов относил прозвищаи дразнилки к детской сатирической лирике, так как этим термином он объединялвсе коммуникативно-речевые виды детского фольклора.
Прозвища и дразнилки бытуют всреде дошкольников и младших школьников. М.Н. Мельников отмечает: «Эстетическаяи нравоучительная ценность дразнилок весьма сомнительна»[14].
Детские народные песенкичрезвычайно разнообразны по своему содержанию, по композиции, по музыкальномустрою и характеру исполнения.
О.И. Капица выделяет триосновных группы:
1) песни, заимствованные увзрослых и переработанные детьми в соответствии со своими вкусами и интересами;
2) песни — осколки, обрывкипесен взрослых;
3) песни, целиком, без измененийпришедшие от взрослых к детям.
М.Н. Мельников в основу своейклассификации положил опять же композиционный признак, поэтому он выделиличетыре основные группы:
1) песни диалогические;
2) песни кумулятивные;
3) песни с припевом;
4) песни — перегудки[15].
В последние годы в детский песенныйрепертуар все интенсивней проникают произведения художественной литературы. Большоераспространение получили песенки, созданные под воздействием сказок.
О.И. Капица к детским сказкамотносила те сказки, которые «рассказываются взрослыми детям, которыеусваиваются детьми и которые они уже сами передают друг другу».
М.Н. Мельников считал, что вдетских сказках можно выделить три группы произведений:
1) сказки взрослых для детей;
2) ассимилированные детьмисказки взрослых;
3) сказочные импровизации детей.
Сказки умело использовалисьнародной педагогикой. Для каждого возраста имелись свои сказки. Сказки длямаленьких развивают фантазию детей, несут определенную дозу информации. Свозрастом объем информации увеличивается. При помощи сказок детям даются основынравственности, они знакомятся с законами, обычаями, взаимоотношениями.
Для детей характерно образноемышление и, чтобы воображение ребенка нарисовало яркую, красочную картину, нетребуется подробного описания предмета, его образа действия, достаточно намека.М.Н. Мельников считает, что именно этим предопределен язык страшилок: «Фантастикадля ребенка — средство познания окружающего мира: встреча с необычным,таинственным, страшным помогает формировать умение анализировать исинтезировать воспринятое органами чувств, сохранять в любой обстановке ясностьума, самообладание, способность действовать».
Л.С. Выготский говорил о том,что «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости отбогатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опытпредставляет материал, из которого создаются построения фантазии»[16].
Огромное педагогическое значениеимеют словесные игры. Играющие должны уметь подчинять эмоции рассудку (воспитаниеволи), в любой критической ситуации помнить запреты (мнемоническая заданность),научиться быстро формулировать свои мысли, уметь создавать речевые ловушки иумело обходить словесные западни, что требует гибкости ума, быстроты речевойреакции.
При всем разнообразии словесныхигр и видимой бытовой функции — позабавить себя и своих товарищей, на первыйплан выдвигаются их педагогические функции: познавательная, коммуникативно-речевая,нравоучительная, мнемоническая, эстетическая. Немаловажным фактором в системеэстетического воспитания являются игры — молчанки. Они вырабатывают в детяхценные волевые качества: умение управлять своими эмоциями.
Если жанры поэзии пестования ребеноквоспринимает до известной степени пассивно, то жанры бытового и потешногофольклора способствуют активному развитию логического мышления. Отсюда, задачаперевертышей — активизировать рассудочную деятельность ребенка, дать обильныйматериал, требующий анализа, систематизации в соответствии с логикойестественных связей. М.Н. Мельников отмечает, что «народная педагогикаобрела эффективное средство стимулирования познавательной деятельности детей»[17].
Педагогическую ценность загадокисследователи видели в том, что они направляют внимание ребенка на предметы иявления, их признаки, побуждают глубже вникать в смысл словесных обозначенийэтих признаков, повышают способность и определенность мышления и воображения. Каждаяновая загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство собственногодостоинства, является очередной ступенькой в развитии его мышления.
Ребенок живет больше чувствами,чем разумом, а это, в свою очередь, эмоционально окрашивает все, с чем онсоприкасается. Это является важным фактором в развитии эстетического чувстваребенка.
Считалка способствует выработкетаких необходимых качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувствотоварищества (этическая функция), доставляет наслаждение, вырабатывает чувстворитма, необходимое в песне, в танце (эстетическая функция). Как было сказановыше, считалка несет эстетическую и этическую функцию, а вместе с играми,прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитиюдетей.
Считалки способствуютформированию мировоззрения детей и полнее других жанров отражают процесс егостановления. В наши дни считалки остаются весьма популярными, они являютсябогатым и развивающим жанром детского фольклора.
Из всего многообразия жанров иформ детского устного народного творчества считалки по силе эстетическоговоздействия на детей, по своей распространенности, по количеству произведенийне знают себе равных. Большее или меньшее количество считалок знает каждыйребенок. Их этическая и эстетическая функция не вызывает сомнения. «Вбольшинстве своем дети владеют искусством скандовки, — пишет М.Н. Мельников, — особымродом декламации с обязательным выделением каждой стопы ударением»[18].
Словесные игры, поддевки,скороговорки и некоторые другие малые формы фольклора имеют эстетическуюфункцию, которая далеко не всегда становится ведущей, но в любом случае именноэстетическая природа данных жанров предопределяла интерес к ним детейопределенных возрастных групп, способствовала развитию мыслительнойдеятельности и памяти, установлению ассоциативных связей между рассудком ичувствами ребенка.
Художественная структура малыхфольклорных форм стала универсальным средством педагогического воздействия надетей, побуждающим и одновременно исключающим принуждение, хорошоприспособленным к чувственной натуре ребенка, инструментом умственного развитияи нравственного воспитания детей.
А.П. Илькова справедливоуказывает: «Краткие, емкие по смыслу изречения соединяют в себекультурно-историческое и языковое богатство фольклорного наследия, способствуютприобщению детей к ценностным ориентирам духовной культуры, которая выражаетсяв малой фольклорной форме»[19].
Каждый из этих жанров имеет своюоригинальную систему поэтических средств, свою форму воздействия на детей, своеопределенное бытовое значение.
Народное поэтическое творчество — величайшее достояние национальной культуры каждого народа. «Высокоехудожественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольноговозраста сделали фольклор важным средством воспитания и обучения»[20].
/>2. Проблемавзаимодействия танца и фольклора
Хореография — искусство танца. Вэто понятие входят народные, бытовые танцы, классический балет.
Как и другие виды искусства,хореография отражает социальные процессы, взаимоотношения людей. Специфика еесостоит в том, что чувства, переживания человека она передает в пластическойобразно-художественной форме.
Хореография родилась на заречеловечества. Еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшиетрудовые процессы, танцы магического характера, ритуальные, воинственные. В нихпервобытный человек обращается к силам природы.
Дошедшие до нас танцы прежнихвремен рассказывают о жизни, быте и нравах различных народов.
С изменением социального строя,условий жизни людей менялись характер и тематика искусства, в том числе инародной хореографии.
Русский народ танцевал снезапамятных времен. Плавные, торжественные хороводы славили явления природы,олицетворением которых были Ярило и другие языческие божества. Раздольная,свободная русская пляска, изобиловавшая замысловатыми коленцами, родилась изсамого характера русского народа. Из нее возникли пляски первых российскихпрофессиональных актеров-скоморохов[21].
Еще в XVIII веке передовыедеятели искусства того времени, а позднее, в XIX веке, великие представителирусской культуры А.С. Пушкин, В.Г. Белинский, Н.В. Гоголь понимали танец какискусство содержательное, реалистически выразительное, способное воплощатьсерьезные мысли. Где, как не в песне и танце, выражаются душа народа, егосамобытность.
Танец передает мысли, чувства ипереживания человека в своеобразной для каждого народа национальной форме. Этаформа рождается конкретным содержанием, на которое накладывают свой отпечатокполитические, экономические и географические условия жизни в той или инойстране. Так, у каждого народа складывается свой стиль танца, отражающийособенности определенной эпохи.
Танец является одним из наиболеедревних видов искусства. Он возник в недрах народного творчества и живет внароде.
Н.В. Гоголь писал: «Посмотрите,народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так, какшвейцарец… русский не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одногои того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, какмалороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танецговорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другогоспокойный; у одного напряженный, тяжелый. У другого легкий, воздушный. Откудародилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизнии образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту жегордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воляи поэтическое самозабвение отражается в танцах; народ климата пламенногооставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность»[22].
И географическое положение, иобраз жизни влияют на танец, на его содержание и характер исполнения. Задачейпедагога является, глубоко изучив и прочувствовав подлинно народный танец,воссоздать его на сцене, обогатить своей творческой фантазией, учитывая законысцены и композиции.
Система дополнительногообразования, при правильной ее организации и ценностном подходе к проблемевоспитания имеет огромный потенциал для создания той благотворной почвы, техусловий, которые необходимы для свободного творчества растущей личности. Посещениедетьми различных студий, школ танцев и домов творчества определяется попринципу добровольности, поэтому необходимо создать такую атмосферу, чтобы уребенка появилось желание приходить снова и снова.
Формирование личности ребенка — это, прежде всего, формирование его характера. Типические, закрепленные вхарактере, свойства влияют и на опыт личности, и на ее направленность, и наповедение человека в целом[23].Развитие характера протекает в непосредственной зависимости от степенивовлеченности ребенка в ту или иную деятельность. Одним из способов развития уребенка таких качеств как активность, дисциплинированность, самостоятельность,внутренняя свобода и уверенность в себе являются занятия в различных спортивныхи танцевальных студиях.
Для того чтобы ребенок имелвозможность эффективно самореализоваться, добиться цели он должен быть вовлеченв деятельность, значимую для него. Для того чтобы поднять ребенка на новыйуровень произвольности, необходимо, опираясь на его эмоциональное отношение,интересы, желания найти такое средство, которое станет побудителем собственнойактивности ребенка, и будет мотивировать его действия, связанные с расширениемзнаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматьсясамостоятельной творческой деятельностью. Именно таким стимулом и являетсяфольклор.
В психологии давно ужеустановилась близость, и даже синонимичность понятий «личности»,«свободы» и «творчества». Э.В. Ильенков писал: «Свободыне в обывательском смысле, в смысле упрямого стремления делать то, что „мнежелается“, а в смысле развитой способности преодоления препятствия,казалось бы, непреодолимые, преодолевать их легко, изящно, артистично, а значит,в способности каждый раз действовать не только согласно уже известным эталонам,стереотипам, алгоритмам, но и каждый раз индивидуально варьировать всеобщиеспособы действия применительно к индивидуально-неповторимым ситуациям,особенностям материала»[24].
Личность есть только там, гдеесть свобода и творчество. Это — важнейшее требование к условиям ееформирования.
Ростислав Захаров писал: «Педагог-наставник,обучая танцу, тренируя тело ученика, формирует и его взгляды, его духовныйоблик, его внутренний мир, его позиции и не только в искусстве, а и в жизни. Ведьв искусстве отражается жизнь, и поэтому, беседуя о нем с молодежью, нельзя неговорить при этом об окружающей нас жизни. Личность человека, как известно,складывается из его субъективного отражения объективной действительности. Каждыйчеловек может выбирать из этой действительности то, что он захочет. Одни — оптимисты,другие — пессимисты. Оптимисты видят мир в более позитивных красках. Каковапсихика художника, такое и отражение найдет в его искусстве действительность: вжизнеутверждающем, оптимистическом звучании и унылом, беспросветном. Психическийсклад художника, его мировоззрение — вот что определяет акт рождения искусства»[25].
Недаром существуют такиепонятия, как концепция и композиция. Так вот, концепция — это есть то, чтосформировано мыслью, разумом, психикой человека, это внутренняя форма будущегопроизведения и является своего рода программой будущей внешней формы — композиции.
Композиция же — это то, что ужесочинено, будь то музыка, драма, опера или балет. И вот бывает так, чтоконцепция, может, и очень хороша, но не хватило таланта, в композиции это неполучилось.
Бывает и иначе: композицияпревосходна, а концепция оказалась с гнилым зернышком. На первый взгляд неразберешься: вроде бы все красиво, все нравится, и аплодируем, а чему,спрашивается, красивости танца, технике исполнения? Вот поэтому необходимообратить внимание учеников, прежде всего на идею, которая лежит в основекаждого танца, и сделать это возможно с использованием фольклора, так какименно различные формы фольклора ближе всего детям. От общей культуры и знанийпедагога во многом зависит мировоззрение, моральные и эстетические принципы егоучеников.
/>3. Выявлениетворческой направленности в танцевальной деятельности детей
 3.1 Сравнительное исследованиетанцевальной деятельности детей различных школ
Исследование было проведено вформе наблюдения за танцевальной деятельностью детей в хореографической студиипри ДДЮТ «Рассвет» и в школе искусств №29. В качестве объектаисследования были выбраны дети второго года обучения технике «джаз-модерн»в возрасте 5 — 6 лет.
Программа обучения предполагает2 занятия в неделю по 1,5 часа.
Наблюдение проводилось с цельювыявления творчества у детей на занятиях оп хореографии. В общей сложности былопросмотрено 24 занятия.
По итогам наблюдения в хореографическойстудии при ДДЮТ «Рассвет» можно отметить, что форма построениязанятий и их содержание практически не оставляют свободы для творческойсамореализации детей. Занятия построены однотипно, и обучение носиттрадиционный характер.
Содержание обучение — работа надтехникой, разучивание танцевальных комбинаций.
Метод обучения — репродуктивный(показ — повтор).
Структура построения занятия:
разминка аэробического типа;
изучение технических элементовтанца — показ движений педагогом, повторение учениками;
разучивание танцевальныхпоследовательностей, предложенных педагогом;
самостоятельное воспроизведениеразученного материала.
Таким образом, наблюдениепозволило сделать следующие выводы:
деятельность учеников на занятииносит репродуктивный характер и заключается в механическом запоминаниипредложенного материала с последующим его воспроизведением;
ориентация обучения — нанакопление технических знаний, умений и навыков посредством информативнойпередачи, практического закрепления и воспроизведения;
преобладание коллективных (фронтальных)форм обучения, т.е. приоритет коллективного результата по отношению киндивидуальным возможностям личности обучаемых;
ученик является объектомобучения, его инициативность и творчество остается невостребованным;
внимание детей большую частьвремени сосредоточено во вне (на педагоге), а не на внутренних ощущениях иосознании собственного тела и движений.
В результате идет механическоезаучивание без понимания природы и смысла движений. Непластичность проявляется:
в изменении напряжения приповышенном старании правильно выполнять задания;
в движениях детей не хватаетсвободы и естественности, они слишком озабочены проявлением внешней формы;
в низком уровне осознанностидвижений и скованности при взаимодействии;
в плохой концентрации и высокойотвлекаемости детей, плохой ориентации в пространстве.
Наблюдение занятий детей школыискусств №29 позволило отметить следующее. Воспитание и развитие втанцевальном творчестве происходит с учетом многогранности танца сиспользованием различных игровых приемов, которые позволяют разнообразитьструктуру и содержание занятия.
Структура занятия:
разминка с использованиемразличного фольклорного творчества, как правило, прибауток и скороговорок;
изучение технических элементовтанца с использованием игровых приемов;
разучивание танцевальныхпоследовательностей;
игровые моменты;
самостоятельный поиск движений.
Введение игровых форм сэлементами фольклора и собственно игр в процесс обучения танцевальномутворчеству позволяет создать ту мотивационную базу, без которой такоетворчество невозможно.
Актуальность и целесообразностьширокого использования народных игр в рамках личностного развития обусловленатем, что игра полифункциональна по своей природе, за счет чего она выполняетнесколько функций.
Усвоение навыков восприятиямузыки и выразительного движения детьми школы искусств происходит в процессеразучивания игр, хороводов, плясок, упражнений. Общее в методике разучиваниямузыкально-ритмических движений всех видов заключается в стремлении педагогазаинтересовать ими детей, привлечь внимание к звучанию музыки, научитьоткликаться на ее образы соответствующим движением. Этому способствуетвыразительное исполнение, образный показ движений, яркие, точные пояснения,применение детьми самостоятельных способов действий.
Различия в методикеобусловливаются тем, что ритмические движения разных видов отличаются построением,объемом и характером. Так, разучивание сюжетной музыкальной игры всегда связанос раскрытием музыкально-поэтического образа с рассказом о действиях персонажей.Если, например, начало объясняется детям педагогом, то характерные движенияпляшущих персонажей дети ищут сами, прислушиваясь к музыке и литературномутексту (если он есть).
В несюжетных музыкальных играхдвижения чаще всего определены. Эти игры разучивают, используя показ иобъяснение. Однако, несмотря на зафиксированность некоторых движений, такиеигры разучиваются и по-другому. Прежде всего, дети должны почувствовать общеенастроение, характер музыки. Далее важно, чтобы ребенок узнал построение, формупроизведения. Обычно движение меняется в соответствии с частями, музыкальнымипредложениями и фразами. Различение происходит чаще всего в игровой форме: детидвижениями (хлопки, притопывание, помахивание, повороты кистей, подъем иопускание рук и ног) отмечают смену частей и фраз. Педагог предлагает импридумать, как можно двигаться под музыку, попробовать варианты движений. Приподобной методике дети не просто заучивают последовательность движений, но иусваивают навыки активного восприятия музыки, способы самостоятельных действий.
Разучивание танцев происходиттем же путем. Но если в танце есть незнакомые детям танцевальные движения илиэлементы, то они разучиваются при показе педагога.
Дети любят выполнять творческиезадания: они сами ищут способы выражения игрового образа, придумывают,комбинируют танцевальные движения. Педагог школы искусств дает детямвозможность проявить свое творчество в движениях, инсценировках песен.
Итак, после наблюдения различныхзанятий в хореографической студии и школе искусств можно выделить следующее:
форма организации танцевальнойдеятельности в хореографической студии, направленная на формированиетехнических навыков не способна обеспечить гармоничного развития ребенка и неразвивает его творческие способности; для того, чтобы танцевальная деятельностьстала развивающей и творческой, необходимо обогатить ее продуктивными иигровыми формами деятельности с использованием различных фольклорных видов;
танцевальная деятельность детейв школе искусств направлена, в первую очередь, на осознание детьми своговнутреннего мира, на формирование творческой и гармоничной личности; нелишнебудет обратить внимание, что использование различных малых форм фольклорапомогает детям в этом, так как именно эти произведения способны детейсопереживать, радоваться и испытывать другие чувства.
 3.2 Создание творческих условий дляразвития личности ребенка в танцевальной деятельности средствами фольклора
Используя неисчерпаемыевозможности пластики человеческого тела, хореография на протяжении многих вековшлифовала и разрабатывала выразительные танцевальные движения. В результатеэтого сложного процесса возникла система собственно хореографических движений,особый художественно-выразительный язык пластики, составляющий созидательныйматериал танцевальной образности. Отбирая из неисчерпаемого источника, какимявляется народное танцевальное творчество, характерные выразительные движения,хореография их по-новому пластически осмысливает, поэтически обобщает, придаетим необходимую многозначность и широту выражения. Выразительные движения леглив основу классического танца, отличительные черты которого призваны выражатьстрастный человеческий порыв, активную устремленность в неизведанное,возвышенность, одухотворенность. Такой танец оказался способным породить «душойисполненный полет», в котором на основе отточенной танцевальной техникивоедино слиты воля, эмоция и страсть[26].
В хореографии, как и в любомискусстве, нет художественных приемов, хороших и годных на все времена. Художественныйприем, естественно и органично вошедший в общую танцевальную палитру, служитраскрытию выразительной природы танцевальной образности. Современностьхореографического искусства — это, прежде всего современность егохореографического образного мышления, в котором изобразительность ивыразительность всегда существуют в единстве.
Хореографическая образность,решения в них средствами классического танца, получает оригинально-яркуюнациональную характерность, а это, в свою очередь, неизмеримо раздвигаетгоризонты выразительности танцевальной лексики.
Достижение этих целей невозможнобез комплексного подхода к процессу воспитания личности ребенка в танце и безосознания специальных творческих условий обучающей среды.
Для достижения такойдеятельности необходимо:
1. Глубокое знание физических ипсихических особенностей данного возраста и организация обучения с учетомосновных физических, интеллектуальных, личностных, социальных и творческихпотребностей детей.
2. Высокий уровень развитияличностных и профессиональных качеств педагога; способность педагога создаватьблагоприятный психологический климат на занятиях; способность быть авторитетомдля детей и достойным примером для подражания.
3. Знание законов гармоничногоразвития личности, согласно которым:
духовное развитие невозможно безразвития телесного,
семантика тела является ключом кбессознательному,
развиваядвигательно-координационные способности ребенка, развивается его сознание,
освоение техники движенияпозволяет расширить границы сознания, снять страх перед коммуникацией,увеличить доверие к себе и окружающим.
4. Грамотное соотношениепродуктивной и репродуктивной деятельности в процессе обучения детей танцу; приоритетотдается занятиям творческого содержания, на которых ребенок должен сам находитьправильные движения: овладение техникой в данном возрасте находится вподчиненном положении.
5. Важность индивидуальногоподхода, так как у одних детей может преобладать уровень развития творческихспособностей над уровнем техники, у других — наоборот; исходя из учета тех илииных особенностей ребенка, необходимо развивать именно то, чего недостает.
6. Активная позиция обучаемогоявляется необходимым условием развития личностных и креативных способностей, тоесть научить творчеству и импровизации нельзя, но им можно научиться; заинтересованностьобучаемого и вовлеченность его в процесс во многом определяет успех обучения.
7. Использование в процессеобучения разнообразных техник, методов и приемов способствует гармонизацииэтого процесса; помимо использования репродуктивных методов обучения — словесных, наглядных, практических — распространенных в традиционных школахтанца и основанных на показе и повторении, необходимо использовать продуктивныеметоды — поисковый, исследовательский, свободное творчество, а также игровойметод, как в репродуктивной, так и в творческой части занятия.
8. Использование разнообразныхформ работы детей на занятии, чередование таких форм деятельности, как:
самостоятельная работа испециально организованная;
коллективная и индивидуальнаядеятельность.
9. При оценке развитиятехнических способностей важно оценивать каждого ученика не в сравнении сдругими, а оценивать его рост относительно его прежних результатов.
10. При оценке творческойдеятельности детей необходимо поощрять самобытность, проявлениеиндивидуальности, свободу самовыражения, приветствовать нестандартные подходы крешению творческих задач.
Состоявшаяся творческая личность- это результат и природной одаренности, и благоприятных социальныхобстоятельств, и сознательной ориентации на самовоспитание, предполагающейсобственные усилия и труд. Лишь слитность этих факторов дает шанс человекусостояться как творческой личности.
Таким образом, для сознанияусловий полноценного творческого развития ребенка в танце, необходима работапедагога на трех уровнях:
техника;
творчество;
система ценностей.
1 уровень — развитие техники:
развитие физических данных — гибкости, силы, формы, выносливости и т.д.;
освоение «языка танца»через обучение разнообразным техникам — модерн, джаз, классический танец,народный танец, контактная импровизация и т.д.
При работе на этом уровне задачапедагога — научить ребенка точным движениям и точному восприятию через передачуопыта и целенаправленного обучения. Задачи этого уровня решаются на уроках хореографии,где ребенок имеет возможность расширить технический арсенал своих движений,улучшить свои технические параметры.
2 уровень — развитие творческихспособностей включает:
творческое исследование своеготела и его возможностей, поиск своей индивидуальной пластики;
поиск новых выразительныхспособов движения и способов перемещения в пространстве;
исследование различных способоввзаимодействия в группе, в различных условиях;
формирование умения строитьтворческий замысел и искать возможности его реализации на основе различныхфольклорных произведений;
развитие работы воображения испособности мыслить образами и выражать их в движении.
Задачи этого уровня решаются врамках занятий по импровизации, контактной импровизации, композиции, а также врамках занятий техникой reliz. При работе на втором уровне широко используютсятворческие задания с использованием различных произведений фольклора, гдерезультат заранее неизвестен ни ребенку, ни педагогу. Педагог должен подвестиребенка к самостоятельному исследованию и поиску. Занятия этого уровня требуютот ребенка творческого понимания, его активное включение в общение с самимсобой, с другими, с пространством.
3 уровень — развитие системыценностей — состоит из:
развитие духовной сферы ребенка;
родственное отношение кокружающему;
воспитание свободы иответственности;
воспитание характера имотивационной сферы;
развитие способности ксинергетической коммуникации.
Задачи этого уровня решаются впроцессе открытого и доверительного общения педагога и ребенка. Здесь решающеезначение имеет личность педагога, его человеческие качества. При работе с этимуровнем задачей педагога является создание особого, доверительного,психологического климата в отношениях с детьми и создание специальныхтворческих условий, которые бы стимулировали и закрепляли ценностное отношенийк миру.
Таким образом, обучениетанцевальной деятельности не может отводиться лишь к освоению техники танца,если мы хотим развить действительно творческую личность. Только подчиняясьвторому и третьему уровню, первый становится компонентом творческихспособностей. Определяющим является третий уровень, так как от личностипедагога и качества его общения и взаимодействия с детьми зависит успех работына втором уровне, а без осознанности, которую дает второй уровень, освоениетехники способно принести больше вреда, чем пользы.
/>Заключение
Проведенноепсихолого-педагогическое исследование позволяет сделать следующее заключение.
Художественная структура фольклорныхпроизведений является универсальным средством педагогического воздействия надетей, побуждающим и одновременно исключающим принуждение, хорошоприспособленным к чувственной натуре ребенка, инструментом умственного развитияи нравственного воспитания детей.
Для того чтобы ребенок имелвозможность эффективно творчески самореализоваться, добиться цели он долженбыть вовлечен в деятельность, значимую для него. Фольклор — это именно то, чтоблизко по духу ребенку, и использование фольклорных произведений в различнойдеятельности детей позволяет глубже осознать и прочувствовать то, что нельзявыразить словами или движением.
Проведенное исследованиепозволяет утверждать, что занятия, которые проводились с использованиемпроизведений фольклора, благоприятно влияют на развитие и танцевальнойдеятельности, и на развитие творческих способностей детей.
Танец содержит в себе огромноеколичество возможностей для раскрытия творческих способностей личности, для еедуховного роста, через раскрытие ее природной сущности. Танец — это действенныйспособ гармонизации человеческой личности в процессе творческого развития.
Хореография как способорганизации танцевальной деятельности не может обеспечить полноценноготворческого развития личности занимающихся, так как ориентированна в основномна овладение техникой танца, на внешний результат, на зрелищность. В основе еележит репродуктивная деятельность по воспроизводству заданных движений икомбинаций.
Если целью воспитания являетсяразвитие личности и ее творческих способностей, то эта цель требует пересмотрасуществующей системы организации танцевальной деятельности детей.
Ориентация на продуктивные формыпри организации танцевальной деятельности позволяет создать оптимальные условиядля творческого самовыражения ребенка.
Танцевальная импровизация каквид творческой деятельности содержит в себе все богатство возможностей дляполноценного творческого развития, так как в ее основе лежат такие принципы каксвобода, творчество, индивидуальность, сотрудничество, самовыражение, осознанность,гармония. Танцевальные импровизации одновременно являются исследованием, игройи творчеством, таким образом, она содержит в себе все основные продуктивныеметоды развития личности ребенка.
/>Списоклитературы
1.        Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детскийфольклор. — М.: Просвещение, 1957. — 224с.
2.        Выготский Л.С. Психология. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008с.
3.        Гоголь Н.В. Петербургских записки 1836 года. // Избр. сочинения. — М.: Литература,1985. — Т.2. — 402с.
4.        Детская литература. / Под ред.Е. Е. Зубаревой. — М.: Просвещение, 1985. — 399с.
5.        Захаров Р. Слово о танце. — М.: Молодая гвардия, 1989. — 159с.
6.        Ильенков Э.В. Сочинение танца. — М.: Прогресс, 1997. — 276с.
7.        История русского танца. / Под ред. Аленковской А.А. — М.: Просвещение,1995. — 368с.
8.        Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М.: Педагогика,1982. — Т.1. — 228с.
9.        Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М.: Педагогика,1983. — Т.1. — 392с.
10.     Мельников М.Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1987. — 240с.
11.     Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. — М.: Рольф, 2000. — 224с.
12.     Рождественская В.И., Радина Е. И Основные принципы воспитанияправильного произношения у дошкольников. // Хрестоматия по теории и методикеразвития речи детей дошкольного возраста. — М.: Академия, 1999. — с. — 319-331.
13.     Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М.: Педагогика, 1989. — Т.1. — 488с.
14.     Синицина Е.И. Игры и упражнения со словом. — М.: Юнвес, 2000. — 156с.
15.     Фельденкрайз М. Осознание через движение. — М.: Время, 1994. — 208с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.