Реферат по предмету "Педагогика"


Возникновение и развитие педагогики в России

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
 
Возникновениеи развитие педагогики в России
 

ПЛАН
Введение
1 Определение педагогики
2 Возникновение и развитие педагогики
3 Развитие педагогики в России
4 К.Д. Ушинский – учитель русскихучителей
5 Педагогика сотрудничества впрактике педагогов-новаторов
Вывод
Введение
Педагогика – удивительная и мудрая наука.Она вобрала в себя многовековой опыт обучения и воспитания детей, результатымноголетних научных исследований. Педагогика прошла долгий и сложный путьпоисков истины и превратилась в научно-обоснованную систему знаний, а напрактике – в искусство обучения и воспитания многих поколений человечества.
На каждом этапе исторического развития общества педагогика какнаука отражала состояние образования, обучение и воспитание подрастающегопоколения.
Педагогика развивалась в русле философских знаний о человеке иобществе, но в XVI – XVII вв. она отпочковывается от философии, став самостоятельнойнаукой, означающей науку о законах воспитания, о передаче опыта одногопоколения другому, наукой о процессе воспитания и обучения не только детей, нои взрослых. Общими для философии и педагогики являлись система взглядов на мири место в нем человека, на место человека в обществе. Педагогика как частнаянаука философии сосредоточилась только на проблемах человека, личности иобщества, воспитании, образовании и обучении, идеале воспитания, идеалеличности в обществе.

1 Определение педагогики
Термин педагогика имеет два значения: первое — это областьнаучного знания, наука, второе — область практической деятельности, ремесло,искусство. Педагогом является учитель, ученый, работник управления, менеджер вобразовании. Каждая наука имеет свой предмет — область действительности,которую она исследует. Педагогика изучает воспитание и образование.
Воспитание имеет два значения. Воспитание — это социальноеявление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. Оноосуществляется общественными институтами, организациями, церковью, средствамимассовой информации и культуры, семьей, школой — всем социальным устройством.Воспитание в педагогическом смысле — это специально организованный иуправляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами вучебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.
Образование и обучение являются частью процесса воспитания и тожесоставляют предмет педагогики. Термин формирование употребляется в значении«развитие» и в значении «воспитание». Уточняя предмет педагогики, надо помнить,что изучать значит объяснять, находить законы, по которым протекают процессы.Поэтому предметом педагогики являются закономерности конкретно-историческогопроцесса воспитания — устойчивые, объективные связи между явлениями, на основекоторых строится теория и методика воспитания, педагогическая практика.
2 Возникновение и развитие педагогики
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пластычеловеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детейвоспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наукао воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие,например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всемпризнакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания. Первичныеобобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считатьсятеорией, они лишь истоки, предпосылки последней.
Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей —потребности жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьмазаметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрееили медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитаниеподрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, всоздании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи кжизни.
Уже в наиболее развитых государствах древнего мира — Китае, Индии.Египте, Греции — были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания,вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществеаккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первыепедагогические обобщения.
Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческаяфилософия. Виднейший ее представитель Демокрит (460 — 370 гг. до н.э.) создалобобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив безвнимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокогосмысла: «Природа и воспитание подобны. А именно, воспитание перестраиваетчеловека и, преобразуя, создает природу», «Хорошими людьми становятся больше отупражнения, чем от природы», «Учение вырабатывает прекрасные вещи только наоснове труда». Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслителиСократ (469 — 399 гг. до н.э.), его ученик Платон (427 — 347 п. до н.э.),Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.), в трудах которых глубоко разработаныважнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием еголичности. Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжениивеков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогическойнауки. Своеобразным итогом развития гречески-римской педагогической мысли сталопроизведение «Образование оратора» древнеримского философа и педагога МаркаКвинтилиана (35 — 96 гг.). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой попедагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторическихшколах.
Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшаярешающую роль в духовном и физическим развитии людей. Народ создал оригинальныеи удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания. ВДревней Греции, например, совершеннолетним считался только тот, кто посадил ивырастил хотя бы одно маслиновое дерево. Благодаря этой народной традициистрана была покрыта обильно плодоносящими маслиновыми рощами.
В период средневековья церковь монополизировала духовную жизньобщества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии исхоластики образование во многом потеряло прогрессивную направленность античныхвремен. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципыдогматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. Ихотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы,например Тертуллиан (160 — 222), Августин (354 — 430), Аквинат (1225 — 1274),создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория далеко впередне ушла.
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов,провозгласивших своим лозунгом античное изречение «Я — человек, и ничточеловеческое мне не чуждо». В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466 — 1536), итальянец Витторино де Фельтрэ (1378 — 1446), французы Франсуа Рабле(1494 — 1553) и Мишель Монтень (1533-1592).
Педагогике долго пришлось снимать скромный угол в величественномхраме философии. Только в XVII веке она выделилась в самостоятельную науку,оставаясь тысячами нитей связанной с философией. Педагогика неотделима отфилософии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучаютего бытие и развитие.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в научнуюсистему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592- 1670). Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1654 г.,- одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идейне утратили ни актуальности, ни своего научного значения и сегодня.Предложенные Я.А. Коменским принципы, методы, формы обучения, как, напримерклассно-урочная система, стали основой педагогической теории. «В основеобучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужихнаблюдений и свидетельств о вещах», «Слух необходимо соединять со зрением ислово — с деятельностью руки». Необходимо учить «на основании доказательствпосредством внешних чувств и разума».
В отличие от Я.А. Коменского английский философ и педагог ДжонЛокк (1632 — 1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своемосновном труде «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитаниеджентльмена — человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность сделовыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений.
Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогикевели французские материалисты и просветители XVIII века Д. Дидро (1713 — 1784),К. Гельвеций (1715 — 1771), П. Гольбах (1723 — 1789) и особенно Ж.Ж. Руссо(1712 — 1778). «Вещей! Вещей! — восклицал он. — Я никогда не перестануповторять, что мы придаем слишком много значения словам: с нашим болтливымвоспитанием мы в делаем только болтунов».
Демократические идеи французских просветителей во многомопределили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци(1746 — 1827). «О, любимый народ! — восклицал он. — Я вижу, как ты низко,страшно низко стоишь, и я помогу тебе подняться!» Песталоцци сдержал своеслово, предложив учителям прогрессивную теорию обучения и нравственноговоспитания учащихся.
Иоганн Фридрих Гербарт (1776 — 1841) — крупная, но противоречиваяфигура в истории педагогики. Кроме значительных теоретических обобщений вобласти психологии обучения и дидактики (четырехзвенная модель урока, понятиевоспитывающего обучения, система развивающих упражнений), известен работами,ставшими теоретической базой для введения дискриминационных ограничений вобразовании широких масс трудящихся.
«Ничегоне постоянно, кроме перемены», — учил выдающийся немецкий педагог ФридрихАдольф Вильгельм Дистервег (1790 — 1886), занимавшийся исследованием многихважных проблем, но более всего — изучением противоречий, внутренне присущихвсем педагогическим явлениям.
Вконце XIX — начале XX века интенсивные исследования педагогических проблемначаты в США, куда постепенно смещается центр педагогической мысли. Неотягощенные догмами инициативные покорители Нового Света без предубежденийприступили к исследованиям педагогических процессов в современном обществе ибыстро достигли ощутимых результатов. Были сформулированы общие принципы,выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедреныэффективные технологии образования. обеспечивающие каждому человеку возможностьсравнительно быстро и достаточно успешно достичь запроектированных целей.
Виднейшиепредставители американской педагогики — Джон Дьюи (1859— 1952), чьи работыоказали заметное влияние на развитие педагогическом мысли во всем западноммире, и Эдвард Торндайк (1874 — 1949), прославившийся исследованиями процессаобучения и созданием хотя бы и прагматически приземленных, но весьмадейственных технологий.
3 Развитие педагогики в России
В XIX в. в России педагогическая мысль от общих вопросов системыи содержания образования обращается к конкретным проблемам народной инациональной школы, воспитывающему обучению и подготовке учителя, к дисциплинеи качеству урока, к оценке, поощрению и наказанию и нагрузке учеников во времяобучения. Придавалось большое значение воспитательной функции религии.
Широкоизвестны труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей В.Г. Белинского(1811 — 1848), А.И. Герцена (1812 — 1870), Н.Г. Чернышевского (1828 — 1889),Н.А. Добролюбова (1836 — 1861). Во всем мире признаны провидческие идеи Л.Н.Толстого (1828 — 1910), изучаются труды Н.И. Пирогова (1810 — 1881). Онивыступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренногопреобразования дела народного воспитания.
Яснополянскаяшкола Л.Н. Толстого была своеобразным экспериментом воспитания творческойличности в среде крестьянских детей.
Вовторой половине XIX в. всвязи с расширением сети частных учебных заведений и церковноприходских школ,женского и внешкольного образования выдвигаются проблемы домашнего ирелигиозного воспитания, развертываются дискуссии о приоритетах классическогоили реального образования. Активизация общественной деятельности в областисистемы социального воспитания нашла свое отражение в развитии педагогики какобщественной науки.
Мировуюславу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824-1871). Последователи К.Д.Ушинского успешно экспериментировали и развивали отечественную педагогику. М.М.Монасеина исследовала процесс развития личности, П.Ф. Лесгафт – физическое исемейное воспитание, Х.Д. Алчевская рассматривала методику обучения взрослых,В.Я. Стоюнин, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов и др. внесли большой вклад вразвитие теории отечественной педагогики
Русскаяпедагогика послеоктябрьского периода пошла по пути разработки идей воспитаниячеловека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новойпедагогики принял С.Т. Шацкий (1878 — 1934), руководивший Первой опытнойстанцией по народному образованию наркомпроса РСФСР, Первыми авторами учебныхпособий по педагогике, в которых ставились и решались задачи социалистическойшколы, были П.П. Блонский (1884 — 1941), написавший книги «Педагогика» (1922),«Основы педагогики» (1925), и А.Л. Пинкевич (1884 — 1939), «Педагогика»которого вышла в те же годы.
Известность педагогике социалистического периода принесли работыН.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Теоретические поиски Н.К.Крупской (1869 — 1939) концентрировались вокруг проблем формирования новойсоветской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегосяпионерского движения. А.С. Макаренко (1888 — 1939) выдвинул и проверил напрактике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом,методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательнойдисциплины и воспитания детей в семье. В.А. Сухомлинский (1918 — 1970)исследовал моральные проблемы воспитания молодежи. Многие его дидактические советы,меткие наблюдения сохраняют свое значение и при осмыслении современных путейразвития педагогической мысли и школы.
4 К.Д. Ушинский – учитель русских учителей
Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824-1871).Прожил он недолгую, но удивительно плодотворную жизнь. То же, что Корейский вМоравии, Песталоцци в Швейцарии, совершил Ушинский в России — переворот втеории, революцию в педагогической практике. Ушинский разделил судьбу своихвеликих предшественников, испил, как и они, полную чашу гонений, преследований,зависти, травли. Удивительное постоянство обнаруживает судьба, когда захочеткого-то возвеличить: высокие помыслы сочетает со слабым здоровьем, в хилом телепоселяет дух титана, век дает недлинный и трудный.
Главное сочинение Ушинского «Педагогическая антропология» началопечататься в 1867 г. Уже через год вышел первый том «Человек как предметвоспитания», спустя некоторое время — второй. Третий остался незавершенным...
В педагогической системе Ушинского ведущее место занимает учение оцелях, принципах, сущности воспитания. Он подмечает простой закон-парадокс:«Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не длясчастья, а приготовлять к труду жизни». Воспитание, совершенствуясь, можетдалеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных инравственных. Но «как бы ни были чисты и возвышенны цели воспитания, оно должноиметь еще силу, чтобы достичь этих целей»,
Руководящая роль принадлежит школе, учителю. «В воспитании вседолжно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная силаизливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы ипрограммы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни былпродуман, не может заменить личности в деле воспитания».
Шаг за шагом Ушинский пересматривает всю педагогику. Он требуетполного переустройства системы образования на основе новейших научныхдостижений: «… одна педагогическая практика без теории — то же, чтознахарство в медицине». На основе новейших достижений психологии составляетподробнейшие рекомендации о методах выработки наблюдательности, внимания, воли,памяти, эмоций. Раскрывает пути реализации дидактических принциповсознательности, наглядности, систематичности, прочности обучения. Строитконцепцию развивающего обучения.
Ушинский намного опережает свою эпоху в понимании роли трудовоговоспитания: сломав лед устоявшихся взглядов, предлагает сделать трудполноценным воспитательным средством.
В юношеском дневнике Ушинского сформулирована цель его жизни:«Сделать как можно более пользы моему отечеству». Он достиг цели.
5 Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов
Перестройка, начатая в нашей стране, затронула все сферычеловеческой деятельности — политическую систему, государственное устройство,нравственные ценности, правовые нормы, культурное наследие, международныеотношения и в том числе народное образование. На этом пути встречается немалотрудностей, связанных с преодолением утвердившихся стереотипов в теории иПрактике работы учителей, руководителей учебных заведений и научных работников.
Главное в перестройке школы — изменение педагогического мышления,суть которого состоит в переориентации от авторитарной к демократическойпедагогике, получившей название «педагогика сотрудничества», что означаетработа по-новому, творчески, на демократической основе, на гуманистическихотношениях учителя и ученика. «Педагогика сотрудничества» возникла, ксожалению, не в педагогической науке, а в практике творчески работающихучителей. Более того, она появилась и все более становилась альтернативной(отрицающей, заменяющей, в противовес) авторитарной педагогике с еедирективно-командными постулатами, которые оказались живучими в официальнойпедагогике.
Таким образом, в историческом плане педагогика существовала,точнее, сосуществовали административная, авторитарная, с одной стороны, идемократическая, народная и гуманистическая педагогика — с другой.
Заслуги учителей-новаторов состоят в том, что они вычленили изпедагогики прошлого демократические и гуманистические идеи и выстроили на ихоснове новую концепцию обучения и воспитания, применили на практике и доказалиее эффективность. Они переосмыслили основные педагогические положения,использовали, а не отбросили передовые и прогрессивные идеи и педагогическуюпрактику.
В широком толковании «педагогика сотрудничества» понимается каквыражение идеологии новой, демократической педагогики. Она базируется на трехисточниках: на научных основах понимания человеческой личности; напрогрессивной педагогике зарубежных стран прошлого и настоящего; на передовыхтрадициях советской и национальной педагогики.
Совершенствование обучения и воспитания учащихся на основедемократической педагогики означает:
1. Признание личности ученика базовым компонентом учебно-воспитательногопроцесса, объектом и субъектом обучения и воспитания.
2. Гуманное общение учителя и ученика, построенное на взаимномуважении и доверии, на совместном решении всех задач учебно-воспитательногопроцесса.
3. Деятельностный подход к организации учебно-воспитательнойработы в школе и за ее пределами.
4. Создание условий для самовыражения, самоутверждения,самоуправления и самодеятельности во всех сферах учебной и воспитательнойработы. При этом учащиеся всех возрастов, и чем младше, тем больше, нуждаются впомощи старших ~ учителей, родителей и общественности. Поэтому необходимосочетать самоуправление с соуправлением и оказанием помощи в их работе.
Широкое распространение получил опыт донецкого учителя ШаталоваВ.Ф. Его опорные сигналы в виде «разнообразных схем, моделей, чертежей»,оригинально расположенных и раскрашенных, позволяют учащимся конкретно иобразно понять, просто и ясно осмыслить сложный программный материалматематики, физики и других предметов. Конспекты, творчески написанные самимиучащимися, дают возможность при неоднократном повторении разными способамиизучаемого материала активизировать учебный процесс и достичь высокихпоказателей в обучении.
Иванов И.П. (профессор ЛГПУ им. А.И. Герцена) являлсяпоследователем идей А.С. Макаренко, инициатором коммунарского движения. Насчету созданной коммуны имени А. С. Макаренко («КИМ») 50 коллективныхтворческих дел. Это не мероприятия в традиционном виде, а дела, связанные спотребностями окружающей действительности, с жизнью и деятельностьюразновозрастного коллектива.
Волков И.П. (учитель труда и рисования СШ № 2 г. РеутоваМосковской области, кандидат педагогических наук) — разработал и внедрил идеюкомплексного, блокового изучения материала смежных дисциплин. Опыт проведениязанятий по одной теме несколькими учителями, в том числе и уроков труда, гдеиспользуются знания учащихся по черчению, рисованию и другим предметам. На этойоснове проводятся панорамные или блочные уроки, позволяющие экономить времяучащихся и развивать их мышление. Кроме того, в опыте Волкова И.П. получилоширокое внедрение практики удовлетворения разносторонних интересов исклонностей учащихся, что облегчает их профессиональную ориентацию.
Караковский В.А. (директор СШ № 823 г. Москвы) внедрил в практикуработы школы оригинальную систему самоуправления с учениками, учителями иродителями. На этой основе в ученическом и учительском коллективах формируетсядух сотрудничества, доброжелательности, уважительного отношения друг к другу.
Ильин Е.Н. (учитель литературы СШ № 307 г. Санкт-Петербурга) нашелспособ сотрудничества, гуманного взаимного понимания с учащимися. Он умелоиспользует опору на конкретный сюжет художественного произведения, на основекоторого развертывается творческое обсуждение его содержания. В работе Е.Н.Ильина отчетливо прослеживается уважительное, гуманное отношение к учащимся.
Амонашвили Ш.А. — директор НИИ педагогики Грузии, докторпсихологических наук. В школе он разработал и внедрил идею воспитывающей ролиоценки, самооценки и взаимооценки.
Щетинин М.П. — инициатор авторской школы с учебным планомхудожественно-спортивного уклона. Он предложил сокращенные уроки и пятидневнуюучебную неделю, блочные уроки в 2 — 4 часа — уроки «погружения».

Вывод
Изучая человека, педагогика обобщает накопившийся в историичеловечества опыт отношений между людьми: отношения человека в семье и вобществе, отношение к близким и к самому себе.
Целая эпоха педагогической науки и школьной практикисоциалистического общества нашей страны и других стран мира – это реальность, ивсе положительное из этой реальности нужно использовать для обучения ивоспитания подрастающего поколения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.