Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Факультет юриспруденции
КУРСОВАЯ РАБОТА
Особенности организации правового воспитания в 5-9 классахобщеобразовательной школы
Исполнитель:
студент 4 курса
факультета юриспруденции
Научный руководитель:
Екатеринбург 2009
/>Содержание
Введение
Глава 1. Основы организации правового воспитания в школе
1.1 Проблемы реализации правового воспитания в школе
1.2 Основные моменты системы правовоговоспитания в школе
Глава 2. Построение школьного курса обучения праву
2.1 Содержание и основные задачи правового воспитания
Заключение
Библиографический список
/>Введение
В последние годы в современной России происходят глубокиеизменения во многих сферах жизни общества, трансформируются общественныеотношения, пересматривается система ценностей и приоритетов.
Беспрецедентный динамизм нашего времени, быстрая сменатехнологий, постоянная потребность в новых знаниях породили новую качественнуюпроблему — формирование гражданственности как интегративного качества личности,позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политическидееспособным.
«Важнейшее направление гражданского воспитания — формированиеопыта гражданского действия, позволяющего человеку практически реализовать своивозможности в обществе» [1].
Задача системы образования заключается в том, чтобыпредоставить любому учащемуся широкие возможности выбора своего пути, научитьего свободно двигаться в пространстве идей, в мире образов, развить егомышление и эмоциональное восприятие действительности, помочь ему вырабатыватьцелостный взгляд на мир, формироваться в полноценного гражданина своей страны.
В настоящее время многие школы в самых разных географическихточках России, многие учителя и авторы учебно-методических комплектов стараютсявыстроить систему гражданско-правового образования. Какова же современная идея,на которую и учителя, и школы, и Министерство образования, и общественныеорганизации ищут ответ?
Человек, общество и государство нуждаются вгражданско-правовом образовании, оно необходимо, если мы и в самом деле хотимжить в правовом государстве. Если строить гражданское, правовое общество, тонадо прежде всего начинать с детей. Только в детей сегодня можно заложитьчувство собственного достоинства, своих прав и своей ответственности. Сегодня вшколах уже начата работа по разъяснению прав ребенка, а так как учитель ближевсего к ребенку, то в первую очередь, нужно организовать работу по формированиюправового сознания, правовой культуры у учителей-предметников, классныхруководителей.
И неслучайно ООН поддерживает создание в регионах центровсодействия развитию образования в области прав человека. Таких регионов поРоссии пока семь. В рамках данного проекта организованы обучающие семинары дляучителей, которые в дальнейшем являются «проводниками» правового,гражданского воспитания в школе.
Работа со школьными учителями создает возможностьмаксимального охвата школьников. Школьные учителя заинтересованы в такойдеятельности, но, как правило, не обладают временем и соответствующимиметодиками.
Поэтому семинары, проводимые при поддержке ООН,предназначенные для освещения общих проблем правового образования игражданского воспитания, имеют огромное практическое значение. На такихсеминарах педагогам дают возможность понять, как, уважая права ребенка,обходиться с разными категориями детей и родителей, как помочь им осознать, чтотакое твое личное право, как оно совмещается с правами других людей иобязанностями перед обществом в целом. Более того, на таких семинарах учителяне только получают знания в области прав человека, но и разрабатывают своипроекты по внедрению правового и гражданского сознания в школах.
Теоретико-методологическое направление предполагаетнакопление методологических разработок данной тематики, ознакомление с опытоммировых и отечественных практик, проведение исследовательских работ. Педагогамивременной творческой группы формируется банк данных, и разрабатываютсяпсихологические и комплексные тесты по проблемам гражданского, правовоговоспитания; выявляются гражданские интересы и предпочтения школьников; формируетсябанк данных гражданских характеристик учащихся.
Частно-дидактическое направление предусматриваетформирование у школьников активной жизненной позиции. В рамках этогонаправления учащиеся знакомятся со спецификой и правовой обеспеченностьюбудущей профессии, проводят исследования, разрабатывают проекты по выбраннымтемам под руководством опытных педагогов, научных руководителей.
Психолого-педагогическое поддерживание реализуется воказании правовых услуг, в формировании привычки выполнять правовыепредписания, в проведении тренингов по самоопределению.
Деятельность временной творческой группы по проблемегражданского становления личности приобретает особую актуальность в условияхмодернизации образования, предусматривающей совершенствованиеобщественно-государственной системы гражданского, правового и патриотическоговоспитания детей и молодежи. Развивая свою деятельность в трех обозначенныхнаправлениях, временная творческая группа призвана играть роль координирующегоцентра в гражданском и правовом воспитании школьников.
/>Глава 1. Основыорганизации правового воспитания в школе
1.1 Проблемы реализации правового воспитания вшколе
Первоначальные сведения о праве индивид получает в семье,затем к правовому воспитанию подключаются другие субъекты — государство,социальные объединения, другие индивиды.
Формирование гражданского общества в России невозможно безвоспитания молодежи в духе современных правовых идей, взглядов, представлений. Междутем, состояние правовой культуры в обществе оставляет желать лучшего. При этомречь идет не только о незнании норм действующего законодательства, а именно опризнании права реальной социальной силой, о неуважении к нему, об отсутствиидолжных представлений о важнейших юридических принципах. Об этомсвидетельствует, в частности, опубликованные в печати результаты исследования,проведенного Российским фондом правовых реформ. Опросы показали, что общийуровень знаний законодательства, как гражданами, так и чиновниками, чрезвычайнонизок, а уровень доверия населения к государству, как говорят юристы, «ниженизшего предела». Например, к праву на участие в выборах, одному избазовых прав в демократическом обществе, граждане России относятся следующимобразом:
68% ничего не знают о содержании действующегозаконодательства о выборах;
26% вообще не смыслят о том, что такие законы существуют;
19% опрошенных уверены, что в России нужно сохранитьмногопартийную систему и выборы;
5% назвали право участвовать в выборах в числе тех главных инеобходимых прав, которые должно гарантировать государство [2].
Являясь одним из институтов социализации личности, школаиграет особую роль в процессе правовой социализации, т.е. именно она призванацеленаправленно формировать полноценного члена общества, способногоориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознаниемответственности за свои решения и действия.
Процесс обучения праву должен способствовать воспитаниюсоциально-активной личности, способной решать общественно-значимые задачи,опираясь на приоритет права [3].
Право представляет собой многогранное явление. Как отмечаетизвестный ученый правовед С.С. Алексеев, право имеет три образа, в которых оновыступает перед людьми, являясь к ним в виде:
общеобязательных норм, законов, деятельности судебных и иныхюридических учреждений, — юридических реалий с которыми человек сталкивается вжизни;
особо сложного социального образования, своеобразной подсистемыв обществе, имеющей свою природу и логику, — такой же подсистемы, какгосударство, искусство, мораль;
явления мирозданческого порядка одно из начал и проявленийжизни разумных существ, людей. [4]
Каждый из этих образов выражает своеобразный «уголзрения» всего понимании, ступень в постижении его особенностей. Представляетсясвоеобразным строить систему преподавания права в школе, учитывая все эти«грани». Права человека необходимо изучать с самого раннего школьноговозраста, так как именно в начальной школе ребенок получает необходимые знанияи навыки поведения в коллективе, учится соотносить свои желания и возможности сжеланиями и возможностями других детей, осознает свою ответственность переддругими людьми.
Возрастные особенности школьников, в частности, их особеннаявосприимчивость к играм, желание и умение играть — то, чего всем обычно нехватает в школе, — способствует эффективному применению на уроках обученияправам человека различных игровых методик. Но при разработке занятий следуетпомнить, что игра выступает как способ познания мира и поэтому желательно науроках создавать модели реальных жизненных ситуаций.
Спецификой возраста является то, что система уроков поправам человека в начальной школе не предполагает изучения конкретных законов иправ (за исключением нескольких уроков знакомства с Всеобщей декларацией правчеловека), а является скорее серией вводных занятий, имеющих нравственную,воспитательную направленность и призванных психологически подготовить учениковк изучению прав в средней школе.
Система преподавания права должна быть сконструирована такимобразом, чтобы, учитывая психолого-возрастные особенности обучаемых, а такжеобъективные материально-технические возможности школы, обеспечить целостный,непрерывный, поэтапный процесс правового образования школьников, базирующийсяна принципах дозирования правовой информации, последовательного включенияучащихся в круг правовых проблем, опоры на собственный правовой опыт детей,использования интерактивных методов обучения, комплексного характера контроляза усвоением учебного материала и выработкой навыков правомерного поведения [5].
Существует разработанный ЮНЕСКО примерный перечень основныхнаправлений и критериев, по которым может оцениваться динамика процессаправовой социализации учащихся. Такими критериями являются определенные знания,ценностные ориентации и умения. Хорошо продуманная и организованная системаправового образования в школе позволяет добиться понимания учащимися принциповравенства и демократии, которые лежат в основе представления о равенстве иправе всех людей на жизнь, свободу и самоопределение; знания своих прав иответственности; понимания необходимости равновесия между экономическим ростоми социальным развитием в интересах социальной справедливости.
Сфера ценностных ориентаций способствует формированиюсамоуважения учащихся, уважения интересов других людей, чувства ответственностиза сохранение окружающей среды, уважения принципов демократии и мира иготовности работать в более справедливом мире, критического отношения кразличным источникам информации, желания участвовать в решении общественнозначимых проблем; формирует умения критически оценивать различные вопросы, использоватьмногодисциплинарный подход к решению проблем, эффективно работать в малых ибольших социальных группах для достижения общей цели, свободно и увереннообщаться с различными людьми, избегая агрессивности, которая нарушает правадругих индивидов, а также пассивности, которая лишает человека его собственныхправ, желания и способности влиять на принятие решений [6].
Представляется, что основными задачами, которые необходимо иможно решить на государственном уровне, в настоящее время являются:
разработка концепции правового образования в школе;
подготовка и издание соответствующих учебно-методическихпособий;
создание системы подготовки и переподготовки учителей,преподающих право в школе.
1.2 Основные моменты системы правового воспитания вшколе
Воспитание и самовоспитание соучастников образовательнойдеятельности снова становится актуальной общественной проблемой развитиясовременной системы образования. Однако, традиционное для нашей школы пониманиевоспитания как целенаправленного воздействия на человека, прививающего емупотребные общественно значимые черты, свойства и формирующего его как личностьпо заданным образцам устарело.
Чтобы преодолеть устаревшее «технократическоевоспитание», следует вернуться к педагогическим идеям Канта. Великиймыслитель считал, что «воспитание практическое или моральное должнообразовать человека, чтобы он мог жить как свободно действующее существо. (Практическимназывают всё то, что имеет отношение к свободе). Воспитывать — значитвоспитывать личность, воспитывать существо, которое свободно действует, можетоберегать самого себя и стать членом общества, имеет внутреннюю ценность: всвоих собственных глазах».
Главной идеей кантовского учения о морали, праве ивоспитании является свобода человека, его свободная воля и свободный разум,которые определяют смысл моральной независимости и автономии личности, еёспособность и право самой устанавливать правила должного и следовать им безвнешнего принуждения и давления. Вместе с тем Кант считал право необходимымрегулятором человеческой свободы во внешнем поведении и поступках людей. Совокупностьусловий, ограничивающих произвол одного (лица) по отношению к другимпосредством объективного общего закона свободы, Кант считал правом [7].
Отсюда логически и исторически следует современноеопределение права как нормативной формы выражения свободы посредством принципаформального равенства людей в общественных отношениях. Какой-либо другой формыбытия и выражения свободы в общественной жизни людей (включая сюда иобщественно-государственную систему образования), кроме правовой, человечестводо сих пор не изобрело.
Почему необходимо системное правовое воспитание всехучастников образовательной деятельности? Потому что в России формируется новыйобщественный строй, устремлённый к развитию гражданского демократическогообщества и правового государства; новая демократическая системагуманистического образования, адекватная этой устремлённости общества.
Российская система образования впервые обретает, но далекоещё не обрела правовую основу демократического общества в соответствии соВсеобщей Декларацией о правах человека и Конвенцией о правах ребёнка. Всесубъекты образования должны освоить новую правовую основу современной школы иизменить всю образовательную деятельность на этой основе.
Потребность в развитии гуманистической системы образованиянесовместима с сохранением технократической, авторитарной педагогики,отчуждённой от свободы личности. Системное освоение прав и свобод человека (ребёнка)соучастниками образовательной деятельности — путь к действительному переходу оттехнократического к гуманистическому образованию, демократической и эффективнойреформе образования.
Требование Конвенции о правах ребёнка обеспечить наилучшимобразом приоритетность интересов детей всеми лицами, ответственными за ихвоспитание и развитие, предполагает всестороннее и конкретное обеспечениеинтересов детей на основе уважения их прав и свобод, устранения всех формдискриминации детей в семье, школе, обществе. Для этого необходимо иметьправовую культуру не только воспитанникам, но и воспитателям.
Системное правовое воспитание должно стать фундаментом всейсистемы развивающего образования, и вся система гуманистического образованиядолжна питать и развивать всестороннюю правовую культуру участников образовательнойдеятельности как субъектов гражданского общества и правового государства [8].
Школа может стать полноценным субъектом становящегосягражданского общества России только на основе системного правового воспитания (СПВ).Основная цель СПВ — развитие правосубъектности всех индивидуальных иколлективных участников образовательной деятельности, а также их правовой иполитической культуры как свободных граждан демократического общества. Конечнаяпедагогическая цель СПВ — обеспечить успешный переход к гуманистической системеобразования с высоким качеством обучения и воспитания детей как субъектовкультуры. В результате СПВ каждый ребёнок должен становиться сознательнымносителем своей правовой свободы и обязанностей, правопослушным свободнымгражданином, понимающим сущность и ценность правовой системы общества,творческим соучастником развития демократического гражданского общества (всемье, школе, будущей профессиональной деятельности).
Выделим основные направления СПВ в школе:
Последовательное, осознанное принятие руководством иколлективом школы нового общественного идеала России — демократическогогражданского общества и правового государства и согласование с ним новогогуманистического образовательного идеала.
Активное творческое включение коллектива школы в процессдемократического реформирования образования на основе освоения международных,федеральных, региональных документов о развитии гуманистического образования.
Разработка комплексной программы юридического ипедагогического освоения Конвенции о правах ребёнка — правового фундаментаобразования — всеми участниками образовательной деятельности.
Приведение всей нормативно-правовой базыобщественно-административного управления школой в соответствие сдемократическими принципами и положениями Конвенции о правах ребёнка (сучастием детей).
Систематический поиск путей и механизмов наилучшего обеспеченияприоритетности интересов детей в образовательной деятельности и устранения всехформ дискриминации их прав.
Последовательное изживание авторитарного стиля и развитиедемократического, диалогического стиля общения и воспитания в школе.
Постепенное вытеснение субъективно-произвольных отношенийучастников образовательной деятельности развитием нравственно-правовыхотношений.
Всестороннее осуществление личностно-деятельного направленияразвития образования и создание условий творческого участия детей во всехформах деятельности школы.
Создание всего комплекса условий становления школы субъектомгражданского общества и воспитание детей свободными гражданами, патриотамидемократической России.
Разработка программ и методов развивающего обучения во всехучебных дисциплинах, побуждающих детей активно осваивать и развивать свои праваи обязанности.
Создание специальных правоориентированных программ развитиядетей на базе содержания всех блоков учебных дисциплин.
Разработка интегрированной культурно-исторической,мировоззренческой, психологической, этической, социально-экономической базыпонимания детьми ключевых правовых идей, понятий в системе общественных игуманитарных дисциплин.
Совершенствование преподавания правоведения, граждановеденияв направлении координации СПВ в школе.
Организация кафедр, лабораторий, ПЦС по проблемам воспитанияправовой культуры.
Развитие психологического обеспечения воспитания детей сдевиантным поведением.
Налаживание систематического контакта школы справоохранительными органами по вопросам правового воспитания детей ипрофилактике асоциального поведения.
Разработка критериев правовой развитости, воспитанностидетей.
Организация и проведение конференций, конкурсов, фестивалейи праздников, посвященных Дню прав человека, ребёнка.
Организация правозащитной деятельности в школе и вне школы (сучастием детей) [9].
/>Глава 2. Построениешкольного курса обучения праву2.1 Содержание и основные задачи правовоговоспитания
Построение правового государства немыслимо без воспитания уподрастающего поколения гражданских качеств личности. Поэтому воспитаниеправосознания у школьников становится одной из задач школы и воспитателей.
Право представляет собой совокупность норм и правилповедения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов ирегулирующих взаимоотношения людей юридическими лицами и гражданами конкретногогосударства. Правовое воспитание в совокупности с нормами нравственногоповедения формирует социальную зрелость школьников.
Только в условиях сочетания правовых и нравственных норм иправил поведения народ становится законопослушным, дисциплинированным иисполнительным.
Важнейшими задачами школы и каждого классного руководителя,воспитателя являются:
ознакомление учащихся с правовыми актами государства;
воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждениев необходимости их выполнения;
привитие навыков законопослушного поведения, умения защищатьсвои права и свободы в установленном порядке;
усвоение основных норм, касающихся прав ребенка,формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.
В содержание правового воспитания и выполнения гражданскихобязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, кобщественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник школыдолжен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности,основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям идетей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положениягражданского и уголовного кодекса законов.2.2 Необходимость работы по правовому воспитанию
В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательныеакты, которые им адресованы. Имеется в виду Конституция России,законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушениеправопорядка. Эти правила переплетаются со следующими требованияминравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь иохранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботитьсяо своем здоровье, не пользоваться запрещенными предметами.
Необходимость работы по правовому воспитанию вызвана слабымзнанием прав и обязанностей граждан России, выявленным в ходе диагностикиучащихся школы.
Таблица 1 2004 2005 2006 2007 1. Знание документов о правах человека 50% 70% 73% 85%
2. Знание прав ребенка:
на образование;
на жизнь;
свобода мнений, выбора;
на воспитание в семье;
медицинское обслуживание.
42%
38%
29%
10%
30%
58%
40%
32%
18%
30%
68,7%
43%
36%
20%
41%
72%
62%
42%
25%
44%
У ребят формируется устойчивый интерес к знанию и соблюдениюправ несовершеннолетних детей.
Работа по правовому воспитанию строится по следующимнаправлениям:
Мое общество
Ребенок
Мои права
Мое отечество
Моя семья
Главный период формирования правосознания — это школьныйвозраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникаетосознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина.
В школьном возрасте ребенок вступает в межличностныеотношения, новые для него и ему необходимо делать выбор. Этот выбор зависит отмногих факторов. И от того, насколько человек способен делать выбор зависит егогражданская позиция.
Социальная роль школьника — нормативный образ поведения. Снабором прав и обязанностей, которыми школьник овладеет постепенно, припостоянном усложнении их на каждом возрастном этапе.
Усложнение происходит за счет того, что с возрастомосуществляется переход в требованиях от регулирования поведения школьника состороны воспитателя и коллектива к саморегулированию. В связи с этим изменяетсяхарактер его сотрудничества с коллективом и учителями.
Выполнение социальной роли всегда связано с определеннымсамочувствием. В зависимости от того, в какой мере оно подкрепленоположительными эмоциями, роль становится желаемой.
Сущность же образования в том, что при достиженииопределенных нормативных требований, школьник осуществляет свой «рост»,получает от этого удовольствие и стремится к сохранению тех способов поведения,которые обеспечивают ему хорошее самочувствие, что особенно важно для нашихдетей, живущих и обучающихся в оздоровительном заведении.
В целях усиления качества работы по правовому воспитаниюразработана программа по данному направлению.
Таблица 21 ступень Форма работы Правовой статус ребенка (права, обязанности, ответственность) на различных возрастных этапах. Беседа 5 — 7 классы. Изучение прав ребенка: право на жизнь и воспитание в семье. 7-8 класс «Моя семья — мое богатство». Праздник 5 — 8 классы Семейный кодекс о правах и обязанностях детей и родителей 8 класс Конвенция о правах ребенка 8 класс, деловая игра Гражданские права детей Диспут «Я люблю учиться» (право детей на образование). Какой должна быть современная школа? Диспут 2 ступень Всеобщая Декларация прав человека 8-9 классы Конституция России на защите прав граждан 8-9 классы, праздник Деловая игра «Права ребенка» 5-8 классы, праздник Политическое устройство государства 9 класс Что значит быть гражданином России? 8-9 класс, диспут Избирательное право 9 класс, деловая игра Законопослушная страна — миф или реальность 7-9 класс, диспут Организация самоуправления в школе, классе (создание штаба дисциплины и порядка) Учителя Встречи и беседы, тесное содружество с работниками правоохранительных органов В течение года
Проведение классных часов, бесед, диспутов:
Уроки Конституции;
Права и обязанности;
Провозглашено и гарантировано;
Закон обо мне. Мне о законе;
Можно и нельзя;
Систематическая пропаганда Правил для учащихся.
Уроки-диспуты по изученным художественным произведениям:
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
Л.Н. Толстой «Воскресенье», «Анна Каренина».
А.П. Чехов «В суде».
Просветительская работа среди родителей:
Законы жизни семьи, законы жизни класса (родительский тренинг).
Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их развивать? (дискуссия) Психолог, классный руководитель
Реализация данной программы имеет следующие результаты:
у ребят формируется устойчивый интерес к знанию и соблюдениюправ несовершеннолетних детей;
сформирован дружный школьный коллектив;
дети доброжелательны по отношению друг к другу и взрослым;
уровень воспитанности ежегодно повышается.
/>Заключение
Состояние правосознания населения России на протяжениидесятилетий определялось той ролью, которая отводилась праву в общественнойжизни страны. В условиях тотального преобладания над правом политических клишероссияне вспоминали о законе только, когда оказывались в конфликтных ситуацияхили в сфере действия «силовых структур», для них была характернанедооценка роли закона как первоосновы отношений в экономике ипредпринимательстве. В отличие от населения в целом, молодое поколение,сформировавшееся в годы экономических реформ, приходит к осознанию того, чтозакон играет большую роль в жизни общества, рассматривает его как средствозащиты своих прав и интересов. Изменилось и отношение к правовому образованию,в последние годы наблюдается очевидный «правообразовательный бум»: вгосударственные юридические вузы трудно поступить, получили развитие профильныесредние специальные учебные заведения, а также частные юридические институты.
Каких-либо точных данных, характеризующих распространенностьправового образования в российских регионах, не существует. Однако, покосвенным данным, право в той или иной форме, в том или ином объеме преподаютболее чем в 50% российских полнокомплектных общеобразовательных школ.
В таких регионах, как Мурманск, Московская область,Ярославль, Екатеринбург, Краснодар, Ростов, Смоленск, этот предмет школьникиизучают довольно активно. Результаты всероссийских олимпиад по правовомуобразованию (последняя из них состоялась в Смоленске в мае 1999 г) показали,что с каждым годом увеличивается количество школьников, имеющих успехи вовладении правовыми знаниями. Однако победителями олимпиад, за редкимисключением, становятся учащиеся профильных правовых учебных заведений — лицеев,гимназий, что говорит о большом разрыве в правовой подготовке учащихся этихучебных заведений и общеобразовательных школ. До последнего времени наиболеевостребованными в школах являлись курсы «Основы правоведения», «Политикаи право» (старшие классы), «Право и политика» (8-9 классы) и«Граждановедение» (8-9 классы) [10].
Как показывают социологические исследования осведомленностиучащихся средних школ по отдельным отраслям права, наиболее знакомы для нихконституционное право и права человека, а также уголовное право, наряду свесьма низкой подготовкой в вопросах правового регулирования имущественныхотношений. В целом, социологические исследования правосознания учащихсяобнаруживают непонимание важности юридического аспекта хозяйственных отношенийв современном российском обществе. В этой связи проблема организациисоответствующего правового образования учащихся общеобразовательных школявляется социально значимой и чрезвычайно актуальной в рамках общего правовогообразования.
До 90-х годов в нашей стране существовала мощная, признаннаяво всем мире, школа авторов, создававших учебники по естественно-математическимпредметам. Что касается преподавания гуманитарных дисциплин, то зачастую оноподменялось общественно-политическим образованием. Эта тенденция находила своеотражение не только в учебниках истории и обществоведения, но и в учебникахлитературы и иностранных языков, в целом обедняя качество образования.
С появлением новых политических и экономических реалий вначале 90-х годов проблемам развития гуманитарного образования и созданию новыхучебников по всем предметам гуманитарного цикла стало уделяться особое внимание.Остро встал вопрос о написании учебника, который бы заменил снятый в 1992 годуучебник «Основы государства и права». В том же 1992 году Министерствообразования РФ и Министерство юстиции РФ планировали проведение конкурса насоздание учебника по правовому образованию, но ни одного авторского предложенияне поступило. Лишь позже стали появляться пособия и учебники, многообразиекоторых отражает плюрализм позиций тех, кто так или иначе озабочен повышениемправовой культуры учащихся.
В настоящее время создается много новых учебников и учебныхпособий. К сожалению, процесс формирования школы авторов школьных учебников пообществоведению и, прежде всего, по праву, пока еще находится на начальномэтапе.
Уже созданные учебные пособия проходят практическую проверкув школе, и работа над ними продолжается. Этот процесс нельзя считатьзавершенным. Альтернативные учебники как бы дополняют друг друга, закладываяфундамент курса, который мог бы обусловить реальные жизненные ориентирыучащихся. Какие-то из них могут остаться невостребованными, при этом можетвозникнуть необходимость создания новых.
В последнее время активно обсуждается вопрос о форметрансляции обществоведческого (в том числе правового) материала в основной исредней школе. Судя по опубликованному проекту Концепции структуры и содержанияобщего среднего образования (в 12-летней школе), Министерство образования РФотдает предпочтение интегративной форме обучения. Очевидно, что выбор этогопути во многом вынужденный. На школу обрушился поток предложений самыхразнообразных курсов, в основе которых лежат практически всеобщественно-гуманитарные науки: этика, правоведение, политология, философия,социология, экономика, экология, религиоведение, социальная психология и т.д. Какминистерству определиться со всем этим? Да и действительно, где взять учебныечасы для стольких курсов?
Конечно, оптимальным вариантом было бы сочетаниеинтегративных и модульных курсов, в чем-то дополняющих друг друга. В этомслучае учитель имел бы возможность выбрать то, что он считает наилучшим с точкизрения реальных возможностей региона, школы, уровня подготовленности класса,целей образования, как он их сам видит и понимает. Сегодня, с этим классом, онизучал бы интегративный курс «Обществоведение», а завтра, с другим (илис этим же, но продвинувшемся в учебных результатах), — более углубленно тот илииной модуль.
Если говорить о праве, то в нынешних социально-экономическихусловиях знание его приобретает все более ощутимую жизненную значимость. Россиянеприходят к пониманию того, что, кроме законов, у них нет и не будет вменяющемся обществе средств защитить свои права и законные интересы. А задачаобразования — снабдить молодое поколение теми знаниями, которые помогут ему непропасть в нынешней непростой жизни.
Библиографический список
1. Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальныесведения. Для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений среднихпрофессиональных учебных заведений. — М., 1998.
2. Березина В. Социальный педагог в школе / В. Березина, Г. Ермоленко // Воспитаниешкольников. — 1994. — № 2.
3. Бойкова А.Д. Правовая культура и вопросы правового воспитания. — М.,Знание, 1973.
4. Болотов В.А. Проблемы правового образования в контексте модернизацииобщего образования. Проблемы правового образования в контексте модернизацииобщего образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции22-24 мая 2002 года М., 2002.
5. Володина С.И. Правовые знания в современном обществе: значение иактуальность. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях.Материалы Всероссийской научно-практической конференции.12-13 апреля 2000 годаМ., 2000.
6. Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России// Педагогика. — 1996. — № 5.
7. Гомлешко Б.М. Как вызвать интерес ребят к вопросам права? Правовоепросвещение и воспитание школьников (Материалы областной научно-практическойконференции. — Майкоп, 1977.
8. Давыдова Г.П. Формирование правосознания и поведения учащихся. — М.,Просвещение, 1981.
9. Детское управление школой // Первое сентября — 1999г. — №9.
10. Дьячкова С. Игры по праву в школе. — Учитель, №5, 2001.
11. Карельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник дляюридических вузов и факультетов. — М., 1999.
12. Кацубо С.П. Изучаем право: пособие для воспитателей, классныхруководителей, социальных педагогов, учителей общеобразовательных школ. — Мн.,2002.
13. Методика правового воспитания учащихся: Уч. пособие для студентов /Подред. А.В. Мицкевича, В.М. Обухова. — М., 1982.
14. Методическое пособие по организации обучения учителей преподаванию права./Под ред. Суворовой Н.Г., Никитина А.Ф. — М., 1999.
15. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. — М., 2002.
16. Несмелова МЛ. Методика дифференцированного обучения учащихся VI классана уроках истории: Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. пед. наук. — М.,1998.
17. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. — М., «Владос»,2003.
18. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогическихколледжей. Под ред. П.И. Пидкасисктого. — М., 2000.
19. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.
20. Права человека: книга для чтения в 3-х частях для 5-9 классов среднейшколы М., 1998-2000.
21. Рябко И.Ф. Основы правовой педагогики. — Ростов, Изд-во Ростовскогоун-та, 1973.
22. Саркисова Э.А., Чередниченко А.Ф. Нравственно-правовое воспитаниешкольников — Мн., 1993.
23. Содержание правового образования в средней школе. // Система правовогообразования в школе. Концепция. Учебные программы. Под общей ред. Элиасберг Н.И.- СПб, 1994.
24. Суворова Н.Г., Никитин А.Ф. Правовое образование в школе: поиски новыхрешений. — Обществознание в школе, №7, 1999.
25. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. — М.: Зерцало,ТЕИС, 1996.
26. Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозьдесятилетия // Воспитание школьников, 1993, №6.
27. Элиасберг Н.И. Содержание правового образования в средней школе // Преподаваниеистории в школе — 1996. — № 4.