Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Содержание
Введение
1. Теоретические основы особенности развитиявнимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1    Понятиеи виды внимания
1.2    Развития вниманияу детей старшего дошкольного возраста
1.3      Психолого–педагогическаяхарактеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2. Экспериментальная работа по изучению особенностей вниманияу дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1 Методы и методики изучения особенностей внимания у старшихдошкольников с общим недоразвитием речи
2.2 Анализ уровня сформированности особенностей внимания устарших дошкольников с общим недоразвитием речи
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Актуальностьисследования. В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развитиясоставляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е. Левиной,Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. На основе исследованийзакономерностей речевого развития детей с разной речевой патологией былиразработаны пути преодоления речевой недостаточности, определено содержаниекоррекционного обучения и воспитания, заложены методы фронтального обучения ивоспитания детей.
Дляпреодоления нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста вРоссийской Федерации была создана система логопедических детских садов.Основным специалистом логопедического сада является логопед, которыйосуществляет коррекцию речевых нарушений у ребенка и совместно с воспитателямиведет подготовку к школе. В программе логопедического детского сада (Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина, 1991) имеется обширный раздел по развитию базовыхпсихических процессов интеллектуальной и мнестической деятельности. Традиционноработу с речевыми нарушениями ребенка осуществляет логопед. С 1994 года всистеме образования функционирует служба практической психологии. Влогопедическом детском саду с этого времени совместно с логопедами работаютпсихологи. При определении их функциональных обязанностей, содержания иорганизации возникли трудности. Диагностика познавательных процессов идифференциальная диагностика в условиях логопедического детского сада не можетиметь решающего значения, так как дети уже диагностированы в условияхпсихолого-медико-педагогическои комиссии, а углубленное психологическоеизучение речи и неречевых процессов проводит логопед.
В то жевремя, анализ литературных источников и организационных аспектов деятельностилогопедического сада выявляет два существенных момента, определяющих актуальностьданного исследования:
в специальнойлитературе очень мало данных, раскрывающих особенности личностного развитиядетей с речевой патологией, что затрудняет реализацию личностноориентированного подхода к преодолению нарушений развития этих детей;
в специальнойпсихологии не определены пути диагностики нарушений личностного развития удетей с ОНР, что затрудняет разработку направлений, содержания иорганизационных форм психокоррекционной работы.
Итак,актуальность нашего исследования можно обосновать необходимостью определитьнаправление, содержание и организационные формы деятельности психолога попреодолению нарушений личностного развития у детей с речевой патологией вусловиях логопедического детского сада.
Теоретическаязначимость исследования состоит в разработке теоретико-методологическогообоснования содержания и организационных форм деятельности психолога попрофилактике и коррекции нарушений личностного развития дошкольников с ОНР.
Гипотеза удетей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи существуютпроблемы с формированием внимания.
Цель курсовойработы способствовать развитию внимания у старших дошкольников с общим недоразвитиемречи.
Задачамиявляются:
— изучитьосновы особенности развития внимания у старших дошкольников с общимнедоразвитием речи;
— раскрытьпонятие внимания а также развитие внимания у детей старшего дошкольноговозраста;
— проанализироватьпсихолого – педагогическую характеристику старших дошкольников с общимнедоразвитием речи;
— экспериментальнаяработа по изучению особенностей внимания у дошкольников с общим недоразвитиемречи;
— изучить методы иметодики изучения особенностей внимания у старших дошкольников с общимнедоразвитием речи;
— проанализироватьуровень сформированности особенностей внимания у старших дошкольников с общимнедоразвитием речи.

1.        Теоретическиеосновы развития внимания
1.1Понятие и виды внимания
Внимание не имеет своего отдельногои специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности,которой оно сопутствует.
Внимание — это психическоесостояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающеесяв ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете,явлении).
Выделяют следующие формыпроявления внимания:
 - сенсорное(перцептивное);
 - интеллектуальное(мыслительное);
 - моторное(двигательное).
Основными функциямивнимания являются:
 - активизация необходимыхи торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;
 - целенаправленныйорганизованный отбор поступающей информации (основная селективная функциявнимания);
 - удержание, сохранениеобразов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будетдостигнута цель;
 - обеспечение длительнойсосредоточенности, активности на одном и том же объекте;
 - регуляция и контрольпротекания деятельности.[2,c 53].
Внимание связано синтересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят и такиекачества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах иявлениях малозаметные, но существенные признаки.
Внимание состоит в том, чтоизвестное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, вытесняядругие. Это большая степень сознаваемости данного впечатления и есть основной факт,или эффекты, а именно:
 - аналитический эффект внимания- данное представление становится детальнее, в нем мы замечаем большеподробностей;
 - фиксирующий эффект — представление делается устойчивее в сознании, не так легко исчезает;
 - усиливающий эффект — впечатление,по крайней мере в большинстве случаев, делается сильнее: благодаря включениювнимания слабый звук кажется несколько громче.
Внимание ребенка в началедошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемымс ними действиям. Ребенок сосредоточен, пока интерес не угасает. Появлениенового предмета тотчас вызывает переключение внимания на него. Поэтому детиредко длительное время занимаются одним и тем же делом.
На протяжении дошкольноговозраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общемумственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность иустойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же 30-40мин., то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Этообъясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия ивзаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новыхситуаций. У детей возрастает устойчивость внимания и при рассматриваниикартинок, слушании рассказа и сказок.
Так, длительностьрассматривания картинки увеличивается примерно в два раза к концу дошкольноговозраста, ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник,выделяет в ней больше интересных для себя деталей. [ 6,c 87]
Внимание — это важнейшее качество, котороехарактеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело втом, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнегомира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг несмог бы избежать перегрузки.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом,устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением,переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойствприводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Маленькийобъем внимания — это невозможность сконцентрироваться одновременно нанескольких предметах, удерживать их в уме.
Недостаточнаяконцентрация и устойчивость внимания — ребенку трудно долго сохранять внимание,не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточнаяизбирательность внимания — ребенок не может сконцентрироваться именно на тойчасти материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохоразвитая переключаемость внимания — ребенку трудно переключаться с выполненияодного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, какваш малыш сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решилипроэкзаменовать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить.Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто емутяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой(по русскому языку).
Плохоразвитая способность распределения внимания — неумение эффективно (без ошибок)выполнять одновременно несколько дел.
Недостаточнаяпроизвольность внимания — ребенок затрудняется сосредоточивать внимание потребованию.Подобные недостатки не могут быть устраненыфрагментарно включаемыми «упражнениями на внимание» в процессезанятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоленияспециально организованной работы. Ни один психический процесс не можетпротекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своеговнимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либопредмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями,человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосовдоходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если нашевнимание направленно на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившисьна каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этогопредмета и действует очень продуктивно. А фиксируя свое внимание на ощущениях,мы увеличиваем свою чувствительность.
Что же такое внимание ?
Внимание –направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явленииили деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенностьпредполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.
Вниманиеобуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечиваетболее полное и отчетливое отражение его в психике. Объект внимания оказываетсяв центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо,однако направленность нашего внимания может меняться.
Внимание непредставляет самостоятельного психического процесса, так как не можетпроявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем,смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойствомразличных психических процессов.[9,c 75]
1.        Виды внимания.
Если лекцияпреподавателя интересна по содержанию, то студенты без всяких усилий,внимательно ее слушают. Это – проявление так называемого непроизвольноговнимания. Оно нередко появляется у человека не только без всяких волевыхусилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т. п. Поэтому данный видвнимания называют также непреднамеренным.
Что жевызывает непроизвольное внимание? Тут имеется несколько причин:
1.        Относительная сила раздражителя.
2.        Неожиданность раздражителя.
3.        Движущиеся предметы. Французский психолог Т. Рибо особенно выделял этотфактор, он считал, что именно благодаря целенаправленной активизации движенийпроисходит концентрация и усиление внимания на предмете.
4.        Новизна раздражителя.
5.        Контрастные предметы или явления.
6.        Внутреннее состояние человека.
Иной характеримеет так называемое произвольное внимание. Оно возникает потому, что учеловека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Этот видвнимания называют также преднамеренным. Произвольное внимание имеет волевойхарактер.
Психологи ещетретий вид внимания, которое возникает после определенных волевых усилий, нокогда человек как бы “входит” в работу, начинает легко сосредотачиваться наней. Такое внимание советский психолог Н.Ф. Добрынин назвал послепроизвольным(или вторичным), так как оно приходит на смену обычному произвольному вниманию.
Если условиемпоявления непроизвольного внимания являются, как было сказано, качества внешнихраздражителей и особенности внутреннего состояния человека (его потребности,интересы), то для появления и поддержания произвольного внимания необходимосознательное отношение к деятельности. Однако нередко бывает так, что этосознательное отношение имеется, цель ясна и достижение ее признается совершеннонеобходимым, тем не менее, человек не может работать сосредоточенно. Так бываету людей со слабо развитой волей, которые не привыкли проявлять определенноеусилие, чтобы быть внимательными.
2.        Основные свойства внимания.
Вниманиеимеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разнойстепени. Итак, свойства:
1.        Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием объекта инаправление на него внимания.
2.        Устойчивость – большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чемучеловек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете илидействии.
3.        Объем внимания – количество объектов воспринимаемых одновременно.
4.        Распределение – умение одновременно следить за несколькими предметамиили за выполнением различных действий.
5.        Переключение – сознательное перемещение внимания на новый объект.
Вывод:так как внимание связано с интересами, склонностями человека основной формойвнимания у детей является моторное (двигательное) внимание. Ребеноксосредоточен до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчасже вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное времязанимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи сусложнением деятельности внимание приобретает большую устойчивость исосредоточенность. Внимание – это важнейшее качество, которое характеризуетпроцесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Внимание обладаетопределенными свойствами, нарушение каждого приводит к отклонениям в поведениии деятельности ребенка. У детей больше развито непроизвольное внимание, так какусловием такого внимания являются качества внешних раздражителей и особенностивнутреннего состояния ребенка, то для появления и поддержания произвольноговнимания необходимо сознательное отношение к деятельности. Ни один психическийпроцесс не может протекать целенаправленно, если человек не сосредоточит своеговнимания на том, что воспринимает или делает. Внимание не представляетсамостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне другихпроцессов. Таким образом, внимание является лишь свойством различныхпсихических процессов.
1.2     Развитиявнимания у детей старшего дошкольного возраста
Наблюдая задетьми в любой деятельности можно заметить, как меняется направленность глаз,выражение лица, включение ребенка в познавательную деятельность. Любаядеятельность успешна, если ее сопровождает внимание.
Внимание –важнейший психический процесс, тесно связанный с общей направленнойактивностью, с намерениями, с мотивацией. Внимание – это направленность исосредоточенность сознания на определенном объекте. Внимание существенноотличается от всех психических процессов. Его своеобразие заключается в том,что оно не самостоятельный вид психической деятельности, а организация другихпсихических процессов, при которой определенные восприятия, представления,мысли или чувства осознаются отчетливее других, отходящих на второй план.
“Вниманиеесть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душучеловека из внешнего мира”.
К.Д.Ушинский.

С каждымгодом жизнь предъявляет всё более высокие требования, не только нам, взрослымлюдям, но и нашим воспитанникам. Неуклонно растёт объём знаний, которые нужноим передать. Мы хотим, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, аосмысленным. Наступает момент, и проблема подготовки детей к школе начинаетволновать нас взрослых: специалистов, воспитателей, родителей.
Передо мноймногие годы стоял вопрос, что нужно сделать, чтобы помочь детям справиться сожидающими их в школе сложными задачами, чтобы качественная успеваемость моихвыпускников стала выше. Изучение литературы, большой педагогический опыт ипрактика подсказали, что нужно позаботиться о своевременном и полноценномразвитии у детей высших психических функций: внимания, памяти, восприятия,мышления, воображения. Мы должны научить будущего школьника хорошо и быстрозапоминать, размышлять, и тогда ребёнок сам может почувствовать, что такоевнимание, разобраться, внимателен он или нет, понять, как необходимо внекоторых случаях владеть вниманием. Нужно постоянно думать о своих знаниях имастерстве и, чтобы, владея педагогическими технологиями, добиватьсяпоставленной цели в воспитании и обучении детей. Мы не должны надеяться на свойталант или вдохновение.
Рассмотримособенности внимания у детей 5-7 лет.
У детейвыделяют 3 основных вида внимания: непроизвольное (возникает без усилий воли,как бы само собой); произвольное (требует от ребёнка волевых усилий, емуприходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо, что нужно делать);послепроизвольное (развивается в результате продуманной работы, когда у ребёнкавозникает интерес, появляется увлеченность, вдохновение, снимается волевоенапряжение). Одним из важных свойств является объём внимания – это количествообъектов сознательно удержанных в сознании в короткий промежуток времени.Сколько объектов ребёнок может сознательно удержать в своём сознании в короткийпромежуток времени, судят об объёме его внимания. Устойчивость внимания – этоспособность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности,способность отвлечься от всего постороннего. Противоположным устойчивостиявляется отвлекаемость внимания.
Распределениевнимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то жевремя. Переключение – это сознательный переход от одного объекта к другому.Быстрота переключения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Итак:сосредоточение, устойчивость, переключение – положительные свойства внимания.
Невнимательность,рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства внимания.
Положительныесвойства внимания отражаются в таких особенностях, как спокойствие,сосредоточенность, устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частейлица, устойчивость позы, организованность жестов, твёрдость и уверенность речи.
Отрицательныесвойства внимания сочетаются с частой отвлекаемостью от основного дела,суетливостью, неуравновешанностью, беспорядочным многословием, бегающимвзглядом, меняющейся улыбкой, удивлением, неуверенностью, тревожностью.
У детей собщим недоразвитием речи отмечается, что наряду с различными отклонениями вфонетике, лексике, грамматике у большинства нарушены в той или иной степенинавыки конструктивной деятельности, память, недостаточная устойчивостьвнимания, ограниченные возможности его распределения. Недостатки внимания отрицательносказываются на процессах восприятия.
Произвольноевнимание формируется постепенно. Его развитие зависит от многих факторов: отсостояния здоровья, от соблюдения режима дня, от требовательности ребёнка состороны взрослого, от уровня развития интересов ребёнка, от его психическойактивности, от индивидуальных особенностей. Нервные и болезненные дети чащеотвлекаются, чем спокойные и здоровые.
Возникновениепроизвольного внимания к концу дошкольного периода – важное психическоеновообразование. Ребёнок ещё не может заставить себя быть внимательным, поэтомуему необходима помощь взрослого.
Прежде, чемначать работу над развитием внимания, опираясь на личностно-ориентированныйподход, я изучаю темперамент каждого ребёнка, учитываю особенности темпераментаи влияние его на свойства внимания. От этого зависит правильность понимания ивыполнения детьми заданий, характер взаимоотношений между мною и детьми.
Дети сфлегматическим типом сохраняют устойчивое, сосредоточенное внимание дозавершения любой деятельности, они испытывают трудность в распределениивнимания и медленно выполняют задания.
У детей схолерическим типом темперамента устойчивость и сосредоточенность вниманиязависят от степени осознания ими необходимости какой-либо деятельности, отпотребности в её выполнении.
Вниманиедетей с меланхолическим типом темперамента неустойчивое, им труднососредоточиться и распределить внимание из-за неуверенности в себе.
Для выявленияуровня внимания в начале и в конце учебного года провожу диагностику, включаяследующие вопросы:
·          умениесосредотачиваться;
·          устойчивостьвнимания;
·          объём внимания;
·          переключаемость содного предмета на другой;
·          распределениевнимания;
·          проявляется лирассеянность;
·          застревание естьили нет;
·          генерализацияесть или нет.
Во времядиагностики применяю ряд методик, вот некоторые из них: “Найди и вычеркни”,“Использование фигурных таблиц”, “Найди отличия” и др.
Послепроведения диагностики распределяю детей по подгруппам и составляю планкоррекционных занятий для каждой подгруппы (цель, задачи, принципы, средства,методы, приёмы, прогнозируемый результат). Занятия провожу подгрупповые ииндивидуальные.
У детейфлегматического типа спокойно, доброжелательно выясняю, правильно ли понялребёнок задание. Даю ему дополнительное время для сосредоточения ираспределения внимания, так как этих детей нельзя быстро переключать с однойдеятельности на другую.
Знаяособенности холерического типа, начало занятия стараюсь продумывать так, чтобывнимание детей было сосредоточенным и устойчивым длительное время (проблемныевопросы, мотив и т. д.).
Детеймеланхолического типа поощряю за инициативу, даю время высказаться, отмечаюположительные черты.
Основная целькоррекционной работы способствовать полноценному и личностному развитиюребёнка. Необходимо правильно понимать психолого-педагогическую позицию поотношению к детям; образовательную систему корректировать в том направлении,чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития детей с нарушениямиречи. А развитие речи осуществляется в тесной связи с развитием высшихпсихических функций и всей познавательной деятельности.
Системакоррекционной работы включает следующие направления: развитие средств языка,развитие языковых особенностей, развитие коммуникативной функции речи.Коррекционные задачи направлены на преодоление отрицательных характерныхособенностей и воспитание положительных черт общего и речевого поведения:умения вступать в контакт по собственной инициативе, поддерживать диалог ссобеседником, внимательно вслушиваться в звучащую речь. А также направлены наразвитие психических процессов, связанных с произвольной деятельностью иоказывающих большое внимание на устранение речевых нарушений: направленностьдеятельности, сосредоточенность внимания и способность его к переключению ираспределению, своевременное включение в деятельность, самостоятельность иответственность за выполнение задания, умение довести начатое дело до конца вопределенной последовательности и нужном темпе.
Работа повыполнению коррекционных задач приводит к совершенствованию свойств внимания,памяти, мышления, воображения и оказывает положительное влияние на устранениедефектов речи.
Коррекционно-воспитательнуюзадачу нельзя считать выполненной на занятии только потому, что был использованинтересный приём или игра на развитие внимания. Слежу за развитием внимания нетолько в игре, а на протяжении всего занятия. Учу детей внимательновслушиваться в речь, замечать ошибки товарищей, исправлять их. То же самоеделаю при развитии у детей самостоятельности, целенаправленности, собранности,усидчивости и т.д.
В своейработе я применяю эмоционально-окрашенные игры, задания, требующие постоянныхволевых усилий, решение интеллектуальных задач, активное взаимодействие собъектом (рассматривание, изучение), переключение с одного объекта на другой, содного вида деятельности на другой. Подчиняю внимание детей сознательнопоставленной цели и требованиям деятельности. А чтобы достичь поставленнойцели, ребёнку нужно уметь контролировать свои текущие действия и следить за тем,насколько они приближают его к ней.
В 5 летребёнок должен научиться подчинять свои действия речевой инструкции взрослого,а в 6 – 7 лет подчинять своё поведение собственной речевой инструкции. Длятренировки произвольного внимания необходимо последовательно анализироватьразличные признаки (или стороны) одного объекта и сравнивать их с особенностьюдругого.
Чтобы ребёнокучился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить большерассуждать вслух, и он сможет произвольно в течение длительного времениудерживать своё внимание на тех или иных предметах, их деталях и свойствах. Всознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально, поэтому назанятиях, в играх я применяю яркие, большие красочные предметы, игрушки,элементы различных театров. Для развития внимания использую компоненты(указания, словесные обозначения элементов, ситуаций). Учебные задания вотличие от игровых, как правило, содержат больше новой информации, а процесс ихвыполнения требует более длительного сосредоточения.
Вниманиеребёнка формируется в практической деятельности. Игра и есть та деятельность,которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, является одним из могучихсредств обучения и воспитания, в которой ребёнок осваивает эмоционально, азатем интеллектуально всю систему человеческих отношений. Она позволяетразвивать внимание, мышление и другие психические процессы, поэтому в системеобучения и воспитания детей с нарушениями речи игры занимают не толькозначительное место, но и представлены во всём их многообразии: сюжетно-ролевые,дидактические, хороводные, подвижные и т.д.
Внимание удетей развиваю соответствующей тренировкой в различных упражнениях,психологических играх, например: “Графический диктант”, “Незаконченныерисунки”, “Что произойдёт, если …”, “Запомни и повтори”, “Самый внимательный”,“Исправь ошибку”, “Небылицы”, “Наоборот”, “Четыре стихии” и др.
Вывод: надоучить ребёнка быть “внимательным”. В 5 – 7 лет развивать у ребёнка способностькак можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), атакже быстро переключать внимание с одного объекта на другой.
Научитьребёнка подчинять своё внимание сознательно поставленной цели (или требованиямдеятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенныесвойства.
Психологиустановили, чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективностьобучения. Именно невнимательность является главной причиной плохой успеваемостидетей в школе, особенно в младших классах. Ведь обучение в школе ставит передучениками задачи, не похожие на те, которые он привык решать в детском саду вовремя игр.
1.3Психолого–педагогическая характеристика старших
дошкольниковс общим недоразвитием речи
Впервыетеоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано врезультате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детейшкольного и дошкольного возрастов, проведенных Левиной Р.Е. и коллективомнаучных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекционной педагогики(Никашина Н.А., Каше Г.А., Спирова Л.Ф., Жаренкова Г.М., Чевелева Н.А., ЧиркинаГ.В., Филичева Т.Б. и др.).
Под термином«общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевыерасстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентовречевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальномслухе и интеллекте. У детей с общим недоразвитием речи в большей или меньшейстепени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух,недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно,плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запасотстает от возрастной нормы, как по количественным, так и по качественнымпоказателям; оказывается недоразвитой связная речь (Воробьева В.К.(1986),Гриншпун Б.М.(1968), Глухов В.П. (1987), Левина Р.Е. (1968), Филичева Т.Б.(1985), Чиркина Г.В  (1985) и др.).
Общеенедоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевойпатологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии, заикании — в техслучаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса ипроблемы в фонетико-фонематическом развитии. Ведущими признаками общегонедоразвития речи являются: позднее начало речи, скудный словарный запас,дефекты произношения и фонемообразования.
Данныепроявления общего недоразвития речи указывают на системное нарушение всехкомпонентов речевой деятельности. Речевой опыт таких детей ограничен, языковыесредства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется ограниченно.Разговорная речь является бедной, малословной, тесно связана с определеннойситуацией и вне этой ситуации она становится непонятной. Связная монологическаяречь или отсутствует, или развивается с большим трудом (своеобразием) ихарактеризуется качественным своеобразием. Наиболее ярким показателем общегонедоразвития речи является отставание экспрессивной речи при относительном напервый взгляд, понимании обращенной.
Существует неменее двух подходов к классификации общего недоразвития речи.
Первый подход- психолого-педагогический, был предложен Р.Е. Левиной (1968). В рамках этогоподхода выделено три уровня речевого развития у детей с речевой патологией. Этаклассификация была дополнена в 2001 году четвертым уровнем (Т.Б. Филичева,2001). Второй подход — клинический представлен в работах Е.М. Мастюковой(1997). Она рассматривает общее недоразвитие речи трех типов:
Неосложненныйдизонтогенетический вариант ОНР;
ОНР всочетании с рядом неврологических и патопсихологических нарушений, — осложненный вариант ОНР;
ОНРвследствие моторной алалии речи является ведущим дефектом и при моторнойалалии, и при дизартрии.
Такимобразом, и при моторной алалии, и при дизартрии некоторые компоненты речи имеютсхожие признаки.
Специальныеисследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общегонедоразвития речи. Схематично их можно разделить на три основные группы.
У детейпервой группы имеют место признаки лишь общего недоразвития речи без другихвыраженных нарушений нервно-психической деятельности. Это неосложненный вариантОНР. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы.В их анамнезе нет четких указаний на выраженные отклонения в протеканиибеременности и родов. Лишь у одной трети обследуемых при подробной беседе сматерью, выявляются факты нерезко выраженного токсикоза второй половиныбеременности и родов или длительной асфиксии в родах. В. этих случаях частоможно отметить недоношенность или незрелость ребенка при рождении, егосоматическую ослабленность в первые месяцы и годы жизни, подверженностьпростудным заболеваниям.
Отсутствиепарезов и параличей, выраженных подкорковых и мозжечковых нарушенийсвидетельствует о сохранности у них первичных (ядерных) зон речедвигательногоанализатора. Небольшие неврологические дисфункции в основном ограничиваютсянарушениями мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированныхдвижений пальцев рук, несформированностью праксиса кинестетического идинамического. Это преимущественно дизонтонтогенетический вариант ОНР (Е.М.Мастюкова, 1971,1981).
У детейвторой группы общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических ипсихопатологических синдромов. Это осложненный вариант ОНР церебральноорганического генеза, при котором имеет место энцефалопатический симптомокомплекснарушений. При тщательном неврологическом обследовании детей второй группывыявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика, свидетельствующая онегрубом повреждении отдельных мозговых структур (В.В.Ковалев, И.И. Кириченко,1970). Среди неврологических синдромов у детей второй группы наиболее частымиявляются следующие:
— гипертензионно-гидроцефальный синдром (синдром повышенного внутричерепногодавления);
— церебраастенический синдром (повышенная нервно-психическая истощаемость);
— синдромыдвигательных расстройств (изменение мышечного тонуса). Клиническое ипсихолого-педагогическое обследование детей второй группы выявляет наличие уних характерных нарушений познавательной деятельности, обусловленных как самимречевым дефектом, так и низкой работоспособностью.
У детейтретьей группы имеет место наиболее стойкое и специфическое речевоенедоразвитие, которое клинически обозначается как моторная алалия. У этих детейвыявляются признаки поражения (или недоразвития) корковых речевых зон головногомозга и, в первую очередь зоны Брока. При моторной алалии имеют место сложныедизонтогенетически-энцефалопатические нарушения.
Характернымипризнаками моторной алалии являются следующие: выраженное недоразвитие всехсторон речи — фонематической, лексической, синтаксической, морфологической,всех видов речевой деятельности и всех форм письменной и устной речи.Рассмотрим более подробно клинико-педагогические особенности детей с моторнойалалией.
В работахразных авторов выявлены особенности речевого развития при алалии на основеприменения различных критериев: физиологических, клинических, психологических,лингвистических, психолингвистических и др.
Описаныразличные формы алалии, разработана методика логопедического воздействия приразных формах недоразвития речи. Успехи в изучении алалии в работах новейшегопериода достигнуты благодаря тому, что исследователи в своей деятельности сталишироко опираться на методологию комплексного синдромального подхода к анализудефекта.
Е.Ф.Соботович (1981) отмечает, что основным при моторной алалии является нарушениеовладения знаковой формой языка, т.е. правилами сочетания и использованиязнаков в процессе порождения речи. У детей не формируются операциипрограммирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождениявысказывания; могут быть несформированными как операции выбора, так и операциикомбинирования, следствием чего оказывается нарушенным языковое (и речевое)оформление высказывания. Нарушаются все аспекты лексико-грамматическогоструктурирования: выбор слов и порядок их расположения, грамматическоемаркирование и звуковое оформление высказывания. В целом это может бытьохарактеризовано как несформированность психофизиологических механизмов,обеспечивающих усвоение, воспроизводство и адекватное восприятие знаков языка.
Развитиепроизношения у детей с алалией характеризуется качественным и количественнымсвоеобразием, которое выявляется в той или иной мере у всех детей и на каждомиз этапов речевого развития. В работах нейрофизиологического направления артикулярныенарушения прослеживаются в связи с затруднениями из-за недоразвитияопределенных зон коры мозга, обусловливающих затруднения тонких артикуляционныхдифференцировок и приводящих к несформированности как самих звуков, так ислоговой структуры слова (Р.А. Белова-Давид, 1969; Н.Н. Трауготт, 1940).
В работахпсихолого-педагогического направления (Р.Е. Левина (1959, 1961), В.К. Орфинская(1968), А.К. Маркова (1973), Е.Ф. Соботович (1981), О.Н. Усанова (1992) и др.)фонетические нарушения рассматриваются в тесной связи с особенностямилексического и грамматического развития детей с алалией. Развитие фонетическойстороны в значительной степени зависит от развития словаря и даже определяетсяим. Звуки появляются в ряде случаев спонтанно под влиянием развития словаря,однако их использование в составе слова сопряжено со значительнымизатруднениями. Об этом свидетельствуют многочисленные ошибки привоспроизведении звукового состава слова детьми, даже при условии правильногопроизношения ими изолированных звуков. Особенности нарушения грамматическогостроя речи представлены в работах Б.М. Гриншпуна (1975), В.А. Ковшикова 1985),Р.Е. Левиной 1958,1961), Е.Ф. Соботович 1981), Н.Н. Трауготт 1940), С.Н.Шаховской (1969) и других исследователей. Дети затрудняются при именном иглагольном управлении, при согласовании, не используют предлоги и союзы, в ихречи нет четкости родовых и числовых окончаний и т.д. Неправильно используютсясмыслоразличительные приставки. Преобладают корневые слова, лишенные флексий,отмечается морфологическая неоформленность высказывания. У детей с алалиейнедостаточная вариативность в использовании грамматических средств; различие ииупотребление практически всех грамматических форм затруднено.
Выводы: такимобразом, у детей с общим недоразвитием речи в большей или меньшей степениоказываются нарушенными произношение и различие звуков на слух, недостаточнополноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохоусваиваются навыки словоизменения и словообразования. Ведущий признак ОНР –позднее начало речи, маленький словарный запас, дефекты произношения. Всепроявления общего недоразвития речи указывают на системное нарушение всехкомпонентов речевой деятельности. В работах разных авторов выявлены особенностиречевого развития при ОНР на основе применения различных критериев:физиологических, клинических, психологических и др. Успехи в изучении общегонедоразвития речи достигнуты благодаря тому, что исследователи в своейдеятельности стали широко опираться на методологию комплексного подхода.

2. Экспериментальнаяработа по изучению особенностей внимания
у дошкольников с общимнедоразвитием речи
2.1 Методы и методикиособенностей внимания у дошкольников с
общим недоразвитиемречи
Целенаправленноеформирование внимания речи потребовало от нас углублённого исследованияразличных сторон этого вида речевой деятельности у детей. Набор методик,предложенный нами, предназначается для изучения внимания детей с оценкой такихкачеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем.
Перваяметодика «Найди и вычеркни» предназначена для определения продуктивности и устойчивостивнимания. Заключалась в том, что ребенку показывают рисунок, на котором вслучайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч,цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкциюследующего содержания: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебекартинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда яскажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать изачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названныепредметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время тыдолжен остановиться и показать мне то изображение, которое ты увидел последним.После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажуслово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать ивычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажуслово «конец». На этом выполнение задания завершиться.»
В этойметодике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (черезкаждые 30сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай». Мы в этой методике давалиребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разныхпредмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик –горизонтальной. Мы сами отмечали на рисунке ребенка те места, где даютсясоответствующие команды.
При обработкеи оценке результатов мы определили количество предметов на рисунке,просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т. е. за все время выполнениязадания, а так же отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данныемы внесли в формулу, по которой определяли общий показатель уровня развитости уребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:
 S= 0,5.N -2,8n ,
    t
где S — показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка; 
N — количество изображений предметов на рисунке просмотренных ребенком за времяработы;
t – времяработы;
n –количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками мы считали пропущенныенужные или зачеркнутые ненужные изображения.
В итогеколичественной обработки психодиагностических данных мы определяли поприведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы надметодикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала.Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.
По всемпоказателям S, полученным в процессе выполнения задания, мы построили график,на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во временипродуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графикапоказатели продуктивности и устойчивости мы переводили в баллы по десятибальнойсистеме:
10 баллов –показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.
8-9 баллов –показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.
6-7 баллов –показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла.
4-5 баллов –показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.
2-3 балла –показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50балла.
0-1 балл –показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.
Выводы обуровне развития
10 баллов –продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.
8-9 баллов –продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.
4-7 баллов –продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.
2-3 балла –продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.
0-1 балл –продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.
Тестовоезадание во второй методике, подобранной нами, под названием «Проставь значки»предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Передначалом выполнения задания ребенку был показан рисунок. Работа с этим рисункомзаключалась в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков иромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т. е.,соответственно, галочку, черту, плюс или точку.
Ребенокнепрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общийпоказатель переключения и распределения его внимания мы определяли по формуле:
S = 0,5.N- 2,8n,
 120
где S — показательпереключения и распределения внимания;
 N — количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующимизнаками в течение двух минут;
 n –количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками мы считалинеправильно проставленные значки или пропущенные, т.е. не помеченныесоответствующими знаками геометрические фигуры.
Оценкарезультатов
10 баллов — показатель S больше чем 1,00.
8-9 баллов — показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.
6-7 балов — показатель S находится в пределах от 0,50 до 0,75.
4-5 балла — показатель S находится в интервале от 0.25 до 0.50.
0-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.
 Выводы обуровне развития
10 баллов — оченьвысокий.
8-9 баллов — высокий.
6-7 баллов — средний.
4-5 балла — низкий.
0-3 балла — оченьнизкий.
С помощьюследующей методики «Запомни и расставь точки» мы оценивали объем вниманияребенка. Для этого мы использовали стимульный материал, изображенный нарисунке. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов,которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказалсяквадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальныеидут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числомточек).
Перед началомэксперимента ребенок получил следующую инструкцию:
«Сейчас мыпоиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показыватькарточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точкив пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенкупоследовательно, на 1-2 сек, мы показывали каждую из восьми карточек с точкамисверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагалосьвоспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время давалосьребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, иотметить их в пустой карточке.
Оценкарезультатов
Объемвнимания ребенка считывает максимальное число точек, которое он смог правильновоспроизвести на любой из карточек (мы выбирали ту из карточек, на которой быловоспроизведено безошибочно самое большое количество точек).Результатыэксперимента мы оценивали в баллах следующим образом:
10 баллов –ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.
8-9 баллов –ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.
6-7 баллов –ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.
4-5 баллов –ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.
0-3 балла –ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.
 Выводы обуровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов –высокий.
6-7 баллов –средний.
4-5 балла –низкий.
0-3 балла –очень низкий.

2.2  Анализ уровня сформированностиособенностей внимания у
дошкольников с общимнедоразвитием речи
Обработка ианализ первой методики дали следущие результаты. Мы определяли количествопредметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение всего времени выполнениязадания, а так же отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данныемы внесли в вышеуказанную формулу, по которой определили одновременно двасвойства внимания: продуктивность и устойчивость. По всем показателям S мыпостроили график, на основе которого можно судить о динамике изменения вовремени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. Показателипродуктивности и устойчивости мы переводили в баллы. Итак проанализировавпервую методику мы пришли к выводу, что продуктивность внимания у детей с общимнедоразвитием речи за общее время выполнения задания (2,5 мин) представляетсобой график среднепродуктивного, но не устойчивого внимания т. е. прямаяизображенная посредством линии типа ______, показатель S находится в границахот 0,50 до 0,75. Но методика состояла из пяти 30-секундных интервалов, поэтомумы увидели, что к концу выполнения задания продуктивность и устойчивостьвнимания ухудшилась и кривая графика стала в виде прямой — — — — —. Детям былосложно уложиться в отведенное для выполнения задания время. В задании былоочень много ошибок т. е., пропущенных нужных и зачеркнутых ненужныхизображений. Детям было сложно сконцентрироваться на данном задании.

                                S
/>/>                                                                                                                                                                                                    
/>                                                       Зона очень                                    высокопродуктивного                              
/>/>                      1,25                                                            внимания
/>                     1,00                                                             Зонавысокопродуктивного
/>                      0,75                                                             внимания
/>/>                     0,50                                                             Зонасреднепродуктивного
/>                      0,25                                                              внимания
                     0,00                                                              Зонанизкопродуктивного
/>/>/>/>/>/>                                                                                          внимания
/>

                                   0,5  1,0  1,5  2,0  2,5
На основанииэтой методики мы отметили, что у детей дошкольного возраста с ОНР продуктивностьи устойчивость внимания значительно ниже, чем у нормально развивающихся детей.Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы поформированию внимания.
Анализируявторое задание, в котором мы диагностировали переключение и распределениевнимания мы увидели, что дети с ОНР делали много ошибок. Им сложно было отметитькаждую фигуру, так же были трудности с тем, что каждой фигуре соответствовалопределенный значок, дети их путали. Многие фигуры были просто пропущены.Распределение и переключение внимания у диагностируемых детей с ОНР имеетнизкий уровень развития.
Так как объемвнимания ребенка считывает максимальное число точек, которое он смог правильновоспроизвести на любой из карточек, а мы выбирали ту из карточек, на которойбыло воспроизведено безошибочно наибольшее количество точек. При анализезадания, в котором мы смотрели на объем внимания, мы увидели, что дети с ОНР имеютнизкий уровень развития, так как в большинстве карточек количество правильновоспроизведенных точек составило от 2-х до 3-х.
Проведенныеисследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей,характеризующих состояние внимания детей с ОНР, которые необходимо учитыватьпри проведении коррекционной работы. Исследование внимания детей позволилополучить дополнительные данные о степени их готовности к школьному обучению.Кроме того, исследование детей с использованием различных видов заданий далонам возможность установить, в каких видах внимания у каждого ребенка отмечаютсянаибольшие затруднения и на какие виды можно опираться в процессекоррекционного обучения.
Былоустановлено, что затруднения у детей чаще всего возникали в начале выполнениязаданий. Что и заставляло нас повторять инструкцию к заданию несколько раз. Дляданной категории детей оказалось типично: среднепродуктивное и не устойчивоевнимание; низкое переключение и распределение; и соответственно низкий объемвнимания.
На основанииданных проведенного исследования мы пришли к выводу, что у детей с ОНРсформированность внимания очень низкая.

Заключение
Развитие речитесно связано с психическим развитием ребенка, со спецификой формированиявысшей нервной деятельности.
Длядошкольников с речевыми расстройствами характерны такие патологии восприятия,как агнозии различной модальности.
Удошкольников с общим недоразвитием речи наиболее развита моторная память, анаименее – слуховая. Такие дети уступают своим сверстникам с нормальнымразвитием речи по объему памяти и по развитию смысловой памяти.
У детей снарушениями речи значительно снижены, по сравнению с их сверстниками безнарушений речи, различные стороны внимания: концентрация, переключение,распределение, объем и устойчивость.
У детей собщим недоразвитием речи мышление зависит от системного недоразвития речи.Степень нарушения развития мышления в большинстве случаев зависит от тяжестиречевого дефекта.
Усвоение речиочень способствует формированию детского воображения, а задержка речевогоразвития приводит к отставанию в развитии воображения.
Общеенедоразвитие речи негативно сказывается на развитии эмоционально-волевой иличностной сфер.
Итак, невызывает сомнения тот факт, что патология речевого развития в детском возрастене может рассматриваться как изолированный дефект. Недоразвитие речи оказываетвлияние на формирование всей психической деятельности ребенка.

Список использованнойлитературы
1.      АверинВ.А. Психология детей и подростков: учебн. пособие — изд.2-е перераб. и доп.-М., 2001.
2. Аксарина Н.М.Воспитание детей раннего возраста. М., 1999 с. 65
3. Андреева Г.М.Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 2005.
4. Балобанова В.П.,Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей иорганизация логопедической работы в условиях дошкольного образовательногоучреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
5. Бельтюков В.И. Обусвоении детьми звуков речи М, Изд-во АПН РФ, 2002.
6. Выготский Л.С. – М.:Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2004
7. Гаркуша Ю.Ф. Системакоррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи.– М., 2006
8. Гербова В.В. Занятияпо развитию речи в старшей группе детского сада М., 1994.
9. Ефименкова Л.Н.Формирование речи у дошкольников. – М., 2005
10. Жаренкова Г.И.Выявление недостатков речи у детей. В сб.: Недостатки речи у учащихся начальныхклассов массовой школы, под ред. Р.Е. Левиной М., Просвещение, 1999,
11. Жукова Н.С.,Мастюкова Е.М. Если Ваш ребенок остается в развитии. — М., 1993.
12. Калягин В.А.Логопсихология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: «Академия»,2007.
13. Каше Г.А. Подготовкак школе детей с недостатками речи. – М., 2001.
14. Ковшиков В.А… ЭлькинЮ.А. К вопросу о мышлении детей с экспрессивной (моторной) алалией //Дефектология. – 2000 — №2
15. Левина Р.Е. Основытеории и практики логопедии, Москва, 1998.
16. Леонтьев А.Н.Проблемы развития психики. – М., 2004.
17. Лурия А.Р. Высшиекорковые функции человека. Изд-во МГУ, 1999.
18. Микадзе Ю.В.,Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьниковв связи с неуспеваемостью в школе. М.: ИнтелТех, 2001
19. Овчинникова Т.С.Анализ психомоторного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи//Актуальные вопросы оториноларингологии и логопатологии. – СПб… 2002
20. Сенсорное воспитаниедошкольника, под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М, Изд во АПН РФ, 2003.
21. Справочник работниканародного образования. М., 1999
22. Тихеева Е.И. Развитиеречи детей. М., 2001 с. 105
23. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условияхспециального детского сада. — М., 2000.
24. Флоренская Ю.А.Клиника и терапия речевых нарушений М, Медгиз, 1998.
25. Хватцев М.Е ЛогопедияМ, 1999
26. Цукер М.Б. Введение вневропатологию детского возраста. М, Медицина, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Исследование уравнения регрессии
Реферат Автоматизация процесса приготовления сырьевого шлама цемента в бесшаровой мельнице "Гидрофол"
Реферат Инфекционный ринотрахеит крупного рогатого скота
Реферат Ландер, Карл Иванович
Реферат Critique Of Immediate Versus Delayed Fluid Resusci
Реферат Особенности правового института государственной службы
Реферат Beethoven 3 Essay Research Paper BeethovenEvents of
Реферат Архетипи та універсалії української ментальності
Реферат Расчёт электромагнита клапанного типа
Реферат Bad Faith Essay Research Paper
Реферат Golden Age Of Islam Essay Research Paper
Реферат Влияние голштинизации на продуктивность и воспроизводительные качества коров черно-пестрой породы
Реферат Полеты в стратосферу в СССР в 1930-е гг.
Реферат Национальное самосознание - главный фактор в построении могущественной и процветающей России
Реферат Влияние рок музыки на формирование самооценки подростков в музыкально образовательном процессе