Реферат по предмету "Педагогика"


Место социального педагога в социализации личности

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ СОЦИАЛЬНАЯПЕДАГОГИКА НА ТЕМУ:
«МЕСТО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ВСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

Краснодар 2010

Введение
 
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляетсяразвитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полнойзависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов. От того каковыусловия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданскаяпозиция.
Родителей в силусоциально- экономического положения современного общества окружает множествопроблем. Это ведет к ухудшению их физического и психического состояния, чтосказывается и на воспитании детей. Поэтому, наряду с семьями, где ещесохраняются семейные традиции, имеется положительный опыт воспитания детей,возрастает количество таких, где наблюдается уменьшение «воспитательныхресурсов» родителей. В частности, идет снижение качества и количества речевогообщения, изменение родительских установок. Родители становятся болееавторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у нихжёстче. Ситуация усугубляется при сочетании факторов среды с генетическиунаследованными образованьями. Все это отрицательно сказывается на развитиивзаимоотношений ребенка с окружающим, приводит к тяжелым последствиям вбудущем. Такие дети чаще становятся на путь правонарушений, преступности илизамыкаются в себе.
Способствовать созданиюсоциально-благополучной среды для каждого воспитанника — главная задачасоциального педагога образовательного учреждения. Направления деятельности поеё реализации определяются задачами образовательного учреждения.

1.        Актуальные сегодня цели и задачи
 
Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка. Это возможно только приэффективном сотрудничестве с семьями. Отсюда главная задача: создатьусловия для эффективного взаимодействия с семьями реальных и потенциальныхвоспитанников.
Эта задача длясоциального педагога является определяющей при выборе приоритетных направленийего социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении. Выделяюттри основных направления:
·         работапо организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса:
·         работапо защите прав ребенка;
·         работапо вопросам социального развития ребенка.
Организацию работы поданным направлениям можно представить в виде структурно-функциональной модели,которая условно состоит из трех блоков: информационно-аналитического,практического и контрольно- оценочного.
 
2.        Содержание социально-педагогической деятельности врамках установленных блоков
I. Информационно-аналитический блок — это информирование, сбор и анализ сведений о родителяхи детях; изучение семей, их трудностей и запросов, выявление нарушений правребенка в семьях; оценивание профессиональных качеств педагогов, необходимыхдля эффективного взаимодействия с родителями и детьми.
При изучении семьииспользую следующие методы: опрос воспитателей, анкетирование родителей («Мойребенок и его индивидуальные особенности»), индивидуальные беседы с детьми иродителями, патронаж, интервьюирование. Тесное сотрудничество с педагогом-психологом и учителями, так как для выявления реальных условий развития ребенканеобходимы данные специальных диагностических методик, изучение медицинскихкарт, наблюдений, которые они проводят.
Диагностика нарушенийправ ребенка в семье состоит из трех этапов:
1-ый этап.Выявление детей, имеющих психические проблемы, проблемы в общении.
Многочисленныеисследования показывают, что дети, права которых в семье нарушаются, труднообучаемы, они неорганизованны, агрессивны, неуравновешенны. Для них характернычастые смены настроения, неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях сосверстниками и взрослыми, воровство.
Для выявления такихдетей использую методы диагностики — экспертная оценка, где в качествеэкспертов выступают педагоги.
2-ой этап.Выявление родителей, нарушающих права своих детей (применение физического илипсихического насилия).
Для этой цели используютанкету на выявление неадекватного отношения к физическим наказаниям. Родителям,у которых выявлено неадекватное отношение к физическим наказаниям, предлагаютзаполнить опросник и анкету Басса — Дарки. Данные методики помогают: определитьнасколько агрессивны родители — насколько у них выражены физическая, косвенная,вербальная агрессия, раздражение; определить методы воздействия на ребенка,применяемые в семье (в этом году было выявлено три семьи, где у родителейприсутствовали агрессия и раздражение в отношении детей). На этом же этапесреди детей проводят диагностику «Рисунок семьи» (РС). Результаты даннойдиагностики показывают, что в семьях детей, проявляющих признаки агрессии,существуют проблемы во взаимоотношениях взрослых и детей или между родителями.
3-ий этап.Выявление особенностей семейного воспитания и отношений между родителями в техсемьях, где выявлено, согласно предыдущим этапам диагностики, что нарушаютсяправа ребенка. Методика «Родительско-детские отношения» (РARI) (Е.С. Шефер, Р.К.Белл) направлена на выявление не только слабых, но и сильных сторон родителей,что помогает провести коррекционную работу с опорой на эти стороны.
Полученная приобработке диагностических данных информация позволяет определить проблемы педагоговпо налаживанию эффективного взаимодействия с родителями; реальные запросы ипотребности родителей, проблемы воспитания и нарушения прав ребенка. А такжевыбрать наиболее эффективные формы работы со всеми субъектами образовательногопроцесса.
Работа с родителями врамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязаннымнаправлениям:
Первое направление — просвещение родителей и педагогов. В рамках работы по этому направлениюосуществляется передача информации по вопросам защиты прав ребенка и егосоциального развития. Используют следующие формы работы с родителями: лекции;индивидуальные и групповые консультации: «Законодательно -правовая база позащите прав ребенка. Координация усилий детского сада и семьи», «Проблема наказаний»,«Нарушение прав ребенка в семье», «Личностно — ориентированное общение сребенком», «Семья и ребенок — взаимоотношения и готовность ребенка к школе»,«Трудовое воспитание ребенка в семье и в детском саду — основа формированиянравственно — волевых качеств», «Дружеские взаимоотношения взрослых и детей — основа формирования положительных черт характера», «Игры для развития детей вдомашних условиях»; информационные листы на стенде «Ребенок и закон», «Для васродители»; информационно-просветительская газета «Солнечный вестник»; листы-памяткидля родителей и педагогов; библиотека в кабине социально-психологическойслужбы. Для работы с педагогами использую консультации: «Проблема зашиты правребенка», «Профилактика и коррекция нарушений прав ребенка в семье», «Какприйти к личностно-ориентированной модели общения»), лекции-визуализации(«Культура поведения педагога дошкольного образовательного учреждения»).
Второе направление — продуктивное общение всех участников образовательного пространства, т.е.обмен мыслями, идеями, чувствами в условиях ситуативно-делового, личностно-ориентированногообщения на основе общего дела. В рамках работы по этому направлению используюттакую форму, как совместное творческое дело: рисование детей и родителей натему «Герб моей семьи», «Любимой маме посвящается», «Осторожно, огонь»; поделкииз природного материала и работы декоративно-прикладного искусства (бисер,вышивка, аппликация) для выставок, проводимых в образовательных учреждениях натему «Творим всей семьей». Проводят семинары-практикумы для родителей сучастием детей, встречи с интересными людьми. Проведение таких социально-значимыхмероприятий для ребенка становится событием. В этом случае происходит«со-бытие» детей и взрослых, в котором ключевым технологическим моментомявляется их совместная деятельность. Такие мероприятия способны: выступитьинтегрированным условием личностного развития человека — и взрослого, иребенка; в позитивном направлении изменить ценностные установки семьи; сблизитьвзрослых и детей.
II. Второй блок условноназывается практическим, потому что в рамках этого блока проводитсяработа, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьеми развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей; социализацияличности ребенка; коррекционная работа по решению проблем личностного развитиядетей.
Для решения конкретноопределенных задач организуют как традиционные, так и нетрадиционные формыработы с родителями:
Родительские собрания.Компонентами процедуры проведения собрания являются выступления детей;представления результатов детской деятельности; выставки детских творческихработ; фотовыставки; практические приемы передачи информации: участие в играх,организованных педагогами, совместное выполнение упражнений; просмотр видеосъемоки слайд-шоу. Чаще стали практиковать проведение собраний в форме деловой игры.
Семейные клубы,организованные для работы с семьями, имеющими детей с проблемами в общении иповедении. В рамках клуба проводятся мероприятия как для родителей с цельюповышения психолого-педагогических знаний (консультации, беседы за круглымстолом, тренинги), так и совместных мероприятий с родителями и детьми.
Школа молодых родителейорганизована для работы с семьями потенциальных воспитанников детского сада.Занятия школы также проводятся как совместно с детьми, так и без детей. Цельзанятий: подготовить родителей и детей к поступлению в детский сад, выявить ипомочь решить проблемы семейного воспитания, дать необходимые знания повопросам нервно-психического развития детей раннего возраста.
Особое вниманиеуделяется взаимодействию с неблагополучными семьями и относящимися к группе«риска»: многодетными, неполными, малообеспеченными, т.к. на сегодняшний деньнаблюдается рост числа многодетных семей, стабильно высоким остается количествонеполных и малообеспеченных семей. Для работы педагогического коллектива с даннойкатегорией семей разработан план профилактических мероприятий с семьямивоспитанников, план работы с многодетными семьями.
В рамках практическогоблока проводится коррекционная работа с семьями по защите прав ребенка,которая включает два этапа:
1 этап. Ознакомлениеродителей с представлениями современной возрастной психологии о
·         значимостипериода дошкольного детства, ранимости детской психики, возможных последствиях
·         жестокогои грубого обращения с ребенком (родители группы риска не выделяются, приглашаютсяна общие мероприятия с родителями).
Формы и методы: общееродительское собрание; групповые собрания (родители сравнивают собственный опыти взгляды с позицией других родителей, которые используют методы и приемы, нетравмирующие психику ребенка); занятия «Семейного клуба», где рассматриваетсяпроблема наказаний и отношения к агрессивному поведению ребенка.
2 этап. Работа сродителями группы риска.
Формы и методы:
Дискуссии по вопросампоощрения и наказания, консультирование о связи дисциплинарных воздействий идетского развития, обучение родителей индуктивным методам управления поведениемребенка. Индивидуальные беседы с родителями и детьми. Параллельно с даннойработой проводится коррекционная работа с детьми педагогом-психологом(психогимнастика).
Т.о. складываетсясистема работы по защите прав ребенка в образовательном учреждении.
III. Контрольно-оценочныйблок — это анализ эффективности мероприятий (количественный икачественный).
Для определенияэффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьями, используютметоды, которые применяют сразу после проведения того или иного мероприятия — этоопрос, оценочные листы, экспресс-диагностика. Повторную диагностику,собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей используют дляотслеживания и оценки отсроченного результата.
3. Специфика работысоциального педагога с семьёй
Социальный педагогсталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи, где ребёнок живет впостоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хроническибольные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей.
Требуется повседневнаязащита социальным педагогом, когда в семье нет отца или матери и ребеноквоспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загуловродителей ребенок остаётся одиноким, когда родители отвергают любовь ребенкаили «спекулируют» любовью к нему в своих отношениях.
Именно в таких семьях уребенка наблюдается отклонения в поведении. Когда в семье нет контактов, когдак ребенку относятся формально, любовь и доброжелательность взрослыхположительно влияют на ребенка.
Социальный педагогсемье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3родителей испытывают трудности в воспитании ребенка.
Прежде чем рассмотретьработу социального педагога с семьей, следует напомнить типы семей, с которымиприходится сталкиваться социальному педагогу. Это городская и сельская семья,традиционная, современная, многодетная, неполная, семья беженцев, эмигрантов,военнослужащих, опекунов и усыновителей. Семья несовершеннолетней, «маленькоймамы», национальная и т.д.
В современных условиях,когда на семью возлагается вся ответственность за воспитание и содержаниедетей, поддержку престарелых, важно суметь создать такую внутрисемейнуюобстановку, климат семьи, которые бы обеспечивали соответствующие условия дляэтого.
Социальному педагогуприходится сталкиваться с различными проблемами семьи. Это:
— больные дети,дети-инвалиды;
— пожилые родители,инвалиды, пенсионеры;
— половая распущенностьи проституция;
— алкоголики инаркоманы;
— дети-бродяги;
— развод родителей
Задача социальногопедагога в работе с семьей – это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того,следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.
К предупреждениюотносится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплатыпособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кромепедагогических проблем, работы с семье, решает социальные, экономические,медицинские и психологические задачи.
Главная цель –мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого,во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следуетпроконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода изкризиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения.
4. Современная помощьсемье
В 1992 г. ПравительствоРоссийской Федерации принимает постановление «О первоочередных мерах посозданию государственной системы социальной помощи семье», которое включаетэкономическую, правовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь.Это постановление было направлено на осуществление государственной политикисемьи и детей.
Новая социальнаяполитика в стране относительно семьи и детей проявляется в выплате пособий наребенка, создании новых учреждений социального обслуживания, которыеориентированы на семью и детей.
Это проявилось ворганизации различных учреждений социального обслуживания, которые оказывалипомощь семье, детям-сиротам, трудным подросткам, организации семейного отдыха,семейных клубов, где и взрослые и дети проводят отдых всей семьей.
Местные органы создаютразличные центры, в которых оказывается помощь семье в кризисной ситуации.
Более распространеннойформой оказания помощи семье являются центры смешанного типа, в которыхпроводится работа различных служб. Так, одна из них — это служба социальнойреабилитации, где осуществляется реабилитация лиц, попавших в трудную жизненнуюситуацию. Здесь оказывается материальная помощь, помогают найти работу,занимаются проблемами усыновления, опекой и попечительством.
В социальной службемолодежи помогают молодым людям в трудоустройстве, помогают молодой семье,вернувшимся из заключения, алкоголикам, наркоманам.
В центрах реабилитациидетей-инвалидов учитываются все дети-инвалиды, дети с различными патологиями,им оказывается психологическая, медицинская и педагогическая помощь.Осуществляется профессиональная подготовка.
Организацией досугасемей, проведением культурно-массовых мероприятий занимаются центры досуга. Вних родители могут оставить детей на несколько часов, в них собираютсяподростки, дети и родители проводят досуг вместе.
В медико-социальномцентре оказывается помощь и детям, и всем членам семьи, всем слоям населения.Здесь осуществляется патронаж над семьями с малолетними детьми, проводитсяпропаганда здорового образа жизни, медицинская профилактика всех членов семьи.Особое внимание оказывается семье, где есть дети-инвалиды и больные дети.Оказывается социальная помощь особо нуждающимся семьям, их прикрепляют кбытовым службам, магазину, мастерским.
Для оказания помощисемье, попавшей в беду, создаются приюты. Самыми распространенными являютсяприюты для детей. Для взрослых создаются социальные гостиницы, для подростков имолодежи — дома интернатного типа, где они живут до 18 лет, посещая школу,после окончания которой, устраиваются на работу и только тогда уходят изинтерната.
В центре психолого-педагогическойпомощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологическуюобстановку, осуществляется психологическое и педагогическое просвещение членовсемьи.
Распространенной формойработы с трудными детьми и подростками являются центры социальной реабилитациидетей и подростков. В них занимаются предупреждением, профилактикой ихантиобщественного поведения, организовывается их труд, отдых и учеба, помогаютвыйти их кризисного состояния.
Центры социальнойзащиты осуществляют правовую и юридическую помощь несовершеннолетним и ихсемьям. Контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей иподростков в преступления. Помогают устроиться в жизни вышедшим из заключения.
В центрахсоциально-педагогической поддержки дошкольников занимаются обучением ивоспитанием детей по программе детских садов, осуществляют психологическую ипедагогическую реабилитацию детей с отклонениями в умственном и физическомразвитии. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, ведетсяпсихологический и педагогический контроль за процессом реабилитации.
В работе с семьейсоциальный педагог выделяет работу с родителями. Контакт с родителями помогаетэффективнее осуществлять индивидуальную реабилитационную программу,организовать патронат.
Особое вниманиеобращается на семьи, которые оказались в тяжелом материальном положении,учатся, работают на вредном предприятии, многодетные, нетрудоспособные, имеющиедетей-инвалидов.
К «группе риска»относятся несовершеннолетние матери. Сегодня более 100 тыс. девушек до 18 летрожают вне брака. Существует практика создания приютов для таких мам, где ониживут, могут работать или продолжать учебу.

Заключение
 
Семья – социальнаяячейка общества. Выполняя различные свои функции, она тем самым организует иосуществляет связи в обществе. Человеческое сообщество – это большая паутина,ниточки которой держат всю структуру, переплетаясь между собой. Так и семья,малый социальный институт, поддерживает всю систему общества в определённойстабильности.
Современные условияжизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческогосообщества – по семье. Семья в мире большого выбора, новых технологий и услугтеряется. Возникают проблемы семьи, не только как подструктуры общества, но и каксамостоятельной системы. Именно эти проблемы разрушают семью из нутрии.
Этого допускать нельзя,иначе общество тоже станет постепенно разрушаться. Нужно помогать иподдерживать семью. Эту задачу может и должен осуществлять социальный педагог.
На сегодня наука ещётолько занимается разработкой методов и технологий по работе с семьёй.Проверяет их на практике.
Способы решения проблемсемьи, описанные в курсовой работе, также являются теорией и, лишь небольшойчасть, практикой. Потому что социальная педагогика в области семьи – это новоенаправление работы социального педагога с проблемами в обществе.
Но даже то, чтосовершается на сегодня в этой сфере, не маловажно и статистика показываетхорошие результаты работы. Ведь социальные педагоги прилагают все усилия, чтобысемья педагогически, психологически, социально и материально развиваласьправильно и гармонично.
Здоровая семья – залогсветлого и счастливого будущего для детей, взрослых, общества и человечества вцелом.

Список используемойлитературы
 
1.        http://www.wikipedia.org
2.        МудрикА.В. Социальная педагогика: учебное пособие / Под ред. Сластенина В.А. – М.:«Академия», 2000.
3.        ФедосееваГ.И. «Роль социального педагога ДОУ в социализации личности ребенка».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Советская экономическая политика на рубеже 1940 1950 х годов и дело Госп
Реферат Неандерталец и причины его исчезновения
Реферат Цивільно-правова відповідальність іноземців в Україні
Реферат Catcher In The Rye Themes Essay Research 2
Реферат Определение показателей конкурентоспособности автозаправочных станции Кировского района города Красноярска
Реферат Communication Skills Essay Research Paper Communication SkillsCommunication
Реферат «Лечение хронического панкреатита» (2004-2007 гг.)
Реферат Методи виховання
Реферат Система органов государственной власти, регулирующих информационную сферу
Реферат What Is Economics Essay Research Paper Many
Реферат «русский путь», или «кроссвордное» образование
Реферат Географические особенности Азовского моря
Реферат Пример подхода к определению критериев выбора CASE-средств
Реферат Расчет надежности элементов автоматики
Реферат ЭВМ и экономика — две вещи несовместные?