ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПООБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. АКМУЛЛЫ
Институт педагогики
Кафедра педагогики и методикидошкольного образования
Специальность: 050707.65
Педагогика и методика дошкольногообразования
Базовое образование:средне-специальное
Курсовая работа
По дисциплине Методикаизобразительной деятельности
Савченко Галины Алексеевны
На тему: Влияние знаний детей оцвете на уровень изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста
Проверила:
Дата защиты курсовойработы__________
Оценка________
Уфа 2009.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЦВЕТОМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности цветовосприятия и цветоощущения. Физиологическое, оптическоеи эмоциональное воздействие цвета
1.2 Наука о цвете
1.3 Особенности ознакомления с цветом на занятиях по рисованию детейстаршего дошкольного возраста
ГЛАВА2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1Организация исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Программа ознакомления детей с цветом назанятиях по рисованию
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯВЛИЯНИЯ ЗНАНИЙ О ЦВЕТЕ НА УРОВЕНЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1Результаты исследований эффективностипроизвольной и непроизвольной памяти старших дошкольников
3.2 Результаты исследований уровняизобразительных умений у старших дошкольников
3.3Изучение влияния уровня знаний о цвете науровень изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: Человекрождается с набором пяти основных чувств, данных им природой для ориентированияв пространстве, ознакомления с окружающим миром. Эти чувства дарят человекуболее 200 разных ощущений. Человек начинает видеть окружающий мир с рождения,постепенно фокусируя зрения и различая отдаленность, цвет и величину окружающихпредметов. Детство — пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающимразнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладаетмножеством явных и скрытых свойств, которые ребенок учится открывать для себя.
С момента рождения взрослый помогаетребенку ориентироваться в окружающем, знакомит его с предметами, ихназначением, способам действия, свойствами и качествами предметов, а такжезнакомит с цветовыми эталонами. Таким образом, ребенок усваивает признакипредмета, основным главным признаком предмета для ребенка дошкольника являетсяцвет. Так, ребенок устанавливает связи: солнце – желтое, трава – зеленая, небо– синее. В своих ранних рисунках ребенок, рисуя зеленые пятна, подразумевает,что это трава. И форма для ребенка не столь важна (не всегда ребенок можетвоспроизвести форму предмета), как цвет. Цвет предмета легко предать краскойили цветным карандашом.
Существует мнение, что эмоциональное иинтеллектуальное развитие ребенка тесно связанно с тем как он рисует. Это несовсем верно. Ребенок, в силу того что не знаком с изобразительной техникой,просто не может выразить в рисунке все, что чувствует и понимает. По аналогии смузыкой, в которой, чтобы выразить определенные эмоции, необходимы знаниямузыкальной грамоты и владение инструментом, в живописи также необходимы знанияи владение основами техники. И задача педагога научить этому ребенка. Толькопосле овладения ребенком хотя бы элементарными основами живописи можно говоритьоб отражении в рисунке этого эмоционального и интеллектуального уровня. Асудить о восприятии цвета у детей можно только после того, как они овладелиэлементарными основами изобразительной техники.
К тому моменту, когда ребенокстановиться способен воссоздать цвет предметов в своем воображении, онпереходит на более высокий уровень ассоциативного восприятия цвета. У детей этопроходит в разное время, но в основном к пяти годам. Жизненный опыт ребенка этоговозраста пока невысок, он еще не способен систематизировать большое количестворазнообразных цветов, которые видит. Именно это время взрослый может помочьребенку разобраться в цветовом многообразии.
Чтобы увидеть «прекрасноецветное», необходимо иметь не только хороший биологический перцептивныйаппарат, но и возможность сравнительной оценки с реальностью. Создать илипередать «прекрасное цветное» гораздо сложнее, чем увидеть иосознать. Проблема всегда остается актуальной, когда мы говорим об осознаниичувственного восприятия. Цветовое восприятие — одно из главных составляющихпознания реального и иллюзорного миров.
Авторы книги рассматривают восприятиецвета как осознание трехмерного пространства, накопление, развитие творческогопотенциала и креативного мышления. В данной работе затрагиваются вопросывзаимосвязи мышления и биологических процессов человека, мировосприятия ипонимания физических законов света. А также изложена проблема цветовоговосприятия в изобразительном искусстве через призму художественного творчестваи психологических составляющих его влияния. Рассматривая восприятие цвета наоснове творческого опыта художников, классифицировали основные понятия втеоретических вопросах цветоведения.[12, 8]
Существует достаточно много методик, программ,рассчитанных на обучение детей изобразительным техникам. Разработанные в 80 –90-х годах прошлого века программы такими авторами, как Т.С. Комарова, Н.П.Сакулина, Т. Г. Казакова, Т.Н. Доронова, В. А. Езикеева. Данные программы,рассчитанные на обучение детей рисованию, учат рассматривать предметы передтем, как его нарисовать, знакомят с сенсорными эталонами, а также с цветомпредметов. На сегодняшний день существует достаточно много современных авторскихпрограмм по изобразительному творчеству – это программы Лыковой И.А., КузнецовойО.Г., Сахоровой О.М. На наш взгляд обучать детей только техническим приемаммало, необходимо знакомить детей с цветом на специально организованныхзанятиях. Поэтому нами были проанализированы следующие программы по ознакомлениюдетей с цветом Дубровской Н.В., Шоптовой Т.В., Зайцева Н.А.
Сегодня задача активизации творческихспособностей детей приводит к необходимости поиска новых способовхудожественного выражения. Одной из причин, затрудняющих восприятие цвета удетей, может являться недостаточная профессиональная и методическая подготовкапедагогов. Предлагаемая работа поможет педагогам и родителям расширить свойкругозор в области цветовой грамоты.
Цель исследования: выявитьвлияние знаний детей о цвете на уровень их изобразительных умений.
Объект исследования: изобразительнаядеятельность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: ознакомлениес цветом старших дошкольников.
На основе проделанного обзора литературыпо данной теме предлагаем следующую гипотезу для проведенияисследования: при целенаправленном ознакомлении детей с цветом на занятиях порисованию у детей повышаются изобразительные умения. Только после овладенияребенком хотя бы элементарными основами живописи можно говорить об отражении врисунке его эмоционального и интеллектуального уровня. Поэтому ознакомление сцветом и учить детей пользоваться им как средством выразительности в рисунках необходимоначинать в возрасте 5 лет.
Задачиисследования:
1 Выявить уровень знаний детей 5-6 лет о цвете.
2 Выявить изобразительные умения и навыки детей 5-6 лет.
3 Сопоставить результаты образовательной работы с детьми поознакомлению с цветом и уровень изобразительных умений и навыков детей.
Всоответствии с целью и задачами работы были использованы следующие методыисследования: изучение, анализ и обобщение литературы по проблеме,констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент, методыобработки данных.
Висследовании принимали участие дети старшей группы (10 человек) МДОУ№268 «Аленушка»г. Уфа ул. Менделеева 199/1. В группе испытуемых 5 мальчиков и 5 девочек 2002года рождения.
Теоретическаязначимость: Проанализирован, обобщен и систематизирован материалпсихолого-педагогической и методической литературы по теме ознакомления детей сцветом на занятиях по рисованию. Рассмотрены особенности восприятия цвета детейстаршего дошкольного возраста, проанализирован и апробирован опыт поознакомлению детей с цветом на занятиях по рисованию, а также выявленныенаиболее эффективные виды работ по ознакомлению детей с цветом на занятиях порисованию. Познакомит педагогов и родителей с такими понятиями как цветовойкруг, цветовой тон, насыщенность, светлота, контраст, теплые и холодные цвета,колорит.
Практическаязначимость: Знание педагогами и родителями особенностей восприятия цвета удетей, а также особенностей ознакомления с цветом, позволяет целенаправленностоить обучающую работу с детьми.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЦВЕТОМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА
1.1 Особенности цветовосприятия и цветоощущения. Физиологическое,оптическое и эмоциональное воздействие цвета
Вотпоблескивающие разноцветием акварельные краски. Они называются медовыми, вкуснопахнут, их даже хочется лизнуть. Вот цветная бумага, из которой можно вырезатьквадратики, треугольники, кружки, прямоугольники, овалы. А если наклеить этифигурки на лист картона, то получится картинка. Вот детали конструктора.Подбирая их по цвету, форме, величине, можно выстроить самые разнообразныеподелки.
Каквсю красоту окружающего мира передать словами. Кто нам сказал, что солнышко –желтое, а трава – зеленая?
Чтобыправильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не толькокаждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекскаких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию).Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие — процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственномвоздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предметаочень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных),двигательных и речевых механизмов.[1;43] Ребенок не рождается с готовым умениемвоспринимать окружающий мир, а учится этому. В младшем дошкольном возрастеобразы воспринимаемых предметов отличаются большой смутностью и нечеткостью.Так, дети трех-четырех лет не узнают на утреннике переодетую в костюм лисицывоспитательницу, хотя ее лицо и открыто. Если детям попадается изображениенезнакомого объекта, они выхватывают из изображения какую-то деталь и, опираясьна нее, осмысливают весь изображенный предмет. Например, впервые увидев мониторкомпьютера, ребенок может воспринять его как телевизор. Такое осмысление всегопредмета по какой-то одной случайной детали называется синкретизмом иявляется природной особенностью детского восприятия.[1;89]
Слитностьи нерасчлененность детского восприятия можно часто наблюдать при работедошкольников над аппликациями. Не обращая внимания на важнейшие детали, ребенокчетырех-пяти лет прикладывает голову и верхнюю часть туловища медведя к заднимногам козы и считает, что составил мишку. [3;84] Детский синкретизм естьрезультат невоспитанного «доаналитического» восприятия. Так, длятого, чтобы правильно воспринять, например, растущий тюльпан, ребенок долженвыделить его как особую фигуру на фоне всего остального в саду. При этом, чтобыузнать, что это именно растение, он должен выделить его основные части (стебель,листья, цветок) в их постоянных для данного объекта отношениях. Несмотря на то,что ребенок с самого рождения может видеть, улавливать звуки, его необходимосистематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает.Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится.
Вподавляющем большинстве случаев цветовое ощущение возникает в результатевоздействия на глаз потоков электромагнитного излучения из диапазона длин волн,в котором это излучение воспринимается глазом (видимый диапазон — длины волн от380 до 760 нм). Иногда цветовое ощущение возникает без воздействия лучистогопотока на глаз — при давлении на глазное яблоко, ударе, электрическомраздражении и др., а также по мысленной ассоциации с др. ощущениями — звука,тепла и т.д., и в результате работы воображения. Различные цветовые ощущениявызывают разноокрашенные предметы, их разноосвещённые участки, а такжеисточники света и создаваемое ими освещение. При этом восприятия цветов могутразличаться (даже при одинаковом относительном спектральном составе потоковизлучения) в зависимости от того, попадает ли в глаз излучение от источниковсвета или от несамосветящихся объектов. В человеческом языке, однако,используются одни и те же термины для обозначения цвета этих двух разных типовобъектов. Основную долю предметов, вызывающих цветовые ощущения, составляютнесамосветящиеся тела, которые лишь отражают или пропускают свет, излучаемыйисточниками. В общем случае цвет предмета обусловлен следующими факторами: егоокраской и свойствами его поверхности; оптическими свойствами источников светаи среды, через которую свет распространяется; свойствами зрительногоанализатора и особенностями ещё недостаточно изученного психофизиологическогопроцесса переработки зрительных впечатлений в мозговых центрах
Спорыо том, какой признак предмета является основным для его восприятия, продолжаютсясреди психологов и при обсуждении особенностей чувственного познания предметовдетьми дошкольного возраста. В противоположность заявлениям Г.Фолькельта идругих ученых о том, что ребенок до 7 лет «удивительно слеп к форме», советскиеисследователи не только показали ведущую роль формы предмета даже в восприятии преддошкольника,но и вскрыли некоторые условия, которые позволяют понять сложность соотношенияформы и цвета предмета.
Такпри изучении восприятия детей-дошкольников удалось установить, что цветпредмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когдадругой, обычно сильный признак (форма), почему-либо не получил сигнальногозначения (например, при составлении коврика для цветной мозаики). Эти фактынаиболее отчетливо выражены при восприятии ребенком незнакомых предметов.Огромную роль играет и задача, стоящая перед детьми. Если надо выложить изодноцветных фигур узор, дети ориентируются на форму; если надо «спрятать»цветную фигуру на аналогичном фоне, решающее значение приобретает цвет. Иногдадети ориентируются на оба признака одновременно. [2; 48] Исключив«конфликтность» в предложенном детям-дошкольникам задании (или форма, илицвет), С.Н. Шабалин показал, что уже дети младшего дошкольного возрастасовершенно правильно ориентируются на форму предмета, данного в виде силуэтаили даже контурно. В предпочтении ребенком одного или другого признака предметасущественная роль принадлежит слову. Фиксируя предмет, слово выделяет вкачестве его основного опознавательного признака форму. Однако у младшихдошкольников форма слита с предметным содержанием, что подтверждается легким опредмечиваниемлюбой новой, незнакомой ребенку формы. Так трех, четырехлетние дети втреугольнике видят крышу, в конусе, опрокинутом вершиной вниз, — воронку, впрямоугольнике – окно. Пяти-, шестилетние дети могут выделить уже именно формупо сходству ее с определенным предметом. Они говорят, что круг похож на колесо,кубик – как кусок мыла, а цилиндр – на стакан. Узнав названия геометрическихфигур, дети свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомыхим вещах, т.е. отвлекают форму от предметного содержания. Они говорят, чтодверь – это прямоугольник, колпак лампы – шар, а воронка – конус и узкийвысокий цилиндр на нем. Так форма становится «видимой»: она приобретает дляребенка сигнальное значение и обобщенно отражается им на основе ееабстрагирования и обозначения словом.
Кпяти годам ребенок легко ориентируется в гамме основных цветов спектра,называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идетсовершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. Так, ребенокузнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности (более светлый, болеетемный), о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомится смягкими, пастельными, и резкими, контрастными, сочетаниями цветов. При помощивзрослых усваивает, что одна и та же форма может варьироваться по величине углов,соотношению сторон, что можно выделить криволинейные и прямолинейные формы.
Физиологическое,оптическое и эмоциональное воздействие цвета
Человеком,который никогда не задумывается над вопросом оптики, цвет воспринимается какнеотъемлемое свойство предмета. На самом деле понятие цвета значительно шире.Еще в 1756 году М.В.Ломоносов предложил так называемою теорию трехкомпонентногозрения, утверждающую, что в глазу есть нервные клетки, одни из которых вызываютощущение красного, другие – зеленого, третьи – синего цвета. Этим воздействиеми объясняется оптические иллюзии, или явления, вызываемые цветом и изменяющиевнешний вид предметов. С точки зрения оптики все цвета можно условно разделитьна две группы: красные и синие, так как цвета по своим оптическим свойствам восновном будут тяготеть к одной из этих групп. Исключение составляет толькозеленый цвет.
Светлыецвета, например белый или желтый, создают так называемый эффект иррадиации, тоесть они как бы распространяются на расположенные рядом с ними более темныецвета и зрительно уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности. Так, если черезщель дощатой стены проникает луч света, щель кажется шире, чем она на самомделе, а когда солнце светит сквозь ветви деревьев, ветви кажутся более тонкими.Желтый цвет зрительно как бы приподнимает поверхности. Полоски, окрашенные втемно-синий, фиолетовый или черный цвет, наоборот, зрительно уменьшаются и«опускаются вниз».
Такженужно отметить центробежное движение желтого цвета, и центростремительное –синего. Проведем простой опыт. Если сделать два круга равной величины изаполнить один желтым, а другой синим цветом, то уже после короткойконцентрации на них становится заметным, что желтое лучеиспускает, приобретаетдвижение из центра и почти осязаемо приближается к человеку. Синее же развиваетцентростремительное движение и как бы удаляет от нас. Первый круг «колет» глаз,во втором глаз «утопает».[11;13]
Дошкольникиобычно в своих живописных работах не обращают внимания на освещение. Солнцепрактически всегда присутствует в их работах. Дети изображают его кружком,пятном, треугольником в углу. Оно может иметь лучи, сияние, но в то же время неосвещает. Поэтому теней в рисунке тоже нет. Деревья, дома, люди, расположенныепротив солнца, имеют такую же яркость, как и освещенные. Выбор фона работыможет говорить о принадлежности времени суток – в зависимости от того, выбираетребенок желтую бумагу или черную. Но, даже выбрав желтый фон, ребенок нарисуетна нем солнечный круг с лучами: «Чтобы было понятней». Внизу полоска зеленогоцвета – трава. Вверху – синяя полоска неба. Посередине – пространство воздуха,где растет лес, летают птицы. А на черном фоне могут появиться нарисованныечерной или темно-синей краской тучи и желтый круг луны.
Педагогдолжен обращать внимание ребенка на цветовые нюансы тени и света. При этом длянаглядности можно использовать репродукции пейзажей и фотографии. На занятиипедагогу вместе с детьми следует рассмотреть, к примеру, как тень ложится надеревья, а свет луны освещает стволы и ветки.
Эмоциональноевоздействие цвета
Делениевсех цветов по цветовому тону на теплые и холодные, находятся в прямой связи сэмоциональным и ассоциативным опытом человека. Холодные цвета усиливаютвпечатление успокоенности, меланхолии, теплые – радости жизни, активности.Теплые цвета условно ассоциируются с цветом огня, солнца, накаленных предметов:красные, красно-оранжевые, желтые. Холодные цвета ассоциируются с цветом воды,льда и других холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые,сине-фиолетовые. Сочетание в живописи теплых и холодных цветов называется теплохолодностью.
Делениецветов на теплые и холодные может относиться как к конкретным краскам картины,так и какому-либо цвету в природе. На картине противопоставление теплых ихолодных тонов может быть связанно со светом и тенью. Таким образом, краскираспадаются по эмоциональному тону на светлые и темные. Однако здесь существуюти некоторые противоречия: словами трудно определить эмоции, которые связанны свосприятием светлых красок, ведь это не обязательно может быть радость иливеселье. Эмоциональное ощущение от светлоты цвета так тесно соединилось у нассо светлой и так вместе с тем далеко от определенных чувств, что, пожалуй,лучшей информацией о таком цвете служит именно слово «светлый». Он несет в себетот же эмоциональный отголосок, который выражен в поэтической метафоре «печальмоя светла…» Так, лиризм «Золотой осени» И.Левитана создан именно цветом. Всочетаниях оранжевого, желтого, синего и небольшого пятна изумрудного многоцветовой радости, но тонкая связь в колорите картины содержит ноту печали.
Символично,что психологи не используют собственное определение понятия “цвет”, апользуются определением, сформулированным физиками, физиологами и оптиками. Нанаш взгляд, слабость позиции психологов в области изучения цвета определяетсяотсутствием его собственно психологического определения. Использование жеопределений цвета, принятых в физике и естественных дисциплинах, не толькобесполезно для психолога, но и опасно: предметная область науки обедняется иискажается.[3;36]
Изрезультатов исследования закономерностей предпочтения цветов следует, что вкачестве категориальной структуры, “классифицирующей” цвета, выступаеткомплексная реакция организма на их воздействие. Среди прочих, цветовоезначение в свою структуру включает целый спектр характерных физиологическихреакций.[3;67]
Выявленнаятесная связь предпочтения цветов с регуляцией общего эмоционального тонуса иактивности, связь предпочтения с порогами восприятия этих цветов дает основаниедля гипотезы о взаимообусловленности восприятия цвета и измененияпсихологических и психофизиологических характеристик человека. Можнопредполагать, что психологическое состояние, сопровождающее восприятие того илииного цвета, может, в свою очередь, сходным образом влиять и на сам процессцветового восприятия, характерным образом изменяя чувствительность ксоответствующим цветам.
Такимобразом, под психологическим воздействием цвета подразумевается те чувства,переживания, которые мы можем испытывать под влиянием той или иной краски.«Цвета как будто посылают нам различные сигналы» [11;14], вызывают у насэмоциональный отклик.
Красный– это теплый цвет, может вызывать учащение сердцебиения, повышения давления и,как следствие, ощущение тепла или жара. В помещении, окрашенном в красный цвет,субъективно будет казаться теплее. В тоже время это цвет крови. Когда человеквидит кровь, у него непроизвольно возникает состояние тревоги. Этот цветвызывает сильные эмоции и сигнализирует об опасности. Но в тоже время красныйцвет – цвет праздника, радости, веселья. В природе красный цвет – это цветспелых ягода, помидоров. Дети начинают различать этот цвет одним из первых, ион долгое время может оставаться любимым. Под определение красного попадаюттакже розовый, бордовый, малиновый цвета.
Розовыйцвет – это смесь красного и белого. На его примере мы видим переход от яркого кпастельному. Розовый – нежный, мягкий, романтический. Большинство маленькихдевочек предпочитают розовый цвет всем остальным, эту особенность учитываютпроизводители детских игрушек.
Оранжевыйцвет – теплый и яркий, привлекающий внимание, цвет радости, веселья и солнца.Пастельный оранжевый цвет близок к персиковому, который связывают со свежестьюи здоровьем.
Желтыйцвет привлекает внимание, но говорит о тревоге, он, как сигнал светофора,предупреждает и советует быть внимательным. Кроме того, желтый цветсигнализирует о чем-то новом, необычном. Сочетание желтого и черного говорит обопасности. Недаром в знаке, предупреждающем о радиации, используется эти двацвета. Так и в природе: брюшко осы имеет чередующиеся черные и желтые полоски,как бы предупреждающие об опасности. Привлекательным, радостным и праздничнымвыглядит сочетание желтого и красного. Желтый и оранжевый – основные солнечныецвета в детских работах.
Зеленыйцвет считается самым спокойным. Глаз человека способен различать огромноемножество его оттенков. Так, при добавлении к зеленому цвету желтого цвета оноживляется, становиться более активным. При добавлении синего цвета, наоборот,начинает звучать иначе – он делается более серьезным и вдумчивым. Для детейзеленый цвет – цвет травы и елки.
Синийи голубой – это холодные цвета. Синий воспринимается людьми как скучный,меланхоличный, достаточно вспомнить выражение «синий чулок». В тоже времяголубой может быть связан с покоем и простором, как небо и море. В детскихработах цвет облаков и неба может быть синего цвета.
Фиолетовыйцвет привлекает детей потому, что в природе он не слишком часто встречается.Попросите ребенка перечислить предметы фиолетового цвета и он, скорее всего,назовет вам баклажан, сливу и жука. В творческой работе с этим цветом легкопереборщить, и тогда она будет выглядеть неестественной.
Белыйцвет определяется детьми как «некраска»[11;15]. Он представляет собой символмира, где исчезают все краски, все материальные свойства, поэтому и действуетбелый цвет на нашу психику как молчание. Оттенков белого достаточно много.Примером могут быть бумага для рисования, картон, обои, калька и т.д. белыйцвет может быть изысканным, и дешевым, и примитивным, как одноразовая посуда.
Черныйцвет – это цвет ночи, черной магии и страха. Для детей это цвет зла, «недобра».В тоже время он удачно сочетается с другими цветами и тогда может превращатьсяиз «злого» в «добрый». Сочетание черного и красного мы видим в хохломскойросписи, в окраске снегиря. Черный и белый – основные цвета зимнего пейзажа.
Серый– нейтральный цвет. Оттенки серого нашли широкое применение в промышленности.Особенно хорошо серый смотрится в сочетании с яркими цветами, например скрасным, желтым, фиолетовым. При этом он выглядит изысканным, красивым,благородным. Но серый может быть и простым, скучным, как грязный холст. Вдетской работе это оптимальный цвет для фона после белого.
Коричневыйцвет – естественный. Это цвет дерева, песка, дома, хлеба. Он внушает доверие,спокойствие и уют. Тем не менее для детей это не очень привлекательный цвет.Как правило, коричневый цвет используют в изображении деревянных избушек,разделочных досок, глиняных кувшинов.
1.2 Наука о цвете
Цветоведение — наука о цвете, включающая знания оприроде цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основныххарактеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовойгармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре.
Внастоящий момент можно выделить три относительно самостоятельных подхода копределению понятия «Цвет». Это механистический подход И.Ньютонафеноменологический подход Э.Геринга и эстетико-феноменологический подход Гёте. Промежуточноеположение между двумя последними занимает точка зрения ряда психологов,изучающих воздействия Цвета на человека. Современные учены,вероятно, раскрывая последнее значение, говорят, что цвет — характернаяфункция восприятия, передающая выразительность и позволяющая приобрестиопределенные знания об объекте.
Данноеисследование интересует только подход к цвету с точки зрения художника.
Цвет — одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое какосознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человекомобъектам в процессе их зрительного восприятия. Восприятие цвета может частичноменяться в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя,например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости.
Цветслужит средством общения, самовыражения. Наука Цветоведение состоит изнескольких разделов. Одни из них близко соприкасаются с областью физики, вдругих исследуются наши зрительные восприятия, в третьих разрабатываетсяклассификация цветов, и устанавливаются законы цветовой гармонии.
Художниковинтересуют преимущественно те разделы, знакомство с которыми помогает наблюдатьи изображать явления действительности. Здесь же даются лишь самые краткиесведения, необходимые для начинающего художника.
Главнымусловием для зрительного восприятия является свет. В темноте мир для наших глазнепознаваем. Свет солнца принято считать белым. В действительности он имеетсложный состав цветов, который обнаруживается, если луч света пропустить черезстеклянную призму. Полученный таким образом спектр содержит в себе ряд цветов,постепенно переходящих один в другой.
Взависимости от специального оборудования можно получить спектр больших илименьших размеров, но последовательность цветов и их переходы всегда одни и те же.На одном конце спектра находятся фиолетовые, а на другом — красные цвета.
Цветарадуги — это есть спектр, который мы наблюдаем в естественных природныхусловиях (преломление и отражение солнечных лучей в дождевых каплях, рассеянныхв воздухе).
Группукрасных, оранжевых, желтых и желто-зеленых цветов принято называть теплыми (посходству с цветом солнца, огня и т. п.), а голубовато-зеленые, голубые, синие ифиолетовые цвета — холодными (по сходству с лунным сиянием, льдом и т. д.).
Этоделение условно. Всякий цвет может иметь разные оттенки и в сочетании с другимиказаться теплее или холоднее. Например, красный цвет с легкой примесью синевыбудет холоднее оранжево-красного; чем больше в зеленом примесизолотисто-желтого, тем теплее его оттенок; лимонно-желтый холоднеезолотисто-желтого и т. д. Понятие тепло-холодных соотношений цвета обогащаетнаши наблюдения натуры и возможности языка живописи.
Вспектре нет белых и серых цветов. Белые и серые цвета составляют особую группу.К ним можно еще добавить черные (которых также нет в спектре). Белые, серые ичерные цвета называются ахроматическими, а все остальные — хроматическими.Степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлотыопределяется в цветоведении термином насыщенность цвета. Художники словами«насыщенность цвета» обозначают обычно его звучность, глубину.
Светлота(или светосила) также является свойством цвета. К светлым цветам можно отнестижелтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. п., к темным — синий, фиолетовый,темно-красный и т. д. Каждый цвет, конечно, может быть светлее или темнее.Интенсивность цвета зависит как от насыщенности, так и от светлоты (частохудожники, не совсем точно, терминами интенсивный и насыщенный цвет пользуютсякак однозначными).
Видимыйцвет зависит от характера освещения. Искусственный электрический свет гораздожелтее естественного, поэтому лучше заниматься живописью при естественномосвещении. Если работать при электрическом освещении, то надо учесть, чтокрасные, оранжевые и желтые цвета светлеют, а синие, голубые и фиолетовыетемнеют; красные цвета выглядят насыщеннее, светло-желтые становятся трудноотличимыми от белых, голубые иногда мало отличаются от голубовато-зеленых,темно-синие — от черных.
Однимиз факторов, влияющих на видимый цвет, является пространство. Воздух сам посебе прозрачен, но в нем содержатся мельчайшие частицы пыли, водяных паров,бактерии. Иначе говоря, он представляет собой так называемую мутную среду.Особенность этой среды состоит в том, что красные, оранжевые, желтые лучипроходят сквозь нее свободно, а синие и фиолетовые — отражаются, рассеиваясь вовсе стороны. Благодаря этому при большом удалении предметов цвет становитсяхолоднее. Кроме того, изменяется и светлота — темные цвета вдали выглядятсветлее, а светлые, наоборот, темнее.
Благодарятому, что холодные цвета связываются с представлением о дали (а также в связи снекоторыми анатомическими особенностями нашего глаза), существует следующеецветовое явление: если смотреть на поверхность (холста или бумаги), покрытуюпятнами теплого и холодного цвета, то кажется, что теплые по цвету пятна ближе,чем холодные. Теплые и светлые цвета во многих случаях воспринимаются ближесвоего фактического местоположения, то есть выступают, а холодные и темные —как бы отступают. В живописи свойства выступающих и отступающих цветовых тоновимеют большое значение. Однако всеми общими правилами изменения цвета нельзяпользоваться механически. Видение художника обусловлено бесконечноразнообразными условиями наблюдения натуры, индивидуальным восприятием итворческим замыслом.
Основныепонятия в науки «Цветоведение».
Основнымицветами могут считаться четыре цвета – красный, желтый, синий так, как онилежать в основе всех остальных цветов.
Смешанныецвета – это те цвета, которые получают путем смешивания основных цветов.
Ахроматическиецвета – (неокрашенные) это белый, черный и серый.
Хроматическиецвета — (окрашенные) это все цвета, кроме белого, черного и серого.
Теплыеи холодные цвета – это деление цветов «по температуре» связанно сэмоционально-психическими особенностями восприятия человеком того или иногоцвета. Теплой считается красно-желтая гамма, холодной – сине-голубая.
Дляхарактеристики каждого цвета применяют три объективных показателя, которыевходят в международные стандарты на цвет: цветовой тон, насыщенность, светлота.
Цветовойтон – это качество цвета, которое определено его названием.
Насыщенность– степень выраженности определенного цвета.
Светлота– относительная яркость цвета по отношению к образцу, которая может бытьвыражена в количестве белой или черной краски, добавленной в основную.
Контрастныецвета – противоположные по качеству цвета.
Колорит– (от латинского color — цвет) это взаимосвязьцветовых элементов, создающих определенную цельность произведения и отвечающихего художественным задачам. При контрастном цветовом сочетании каждый цветсохраняет свои особенности, и они не поглощают друг друга (желто-красное,красно-синее). При нейтральном сочетании цвета «растворяются» друг в друге, иих трудно различить (зелено-желтые, сине-зеленые). Гармоничные цветовыесочетания составляют цвета, которые взаимно дополняют друг друга(красно-зеленое, желто-фиолетовое).
Палитра– 1) небольшая дощечка, на которой художник смешивает краски во времяработы; 2) перечень красок, которыми пользуется художник в своей творческойработе.
Дляпедагога, работающего с дошкольниками, в первую очередь важны эстетическиезаконы восприятия цвета, характеристики самих цветов и их оттенков.Взаимоотношение цветов друг с другом, ведь удачно найденное цветовое сочетаниеможет сделать детскую работу красивой и выразительной. На занятиях педагогвместе с детьми, как начинающий художник, открывает секреты цвета.
1.3Особенности ознакомления с цветом на занятиях по рисованию детей старшегодошкольного возраста
Умениеразличать и называть цвета — важный шаг в развитии ребёнка.
Насовременном этапе существует достаточно много методик ознакомления детей сцветом. Рассмотрим некоторые из них.
Перваяавторская методика, которая будет рассмотрена ниже, это методика «Каждыйохотник желает знать, где сидит фазан», разработанная Н.А.Зайцевым.
Главноепособие этой методики — кубик-трансформер 80х80 мм, который помещается вкартонный куб – упаковку размером 120х120 мм., и прилагается к кубику еще и 71картонная карточка, а также методическое руководство.
Пособие«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» предназначено для обученияразличению двенадцати цветов, их названиям; счёту от 1 до 12; навыкам чтениядошкольников в семье и детских садах. На данное пособие выдан сертификат СЭСРоссии.
Рассмотримособенности работы с этим пособием.
Традиционныедетсадовские программы предполагают, что в три года дети должны знать 4 цвета,в четыре — 6, в пять — 10, в шесть — 11-12 цветов.
Попробуйтеизучать не по два-три цвета в год, а сразу все 12 параллельно. Проверено опытом— дело пойдёт намного быстрее и веселее.
«Годоваломуребёнку не забывайте сообщать о том, что снег — белый, трава — зелёная,апельсин — оранжевый, лимон — жёлтый, асфальт — серый» — советует Зайцев Н.А.автор методики. [5;12] Называть — это чёрный карандаш, а это — фиолетовый,помидоры — красные, сегодня небо голубое. «У тебя два шарфика — один синий, адругой жёлтый»
Втри года дети проявляют устойчивый интерес к буквам, цифрам, счёту. Учиться считатьдо двенадцати можно, переводя пальчики из клеточки в клеточку на граняхкубика-трансформера. Названия цветов дети учатся читать на других трёх гранях втаком порядке красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый,коричневый, розовый, черный, серый, белый.
Магическуюфразу «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» встретим на картонномкубике-упаковке, а потом ещё не раз выложим из карточек.
Инициалыперечисленных двенадцати цветов тоже в предложение можно уложить не с одним уже,а с шестью видами птиц увязав: Каждый Отличник Желает Знать, Где Сидят Фазаны,Куропатки, Рябчики, Чижики, Совы, Бакланы (упаковка, трансформер, карточки).
Диагональнорасчерченная нижняя грань упаковки содержит только инициалы названий цветовили, если угодно, инициалы слов в последнем мнемоническом предложении.
Диктантывозможны двух видов: с «картинками» и без. Сначала дети научатся узнаватькарточки с «картинками» по лицевой стороне, а потом по оборотной (со словами).
Потренировавшись,в узнавании и прочитывании оставшихся семнадцати слов: каждый, желает, знать,где, сидит, сидят, Знаю, ли, я, А, как, же, Их, Здесь, есть, ещё, и, — можемприступать к диктантам.
25карточек со знаками препинания (4 точки, 17 запятых, вопросительный знак, 2двоеточия, восклицательный знак) расположим отдельной группой. 25 карточек с«картинками» соберём в другую группу. Без картинок, только со словами с обеихсторон — в третью.
Отберём7 карточек для первого диктанта: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан(запятую и точку дети отыщут сами).
Первоеслово «отгадать» нетрудно: каждое предложение начинается с заглавной буквы.«Охотника» с «фазаном» тоже разыщем. В конце предложения поставим точку.Остаётся только обнаружить и в нужном порядке расположить «желает», «знать»,«где», «сидит». Запятую, на первых порах, поможет в нужном месте поставитьучитель. Дав при этом, как и в предыдущих случаях, соответствующие пояснения:что, зачем, почему да как.
Финал:на столе все карточки (ни одной картинкой вверх). Дети составляют те же тексты,выбирая нужные слова и знаки из всего массива в семьдесят одну карточку. Вгруппе можно устраивать личные и командные соревнования на время: за скольковремени я (мы) напишу (напишем) первый диктант? второй? третий?
Следующаяметодика, рассмотренная в исследовании программа «Цвет природы» Т.В.Шоптовой.Это нетрадиционная программа ознакомления с окружающим миром, включает тридцатьдве учебные темы. Каждая из этих тем рассматривается в четырех подпрограмм«Экологическая прогулка», «Мир красок», «Мир чувств», «Развитие речи».Остановимся на подпрограмме «Мир красок». Главными задачами занятий цикла «Миркрасок» является пробуждение в детях эмоционально-положительного отношения кприроде и формирования умения передавать свои впечатления о красоте окружающегомиро с помощью простых приемов художественного творчества. «Обретение детьминавыков художественного творчества рассматривается не столько как самоцель,сколько как средство для выражения ребенком своих эмоций, вызванных красотойзалитого солнцем луга, парящей в синеве птице».[10;5] Автор программы считает,что пробуждение в детях этого эмоционального отклика возможно при содействиимузыки и поэзии.
Практическикаждое занятие необходимо строить с просмотра высокохудожественных слайдов в музыкально-поэтическомсопровождении.
Послепросмотра слайдов знакомство с темой продолжается в ходе беседы, которая можетвключать демонстрацию наглядных пособий и чтение небольших литературныхпроизведений. Завершающим этапом каждого занятия является практическая работа,на которой проходит демонстрация художественных приемов и техник. На многихзанятиях широко практикуется использование цветовых квадратиков. Работа с нимиво многом способствует формированию у детей способности воспринимать тонкиеградации цвета.
Работапо ознакомлению детей с цветом проводиться в рамках темы. Темы расположены вследующей последовательности:
1. Мир вокруг нас (знакомство с натуральными красками в природе, кусочексвеклы, уголек)
2. Разноцветная природа (знакомство с разноцветием)
3. Гармония в природе (гармоничные сочетания цветов)
4. Времена года (цветовые гаммы)
5. Семь цветов радуги
6. Красный цвет в природе
7. Оранжевый цвет в природе
8. Желтый цвет в природе
9. Зеленый цвет в природе
10. Голубой цвет в природе
11. Синий цвет в природе
12. Фиолетовый цвет в природе
13. Чудо белого цвета и другие. Всего их тридцать две темы.
Такимобразом, дети знакомятся с цветами, их проявлениями в природе, их оттенками, атакже учатся использовать цвет в изображении своего эмоционального отношения кобъекту. Данная методика рассчитана на детей 5-16 лет.
Рассмотримеще одну авторскую современную программу по ознакомлению с цветом дошкольниковвозраста 5-7 лет — разработка Н.В. Дубровской «Игры с цветом». Дубровскаяпредлагает педагогам, организуя занятия по ознакомлению детей 5-7 лет с цветом,ставить учебные задачи в соответствии с возрастом детей, уровнем ихизобразительных умений и навыков. Дети могут отставать от своих сверстников илиопережать их в занятиях по изобразительному искусству, поэтому по мнениюДубровской, педагогу целесообразно провести несколько специальныхдиагностических занятий совместно с психологами. [11;18] Затем распределитьдетей на подгруппы. Даная программа ставит следующие задачи для детей 5-6 лет:знакомство с цветовыми эталонами на примере цветового круга; знакомство сдополнительными цветами на примере цветовых упражнений; расширениепредставлений о цветовых оттенках на примере работы с бумагой; развитие мелкоймоторики и координации движений; воспитание эстетического, эмоционально окрашенноговосприятия цвета; развитие зрительного внимания, чувство ритма цвета;обогащение активного словаря на примере описания и характеристики разных цветовс использованием прилагательных и глаголов.
Длядетей 7 лет основополагающие задачи: обучение широкому использованию цветов иоттенков при создании изображений; расширение представлений о цветовыхпалитрах; обогащение словарного запаса названиями цветов и оттенков; развитиеассоциативно-образного мышления: умения анализировать сравнивать цвета,описывать явления природы.
Вкниги представлены игровые занятия. На предварительных занятиях необходимопедагогу сознать эту игровую мотивацию, для того чтобы дети выполняли игрыпредложенные автором.
Входе анализа авторских программ было установлено, что ознакомление детей сцветом необходимо проводить в процессе ознакомления с окружающим миром и назанятиях по изобразительной деятельности, для наиболее эффективного восприятияцвета предметов и явлений.
ГЛАВА2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организацияисследования
Врезультате изучения, анализа и систематизации психологической и педагогическойи методической литературы по ознакомлению старших дошкольников с цветом быливыделены следующие аспекты:
— восприятие детьми цвета начинается в младенческом возрасте, дети знакомятся сокружающим миром и цветовыми эталонами, это знакомство происходит при участиивзрослого.
— При изучении восприятия детей-дошкольников удалось установить, что цветпредмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когдадругой, обычно сильный признак (форма), почему-либо не получил сигнальногозначения (например, при составлении коврика для цветной мозаики).
-Цвет — одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанноезрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам впроцессе их зрительного восприятия. Восприятие цвета может частично меняться взависимости от психофизиологического состояния наблюдателя, например,усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости
— знакомить с цветом можно и по традиционной программе, которая предполагает, чтов три года дети должны знать четыре цвета, в четыре года — цветов, в пять лет —цветов, в шесть — одиннадцать –двенадцать цветов. А можно и по нетрадиционнойметодике знакомить сразу с двенадцатью цветами на любом возрастном этапе,начиная с трехлетнего возраста, и словами обозначающими их.
— дети не умеют пользоваться цветом как средством выразительности, только послеспециального обучения они используют цвет в своих работах.
— необходимо целенаправленно учить детей различать и называть цвета и их оттенки.
Таким образом, целью данного исследованияявляется выявление влияния знаний детей о цвете на уровень ихизобразительных умений.
Задачи исследования:
1. Выявитьуровень знаний детей 5-6 лет о цвете.
2. Выявитьуровень изобразительных умений детей 5-6 лет.
3. Выявитьвлияния уровня знаний о цвете на уровень изобразительных умений детей старшегодошкольного возраста .
Всоответствии с целью и задачами исследования была разработана программаисследования, состоящая из следующих этапов:
1Этап: Изучить знания старших дошкольников о цвете на начальном и конечном этапе.
2Этап: Изучить изобразительные умения и навыки детей 5-6 лет на начальном и конечномэтапе
3Этап: Сопоставить результаты образовательной работы с детьми поознакомлению с цветом и уровень изобразительных умений и навыков.
Состависпытуемых: в исследовании участвовало одна группа детей в количестве 10человек: пять девочек и пять мальчиков.
Характеристикаиспытуемых: все дети одного года рождения (2002г.), имеющие примерно одинаковуюбазу знаний, являются вторыми детьми в семье, без хронических заболеваний, пятьдевочек и пять мальчиков.
2.2Методы исследования
Исследованиеуровня знаний детей о цвете предполагает проведение индивидуальных бесед ианкетирование, в ходе которых педагог фиксирует данные на карте ребенка. Анкетапо выявлению уровня знаний о цвете состоит из следующих вопросов:
1. Какие цвета ты знаешь? Покажи на карточках и назови их?
2. Что в природе бывает фиолетового цвета? (спросить о 5 цветах)
3. Сколько цветов у радуги? В каком порядке они стоят?
4. Если бы та рисовал(а) весну, то какие цвета и оттенки ты быиспользовал(а)? (спросить о зиме, осени, лете)
5. Найди и назови среди цветовых карточек теплые и холодные цвета? Почемуих так назвали?
6. Какие два цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет? (розовый,фиолетовый, зеленый)
7. Подбери колорит к платью для девочки?
8. Какими цветами ты нарисовал(а) бы дом доброй волшебницы и дом злойведьмы?
Этивопросы были составлены по программе Н.В.Дубровской «Игры с цветом», ониотражают задачи работы по ознакомлению детей с цветом и объем знаний детей оцвете.
Высокийбалл ставится тогда, когда ребенок полностью дал исчерпывающий ответ на вопроси удачно выполнил задание.
Среднийбалл ставится тогда, когда ребенок ответил на вопрос неточно, справился сбольшей частью задания.
Низкийбалл ставится тогда, когда ребенок не смог ответить на вопросы и не справился сзаданием.
Былиустановлены критерии оценки. В старшем дошкольном возрасте ребенок должен знать7 цветов радуги и их последовательность, называть оттенки цветов (темно-синий,светло-розовый), уметь смешивать цвета и называть получившийся цвет, различатьтеплые и холодные цвета, уметь сочетать цвета в композиции, иметь представлениео контрасте.
Изучениеизобразительных умений предполагает проведения занятия-развлечения порисованию. В ходе занятия детям предлагается отгадать загадки и нарисоватьотгадки. На каждый рисунок отгадку детям дается 7-10 минут, материал для работывыбирают сами дети, это могут быть цветные карандаши, восковые мелки, масленыемелки, акварельные и гуашевые краски. Всего 5 загадок:
1. Старый дед, ему сто лет, мост намостил во всю реку, а пришла молода –весь мост размела. (Мороз и весна)
2. Золотое коромысло над рекой повисло. (Радуга)
3. Летом — зеленый, осенью – золоченый, зимой стоит голый, а весной –новый. (Лес)
4. Быстрый маленький зверек по деревьям скок да скок. (Белка)
5. Сам алый, сахарный кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
Подлительности занятие 40-45 минут. Оценивается по следующим критериям:
— достоверность изображения предмета, все части пропорциональны и находятся насвоих местах;
— достоверность изображения цвета предмета;
— использование оттенков цвета или смешанных цветов в работе.
Высокийбалл ставится тогда, когда ребенок достоверно изображает предметы и их цвет,использует в работе разные оттенки цвета или смешивает цвета.
Среднийбалл ставится тогда, когда ребенок достоверно изображает предмет, но непередает натуральный цвет предмета, не умеет смешивать цвета и получать оттенкицвета.
Низкийбалл ставится тогда, когда ребенок с трудом изображает предмет и не передаетнатуральный цвет предмета, не умеет смешивать цвета и получать оттенки.
2.3Программа ознакомления детей с цветом на занятиях по рисованию
Проанализированыи проработаны три программы по ознакомлению детей с цветом, на их основе быларазработана новая программа ознакомления детей с цветом, которая состоит изтрех разделов. Первый раздел включает индивидуальную и подгрупповую работу покубику-трансформеру Зайцева в свободное от занятий время. Второй раздел состоитиз прогулок в природу, рассматривания картин и слайдов. Третий раздел этонепосредственно ознакомление с цветом на специально организованных занятиях.
Формирующийэксперимент начался 1 февраля 2009 года, закончился 1 апреля 2009 года, за этовремя было проведено 8 занятий по ознакомлению с цветом, дети принимавшиеучастие в эксперименте познакомились с кубиком-трансформером, со словами,обозначающими цвета, стали замечать изменения в природе.
Работапо ознакомлению с цветами, но кубику-трансформеру проходила индивидуально.Каждому ребенку в игровой форме показывался кубик, действия с ним, названияцветов. Предлагались игры «Составь кубик так, чтобы желтый и красный цветоказались рядом», или «Вспомни присказку к кубику» и др. такая работапроводилась на протяжении всего эксперимента, до того момента пока все дети,участвующие в нем не познакомились с двенадцатью цветами.
Параллельнопроходила работа в природе на прогулках и в группе. На прогулках училисьопределять цвет неба, как он меняется в течении дня в зависимости от погоды. Вгруппе просматривались слайды и картины, сравнивали цвет моря и цвет неба, цветсолнца и луны, осени и лета.
Былиразработаны 8 занятий. На первом занятии детей познакомили с радугой, цветовымкругом, научить рисовать радугу акварельными красками приемом вливания цвета вцвет.
Навтором занятии знакомим с оттенками семи цветов радуги, знакомим с понятием«колорит». Учим осветлять и затемнять цвет при помощи смешивания цветной краскибелого или черного цвета краски. Учим называть получившиеся цвета. Учимподбирать и сочетать цвета на картине, учим рисовать осень, зиму или лето.
Натретьем занятии необходимо рассказать о теплых и холодных цветах, научитьсоставлять теплую и холодную цветовую гамму. Учить рисовать белочку в зимней илетней шубке.
Начетвертом занятии необходимо научить детей находить дополнительные цвета вцветовом круге. Учить украшать платье девочки-краски элементами, окрашенными вдополнительные цвета.
Напятом занятии необходимо научить детей сочетать цвета, запоминать названияцветов и придумывать возможные сочетания цветов. Познакомить с эмоциональнымвоздействием цвета на человека. Учить рисовать замок доброй волшебницы и замокзлой колдуньи.
Нашестом занятии необходимо познакомить с композицией, учить детей располагатьпредметы разной формы на листе бумаги прямоугольной, квадратной, круглой итреугольной форм. Учить составлять композицию их предметов по сочетаемостицвета.
Наседьмом и восьмом занятиях предложить детям задания на закрепление материала ина развитие творчества рисовании.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯВЛИЯНИЯ ЗНАНИЙ О ЦВЕТЕ НА УРОВЕНЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1 Результаты исследований эффективности произвольной инепроизвольной памяти старших дошкольников
Данныеисследования первоначальных знаний о цвете отражены в таблице 1.
Дети,имеющие высокий показатель знаний о цвете отсутствуют, имеющие средний уровень(3 ребенка) – составляют 30%, детей с низким уровнем 5 человек, они составляют50%, остальные 20% (2 человека) имеют знания ниже среднего. Иванова Настя иЮлдашев Рамиль имеют противоречивые результаты: с одной стороны они называютцвета и порядок их в радуге, а также некоторые оттенки, умеют композиционноправильно расположить на листе изображение, а с другой стороне не могутответить на вопросы о сочетаемости цветов и не знают основных понятийЦветоведения.
Таблица1. Исследование первоначальных знаний о цвете у детей 5-6 лет
№
фамилия
имя ребенка
Основные цвета
и оттенки
Знания основных понятий Цветоведения
Знания о
Смешивании цветов
Знания о
композиции
Уровень знаний
о цвете 1 Ашрафова Эльвира С С С Н С 2 Иванова Настя С С Н Н С/Н 3 Сафиуллина Регина Н Н Н Н Н 4 Пыркова Софья Н Н Н Н Н 5 Трофимова Зарина Н Н Н Н Н 6 Юлдашев Рамиль С С Н Н С\Н 7 Пеньков Никита С С С Н С 8 Садыков Данил С С С Н С 9 Уразаев Данил С Н Н Н Н 10 Апаев Игорь Н Н Н Н Н ИТОГО по группе С С/Н Н Н С
В– высокий балл, С – средний балл, Н – низкий балл.
Результатызнаний детей о цвете после проведенной целенаправленной образовательной работыбыли зафиксированы в таблице 2.
Такимобразом, после проведенной образовательной работы результаты знаний о цветеулучшились. Дети, которые не пропускали ни одного занятия, имеют высокиерезультаты. 10% детей (1 ребенок) имеет высокий уровень знаний, 70% повысилисвои знания до среднего уровня (7 детей), с низким уровнем остался 1 ребенок,что составляет 10% от всей группы детей. Остальные 10% (1 ребенок) имеютпограничные результаты уровень между средним и высоким. Уразаев Данил осталсяна низком уровне в связи с тем, что пропустил цикл занятий из-за болезни.
Таблица2. Исследование уровня знаний о цвете у детей 5-6 лет после проведеннойобразовательной работы
№
фамилия
имя ребенка
Основные цвета
и оттенки
Знания основных понятий Цветоведения
Знания о
Смешивании
цветов
Знания о
композиции
Уровень знаний
о цвете 1 Ашрафова Эльвира В В В С В 2 Иванова Настя В С С С С 3 Сафиуллина Регина В С С С С 4 Пыркова Софья С В В С В\С 5 Трофимова Зарина С С С С С 6 Юлдашев Рамиль С С С С С 7 Пеньков Никита В С С С С 8 Садыков Данил С В С С С 9 Уразаев Данил С Н Н Н Н 10 Апаев Игорь С С С С С ИТОГО по группе С С С С С
В– высокий балл, С – средний балл, Н – низкий балл.
Порезультатам двух таблиц 1 и 2 можно сделать выводы об эффективности проведеннойработы по ознакомлению детей с цветом. На первом этапе изучения знаний о цветеуровень составил 30% (за сто процентов было взято 10 детей с высокимпоказателем, в числовом коэффициенте -20, то есть 1 оценка В – 2 балла, 1оценка С – 1 балл, 1 оценка Н – 0 баллов). После проведенной работы уровеньсоставил 50%, что на 20% выше первоначального.
3.2Результаты исследований уровня изобразительных умений у старших дошкольников
Исследование,зафиксированное в таблице 3, можно представить в процентном соотношении. Данноеисследование проводилось во второй половине дня. Давалась ребенку возможностьспокойно, не торопясь, выполнить свои рисунки, выбрать материал для рисования,продумать сюжет рисунка. Дети с интересом выполняли задание, отгадывализагадки. У многих детей рисунок предмета был не похож на предмет вдействительности. Так, например, изображение белки у Трофимовой Зарины было неправдоподобно, ее белка скорее была похожа на собаку с орехом. И таких ошибокбыло много.
Таблица3. Исследование уровня изобразительных умений у старших дошкольников
№
фамилия
имя ребенка
Точность передачи формы
Точность передачи пропорций
Точность передачи цвета
Использование
средств выразительности
(цвет и форма)
Композиционное посторенние
Уровень изобразительных умений 1 Ашрафова Эльвира С Н С Н Н Н 2 Иванова Настя С С С Н С С 3 Сафиуллина Регина С Н С Н Н Н 4 Пыркова Софья С Н С Н Н Н 5 Трофимова Зарина С Н Н Н С Н 6 Юлдашев Рамиль С Н Н С С С 7 Пеньков Никита С Н С С Н С 8 Садыков Данил С С С С Н С 9 Уразаев Данил С Н Н Н Н Н 10 Апаев Игорь Н Н Н Н Н Н ИТОГО по группе С Н С Н Н Н
В– высокий балл, С – средний балл, Н – низкий балл.
Дети,имеющие высокий показатель изобразительных умений, отсутствуют, имеющие среднийуровень (4 ребенка) – составляют 40%, детей с низким уровнем 6 детей, онисоставляют 60% от всей группы детей. Уразаев Данил и Апаев Игорь показали самыйнизкий уровень изобразительных так, как мальчики не правильно держат кисть иликарандаш в руке, нет точных знаний об окружающих предметов (недостаток врассматривании предметов, их частей). Не велась индивидуальная работа педагогапо обучению детей рассматриванию предметов, описанию характерных признаков и непроводиться работа по постановки руки к письму.
Результатыизобразительных умений детей после проведенной целенаправленной образовательнойработы по ознакомлению с цветом были зафиксированы в таблице 4.
Такимобразом, можно судить об эффективности проведенной работы по ознакомлению детейс цветом. Судя по результатам таблицы 4 10% детей (1 ребенок) повысил своиизобразительные умения до высокого уровня, 80% детей (8 человек) имеют среднийуровень, а 1ребенок (10% детей) остался на низком уровне, из-за пропущенныхзанятий по ознакомлению с цветом.
Врезультате исследования было установлено и подтверждено утверждение о том, чтопосле проведенной работы по ознакомлению детей с цветом уровень изобразительныхумений повышается. По результатам таблиц 3 и 4 первоначальный уровень изобразительныхумений составляет — 20%, а после проведенной работы – 50%. Таким образом,разница составляет 30%, таким образом можно судить о росте изобразительнойграмоты детей.
Данныепроцентные соотношения были установлены, исходя из следующий формулы: высокийуровень взят как 2 балла, средний уровень взят как 1 балл, низкий уровень – 0.За 100% — это 10 детей с высоким уровнем, то есть в числовом коэффициенте 20.
Таблица4 Исследование уровня изобразительных умений у старших дошкольников послепроведения образовательной работы по ознакомлению с цветом
№
фамилия
имя ребенка
Точность передачи формы
Точность передачи пропорций
Точность передачи цвета
Использование
средств выразительности
(цвет и форма)
Композиционное посторенние
Уровень изобразительных умений 1 Ашрафова Эльвира В С В В С В 2 Иванова Настя С С В С В С 3 Сафиуллина Регина С С В С С С 4 Пыркова Софья С С В С С С 5 Трофимова Зарина С Н С С С С 6 Юлдашев Рамиль С Н С С С С 7 Пеньков Никита С Н С С Н С 8 Садыков Данил С С В В С С 9 Уразаев Данил С Н Н Н Н Н 10 Апаев Игорь Н С С С Н С ИТОГО по группе С С С С С С
В– высокий балл, С – средний балл, Н – низкий балл.
3.3 Изучение влияния уровня знаний о цвете на уровень изобразительныхумений детей старшего дошкольного возраста
Порезультатам всех исследований был проведен сравнительный качественный анализ,зафиксированный в таблице 5.
Исходяиз таблицы 5, следует сделать вывод об эффективности проведенной работы поознакомлению детей с цветом. После того как дети прошли курс ознакомления сцветом и набрались практических умений работы с цветом, у них повысилисьизобразительные умения.
Таблица5
Констатирующий эксперимент
Контрольный эксперимент
№
фамилия
имя ребенка
Результаты
таблицы 1
Результаты таблицы 3
Результаты таблицы 2
Результаты таблицы 4 1 Ашрафова Эльвира С Н В В 2 Иванова Настя С/Н С С С 3 Сафиуллина Регина Н Н С С 4 Пыркова Софья Н Н В\С С 5 Трофимова Зарина Н Н С С 6 Юлдашев Рамиль С\Н С С С 7 Пеньков Никита С С С С 8 Садыков Данил С С С С 9 Уразаев Данил Н Н Н Н 10 Апаев Игорь Н Н С С ИТОГО по группе Н Н С С
АшрафоваЭльвира на начало эксперимента имела низкий уровень изобразительных умений исредний уровень знаний о цвете, после курса по ознакомлению с цветом, она имеетвысокие показатели знаний о цвете и уровень изобразительных умений повысился довысокого. Большинство ее успехов связанно с тем, что она обладает высокойзаинтересованностью ко всему, что ее окружает, а также свойственным ейлюбопытством.
ИвоноваНастя обладает средними показателями. Девочка очень внимательна иисполнительна, но ее результаты никак не изменились после проведенной работы поознакомлению детей с цветом.
СафиуллинаРегина имела низкие показатели развития, но входе эксперимента показателивозросли до уровня средних. Девочка очень внимательна и исполнительна, имеетнекоторые навыки в опосредованном запоминании, а также она очень впечатлительнаи легко запоминает новую информацию.
ПырковаСофья имела довольно низкие результаты, так как она имеет неустойчивоевнимание, постоянно отвлекалась на посторонние разговоры, не слушая и не вникаяв поставленную перед ней задачу. Но занятия по ознакомлению с цветом, еезаинтересовали, так, что показатели знаний выросли до высокого уровня, а заними и показатели уровня развития изобразительных умений.
УТрофимовой Зарины повысился уровень знаний о цвете и уровень изобразительныхумений. Быстро и легко реагирует на поставленную задачу, без трудавоспроизводит материал.
ЮлдашевРамиль, Пеньков Никита, Садыков Данил обладают средними показателями. Ихпоказатели не изменились, остались на первоначальном уровне. На наш взгляд,можно было повысить их уровни, если бы увеличить время проведения эксперимента.
УразаевДанил имеет низкие показатели, так как он пропустил курс ознакомления с цветомиз-за болезни.
УАпаева Игоря повысились знания о цвете и уровень изобразительных умений досреднего уровня.
Выводы
Извышепредставленного исследования можно сделать следующие выводы. Результатыпроведенного опыта доказывают предложенную в начале исследования гипотезу.Действительно, при целенаправленном ознакомлении детей с цветом на занятиях порисованию у детей повышаются изобразительные умения. Данное исследованиесоответствует поставленным задачам.
Былоизучены знания старших дошкольников о цвете на начальном конечном этапе, изученыизобразительные умения и навыки детей на начальном и конечном этапе, сопоставленырезультаты образовательной работы с детьми по ознакомлению с цветом и уровеньизобразительных умений и навыков.
Такимобразом, по результатам сопоставительного анализа у большинства детей сповышением знаний о цвете повысились изобразительные умения. По результатамтаблицы 5 первоначальный уровень изобразительных умений составляет — 20%, апосле проведенной работы – 50%. Таким образом, разница составляет 30%, такимобразом можно судить о росте изобразительной грамоты детей. На первом этапеизучения знаний о цвете уровень составил 30%, после проведенной работы уровеньсоставил 50%, что на 20% выше первоначального.
Уровеньзнаний о цвете вырос на 20%, следом, уровень изобразительных умений на 30%. Чтосвидетельствует о подтверждении выдвинутой гипотезе.
Быловыявлено, что дети, которые не знают ничего о цвете, смешивании цветов, делениецветов на теплые и холодные, сочетаемости цветов, оттенков цвета, скуднопередают в рисунках красоту, характерный внешний вид изображаемого предмета.Поэтому, на наш взгляд, следует целенаправленно знакомить детей с цветом.
Заключение
Цвет — одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанноезрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам впроцессе их зрительного восприятия. Восприятие цвета может частично меняться взависимости от психофизиологического состояния наблюдателя, например,усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости. Цвет начинаетвосприниматься у детей с рождения, так для восприятия цвета необходимзрительный анализатор, к моменту рождения он развит. Дети знакомятся сокружающим миром и цветовыми эталонами, это знакомство происходит при участиивзрослого.
Такпри изучении восприятия детей-дошкольников удалось установить, что цветпредмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когдадругой, обычно сильный признак (форма), почему-либо не получил сигнальногозначения (например, при составлении коврика для цветной мозаики). В настоящеевремя существует несколько мнений о там как и когда нужно знакомить детей сцветом. По традиционной методике Т.С. Комаровой детей знакомят с семи цветамирадуги так: в 3 года ребенок должен различать четыре основных цвета, в 5 летцвета радуги. Но в данном исследовании мы опирались на мнение Н.Зайцева, онпредлагает знакомить сразу с двенадцатью цветами на любом возрастном этапе,начиная с трехлетнего возраста, и словами обозначающими их.
Входе исследования было подтверждено мнение о том, что дети не умеютпользоваться цветом как средством выразительности, только после специальногообучения они используют цвет в своих работах и необходимо целенаправленно учитьдетей различать и называть цвета и их оттенки.
Даннаяработа направлена изучение влияния знаний детей о цвете на уровеньизобразительных умений. В дальнейшем можно будет продолжить работу ирассмотреть другие авторские взгляды на ознакомление детей с цветом. А такжепредложить некоторые пути развития изобразительных умений через ознакомление сцветом детей младшего дошкольного возраста.
Данноеисследование имеет практическую ценность, которая заключается в том, чтособранные в ней методики могут быть использованы педагогами и родителями, атакже студентами средне-специальных и высших педагогических учебный заведенийдля ознакомления с методиками ознакомления детей с цветом. С научной точкизрения значимость исследования заключается в систематизированном и обобщенномизложении материала о ознакомлении с цветом в дошкольном возрасте, особенностьювосприятия детьми цвета, о науке цветоведения, изложены главные научные аспектыособенностей развития дошкольников.
Такимобразом, в результате полученных данных определились насколько направлений вработе с детьми.
1. Ознакомление с цветами должно начинаться с рождения. Причем, знакомитьнужно сразу с двенадцатью цветами.
2. Учить детей рассматривать и описывать объекты окружающего мира, этопомогает ребенку воспринимать внешний вид объекта.
3. В старшем дошкольном возрасте необходимо познакомить детей с основнымипонятиями цветоведения, научить смешивать цвета и сочетать их.
Дляцелостной работы необходимо привлекать и родителей. Но для этого нужнопросвещать родителей на всевозможных консультациях у педагогов в детских садах,организовывать практикумы по данной проблеме, предлагать им популярную литературуи др.
Даннаяработа завершена получением новых данных о способах ознакомления детей сцветом, характерных для старшего дошкольного возраста, подтвержденазакономерность развития уровня изобразительных умений и уровня знаний о цвете,выявлены наиболее эффективные виды работ по ознакомлению с цветом для старшихдошкольников. Работа является учебной, констатирует и подтверждает факты овлиянии уровня знаний о цвете на уровень изобразительных умений старшихдошкольников.
Литература
1. Тюмасева З.И., Богданов Е.Н., Щербак Н.П. Словарь-справочниксовременного общего образования: акмеологические, валеологические, экологическиетайны. – СПб.: Питер, 2004.
2. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие длястудентов высших учебных заведений/ Редактор-составитель Б.Д. Эльконин. – М.:Академия, 2004.
3. Яньшин П. В. Введение в психосемантику цвета. Учебное пособие.- Самара: СамГПУ, 2001.
4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающиеигры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.
5. Зайцев Н.А. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.Авторская методика. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 20006./>/>
6. КомароваТ.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительномтворчестве. — М.: Педагогическое общество России, 2002 .
7. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения иразвития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». — М.: Карапуз-Дидактика, 2006 .
8. Сакулина Н.П., Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детскомсаду. Методические указания. — М.: Просвещение, 1999 .
9. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакциейМ.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — М.: Воспитание дошкольника,2004 .
10. Шоптова Т.В. Программа эстетического воспитания детейстаршего дошкольного возраста «Цвет природы». – Воронеж: Социум, 2005.
11. Дубровская Н.В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7лет с основами цветоведения: Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.
12. Денисов В.С., Глазова М. В. Восприятие цвета. – М.: Эксмо,2008.
13. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб.:Детство-Пресс, 2003.
14. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программаэстетического воспитания детей 2-7 лет. – М.: Просвещение, 2000.
15. Проходько Е.Т. Зачем и как знакомить детей с цветом:Методические рекомендации для воспитателей детских садов и учащихся педвузов. –Краснодар: Просвещение, 1993.
16. Погосова Н.И. Цветовой игротренинг.– СПб.: Детство-Пресс, 2003.
17. КомароваТ. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методическиерекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
18. КомароваТ.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников.-М.: Педагогическое общество России, 2005.