Реферат по предмету "Педагогика"


Профильное обучение учащихся

Содержание
Введение
1.Теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы
1.1Профильное обучение в рамках удовлетворения современного социального заказаобщества на профессии
1.2 Развитиепрофильного образования в контексте модернизации образовательной системы вРоссийской Федерации и Краснодарском крае
1.3 Основныезадачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки
2 Профильноеобучение школьников в современных условиях
2.1Особенности организации, модели и принципы профильного обучения школьников
2.2 Учебныйплан и содержание программ профильного обучения школьников
2.3 Основныепроблемы и противоречия, эффективность профильного обучения
Заключение
профильный обучение школьник педагогический

Введение
Сегоднявыпускник средней школы оказывается в ситуации очень непростого выбора в отношениипрофильного направления дальнейшей деятельности. В условиях постоянно меняющегосямира, в котором едва ли не ежедневно появляются новые и наоборот теряют свою востребованность,казалось бы, привычные, профессии и сферы деятельности, возникает потребность организоватьмаксимально разноплановые формы ориентации подростка. Эти формы профильного обучениядолжны помочь молодому человеку самоопределиться в выборе будущей профессии, адекватнойспособностям и желаниям личности, должны сформировать мотивацию на дальнейшее углубленноеизучение того или иного направления деятельности. Профильная подготовка школьниковпозволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создаетусловия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту илииную профессию в будущем.
Этапыи содержание перехода всей системы общеобразовательной школы в школу с профильнымобучением в старших классах были сформулированы в Концепции модернизации российскогообразования на период до 2010 года. В Концепции образование названо фактором формированиянового качества экономики и общества в целом. Важнейшей задачей образовательнойполитики на современном этапе становится обеспечение ее соответствия актуальными перспективным потребностям личности, общества и государства, а развитие образованиятеснейшим образом связано с основными направлениями социально-экономической политикиПравительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. В концепции подчеркивается,что роль образования на современном этапе развития России определяется задачамиее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостьюпреодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественногоразвития.
Краснодарский край одним из первых в стране подошел к реализации этой задачи,так как вошел в перечень субъектов Российской Федерации и согласованных с ними муниципальныхобразований, участвующих в эксперименте по профильному обучению в 2003/2004 учебномгоду. Можно утверждать, что на сегодняшний день край имеет огромный опыт в организациипрофильного образования. В крае отрабатываются структура и направления профилизации,создаются условия для подготовки учащихся основной школы к осознанному выбору профиляобучения; оптимизируются модели организации профильного обучения на региональном,муниципальном уровнях и на уровне общеобразовательного учреждения, апробируютсяновые подходы к итоговой аттестации выпускников.
Таким образом, актуальность данной темы определяется тем, что в Краснодарскомкрае на сегодня созданы все условия реализации профильного обучения на старшей ступениобщего образования, имеется серьезный опыт, который требует осмысления и анализа.Этот опыт может выступать как методическая основа для введения тех или иных направленийпрофильного образования в школах Российской Федерации.
Однако вместе с тем практика внедрения новых подходов в образовательной деятельностипоказывает и ряд проблем и противоречий. Очевидно, что всегда будет сохранятьсянекий конфликт между возможностями и желаниями самих учащихся и социальным заказомобщества на профессии, между возможностями школьной системы образования и требованиямипостоянно меняющегося рынка. Одной из проблем является и сама система выявленияу учащихся способностей, склонностей, интересов, которая должна наряду с объективно-констатирующейбыть и рекомендательной, направляющей.
Таким образом, опыт профильного образования должен быть исследован с учетомвсех противоречий и проблемных моментов, оценки его эффективности.
Объект исследования: профильное обучение в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: пути оптимизации системы профильного обучения.
Цель: изучить эффективные модели профильного обучения в общеобразовательной школеи разработать направления деятельности педагогов по профильному обучению учащихся.
Задачи:
1. Описать теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы,перспективы развития общего и профильного образования в контексте модернизации образовательнойсистемы в Российской Федерации в целом и Краснодарском крае, в частности, основныезадачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки.
2. Изучить особенности организации и основные виды профильного обучения школьников,модели и основные принципы профильного обучения школьников, учебный план и содержаниепрограмм профильного обучения школьников
3. Рассмотреть эффективность профильного обучения: требования к результату,критерии и способы оценки качества.
База исследования: муниципальное общеобразовательное учреждение СОШ №42 г. Краснодара(профильные классы: физико-математический, гуманитарный, экономико – математический,оборонно-спортивный).
Методы исследования: теоретический анализ, общенаучные методы (обобщение, систематизация,классификация, наблюдение); анализ российской и зарубежной литературы по теме исследования;изучение документов, отчетов, докладов и материалов федеральных, региональных имуниципальных организаций, занимающихся проблемой профильной подготовки, профилизацииобразования, проведения единого государственного экзамена, создания университетскихкомплексов; изучение и обобщение педагогического опыта в контексте исследованияи др.
Теоретические основы исследования. Основные закономерности развития общегои профессионального образования и стратегии перехода к новым парадигмам образованияизложены в работах таких авторов как Б.С. Гершунский, Л.И. Гурье, В.А. Ермоленко,З.Д. Жуковская, И.А. Зимняя, Н.Э. Касаткина, Г.В. Лаврентьев, А.М. Новиков, А.Н.Орлов, Т.С. Панина, Ю.Н. Семин, Ю.Г. Татур, Е.В. Ткаченко, А. Н. Утехина и др.
Нормативно-правовой базой исследования являются: типовые положения об образовательныхучреждениях, национальная доктрина образования в Российской Федерации, Закон РФ«Об образовании», основные положения Концепции реформирования системы образования,Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепциипрофильного обучения на старшей ступени общего образования (Утверждена ПриказомМинистра образования № 2783 от 18.07.2002), Концепции дополнительного образованиядетей, Постановление Правительства РФ от 09.06.2003 №334 «О проведении экспериментапо введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующихпрограммы среднего (полного) общего образования», Письмо МО и РАО от 28.10.2003№ 15-1/10) «О мероприятиях по введению профильного обучения», Стратегии модернизациисодержания общего и профессионального образования и др.
 
 

1. Теоретические основы профильного обучения учащихся среднейшколы
 
1.1 Профильное обучение в рамках удовлетворения современного социальногозаказа общества на профессии
Начало XXI характеризуют динамичные преобразования в теории и практике отечественногообразования, явившиеся продолжением не менее динамичных преобразований в экономическом,социальном и культурном развитии общества.
Увеличение и интеллектуализация направленийпрофессиональной деятельности, формирование межгосударственного рынка труда, доступностьглобальных сетей обмена информацией – все это несравненно повысило роль человеческогокапитала в формировании рейтинга государств. Именно человеческий капитал – «…накопленныенаселением знания и умения, используемые для нахождения эффективных решений в производственнойдеятельности и повседневной жизни» определяет сегодня уровень развития государства,его способность диктовать и отстаивать свои интересы в мировом сообществе, его экономическуюи социальную стабильность. В основе этого процесса значительную роль играет формированиепрофессиональной компетентности специалиста, что в свою очередь невозможно без созданиясистемы непрерывного образования.
В современных условиях предпринимаются попытки ориентировать перспективноереформирование общего среднего образования на социальное воспроизводство трудовых,в первую очередь интеллектуальных, ресурсов России. И при этом образование должнореагировать уже сейчас на потребности общества, которые проявятся через 5 — 15 лет.
Правительствами развитых стран изучаются тенденции на рынке труда. Так, по заказу британского правительстваисследовательская компания Fast Future подготовила отчет о том, какие профессииокажутся наиболее востребованными через 20 лет. В работе над документом принималиучастие ведущие футурологи и прогнозисты, которых попросили оценить, насколько развитиенауки и технологий повлияет в ближайшем будущем на рынок труда. По данным отчета,весьма серьезные изменения ждут, в частности, медицину и сельское хозяйство, наразвитие которых оказывает воздействие все более интенсивное использование компьютерови роботов. Хорошие перспективы прочат и «нано-медикам», разрабатывающими внедряющим специальные миниатюрные устройства, которые будут функционировать внутричеловеческого тела. Развитие космонавтики может способствовать росту популярностипрофессии пилотов космических кораблей, появление смертельного вируса приведет квостребованности «карантинных стражей», а изменения климата вызовут потребностьв климатологах, способных корректировать их негативное влияние на развитие человечества.Прогнозируют стабильную занятость для специалистов в сфере социальных проблем. Работыим будет добавлять и то, что целые отрасли экономики и десятки профессий будут постоянноуходить в прошлое из-за ускорения прогресса.
Однакопри столь динамичных революционных процессах на рынке труда в системероссийского образования в начале ХХI века стали очевидными все признаки кризиса,который «обусловлен непрерывно обостряющимися противоречиями между ограниченностьюсроков обучения в образовательных учреждениях и ускоряющимся ростом объемов потенциальногоучебного материала, числа направлений (специальностей) профессионального образованияи уровня требований к компетентности выпускников».
Данное противоречие призвана решить организация профильного образования. Профильноеобучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счетизменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса болееполно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия дляобучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениямив отношении продолжения образования.
Специалистысходятся во мнении, что профильность дает старт знаменательной тенденции: средняяшкола из образовательного института (учреждения) становится социальным. При этомвоспитательная функция школы, в наибольшей мере, определяется сопровождением (педагогическим,психологическим и гуманитарно-социальным) рационального проектирования и выборапрофессиональных планов, начальным этапом которых становится простраивание версийтраекторий продолжения образования после окончания школы.
У значительнойчасти выпускников школы, вступающих в современный рынок труда, сегодня уже сформированзапрос на новый тип образования, интегрирующий традиционное образование с реальным,то есть позволяющим если не получить профессию, то составить представления о характерепрофессионального труда людей на основе личного опыта.
Профильное образование создает прецедент и реальный шанс преодоления ряданакопившихся издержек, порожденных кризисом образования. Ведь известно, что большаячасть генерации старших школьников ещё в конце ХХ века исчерпала кредит довериявсеобщему обязательному среднему образованию. Общее (школьное) образование обслуживает,в основном, приобщение растущего человека к культуре и весьма слабо ориентированона жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности. Есть острая необходимостьпреодоления отчуждения и усталости школьников от содержания образования, котороене дает адекватной мировоззренческой картины, не позволяет составить представленийобо всем пространстве труда людей, не дает необходимой информации для построенияобоснованных жизненных и профессиональных планов.
Как подчеркнуто в Концепции модернизации российского образования на периоддо 2010 года, устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечиваетвыпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющихстандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умениявести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальныхи гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование,в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода»,обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же времямногие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу,определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоенияобщества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом ккачественному образованию в зависимости от доходов семьи.
Предстоит существенная модернизация содержания и структуры профессиональногообразования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферыуслуг, культуры, армии, государственной службы и др. В качестве основного фактораобновления профессионального образования выступают запросы развития экономики исоциальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынковтруда, а также перспективные потребности их развития.
Должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективныхпотребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международныхтенденций. В соответствии с этими потребностями предстоит выстроить оптимальнуюсистему профессионального образования, в частности, реальную многоуровневую структурувысшего образования. Результаты прогнозирования потребностей рынка труда, а такжерейтинги учреждений профессионального образования должны доводиться до населениячерез средства массовой информации.
Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороныгосударства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос,на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Ориентация на реальныепотребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основудля привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.
Основное отличие профильного обучения от профориентации состоит в том, чтов рамках этой формы обучения происходит не только удовлетворение современного заказаобщества на профессии, но и удовлетворение индивидуальной потребности личности всамореализации. Таким образом, профильное обучение обеспечивает взаимовыгодное ивзаимозаинтересованное движение обоих участников процесса – как самих школьников,так и экономических институтов и производственных структур общества.
В соответствии с одобренной Министерством образования России «Концепцией профильногообучения на старшей ступени общего образования» профильная подготовка обеспечиваетуглубленное изучение отдельных общеобразовательных предметов, создает условия длявыбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями,склонностями и потребностями, более эффективно готовит выпускников к профессиональномусамоопределению, обеспечивая преемственность общего и профессионального образования.Обучающиеся в системе профильной подготовкиготовят себя к трудовой деятельности, адаптируют умения к изменяющимся требованиямрынка труда.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
В условиях перехода к рыночным отношениям приоритетные функции непрерывногообразования неразрывно связаны с рынком труда. Современный молодой человек долженнаучиться правильно вести себя на рынке труда, понимать, как продвигать свои достоинстваи возможности, и не бояться этого, то есть выбрать ту профессию, которая бы былавостребована современной экономикой, соответствовала желанию и интересам личности,ее возможностям и общеобразовательной подготовке.
Глобализация экономики и задача формирования общества,основанного на знаниях, ставят новые требования перед системой образования и обучения.В рамках этих требований система профессионального образования и обучения призванарешать триединую задачу развития: личности, способной полностью реализовать своипотенциал в профессиональном и личном плане; общества – за счет уменьшения различийи неравенства между гражданами и группами граждан; экономики – путем обеспечениясоответствия умений на рынке труда потребностям промышленности и работодателей.
Новая парадигма развития образования предполагает универсализацию профессиональногообразования, сопровождающуюся развитием новых базовых умений и компетенций. А этов свою очередь означает и новое качество партнерских отношений между образованиеми миром труда, обеспечивающих синергию всех секторов образования, промышленностии экономики, направленных на развитие общих компетенций, этики труда, техническихи предпринимательских умений, выработку новой политики и финансовых обязательствс учетом местных, региональных и глобальных возможностей и потребностей.
Таким образом, в настоящее время в рамках«Концепции модернизации российского образования» идет поиск путей интеграции общегосреднего, начального, среднего и высшего профессионального образования, получаетразвитие многоуровневое образование, создаются университетские комплексы. Главнаязадача состоит в том, чтобы на этой основе обеспечить более полное соответствиесистемы и практики подготовки кадров требованиям, предъявляемым рынком.
В связи с этим наиболее актуальной задачей на современном этапе развития профильногообразования в Краснодарском крае является определение приоритетных направлений дальнейшегоразвития системы профильной подготовки, выстроенной на местном, региональном уровнес учётом потребностей рынка труда, исходя из экономических условий территории.
1.2 Развитие профильного образования в контексте модернизацииобразовательной системы в Российской Федерации и Краснодарском крае
Глобализация экономики и задача формирования общества, основанногона знаниях, ставят новые требования перед системой образования и обучения. Развитие образования теснейшим образомсвязано и с основными направлениями социально-экономической политики ПравительстваРоссийской Федерации на долгосрочную перспективу. Основные направления модернизацииобразовательной системы в Российской Федерации определены Концепцией модернизацииобразования до 2010 г. Направления развитиядопрофессионального обучения и довузовской подготовки в российской школе, в основном,соответствует мировым тенденциям развития образования.
Цельмодернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системыобразования. Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядкеследующие приоритетные, взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантийдоступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижениенового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономическихмеханизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение социальногостатуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной иобщественной поддержки; развитие образования как открытой государственно-общественнойсистемы на основе распределения ответственности между субъектами образовательнойполитики и повышения роли всех участников образовательного процесса: обучающегося,педагога, родителя, образовательного учреждения.
Концепциямодернизации российского образования на период до 2010 г. предусматривает создание«системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классахобщеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализациюобучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкойсистемы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднегои высшего профессионального образования».
Пути реализациипоставленной задачи и перспективы развития общего и профильного образования определеныв Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Профильноеобучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальнойобразовательной траектории.
Краснодарский край одним из первых в стране подошел к реализации всего комплексазадач организации профильного образования в контексте модернизации образовательнойсистемы. Краснодарский край был включен в перечень субъектов Российской Федерациии муниципальных образований, участвующих в эксперименте по профильному обучениюв 2003/2004 учебном году. Губернатором Краснодарского края было издано распоряжение«О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательныхучреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования в 2003/2004учебном году» (№ 979-р от 22 июля 2003 года).
В 2004 году были разработаны и утверждены план мероприятий по введению профильногообучения в Краснодарском крае, порядок открытия профильных классов, региональныйбазисный учебный план для 10-11 классов экспериментальных общеобразовательных учрежденийи другие норматино-правовые документы.
В 2004 году общеобразовательные учреждения края перешли на новый федеральныйБазисный учебный план, которым предусмотрено введение профильного обучения на старшейступени общего образования и предпрофильной подготовки в 9-х классах начат. С сентября2004 года в десятых классах 30 школ города Краснодара и 7 Павловского района быловведено профильное обучение – всего открыт 101 профильный класс по 29 профилям.Предпрофильную подготовку стали апробировать 422 общеобразовательных учрежденияиз всех муниципальных образований края.
По итогам первого года эксперимента по введению профильного обучения в г.Краснодаре и Павловском районе проведен мониторинг.
На проведение эксперимента в 2004 году из краевого бюджета были выделены средствав объеме 1 млн. рублей. Проведена работа по укреплению материально-технической базыэкспериментальных общеобразовательных учреждений. Поставлена компьютерная техникав 10 школ г. Краснодара и Павловского района, приобретены химические реактивы имини лаборатории для 3 школ Павловского района, открывших химико-биологический профиль.Для организации центров сопровождения эксперимента в управления образования г. Краснодараи Павловского района приобретена компьютерная и множительная техника. Подготовленыи изданы сборники программ элективных курсов для учащихся 9-х классов, разработанныепедагогами экспериментальных образовательных учреждений г. Краснодара и специалистамиККИДППО.
Продолжалась работа по организации предпрофильной подготовки в 9-х классахосновной школы. Во «вторую волну» эксперимента по предпрофильной подготовки быливключены 46 территорий края (422 учреждения). В рамках краевого конкурса педагогическихинициатив открыты 4 краевые экспериментальные площадки по организации сетевого взаимодействияобразовательных учреждений при организации профильного обучения в старшей школе.
Для 11 категорий педагогических работников, участвующих в эксперименте повведению профильного обучения, за счет целевых средств, предусмотренных в Фондеразвития образовательных учреждений, на базе ККИДППО, школ г. Краснодара и Павловскогорайона проведены курсы повышения квалификации. В течение первого года реализацииэксперимента в них приняли участие 6439 человек из всех территорий края.
Ход эксперимента был рассмотрен на коллеги департамента образования и науки(ноябрь 2004г.) и представлен на Всероссийской научно-практической конференции (октябрь2004).
Эксперимент выявил ряд серьезных проблем и противоречий. Так, в частности,в анализе итогов первого года внедрения профильного обучения подчеркивается следующее.Не снято противоречие между условиями профильного обучения на старшей ступени общегообразования и требованиями ЕГЭ. Не решены вопросы стимулирования педагогическихработников, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения на старшейступени общего образования и предпрофильной подготовки в 9-х классах. Не развернутав должном объеме работа по экспериментальной апробации сетевого взаимодействия общеобразовательныхучреждений, учреждений НПО и СПО.
Вместес тем принято однозначное решение продолжить работу по созданию условий для переходаобщеобразовательных учреждений на профильное обучение, а именно: расширить числообщеобразовательных учреждений, реализующих предпрофильную подготовку; обеспечитьразработку программ элективных курсов для 9 и 10 классов, организовать переподготовкукадров и использование информационных технологий в профильных классах, укреплениеучебно-материальной баз экспериментальных ОУ.
Можноутверждать, что на сегодня в ходе федеральных экспериментов по профилизации отечественногообразования и созданию университетских образовательных комплексов в Краснодарскомкрае разработана региональная модель довузовской подготовки и психолого-педагогическоесопровождение ее реализации с учетом региональных особенностей и результатов мониторингаразвития гибкой системы профилей. Эта модель выступает в тесной связи ее основныхкомпонентов (блоков): довузовской подготовки в учреждениях среднего (полного), дополнительногои профессионального (начального, среднего и высшего) образования, проектирует новыеформы и механизмы организации взаимодействия с социальными партнерами и отражаетпедагогические условия становления и развития региональной системы довузовской подготовкив образовательном пространстве края.
Основныеприоритетные направления становления и развития довузовской подготовки в Краснодарскомкрае выстроены на местном, региональном уровне с учётом потребностей рынка труда,специальностей, исходя из экономических условий территории и отражают как поискновых форм предпрофессиональной подготовки в рамках традиционных систем, так и дополнениеобщепринятых форм довузовской подготовки иными, альтернативными способами с позицийличностного развития обучающихся.
Реализация в различных формах и по нескольким направлениямПрограммы развития социального партнёрства в Краснодарском крае способствует осуществлениюпрофориентационной работы; участию работодателей в разработке нормативно-правовойи учебно-программной документации; совершенствованию содержания и организации учебногопроцесса; привлечению социальных партнёров к формированию стратегии развития учебногозаведения, участию их в практическом обучении студентов с предоставлением современнойтехнологической базы; созданию учебно-производственных комплексов путём интеграциис производством; предоставлению обучающимся рабочих мест; руководству практикойнаиболее квалифицированными специалистами предприятия или организации; оперативномуреагированию на потребности рынка труда; обеспечению занятости выпускников. Эффективнаясистема социального партнёрства в учебных заведениях позволила создать условия дляуспешной подготовки обучаемых на всех уровнях системы непрерывного образования вКраснодарском крае.
По итогам первых лет эксперимента в крае созданы координационные советы, разработаныразноуровневые банки нормативно-правовой информации, сформирован аннотированныйкаталог курсов по выбору. Краевой институт дополнительного профессионального педагогическогообразования обеспечивает научное, методическое сопровождение эксперимента, а это— экспертиза, авторские курсы по выбору, технологические карты, методические пособия,моделирование сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного статуса,мониторинг, прогнозирование и многое другое. Проводится краевой (заочный) конкурспрограмм элективных курсов для 10-11-х классов, которые разрабатывают педагоги экспериментальныхучреждений. Серьезно поставлен вопрос об обучении муниципальных и школьных координаторовэксперимента. Ежегодно пять с половиной тысяч учителей повышают квалификацию, делаетсяакцент на перестройку логики преподавания учебной дисциплины от «узкопредметной»к «детоцентристской», учитывающей потребности ученика. Учителя осваивают интерактивныетехнологии, проектно-исследовательские, блочно-модульные методы и т.д. Кроме того,постоянно изучаем потребности территорий в предпрофильной подготовке и профильномобучении.
Таким образом,можно сделать следующие выводы. Направление развития профильного обучения в российскойшколе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования. Краснодарскийкрай в числе десяти регионов страны первым начал внедрение профильного обучения.Выводы, сделанные в ходе эксперимента, позволили подтвердить как правильность выбранногопути модернизации образовательной системы России, так и увидеть все проблемы, препятствующиеее развитию. Эффективное развитие профильного обучения предполагает серьезную подготовительнуюработу по обновлению содержания образования и его обеспечения (стандарты, учебныепланы, примерные программы, учебники и методические пособия, переподготовка кадрови проч.). Должна быть продолжена работа по созданию нового поколения учебной литературы,уточнению базисных учебных планов, разработке и принятию примерных учебных плановпрофилей и ежегодному расширению числа школ и обучающихся, переходящих на профильноеобучение на основе соответствующих региональных программ. Органам управления образованиемразличных уровней целесообразно разработать предложения по сетевому взаимодействиюобразовательных учреждений, обеспечивающему наиболее сбалансированный спектр возможностейполучения старшеклассниками полного среднего образования на профильном уровне, атакже в непрофильных (общеобразовательных) школах, классах и группах.
Дальнейшееразвитие профильного обучения предполагает так же создание на базе университетскихкомплексов объединений учреждений общего, дополнительного и профессионального (начального,среднего и высшего) образования, а также иных учреждений различных форм собственностии ведомственной принадлежности, некоммерческих организаций или выделенных из ихсостава структурных подразделений.
Сегоднярешение проблемы профилизации в городе или районе, как правило, переложено на плечишколы и образовательной сети территорий, при этом каждая школа должна в одиночкувыбирать профили, учитывая свои возможности и ресурсы, не связывая выбор профилейс экономической ситуацией территории. Однако системе муниципального образованияв одиночку не решить эту проблему, поэтому профилизация должна быть «привязана»к региональным и муниципальным программам развития. Систему профильного обучениянеобходимо строить на местном, региональном уровне, исходя из экономических условийтерритории, игнорирование которых в современных социально-экономических условияхможет стать тормозом к последующей профессиональной и социально-психологическойадаптации молодых людей.
1.3 Основные задачи образовательных учреждений по организациипрофильной подготовки
Комплексзадач образовательных учреждений по организации профильной подготовки формируетсяна основе новых требований, которые перед системойобразования и обучения ставит современное общество.
В теории и практике профильного обученияна сегодняшний день еще нет единых подходов. Вместе с тем крепнет понимание тогофакта, что необходимо комплексное решение данной проблемы.
Основныецели перехода к профильному обучению определены в Концепции профильного обученияна старшей ступени общего образования: обеспечить углубленное изучение отдельныхпредметов программы полного общего образования; создать условия для существеннойдифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностямипостроения школьниками индивидуальных образовательных программ; способствовать установлениюравного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствиис их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; расширить возможностисоциализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональнымобразованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программвысшего профессионального образования.
Для реализации этих целей перед образовательными учреждениямипоставлены конкретные задачи. В числе основных задач, стоящих перед всей образовательной политикой на современномэтапе, становится обеспечение качества фундаментального образования и его соответствиеактуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
ОпределенноеКонцепцией модернизации российского образования введение профильного обучения требуетуточнения набора различных видов общеобразовательных учреждений и изменения действующегоТипового положения об общеобразовательном учреждении. Соответственно требуют разработкивопросы нормативного финансирования профильного обучения с учетом различных источниковбюджетного финансирования.
При планированиивведения профильного обучения следует принять во внимание объективную необходимостьподготовительной работы по обновлению содержания образования и его обеспечения (стандарты,учебные планы, примерные программы, учебники и методические пособия, переподготовкакадров и проч.). Следует также учитывать необходимость соотнесения планируемых действийс рядом осуществляемых общесистемных нововведений в образовании. В частности, введениеединого государственного экзамена.
При содействиимуниципальных и региональных органов управления образованием необходимо организоватьповышение квалификации учителей и администрации общеобразовательных учреждений,принять меры по обеспечению школ учебными пособиями и при необходимости учебниками,отвечающими задачам профильного обучения.
Перед введениемпрофильного обучения в общеобразовательных учреждениях должен быть проведен значительныйобъем работ по обеспечению предстоящего выбора учащимися профилей обучения (анкетирование,беседы с родителями и др.).
Параллельнодолжна быть осуществлена разработка процедуры приема выпускников предпрофильныхклассов в профильные школы (классы, группы). Органам управления образованием различныхуровней целесообразно разработать предложения по сетевому взаимодействию образовательныхучреждений, обеспечивающему наиболее сбалансированный спектр возможностей получениястаршеклассниками полного среднего образования на профильном уровне, а также в непрофильных(общеобразовательных) школах, классах и группах.
Должнабыть продолжена работа по созданию нового поколения учебной литературы, уточнениюбазисных учебных планов, разработке и принятию примерных учебных планов профилейи ежегодному расширению числа школ и обучающихся, переходящих на профильное обучениена основе соответствующих региональных программ.
Можноконкретизировать так же следующие актуальные задачи.
Важным институтом профильной подготовки школьников и значимым фактором профилизацииобучения должна выступать система дополнительного образования как форма профильногообучения школьников в условиях неформального образования, наполненная содержаниеминтересующих их видов деятельности в соответствии с образовательными потребностямии возможностями, содействующая выбору индивидуального пути образования и развития,по которому они могут продвигаться в приемлемом для них темпе.
Для повышения объективности результатов профильной подготовкии отбора абитуриентов из числа выпускников школ необходимо внедрение в практикупрофильной подготовки системы интегральной оценки образовательных достижений, такихновых форм оценивания, как аутентичное оценивание, портфолио и кейс-стади, дополняющихрезультаты независимого внешнего экзамена.
Необходимым условием успешности профильной подготовки школьниковявляется ее психолого-педагогическое сопровождение, выступающее как комплекснаятехнология, форма осуществления пролонгированной социальной, педагогической и психологическойпомощи и особая культура поддержки обучаемому в решении задач профессиональногои жизненного самоопределения.
Перечисленныевыше задачи можно назвать стратегическими. Из актуальных тактических задач выделимследующие:
1. Отработка гибкой системыпрофилей обучения в 10-11 классах и универсальной предпрофильной подготовки в 7-9классах для данного набора профилей.
2. Определение местаи роли курсов, предусмотренных учебными планами на базовом и профильном уровняхили в качестве элективных, в реализации концепции предпрофильного и профильногообучения.
3. Подбор и разработкапрограмм и содержания этих курсов, методических материалов для них.
4. Разработка методикпреподавания профильных и элективных курсов, в том числе с компьютерной поддержкойи использованием специального программного обеспечения.
5. Определение материально-техническогооснащения кабинетов и лабораторий для учебной, научно-исследовательской и проектнойдеятельности учащихся, профориентационной работы.
6. Определение роли занятийв системе дополнительного образования школы, вузов и других организаций в предпрофильнойподготовке и профильном обучении.
7. Проследить психологическиеи социально- психологические аспекты профильного обучения, исследовать возможностьиспользования модели школы полного дня для объединения в единый функциональный комплексобразовательной, досуговой и оздоровительной деятельности учащихся 7-9 классов.
Введение профильного обучения ставит новыезадачи перед руководителем образовательного учреждения.
I.В области планирования:
1. Разработка стратегии поэтапного переходак профильной школе.
2. Разработка вариантов реструктуризациистаршей школы или ее интеграции в сеть профильного обучения.
3. Планирование мероприятий по привлечениюв школу потенциальных учащихся профильных классов.
4. Разработка школьного учебного плана,в том числе на основе индивидуальных учебных планов самих учащихся.
5. Составление нового расписания учебныхзанятий с учетом особенностей педагогической системы и используемых технологий.
6. Планирование деятельности руководителейшколы по разработке системы профильного обучения и ее введение в практику.
II. В области организации деятельности по введению профильного обучения.
1. Определение вариантовизменений в структуре управления школой в связи с введением профильного обучения.Оценка возможного сопротивления изменениям в структуре управления школой. Выборнаиболее эффективного изменения структуры: состава органов управления, их функций,перераспределения полномочий между существующими органами в связи с изменениямив структуре.
2. Создание и организацияработы приемной комиссии.
3. Установление сетевоговзаимодействия школы с другими учреждениями образования.
4. Организация методическойработы с учителями профильных классов.
III. В области мотивации педагогических кадров:
1. Определение причиннедостаточной заинтересованности учителей в осуществлении принятого в школе вариантаизменения существующей педагогической системы.
2. Разработка и осуществлениемер по мотивации педагогических кадров на переход к системе профильного обучения.
3. Разработка и введениеобновленной системы оценки, аттестации и вознаграждения педагогических кадров.
IV. В области внутришкольного контроля.
1. Разработка и введениеобновленной системы контроля работы учителей старших классов.
2. Разработка и введениесистемы мониторинга эффективности профильного обучения.
Система профильного обучения — это педагогическая инновация, предполагающаярадикальное изменение образовательного процесса (его структуры, организации, содержания,технологий и управления) на старшей ступени общеобразовательной школы.
Организация профильного обучения на основе индивидуальных образовательныхтраекторий предполагает, что каждый ученик самостоятельно определяет интересующийего набор учебных предметов из числа предлагаемых школой, в том числе их нетрадиционноесочетание. В этой ситуации перед педагогическим коллективом стоят серьезные и трудоемкиезадачи по эффективной организации учебно-воспитательного процесса на старшей ступениобщеобразовательной школы.
Таким образом, весь спектр и многообразие задач, стоящих перед образовательнымиучреждениями, определяется содержанием внедряемой инновации и ее вариативностью.По мнению специалистов, опыт ряда регионов, участвующих в эксперименте по профильномуобучению, показывает, что в учреждениях повышения квалификации, педагогических вузах,в общеобразовательных учреждениях создаются собственные варианты механизмов реализациипрограмм профильного обучения. В этой связи очень важно региональным и муниципальныморганам управления образованием отмечать и анализировать наиболее интересный опыт,создавать банки данных по различным способам организации профильного образования,организовать информационную поддержку и обмен опытом его введения.
Итак, в первом разделе курсовой работы были реализованы следующие задачи:дано понятие профильного обучения, описаны законодательные основы развития профильногообучения учащихся средней школы, история внедрения профильного образования в Краснодарскомкрае в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации в целом,перечислены основные задачи образовательных учреждений по организации профильнойподготовки.
Выполненный анализ позволил сделать следующие выводы.
Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Постановлении ПравительстваРФ «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательныхучреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования», «Концепциимодернизации российского образования», «Концепции профильного обучения на старшейступени общего образования», Письме Минобразования России «Об организации предпрофильнойподготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильногообучения», является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определеннойсуммы знаний, но и на развитие личности школьника, на формирование у него познавательныхи созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе иактивной адаптации на рынке труда. Введение профильного обучения – это одно из важнейшихнаправлений модернизации российской школы. Переход на профильное обучение в старшейшколе является серьезной институциональной перестройкой для системы образованияв целом.
Структура непрерывного профессиональногообразования определяется интеграцией традиционного профессионального образованияи инноваций в сфере труда. Непрерывное профессиональное образование призвано обеспечитьинтересы личности, производства, общества и самой системы образования.
Реализация идеи профилизации обученияна старшей ступени общего образования позволяет выпускнику основной ступени предварительногосамоопределиться в отношении профилирующего направления собственной деятельности.Вместе с тем определение профиля и дальнейшего обучения в старшей школе – это ответственныйвыбор, который должен совершить ученик основной ступени общей школы.
На сегодняшнем этапе внедрения профильногообразования оптимизируются модели организации профильного обучения на региональном,муниципальном уровнях и на уровне общеобразовательного учреждения. В числе актуальныхзадач на ближайшую перспективу рассматривается анализ наиболее интересного опытаи его популяризация.
Как отмечено в Концепции модернизации российского образования на период до2010 года, модернизация образования — это политическая и общенациональная задача,она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы обществаи государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересамисамой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развитияобразования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательноговедомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все гражданеРоссии, семья и родительская общественность, институты государственной власти, органыместного самоуправления, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

2. Профильное обучение школьников в современных условиях
 
2.1 Особенности организации, модели и принципы профильного обученияшкольников
Организация профильного обучения обусловлена выбором модели профилизации.Основные модели определяет Концепция профильного обучения на старшей ступени общегообразования.
Модельобщеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматриваетвозможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечиватьгибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующиетипы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.
Базовые общеобразовательныепредметы являются обязательными для всех учащихсяво всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательныхпредметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура,а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического,технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного,социально-экономического и иных возможных профилей).
Профильные общеобразовательныепредметы — предметы повышенного уровня, определяющиенаправленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология- профильные предметы в естественно-научном профиле; литература, русский и иностранныеязыки — в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. — в социально-экономическомпрофиле и т.д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся,выбравших данный профиль обучения.
Содержаниеуказанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственногостандарта общего образования.
Достижениевыпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовымобщеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственногоэкзамена.
Элективные курсы — обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящиев состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуютсяза счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из нихмогут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданномпрофильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математическая статистика»поддерживает изучение профильного предмета экономики. Другие элективные курсы служатдля внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательныхтраекторий. Например, курсы «Информационный бизнес», «Основы менеджмента»и др. в социально-гуманитарном профиле; курсы «Химические технологии»,«Экология» и др. в естественно-научном профиле. Количество элективныхкурсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числомкурсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственныйэкзамен не проводится.
Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательныхпредметов составит индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника.
Как отмечаетОрлов В.А. в статье «Типология элективныхкурсов и их роль в организации профильного обучения», ожидания учащихся в большинствеслучаев будут связаны с достижением некоторых метапредметных результатов (например,с освоением способов анализа информации, способов конструирования сообщения, способовсовместной деятельности, навыков решения проблем и т.д.). В учебниках по элективнымкурсам возможно и весьма желательно использовать аппарат обращения к внешкольнымисточникам информации (включая компьютерные сети) и к образовательному опыту, приобретенномувне рамок школы (дополнительное образование, самообразование, социально-творческаядеятельность).
При проведенииэлективных курсов проще использовать новые технические возможности, в частности,электронные учебные пособия. Это обусловлено меньшей наполняемостью групп и большейобщностью интересов школьников. Элективные курсы могут выполнить важную функцию- явиться полигоном для создания и экспериментальной проверки нового поколения учебныхматериалов.
В информационной письме Министерства образования Российской Федерации «Обэлективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»подчеркивается, что опыт ряда регионов, участвующих в эксперименте по профильномуобучению, показывает, что в институтах повышения квалификации, педагогических вузах,в школах на местах создаются собственные варианты элективных курсов. Многие из нихпредставляют интерес и заслуживают поддержки. В этой связи можно рекомендовать региональными муниципальным органам управления образованием создавать банки данных по элективнымкурсам, организовать информационную поддержку и обмен опытом введения элективныхкурсов.
Далее выделяются модели организации профильного обучения.
1) Модель внутришкольнойпрофилизации. Общеобразовательное учреждениеможет быть однопрофильным (реализовывать только один избранные профиль) и многопрофильным(организовать несколько профилей обучения).
Общеобразовательноеучреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счетзначительного увеличения числа элективных курсов предоставлять школьникам (в томчисле в форме многообразных учебных межклассных групп) в полной мере осуществлятьсвои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иныепрофильные и элективные курсы.
2) Модель сетевой организации.В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школыосуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательныхресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах.
Первыйвариант модели сетевой организации связан с объединением нескольких общеобразовательныхучреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающегодостаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсногоцентра». В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группыобеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметови ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которуюоно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовкуберет на себя «ресурсный центр».
Второйвариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного,высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительныхобразовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора полученияпрофильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательнымучреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учрежденияпрофессионального образования и др.).
Предложенныйподход не исключает возможности существования и дальнейшего развития универсальных(непрофильных) школ и классов, не ориентированных на профильное обучение и различногорода специализированных общеобразовательных учреждений (хореографические, музыкальные,художественные, спортивные школы, школы-интернаты при крупных вузах и др.).
Решениеоб организации профильного обучения в конкретном образовательном учреждении принимаетего учредитель по представлению администрации образовательного учреждения и органовего общественного самоуправления.
Наиболее успешно сегодня реализуются однопрофильная и многопрофильная моделивнутренней профилизации. В Приложении А приведены таблица и диаграмма, характеризующиепредставленность различных моделей профильного обучения в 10-11 классах по общеобразовательнымучреждениям муниципального образования.
Реализация модели сетевой организации с привлечением образовательных ресурсовили образовательных учреждений сдерживается из-за влияния территориальногофактора (большие расстояния между образовательными учреждениями в сельских районах),ведомственной разобщенности общего, дополнительного и профессионального образования,отсутствия единой нормативно-правовой базы для финансирования учреждений разногоуровня. Модели обучения по индивидуальному учебному плану не развиваются из-за недостаточногокадрового, материально-технического и программно-методического обеспечения.
Однако в Краснодарском крае есть яркий опыт внедрения сетевой модели на базеКубГТУ. Для привлечения заинтересованных абитуриентов для поступления в КубГТУ врамках системы довузовского обучения сформирована сеть профильных и предуниверситетскихклассов на базе средних общеобразовательных учреждений г. Краснодара (25 ОУ) и Краснодарскогокрая (13 ОУ). В данных классах организована профильная, дополнительная подготовкаучащихся, а также организация воскресного лектория и информационно-методическоесопровождение выпускников для поступления в КубГТУ. В 2009-2010 учебных годах КубГТУв рамках краевой экспериментальной площадки по внедрению профильного обучения продолжаетработу по реализации моделей взаимодействия образовательных учреждений среднегообщего и высшего профессионального образования в системе профильного обучения встарших классах общеобразовательных учреждений г. Краснодара и Краснодарского краяна основе кооперации с КубГТУ и ИСТЭк.
Таким образом, в Краснодарском крае на сегодня успешно реализуются не тольковнутришкольной профилизации, но и сетевая модель — модель довузовской подготовки,разработанная в ходе федеральных экспериментов по созданию университетских комплексови профилизации современного образования с учетом региональных особенностей и результатовмониторинга развития гибкой системы профилей.
2.2 Учебный план и содержание программ профильного обучения школьников
Базисный учебный план является выражениемданного уровня в государственных образовательных стандартах. В ходе построения учебногоплана общеобразовательного учреждения происходит конкретизация содержания образованияв зависимости от целей обучения.
Все содержание образования делится надве части: инвариантную, обязательную для всех средних учебных заведений (базисныйучебный план), варьируемую, которая может изменяться в зависимости от спецификиучреждения, от особенностей содержания и структуры профессиональной подготовки.
Учебный план определяет номенклатуру дисциплин,последовательность их изучения, время, отводимое на каждый предмет, формы контроля(зачеты, экзамены) и тому подобное. Учебный план предопределяет реализацию такихдидактических принципов как научность (по номенклатуре учебных предметов), доступность(в плане соответствия учебного материала познавательным возможностям обучаемых),системность и преемственность (в плане реализации межпредметных связей.
На элементы варьируемой части учебногоплана существенное влияние оказывает процесс дифференциации наук. В связи с этимсодержание специальных предметов и производственного обучения для различных профессийили групп отличается. Следовательно, наличие тех или иных предметов в учебном планеопределяется целями и задачами целостной системы образования.
Вопрос о критериях определения номенклатурыпредметов в учебном плане вызывает особые проблемы. Учебные планы общеобразовательнойшколы «страдают серьёзными недостатками, например, такими как: многопредметность,наличие предметов с малым числом часов, эффективность которых очень низка и т.д.»По мнению Ю. К. Бабанского должна сохраняться предметная структура, которая можетмодернизироваться путем интеграции предметов в соответствии с требованиями, предъявляемымиусловиями современного развития. Таким образом, можно сделать вывод, что наличиетех или иных предметов в учебном плане определяется целями и задачами целостнойсистемы образования.
Перспективным средством совершенствованияучебного плана и тем самым – всей системы образования, представляется интеграцияродственных учебных предметов. При этом несомненным плюсом является то, что 1) возрастаеттемп изложения учебного материала, что концентрирует внимание учащихся; 2) снимаетсяпроблема отношения учащихся к «мелкому», второстепенному» предмету; 3) упрощаетсясистема контроля.
Приведем рекомендациипо формированию учебных модулей, которые должны входить в учебные программы, изложенныев Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.
Обязательные общеобразовательныемодули:
1. Основной(профессионально ориентированный) общеобразовательный модуль объемом примерно 500-700часов, в рамках которого учащиеся, во-первых, получают и закрепляют знания по темпредметам и разделам общего образования, которые непосредственно обеспечивают успешноеусвоение специальных предметов, и, во-вторых, проходят интегрированный гуманитарныйкурс, обеспечивающий общекультурное развитие.
2.Модулиобщих навыков (объемом до 300 часов). Термин «общие навыки» вводится какрабочий для обозначения совокупности навыков, необходимых для успешной адаптациивыпускников учреждений начального и среднего профессионального образования на рынкетруда.
После изученияобязательных общеобразовательных модулей обучаемые делятся на два потока с учетомих собственных интересов и результатов обучения. Образовательные программы для этихпотоков структурно отличаются соотношением общего и профессионального образования.
Первый поток, основной по численности, продолжает углубленное освоение профессииили специальности (повышение уровня квалификации и освоение дополнительных специализаций),что позволит повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда. В будущем,по мере формирования устойчивых жизненных приоритетов, часть этих выпускников можетпройти дополнительный общеобразовательный курс и сдать единый государственный экзамен,что позволит им поступить в учебное заведение высшего профессионального образования.
Второй поток, включающий учащихся, успешно освоивших обязательные общеобразовательныемодули и стремящихся к получению высшего образования, завершает освоение профессииили специальности в рамках стандарта по сокращенной программе, осваивает специализациюна начальном уровне квалификации. При этом они изучают дополнительный общеобразовательныймодуль, ориентированный на требования единого государственного экзамена (этот модульучащиеся могут осваивать как в своем образовательном учреждении, так и в близлежащейшколе, по дневной или вечерней форме обучения). Таким образом, общий срок обученияне увеличивается, но при этом более эффективно используются образовательные ресурсыза счет четкой расстановки акцентов в образовательных программах начального и среднегопрофессионального образования.
Рассмотрим особенности реализации профильного обучения в СОШ №42 (г. Краснодар).Адрес – 350062, г. Краснодар, ул. Яна Полуяна, 40, тел. 226-33-38. Директор – ГуленкоТатьяна Григорьевна.
Школа существует более 60-ти лет. В школе обучается 1216 учащихся. В 10-мклассе – 66 человек, в 11-классе – 86 человек. Средняя наполняемость классов – 26человек. Педагогических работников – 98 человек. 78% педагогов имеют высшую квалификационнуюкатегорию. У половины педагогов педагогический стаж превышает 20 лет. Имеют званиязаслуженный (народный) учитель РФ – 5 человек, Отличник просвещения – 17 человек,Почетный работник общего образования РФ – 5 человек, Заслуженный учитель Кубани– 4 человека, 2 педагога являются победителями конкурса «Лучший учитель РФ».
В школе работает 9 кружков: вокальный ансамбль «Конфетти», танцевальный ансамбль«Калинка», ЮИД, театральные студии «Велосипед» и «Самоцветы», «Речь и культура общения»,«Зарничник», «Кубановедение в музее и на сцене», «Искусство художественного чтения»;4 спортивных секций: волейбол, художественная гимнастика, гандбол, шахматы.
Школа является муниципальной экспериментальной площадкой — школьная целеваявоспитательная программа «Школа-театр».
СОШ №42 вступила в эксперимент по профильному обучению учащихся в 2003-2004учебном году.
При выборе профилей были учтены следующие составляющие. Во-первых, накопленныйпозитивный опыт организации внеурочной деятельности: успешно осуществленные общешкольныеколлективные творческие дела, сеть внутришкольных кружков и клубов по интересам,профильные отряды.     Во-вторых, благоприятная внешняя среда школы: спортивнаяшкола тяжелой атлетики, плавательный бассейн, школа искусств, Центр дополнительногообразования. В-третьих, высокопрофессиональный коллектив классных руководителей,характеризующийся стабильностью, привязанностью, преданностью школе, добрым материнскимотношениям к детям. В-четвертых, сложившийся гуманистический менталитет школы.
Сотрудничество с ДЮСШ, находящихся в непосредственной близости, позволяетреализовать развитие физической сферы личности, удовлетворить этот вид потребностейдетей; сотрудничество со школой искусств, находящейся непосредственно в здании школы,способствует развитию эмоционально-чувственой сферы; сотрудничество с Центром дополнительногообразования – хореографический ансамбль «Калинка», «Школа ремесел», — как филиал, находящийся в микрорайоне, обеспечивает развитие проективно-творческой и эмоционально-чувственнойсфер.
Занимаясь в этих воспитательных центрах микросоциума, дети общаются, возникаютотношения симпатии, эмпатии, а значит развивается коммуникативная и потребностно-мотивационнаясферы.
Совместно проводимые спортивные праздники, концерты, выставки художественно-прикладноготворчества для жителей микрорайона способствуют установлению системных связей, интеграциишколы и окружающей среды в единое социо-культурное сообщество.
Воспитательные центры внутришкольной среды обеспечиваются финансовыми и материальнымисредствами самой школы за счет педагогически целенаправленного распределения и использованиячасов внеклассной работы и групповых занятий. Так, в школе имеются воспитательныецентры: шахматный клуб, детская изостудия, профильные отряды зарничников и юидовцев,а также школьная агитбригада и театральная студия, которые охватывают все виды деятельности.
Последнее направление – театральное, — сравнительно новое. Несколько неожиданнои вместе с тем закономерно в рамках присущей воспитательной системе способностик саморазвитию эта подсистема стала расширять свою нишу. Школьные спектакли и выступленияагитбригады пользуются большой популярностью у школьного народа. Желающих испытатьсебя в качестве артистов оказалось на удивление много. Сценическая деятельность,как ни какая другая, позволяет решить целый комплекс задач, связанных с развитиемличности: происходит сублимация психо-энергетики ребенка в позитивные действия;идет процесс освобождения от подростковой «зажатости»; высвобождаются и развиваютсятворческие способности; достаточно быстро достигается осязаемый результат; возникаетощущение успеха, столь необходимое каждому человеку.
Так школьный театр постепенно стал смыслообразующим фактором организации деятельностив школе. Заметив и проанализировав этот процесс и учитывая его педагогическую перспективность,аналитическая группа разработала целевую воспитательную программу «Школа – театр».
На сегодня в школе открыты 4 профиля: гуманитарный, физико-математический,оборонно-спортивный, экономико-математический.
В 2003-2004 учебном году предпрофильную подготовку прошли 210 учеников 9-хклассов, в 2004-2005 учебном году – 142 ученика, в 2005-2006 у.г. – 154 ученика, в 2006-2007 у.г – 122 ученика.
Исходя из анализа кадрового потенциала и образовательных запросов учащихся,были открыты: в 2004-2005 у. г. — физико-математический и гуманитарный классы. В2005-2006 у. г. — экономико – математический класс. В 2006-2007 у. г. — физико-математическийи оборонно-спортивный классы.
В Приложении Б приведены выдержки из доклада-презентации СОШ №42 по охватуучащихся проектной деятельностью, участию в олимпиадах, спортивных соревнованиях.Эти данные убедительно свидетельствуют, что выбранные профили позволяют педагогическомуколлективу и учащимся достигать реальных результатов, учить и учиться с увлечением.
2.3 Основные проблемы и противоречия в организации профильнойподготовки, эффективность профильного обучения
Изучение опыта профильной подготовки, предшествующей высшему профессиональномуобразованию в системе непрерывного образования развитых стран мира, а также опытастановления и развития региональной системы профильной подготовки в Краснодарскомкрае в условиях развития рыночной экономики, позволило выявить и обобщить основныепроблемы и противоречия в организации профильной подготовки в условиях экономическойтрансформации общества.
С одной стороны, следует констатировать наличие имеющегося опыта решения отдельныхпроблем профильной подготовки в отечественной системе непрерывного образования,а с другой – отсутствие его целостного научного осмысления и описания, а также системноймодели, проектирующей новые формы и механизмы ее организации на региональном уровне.
К положительным аспектам профильного подхода к обучению специалисты относятследующие: благоприятные условия для развития задатков способностей, усиление мотивациик учебе, реализация свободы выбора, использование сензитивных периодов в развитииличности школьника и др.
К отрицательным аспектам профильного обучения можно отнести сужение образовательногопространства; отсутствие надежных методов психологической диагностики познавательныхинтересов и задатков способностей школьников; неразработанность методов мониторингаи коррекции образовательного процесса; неразвитость системы школьных психологическихслужб и др. Кроме того, распределение учащихся по профильным классам часто происходитне на основе результатов профессиональной диагностики, а по рекомендации учителя,по региональным возможностям школы, по желанию учащихся, по остаточному принципу(где осталось место) и т.д. Желание учащихся не всегда может быть ориентиром припрофильном распределении, так как мотивами школьников часто служат: «где полегче»,«туда пошли мои друзья», «там добрая класснуха», «это престижно», «мне все равно».Кроме того, адекватная самооценка своих возможностей учащихся по различным причинам(возрастным, психологическим, социальным и т.д.) не всегда бывает сформирована ине является достаточным условием для распределения в профильные классы.
Сегодняпрофильное образование вынуждено брать на себя компенсаторную функцию коррекциисодержания общего среднего образования, которое отстаёт от задач приближения егок требованиям рационального профессионального выбора молодыми людьми и сохраняетнекоторую академическую заданность, выраженную в преподавании «основ наук»и определяемую стандартизованным набором учебных предметов.
У значительнойчасти выпускников школы, вступающих в современный рынок труда, формируется запросна новый тип образования, интегрирующий, традиционное для нашей школы, гимназическоеобразование с реальным, то есть позволяющим, если не получить профессию, то составитьпредставления о характере профессионального труда людей на основе личного опыта.Реализовать же разделение пространства общего среднего образования на гимназическоеи реальное созданием двух типов учебных заведений весьма сложно по экономическим,социальным и педагогическим соображениям.
В современных условиях предпринимаются попытки ориентироватьперспективное реформирование общего среднего образования на социальное воспроизводствотрудовых, в первую очередь интеллектуальных, ресурсов России. Однако почему-то профильноеобразование ориентируется в первую очередь на вузы, что подпитывает тенденцию спонтанногоасимметричного расширения высшего образования. Профильное образование не должноспособствовать социальной расслоенности, должен быть предоставлен общий старт равныхвозможностей, но разных результатов, например, с технико-технологического профиляможно дальше идти в МГТУ им. Баумана, отраслевой инженерный вуз, в колледж, на курсыводителей автобусов или учеником в ремонтную бригаду.
Профильная подготовка в регионах осуществляется, в основном,в рамках традиционных видовдеятельности, однако на современном этапе необходим педагогический поиск более эффективныхформ.
Каждыйиз базовых профильных курсов должен отражать: представления о состоянии и перспективахразвития теории и практики в данной области трудовой деятельности; спектр траекторийполучения профессионального образования, особенности этого образования; психолого-педагогическоесопровождение профессионального самоопределения школьников в профильном обучении;возможности дополнительного образования, информационного обеспечения расширенияпредставлений о профессиональной деятельности людей в русле выбранного профиля обучения;состояние рынка труда и занятости.
Решение проблемы профилизации в городе или районе, какправило, переложено на плечи школы и образовательной сети территорий, при этом каждаяшкола должна в одиночку выбирать профили, учитывая свои возможности и ресурсы, несвязывая выбор профилей с экономической ситуацией территории; однако системе муниципальногообразования в одиночку не решить эту проблему, поэтому профилизация должна быть«привязана» к региональным и муниципальным программам развития.
Рассмотримтипичные точки зрения на вопрос эффективности профильного обучения.
Полный перечень критериев эффективности профильного обучения учащихся старшихклассов включает в себя оценки владение учащимися знаниями, сформированности у учащихсяумений, сформированности мотивационно-ценностных ориентаций учащихся.
Организационно-педагогические условия предполагают,что эффективность профильного обучения возможна, если стимулируется активная позицияучащихся и учителей в учебном процессе. Следовательно, введение профильного обучениявозможно не только через содержание образовательных модулей, но и посредством новыхпедагогических и методологических подходов. Основным в этом случае является использованиепроблемно-исследовательских ситуаций, основанных на тематике профиля обучения.
Таким образом,эффективность воспитательно-образовательного процесса должна определяться не тем,что делает учитель, а тем, что под его руководством и с его помощью делают учащиесядля самостоятельного выбора своей профессиональной будущности. В связи с этим главнейшейпрофессиональной задачей учителя и преподавателя профильных классов является созданиеэффективной образовательной многомерной среды, учитывающей индивидуальные различия,склонности и запросы учащихся. Образовательная среда может быть представлена какполигон разнообразной познавательной деятельности в системе учащийся-учащиеся-учительна конкретном учебном материале.
Система методов оценки эффективности методического обеспечения с учетом комплексаорганизационно-педагогических условий, как правило, включает в себя тестированиеучащихся и учителей профильных классов; проведение диагностических контрольных работ;метод экспертных оценок; наблюдение; изучение документации и продуктов различныхвидов деятельности учащихся и учителей.
В СОШ №42 в оценку входят так же такие критерии как количество и качествоисследовательских проектов, представленных на городскую и краевую конференцию «Эврика»;количество учителей, освоивших технику презентации; количество учителей, обученныхметодике проектной деятельности; количество учащихся, вовлеченных в коллективныетворческие дела и проектную деятельность; качество школьной воспитательной средыв результате осуществления программы развития (по результатам анкетирования учащихсяи их родителей).
Вместе с тем практика показывает, чтопотребность в обосновании критериев анализа эффективности реализации проекта профильногообучения в старшей школе по-прежнему до конца не удовлетворена. Чтобы оценить эффективностьпрофильного обучения в конкретном образовательном учреждении необходимо разработатьсистему индикаторов (показателей), соответствующих внутришкольным и внешним (социальным)критериям эффективности профильного обучения; выявить недостатки в организации мониторингаи оценки, наметить пути коррекции.

Заключение
На современном этапе развития обществопредъявляет сегодня школе новые требования. Будущие успехи человека, реализацияего творческих способностей неразрывно связаны с образованием, которое он получил.
Необходимость повышения конкурентоспособностилюбого образовательного учреждения прописана в «Концепции модернизации Российскогообразования». Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в ПостановленииПравительства РФ «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихсяв общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общегообразования», «Концепции модернизации российского образования», «Концепции профильногообучения на старшей ступени общего образования», Письме Минобразования России «Оборганизации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках экспериментапо введению профильного обучения», является ориентация образования не только наусвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности школьника,на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимыхдля успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Введение профильного обучения – это одноиз важнейших направлений модернизации российской школы.
Профильное обучение рассматривается как средство дифференциациии индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержаниии организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонностии способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствиис их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебногопроцесса.
Цель профильной дифференциации содержания обучения определяетсяв направленной специализации образования в области устойчивых интересов, склонностейи способностей обучаемых с целью максимального их развития в избранном направлении.
Профильное обучение, обеспечивающее индивидуальное развитиеучащегося, является актуальным вопросом политики государства в области образования.
Реализация профильного обучения в конкретной школе – это формирование учебныхпланов профильных классов, организация работы с вузами, психолого-профориентационноесопровождение, участие в конференциях, конкурсах, смотрах, олимпиадах, формирование«Портфолио», подготовка к ЕГЭ, подготовка к переходу на следующую ступень образования.
Характеризуя деятельность СОШ №42 в профильном обучении, можно сделать вывод,что здесь оно носит характер систематизирующей деятельности, т.е. деятельности,вокруг которой, как вокруг стержня, и выстраивается вся система образования и внекласснойработы. Профильное обучение отражает коллективную потребность; престижно, значимов глазах учащихся; органично для школы; обеспеченно материально-технической базой,носит коллективный характер.
Проведенный анализ позволяет так же сделать вывод о том, что успешности осуществленияпрофильного обучения зависит от многих факторов. Эффективность профильного обучениявозможна, если стимулируется активная позиция учащихся и учителей в учебном процессе.Следовательно, введение профильного обучения возможно не только через содержаниеобразовательных модулей, но и посредством новых педагогических и методологическихподходов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.