Реферат по предмету "Педагогика"


Приёмы формирования толерантного сознания старшеклассников в процессе обучения истории

Приёмыформирования толерантного сознания старшеклассников в процессе обучения истории
В настоящее время вряду актуальных проблем, требующих своего изучения и решения, выдвигаетсяпроблема формирования толерантного сознания школьников. Актуальностьобусловлена потребностью общества в толерантном человеке, способном строитькоммуникацию на основе признания и уважения разной этнонациональной,религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды.
Формированиетолерантности невозможно без творческого развития личности каждого ученика. Всвязи с этим необходима такая методика обучения, которая бы помогла ребёнкунакопить впечатления, осознать, что они эмоционально воздействуют на каждогочеловека по-разному и что необходимо считаться с индивидуальностью каждого,уважать достоинство, проявлять толерантность. Большую помощь в этом окажеторганизация совместной деятельности учащихся. Взаимные отношения прираспределении деятельности и взаимном обмене способами действий составляютпсихологическую основу и являются движущей силой развития собственнойактивности индивида. Сотрудничество со сверстниками качественно отличается отсотрудничества со взрослыми, является необходимым условием психическогоразвития ребёнка, формирования его коммуникативной компетентности,толерантности. Осознанность восприятия школьниками сущности и значения толерантности вотношениях между людьми зависит от того, как организована учебная работа, вкакой мере она предполагает активную деятельность школьников, определение имисвоих позиций.
Активизироватьпознавательную деятельность учащихся и повысить эффективностьработы над формированием толерантного сознания школьников, помогут следующиеприёмы:
v  Учебныеи деловые игры;
v  Игровыеситуации;
v  Проблемныезадания;
v  Неоконченныепредложения;
v  Мозговойштурм.
1.    Несмотряна то, что методика ролевых и деловых игр достаточно широко применяется вобучении, при её апробации в процессе формирования толерантного сознания,возникает ряд трудностей:
—  оценкадеятельности учеников, так как оценивать мировоззрение представляется, поменьшей мере странным;
—  нужныособые отношения между учеником и учителем, они должны выступать как равные,какое бы то ни было давление недопустимо;
—  лучшеесли игра будет проводиться в малых группах (7 – 8 человек). Это обеспечиваетсвободную атмосферу и возможность проявить себя для каждого участникаобсуждения. Лучше, на наш взгляд, если состав групп в разных играх будетменяться.
—  особаяроль принадлежит ведущему. Он ни в коем случае не должен «давить» на детейсвоим авторитетом. Его функции – вести обсуждение в нужном русле и помогатьребятам: в распределении игровых ролей, преодолении организационных трудностей,подведении итогов работы.
2.   Для экономии времени можно использовать элемент игры – игровуюпроцедуру. Например, игровая процедура «Поиск позиции» предполагает:
—  Чтениетекста (или просмотр фильма)
—  Определение«веера» возможных позиций по отношению к нему (от самых простых: нравится – ненравится, понятно – не понятно, задело – не задело, к более сложным: «оптимист»- «пессимист»; «автор», «читатель», «критик», «цензор» и т. п. )
—  Самоопределениев позициях ( складывание микрогрупп)
—  Объявлениеусловия: позицию в процессе коммуникации можно менять
—  «Запуск»полипозиционного общения
—  Организациярефлексии: кто поменял позицию? Почему? Кто был готов поменять позицию? Почемуне сделал этого? Кто нашёл свою позицию сразу? Вы уверенны в своём выборе илиесть «тень сомнения»? Достаточно ли одной позиции для полноценного пониманиятекста? Почему позиции кооперируются или конфликтуют друг с другом? Что даётполипозиционность?
Игровая процедура«Пойми меня» состоит из следующих элементов:
1.   Чтениетекста (просмотр фильма);
2.   Высказываниесвоей точки зрения первым желающим;
3.   Установлениеправила: каждый может высказать своё мнение только после того, как он передастмысли и чувства, выраженные говорившим до него, так, что последний выразитсогласие с пересказом;
4.   Продолжениедискуссии с соблюдением установленного правила.
5.   Игроваярефлексия: легко ли встать на точку зрения другого? Менялось ли что – либо ввашей позиции после воспроизведения позиции другого? Стали ли вы лучше пониматьдругих?
Игровая процедура «Автора! »:
1.   Знакомство«автора» (одного или нескольких членов класса ) с предполагаемым к обсуждениютекстом.
2.   Беседаучителя с «автором» (выявление особенностей прочтения и понимания).
3.   Знакомствокласса с текстом.
4.   Выступление«автора».
5.   Диалогодноклассников с «автором» в форме пресс – конференции с обратной связью.
6.   Рефлексия:возможно ли понимание читателем авторского замысла? Есть ли разница междусмыслами автора и читателя? В чём она проявляется? Принимаете ли вы позициюавтора? Почему?
3.    Организацииактивной познавательной деятельности школьников при формировании толерантногосознания способствуют проблемные задания. Например, на уроках затрагивающихэтнонациональные проблемы в России можно предложить такие задания:
Перед вами – текст сошибками (тема – «Польский вопрос в девятнадцатом веке»). Попытайтесь найти ихи классифицировать, используя следующий перечень:
А) неверно соотнесеныдаты и события;
Б) указаны историческиедеятели, не имевшие отношения к описываемым событиям;
В) искажены географическиеназвания;
Г) названы термины, неимеющие отношения к описываемой эпохе;
Д) оценки характера идействий отдельных людей перенесены на целые народы;
Е) автор смотрит напрошлое с предвзятой точки зрения.
После присоединения по решению Венского конгресса большейчасти Польши к России Александр Первый предоставил ей самые широкие правасамоуправления. У Польши были свой сейм (парламент), своя армия, свояконституция – самая либеральная в Европе. Но кичливые и неблагодарные поляки,не желая жить под властью православного императора, подняли в 1830 году бунт.
Россия была вынуждена подавить польскую смуту, захвативцентры мятежа – Варшаву и Краков. За неуважение к дарованным правам поляки былиих лишены. В 1863 году они вновь взбунтовались и пытались заручиться поддержкойвраждебных России иностранных держав. Мятежники опять были разбиты. Тем неменее в Польше была проведена крестьянская реформа, и польские крестьянеполучили свободу и землю.
Но справедливость Александра Второго не умиротворила поляков,которые переходили на сторону антиправительственных сил и стремилисьвосстановить независимость Речи Посполитой – в границах восемнадцатогостолетия.
Ниже приводятся четыретекста по теме «Кавказская война», содержащих спорные и неверные суждения.Отметьте тот из них, который, на ваш взгляд, наиболее точен и предлагаетнаиболее правдивые оценки.
А. Стремяськ новому расширению территории, Россия в 1817 году начала агрессию на Кавказе,стремясь покорить свободолюбивые племена черкесов, чеченцев, аварцев, лезгинов.Народы Кавказа героически отстаивали свою независимость. В борьбе участвоваливсе – от мала до велика. Русские пытались использовать все средства – гдеподкуп, где военную силу, где вырубку лесов и принудительное переселение горцевна равнины.
Более четырёх летпродолжались военные действия в Чечне и Западном Дагестане, в ходе которыхпогибли десятки тысяч мирных жителей.
Большинство черкесов,которые сопротивлялись до 1864 года, царское правительство вынудило покинутьродные места и искать спасения в Турции, по пути куда погибли многие тысячилюдей. Это была подлинная национальная трагедия, настоящий геноцид, послекоторого Черноморское побережье Кавказа от Анапы до Абхазии превратилось вбезлюдную пустынную местность, которую русские поспешили колонизировать.
Б.Ситуация на Кавказе в начале девятнадцатого века была очень сложной. Россиястремилась подчинить Северный Кавказ и тем самым соединить свои владения наКубани и Тереке с Закавказьем, отвоёванным к 1813 году у Турции и Ирана.
Турция при поддержкеАнглии хотела восстановить утраченные позиции на Кавказе и разжигала средигорцев антирусские настроения. Часть горцев предпочла жить в мире с Россией, нодругие – черкесы на Западе Кавказа и часть дагестанцев и чеченцев на востоке –противились усилению русского влияния и готовы были с оружием в руках защищатьсвою свободу и веру.
Всё это вызваломноголетнюю и кровопролитную войну на Кавказе, в которой все стороны конфликтапоказали жестокость и малую способность к компромиссу. Лишь грубое насилие вконце концов сломило сопротивление горцев (но так и не решило всех проблем наКавказе, а лишь отстрочило на время их обострение).
В.Жившие на южных рубежах империи горские народы Адыгеи, Чечни, Дагестанапредставляли немалую опасность для мира в этих землях. Среди них былираспространены варварские обычаи, рабство, кровная месть. Занятием многих былиграбительские набеги на русские селения и казацкие станицы, воровство и разбой.
После добровольноговхождения Грузии в состав России воинственно настроенные горцы препятствовалисозданию нормальных связей между православными странами. Под знаменем новоготечения ислама – мюридизма – местные правители (и прежде всего имам Шамиль )развязали газават – войну против неверных.
Силы терских икубанских казаков не могли уже сдержать горцев в повиновении. Навести порядокможно было только вооружённой силой, так как только её кавказские горцыуважали.
Под командованиемЕрмолова и Барятинского русские войска сломили сопротивление горцев (несмотряна помощь, которую им оказывали в своих корыстных интересах Англия и Турция) иустановили на Кавказе мир и порядок. После присоединения Северного Кавказа тамбыло уничтожено рабство и началось экономическое процветание края.
Г.Английские империалисты и находящиеся у них на содержании исламские реакционерыиз Османской империи стремились разжечь ненависть и вражду между Россией инародами Северного Кавказа. Их агенты подкупали горских князей и мусульманскоедуховенство, чтобы натравить их на русских под предлогом священной войны сневерными. Руками обманутых горцев англичане и турки рассчитывали нанести ударв спину России в ходе Крымской войны, чтобы отторгнуть Закавказье и установитьтам своё господство.
Народы Кавказа дорогозаплатили за то, что дали себя использовать в качестве орудия в руках враговРоссии.
Итогами Кавказскойвойны девятнадцатого века стали утраты национальной независимости, подчинениегорских народов власти иноверцев, политики русификации.
Черкесы, адыгеи,аварцы, чеченцы и другие давние обитатели Кавказа были поставлены передвыбором: или ассимилироваться, признать свою принадлежность к имперской нации,или воевать.
4.Другимприемом может стать прием«Неоконченныепредложения». Учитель записываетна доске начало нескольких предложений, относящихся к теме занятия. Учащимся даетсязадание закончить эти предложения. Например:
1.   Еслибы я оказался на их месте, я бы попробовал …
2.   Ясделаю все возможное, чтобы…
3.   Янамерен (намерена) …
4.   Ябы не медлил ….
5.   Мывсе в наше время должны уметь … и др.
При этом высказывается множество различных точек зрения.Дописанные предложения служат поводом для общей дискуссии и способствуютструктурированию дальнейшей работы. Этот прием требует от старшеклассников рефлексииих позиций. С другой стороны, использование этого приема направлено наформирование общей коммуникативной толерантности, в которой просматриваютсятенденции отношения к людям в целом, тенденции, обусловленные жизненным опытом,установками, свойствами характера, нравственными принципами, состояниемпсихического здоровья человека.
5.Для анализа проблемных ситуаций можно использоватьприем«Мозговой штурм». Преподаватель записывает на доске проблему,побуждающую детей к размышлению и предлагает придумать для решения этойпроблемы как можно больше идей (или ответов на вопрос) в течение заранееустановленного времени. При этом преподаватель предлагает школьникам руководствоватьсяследующими правилами: количество важнее, чем качество; критика запрещается;пусть идеи других вдохновят вас; любая идея приветствуются, даже если она напервый взгляд кажется ошибочной или нереальной. На наш взгляд, выполнениепоследнего правила наиболее важно для формирования толерантности школьников.
Сначала каждый работает самостоятельно, по окончаниииндивидуальной работы учащиеся сравнивают свои идеи в парах. Преподаватель даетчистый плакат паре, которая нашла общую идею по решению рассматриваемойпроблемы и просит записать их совместное решение. Поочередно все парызаписывают свои идеи (ответы на вопросы), если такие еще не записаны предыдущимипарами. На плакат могут записываться также идеи, найденные только одним изнапарников, но с которыми другой партнер согласен. Проверка предположений можетсоставить содержание занятия.
Использованиевышеописанных подходов и приемов нацелено на формирование качествстаршеклассника, соответствующих требованиям времени, яркой, самобытнойличности гражданина — гуманиста, способного отстоять свою точку зрения;умеющего анализировать информацию, предупреждать конфликты или разрешать ихненасильственными средствами, уважать человеческое достоинство ииндивидуальность, способного логически мыслить; владеть методом проблемноговыступления, правилами общения, полемики, диалога; умеющего творческиподготовить и провести дискуссию — корректно, вежливо, толерантно.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.