Реферат по предмету "Педагогика"


Профессиональная ориентация учащихся 9 классов в условиях Межшкольного учебного комбината

Федеральноеагентство РФ по образованию ГОУ ВПО Красноярский Государственный ПедагогическийУниверситет им. В.П.Астафьева. Кафедра социальной педагогики и социальнойработы
Диплом
По теме:«Профессиональная ориентация учащихся 9 классов в условиях Межшкольногоучебного комбината»
Выполнила: студентка 53 гр.
Бацуля М.Ю.
Проверила: дпн, профессор
Фуряева Т.В.
Красноярск 2009г.

Содержание
Введение
Глава 1. Содержание и организациятрудового обучения и профессиональной ориентации школьников
1.1 Трудовое обучение ипрофессиональная ориентация школьников в период до 1992 — 93 г
1.2 Межшкольныеучебно-производственные комбинаты – ведущая форма организации трудовогообучения и профессиональной ориентации школьников
1.3 Выводы по 1 главе
Глава 2. Особенности трудового обучения и профессиональнойориентации учащихся
2.1 Особенностипрофессионально-трудовой ориентации
2.2 Цели и задачи профессионально – трудовой ориентации. Значение правильноговыбора профессии
2.3 Проблемы организации трудовогообучения и профессиональнойориентации учащихся
2.4 Межшкольный Учебный Комбинат №4 –центр трудового обученияи профессиональной ориентации учащихся старших классов Советского района города. Красноярска
2.5Выводы по 2 главе
Глава3. Предпрофильная подготовка как условие для повышения готовности подростка кпрофессиональному самоопределению
Заключение
Библиографическийсписок
Приложение

Введение
трудовой обучение профессиональныйшкольник
Нынешняя молодежь вступает в самостоятельную трудовуюжизнь почти вслепую. Большинство выпускников не имеют представления о реальномспросе на специалистов на рынке труда. Преобладает случайный, внесоциальныйвыбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки. В результате человектеряет время и веру в свои силы.
Это актуально потому, что именноподростки, окончившие общеобразовательную школу, оказываются, не подготовлены кновым требованиям политической, социально-экономической и кадровой ситуации,следовательно, остаются, не востребованы на современном рынке труда. Решениеданной проблемы во многом определяется успешностью организации трудовогообучения и профессиональной ориентации школьников.
Объектом исследования является: учащиеся 9 классов, посещающие МУК№4.
Предмет исследования: особенности организациипрофессиональнойориентации школьников.
Цель исследования: выявить особенности организации профессиональной ориентации школьников.
Задачи исследования:
1.      Изучить нормативно-правовую иучебно-методическую литературу по теме исследования;
2.      Выявить особенности профессиональнойорганизации школьников в период модернизации образования;
3.      Проанализировать результаты исследования.
Методы, использованные в данном исследовании: опрос,анкетирование, анализ нормативно-правовой и учебно-методической литературы,метод статистической обработки материалов.
Степень разработанности проблемы: Выделенная проблеманаиболее полно нашла свое отражение в фундаментальных трудах в области.
Степеньразработанности. В ходе работы над темой дипломного исследования проанализированасуществующая литература и эмпирический материал, в которых в той или инойстепени освещаются поднимаемые в работе проблемы. В частности, особый научныйинтерес представляют такие издания, как нормативно-правовые акты,федеральные региональные и местные законы – в которых данные излагаются,структурировано и хорошо классифицировано.

Глава 1. Содержание и организация трудового обучения ипрофессиональной ориентации школьников
1.1 Трудовое обучение и профессиональная ориентацияшкольников в период до 1992-93 г
Организация трудовой и профессиональной ориентацииучащихся напрямую связана со стратегией правительства.
На XXIV съезде (1971 год), обобщая достижениясоциалистического строительства, было подчеркнуто, что по сравнению со второйполовиной 30-х годов, когда социалистическое общество в нашей стране былопостроено в основном, к 1971 году был достигнут неизмеримо более высокийуровень народного хозяйства.
Намеченные Директивы на 1971-75 гг. по развитиюнародного хозяйства на этапе развитого социализма делали акцент на следующиефакторы: высокие темпы развития социалистического производства, подъем егоэффективности, ускорение научно-технического прогресса, рост производительноститруда.
В соответствии с этим перед народным образованиемставились очень конкретные задачи:
· «Увеличить подготовкуквалифицированных рабочих в профессионально-технических учебных заведениях, стем, чтобы молодежь, как правило, получала специальность до поступления наработу. Подготовить за пятилетие в профессионально-технических учебныхзаведениях не менее 9 млн. квалифицированных рабочих для всех отраслейнародного хозяйства.
· Более высокими темпамиосуществлять подготовку кадров для сельского хозяйства, строительства, легкой ипищевой промышленности, предприятий бытового обслуживания населения.
· Довести в 1975 году прием учащихсяв профессионально технические училища, подготавливающие квалифицированныхрабочих по наиболее сложным профессиям и дающие одновременно среднееобразование, до 300-400 тыс. человек» [6,9,10].
Директивы определяли и пути решения этих сложныхзадач:
· «Осуществить переход квсеобщему среднему образованию. Усилить работу по профессиональной ориентацииучащихся с учетом склонностей молодежи и потребности народного хозяйства вквалифицированных кадрах» " [6,9,10].
Конкретизация деятельности по реализации директивсъезда находит отражение в последующих документах ЦК КПСС и Совета Министров:
- Постановление ЦК КПСС и СоветаМинистров СССР «О завершении перехода к всеобщему среднему образованиюмолодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» от 20 июня 1972 года. В нем говорится "… важно в современных условиях привести работушкол в соответствии с новыми задачами коммунистического строительства, стребованиями технического прогресса" [6].
В соответствии с этим ЦК КПСС и Совет Министров СССРопределил ряд мер по «осуществлению поставленной съездом задачи, а такжепо дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательного процесса, укреплениюсвязи школы с производством:
1. принять меры к более полномуохвату молодежи средним образованием;
2. развивать и совершенствоватьобщеобразовательную школу как трудовую и политехническую;
3. в целях дальнейшего укреплениясвязи школы с практикой коммунистического строительства …. Развиватьполитехническое обучение на базе тесного сочетания изучения школьных предметови основ современного производства. Систематически проводить экскурсии учащихсяна заводы, фабрики, в колхозы и совхозы, знакомить их с технологическимипроцессами и организацией труда на предприятиях;
4. добиваться улучшения трудовоговоспитания и профессиональной ориентации школьников на протяжении всего периодаобучения, совместно с промышленными и сельскохозяйственными предприятиямисоздавать и оснащать учебные цеха, школьные и межшкольныеучебно-производственные мастерские. Развивать и совершенствовать работуученических производственных бригад, ученических лесничеств и другиепедагогически обоснованные формы организации труда школьников;
5. считать целесообразным привлечениешкольников, особенно старшеклассников, в период каникул к организованномутрудовому участию в народном хозяйстве, благоустройстве и озеленению городов исел, в охране природы…. разработать и утвердить положение о летних практическихработах учащихся;
6. всемерно расширять проверенноежизнью шефство трудовых коллективов над общеобразовательными школами „[6,9,10].
Академии педагогических наук СССР дается задание активизироватьработу по поиску наиболее эффективных путей осуществления политехнического обучения,трудового воспитания и профессиональной ориентации.
Инструктивное письмо Министерства просвещения СССР иГосударственного комитета Совета Министров СССР по профтехобразованию от 14 августа 1972 года № 53-М/116 “Об усилении профессионально-технической ориентацииучащихся» предлагает органам народного образования "…проводитьсистематическую работу по изучению склонностей учащихся 8-х классов, оказываяпомощь в выборе специальности для дальнейшего обучения, с учетом пожеланий ивозможностей учащихся и их родителей".
А педагогическим коллективам школ «следует вестиширокую разъяснительную работу по популяризации профессионально-техническихучебных заведений, знакомить учащихся с профессиями, по которым ведетсяподготовка в училищах, способствовать направлению в профтехучилища лучшей частиучащихся, окончивших восьмые классы, обратив особое внимание на оказаниевсемерной помощи желающим завершить среднее образование в среднихпрофессионально-технических учебных заведениях».
Согласно Приказу Министерства просвещения СССР от 6 июля 1973 года № 37 об утверждении «Положения о летних практических работах учащихсяобразовательной школы» такие работы "…организуются в целяхдальнейшего укрепления связи обучения и воспитания с практикойкоммунистического строительства, улучшения подготовки школьников ксознательному выбору профессии и труду в народном хозяйстве". Главнойзадачей летних практических работ учащихся должно было стать «обеспечениев период каникул организованного трудового участия школьников в народномхозяйстве, благоустройстве и озеленении городов и сел, охране природы».
К общественно полезному труду, как по-другомуназываются летние практические работы учащихся, привлекались школьники 4-10 классов.
Важным направлением такого труда считалсяпроизводительный труд в колхозах и совхозах, на предприятиях промышленности,сферы обслуживания и лесного хозяйства, в школьных мастерских, цехах, а такжеработы по благоустройству и озеленению городов и сел.
XXVсъезд КПСС (1976 год) вновь поставил задачу "…уделять больше вниманиятрудовому воспитанию школьников, их профессиональной ориентации. Советскаяшкола была призвана воспитывать у учащихся глубокое понимание необходимоститруда, потребности трудится, формировать у них трудовые умения и навыки,готовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни, сознательному выборупрофессии" [9].
Особая роль в подготовке учащихся к труду, выборупрофессии отводилась системе трудового обучения и воспитания, которая имеласледующую структуру:
· Трудовое обучение, как учебныйпредмет;
· Внеклассная и внешкольная работапо техническому творчеству и сельскохозяйственному опытничеству;
· Специальная профориентационнаяработа.
Задача уточнялась в конкретных цифрах:
«Увеличить прием учащихся в средниепрофессионально-технические и технические училища более чем в два раза.Подготовить в системе профессионально-технического образования примерно 11 млн.квалифицированных рабочих, увеличить подготовку рабочих со средним образованиемв профессионально-технических училищах не менее чем в 2,5 раза» [9].
XXVIсъезд КПСС в основных направлениях экономического и социального развития СССР на1981-1985 годы и на период до 1990 года (1981 год) ставит перед народнымобразованием новые задачи:
«Обеспечить дальнейшее развитие системы народногообразования, более полное удовлетворение потребностей страны в специалистах иквалифицированных рабочих. Повышать эффективность работы всех звеньев и формобразования и подготовки кадров. Развивать и улучшать вечернее и заочноеобучение.
Совершенствовать формы и методы трудового воспитания вшколе. Усилить работу по профессиональной ориентации юношества.
Предусмотреть дальнейшее развитие сетипрофессионально-технических заведений как важнейшего источника пополнениянародного хозяйства кадрами рабочих. Довести выпуск квалифицированных рабочихиз этих учебных заведений на 1981-1985 года до 13 млн. человек, увеличитьвыпуск квалифицированных рабочих со средним образованием в 1,6 раза» [10].
В соответствии с установками XXVI съезда,проведенными позже Пленумами ЦК КПСС (1983 г., 1984 г.) принимается решение опроведении реформы общеобразовательной и профессиональной школы.
В предложенных основных направлениях реформы быларазработана научно обоснованная концепция обучения и воспитания молодежи, ееподготовки к жизни и труду в современных условиях.
Пленум ЦК КПСС (10 апреля 1984 г.) и Верховный Совет СССР (12 апреля 1984 г.) одобрили «Основные направления реформыобщеобразовательной и профессиональной школы»:
"….наше время отмечено глубокими преобразованиямиво всех сферах жизни людей – материальном производстве, общественных отношенияхи др. Все шире развертывается научно-техническая революция. Осуществляетсяпереход к интенсивному развитию экономики. Реализуются крупномасштабныекомплексные социально-экономические программы. Решаются важные проблемыразвития социалистической демократии, укрепления советского образа жизни,формирование нового человека.
Грандиозные задачи конца нынешнего и грядущегостолетий будут решать те, кто сегодня садится за школьную парту" [10].
Осуществить реформу общеобразовательной ипрофессиональной школы – значит решить следующие основные задачи:
"… коренным образом улучшить постановку трудовоговоспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе;усилить политехническую, практическую направленность преподавания; значительнорасширить подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе профессионально-техническогообучения; осуществить переход к всеобщему профессиональному образованиюмолодежи" [10].
Планировалось в течение одной – двух пятилетоквсеобщее среднее образование молодежи дополнить всеобщим профессиональнымобразованием, т. е. всем молодым людям до начала трудовой деятельностипредоставлялась возможность овладения профессией.
Причем уже на данном этапе подчеркивалась важностьсочетания трудового обучения с экономическим воспитанием. Это значит, чтоучащиеся еще до начала самостоятельной трудовой деятельности вводятся внастоящие производственные отношения, получая возможность зарабатывать деньги.
Реформа предполагала некоторые изменения в структуреобщего среднего и профессионального образования:
· начальная школа – 1-4 классы;
· неполная средняя школа – 5-9классы;
· средняя общеобразовательная ипрофессиональная школа — 10-11 классы общеобразовательной школы;
· средниепрофессионально-технические училища;
· средние специальные учебныезаведения.
Реформа должна способствовать переходу к всеобщему профессиональномуобразованию молодежи, поэтому в новой структуре средняя школа уже называетсяобщеобразовательной и профессиональной.
С 1986 –87 учебного года в 8-11 классах общеобразовательной школы вводится обязательная профессиональная подготовка.
В связи с тем, что по окончании неполной средней школыучащиеся могут продолжить обучение в средней общеобразовательной школе, среднихпрофессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях,профессиональное обучение школьников будет осуществляться в два этапа:
· Первый этап – в 8-9 классах,предусмотрено профильное профессиональное обучение – изучение вопросов, общихдля группы родственных профессий одной отрасли или производства. Практическаячасть обучения при этом включает выполнение простых работ по профессиям даннойгруппы.
· Второй этап – в 10-11 классах. Учащиеся завершают обучение по одной из конкретных профессий в соответствиис Перечнем профессий.
В целом за 4 года профессионального обучения (8-11классы) предусматривается подготовка учащихся на первоначальныйквалификационный разряд по определенной профессии.
«Основным показателем эффективностипрофессиональной подготовки учащихся следует считать:
- Получение учащимисяпрофессиональной квалификации;
- Трудоустройство и закреплениевыпускников на производстве;
- Продолжение обучения всоответствии с полученной профессией;
- Качество изготовляемой учащимисяпродукции и их работы в целом;
- Отношение к труду, как в процессеобучения, так и по окончанию школы» [4].
Профессиональное обучение учащихся осуществляется, втом числе и в цехах межшкольных учебных комбинатов.
1.2 Межшкольные учебно-производственные комбинаты –ведущая форма организации трудового обучения и профессиональной ориентациишкольников
Если проанализировать следующие документы:
1. Постановление ЦК КПСС и СоветаМинистров СССР «О завершении перехода к всеобщему среднему образованиюмолодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» от 20.06.1972 года.
2. Инструктивное письмо Министерствапросвещения СССР и Государственного комитета Совета Министров СССР попрофтехобразованию от 14.08.72 года № 53-М/116 «Об усилениипрофессионально-технической ориентации учащихся».
3. Приказ Министерства просвещенияСССР от 6.07.1973 года № 37 об утверждении «Положения о летнихпрактических работах учащихся образовательной школы», то можно сделатьвывод, что общеобразовательной школе вменяются дополнительные функции:
- среднее образование должно статьосновой для подготовки высококвалифицированных рабочих кадров (именно в рабочихруках в большей степени нуждалось социалистическое строительство в тот период);
- создание специально организованнойпрофориентационной работы;
- значимость производительного труда(организовать который без тесного взаимодействия с производственнымипредприятиями, невозможно).
Исполнение данных документов предполагает тесноевзаимодействие общеобразовательной школы с предприятиями, профтехучилищами.Сочетать эти новые функции с основными для школы стало непросто. Поэтому должнабыла появиться дополнительная структура в системе народного образования,которая помогала бы школам решать поставленную партией задачу – профессиональноориентировать выпускников школ на производственную сферу деятельности. И такаяструктура появилась.
23 августа 1974 годавыходит Постановление совета министров СССР № 662 «Об организациимежшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональнойориентации учащихся»:
«В целях улучшения подготовки учащихся 9-10 (11) классов средних общеобразовательных школ к труду и выбору профессии Советминистров СССР постановляет:
1. Разрешить исполкомам городских ирайонных Советов депутатов трудящихся по согласованию с министерствамипросвещения (народного образования) союзных республик создавать, при наличиинеобходимых условий, с участием промышленных и кооперативных организациймежшкольные учебно-производственные комбинаты трудового обучения ипрофессиональной ориентации учащихся…
2. Разрешить руководителямпредприятий и организаций создавать и оборудовать в межшкольныхучебно-производственных комбинатах учебные цеха, кабинеты, лаборатории вкачестве структурных подразделений этих предприятий и организаций и выделятьквалифицированных рабочих и инженерно-технических работников для обучения иорганизации производительного труда учащихся».
Следующие документы еще более существенно укрепили статусмежшкольных учебно-производственных комбинатов и способствовали выстраиваниюсвязи Общеобразовательная школа – УПК – Профтехучилище – Предприятие:
· Инструктивное письмо Министерствапросвещения СССР от 29.08.1978 «Рекомендации об организацииучебно-методического кабинета по профессиональной ориентации учащихся среднейобщеобразовательной школы».
· «Положение о базовомпредприятии (организации) средней общеобразовательной школы», утвержденоМинистерством просвещения СССР 29.12.1978 года и согласовано с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Государственным комитетом СССР по труду исоциальным вопросам, ВЦСПС.
· Постановление ЦК КПСС и СоветаМинистров СССР от 12.04.84 года «Об улучшении трудового воспитания,обучения, профессиональной ориентации школьников и организацииобщественно-полезного, производительного труда».
· Приказ Министерства просвещенияСССР от 11.05.85 года № 80 «Положение о межшкольномучебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональнойориентации учащихся».
Основными задачами комбината являются:
- Трудовое, профессиональное, наполитехнической основе, обучение учащихся;
- Организация общественно полезноготруда школьников, воспитание у них сознательного отношения к труду иобщественной собственности;
- Проведение профориентационнойработы с учащимися школ района (города)
Наиболее важные позиции Положения, характеризующиесодержание и организацию работы межшкольных УПК:
~ Комбинат с участием предприятий, школ,профтехучилищ, бюро по трудоустройству населения ведет в районе (городе) работупо ориентации школьников на рабочие профессии. Помогает учащимся 7 классоввыбрать направление предстоящей трудовой, профессиональной подготовки,ориентирует школьников, обучающихся на комбинате, в первую очередь напоступление после 9 класса в средние профтехучилища, а после 11 класса наработу в соответствии с полученной профессией или в средние профтехучилища вгруппы с дифференцированным сроком обучения до 1 года для получения болеевысокой квалификации или сложной профессии. Комбинат оказывает содействиеотделу народного образования в повышении квалификации работников школ попрофессиональной ориентации.
~ Трудовая, профессиональная подготовка учащихся 8-11 классов на комбинате осуществляется в процессе обучения и производительного труда.
~ На трудовое, профессиональное обучение отводится: в8-9 классах – 3 часа, в 10-11 классах – 4 часа в неделю.
~ Содержание трудовой практики в 10 классе – 20 дней по 6 часов, должно соответствовать профессии, которой хочет овладеть учащийся.
~ Время, выделяемое на общественно полезный труд в 8-9классах – 3 часа в неделю и в 10-11 классах – до 4 часов в неделю, а также на трудовую практику в 8-9 классах – 16 дней по 4 часа (рекомендуется использовать восновном на труд по изучаемому профилю или профессии).
~ Составной частью обучения в 8-9 классах являетсякурс «Основы производства. Выбор профессии».
~ Производительный труд на Комбинате должен быть тесносвязан с обучением. Цехи и участки комбината, которые являются структурнымиподразделениями предприятий, выполняют их производственные заказы и задания.Труд школьников на Комбинате организуется также и в период каникул, главнымобразом в составе ученических бригад, других трудовых объединений.
~ Профессиональное обучение школьников на комбинатезавершается сдачей им квалификационных экзаменов. Предприятия аттестуютучащихся 11 (12) классов на присвоение начального квалификационного разряда(класса, категории) по полученной профессии и выдают им в установленном порядкесоответствующее свидетельство (удостоверение)".
Вскоре под реформу вышло ряд документов,свидетельствующих о том, что у советского правительства были серьезныенамерения ввести учащихся еще до начала самостоятельной трудовой деятельности внастоящие производственные отношения:
- Положение об ученической бригаде вколхозе и совхозе;
- Временное положение о порядкеоплаты труда школьников в народном хозяйстве;
- Типовое положение о порядкепривлечения на временную работу к посильному труду в народном хозяйствеучащихся общеобразовательной и профессиональной школы в период каникул;
- О ценах на продукцию,вырабатываемую учащимися общеобразовательной школы и профтехучилищ.
- Об организации работы по созданиюрабочих мест для школьников.
Эти документы помогли и межшкольным УПК на практикеорганизовать производственные отношения учащихся и получить ими ПЕРВУЮ в своейжизни заработную плату за свой труд.
Модель образовательного процесса межшкольных учебно-производственныхкомбинатов в тот период строилась на основе документов:
· О порядке и сроках введенияобязательной профессиональной подготовки школьников;
· О положении о межшкольномучебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональнойориентации учащихся;
· Типовой учебный план среднейобщеобразовательной школы на 1986/87 – 1990/91 учебные годы.
Согласно этим документам в структуре образовательного процессамежшкольного учебно-производственного комбината четко выделялись следующиенаправления:
- Профессиональная ориентация школьников(выбор профессии)
- Организация общественно полезного,производительного труда учащихся 5-7 классов.
- Трудовое обучение 8-9 классов.
- Профессиональное обучение 10-11 классов.
- Внеклассная работа по техническомутворчеству.
Профессиональная ориентация школьников имела цельюориентировать учащихся на выбор рабочих профессий. «Комбинат с участиемпредприятий, школ, профтехучилищ, бюро по трудоустройству населения ведет врайоне работу по ориентации школьников на рабочие профессии. Помогает учащимся7 классов выбрать направление предстоящей трудовой, профессиональнойподготовки, ориентирует школьников, обучающихся на Комбинате, в первую очередьна получение после 9 класса в средние профтехучилища, а после 11 класса наработу в соответствии с полученной профессией или в средние профтехучилища вгруппы с дифференцированным сроком обучения до 1 года для получения болеевысокой квалификации или сложной профессии» [10].
Трудовая, профессиональная подготовка учащихся 8-11 классов на комбинате осуществляется в процессе обучения и производительного труда вдва этапа.
Содержание и объем часов профессионального обучения напервом этапе в 8 – 9 классах.
1. Учебный предмет «Трудовое ипрофессиональное обучение – 3 часа
· Теория – изучение вопросов, общихдля группы родственных профессий одной отрасли или производства; практика –выполнение простых работ по профессии данной группы – 2 часа в неделю.
· Курс „Основы производства.Выбор профессии“ — 1 час.
2. Трудовая практика – труд поизучаемому профилю или профессии – 16 дней по 4 часа.
3. Обязательный общественно полезный,производительный труд – 3 часа в неделю (эти часы также рекомендовались наобучение по выбранной профессии или профилю).
Содержание и объем часов профессионального обучения навтором этапе в 10 – 11 классах.
1. Учебный предмет „Профессиональноеобучение“. Обучение по одной из конкретных профессий в соответствии сПеречнем профессий, по которым организуется подготовка учащихся вобщеобразовательных школах – 4 часа.
2. Трудовая практика в соответствии сосваиваемой профессией – 20 дней по 6 часов.
3. Обязательный общественно-полезный,производительный труд – 4 часа в неделю (эти часы также рекомендовалисьиспользоваться на обучение по выбранной профессии).
Комбинаты также могли организовывать в своих учебных цехах,участках, кабинетах, лабораториях общественно полезный, производительный трудучащихся 5-7 классов, внеклассную работу с ними.
»Во внеурочное время на комбинате с учащимисяпроводится работа по техническому творчеству, сельскохозяйственному опытничеству,привлечению их к рационализаторской и изобретательской деятельности, а такженаучной организации труда. На комбинатах могут создаваться первичные (цеховые)организации ВОИР"[10].
Законом об образовании(1992 г.) общеобразовательным школам, межшкольным комбинатам, центрам и другимучебным заведениям предоставлено право усовершенствовать и использовать тепрограммы, которые в наибольшей мере отвечают требованиям к подготовке учащихсяк труду в условиях рыночных отношений, а также разрабатывать новые программы иутверждать их в местных органах образования.
Таким образом, напрактике применяются с определенными изменениями и усовершенствованиямиразличные программы и методические разработки к ним. Например, разрабатываетсяКонцепция и содержание экспериментального курса «Человек-труд-профессия»для 8-11 классов с ориентацией учащихся на профессиональное самоопределениепутем познания себя, своего «Я», на сознательный выбор будущей сферытрудовой деятельности.
Оптимальный набор модулейв образовательной области «Технология» для всего периода обучения вобщеобразовательном учреждении подбирается в соответствии с вариантамивозможных форм отношений человека с окружающей действительностью, а именно понаправлениям и видам профессиональной деятельности. (проф. Е.А. Климовпредложил оригинальную группировку профессий по видам труда, то есть по тому,на что направлено основное внимание работника):
1. «Человек-человек»- предметами труда являются люди (например, учитель, врач, буфетчица, проводники др.);
2. «Человек – техника»- предметы труда: машины, станки, аппараты, приборы и т.д. (например, тракторист,водитель и др.);
3. «Человек –природа» — предметы труда: земля, вода, растения, животные (например,геолог, полевод, животновод и др.);
4. «Человек – знаковаясистема» — предметы труда: условные знаки, слова, формулы (например,бухгалтер, корректор, программист, машинистка-стенографистка и др.);
5. «Человек –художественный образ» — предметы труда: художественные образы, их элементы(например, ювелир, маляр, артист, художник и др.).
В соответствии соструктурой процесса профессионального самоопределения личности стандарт задаетчетыре этапа подготовки учащихся общеобразовательных учреждений к труду.
Первый – это введение втруд,
Второй – основы труда,
Третий – профессиональныепробы,
Четвертый – профильноеили профессиональное обучение.
Для каждого из четырехэтапов стандарт определяет возможную тематику наполнения модулей и задаетсоответствующие ей критерии оценки качества обучения.

Выводы по 1 главе
Многолетняя целенаправленная работа советскогоправительства по созданию системы трудового обучения и профессиональной ориентациишкольников, способствующей достижению задачи, поставленной еще XXIVсъездом партии – обеспечить социалистическое производствовысококвалифицированными кадрами, успешно завершилась к 1986 году. Такаясистема была создана. Важным звеном этой системы становится межшкольныйучебно-производственный комбинат, который выступал связующим звеном междуобщеобразовательными школами, производством, начальным профессиональнымобразованием и выполнял специальную миссию – профессионально ориентировал всехшкольников на обязательный выбор рабочих специальностей. В условияхэкономических реформ в России и развития рыночных отношений в обществекардинально меняется характер и цели труда. Развивающемуся обществу нужнысовременно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могутсамостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству,отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурномувзаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за еесоциально-экономическое процветание. Это вызывает стратегические изменения всфере образования – введение профильного обучения на старшей ступениобщеобразовательной школы. Перед российским образованием ставится задачасоздания «системы специализированной подготовки профильного обучения встарших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализациюобучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностейрынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступенишколы с учреждениями начального, среднего и высшего профессиональногообразования»[8]

Глава 2. Особенности трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся 2.1 Особенности профессионально-трудовойориентации
Рассматривая данныйвопрос, прежде всего, следует понять, что в данном случае понимается подпрофессионально-трудовой ориентацией? Что понимается под профессией? Что такоеспециальность? Таким образом, профессионально — трудовая ориентация — этопомощь учащимся в обоснованном выборе профессии, которая будет соответствоватьих возрасту, индивидуально- психологическим особенностям (характер,темперамент, склонности, интересы, способности), психическим процессам (восприятие,память, мышление, воображение, воля), а так же физическим и природным данным(тип нервной системы, задатки, острота органов чувств). Профессионально –трудовая ориентация состоит из следующих важных компонентов: 1). Диагностика,2). Консультация, 3). Профессиональная проба. Профориентация построена насопоставлении психологических качеств индивида с качествами необходимыми длякакой-либо профессии. Совокупность качеств необходимых для профессии ложатся воснову профпригодности. Профессия- это необходимая для общества, ограниченная(вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных силчеловека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования иразвития. Специальность- это вид занятий в рамках одной профессии.
Известно, что развитиесовременного общества предъявляет повышенные требования к профессиональнойориентации и консультации как научной системе подготовки молодежи к выборупрофессии. Профессиональное консультирование становится особенно актуальнымвидом деятельности. Постоянное усложнение на основе внедрения новейшихтехнологий всех форм трудовой активности человека предъявляет к егопрофессиональной готовности всё более высокие требования. Современнаяпрофессиональная деятельность осуществляется не только с использованиемсложнейших машин и механизмов, но и в условиях разветвленной и многоуровневойсистемы взаимоотношений между людьми.
Сознательный, обоснованныйвыбор профессии возможен при наличии у учащихся не только определенного,достаточно устойчивого интереса к ней, но и прежде всего склонностей,способностей, необходимых психологических данных. При помощи профориентациидолжны создаваться благоприятные возможности как для ознакомления учащихся свыбранной профессией, так и для проверки интересов и способностей впрактической деятельности.2.2 Цели и задачи профессионально –трудовой ориентации. Значение правильного выбора профессии
Готовность к выбору профессииформируется в процессе социализации личности через специальные, активные формыи методы профориентационной работы, через непосредственное участие школьников вобщественно полезном труде. Очевидно, что процесс формирования готовности кпрофессии сложен и длителен, он начинается в раннем детстве в семье ипродолжается в школе.
Основными задачамипрофориентации учащихся к выбору профессии являются:
— постоянное ознакомлениешкольников с профессиями промышленности, сферы обслуживания, сельского хозяйствана широкой политехнической основе;
— информирование учащихсяо темпах социально- экономического развития общества в определенных профессияхи специальностях;
— изучение личностиучащегося в целях профориентации;
— формирование устойчивыхпрофессиональных интересов, намерений, перспектив;
— формированиепсихологической готовности к выбору профессии.
Кроме того, к задачампрофориентации следует отнести разработку методов и методик изучения личности,а так же углубленное изучение интересов, потребностей, убеждений, идеалов,мировоззрения воспитанников. «Чтобы оценить значение правильного выборапрофессии, достаточно представить себе последствия ошибок или непродуманныхрешений при выборе профессии. Выбор часто превращается в такие действия,которые могут уничтожить всю жизнь, расстроить все планы человека и сделать егонесчастным»[2]. Многие исследования, проведенные в нашей стране и зарубежом, свидетельствуют, что удовлетворение, которое дает человеку любимаяпрофессия, специальность, положительно сказывается не только напроизводительности труда, но и на здоровье, эмоциональном самочувствии. От тогонасколько будет правильно сделан выбор профессии, в значительной мере зависит икачество повседневной жизни.
Итак, правильный выборпрофессии имеет огромное социально- экономическое значение в жизни каждогочеловека.
2.3 Проблемы организациитрудового обучения и профессиональной ориентации учащихся
Отношения «школа ~комбинат» до «переходного» периода модернизации образованиявластно регулировались управлением образования: школы обязаны были давать часына профессиональную подготовку (за счет факультативных курсов на старшейступени), учащиеся обязаны были осваивать профессии рабочих и служащих.
В 90-х годах положениедел резко изменилось, в связи с чем появились проблемы в организации трудовогообучения и профессиональной ориентации учащихся в данный период, причем нетолько у межшкольных комбинатов, так как перед ними возникает опасность «невостребованности»,но и перед школами, так как они зачастую оказываются не готовы к новымобязанностям.
Выделим несколько важныхпроблем:
1. Отсутствие четкойнормативно-правовой базы, регламентирующей отношения общеобразовательных школ имежшкольных учебных комбинатов, привело к тому, что администрация школы невсегда предоставляет учащихся для трудового обучения и профессиональной ориентациив МУКи.
2. Каждаяобщеобразовательная школа не может обеспечить широкое разнообразие различныхпрофессий для трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, вчастности технического направления, прикладного направления, сферы услуг, таккак для развития этих направлений потребуются достаточно большиекапиталовложения.
3. В связи с большимиматериальными затратами на организацию технических профилей, вобщеобразовательной школе происходит замена этих направлений гуманитарными,которые не требуют большого капиталовложения, и часть учащихся, желающихосвоить такие профессии как автодело, сварочное дело, радиотехника,общественное питание и др. вынуждена обучаться на других профилях(перепрофилироваться).
А это в свою очередь ведет к тому, что учащихся вобщеобразовательных школах ориентируют на получение высшего образования, причемв большей степени – гуманитарного, а направления технического и прикладногохарактера, которые готовят ребят к рабочим профессиям, представлены недостаточно,хотя в последнее время спрос на эти профессии вырос. Таким образом, школы «искусственнопереориентируют» старшеклассников на получение высшего образования, однакооно не может гарантировать конкурентноспособность на рынке труда.
4. В связи с создавшимися условиями перехода школ напрофильное обучение в старших классах возникает еще одна проблема – «кадровая».При формировании профилей в каждой общеобразовательной школе привлекаютсяспециалисты (желательно чтобы они имели два образования: педагогическое испециальное), но полную учебную нагрузку в размере 1 ставки – 18 часов внеделю, администрация не может обеспечить, так как количество детей в школе,желающих обучаться на этом профиле 1-2 группы (2-4 часа). Следовательно,специалисты вынуждены искать подработку (почасовую), что отвлекает их от выполнениясвоих обязанностей, и они не могут заниматься самоподготовкой, самообразованиеми т.п.
Тогда как в межшкольных учебных комбинатах чаще всего ужезадействованы кадры, имеющие два образования, и учебная нагрузка у нихдостаточна, так как количество детей со всех школ района (а не с одной школы),желающих заниматься на этом профиле больше.
2.4 Межшкольный Учебный Комбинат №4 – центр трудовогообучения, профессиональной ориентации учащихся старших классов Советскогорайона города Красноярска
Рефлексия проблем профессиональной ориентации вдеятельности МОУ МУК №4 позволяет вычленить следующие ключевые идеи.
К ключевым направлениямдеятельности МОУ МУК №4 относятся:
- Профессиональнаяориентация;
- Психологическаяподдержка.
Как профессиональнаяориентация, так и психологическая поддержка осуществляются в отношении:
- Школьников и ихродителей;
- Взрослогонаселения;
- Потенциальныхсоциальных партнеров.
Профессиональнаяориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов человеческойкультуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становленииподрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а такжепроведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональномсамоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностейи возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. Важнейшиенаправления профессиональной ориентации:
1. профессиональнаяинформация;
2. профессиональнаяконсультация;
3. профессиональныйподбор;
4. профессиональныйотбор;
5. профессиональная,производственная и социальная адаптация.
Профессиональнаяинформация – ознакомление различных групп населения с современными видамипроизводства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса вквалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий.Формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями кчеловеку, возможностями профессионально-квалификационного роста исамосовершенствования в процессе трудовой деятельности.
Профессиональнаяконсультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении сцелью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом егопсихологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.
Профессиональный подбор –предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональнойдеятельности. Наиболее соответствующих его психологическим,психофизиологическим и физиологическим особенностям на основе результатовпсихологической, психофизиологической и медицинских диагностики.
Профессиональный отбор –определение степени профессиональной пригодности человека к конкретнойпрофессии в соответствии с нормативными требованиями. Профессиональная,производственная и социальная адаптация – система мер, способствующихпрофессиональному становлению работника, формированию у него соответствующихсоциальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активномутворческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
Основные методыпрофессиональной ориентации:
- информирование –индивидуальное, групповое массовое, непосредственное (лекция, беседа),опосредованное (СМИ);
- психологическое имедицинское консультирование;
- психологическая,психофизиологическая, медицинская диагностика;
- различныепедагогические методы.
Психологическая поддержкаорганизуется в целях:
- психологическогообеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществена всех этапах её становления и реализации;
- предупрежденияразвития негативных тенденций в психологии людей, преодолении трудностейличностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтныхситуаций во взаимоотношениях.
Психологическая поддержка– система социально-психологических способов и методов, способствующихсоциально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования еёспособностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению ее конкурентноспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственнойпрофессиональной карьеры. Психологическая поддержка осуществляется путемоптимизации психологического состояния человека как следствие полногоразрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующихтрудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизниотдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединенийлюдей.
Важнейшие направленияпсихологической поддержки:
- психологическаяпрофилактика;
- психологическоеконсультирование;
- психологическаякоррекция.
Психологическаяпрофилактика – содействие полноценному психическому развитию личности, малыхгрупп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностныхпроблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включаявыработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условийсамореализации личности, малых групп и коллективов с учетом формирующихсясоциально-экономических отношений.
Психологическоеконсультирование – оказание помощи личности в её самопознании, адекватнойсамооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формированииценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достиженииэмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту исаморазвитию, включая консультации руководителей по вопросам работы сперсоналом и семейные консультации. Психологическая коррекция – активноепсихолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений впсихическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностныхотношений. Основныеметоды психологической поддержки:
- психологическоепросвещение;
- психологическое психотерапевтическоеконсультирование;
- психологическаядиагностика;
- психологическийтренинг;
- психологическаякоррекция;
- другиеиндивидуальные и групповые методы психологической работы.

Выводы по 2 главе
Современное общество срыночной экономикой и развивающимися демократическими процессами предъявляетновые требования к российскому образованию.
Развивающемуся обществунужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могутсамостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству,отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурномувзаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за еесоциально-экономическое процветание.
Государство ставит передшколой задачи профориентационного плана, вменяя ей дополнительные функции, ккоторым она не совсем готова. В этом ключе школе могут помочь межшкольныеучебные комбинаты с развитой системой сетевой организации трудового обучения ипрофессиональной ориентации учащихся, которая основана на кооперации школ совсеми образовательными учреждениями района, и которые имеют опыт профориентационнойработы и предпрофессиональной подготовки.

Глава 3. Предпрофильная подготовка как условие дляповышения готовности учащихся к профессиональному самоопределению
Успешная реализация профильного обучения в старшейшколе невозможна без предпрофильной подготовки, призванной подготовитьподростков к самоопределению и сознательному выбору варианта будущего обучения.Формирование у школьников умения осуществлять выбор профиля, соответствующегоих способностям и интересам, формирование высоко уровня учебной мотивации кобучению по избранному профилю являются важными, но не единственными целямипредпрофильной подготовки. Психолого-педагогическая диагностика учащихсявосьмых-девятых классов, которая регулярно осуществляется в межшкольном учебномкомбинате, показывает, что перед школьниками этой возрастной категории стоятследующие проблемы:
1. Недостаток знаний о мирепрофессий, содержании деятельности различных типов профессий, о рынкеобразовательных услуг;
2. Несформированность представлений освоих психофизиологических качествах;
3. Неумение адекватно оценивать своисклонности и возможности и соотносить их с требованиями, которые предъявляетпрофессия.
Решению этих проблем, прежде всего, и должна служитьпредпрофильная подготовка.
В марте месяце 2008 годана базе МУК №4 была сформирована группа из учащихся 9-х классов школ Советскогорайона, в количестве 20-ти человек, для прохождения предпрофильной подготовки.Среди учащихся было проведено анкетирование (приложение 1.), которое выявило:
1.  С выбором профессии определилось лишь8 человек, то есть больше половины не определилось с выбором профессии;
2.  Представления о будущей профессииесть только у 9-ти ребят. Это подтверждает, что больше половины детей не совсемпонимают, чем они будут заниматься в будущем;
3.  Среди факторов, которымируководствовались дети при выборе профессии чаще всего называется интерес исобственные способности;
4.  Касаемо вопроса о внешнем влиянии навыбор профессии картина самая разнообразная: от самостоятельного выбора до «таксказала мама»;
5.  Среди тех детей, которые определилисьс выбором профессии все знают в какое учебное заведение будут поступать, но невсе знают какие требуются вступительные экзамены;
6.  В основном ребята пишут, что школьныхзнаний для поступления не достаточно, поэтому они стараются определиться накакие-нибудь курсы или заниматься дополнительно (в том числе в МУК №4);
7.  Больше половины детей сомневаются всвоей готовности к взрослой жизни.
После анкетирования былопроведено выборочное собеседование, так как многие ответы были не полными илине точными. Анализ анкет плюс анализ собеседований учащихся выявил проблемы (вданной группе учащихся):
1.  Низкий процент профессиональногосамоопределения;
2.  Невозможность построения собственнойиндивидуальной образовательной траектории.
Поэтому дальнейшая цельмоей работы состояла в:
Формирование внутреннейготовности учащихся к осознанному и самостоятельному определению в выборепрофессии, а также в построении индивидуальной образовательной траектории.
Задачи:
— Формирование общейготовности учащихся к самоопределению;
— Активизация проблемывыбора профессии;
— Выявление интересов,склонностей учащихся, направленности личности, профессиональных первичныхнамерений;
— Уточнение соответствиявыбранной профессии своим склонностям и особенностям;
— Расширениепредставлений учащихся о мире профессий и их особенностях;
— Информирование учащихсяо профессиональных средних и высших учебных заведениях города Красноярска ирынке труда.
Основные направления работы:
1. Диагностикаиндивидуальных особенностей учащихся, совместно с психологом профцентра МОУ МУК№4;
2. Групповое ииндивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностики;
3. Участие,совместно с детьми, в развивающей и коррекционно-развивающей работе;
4. Помощь ворганизации и проведении родительского собрания.
По окончании работыпредполагались следующие результаты:
- Сформироватьосознанные представления о мире труда и профессий у учащихся;
- Сформировать знаниярынка образовательных услуг;
- Сформироватьумение выбирать возможные пути профессионального образования;
- Сформироватьумение составлять личный профессиональный план;
- Сформироватьумение соотносить свои личные качества с требованиями, которые предъявляетпрофессия.
За время работы,совместно с психологами было проведено:
1. Шестьтестирований, выявляющих индивидуальные особенности учеников — анкетированиеучащихся.
— «Опросникпрофессиональных склонностей» Л. Йовайши (модификация Г. Резапкиной)
— опросник «Профиль»,в основе которого лежит «Карта интересов» А. Голомштока.
— школьный тестумственного развития (ШТУР)
— опросник типа мышленияучащихся (модиф. П. Ржичан)
— «Опросникпрофессиональных предпочтений» (методика Голанда)
2. Две групповых исемь индивидуальных консультаций;
3. Совместно сгруппой учащихся приняла участие в одной психологической игре и одномтренинговом занятии;
4. Одно родительскоесобрание «Формирование внутренней готовности учащихся к выбору профессии».
Для оценки изменений впрофессиональном самоопределении учащихся в конце апреля было проведеноповторное анкетирование, вопросы которого соответствовали первой анкете.
Анализ анкет показал, что17 учащихся из 20 имеют представления кем бы они хотели стать, что из себяпредставляет выбранная ими профессия, и в какое образовательное учреждение онибудут поступать, чтобы овладеть основами этой профессии.
Таким образом, можносделать вывод, что МУК №4 справляется с задачей содействия профессиональнойориентации учащихся 9 классов путем выявления интересов, склонностей учащихся,формирования у них представлений о мире профессий и характере труда длясобственной рефлексии согласно выбранной профессии.

Заключение
Подводя итог, можносказать, что целенаправленно простроить работу, помогающую формированиюготовности учащегося к осознанному выбору профессии, можно. Во главе такойсистемы должен находиться центр профориентации, который удобно располагать набазе межшкольных учебных комбинатов. Например, как это сделано в Советскомрайоне города Красноярска.
Такой центр располагает:
- Кадровымобеспечением (методисты, психологи, преподаватели трудового обучения);
- Методическимобеспечением (специальная литература, методики)
- Материально-техническойбазой (кабинет профориентации).
Работа центраорганизуется в соответствии с нормативными документами (Закон РФ «ОбОбразовании»; Концепция модернизации российского образования на период до2010 года; Концепция профильного обучения; Базисный учебный план РФ; Планпрофориентационной работы профцентра МОУ МУК №4; Положение о психологическойслужбе МОУ МУК № 4) и осуществляется планово, систематично.
Центр координирует работуответственных по профработе в школах района, которые в свою очередь тесносотрудничают с классными руководителями, а те с учащимися. Работа центра и школосуществляется двухсторонне. Центр не только руководит и координирует, но инапрямую работает с учащимися, которых направляют школы, предлагая следующиеуслуги (см. Приложение 2).
И только пройдя через этусистему, школьник сможет согласовать три составляющих выбора профессии: «хочу»,«могу» и «надо».

Библиографический список
1. Гриншлун С.С.и др. Проблемы профессиональногосамоопределения молодежи. – м., 1986.
2. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии — Мн.- 1998.
3. Закон РФ «Об образовании» 1992 г.
4. Инструктивное письмо Министерства просвещения СССРот 28.07.86. №70-М «О порядке и сроках введения обязательнойпрофессиональной подготовки школьников».
5. Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов –Ростов н / Д – 2005.
6. Коммунистическая партия советского союза в резолюциях ирешениях съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС том 12 Москва издательствополитической литературы 1986.
7. Концепция профильного обучения на старшей ступениобщеобразовательной школы. 2002 г.
8. Концепцией модернизации российскогообразования на период до 2010 г.
9. Коммунистическая партия советского союза в резолюциях ирешениях съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС том 13 Москва издательствополитической литературы 1987.
10. Коммунистическая партия советского союза в резолюциях ирешениях съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС том 14 Москва издательствополитической литературы 1987.
11. Методика формирования профессионального самоопределенияшкольников на различных возрастных этапах. Книга для учителя / под ред.Шуркиной А.Я., Чистяковой С.Н… – Кемерово, 1996.
12. Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессиональногои личностного самоопределения. Методическое пособие 2. – М.: Издательство «институтпрактической психологии». Воронеж: НПО «МО ДЕК», 1997 г.
13. Пряжников Н.С… Профессиональное и личностноесамоопределение личности. – М. – воронеж, 1996.– 256 с.
14. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. профессиональная ориентацияшкольников: организация и управление. – М., 1987

Приложение 1
1. Кем вы видитесебя в будущем?
2. Есть ли у васпредставления о своей будущей профессии? Из каких источников вы получалиинформацию?
3. Какими факторамивы руководствовались при выборе профессии:
~ уровеньзаработной платы
~ интерес(склонность)
~ престиж профессии
~ такая жепрофессия у близких и знакомых
~ собственныеспособности
~ советродственников, пример друзей
4. Повлияли ли наваш выбор родители, друзья СМИ и т.д.?
5. Знаете ли вы вкакой ВУЗ или учреждение средне-специального образования вам нужно поступить,чтобы освоить выбранную профессию?
6. Знаете ли выкакие вступительные экзамены требуются для поступления на вашу специальность?
7. Считаете ли вычто школьных знаний достаточно для поступления?
8. Посещаете ли выкакие либо подготовительные курсы?
9. Чувствуете ли высебя готовым к взрослой жизни?

Приложение 2
Перечень услугпрофориентационного центра:
1. Консультации длябудущих выпускников и студентов по вопросам самопрезентации при собеседовании.
2. Консультации длябудущих абитуриентов и родителей, ориентирующие в выборе факультета испециальности в высших и средних учебных заведениях Красноярска.
3. Консультации повыбору профессии для школьников, активизирующие план личностного ипрофессионального самоопределения.
4. Консультации длявзрослых по вопросам выбора новой профессии, переподготовки, профпригодности.
5. Проведениепсихологических исследований рабочего персонала или кандидатов на предметпрофпригодности (по запросу работодателей).
6. Проведениепрофориентационных игр для старшеклассников.
7. Проведениепрофориентационных игр способствующих осознанию роли тех или иных профессий вжизни людей, а также анализу собственной готовности учащихся к различнымпрофессиям.
8. Профориентационныйучебный курс «Девушка в условиях профессиональной карьеры». Данныйкурс направлен на оказание психологической помощи девушкам, решившим связатьсвой профессиональный путь с бизнесом, предпринимательством, управлениемучитывая полоролевые стереотипы общества.
9. Профориентационныйучебный курс «Профессия руководитель». Данный курс направлен наоказание помощи участникам в анализе собственных психологических ресурсовсопоставленных при этом с требованиями управленческих профессий.
10. Профориентационныйучебный курс «Введение в технологию выбора профессии».
11. Консультации дляродителей по вопросам профессионального самоопределения детей.
12. Консультации дляпрофориентаторов школ по вопросам проведения профориентационной работы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Знания, умения, навыки, необходимые современному руководителю
Реферат Poles And Italians In Detroit Essay Research
Реферат Законы организациии
Реферат Задача по Менеджменту
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины «Администрирование локальных сетей» Направление 010400. 62 «Прикладная математика и информатика»
Реферат Закупочно заготовительная логистика на производственном предприятии
Реферат Проектирование программного механизма четырёхступенчатого редуктора
Реферат Acid Rain Essay Research Paper My first
Реферат Ревизия денежных средств в кассе
Реферат Финансовые правоотношения 4
Реферат Беспокойства и страхи подростков как препятствия социализации
Реферат Изучение коммуникационных связей на Омской таможне
Реферат Изучение методов принятия управленческих решений для конкретной проблемы
Реферат Проверка расчетных, валютных и других счетов в банках, финансовых вложений и состояния забалансового учета при проведении аудита
Реферат Правовая информатика и ее место в правовой системе