Содержание
Введение
Глава1. Теоретические основы процедуры аккредитации образовательного учреждения.
1.1Целостность процедуры аккредитации образовательного учреждения
Выводыпо 1 главе
Глава2. Аккредитация образовательного учреждения МОУ СОШ № 1
2.1Анализ подготовки к процедуре аккредитации образовательного учреждения МОУ СОШ№ 1
Выводыпо 2 главе7
Заключение
Списоклитературы
Приложения
Введение
В настоящее времяобразовательные учреждения наделены достаточно большой степенью свободы исамостоятельности в своей образовательной деятельности. Существует большоеразнообразие форм и типов образовательных учреждений, которые различаются и повидам образовательных программ, и по качеству их реализации. Аккредитацияучреждения образования позволяет официально присвоить ему определенныйгосударственный статус, а также определить его тип, вид и категорию. Такимобразом, аккредитация является способом защиты участников образовательногопроцесса от недобросовестных образовательных учреждений, осуществляющихобразование не на должном уровне.
Государственнаяаккредитация образовательных учреждений позволяет выявить совокупностькомпонентов и структурных элементов системы воспитания, основанную на единствеи взаимодействии ее функциональных компонентов.
Анализ работ Дика Н.Ф., ШиндерИ. и других по аккредитации образовательного учреждения, показал, чтоаккредитация рассматривается как комплекс организационно-аналитическихмероприятий для подготовки и принятия управленческого решения об отнесенииобразовательного учреждения к определенному типу и виду. Она представляетучастникам образовательного процесса широкий спектр прав и полномочий и,следовательно, требует принятия взвешенного и обоснованного решения.
Объект исследования:процедура аккредитации образовательного учреждения
Цель работы: изучитьособенности процедуры аккредитации образовательного учреждения.
Для достижения поставленнойцели необходимо решить следующие задачи:
1.Провести анализнаучной и педагогической литературы по процедуре аккредитации образовательногоучреждения.
2. Провести анализподготовки школы к процедуре аккредитации образовательного учреждения.
Методы исследования:
методы теоретическогоисследования(работа с литературой, анализ, обобщение), методы эмпирическогоисследования(изучение документации школы по подготовке к аккредитации).
Практическая значимостьисследования:
Исследование можетпредставлять интерес для педагогов и директоров школ, а также студентовпедагогических учебных заведений.
Структура исследования:
Работа состоит извведения, 1-ой теоретической главы, 2 главы — практической, заключения, спискалитературы, представленного 14 источниками, 7 приложениями.
Глава 1. Теоретическиеосновы процедуры аккредитации образовательного учреждения
1.1 Целостностьпроцедуры аккредитации образовательного учреждения
Аккредитацияобразовательного учреждения – это процедура признания государством в лице егогосударственных органов управления образованием государственного статусаобразовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения,определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемыхобразовательных программ).
Образовательноеучреждение с момента государственной аккредитации, подтвержденнойсвидетельством о государственной аккредитации, имеет право на выдачу своим выпускникамдокумента государственного образца о соответствующем уровне образования и (или)квалификации (кроме учреждений, не выдающих документа об образовании), напользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.
Общеобразовательноеучреждение с момента государственной аккредитации приобретает также право навключение в схему централизованного государственного финансирования всоответствии с установленным видом-на пользование печатью с изображениемГосударственного герба Российской Федерации.
Законоб образовании гласит: «Государственная аккредитация проводится в отношенииобразовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольныхобразовательных учреждений), реализующих образовательные программы, к которымустановлены федеральные государственные образовательные стандарты илифедеральные государственные требования (за исключением основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования), образовательныепрограммы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами итребованиями, установленными в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящегоЗакона, и в отношении указанных образовательных программ.
Целямигосударственной аккредитации образовательного учреждения являются подтверждениесоответствия качества образования по образовательным программам, реализуемымобразовательным учреждением, федеральным государственным образовательнымстандартам или федеральным государственным требованиям и, если иное непредусмотрено статьей 12 настоящего Закона, установление его государственногостатуса.
Положениео государственной аккредитации образовательных учреждений, научных организацийутверждается Правительством Российской Федерации.
Государственнаяаккредитация образовательного учреждения или научной организации проводитсяаккредитационным органом — федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органомисполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданныеполномочия Российской Федерации в области образования.
Органисполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданныеполномочия Российской Федерации в области образования, при государственнойаккредитации образовательного учреждения, имеющего в своем составе филиалы,расположенные на территориях других субъектов Российской Федерации, организуетпроведение государственной аккредитации таких филиалов во взаимодействии ссоответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Припроведении государственной аккредитации основных общеобразовательных программ и(или) дополнительных профессиональных образовательных программ аккредитационныйорган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе вгосударственной аккредитации в отношении каждой заявленной для государственнойаккредитации образовательной программы».
КонституцияРоссийской Федерации в ст. 43 закрепляет право граждан на получение образованияи одновременно в ч. 1 ст. 44 — гарантии свободы преподавания и различных видовтворчества. При этом признание, соблюдение, защита прав и свобод человека игражданина являются, в соответствии с Конституцией Российской Федерации,обязанностью государства.
Темсамым в качестве одной из основных целей государственного управления в сфереобразования определяется гарантирование и защита права личности на образованиеи иных прав и свобод человека и гражданина в области образования.
Государственныегарантии в сфере образования заключаются, в том числе, и в установлениигосударственных требований к содержанию и качеству образования и проверкесоответствия деятельности образовательных учреждений этим требованиям.
Всовременной системе образования в мире, аккредитация рассматривается какосновное средство обеспечения необходимого качества образования. Этодостигается за счет введения соответствующих нормативных документов,определяющих требования к условиям образовательного процесса и содержаниюобразовательных, в частности профессиональных, программ и оценки соответствияобразовательного процесса в конкретном учебном заведении этим требованиям.
Выводы по главе 1
Изучив методическуюлитературу по теме нашей работы, мы пришли к выводу, что, аккредитация — этосистема контроля качества образования, которая позволяет учесть интересы всехзаинтересованных в развитии образования сторон и сочетает общественную игосударственную формы контроля. Основные цели аккредитации состоят в том,чтобы:
-обеспечить прогресс вобразовании за счет разработки критериев и принципов оценки эффективности образования;
-стимулировать развитиеобразовательных учреждений и совершенствование образовательных программ путемнепрерывного самообследования и планирования;
-гарантироватьобществу, что учебное заведение или конкретная образовательная программа имеют правильносформулированные цели и условия их достижения;
-обеспечить помощь встановлении и развитии школы и в реализации образовательных программ.
Аккредитацияпредставляет собой один из аспектов управления качеством, одновременно она естьпроцедура оценки качества, направленная на формальное одобрениеобразовательного учреждения (институциональная аккредитация) специальнымнеправительственным органом, состоящим из экспертов.
Глава 2.
аккредитацияобразовательный учреждение
2.1 Анализ аккредитацииобразовательного учреждения МОУ СОШ № 1
Современная практикаоценки качества образования предполагает значительное усиление ролисамообследования образовательных учреждений, результаты которогорассматриваются в качестве важного предварительного результата оценки качестваих деятельности. Отсюда необходимость дальнейшего развития практики публичнойотчетности о различных аспектах деятельности образовательных учреждений. Формы такойотчетности должны отражать:
· миссию,цели образовательного учреждения, в т.ч. по отношению к обеспечению качестваобразования и выполнению федеральных государственных образовательныхстандартов;
· структуруобразовательных программ, их содержание, длительность, требования к условиямдля их реализации;
· организациюсистемы обеспечения качества образования;
· составобучающихся их успеваемость, а также оценку обучающимися учебных программ;
· достижениявыпускников, их успешность на рынке труда и/или в дальнейшем продолженииобразования;
· основныефинансовые показатели деятельности образовательного учреждения, уровень егоресурсного обеспечения.
В перспективе оценкидеятельности образовательных учреждений необходимо развитие независимых(внешних) оценок — оценок, полученных в результате независимых отобразовательного учреждения и от системы образования в целом процедур,стандартизированных и универсальных. А сейчас актуально самообследованиеобразовательного учреждения. (Приложение № 1)
Процедурааккредитации включает следующие этапы:
— представление заявки на аккредитацию с приложением необходимых документов;
— анализ документов, представленных для аккредитации;
-проверкуи оценку заявителя на месте;
— анализ материалов, связанных с аккредитацией, и принятие решения об аккредитации;
— оформление, регистрацию и выдачу свидетельства об аккредитации (либомотивированного отказа в аккредитации);
— периодический контроль за деятельностью аккредитованной организации.
Каждыйпоследующий этап аккредитации проводится при положительном результатепредыдущего этапа. Все этапы, связанные с аккредитацией, должны бытьдокументированы.
Представлениезаявки на аккредитацию.
Заявитель,претендующий на аккредитацию в качестве органа оценки соответствия, подаетзаявку на аккредитацию в Центральный орган или Территориальный уполномоченныйорган, имеющий полномочия в заявляемой области аккредитации и расположенный,как правило, в территориальной близости от заявителя. Организации или ихподразделения, являющиеся территориальными уполномоченными органами, подаютзаявку на аккредитацию в качестве органа оценки соответствия только вЦентральный орган.
Взаявке на аккредитацию должны быть отражены:
— вид аккредитации (первичная, повторная, расширение области аккредитации);
— вид органа оценки соответствия;
— сведения о заявителе;
— заявляемая область аккредитации;
— осведомленность заявителя о процедуре аккредитации;
— готовность заявителя добровольно и в полной мере выполнять процедуруаккредитации, в том числе принять группу специалистов (экспертов) поаккредитации (комиссию) по проверке органа оценки соответствия, оплатитьрасходы, связанные с аккредитацией (независимо от результата аккредитации) ипоследующим периодическим контролем;
— подтверждение заявителем своего согласия добровольно выполнять требования,обусловленные аккредитацией, в том числе в отношении предоставленияинформационных услуг.
К заявке прилагаюткомплект документов, содержащий информацию, необходимую и достаточную дляоценки готовности органа оценки соответствия к аккредитации и возможностипроведения ее проверки и оценки.
Перечень документов,представленный образовательным учреждением МОУ СОШ № 1 для проведениягосударственной аккредитации:
— заявление опроведении государственной аккредитации, согласованное с учредителемобразовательного учреждения;
— выписка из решенияпедагогического совета образовательного учреждения о прохождениигосударственной аккредитации;
— копия уставаобразовательного учреждения заверенные образовательным учреждением (приложение№ 2);
— копия лицензии направо ведения образовательной деятельности образовательного учреждения(приложение № 3);
— копия свидетельства огосударственной аккредитации образовательного учреждения (приложение № 4);
— копия свидетельства овнесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (приложение № 5);
— копию свидетельства опостановке на учет учреждения в налоговом органе по месту нахождения натерритории Российской Федерации (ИНН) (приложение № 6);
-информационно-аналитическийпаспорт (приложение № 7);
-документ,подтверждающий уплату государственной пошлины (представляется после выходаприказа Департамента о государственной аккредитации при получении свидетельствао государственной аккредитации);
— опись представленныхдокументов.
Документыпредставлены в папке в твердом переплете, имеют сквозную нумерацию и переченьвключенных документов.
Орган,который будет проводить проверку и оценку, должен зарегистрировать заявку,рассмотреть ее и прилагаемые документы на соответствие их состава идостаточности установленным требованиям. В случае достаточности представленныхматериалов с заявителем заключается договор на проверку. При недостаточностипредставленных материалов процедура рассмотрения приостанавливается дополучения необходимых документов.
Анализдокументов, представляемых для аккредитации.
Анализосуществляет специалист (эксперт) по аккредитации, признанный компетентным вустановленном порядке.
Результатыанализа отражаются в заключении, которое должно содержать оценку соответствияорганизации критериям аккредитации. Заключение должно быть подписаноспециалистом (экспертом) по аккредитации.
Приотрицательных результатах анализа представленных документов принимается решениео приостановлении процедуры аккредитации, которое доводится до сведениязаявителя, который может доработать документы и представить их повторно.
Проверкаи оценка заявителя на месте.
Проверкуна месте осуществляет комиссия, назначаемая органом, который будет проводитьпроверку и оценку.
Составкомиссии по проверке и оценке заявителя на месте утверждается приказомруководителя Центрального органа или Территориального уполномоченного органа.
Всостав комиссии входят специалист (эксперт) по аккредитации и техническиеспециалисты.
Назначениетехнических специалистов, являющихся представителями Ростехнадзора, должно бытьсогласовано с техническими комиссиями или территориальными органамиРостехнадзора в письменной форме.
Дополнительныетребования к составу комиссии по проверке органов оценки соответствияустанавливаются Центральным органом.
Специалисты(эксперты) по аккредитации, проводящие анализ документов, и члены комиссии попроверке и оценке заявителя на месте:
должныиметь соответствующие знания для проведения компетентной и беспристрастнойоценки в той области, которая оценивается для получения аккредитации;
должныпоставить в известность проводящий проверку и оценку орган о наличиисуществующих, или ранее существовавших, или потенциально возможных связях иликонкуренции между ними или их организациями и заявителем;
недолжны консультировать представителей органа оценки соответствия, так как этоможет скомпрометировать процесс аккредитации.
Срокиплана проведения проверок, а также составы комиссий должны быть согласованы сзаявителями.
Аккредитационнаяэкспертиза проводится комиссией по аккредитационной экспертизе, созданнойаккредитационным органом.
Всостав комиссии включаются эксперты в области проведения государственнойаккредитации образовательных учреждений, научных организаций.
Экспертомявляется физическое лицо, которое обладает специальными знаниями в областипредмета аккредитационной экспертизы, имеет высшее профессиональное образованиеи стаж работы в сфере образовательной или управленческой деятельности не менеечем три года, отвечает квалификационным требованиям к экспертам, установленнымфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработкегосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфереобразования, и сведения о котором внесены в установленном порядке в реестрэкспертов.
Аккредитационныйорган осуществляет аттестацию экспертов и ведение на электронных носителяхреестра экспертов.
Порядокаттестации экспертов (в том числе порядок ведения реестра экспертов), отбораэкспертов для проведения аккредитационной экспертизы и привлечения их кпроведению аккредитационной экспертизы устанавливается федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственнойполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Припроведении аккредитационной экспертизы эксперт не может находиться в какой-либозависимости от лиц, заинтересованных в ее результатах.
Результатыаккредитационной экспертизы оформляются заключением комиссии поаккредитационной экспертизе.
Информацияо проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение комиссии поаккредитационной экспертизе, с указанием состава этой комиссии размещаетсяаккредитационным органом на своем официальном сайте в сети«Интернет».
Порядокпроведения аккредитационной экспертизы устанавливается положением, указанным впункте 4 настоящей статьи.
Заключениекомиссии по аккредитационной экспертизе рассматривается коллегиальным органомаккредитационного органа, принимающим по результатам такого рассмотрениярешение, имеющее рекомендательный характер для аккредитационного органа. Всостав коллегиального органа аккредитационного органа включаются представителифедеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,образовательных учреждений, научных организаций и осуществляющих деятельность вобласти образования общественных объединений и государственно-общественныхобъединений.
Комиссияоценивает все подразделения заявителя на соответствие критериям аккредитации,проверяет соответствие фактического состояния заявителя представленнымдокументам, его способность выполнять заявленные функции. Если заявитель имеетподразделения, находящиеся на другой территории, эти подразделения должныпройти проверку в полном объеме.
Припроведении проверки должны быть рассмотрены и оценены:
юридическийстатус, структура организации, функции структурных подразделений организации;административная подчиненность и финансовая деятельность (источникифинансирования), оценка независимости, беспристрастности;
компетентность,опыт работы в заявленной области [при необходимости копии документов,подтверждающих компетентность структурных подразделений заявителя илисубподрядной организации (свидетельства об аттестации, аккредитации,сертификаты и др.)];
кадровыйсостав, наличие и достаточность персонала с точки зрения квалификации и опытаработы в заявленной области;
наличие,полнота и актуальность фонда нормативных документов и документов,регламентирующих деятельность органа оценки соответствия;
техническаяоснащенность;
наличиеи достаточность помещений;
наличиедействующей системы качества;
оформлениерезультатов оценки соответствия.
Результатыпроверки комиссия представляет на заключительном совещании полномочномупредставителю заявителя.
Результатыпроверки отражаются в акте (формы актов приведены в соответствующих требованияхк органам оценки соответствия), который должен содержать оценку соответствиязаявителя критериям аккредитации. В графе «Проверяемые критерии» для различныхорганов оценки соответствия добавляются специфические требования.
Актпроверки должен быть подписан членами комиссии, в том числе обязательноспециалистом (экспертом) по аккредитации проверяющего органа, и полномочнымпредставителем заявителя. В акте проверки указывается один из трех вариантовзаключения комиссии: невозможность аккредитовать заявителя; возможностьаккредитовать заявителя после исправления замечаний; возможность аккредитоватьзаявителя. Акт проверки должен содержать комментарии относительнокомпетентности и соответствия, а также указывать на несоответствия, еслитаковые имеются, чтобы их можно было устранить для того, чтобы соответствоватьтребованиям для аккредитации.
Вактах проверок и наблюдений строка «Особое мнение» заполняется членом комиссиипо проверке в случае его особого мнения по любому из пунктов акта проверки.
Экземпляракта проверки должен быть направлен заявителю, который может представить своизамечания по указанному акту и в необходимых случаях сообщить о проведенныхкорректирующих мероприятиях по устранению выявленных несоответствий или опланировании корректирующих мероприятий в течение определенного срока.Заявитель должен разработать конкретные меры для устранения выявленныхнесоответствий.
Анализматериалов, связанных с аккредитацией, и принятие решения об аккредитации.
Орган,проводивший проверку, должен рассмотреть и провести анализ заявки, информации,полученной от заявителя и собранной при анализе и проверке представленныхдокументов, акта проверки, документов, подтверждающих выполнение корректирующихмероприятий по устранению выявленных несоответствий (при их наличии) и другойинформации, полученной в связи с аккредитацией. Целью этого рассмотренияявляется оценка соответствия заявителя критериям аккредитации.
Еслипроверка и оценка проводились Территориальным уполномоченным органом, онсоставляет заключительный отчет и проект свидетельства об аккредитации ипередает эти документы вместе с актом проверки в Центральный орган, которыйнаправляет их в Комиссию по аккредитации.
Вслучае проведения проверки и оценки Центральным органом в Комиссию поаккредитации передаются проект свидетельства об аккредитации, акт проверки исведения о выполнении заявителем корректирующих мероприятий с приложениемподтверждающих документов.
Принятиерешения об аккредитации или об отказе в ней осуществляется на заседанииКомиссии по аккредитации.
Оформлениеи выдача свидетельства об аккредитации.
Центральныйорган оформляет свидетельство об аккредитации с указанием в нем областиаккредитации (формы свидетельств об аккредитации приведены в соответствующихтребованиях к органам оценки соответствия) после получения положительногорешения Комиссии по аккредитации.
Выдаетоформленное свидетельство об аккредитации прошедшему аккредитацию заявителю тоторган, который проводил проверку и оценку. В свидетельстве об аккредитацииустанавливается срок действия аккредитации не более пяти лет.
Орган,который выдает свидетельство об аккредитации, и орган оценки соответствияподписывают договор, определяющий их взаимоотношения на период действиясвидетельства об аккредитации.
Вслучае отказа в аккредитации, Центральный орган по согласованию с Комиссией поаккредитации направляет заявителю письмо с мотивированным отказом.
Принятиеаккредитационным органом решения о государственной аккредитацииобразовательного учреждения или научной организации осуществляется в срок, непревышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственнойаккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условиисоответствия таких заявления и документов требованиям, установленным настоящимЗаконом и указанным в пункте 4 настоящей статьи положением.
Свидетельствоо государственной аккредитации подтверждает право образовательного учрежденияили научной организации на выдачу в установленном порядке документовгосударственного образца об уровне образования и (или) квалификации поаккредитованным образовательным программам.
Вслучае, если требуется изменение наименования образовательного учреждения дляприведения в соответствие с его государственным статусом, установленным пригосударственной аккредитации такого образовательного учреждения, ему выдаетсявременное свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которогосоставляет один год. Свидетельство о государственной аккредитации выдаетсятакому образовательному учреждению на основании его заявления и документов,подтверждающих приведение его наименования в соответствие с установленнымгосударственным статусом.
Выводыпо главе 2
Изучив документацию,подготовленную для аккредитации МОУ СОШ № 1 г. Владимира, мы пришли к выводу, что школой уделяется серьезное внимание подготовке к процедуре аккредитации.Перечень документов, подготовленных к аккредитации МОУ СОШ № 1, соответствуеткритериям этой процедуры. МОУ СОШ № 1 подготовила комплект документов,содержащий информацию, необходимую и достаточную для оценки готовности органаоценки соответствия к аккредитации и возможности проведения ее проверки иоценки.
Заключение
Изучивметодическую литературу по теме нашей работы, мы пришли к выводу, что,аккредитация — это система контроля качества образования, которая позволяетучесть интересы всех заинтересованных в развитии образования сторон и сочетаетобщественную и государственную формы контроля. Под аккредитациейобразовательного учреждения понимается процедура признания государством в лице егогосударственных органов управлением образованием государственного статусаобразовательного учреждения (типа, вида, категории, определяемых в соответствиис уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ). Аккредитацияобразовательного учреждения проводится по итогам его аттестации.
Внашей работе мы провели изучение документации, подготовленной образовательнымучреждением для аккредитации, которая содержит информацию, необходимую идостаточную для оценки готовности органа оценки соответствия к аккредитации ивозможности проведения ее проверки и оценки.
Впериод реализации национального проекта «Образование» проблемыпроцесса лицензирования, аккредитации общеобразовательного учреждения являютсяприоритетными для руководителя школы. Процедура аккредитации образовательногоучреждения является современными государственно-общественными формамипроведения контроля качества образования, регламентирующими деятельностьучебного заведения.
Списоклитературы
1. Законоб образовании от 28.12.2010 N 428-ФЗ, от 29.12.2010 N 439-ФЗ,
статья 33.2. государственнаяаккредитация образовательных учреждений, научных организаций.
2. Дик,Н. Ф. Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения:кн. соврем. рук. / Н. Ф. Дик. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс,2007
3. ШиндерИ. Порядок проведения государственной аккредитации // Бюджетные учрежденияобразования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. № 1. С. 15-18.
4. Педагогика.Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А.Сластенин., И.В. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. -3-е изд. – М.: Школа –Пресс, 2000;
5. СергееваВ.П. Управление образовательными системами. Программно-методическое пособие. –М., 2001.
Интернет-ресурсы:
6. http://www.mosobrazovanie.ru/accreditation.html
7. http://www.center-laa.ru/?type=555&cat=25
8. http://obrnadzor.gov.ru/ru/activity/main_directions/accreditation/
9. http://inpravo.ru/baza1/art9m/nm-1izfk2.htm
10. http://www.lexed.ru/pravo/theory/yagofarov2005/?922.html
11. http://minobrazrm.e-mordovia.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=126
12. http://www.urist-licenziya.ru/2010-06-03-04-54-06.html
13. http://www.gazeta.ru/education/2010/02/01_n_3318798.shtml
14. http://pgu.spb.ru/services/element.php?ID=4340