План 1 Введение 2 Понятие нормативно правовых актов 3 Понятие и виды Законов РФ 4 Подзаконные юридические нормативные акты 5 Порядок вступления законов и подзаконных актов в силу Введение На мой взгляд вопрос «Нормативно правовые акты в РФ» является самым интересным из представленных на рассмотрение.
Именно поэтому я решил пойти по пути рассмотрения данного вопроса и взять его в качестве основополагающего в теме моей курсовой работы. Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы
правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных пра¬вовых актов и т.д. Настает черед и теме о форме права, т. е. о том, как, в каком реальном, практически воспринимаемом обличье мы можем право наблюдать, изучать, применять, использовать. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных пра¬вовых актов и т.д.
Где действительно находятся со всеми прису¬щими характеристиками, и прежде всего формальной определенностью, те правила поведения, которые составляют содержание права? Как это складывалось исторически и как могучая логика теории права выделила из всего многообразия и многотысячелетнего развития права различные виды формальной определенности права, и закрепила в понятном аппарате юридического сознания? Именно эти вопросы и состав¬ляют сердцевину вопроса о форме права.
Процесс появления первичных юридических письменных ис¬точников (отдельных законов, кодексов, иных актов), имевших своим назначением регулирование складывающихся но¬вых общественных отношений возникает очень давно. Тогда же под¬черкивалась объективная нужда раннеклассовых государств в новых формах системы социального регули¬рования. Упорядочить, закрепить социальные отношения во вновь возни¬кающих государственно организованных обществах можно было только с помощью четких, формально установленных, признанных правил пове¬дения,
охватывающих не единичные, а типичные, многократно повторяю¬щиеся явления и процессы в трудовой, бытовой, иной социально-эконо¬мической сфере обществ. Была раскрыта и спе¬цифика этих правил, их отличие от социальных норм первобытного об¬щества, в том числе обеспечение их обязательности, возможностью госу¬дарственного принуждения. Необходимо обратить внимание, что в теории права категория «формальная определенность» употребляется в двух смыслах и характе¬ризует право двояко.
Во-первых, эта категория употребляется как четкая характеристика правила поведения, меру свободы. Во-вторых, как формальное выражение, закрепление различных правил поведения в актах государственных орга¬нов, решениях судов, международных договорах и иных формах. И именно в этом втором смысле категория «формальная опреде¬ленность» приводит к формулированию понятия форма права. Таким образом, под - формой права понимается объективиро¬ванное закрепление и проявление
содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных источниках. Но прежде чем рассмотреть эти акты, решения, договоры и иные источники права, я хотел бы дать небольшой экскурс в историю и осветить вопрос «Как вообще возникало право» Право как особый регулятор общественных отношений возникает вместе с государством. В доклассовом обществе действовали, конечно определенные регуляторы взаимоотношений членов перво¬бытнообщинного
строя. Эти регуляторы представляли собой обычаи, являвшиеся одновременно и правилами общежития и предписаниям религиозного культа. Они обеспечивались не государственным принуждением, ибо тогда не было государства, а силой привычки, традиций, авторитетом, которыми пользовались старейши¬ны рода, военачальники и т. д. Итак , первоначально право складывалось путем перерастания обычаев в правовые обычаи. Они стали записывать и объединяться в особые списки.
В результате этого появляется обычное право. Однако надо обратить внимание и на следующее. Действительно, на протяжении длительной истории существования права как социального института развивались и изменялись взгляды на форму права. И связано это было с разными условиями и потребностями того или иного этапа общественного развития, прежде всего в Европе. Уже юристы Древнего Рима выделяли в праве всех народов нечто общее, присущее всем системам,
и особенное, те черты права, которые были характерны для отдельных государств и правовых систем. «Все народы писал Гай которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим для всех людей». А в XIII веке Фомой Аквинским была предложена концепция, о двух формах существования права: в виде боже¬ственного закона, закреплявшего гуманистические и нравственные начала появления, и существования человечества,
и в форме законов, идущих от власти государства, от человека. В скоре были сформированы естественно-правовые идеалы (право на жизнь, на свободу, на безопасность, на собственность и др.) В XX веке естественно-правовая доктрина приобрела форму кон¬цепции о правах и свободах человека, причем набор этих прав и свобод стал общепризнанным и четко определенным. И самое главное - эти права и свободы перестали быть некими ре¬зультатами умственных усилий тех или
иных юристов и философов, а при¬обрели юридически законченную форму. Они вошли в четко очерченных формулировках в международные декларации, конституции, иные акты. Особенно значимым является закрепление прав и свобод человека, составляющих ядро в основополагающих разделах конституций. Таким образом, в XX веке по критерию формы права исчезает раз¬ница между естественно-правовыми положениями, вытекающими из са¬мого существования человека (его основными правами и свободами),
и другими правовыми положениями. Форма становится единой для всех сфер права - закрепление получают все правила поведения в актах и иных источниках. Некоторые ученые полагают, что в этой связи надо говорить о двух формах права - внешней и внутренней. По их мнению, внешняя форма - это закрепленные в актах и иных источниках объективированные правила поведения, а внутренняя - эта та самая формальная определенная которая четко закрепляет меру свободы, границы, масштаб поведения в конкретной норме, устанавливает
ее иерархию в системе права, отражает иные аспекты устройства права как системы. Наконец, об источниках права. Это понятие получило широкое рас¬пространение в XIX веке, стало предметом исследования в отечественной теории государства и права. Выделяется два главных способа образования норм права. Первый проистекал из решающего участия государства в создании правовой нормы.
Это был наиболее распространенный способ. Прямое предписание, власти устанавливало законы, обязательные для всех членов общества. Но некоторые нормы могут возникать и без непосредственного участия законодателя - они складываются в виде обычая и уже затем утвержда¬ются законодателем. Эти две формы права - закон и правовой обычай - и называли в XIX веке источниками права. В этом смысле источник права, - это тот определенным образом формализованный
акт, откуда, собственно, и чер¬паются, проистекают сведения о правиле поведения. Однако высказывались и иные взгляды на источник права. Под источником права предлагалось понимать силы, причины, образующие право, но вовсе не те причины, которые так или иначе влияют на содержание правовых норм, а только те причины или силы, которые сообщают тем или другим правилам значение правовых норм, т. е. обусловливают, обеспечивают их обязательность.
Под правовым обычаем следует понимать нормы, которые сложились в обществе независимо от государ¬ственной власти и приобрели в общества обязательное значение для всех членов общества. Действие обычного права начинается там, где молчит закон. Обычное право не должно противоречить закону. В российском праве применение обычая как способа регулирования общественных отношений занимает незначительное место.
Можно даже сказать, что обычай в качестве источника права действует лишь в порядке исключения и только в тех случаях, когда возможность его применения оговаривается дейст¬вующим законодательством. Например, суды в дореволюционной России за недостат¬ком закона вправе были обращаться к обычному праву (в делах торговых и др.). Не мало важную роль в понятии «нормы права» занимает судебный прецедент. Он имеет значение источника права в том случае, когда признается, что судебное решение, вынесенное
по конкретному делу, может стать правилом для разрешения подоб¬ных случаев на будущее. В этом случае судебное решение по су¬ществу становится нормой права и на него будут ссылаться как на общеобязательное правило. Особенное распространение судеб¬ный прецедент получил в Великобритании. В нашей стране иной подход к судебной практике, к судебным решениям, который можно выразить следующей формулой: задача судов состоит не в создании, а в применении норм действующего права.
Не имеет у нас распространения и правовой обычай, хотя он и не отрицается. Так, ст. 5 Гражданского кодекса РФ (часть первая) закрепляет положения об обычаях делового оборота, то есть сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законода¬тельством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком- либо документе. В некоторых странах источником права служат религиозные постулаты и воззрения.
Например, мусульманское право представляет одну из сторон религии ислама. В основе мусульманского права лежат такие источники, как священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Мухаммеду, Супца - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказы¬ваний Мухаммеда, и др. В Российской Федерации источниками права признаются до¬говоры нормативного содержания,
среди которых важное место занимают международные договоры. Международный договор - это определенно выраженное со¬глашение между двумя или несколькими государствами относи¬тельно установления, изменения или прекращения их прав и обязанностей. Договоры могут быть нормоустанавливающими (например, Договор о нераспространении ядерного оружия, До¬говор по космосу) или учредительными (например,
Договор о Содружестве Независимых Государств). Нормоустанавливающее значение имеет включенный в Кон¬ституцию Российской Федерации Федеративный договор. Он был подписан 31 марта 1992 г. полномочными представителями Рос¬сийской Федерации и ее субъектов - республик в составе России, автономной области, автономных округов, краев, областей, горо¬дов
Москвы и Санкт-Петербурга. Этим договором были разгра¬ничены предметы ведения и полномочия федерации в целом и ее субъектов. Тем самым был сделан шаг от фактически унитарного государства к федерации. Источниками права могут являться различные соглашения как разновидности договора. В Российской Федерации в современных условиях значительно возрастает роль соглашений в регламента¬ции различных сторон общественной и государственной жизни.
Так, многие сферы отношений между краями, областями и входящими в них автономиями регулируются именно соглашениями. Известны соглашения и между государственными органами Федерации и ее субъектов. Например, в соответствии с Законом Правительство Российской Федерации вправе передавать на ос¬новании соглашений администрации автономной области, авто¬номных округов, краев, областей, городов
Москвы и Санкт-Петербурга осуществление части своих полномочий. На основании соглашений возможно и обратное перераспределение полномо¬чий. Договоры устанавливают нормы права и в российском трудо¬вом праве. Так, нормоустанавливающее значение имеет коллек¬тивный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, соци¬ально-экономические и профессиональные отношения между ра¬ботодателем и работниками на предприятии,
в учреждении, ор¬ганизации (ст. 2 Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях"). В коллективный договор могут вклю¬чаться взаимные обязательства работодателя и работников по таким вопросам, как механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, перечисленных в договоре, а также по вопросам занятости, пере¬обучения, условий высвобождения работников,
соблюдения их интересов при приватизации предприятий и ведомственного жилья. Условия коллективных договоров, заключенных в соответ¬ствии с законодательством, являются обязательными для пред¬приятий, на которые они распространяются. Иными словами, коллективный договор представляет собой специфическую ло¬кальную правовую норму. Понятие источник права имеет и информационное значе¬ние - определяет, куда надо «посмотреть» для того
чтобы найти необходи¬мое правило поведения, руководствоваться им, применять его и т. д. 1 Понятие нормативно правовых актов Рассмотрение источников права я начну с нормативно-правового акта. Это действительно наиболее распространенный в настоящее время вид источника, который содержит нормы (правила поведения), установленные или признанные государ¬ством, обеспеченные возможностью государственного принуждения. Следует обратить внимание, что понятие акт вообще-то употреб¬ляется в теории права в двояком
смысле. Один - это акт как действие, второй - это акт как материальный (письменный, электронный) носитель информации, как документ. Именно в последнем смысле и обозначается нормативно-правовой акт как источник права. Такая форма права, как нормативно-правовой акт, порождает и множество актуальных научных проблем, одни из которых ре¬шены в теории права, а другие находятся в стадии обсуждения. Прежде всего, это проблема структуры нормативно-правового акта и ее соотношения со структурой самого
права. Нормативно-правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют его относить к соответствующему виду, например, различать закон это или постановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан и т. д. Официальные реквизиты представляют собой сведения о должностном лице подписавшим акт, заголовок, вид акта, номер акта и дату принятия. (Например Постановление
Верховного Совета РСФСР «О Концепции Судебной Реформы» от 24 октября 1991 года №44 Или Федеральный закон «О Введении в действие Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации» Принят Государственной Думой 5 апреля 1995 года Опубликован в Российской газете 1995, 16мая). Также нормативно правовой акт имеет «преамбулу»- предисловие- вводная
или вступительная часть. В которой обычно излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания соответствующего акта. Преамбула содержит «нормы-цели» и «нормы-принципы», которые не обладают непосредственной юридической силой, но могут учитываться при толковании других положений акта. В частности в Конституции РФ написано « Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и
согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, возрождая суверенную государственность России, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколением, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ» это и является преамбулой. Но нормативно-правовой акт имеет и внутреннюю структуру: деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т. п. Такое строение нормативно-правового акта - результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой удобству пользования им. В других же отраслях права мы находим различные способы изло¬жения правовых норм в статьях
нормативно-правового акта - от полного соответствия до изложения нормы права в разных статьях, а то и вообще в разных нормативно-правовых актах. Следующий вопрос - это вопрос о юридической силе нормативно- правового акта или, иначе, о его месте в иерархии нормативных актов. Понятие «юридическая сила» как и многие иные выражения, юридической науки, заимствованы из других областей знания и наполнены специфическим юридическим содержанием.
Так вот и физическое понятие «сила» в юридическом смысле означает обязатель¬ное соответствие акта, принятого нижестоящим государственным органом, акту, принятому вышестоящим государственным органом, или соответ¬ствие акта, принятого субъектом федерации, акту, принятому на феде¬ральном уровне. И в этой связи неверными являются положения некоторых Консти¬туций субъектов Российской Федерации, устанавливающие, например, приоритет республиканских законов
над федеральными, особенно в бюд¬жетной и иных сферах. Разумеется, «война законов», которая возникает в подобных случаях, отражает борьбу федеральных и местных политических элит, общегосу¬дарственных и местных интересов. Но в правовом плане никакой войны законов не должно быть, вопрос решается однозначно в пользу феде¬ральных приоритетов, конечно же, с учетом и обеспеченностью местных интересов.
Разрушение иерархии законов может вести к разрушению госу¬дарства, его федеративных основ. Но это уже иная тема, которая рас¬сматривалась в предыдущей книге, в теории государства. Высшую юридическую силу имеет конституция, которую именуют по этому критерию Основным законом. Иная юридическая сила у обычных законов, федеральных законов, иная - у постановлений Правительства и т. д. Но это не значит, что как то нормативно-правовые акты полностью или частично являются
менее обязательными или менее «влиятель¬ными». Нет, это означает лишь требование соблюдать принцип «подзаконности», «соответствия» в построении системы нормативно-правовых актов, в иерархии актов. Разумеется, реализация и обеспечение этой иерархии, этого соот¬ветствия большая и трудная практическая задача, которая решается как самими государственными органами, так и специальными механизмами проверки «соответствия» (Конституционным судом, иными судебными органами, прокуратурой и т. п.).
Таким образом, юридическая сила акта - это его место в иерархии нормативно-правовых актов, соответствие, соподчиненность актов, приня¬тых нижестоящим органом, вышестоящим актам. Но следует учитывать, что понятие «юридическая сила» иногда используется в ином смысле - как юридическое значение документа, как определение новых видов документов. Говорится, например, о юридической силе документов на машинных носителях (магнитных лентах, дисках)
наряду с юридической силой обычных, письменных документов. Это иное, весьма условное упо¬требление понятия «юридическая сила». В этой связи устанавливаются и правила обработки, хранения до¬кументов на ЭВМ. И тогда отсутствие определенных реквизитов, формата, позволяющих обрабатывать для целей учета, использования документ, делают его юридически ничтожным, лишают «юридической силы», т. е. юридического
значения. Еще один немаловажный вопрос связанный с определением нормативно правового акта. Почему нормативно-правовой, а не просто нормативный акт? Здесь существует весьма тонкое различие, которое и выделяет теория права. Дело в том, что наряду с нормами права (социальными правилами поведения), которые воплощает, содержит нормативно-правовой акт, су¬ществуют и нормы, не имеющие правового характера и зна¬чения, однако они
также воплощены, закреплены в письменной и иной документальной форме. Например, в инструкциях, в которых определяются правила обращения с электротехникой, с бытовыми приборами (утюгом, электроплитой и т. д.). Эти акты также являются нормативными, но не правовыми, они содержат технические, но не правовые нормы. Существуют и смешанные акты, например, государственные стандарты. В них, с одной стороны, содержатся определенные технические требования к качеству продукции, с другой
- устанавливается, что нарушение этих требований строго запрещается, влечет ответственность по закону. Иногда в юридической литературе, вместо словосочетания «нормативно-правовой акт» употребляется все же понятие нормативный акт, хотя, оно имеет в точном смысле иное содержание. Следует также отметить, что нельзя нормативно-правовой акт обозначать просто как правовой акт. И здесь существует тонкое различие, исключительно важное для юридической практики.
Это различие становится понятным из такого примера. Правовым будет являться акт, содержащий как правовые нормы (правила поведения), так, например, и указание о применении мер ответственности к конкретному адресату этих правил, если он их нарушил. Например, приказ руководителя учреждения о наложении дисциплинарного взыскания на нарушителя установленных в этом учреждении правил внутреннего трудового распорядка (за опоздание на работу, прогул, другие нарушения
трудовой дисциплины) является правовым актом, так как имеет правовое значение - Этот приказ является правовым, но не содержащим нормы права, актом. Этот второй вид правового акта обозначается как правоприменительный, а не как право содержащий. Он также правовой, но не нормативно-правовой акт. Поскольку сохраняется практическая потребность учитывать реальное различие между право, содержащими
и право применяющими, право, реализующими актами, постольку для рассматриваемого источника права сохраняется необходимость его обозначения как нормативно-правового акта. Понятие нормативно-правовой акт как - источник права охватывает все великое многообразие правовых норм, регулирующих много¬образные и бесчисленные - социальные связи в обществе. Теоретикам права пришлось немало потрудиться, чтобы классифицировать норматив¬но-правовые акты, найти
четкие критерии этой классификации, сделать ее удобной для научного и, главное, практического употребления. Итак Нормативно правовой акт - властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Он является основным источником права в РФ и европейских государствах. Нормативно правовые акты образуют стройную систему, основанную на их юридической силе. Можно определить наиболее важные критерии, по которым непо¬средственно или по их сочетанию
выделяются виды нормативно-правовых актов. Это следующие критерии: содержание нормативно-правового акта, процедура его принятия, орган, принимающий акт, круг лиц, на которых распространяется его действие, пространство и время, которые охватываются действием акта, утрата юридического значения, внутренняя структура, организационные этапы и ряд других критериев. По содержанию, органу и процедуре принятия выделяется, прежде всего, такой вид нормативно-правового
акта, как закон. 2 Понятие и виды законов РФ Закон - это нормативно-правовой акт, который принимается с соблюдением правил по установленной процедуре в соответствии с компетенцией законодательным органом власти (парламентом, конгрессом, верховным советом, собрани¬ем и т. д.). Законы могут приниматься и на референдумах - в ходе спе¬циальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления насе¬ления по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни.
По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения. Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячеле¬тий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. По¬этому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном - опять же, как синоним всех источников права, в формальном - как акт, принятый в соответствии
с установленной процедурой законодательным органом. Смешение этих значений может приводить к негативным послед¬ствиям. Такое произошло, к сожалению, в Конституции Российской Феде¬рации 1993 года. Во всех современных конституциях закрепляется прин¬цип независимости судей. Это фиксируется в формуле «судьи независимы и подчиняются только закону».
В данном контексте понятие закон употребляется в широком смысле, как синоним права, как защита от вмешательства других ветвей власти в су¬дебную деятельность, прежде всего, «от телефонного права». Кроме того, этой формулой утверждается принцип законности в судебной деятельности. Однако в п.1 статьи 120 Конституции РФ эту формулу слегка под¬правили, подчеркивая значение Конституции. Она гласит так: «судьи независимы и подчиняются только
Конституции Российской Федерации и феде¬ральному закону». Иными словами, понятие «закон» здесь употребляется в узком смысле, как акт, принятый федеральным законодательным орга¬ном. Но тогда возникает вопрос - а почему судья не должен подчиняться закону, принятому субъектом федерации, иным источникам права? Сме¬шение двух значений понятия «закон» привело к серьезной принципи¬альной ошибке в важнейшем виде закона - в Конституции Российской
Федерации. Закону посвящались, и посвящаются многие научные труды, из¬вестны классические и метафорические определения закона как в узком, так и широком смысле, даже пословицы. Вот, например, как определяют закон юристы Древнего Рима: Папиниан - закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неве¬дению, общее (для всех граждан) обещание государства;
Цельс - права не устанавливаются, исходя из того, что может произойти в единичном случае; Гай - все народы, которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью пра¬вом, общим для всех людей. Наиболее красочное определение закона в древности дал Хризипп: закон есть царь всех божеств и человеческих дел; он должен быть началь¬ником добрых и злых; вождем и руководителем существ, живущих в госу¬дарстве; мерилом справедливого и несправедливого которое
приказы¬вает делать то, что должно быть, делаемо, и запрещать делать то, что не должно быть делаемо. Такая оценка закона в жизни общества породила и знаменитое утверждение: пусть торжествует закон (юстиция), если даже погибнет мир. И также - «закон строг, но он закон». Так исходя из этого я попытаюсь дать определение что же такое закон . На мой взгляд Закон - это нормативный юридический акт высшего государственного (представительного)
органа или непо¬средственно народа, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы страны. Закон как любой нормативно правовой акт обладает некими признаками: Во-первых, закон - юридический акт, притом акт-до¬кумент, в котором фиксируются правотворческие дейст¬вия по введению в правовую систему юридических норм, по их отмене или изменению; закон - всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридичес¬кие нормы или их изменения, закон - источник права;
во-вторых, закон - акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, представительного высшего органа страны - в России Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственно народа (при принятии за¬кона в порядке референдума), т.е. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета; в-третьих, закон - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. акт самого высокого юридического "ранга"; ему, в принципе, "все под силу"
, все иные акты "ниже" закона, находятся "под" законом, должны соот¬ветствовать закону, ни в чем ему не противоречить; в-четвертых, закон - нормативный акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона юридическое регулирова¬ние по данным вопросам "начинается".
Рассматривая закон как нормативный юридический акт - источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов: во-первых, от индивидуальных актов, т.е. актов, содер¬жащих индивидуальные предписания по конкретным, "ра¬зовым" вопросам, например, назначение на должность, поручение передать имущество (такие индивидуальные предписания иногда встречаются в законах, посвященных, скажем, приватизации, управленческим вопросам); во-вторых, от интерпритирующих актов, актов толко¬вания, т.е. актов, в которых
дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наиме¬нования, например, "постановление", "разъяснение"). Законы в демократическом государстве должны зани¬мать первое место среди всех источников права, быть ос¬новой всей правовой системы, основой законности, креп¬кого правопорядка. «Законодательство - это вся совокупность законов, действующих в стране.» Необходимо, однако, иметь в виду, что в некоторых формулировках
нормативных актов под термином "законодательство" понимаются не только законы, но и другие нормативные документы, содержащие первичные право¬вые нормы (например, нормативные указы Президента РФ, нормативные постановления Правительства). В настоящее время нормативные указы Президента, (а также постановления Правительства), принятые по вопро¬сам, относящимся к законодательной области, имеют со¬ответствующую,
близкую к закону, юридическую силу до принятия и вступления в силу закона по данному вопросу. В части первой ГК РФ прямо записано: "В случае проти¬воречия указа Президента Российской Федерации или По¬становления Правительства Российской Федерации насто¬ящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон" (п. 5 ст. 3).
Законодательство имеет свою четкую систему, классификацию законов Законы подразделяются на: а) конституцию, конститу¬ционные (органические); б) обыкновенные. К числу конституционных законов относятся прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г. назва¬но четырнадцать таких конституционных законов.
Примером пос¬ледних могут быть законы о Правительстве Российской Федера¬ции (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъ¬екта Российской Федерации (ст. 137 Конституции РФ). Для кон¬ституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в
Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст.108 Конституции РФ). Обыкновенные законы - это акты текущего законода¬тельства, посвященные различным сторонам экономичес¬кой, политической, социальной, духовной жизни общест¬ва. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным законам. Этим и обес¬печивается единство всей законодательной системы и
последовательное проведение в ней тех основополагающие политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах. Главная задача особого органа правосудия - Конституционного Суда - и состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, иных нормативных - юридических актов и тем самым осущест¬вление во всех актах конституционных начал. законов Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодифи¬кационные
и текущие. К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы - это федеральный закон, который устанавли¬вает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс - это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных от¬ношений.
Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной от¬расли права (например, Уголовный кодекс, Гражданский процессу¬альный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях). В федеративном государстве, каким является Россия, разли¬чаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. Так, кроме федерального Закона "О языках народов
РСФСР" в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящих в Российскую Федерацию, приняты свои законы о языках. Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон. Конституция как основополагающий учредительный юридический
акт страны - это основной, "заглавный" закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государст¬венного строя, права и свободы граждан, форму правле¬ния и государственного устройства, систему правосудия и др. В Российской Федерации в настоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г.
Конституция Российской Федерации, кроме краткой пре¬амбулы, содержит основной, первый, раздел из девяти глав: 1. Основы конституционного строя. 2. Права и свободы человека, и гражданина 3. Федеративное устройство.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |