Федеральное агентство пообразованию
ГОУ СПОТюменский педагогический колледж №1
ПЦКМатематики и Информатики
Курсоваяработа
Путиповышения эффективности и качества уроков математики в средней школеКурсовая работа
По специальности Математика
Студентки 316м группы
Школьного отделения Лыловой Е.А
Научный руководитель Захарова Татьяна
ВладимировнаТюмень 2008
СодержаниеВведение
Глава 1. Урок как основная форма организации обучения
1.1 Структура урока иего типы
1.2 Формы организацииурока
1.3 Требования ксовременному уроку
Глава 2. Пути повышения эффективности и качества уроковматематики
2.1 Организация самостоятельной работы учащихся на уроке
2.2 Использование различных технологий организации обучения
2.3 Проведение уроков в нестандартной форме Заключение
Список литературы
Введение
В основахзаконодательства России о народном образовании указывается, что урок являетсяосновной формой организации учебно-воспитательного процесса. В основныхнаправлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы ставятсязадачи повышения качества обучения, воспитания учащихся общеобразовательныхшкол и подготовки их к труду. Урок сохраняет ведущее значение в современныхусловиях совершенствования обучения.
Сейчас вопрос о повышенииэффективности и качества уроков становиться еще более актуальным. В практикеобучения математике накопился положительный опыт организации учебной работы иповышения ее качества. В настоящее время появились различные пути повышения эффективностии качества уроков такие, как, нестандартные уроки, применение различныхтехнологий обучения, организация самостоятельных работ учащихся на уроке и другиепути.
Урок как организационнаяформа обучения обеспечивает возможность достижения высокого качества усвоениязнаний. Поэтому становится важным повышать эффективность и качества уроковматематики.
Поэтому были поставлены такиецели и задачи, решение которых поможет лучше выделить главные аспекты
Цель:выявить пути повышения эффективности и качества уроков математики в основнойшколе
Объект исследования:процесс организации обучения в основной школе
Предмет исследования: Пути повышения эффективности и качества уроковматематики в основной школе
Задачи:
1.Изучить ипроанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по темеисследования
2.Рассмотреть формыорганизации обучения в основной школе.
3.Выделить типологиюуроков (стандартные и не стандартные)
4.Раскрыть пути повышениякачества уроков математики в основной школе.
Глава 1.Урок как основная форма организации обучения
1.1Структура урока и его типы
Более илименее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системеобучения — это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, « урок – этосолнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебныхзанятий».
До настоящего времени впедагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок –это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания иразвития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей иучащихся в определенный отрезок времени. Урок – это форма организации обучения с группой учащихсяодного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единойдля всех программой обучения. (Скаткин. М.Н). Рождение любого урока начинаетсяс осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чегоучитель хочет добиться; затем установление средства – что поможет учителю вдостижении цели, а уж затем определение способа – как учитель будетдействовать, чтобы цель была достигнута.
Под структурой урокапонимается соотношение и последовательность проведения частей, моментов, этаповурока, способствующих выполнению учебных задач. В теории и практике обучения взависимости от типов учебного занятия сложилась его определенная структура.Общими элементами являются: организация начала урока, проверка усвоенияизученного материала, подготовительная работа к изучению нового, постановкацелей и задач урока, объяснение нового материала, закрепление, повторение,подведение итогов урока, учебное домашнее задание.
Каждый из этихструктурных элементов урока преследует свои задачи.
Организация началаурока занимаетобычно от одной до нескольких минут и проводится как его самостоятельная часть.В других частях урока организация учебной деятельности является сопровождающейстороной и заключается в соблюдении последовательности запланированных звеньевучебно — воспитательного процесса на уроке.
Очень важно начало урока.Тот кто умело и правильно предъявляет требования к действиям учащихся в началеурока; обеспечивает успех каждого всего учебного занятия.
С первых минут учащиесядолжны почувствовать в учителе лидера, который не отступит от своих требованийи добьется выполнения детьми учебных задач. Здесь все имеет значение как входитучитель в класс, его уверенность в себе, тон, манера поведения, умелоепредъявление требований и искреннее уважение к ученикам. Уважающий себяучитель, войдя в класс, не позволит, чтобы дети разговаривали, даже пока онидет к учительскому столу. Каждому ученику будет казаться, что внимательныйвзгляд учителя обращен на него. Учитель проверяет готовность к уроку: все лиимеют тетрадь, учебник, ручку, карандаш и все необходимое для данного занятия,удобно ли расположены на ученическом столе эти принадлежности, сосредоточены лидети, нет ли отвлекающих моментов. Это приучает учащихся к дисциплине и умениюорганизовать свой учебный труд. Учителю нужно специально тренировать себя впроведении начала урока.[9,268]
Проверка усвоенияизученного материала (обычно домашнего задания). Традиционно сложившаяся частьурока, смысл которой состоит как в проверке и контроле, так и в подготовке кизучению нового материала. Прежде всего учитель сосредотачивает вниманиеучащихся на основных идеях, правилах, которые легли а основу выполнениядомашнего задания. Проверяет, все ли выполнили задание, какие были трудности.Учителю важно понять типичные ошибки, а также индивидуальные особенностипроцесса выполнения задания каждым учеником, особенно формирования учебныхнавыков. Главное не допустить механического характера работы.
Если не было домашнегозадания, то учащиеся по серии специально подготовленных вопросов воспроизводятзнания, которые будет использовать учитель в процессе объяснения. Познавательнаяактивность и интерес на уроке существенно зависят от проведения этой частиурока.
Постановка целей изадач урока.Уяснение конкретных задач урока и путей их реализации обеспечиваетопределенность, систематичность и последовательность действий учителя иучащихся на уроке. Каждый момент урока должен соответствовать поставленнымобразовательным и воспитательным целям урока.
Большое значение длясосредоточения мысли и формирования первоначального интереса имеет формапостановки целей и задач урока. Здесь важно сочетание общей цели и конкретныхзадач. Допустим учащиеся на уроке русского языка изучают новую для них частьречи. Полезно напомнить о значении русского языка, прочитав высказывания В.В.Маяковского или М.В. Ломоносова, или самому подготовить образные выражения. Всловах учителя учащиеся должны почувствовать красоту речи и искреннее желаниенаучить их любить родной язык. Затем уже следует назвать конкретные задачи приизучении нового: знать существенные признаки и определения изучаемой частиречи, уметь найти эти слова среди других, подобрать свои примеры.[4,26]
Формы постановки учебныхзадач различны, но всегда следует помнить о сочетании общих идей с конкретнымиусловиями, не ограничиваться только общими соображениями. Постановка целей изадач занимает обычно мало времени, но создает направленность учебнойдеятельности и имеет большое воспитательное воздействие.
Объяснение. Научное изложение содержание учебногоматериала — важная часть в структуре урока. Доступная логика научныхдоказательств, опирающихся на имеющиеся у школьников знания, простая иубедительная форма изложения, ясность мысли учителя являются основами хорошегопонимания и усвоения учащимися нового материала. Поведение учителя в этой частиурока должно быть строгим. Его сосредоточенность отражается на детях, особенноесли он в процессе объяснения внимательно смотрит на них.
Объяснение можетвключаться в другие части урока, например в процесс закрепления, когдавозникает необходимость повторения какого-либо доказательства, правила.
Закрепление. Закрепление как система упражнений,самостоятельных работ, специальных заданий проводится после объяснения учителемнового материала как часть урока или как самостоятельный урок. В процессезакрепления сосредотачивается внимание на главных, опорных пунктах материала,связи теоретических положений с практической учебной деятельностью, на процессеформирования определенных учебных умений и навыков. Учитель здесь получаетобратную связь, информацию о том, насколько успешно поняли учащиеся объяснение.Такой анализ помогает подобрать соответствующие виды упражнений исамостоятельных работ для овладения учебным материалом.
Повторение. Это систематизация, обобщение,воспроизведение учебного материала по темам, разделам, курсам. Сложность здесьв выделении основных идей и подборе упражнений и заданий. Учитель заранеенамечает план повторение, какие вопросы будут заданы учащимся, какой материалони будут воспроизводить по памяти, какой — пользуясь учебником, какие тренировочныеили творческие упражнения будут даны.
Учащимся бывает труднодержать в сознании главные идеи. Часто школьники при повторении лишьупражняются в отдельных умениях, навыках и не получают обобщенных идей.
Значительноактивизируется деятельность учащихся при повторении в процессе выполнениятворческих заданий, решении проблемных задач и ситуаций.
Подведение итоговурока. Этоотносительно самостоятельная часть урока, которая заключается в напоминанииглавных идей изученного и сосредоточении внимания на связи теоретическихположений с упражнениями.
Нельзя недооценивать этойчасти урока. За 1-3 минуты учитель воспроизводит основное содержание урока. Онвыделяет положительные моменты и говорит о недостатках работы учащихся,называет наиболее активных.
Домашнее учебноезадание. Учительсообщает домашнее задание на дом, разъясняет основные идеи и способы еговыполнения. Главная задача в том, чтобы помочь ученикам организовать свойдомашний учебный труд. Учитель, особенно в начальных классах, должен быть уверен,что каждый ученик записал задание в дневник, знает, как нужно его выполнять,умеет пользоваться учебной книгой, имеет в семье необходимые условия длясамостоятельной работы.
В последние минуты урокаучащиеся ожидают звонка, менее внимательны, и некоторые из них могут не успетьзаписать задание, другие не понимают, как его выполнять. Иногда бываютнедопустимые случаи, когда учитель после звонка продолжает давать инструктивныеуказания, которые дети уже не могут воспринимать сосредоточенно и ответственно.
Инструкция о выполнениидомашнего задания должна даваться четко, кратко, последовательно. Полезноспросить нескольких учеников о том, как они поняли задание, или дать образец.[11,304]
Всякий урок имеетсвоеобразие, отличается от другого по своим конкретным задачам и содержанию.Однако существуют общие черты в преподавательской и учебной деятельности науроках. Процесс обучения распадается на ряд этапов: сообщение нового материала,закрепление, повторение, проверка и контроль, учебные домашние задачи, обобщениеи подведение итогов и др. Дидактическая задача на уроке является основанием длявыделения следующих типов учебных занятий:
Комбинированный урок, накотором сочетаются различные виды работы – объяснение, закрепление, проверка,подведение итогов и др.
Урок сообщение новыхзнаний, на котором основное внимание уделяется изучению нового материала;
Урок формирования изакрепления умений и навыков, где основное внимание уделяется практическойдеятельности, преимущественно упражнениям;
Обобщающий урок, на которомсистематизируется изученный материал по определенным темам и разделам;
Контрольный урок, накотором учащиеся выполняют различного рода проверочные и контрольные, устные иписьменные работы;
Уроки внеклассногочтения, целью которых является воспитание у детей интереса и любви к чтению, клитературе. Эти уроки имеют специфические формы проведения, основанные нанепосредственном интересе к литературному произведению.
По своей организацииотличаются от традиционных форм проведения урока практические занятия в учебныхмастерских и на пришкольных участках и т.д.
Экскурсия – особаяорганизационная форма обучения, связанная с непосредственным наблюдением,знакомством, изучением реальных процессов, событий окружающей действительности.[5,14]
Мы можем сделать вывод,что каждый урок отличается от другого по своему содержанию и конкретными целямии задачами. Но существуют общие черты в учебной и преподавательской деятельностина уроках математики.
1.2 Формыорганизации урока
Обучениеосуществляется в определенных организационных формах, под которымиподразумевается урок, экскурсия, практические и лабораторные занятия, лекция,семинар, производственная и педагогическая практика, домашняя работа и др.
Сегодня в школепреобладает фронтальная форма учебной работы. Она рассчитана на учащихся сравным уровнем подготовки и позволяет всем работать в одном темпе. При такойформе работы учитель излагает учебный материал всем ученикам в одинаковомобъеме и все учащиеся решают одинаковые задачи, упражнения. Она предоставляет возможностьвключить весь класс в активную познавательную деятельность и дает учителювыигрыш во времени.
При такой форме работы впассивном состоянии чаще всего оказываются ученики с низким учебнымивозможностями. Сильным же ученикам нужны упражнения творческого, вариативногохарактера. Работа над такими упражнениями способствует их развитию и усвоениюзнаний на более высоком уровне.
Под индивидуальнымпонимается такое обучение, когда учитель или заменяющий его наставник обучаеткаждого ученика отдельно, ориентируясь на его индивидуальный темп усвоенияучебного материала и его способности. Преимущество такой формы обучения в том,что учитель имеет непосредственнный контакт с учеником и всегда может исправитьошибки и отметить успехи. Индивидуальное обучение позволяет глубже изучитьособенности личности ученика и его познавательные возможности.
Групповое обучениепредполагает работу учителя с группой учащихся. Преимущество прежде всего вовремени, т.е. в производительности обучения, один учитель за одно и тоже времяобучает не одного, а группу учащихся. Сотрудничество и товарищескаявзаимопомощь создают при этом благоприятную эмоциональную атмосферу. Ониоказывают заметное влияние и на развитие интереса к знаниям, и напродуктивность процесса познания.
Поэтому не случайногрупповой форме учебной работы придавалось и придается большое значение. С еепомощью можно решить многие возникшие проблемы обучения. [15,5]
Самостоятельная работаучащихся— это форма организации их учебнойдеятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководствомпреподавателя, в ходе которого учащиеся преимущественно или полностьюсамостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний,умений и личностных качеств.
В дидактической иметодической литературе можно встретить многочисленные классификации типов ивидов самостоятельной работы учащихся по различным основаниям и критериям. Одниисследователи классифицируют самостоятельные работы учащихся по дидактическойцели их применения: познавательные, практические, обобщающие; другие – по типамрешаемых задач: познавательные, творческие, исследовательские и другие; похарактеру коммуникативное взаимодействие учащихся: фронтальные, групповые,индивидуальные; по месту их выполнения: классные, домашние; по методам научногопознания: теоретические, экспериментальные, на моделирование, на наблюдение, наклассификацию, на обобщение, на систематику.
Однако какого бы типа ивида самостоятельную работу учащихся не организовывал учитель, важно, чтобы онучитывал и глубоко понимал специфику вида деятельности самих учащихся.
«Самостоятельнаядеятельность учащегося, в какой бы форме она не выступала, всегда имеет единоеоснование в процессе обучение – индивидуальное познание. Она базируется на трехвидах деятельности ученика: 1)деятельность по усвоению понятий, теорий,закономерностей или применению готовой информации в знакомых ситуацияхобучения(при решении типовых познавательных задач); 2) деятельность, цельюкоторой является определение возможных модификаций действия усвоенных закономерностейв измененных условиях ситуаций – обучения; 3) деятельности, направленной насамостоятельное открытие закономерностей (решение творческих задач).
Специальные исследованияпоказывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решенатолько при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкреплятьсяхорошо организованной домашней работой учащихся.
Большое значение онаимеет для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у нихприлежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательнойорганизации внешкольного времени. Указывая на необходимость домашней работы,Н.Я. Крупская писала: « уроки на дом имеют большое значение. Правильноорганизованные, они приучают к самостоятельной работе, воспитывают чувствоответственности, помогают овладевать знаниями, навыками.
Домашняя учебная работаучащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению иболее глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике,развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных уменийи навыков.
Домашняя работахарактеризуется двумя признаками – наличием учебного задания, определяемогоучителем, и самостоятельной работой учащихся по его выполнению.[14,300]
Таким образом, домашняяучебная работа школьников является весьма важной составной частью процессаобучения и выступает одной из существенных форм его организации.
Высокая эффективностьурока достигается тогда, когда в ходе его оптимально сочетаются все формы учебнойработы. В этом случае важно, чтобы каждая минута рабочего времени каждогоученика была сопряжена с активной деятельностью и направлена на овладениеприемами самостоятельной работы.
1.3 Требованияк современному уроку
Современные требования куроку состоят в следующем:
1. Урок предусматриваетреализацию в комплексе образовательной, развивающей и воспитывающей функцииобучения. Воздействует на все стороны формирования ученика: пополняет запасзнаний, развивает умственные силы и способности, формирует мировоззрение,нравственные, эстетические, волевые черты личности, отношение к труду.
2. Урок по формепроведения имеет строгую систему построения: определенное начало, постановкуцелей и задач урока, объяснение, закрепление или повторение, учебное домашнее задание.Части урока должны быть взаимосвязаны, следовать одна за другой.
3.Урок соответствуетпринципам обучения: он оказывает воспитывающее влияние, является научным,доступным, способствует прочному и осознанному усвоению материала, формированиюумений и навыков.
4.Содержание урокасоответствует учебной программе и является звеном в системе других уроков.Всегда нужно думать о том, какое содержание изучено ранее и что будут изучатьшкольники после данного урока. И не только помнить и знать, но и создавать вучебной деятельности тенденции к предварительному знакомству с некоторымиидеями, которые будут изучаться в дальнейшем.
5. При подготовке ипроведении урока учитывается современные психолого – педагогические иметодические подходы к обучению и воспитанию.
Учитель учитывает такжеконкретную ситуацию в школе: оборудование, технические средства, местныесоциальные и природные условия и др.
Успешность подготовки ипроведения урока определяется пониманием основ построения учебного процесса вусловиях классно-урочной системы.
Во всяком урокепредусматриваются цели и задачи, выделяются образовательные цели. Например, науроке дается понятие о треугольнике.
Эта цель реализуется ввиде нескольких конкретных задач: наглядное знакомство с треугольником, умениенайти изучаемую форму среди других, умение изобразить отрезки по заданнымпараметрам, запомнить существенные признаки этой геометрической фигуры и т.п.
Помимо образовательных,всякий урок включает воспитательные цели и задачи. Они определяются каксодержанием учебного материала, так и общими целями воспитания и развитияличности школьников. Воспитательные задачи могут быть связаны с формированиемморальных, волевых, интеллектуальных, эмоциональных качеств личности. Урокпредставляет определенный этап, момент в непрерывном процессе воспитанияучащихся.
Всякий урок активносодействует формированию положительных качеств личности. Образовательнаясторона урока, его содержание, организация, методы создают определеннуювоспитывающую направленность учебной деятельности.
Учитель определяетконкретные воспитывающие задачи. Например: воспитание наблюдательности, если науроке приходится анализировать объекты; формирование навыков самостоятельнойработы, если на уроке предлагается выполнять ряд упражнений; воспитание коллективизма,если предлагается совместный поиск решения; формирование элементов творчества,если ученик разрешает проблемную ситуацию, и т.п.
В свою очередь,воспитательные задачи урока оказывают существенное влияние на организацию иметоды учебной работы. Например, воспитание самостоятельности и познавательнойактивности как качеств личности требует большого внимания на уроке уделятьтворческим упражнениям и заданиям, разнообразным видам самостоятельных работ.
Обучение на урокепредполагает опору на личный опыт учащихся. Ученикам легче, интереснее,доступнее изучать материал, если он связан с местными природными и социальнымиявлениями. Опора на личный опыт – необходимые условия успешности проведенияурока.
Одна из главных задач –научить ученика учиться, научить самостоятельно добывать знания – решается не вобщем плане, а конкретно на каждом уроке.
Включение проблемныхситуаций и задач, использование технических средств и красочных наглядныхпособий, проведение опытов, экскурсий, наблюдений способствует развитиюпознавательной активности учащихся, воспитанию любознательности.
Основой построения урокаявляется умелое сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.Важно научить ученика работать и в коллективе, и индивидуально, чтобы он могорганизовать, планировать и выполнять учебные поручения.
При организации урокаучитывается индивидуальный темп работы ученика, своеобразие в способахмышления. Это помогает добиться взаимосвязи индивидуальной и групповой работы.[1,132]
Таким образом, всякий уроктребует от учителя контроля за учебной деятельностью школьников, что позволяетпредставить характер понимания и усвоения материала, процесс формированияумений и навыков. Анализ хода учения школьников помогает учителю внестинеобходимые коррективы с целью развития положительных и снижения замеченныхотрицательных моментов урока.
Структура урока и формыорганизации учебной работы на нем имеют принципиальное значение в теории ипрактике современного урока, поскольку в значительной степени определяют эффективностьобучения, его результативность. К каждому уроку есть свои требования, которымдолжен придерживаться каждый учитель.
урокобучение учащийся нестандартный математика
Глава 2.Пути повышения эффективности и качества уроков математики
2.1Организация самостоятельных работ учащихся на уроке
Самостоятельная работаучащихся т.е. их работа в отсутствии учителя или по крайней мере без обращенияк его помощи в течении какого-то промежутка времени, является важнейшей частьювсей работы по изучению математики. Многие вопросы школьного курса математикимогут быть успешно изучены учащимися самостоятельно с помощью учебника, так какучебник имеет обучающую функцию, во многом аналогично функции учителя. Но отучителя зависит сделать процесс приобретения знаний с помощью учебника болееуспешным – научить учащихся самостоятельно приобретать знания, научить ихучиться.
Наиболеераспространенными являются следующие виды работы с учебником: 1) чтение текставслух; 2) чтение текста про себя; 3) воспроизведение содержания прочитанноговслух; 4) обсуждение прочитанного материала; 5) разбиение текста на смысловыечасти (в начале с
помощью учителя, потомсамостоятельно), выделение главного; 6) самостоятельное составление планапрочитанного, который может быть использован учеником при подготовке к ответу;7) работа с оглавлением и предметным указателем; 8) работа с рисунками ииллюстрациями; 9) работа над понятием, термином; 10) составление конспектасхемы, таблицы, графика на основе материала, изученного по учебнику.
Как правило, почти накаждом уроке математики проводятся самостоятельные работы тренировочногохарактера для закрепления изученного, для его применения, для овладениянеобходимыми умениями и навыками. Они состоят обычно из типовых упражнений изадач (т.е. заданий, выполняющих по «образцу»), аналогично тем, которыевыполнялись с помощью учителя. Это могут быть также: самостоятельноевоспроизведение известных учащимся выводов формул, доказательства теорем,составления таблиц и т.п., составление задач и упражнений самими учащимися,организация работы над ошибками.
Существуют различныетрактовки терминов «задача» и «математическая задача», одна из них звучит так:«математическая задача» — это математический вопрос, ответ на который неявляется непосредственным и не может быть получен путем прямого примененияизвестных схем.
Задачу можно считатьрешенной тогда и только тогда, когда найденное решение: 1) безошибочно, 2)обосновано, 3) имеет исчерпывающий характер.
Эти требования являютсясовершенно категорическими: если не выполнено хотя бы одно из них, то решениесчитается вовсе непригодным или неполноценным.
Одним из важных видовсамостоятельной работы является выполнение домашних заданий, используемых,главным образом, для закрепления изученного. Для организации этой работынеобходим четкий инструктаж о том, как и, что делать дома, желательноинформировать родителей о том, как учащиеся должны готовить домашние задания поматематике, как они должны работать книгой, вести тетрадь и т.д. Учащимся можнорекомендовать следующие общие приемы:
Организация домашнейработы по математике:
1) ознакомиться сзаданием;
2) вспомнить, чтоизучали на уроке, просмотреть записи в тетради;
3) прочитать иусвоить материал учебника;
4) выполнитьписьменные задания;
5) составить планответа.
Выполнение письменныедомашней работы:
1) прочитатьзадания, изучить их;
2) продумать, какиеправила и приемы следует применить для их выполнения, пользуясь, если нужно,предыдущей письменной работой, общими и частными приемами решения задач;
3) если нужно, выполнитьзадания полностью или частично на черновике;
4) проверить тем или инымспособом решения задач;
5) записать выполненныезадания в тетрадь, соблюдая правила ведения тетради по тематике.
Математические и учебныезадачи становятся ядром любой самостоятельной работы учащихся на урокахматематики.
В дидактикерассматриваются различные классификации самостоятельных работ (Б.П. Есипов,П.И. Педкасистый): 1) по степени самостоятельности учащихся, 2) по степенидифференциации и индивидуализации, 3) по дидактическим целям, 4) по источникузнаний и т.д.[10, 97]
Мы можем сделать вывод,что самостоятельная работа, как метод обучения может использоваться на всехэтапах процесса обучения математике, но во всех случаях, как уже отмечалосьвыше, необходимо учить учащихся приемам самостоятельной работы.
2.2 Использование различных технологийорганизации обучения
Коллективный способобучения
Чтобы использоватьколлективную форму учебных занятий необходимо уточнить, чем она отличается отгрупповой и парной учебной работы. Работа ученика над выполнением домашнейработы, сочинением, чтением текста – это индивидуальная форма организацииучебного процесса т.к. ученик не вступает в контакт с учителем или другимучеником.
Парная форма организацииобучения – предполагает, что два человека занимаются друг с другом и ни с кембольше. В паре может происходить взаимопомощь, взаимопроверка, сотрудничество.
Групповая форма – процесспри котором один человек(ученик или учитель) учит одновременно несколькочеловек группы. Состав группы от 3 до 30 человек.
Коллективные учебныезанятия это работа учащихся в парах сменного состава, работа в парахпредполагает, что каждый работает в роли обучающего или обучаемого.
При систематическойколлективной работе все ученики по очереди работают со всеми учащимися классавсе обучают и все воспитывают.
Коллективная формаорганизации занятий требует перестройки работы учителя и учащегося: нужнонаучить работать в парах т.е. по очереди со всеми, вести учет, планировать своеработу и работу класса управлять деятельностью школьников, формулироватьпедагогическое мастерство учащихся.
Приемы организации КСО
1) «Ручеек». Вручейке идет общение ребят внутри одного ряда где работают 10 учащихся. Дляэтой работы учитель заготавливает карточки по числу учащихся ряда. Содержаниекарточек отличается друг от друга, для ребят 2и 3 ряда составляются аналогично.
2) «Елочка»осуществляется общение между рядами. Каждый ученик получает конверт с заданиеми контрольной карточкой. Получив конверт каждый решает свое задание, затемучащиеся в парах меняются конвертами. А после решения обмениваются тетрадямидля проверки. Движение учащихся сначала осуществляется под руководствомучителя, затем дети осуществляют самостоятельно.
3)Сотрудничество по вертикали позволяет одним учащимся обучаться быстреедругих при этом помогая в усвоении материала наиболее слабым в этой технологиикласс делится на подгруппы от 6 до 8 человек. В каждой группе имеются каксильные, так и слабые учащиеся. Лидер группы, тот кто обучается быстрее другихявляется ее руководителем.
4) Сотрудничествопо горизонтали. Его название происходит от того, как общаются учащиеся другс другом. Как правило в таких группах общение строится между учащимися спримерно одинаковыми способностями. Методику работы по горизонтали и повертикали можно использовать одновременно, организуя взаимодействие междуучащимися на одном этапе обучения.[12, 118]
Укрупнениедидактических единиц (УДЕ)
УДЕ – этотехнология обучения, обеспечивающая самовозрастание знаний учащихся, благодаряактивизации у него подсознательных механизмов переработки информациипосредством сближения во времени и пространство мира взаимодействующихкомпонентов целостного представления (знаний).
УчебникиУДЕ охватывая полностью материал действующих программ по математике, сокращаютрасход учебного времени не менее, чем на 20%, при одновременном обогащенииучащихся усвоенной информацией, также не менее чем на 20%.
Результатобучения с помощью УДЕ само возникновение в мышлении учащихся циклическихсвязей ассоциаций, влекущих эмоциональное обогащение процесса усвоенияматематики. Методика УДЕ основана на конкретных приемах- деталях, не нашедшихупотребление в других пособиях: параллельная и двухэтажная запись родственныхсуждений, матрицы заданий, граф схемы доказательств, деформированныеупражнения, вероятностные умозаключения (при самостоятельном составлении задачучащихся).Технология УДЕ – ключевой элемент УДЕ –это «упражнения – триада» состоящая, как правило, их трех элементов,рассматриваемых на одном занятии, а именно: 1) исходная задача; 2) ееобращение; 3) ее обобщение.[16,125]
Личностно –ориентированное обучение (ЛОО)
Личностно –ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставитсамобытность ребенка его самооценка субъективность процесса обучения. Основнымпринципом разработки ЛОО является признание индивидуальности ученика, созданиенеобходимых и достаточных условий для его развития.
Технология ЛООпредполагает специальное конструирование текста дидактического материала,методические рекомендации к его использованию, типов учебного диалога, формконтроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.
Реализация ЛОО на урокематематики:
1. «организационный» –нацелить учащихся на учебную деятельность, главное для учащихся: пытаться самимсформулировать цели урока.
2. «подготовка к изучениюнового материала» — учитель делает упор на активизацию тех знаний, которыебудут необходимы при изучении нового материала.
3. «изучение новогоматериала» — основной формой организации деятельности учащихся является поиск.Используется самостоятельная рефлексия учащихся.
4. «закрепление» подборзаданий с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
5. «итог урока»успешность реализации поставленных на уроке задач может быть выявление спомощью рефлексии.
Деятельность учителя приЛОО:
1. хорошее учебноесотрудничество с учащимися.
2. умение слушать ислышать ученика.
3.гибкость учителя,способность корректировать свои действия на основе оперативной оценкирезультативности своей деятельности.
Таким образом, ЛОО вкотором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степениориентировано на их личностные особенности и специфику личностно – предметногоориентирование мира.
Существуют и другиетехнологии обучения такие как: деятельностный подход в обучении,дифференцированный подход в обучении, модульное обучение, разноуровневоеобучение, обучение в сотрудничестве и другие, которые также являются повышениемэффективности и качества уроков математики.[8,123]
Эти технологии позволяют вполной мере раскрыть педагогические, дидактические функции, реализовыватьзаложенные в них потенциальные возможности.
2.3 Проведениеуроков в нестандартной форме
С традиционными формамиорганизации учебного процесса рассматривается целая палитра «нестандартных»уроков. Рассмотрим некоторые из них:
Урок-экскурсия
На урок-экскурсиюпереносятся основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний учащихся;установление связи теории с практикой; развитие творческих способностейучащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительногоотношения к учению.
Такой урок проводят поодной или нескольким взаимосвязанным темам. По содержанию выделяют тематические(в рамках одного предмета) и комплексные (по нескольким предметам)уроки-экскурсии, а в зависимости от этапа изучения темы различают вводные,сопутствующие и заключительные уроки — экскурсии.
Они могут проводиться вформе пресс — конференции с участием представляется предприятия, учреждения,музея и т.д., как экскурс в историю предмета, кино — или телеэкскурсия и др.
Общая структуратематического урока-экскурсии такова: сообщение темы, цели и задач урока, актуализацияопорных знаний учащихся, восприятие особенностей экскурсионных объектов,первичное осознание заложенной в них информации, обобщение и систематизациизнаний, подведение итогов урока и сообщение учащимся индивидуальных заданий.
Урок-дискуссия
В основе урока-дискуссиилежит обсуждение спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументациисуждений, решений задач и т.д. В зависимости от числа участников полемикиразличают дискуссии-диалоги, групповые, а также массовые дискуссии. На этапеподготовки такого урока учитель должен четко сформулировать задание,раскрывающее сущность проблемы и возможные пути ее решения. В начале урокаобосновывается выбор обсуждаемой проблемы, выделяются ее ключевые моменты. Вцентре дискуссии стоит спор ее участников. Особняком стоит вопрос о культуредискуссии. Оскорбления, упреки, недоброжелательность в отношении к товарищам недолжны присутствовать в споре. Формированию культуры дискуссии могут помочьследующие правила: вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора,не допускать в споре тона превосходства, грамотно и четко ставить вопросы иформулировать выводы.
По завершении дискуссиинеобходимо подвести ее итоги: оценивать правильность формулировки иупотребление понятий, глубину аргументов, умение использовать приемыдоказательств, опровержения, выдвижения гипотез, культуру дискуссии.
Урок-консультация
На уроке этого типа проводитьсяцеленаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, нои по развитию их умений. В зависимости от содержания и назначения выделяюттематические и целевые уроки-консультации. На консультации сочетаются различныеформы работы с учащимися: индивидуальная, групповая, фронтальная. Готовятся ктакому уроку и учитель, и ученик. Учитель анализирует и систематизируетнедочеты и ошибки в устных ответах и письменных работах учащихся и на этойоснове уточняет перечень возможных вопросов для обсуждения на консультации.Ребята готовят вопросы и задания, вызывающие у них затруднения. При этомдопускается использование не только учебника, но и дополнительной литературы. Входе урока учитель имеет возможность увидеть динамику продвижения учащихся визучении материала и помочь тем, кто испытывает затруднения, применив какиндивидуальную, так и групповую форму работы и привлекая в качествепомощников-консультантов более подготовленных учеников.
Интегрированный урок
Методической основойинтегрированного подхода к обучению является формирование у школьников знанийоб окружающем мире, а также установление внутрипредметных и межпредметныхсвязей, преодоление дисциплинарной разобщенности научного знания.
В этой связиинтегрированным уроком называют урок, для проведения которого привлекаютсязнания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук.Формы его проведения- самые разные: семинар, конференция, путешествие и др.
Наиболее общаяклассификация интегрированных уроков по способу их организации входит виерархию ступеней интеграции, которая, в свою очередь, имеет следующий вид:
-Конструирование ипроведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;
-конструирование ипроведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку посоответствующим дисциплинам;
-создание на этой основеинтегрированных тем, разделов и, наконец, курсов.
Театрализованный урок
Выделение этого типаурока связано с привлечением в обычный урок театральных средств и атрибутов.Театрализованный урок привносит в ученические будни атмосферу праздника,позволяет ребятам проявить
инициативу, способствуетформированию у них коммуникативных умений и чувства взаимопомощи. Урок можетпроходить в форме спектакля, салона, сказки, студии и др. Подготовка к нему, вчастности написание сценария и изготовление костюмов, предполагает совместнуюдеятельность учителя и учащихся, а на самом уроке последний выполняет функциюорганизатора представления.
Представление начинается,как правило, со вступительного слова ведущего и может быть продолженопостановкой проблемных вопросов, вовлекающих в активную работу на урокеостальных учащихся. На заключительном этапе урока подводятся итоги, повозможности повторяется и обобщаются использованный на нем материал, а такжеоценивается работа учащихся.
Урок-соревнование
В основе этого урокалежит состязание команд при ответах на вопросы или решении чередующихсязаданий, предложенных учителем, а форма проведения может быть самой разной:поединок, бой, эстафета, КВН, «Брей- ринг», «Счастливый случай», «Звездный час»и т.д.
В организации ипроведении урока-соревнования выделяют три основных этапа: подготовительный,игровой и подведение итогов. Для каждого конкретного урока эта структурадетализируется в соответствии с содержанием используемого материала иособенностями сюжете состязания.
Урок с дидактическойигрой
Речь идет об уроке, винструкцию которого в качестве самостоятельного структурного элемента включенадидактическая игра. Основа дидактической игры- ее познавательное содержание.Она заключается в усвоении знаний и умений, которые применяются при решенииучебной проблемы, поставленной игрой. Дидактическая игра имеет определенныйрезультат, придающий ей законченность. Он вступает в форме решения поставленнойзадачи и оценивания действий учащихся.
Целесообразностьиспользования дидактической игры на разных этапах урока различна. При усвоенииновых знаний ее возможности уступают традиционным формам обучения. Поэтомудидактические игры чаще применяет при проверке результатов обучения, выработкенавыков, формировании умений. При систематическом использовании они служатэффективным средством активизации учебной деятельности школьников.
Урок — деловая игра
В процессе деловой игрымоделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых ищетсяоптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы, имитируется егореализация на практике. В рамках уроков применяют учебные деловые игры.
Возможная структураделовой игры на уроке на уроке может быть такой:
-знакомство с реальнойситуацией; построение ее имитационной модели; постановка основной задачи командам,уточнение их роли в игре; создание игровой проблемной ситуации; вычленениепроблемы теоретического материала; разрешение проблемы; обсуждение и проверкаполученных результатов; коррекция; реализация принятого решения; анализ итоговработы; оценка результатов работы.
Урок — ролевая игра
В основе ролевой игрылежат целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации всоответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.
Уроки – ролевые игрыможно разделить на: 1)имитационные (направлены на имитацию определенногопрофессионального действия); 2)ситуационные (связаны с решением какой-либоузкой проблемы); 3)условные (посвящены разрешению учебных или производственныхконфликтов). Формы проведения: путешествие, дискуссия на основе распределенияролей, пресс-конференция, урок-суд и др.
Методика разработки ипроведения урока включает следующие этапы: подготовительный, игровой,заключительный и этап анализа результатов игры. При анализе результатов ролевойигры определяется степень активности участников, уровень их знаний и умений,вырабатывается наиболее удачное решение.
Главное же направлениеразвития теории и практики конструирование урока математики выражается в стремлениидобиться того, чтобы он стал результатом творчества не только учителя, но иучащихся.
Чтобы повыситьэффективность и качества уроков можно использовать различные пути и способы.Представленные нами пути являются основными направлениями в повышении качествауроков математики.[6,18]
Заключение
Изучив и проанализироватьпсихолого – педагогическую и методическую литературу мы можем сделать вывод,что в настоящее время, становиться главным, чтобы дети всегда хотели учиться,чтобы у них была постоянная жажда знаний. Это в свою очередь требует правильнойорганизации учебного процесса. Его нужно строить так, чтобы он вызвал у ребятживой интерес, увлекал их.
В повышении эффективностии качества уроков, многое зависит от мастерства учителя, от его умения раскрытьтему урока, преподать новое так чтобы оно было понятно ученикам. Как бы там нибыло, все или по крайней мере большинство ребят в это время включены в работу.
В первой главе мырассмотрели урок, его структуру, формы и основные требования к современномууроку. Во второй главе были рассмотрены пути повышения эффективности и качествауроков математики, такие как организация самостоятельных работ учащихся науроке, использование различных технологий, проведение уроков в нестандартнойформе. И сделали вывод, что эти пути могут служить основными направлениями вповышении эффективности и качества урока. Ведь урок – это педагогическоепроизведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутреннейвзаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя иучащихся.
Поставленные нами задачии цели были достигнуты.
Списоклитературы
1. Баранов. С.П. и др. Педагогика.-М.: Просвещение, 1987.-368с
2. Башмаков. М.И. Математика в школе// Журнал.- 2002.-№10
3. Бусев В.М. Математика в школе//Журнал.- 2006.-№2
4. Каплунович. И.Я. Математика вшколе // Журнал.- 2003.-№2
5. Майданюк. Т.Я. Первое сентября//Журнал.- 2007.- №18
6. Манвелов. С.Г. Математика вшколе// Журнал.- 2006.-№6
7. Мягина М.В. Математика в школе //Журнал.-2006.- №9
8. Новые педагогические иинформационные технологии в системе образования/ под ред. Е.С. Полат.- М.:Издательский центр «Академия,2005.- 272с
9. Оганесян В.А. и др. Методикапреподавания математики.- М.: Просвещение, 1980.-368с.
10. Окунев. А.А. Спасибо за урок,дети! – М.: Просвещение,1988.-
11. Педагогика. Учебное пособие/ подред.П.И. Педкосистого.- М.: Педагогическое общество России, 1988.- 640с
12. Питюков В.Ю. Основыпедагогической технологии: Учебно- практическое пособие, 2-е изд., испр. идоп.- М.: «Гном – Пресс», Московское педагогическое общество, 1999.-192с
13. Рыжик В.И. Математика в школе//Журнал.-2003.- №5
14. Харламов И.Ф. Педагогика.- Мн.:Университетское, 2002.-560с
15. Чтобы урок был не в тягость, а врадость. Методическое пособие/ В. А. Куликова.- Из опыта работы.- 95с
16. Щуркова Н.Е Практикум попедагогической технологии.- М.: Педагогическое общество России, 2001,-250с