Тема:«Пути и методы педагогического опыта и его обобщение»
Содержание:
Введение1.Передовой педагогический опыт и его значение в развитии педагогической науки2.Массовый и новаторский педагогический опыт. Пути, методы, обобщение и ихзначение в развитии педагогической науки
Список использованной литературы
Введение
Важнейшие задачипедагогической науки: возможности раскрытия эффективных механизмов применения(внедрения) педагогических новшеств, оптимальной инновационной деятельностивнедрения. Это особенно необходимо в условиях постоянного обновления системы образования.В проблеме внедрения концентрируется противоречие теории и практики, должного исущего, педагогической мысли и практического действия, ее реализации.Отмечается три общих фактора, способствующих решению проблемы внедрения: доступк фондам научно-педагогических ценностей и образцов опытов; закреплениеобязанностей по внедрению в правовые и квалификационные требования;направленность личности на самообновление профессионализма. Обобщенный варианталгоритма использования, внедрения и обобщения педагогического опыта:
1. изучениезадач, сформулированных в нормативных документах;
2. анализсостояния практики и сопоставление данных с социальными требованиями;
3. построениеэталона преобразования педагогической практики;
4. поискидей, рекомендаций, которые могут быть внедрены;
5. разработкакомплексной программы, включающей закономерности внедрения;
6. подготовкасредств: дидактических, материальных, информационных, организаторских и др.;
7.теоретическая, методическая, психологическая подготовка участников внедрения;
8.установление связи с авторами рекомендаций.
Целью даннойконтрольной работы выступает: определение роли массового, передового,новаторского опыта в развитии педагогической науки.
Массовыйпедагогический опыт – совокупность практических знаний, умений, навыков,приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы;основа профессионального мастерства учителя; один из источников развитияпедагогической науки.
Передовойпедагогический опыт – результат творческого поиска школ и учителей, открывающийновые педагогические факты, создающий новые педагогические ценности, ранеенеизвестные в педагогической науке и школьной практике, или существенномодифицирующий применительно к современным задачам обучения и воспитаниясуществующие формы, методы и приемы учебно-воспитательной работы.
Новаторскийпедагогический опыт – принципиально новый опыт педагога, выходящий за пределыимеющихся научных знаний; характеризуется системной перестройкой педагогомсвоей деятельности, в результате чего достигается значительное и устойчивоеповышение эффективности педагогического процесса.
1. Передовой педагогический опыт и его значение в развитиипедагогической наукиОпределение понятия «передовой педагогический опыт»
Кпередовому педагогическому опыту в более узком и строгом смысле этого понятияотносят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска,новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такойпедагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути впедагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опытв первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Между простыммастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладевизвестными в науке принципами и методами, педагог обычно не останавливается надостигнутом. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы илипо-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становитсяподлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практикуОУ надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужноанализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов.
Впедагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспирова педагогический опытопределяется как «активное освоение и реализация педагогом в практикезаконов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей,детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем,что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихсясредств, оптимальной организации педагогического процесса.Критерии (показатели) отбора передового педагогического опыта
Длявыявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надоиметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определениятого, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта. Без этихкомпонентов нет надёжного критерия и, значит, невозможна объективная оценкапедагогического опыта.
Первым важным признаком иликритерием ППО является его соответствие тенденциям общественного развития,социальному заказу. Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества кобучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные путисовершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этимитребованиями.
ВторойпризнакППО — высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. ППОдолжен давать „обильный урожай“, высокое качество знаний,значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитиидетей. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качествупри сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов иколлективов.
ТретийпоказательППО — оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достиженияустойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития.
Нельзясчитать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается засчёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмкихзаданий и т.д.
Трудпедагога-новатора не должен сопровождаться перенапряжениям его сил и сил детей,приносить вред их здоровью.
ЧетвёртыйпоказательППО — стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранениезаданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, атакже достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительноговремени. Пятый показатель ППО — наличие в нём элементов новизны.
Онипроявляются в результате наблюдений педагогического процесса. Непосредственноенаблюдение даёт возможность видеть реальный педагогический процесс в егодвижении и развитии, новизну педагогических идей, приёмов, средств и методовпедагогического воздействия по сравнению с общепринятым в практике. Они могутпроявляться на уровне научных открытий (новое содержание, новые формы, методыобучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективногосовершенствования педагогического труда и повышения его результатов. Затем какэффективное применение на практике известных научных положений исовершенствование на этой основе учебно-воспитательного процесса и какреализация отдельных сторон педагогического труда. В практике бывают случаиподмены ППО прожектёрством. Прожектёрские начинания, которые чаще всегоделаются „на показ“, в погоне за дешёвым успехом, не выдерживаютпроверки временем, не дают устойчивых положительных педагогических результатов.Вот почему так важно безошибочно отличать действительно ППО от беспочвенногопрожектёрства. Чувство нового всегда связано с широтой педагогическогокругозора, с глубоким пониманием перспектив развития ОУ.
ШестойпоказательППО — его актуальность и перспективность.
Обоснованиеактуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций:
· вкакой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания иобучения, поставленных перед ОУ (социальный заказ), для дальнейшегосовершенствования практики учебно-воспитательной работы;
· какиепротиворечия и затруднения, встречающиеся в массовой практике успешно решаютсяданным опытом. Раскрытие противоречий, на разрешение которых был направлен опытпедагога, помогает глубже понять смысл, научное и практическое значение опыта ипо достоинству оценить достигнутые результаты
СедьмойпоказательППО — репрезентативность.
Репрезентативность- это:
· достаточнаяпроверка опыта по времени;
· подтверждениепозитивных результатов не только в работе одного учителя, воспитателя, но и вдеятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение;
· возможностьповторения и творческого использования опыта одного педагога другими,расширение этого опыта до массового.
ВосьмойпоказательППО — соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.
Должнасуществовать возможность анализировать передовой опыт с позиций современныхпедагогических знаний. ППО может быть или результатом творческих теоретическихпоисков педагога или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такойопыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения ППО изаключается в том, чтобы дать ему научное истолкование.
Приналичии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затемнадо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется.Классификация передового педагогического опыта.
· Комплексный(взята за основу широта содержания) — объединение обучения и воспитания.
· Коллективный,групповой и индивидуальный, в зависимости от того, кто является его автором.
· Дающийвысокие результаты по признаку эффективности
· Исследовательский,частично поисковый, репродуктивный — определяется по степени новизны. Впоследнем успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опытдругих педагогов-мастеров труда. В поисковом опыте вносятся элементы нового визвестный опыт. Исследовательский (новаторский) — это когда педагог предполагаетновые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывая их.
· Эмпирический,научно-теоретический — определяется по степени научной обоснованности
· Психолого-педагогический,практический — определяется по характеру научной обоснованности.
· Длительный,кратковременный — по продолжительности во времениОсновные этапы работы по изучению и обобщению передовогопедагогического опыта
Работапо изучению, обобщению и распространению ППО — это не временная кампания, неэпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде научно-практическойконференции или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневнойдеятельности учителей, воспитателей, руководителей ОУ. Поскольку от правильнойпостановки этого дела в значительной степени зависит эффективность и качествоработы ОУ, его нельзя пускать на самотёк, а необходимо осуществлять»поэтапно", в определённой последовательности.
Основныеэтапы работы по изучению и обобщению ППО (по Р.Г. Амосову):
· Определениецели изучения ППО.
· Отборнаиболее типичных форм и методов педагогической практики, установление степениих закономерности.
· Выборсредств и методов изучения ППО.
· Выдвижениегипотезы, объясняющей продуктивность данного опыта
· Выделениедиагностирующих единиц изучения
· Фиксацияспецифических условий, в которых развивается процесс воспитания на избранныхучастках изучения опыта.
· Сопоставлениеплана изучения опыта
· Обобщениесходных форм ППО и выведение достоверных количественных и качественныххарактеристик.
· Анализполученных результатов, учёт вклада в полученный результат всехвоздействовавших звеньев учебно-воспитательного процесса.
· Разработкарекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта.
Чтобывыявить, изучить опыт педагога и, обобщив его, сделать полезным для других,нужно составить программу изучения ППО (с анкетами, опросниками), используяпредложенный нами опыт.
Изучениеи обобщение опыта:
1. Выявлениеобъекта изучения:
o оценкадеятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения;
o выявлениепедагогов, получающих устойчивые положительные результаты;
o первыйсбор информации о деятельности педагога;
o выявлениефакторов, способствующих получению высоких результатов;
o определениеобъектов изучения.
2. Постановкацели изучения:
o выявлениесущественного противоречия, на разрешение которого направлен творческийпедагога;
o формулировкапроблемы;
o теоретическоеобоснование опыта;
o выявлениегипотезы о сущности и основных идеях опыта;
o формулировкацели изучения.
3. Сборинформации об изучаемом опыте:
o отборметодов сбора и обработки информации;
o составлениепрограммы наблюдения за деятельностью педагога и детей на занятиях и вповседневной жизни по изученной проблеме;
o реализацияметодов сбора информации об опыте.
4. Педагогическийанализ собранной информации:
o расчленениеизучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта;
o оценкаидей опыта на основе критериев;
o определениепричинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта;
o выявлениеместа и роли опыта в целостной педагогической системе.
5. Обобщениеопыта:
o систематизацияи синтез полученных на основе анализа данных;
o формулировкасущности и ведущей идеи опыта;
o раскрытиеусловий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивалсяпедагог;
o определениеграниц применения опыта и его практической значимости для других педагогов;
o описаниеопыта в соответствии с определёнными требованиями.
Итак,после выявления опыта, начинается процесс его изучения. Период изучения опытакрайне сложен и ответственен. Если руководитель будет судить только порезультату, без тщательного анализа педагогического процесса, можно заранее предсказатьбесполезность такого изучения.Анализ и обобщение опыта
Поданализом опыта понимают мысленное расчленение целостного педагогическогопроцесса на составляющие его элементы. Выделяемые путём анализа элементыпедагогического опыта оцениваются с точки зрения их педагогическойэффективности.
· Педагогическиезадачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить,какие именно задачи он поставил перед собой.
· Содержаниеобучения. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание обучения,в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам.
· Деятельностьпедагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание насоответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, спецификесодержания обучения, уровню подготовленности детей к обучению в школе,индивидуальным особенностям детей и т.д.
· Деятельностьдетей на занятиях. При анализе и оценке деятельности детей особенно важноустановить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением,интересом или неохотно).
· Материальноеоснащение деятельности педагога и детей. При анализе и оценке этого элементаопыта необходимо установить, насколько удачно и в соответствии с поставленнымипедагогическими задачами, особенностями содержания обучения подобраны ииспользуются учебно-наглядные пособия, современные технические средства,оборудование, дидактические материалы и т.д. Особое внимание следует обратитьна выявление оригинальных пособий, дидактических материалов, изготовленныхсилами педагога.
· Внешниеусловия (в которых происходит обучение). При анализе и оценке следует обратитьвнимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагогдля достижения положительных результатов обучения.
· Результатыизучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не тольковоспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлятьумения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности. Изсказанного выше видно, что анализ, т.е. расчленение на части целостногопедагогического процесса, одновременно сопровождается установлением связеймежду отдельными частями, элементами целого. Выясняется, какую функциюисполняет каждый выделенный элемент в целостном педагогическом опыте, как он влияетна достижение устойчивых положительных результатов. А это уже есть обобщение.Под обобщением понимают выводы или мысли общего характера, возникающие в итогеанализа и сопоставления отдельных фактов, явлений. Чем глубже и разностороннееанализ, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь из фактов опыта. Аэто очень важно, т.к. передаётся не сам опыт. А мысли, выделенные из опыта, наоснове которых можно сформулировать рекомендации.Рекомендации по обобщению передового педагогического опыта
1. Методикаобобщения ППО.
o Изучениедеятельности педагога, длительное наблюдение за его работой, посещение занятий,воспитательных мероприятий и т.д.:
o анализкачества знаний, умений, навыков детей, уровня их воспитанности, динамикиобщего развития;
o выявлениеспособов, приёмов, опыта управления и организации познавательной деятельностидетей, посредством которых достигнут положительный опыт;
o выявлениеотсутствия перегрузки детей;
o определениев опыте работы элементов новизны.
o Определениесоответствия изучаемого и обобщаемого опыта критериям оценки ППО.
o Описаниеи анализ условий, при которых достигнуты положительные результаты.
o Обсуждениеи анализ ППО на Совете педагогов, вынесение решения.
o РаспространениеППО на методических мероприятиях ОУ. Материалы опыта наглядно оформить ипредставить в методкабинет.
2. Оформлениеобобщённого передового педагогического опыта.
o Педагогическаяхарактеристика учителя (воспитателя) и т.д., подписанная руководителем.
o Ф.И.О.Образование. Какое, когда окончил учебное заведение. Педстаж. Награды.Квалификационная категория.Памятка обобщения передового педагогического опыта (рекомендациипедагогам ОУ)
· Внимательноследите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы поинтересующему вас вопросу.
· Сохраняйтеи накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты,дидактические пособия и т.д.
· Избираятему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашейработе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаетенаиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее иконкретнее.
· набросайтекраткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по нему тезисы
· Сначаланабросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, нестремитесь писать «наукообразно».
· Оценитепрактически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках,трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта — результаты. Рассказ обопыте неинтересен и неубедителен, если в нём не показано, как растут иразвиваются дети.
· Материалстарайтесь излагать строго по плану, кратко, логично, избегая повторений.
· Работаянад темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях,сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
· Подберитеи надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы детей,список литературы и т.д.)
· Помните,что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественнуюобязанность: способствуете дальнейшему улучшению качества обучения и воспитанияподрастающего поколения.
Методика обобщения и распространения ППО
Этотвопрос охватывает организацию, основные формы и методы обобщения ираспространения ППО. Взаимосвязь организации, форм и методов можно представитьв виде следующей схемы.Организационные единицы Формы Методы Методические объединения Открытые занятия Наблюдения Научно-педагогический Семинар Научно-практическая конференция Беседа Проблемная лаборатория Совет педагогов Анкетирование Школа передового опыта Педагогические чтения Анализ документации Школа педагогического мастерства Педагогическая выставка Хронометрирование Спецкурс Диспуты и дискуссии и т.д. и т.д. Самообразование Семинарские занятия Практикумы Консультации и т.д.
Любаяорганизационная единица может использовать практически все формы и методыобобщения и распространения ППО.
Названныеорганизационные единицы не исключают и другие способы обобщения ираспространения ППО. В каждом ОУ, исходя из конкретных условий и составапедагогического коллектива, избирают тот способ, который наиболее им подходит.
Выявить,изучить, обобщить, распространить ППО — это ещё не всё, внедрить его, вотнаиболее трудная составная часть этой работы. Главное для успешного внедренияППО — это умение администрации заинтересовать педагогов новым опытом, вызвать уних желание и творческую готовность овладеть им. Здесь недопустимо применениекаких-либо административных мер. Нужно, чтобы педагог сам вдумчиво отобралполезное для себя, творчески переработал и органически соединил со своим личнымопытом.
Обобщаяпрактику внедрения ППО, можно назвать следующие основные элементы, из которыхскладывается этот сложный процесс: ознакомление педагогов с ППО, разъяснениепреимуществ рекомендуемых новшеств по сравнению с обычными способами работы;показ в действии методов и приёмов работы, подлежащих внедрению; практическоеобучение педагогов использованию рекомендуемых методов и приёмов (школа ППО,семинары, практикумы; решение Совета педагогов ДОУ, производственного совещанияс рекомендациями о внедрении ППО; контроль за выполнением решений, оказаниенеобходимой помощи в преодолении возникших затруднений.
Итак,необходимо использовать разнообразные активные формы распространения ППО.2. Массовый и новаторский педагогический опыт. Пути, методы,обобщение и их значение в развитии педагогической науки
Распознавание,изучение и обобщение содержания нового опыта является важной теоретической ипрактической проблемой. Многие учителя и методисты затрудняются при решениизадачи обобщения педагогического опыта. Это связано с недостаточнойопределенностью соответствующих путей обобщения в контексте системно-целостногоподхода. Отсутствие общих теоретических подходов на практике приводит к тому,что порой за содержание нового педагогического опыта выдается обещание будущихрезультатов. Особую роль проблемы обобщения нового опыта подчеркивает П.В.Копнин: «Изучение и обобщение передового опыта выполняет вгносеологическом отношении две функции: 1) оно служит проверкой ранеевыдвинутых теоретических построений, носящих гипотетический характер и 2)составляет основу новых больших теоретических обобщений».
Важноорганизовать изучение педагогического опыта целостно и всесторонне, опираясь насистемный подход, достоинство которого заключается в том, что с его помощьюможно выявить и представить сумму разрозненных явлений в качестве единойвзаимозависимой совокупности, когда каждый элемент внутри этой системырассматривается, с одной стороны, как автономная часть, а с другой — каксамостоятельная сложная система, включающая в себя другие элементы.
Процессобобщения педагогического опыта включает в себя следующие процедурные этапы:распознавание его специфики, интерпретация и описание. В период восприятия ипредварительного знакомства применяются эмпирические методы сбора информации(опрос, наблюдение, работа с документацией и др.), идут процессы распознаванияособенностей педагогического опыта, его интерпретации, происходитпреобразование и моделирование педагогической деятельности учителя, учебныхдействий учащихся, выявляется специфика в учебно-воспитательной работе учителя,основной упор делается на теоретические методы исследования.
На этапеописания весь собранный материал обобщается, систематизируется и излагается влитературно обработанной форме с целью пропаганды и распространения. Результатможет быть изложен в виде педагогической монографии, методических рекомендаций,научной статьи, доклада, реферата, дипломной или курсовой работы и т.п. Восновном здесь применяются законы, методы и приемы формальной логики — объяснение, доказательство, классификация и др., что необходимо для построениянаучного дискурса.
Рассмотримкаждый из обозначенных этапов подробнее. Этап распознавания педагогическогоопыта начинается с создания гипотезы о воспринимаемом объекте, которая можетбыть сформулирована на основе априорной модели объекта или его предварительногоанализа. Затем уточняется представление об объекте, что предполагает проверкугипотезы и требует дополнительного анализа объекта с использованиемконтекстуальной информации и других источников знаний. Для определения целогонеобходимо определить его части и рассмотреть их в составе целого. Целостныйпроцесс восприятия педагогического объекта возможен лишь в рамках гипотезы о всесторонневоспринимаемом объекте.
Передисследователем может быть поставлена задача обобщения опыта работы того илииного педагога, того или иного образовательного учреждения. В большинстве своемречь может идти об обобщении массового педагогического опыта, отличающегося отпередового опыта учителей-новаторов. Массовый — это опыт типичных школ ивнешкольных учреждений, отражающий достигнутый уровень развития педагогическойпрактики и реализующий в ней достижения педагогической науки. Основное отличиеопыта работы типичных школ от передового заключается в том, что в последнемдостигается высокий результат образовательной деятельности, в нем присутствуютэлементы новизны, оригинальности и новаторства.
Относительнопоследнего признака заметим, что нередко субъективный подход к оценке нового вбольшей степени зависит не от работы учителя и его достижений, а от позицииисследователя, обобщающего его опыт. Ф.Ш. Терегулов считает, что «любаяпедагогическая деятельность, любой педагогический опыт, хотя бы в небольшой степени,всегда является самостоятельным и несет в себе новизну».
Дело в том,что педагогическое новшество может быть выделено на разных уровнях. Согласнопозиции Ф.Ш. Терегулова, при обобщении опыта новизну можно найти у каждогоучителя на одном из трех уровней: теоретических идей и положений; методическихрекомендаций и принципов; индивидуального педагогического мастерства,педагогической техники.
Исследователипроблемы обобщения педагогического опыта в качестве основных критериевуказывают на новизну, оптимальность, соответствие достижениям педагогическойнауки, результативность и др. Все вышеназванные критерии по сравнению скритерием результативности отличаются субъективным подходом к выдвижению тогоили иного образовательного учреждения в качестве носителя передового опыта,некоего образца. Например, новизна, как было отмечено выше, проявляется вработе каждого учителя на том или ином уровне. Критерий оптимальностипредполагает оптимальное сочетание используемых приемов, методов и содержанияпедагогической деятельности, что похоже на «масло масленое», так каксам термин может быть определен только через понятие результативности.
Критерийсоответствия достижениям педагогической науки основан на предположении, чтотеория всегда идет впереди практики, прокладывая для нее перспективные пути,прогнозируя будущие результаты. Однако это не всегда так, поэтому критерийнаучности может стать тормозом на пути прогресса не только при оценке практики,но даже и оригинальных гипотез внутри самой педагогической теории.
Главнымкритерием определения передового педагогического опыта является высокаярезультативность, так как обоснованное суждение о работе можно вынести лишь приполучении конечных результатов, а не запланированных достижений. Критерийрезультативности нуждается в пояснении. Она сводится к уменьшению учебноговремени на проработку материала при одновременном увеличении объема усвоенныхзнаний, умений и навыков. Критерий результативности характеризуется черезпонятия интенсивности и эффективности педагогического труда. Высокаяинтенсивность понимается либо как экономия времени, либо как резкоеколичественное увеличение усвоенного учебного материала при тех же затратахвремени, что и раньше. М.Н. Скаткин и О.С. Богданова подчеркивали: «Болеепередовым является тот опыт, который обеспечивает положительный результат применьшей, чем обычно, затрате времени и сил учителя и учеников. Нельзя считатьпередовым опыт, при котором высокий уровень знаний по одному предметудостигается за счет других дисциплин».
Высокая эффективностьпедагогического труда проявляется в том, что при тех же затратах времени,помимо традиционного усвоения материала, происходят целенаправленные измененияв психике учащихся: развивается интеллект, формируется креативность мышления,воспитываются нравственные качества личности. Эффективность означает достижениеустойчивого многолетнего положительного результата в обучении и воспитании.Необходимо, чтобы ученики овладевали прочными и твердыми знаниями программногоматериала, становились развитыми, а не просто знающими людьми. Косвеннымобразом на это обращали внимание М.Н. Скаткин и О.С. Богданова: «Толькотот опыт обучения, — читаем мы в монографии „Методы педагогическихисследований“, — можно считать действительно положительным, которыйобеспечивает значительные сдвиги в общем развитии школьников. Показателямиэтого могут служить возросшая наблюдательность учащихся; умение анализировать исинтезировать, абстрагировать и обобщать, а в области практических действий — умение провести детальный анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделитьнеобходимые рабочие операции, наметить их последовательность; в процессе работыконтролировать свои действия, соотнося заготовку и образец, и вовремя вноситьнеобходимые коррективы в свои действия».
Итак, этап распознаванияпедагогического опыта предполагает отделение передового опыта от массового покритерию «результативность» путем определения устойчивыхположительных результатов педагогической деятельности. Тем самым передовой опытобособляется из массового. При определении результативности обучения нельзядопускать откровенного очковтирательства, живучей повседневной процентомании,преднамеренного завышения отметок. Отличники и двоечники всегда есть и вслабом, и в сильном классе; другое дело, какое педагогическое содержаниекроется за этими «двойками» и «пятерками» в том или иномслучае.
Этапинтерпретации педагогического опыта характеризуется распознаванием и обработкойновой информации. Этой проблемой в 60-х гг. XX в. начали заниматься специалистыв области физиологии мозга и вычислительной техники, которые хотели понятьмеханизм возникновения реакции организма на воздействие среды. Теоретическиенаходки того периода во многом актуальны для современного понимания процессовраспознавания содержания передового педагогического опыта.
Образывнешнего мира не заложены в человеческий мозг изначально, они не передаются понаследству от родителей к детям. Это продукт творческой работы человеческогомозга. Восприятие объектов внешнего мира — процесс достаточно объективизированный,тогда как переработка воспринимаемой информации головным мозгом зависит оттеоретической подготовленности и направленности исследователя, от корректностивыдвинутой рабочей гипотезы, от уровня и качества научной методологическойрефлексии. Исследователь, не владеющий методологической грамотностью, незнающий основ педагогической теории, уподобится начинающему велосипедисту,которого так и тянет проехать мимо ровного места и уверенно свалиться в канаву,помимо и вопреки его желаниям.
Образ внешнегомира представляет собой продукт нашего восприятия, соотнесенный с определеннойкатегорией, поэтому основная функция головного мозга заключается в отделенииценной информации от «шума». Соответственно процесс распознаваниясодержания нового педагогического опыта заключается в сочленении разрозненныхпедагогических действий в стройную теоретическую систему.
Изучаяпедагогический опыт, анализируя и обобщая его целостно и всесторонне, обратимособое внимание на следующие вопросы: что удается учителю лучше, чем другим?Каким образом получены положительные результаты его образовательнойдеятельности? За счет каких факторов он добивается увеличенияпроизводительности своего труда? Какие ограничения имеются для воспроизводстваи тиражирования данного опыта?
В целяхвсестороннего анализа при обобщении педагогического опыта следует применятьсистемный подход, который заключается в том, что педагогический объектрассматривается как целостный феномен, состоящий из частей, связанных междусобой определенными отношениями. Так, образовательная деятельность может бытьрассмотрена как процесс обучения и воспитания, разделенный на урочную ивнеурочную работу. Обыкновенный школьный урок может предстать структурой,состоящей из деятельности учителя и деятельности учащихся. Преподавание можетбыть выражено в виде организационных форм подачи учебного материала, методоввзаимодействия с учащимися, а методы могут состоять из приемов, которыерасчленяются на отдельные действия и т.д. При этом перечисленные дидактическиесредства на практике сочетаются, взаимосвязаны, разъединить их можно лишьтеоретически, мысленно абстрагируясь от конкретной ситуации.
Швейцарскийпсихолог Ж. Пиаже в психологии познания выделил две фазы: ассимиляции иаккомодации. Первая — это включение нового объекта в старые схемы, освоениенового в компонентах старых, объединение частных в более общую. Ассимиляцияпротекает в виде таких логических операций, как: классификация, объяснение,доказательство. Аккомодация есть перенос актуализирующихся исходных схем применительнок новым объектам путем изменения их структуры посредством конструирования новыхсхем. Следовательно, обобщение педагогического опыта может быть произведенолибо как ассимиляция в рамках существующей педагогической теории, либо какаккомодация путем создания новой педагогической системы.
Согласнозакону единства и борьбы противоположностей, противоречия являются движущейсилой всякого развития, поэтому диагностика опыта работы учителя должнаначинаться с анализа педагогических противоречий и найденных путей ихпреодоления. Следовательно, суть обобщения педагогического опыта заключается ввыявлении системы методических приемов, разработанных тем или иным педагогомдля преодоления конкретных педагогических противоречий.
Ф.Ш.Терегулов считает, что конечный результат деятельности учителя определяетсятремя компонентами:
уровнемобщепедагогических знаний, мастерством владения методиками преподаванияшкольных предметов и ведения воспитательной работы, а также сформированностьюпедагогического мышления, наличием морально-этического потенциала.Следовательно, в процессе обобщения педагогического опыта эти компоненты иследует диагностировать. Из перечисленных наиболее сложна диагностика третьегокомпонента, т.е. определение эмоционально-ценностной сферы.
Описаниевыявленного, изученного передового педагогического опыта являетсязаключительным этапом. Оно должно соответствовать требованиям системного,целостного подхода, как и два предыдущих этапа. Согласно методологическимобщенаучным требованиям, целостное описание класса объектов должно отвечатьдвум основным условиям: во-первых, все объекты данного класса соответствуютданному предположению; во-вторых, ни один объект другого класса неудовлетворяет ему. Целостность восприятия предполагает, что все источникиинформации должны по возможности перерабатываться одновременно, а непоследовательно.
Существуютдва вида целостного описания объектов: шаблонное и структурное. Первоепредполагает представление объекта в системном виде, когда, например,предварительно задано, что описание должно быть произведено с позициймарксистской философии и отечественной традиционной педагогики. Принятые длясистем компоненты (цели, задачи, принципы, содержание, методы, формы, средстваи результат) регламентируются, как правило, политическими требованиями,превращая образовательную деятельность в некий шаблон, придавая ейкомандно-административную направленность. Шаблонное описание педагогическихявлений пригодно лишь в тех случаях, когда ему подлежат те педагогическиесистемы, основные свойства и характеристики которых хорошо разработаны.
Структурноеописание устанавливает взаимосвязи между элементами, деталями, отдельнымидействиями и приемами, применяемыми в образовательной деятельности, уточняетпричинно-следственные отношения, существующие внутри педагогической структуры.Каждый из отдельных элементов, рассматриваемых в ней, может, в свою очередь,быть объектом, подвергнутым аналитическому описанию. Все это приводит кзначительному усложнению процедуры структурного описания педагогическойдействительности, зато полезно в ситуации функционирования нестандартныхобъектов с высокой степенью изменчивости, например, для описанияиндивидуального творческого стиля педагогической деятельности конкретногопедагога-новатора, работающего в традиционной школе.
Итак,обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостногоподхода происходит следующим образом. Сначала выдвигается предположение овоспринимаемом объекте, выделяются и интерпретируются его составные части,после чего делается попытка сконструировать из частей некое целое для проверкиистинности исходной гипотезы. Воспринимаемый объект интерпретируется в рамкахкакого-либо целостного образования, внутри системы, потому что, изучая деталиобъекта, невозможно с уверенностью судить об объекте в целом. Целостноеописание педагогических объектов может быть либо шаблонным, либо структурным.Первое пригодно в тех случаях, когда дополнительно исследуется известноеявление, структурное описание — при недостаточной изученности содержанияпедагогического опыта. В процессе распознавания исследователь принимает вовнимание знания о педагогической специфике объекта, предысторию развитиясуществующей ситуации обучения, а также информацию общего контекста.
Списокиспользованной литературы:
1. ЕрофееваТ.И. Семинарские и практические занятия по курсу «Методология и методикапедагогического исследования». — М., 1997.
2. ЗагвязинскийВ.И. Учитель как исследователь. — М. — 1997.
3. СкаткинМ.Н. Методология и методика педагогических исследований. М. — 1996.
4. Основыдошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. — М., 1980.
5. Подготовкастудента — исследователя в системе вузовского образования./Под ред. В.И.Ядэшко, В.И. Яшиной. — М.,1996.
6. Творческийпоиск, передовой опыт, Новаторство//Советская педагогика — 1986. Аркин Е.А.
7. Опедагогическом опыте: Изучение и обобщение педагогического опыта // Ребенок вдошкольные годы. — М., 1968.
8. Дошкольная педагогика /Под ред. В.И. Логиновойи Н.Г. Саморуковой. М., 1989.