Реферат по предмету "Педагогика"


Исследование творчества А.Л. Барто

Тема урока: исследованиетворчества А.Л. Барто
Оборудование:
— карточкиформата А4 с фамилиями авторов и названиями изученных
стихотворений
— сборникстихотворений А. Барто для каждого учащегося.

Ходурока
1   Организационныймомент
— Сегодня науроке чтения нам потребуется быть особенно внимательными как настоящие исследователи-литературоведы.Поможет настроить внимание наша любимая игра «Муха».
Приведём краткоеописание правил игры. На доске начерчено игровое поле: квадрат, разделённый на6 одинаковых квадратов. В центре сидит воображаемая муха, она движется поодному шагу вниз, вверх, вправо и влево по игровому полю. Учитель задаёт путьмухи, а дети должны указать, где она оказалась. Цветной магнит показываетместоположение мухи. Игровое поле может быть открытым для обозрения, а можетбыть и скрыто.
2Проверка домашнего задания
— Прекрасно,ваше внимание настроено, давайте подведём некоторые итоги работы по разделу«Поэтическая тетрадь».
— Произведения какого жанра в нём представлены?
— Стихотворения.
На доскезакреплены в произвольном порядке карточки, на которых написаны фамилии авторови названия произведений: С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, Е. Благинина. Разлука,Гроза днём. Котёнок. Если. Кукушка.
— Прочитайтезаписи на доске. На какие две группы можно их разделить?
— Фамилииавторов и названия произведений. Дети формируют группы.
— Что теперьнеобходимо сделать для правильности оформления?
— Соотнести фамилиюавтора и название произведения. Дети выполняют работу. В случае возникновенияразногласий обращаются к разделу учебника «Содержание».
— Заданиевыполнено правильно.
3Сообщение темы урока.
— Сегодня мы будемисследовать произведения одного из этих авторов. Постарайтесь узнать его самипо отрывкам из произведений: «У Танюши дел немало. У Танюши много дел: Утромбрату помогала, Он с утра конфеты ел…», «Почему сегодня Петя просыпался десятьраз? Потому что он сегодня поступает в первый класс…».
— АгнияЛьвовна Барто.
На доскеостаётся карточка с записью фамилии автора, остальные снимаются.
— Мы проведёмисследование – изучение творчества поэта. Исследователь – прежде всеговнимательный и заинтересованный читатель, от которого не ускользнёт ни однослово автора. Итак, давайте откроем книгу на странице 115 и начнём нашу работу.
4Основной этап – процесс исследования.
— Материалдля нашего исследования перед вами. Стихотворение «В театре».
Послушайтеего.
— У многих извас я заметила улыбку. А ведь её подарила нам Агния Львовна Барто.
— Как же ейэто удалось? В чём секрет общения автора с читателем?
— Чтобыприоткрыть эту тайну поэзии мы будем перечитывать это стихотворение по частям,наблюдать за мыслью автора и делать выводы. Приступим к работе.
— Какназывается стихотворение? Тот, кто его не читал, может подумать что оно о…. (интересном спектакле и т.п.). А так ли это на самом деле? (Нет). Ожиданиячитателя и героя (совпадут или нет), проверим.
— Итак,прочитайте первое четверостишье.
Когда мнебыло
Восемь лет,
Я пошла
Смотретьбалет.
— Сколько летбыло нашей героине?
— Она моложеили старше вас?
— А чтопредставляет собой балетный спектакль?
— Что же мыузнали о героине?
— Маленькаядевочка первый раз в театре.
— Прочитаемследующий отрывок.
Мы пошли сподругой Любой,
Мы в театресняли шубы,
Сняли тёплыеплатки.
Нам в театре,в раздевалке,
Дали в рукиномерки.
— В какоевремя года происходит действие? Докажите.
— Впервыепоявляется предмет – герой этого стихотворения? Что это такое?
— Номерок.
— Читаемследующий отрывок.
Наконец-то яв балете!
Я забыла всёна свете!
Даже трипомножить на три
Я сейчас быне смогла,
Наконец-то яв театре!
Как я этогождала!
— Сколько внём предложений?
— Скольковосклицательных? Прочитайте их.
— Для чегоавтор их использует?
— Какиечувства переполняют девочку?
— Волнение,предвкушение радости.
— Трудно литри помножить на три?
— Почемудевочка не смогла бы это сделать?
— Какое словоповторяется в начале двух предложений?
— Для чего?
— Долгождала. Мечтала побывать там.
— Продолжаем.
Я сейчасувижу фею
В белом шарфеи венке.
Я сижу,дышать не смею,
Номерок держув руке.
— Что мечтаетувидеть девочка?
— Почему несмеет дышать?
— Замерла отвосторга, ждёт начала спектакля.
— При этомнаш маленький герой не забыт. Прочитайте и о нём.

Вдруг оркестргрянул в трубы!
Мы с моейподругой Любой
Дажевздрогнули слегка.
Вдруг вижу –нету номерка.
— Отчеговздрогнули подружки.
— Какой глаголиспользован для названия действия оркестра?
— Грянул.
— Как этопонять?
— Громкозаиграл.
— В какоймомент напряжение достигает предела?
— Вдруг вижу…Автор ставит тире – остановка, пауза.
— Что моглабы увидеть девочка?
— А тутнеожиданно…
— Нету номерка.(Улыбка читателя.)
— Феякружится на сцене –
Я на сцену негляжу.
Обыскала всеколени –
Номерка ненахожу!
— Читательвидит два «спектакля». Один – на сцене
— Прочитайтеоб этом. Всего 1 строчка.
— А второй –что это?
— Поискномерка. Прочитайте об этом. Уже 3 строки!
— Интересуетли девочку то, что происходит на сцене? Докажите.
— Я на сценуне гляжу (Как и читатель, он не смотрит балет, а ищет номерок)
— Может, он
Под стуломгде-то?
Мне теперь
Не до балета!
— Прочитайтевосклицательное предложение.
— Напряжениеснова нарастает. Связано ли оно с тем, что девочка видит на сцене?
— Нет.
— Почемудевочка так озабочена этой потерей?
— Какобъяснит потерю в раздевалке, получит ли одежду, вспомним – зима, в театре безродителей…
— Можно липонять её?
— Да, ейвсего 8 лет, испугалась, растерялась…
— Всё сильнейиграют трубы,
Пляшут гостина балу,
А мы с моейподругой Любой
Ищем номер наполу.
— Какразвивается действие на сцене? ( И чуть ранее)
— А чемзаняты девочки?
— Очень яркопредстают наши два спектакля. Они противопоставлены. Высокое, прекрасноеискусство балета с одной стороны, а с другой….
— А МЫ…. Гдеищут номер?
— На полу(даже не на коленях). Ещё один повод для улыбки.
-Укатился онкуда-то..
Я в девятыйряд ползу.
Удивляютсяребята:
— Кто тамползает внизу?

— Какимглаголом названо действие девочки, сколько раз он повторяется?
— Сравниранее два спектакля…. Гости пляшут…… ползает внизу
— Как выдумаете, что чувствует девочка, пока ищет номерок?
— Обиду,досаду, злость, волнение…
— Почему онаих испытывает?
— Мечталаувидеть балет, ждала этого, а тут…
— По сценебабочка порхала –
Я не видаланичего:
Я номероквезде искала
И наконецнашла его.
— Что жедевочка видела в театре?
— Я не видаланичего.
— А на чтонадеялась, о чём мечтала? Ранее…
— Но все-такикакое-то радостное событие произошло.
— Девочканашла номерок.
— Но тут какраз зажёгся свет,
И все ушли иззала.
— Мне оченьнравился балет, -
Ребятам ясказала.
— Как выдумаете, на что надеется девочка, когда находит номерок?
— Посмотретьспектакль.
— А чтопроисходит?
— Спектакльзаканчивается и все уходят.
— Что говоритгероиня ребятам?
— Видела лиона балет?
— Почемусоврала?
— Стыднопризнаться, досадно, что так получилось…
— Что забалет показывали? Можно предположить?
— «Золушка».
— Я думаю,что не спроста выбран этот балет автором. Наша героиня как Золушка, мечтала опрекрасном бале во дворце, да только в сказке все было волшебно, а сбылась лимечта девочки увидеть прекрасный балет?
— Ксожалению, нет. И ей это очень обидно, но признаться она не хочет.
Ожиданиягероини не оправдались. Вернёмся к названию. А была ли она в театре? Да, нет,она пришла, но ничего там не смогла увидеть, и мы вместе с ней. Мы вместе сгероиней и её подругой искали номерок.
— Давайтеподумаем, какова позиция автора этого стихотворения. Прочитайте третий вопрос.
— Как Бартоотносится к девочкам: осуждает их или с доброй улыбкой им что-то подсказывает?
— Автор хочетчто-то посоветовать девочкам.
— Как выдумаете, что? Ведь автор не высказывает своего мнения прямо, не делает вывода,и оставляет это право за нами.
— Возможно,быть внимательнее. Поискать номерок можно было и в антракте, а спектакль уже неповторить…
Агния Барто –чуткий и умный собеседник, поэт, который умеет говорить с читателем любоговозраста – от малышей до мам и пап.

5Расширение читательского кругозора
— Перед вамисборник стихотворений.
— Какуюинформацию о книге можно узнать по обложке?
— Фамилиюавтора, название книги, издательство, серию.
— Можно лиузнать жанр произведений?
— Да, это стихотворения.
Учащиесячитают по выбору стихи из книги «Я на уроке в первый раз».
— Понравилисьли вам стихи из этой книги?
— А сейчас япрочитаю вам одно из своих любимых стихотворений Агнии Барто.
ЗОЛОТАЯМИШУРА
Нарушено,нарушено
СпокойствиеАндрюшино!
До сих порбывало так:
Нужно сделатькрасный мак
Или склеитьрамочку –
Он попроситмамочку.
Расцелуетямочки
На щеках умамочки,
И уже готовамать
И тетрадкилиновать,
И закладкирисовать.
Жил замаминой спиной,
Как закаменной стеной.
Вдругнагрянула беда,
Как всегда,негаданно.
Кпонедельнику, к утру,
К школьнойёлке мишуру
Сделать былозадано.
— Сделай,мамочка, к утру
Золотуюмишуру!
Вы подумайте,отказ
Получил он вэтот раз!
Как же этопонимать?
— Сделай сам,- сказала мать. –
На себя я неберу
Всех твоихзабот.
— Сделай, мамочкак утру
Золотуюмишуру! –
Сын ужеревёт.
Золотуюмишуру,
А иначе яумру!
Матьвздыхает: поздний час,
Сыну спатьпора.
— Так и быть!В последний раз…
Будет мишура!
Вытер слёзынаш герой,
Он ложитсяспать.
И сидит надмишурой
Мамочкаопять.
Дотемна сидитона,
За окномблестит луна,
Все огнипотушены…
Скоро ёлка,Новый год!
Пусть онтвёрдость принесёт
МамочкеАндрюшиной.

— Что желаетавтор Андрюшиной маме?
— Очень частоавтор называет её ласково, как?
— А какойчеловек Андрюшина мама?
— Как высчитаете, для чего ей проявлять твёрдость?
— А какимобразом получит эту твёрдость Андрюшина мама?
Вот такделикатно, тактично находит Агния Барто добрые слова для каждого читателя. И янадеюсь, что вы ещё не раз обратитесь к ее стихам.
6Подведение итогов урока
— Произведениякакого автора мы читали сегодня?
— Какоестихотворение мы исследовали?
— О ком пишетАгния Барто в своих произведениях?
Выставлениеоценок. Рекомендации для домашнего чтения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.