ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ И ТУРИЗМУ
КАМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ФИЗИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЫ
Факультет; дневногообучения
Специализация: Группа: 32 Преподавательфизической культуры
АБУБАКИРОВА
ФИРУЗА ШАВКАТОВНА
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИБУДУЩЕГО
УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ.
Курсовая работа
«Допустить к защите»
к.т.н., доцент, зав.
кафедрой ТОФК
__________ Шемуратов.Ф.А.
"___"____________2001 г.
Научный руководитель:
к.п.н., доцент
______________ Имашев А.М.
Набережные Челны — 2002
В В Е Д Е Н И Е… 3
ГЛАВА 1.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР… 5
1.1.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ… 5
1.2.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ… 6
1.3. СРЕДСТВАПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ 9
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ,ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ… 15
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ… 19В В Е Д Е Н И Е
Профессиональная подготовка будущего учителя впроцессе образования — важнейшая функция существования и развития человеческогообщества (1). Важное место в системе подготовки высококвалифицированных кадровисследователи отводят профессиональной подготовке специалистов с высшимобразованием. От нее зависит воспитание всего подрастающего поколения. Важнейшим звеном системы обшепедагогической профессиональной подготовкиучителя является педагогическая практика. Она является связующим звеном междутеоретическим обучением будущих учителей и практической деятельностью молодого специалиста. А так как ВУЗ является последней инстанцией перед вступлениембудущего специалиста-педагога на самостоятельный профессиональный путь, товажность профессионально-практической подготовки его в стенах института труднопереоценить. Поэтому среди проблем подготовки ФК-педагогических кадров в ВУЗесо значительной остротой выделяется ПРОБЛЕМА их профессиональной подготовки.
АКТУАЛЬНОСТЬ исследованияэтой проблемы заключается в ряде положений. Ее социальный смысл связан собщим курсом страны на более интенсивное, ускоренное развитие нашего общества и большой значимости труда педагога-профессионала в деле образованияподрастающей смены, с ликвидацией педагогических и экономических «издержек» общества на длительную адоптацию начинающего специалистак условиям самостоятельной педагогической деятельности.
Практико-педагогический весуказанной проблемы заключен в полноценном обеспечении роста профессиональнойготовности специалистов по ФК в стенах ВУЗа, эффективном формированиипрофессионально значимых знаний, умении и навыков в период обучения винституте, которые лежат не только в основе успешного овладения знаниями, но и в основе профессионально-практической подготовки к будущейпедагогической профессии, определяют критерии достиженияобразовательно-воспитательных целей и задач подготовки будущего специалиста.
Важность решенияпоставленной проблемы исходит и из того, что возрастает роль личностиспециалиста, его профессиональной готовности в период рыночных отношений игуманизации во всех сферах деятельности людей. Быстрые темпы развития наукии техники, рост потока научной информации, увеличение возможностей повышения общей культуры, развития духовных потребностей позволяет углубить, актуализировать деятельностную активность, самостоятельность личности,реализовать ее творческий потенциал. Требование же улучшать работу поподготовке кадров в практическом аспекте было и остается важным иактуальным во все времена.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬданного исследования заключается в выявлении реального состоянияпрофессиональной готовности будущего учителя по ФК на всех этапах его становления в условиях ВУЗа.
ОБЪЕКТОМ нашего исследованияявляются студенты КамГИФК в городе Набережные Челны, подвергающиесяисследованию в 2000-2001 и в 2001-2002 учебных годах.
ПРЕДМЕТОМ нашегоисследования стали уровни сформированности ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ-НАВЫКОВ (ЗУН) ОСНОВНЫХ ПЕДАГОГЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (ОПФ) у будущих учителей по физическойкультуре (БУФК).
ЦЕЛЬЮ нашей работы является исследование характера и структуры профессиональной готовности БУФКпо оценке экспертов (преподавателей высшей физкультурно-педагогической школы).
ГИПОТЕЗА, лежащая в основенашего исследования, заключается в следующем научном предположении: еслипровести диагностический срез по состоянию отработанности ЗУН ОПФ у БУФК, то можно получить результаты, характеризующие профессиональную готовность БУФК.
Из поставленных гипотезы ицели вытекают следующие ЗАДАЧИ:
1. изучить литературные источники;
2. выявить профессиональную готовность БУФК;
3. охарактеризовать динамику измененияпрофессиональной готовности и ее составляющих.
МЕТОДЫ исследования:
— анализ литературы;
— анкетирование;
— математическая статистика.
ГЛАВА1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР1.1.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ
Вопросы профессиональнойподготовки БУФК изучаются такими современными педагогами как О.А. Абдуллина,Н.Н.Згрязкина, В. П.Беспалько, Ю.Г.Татур, Н.В.Кухарев, Г.В. Степанова, М.М.Рыбокова, И.А.Бутенка, М.М.Боген, А.А.Полякова, и многими другими. Вработах этих и других авторов, в частности отмечается, что современноесостояние подготовки педагогических кадров в ВУЗах страны, глубина и темпыпреобразований в высшей школе не отвечают потребностям общества на нынешнемэтапе его развития. В них вскрываются диалектическое противоречие междудостижениями высшей школы и ее возможностями и потребностями общества в ней вэтот период, разрешение которого является главной задачей вузовскойпедагогики.
Исследователь подготовкипедагогов О.А.Абдулина пишет: «главным недостатком подготовки нынешнихвыпускников является разрыв между теоретическими знаниями и навыками их практического использования, отсюда слабое владение практическими умениями инавыками» (1, с.75).
Е.П.Белозерцев также считает, что «в профессиональной подготовке выпускников педагогических учебных заведений, имеются следующие недостатки: неумение применять знанияв конкретной педагогической ситуации, отсутствие навыков изучения школьников иналаживания с ними контактов»(2, с.37)
.О.А.Абдулина иН.Н.Загрязнина пишут: «в ходе педагогической практики появляется возможность проявить себя, правильно ли выбран жизненый путь, соответствует лиличностные качества требованиям педагогической профессии, выяснить, любишь литы детей : начинается процесс профессионального самовоспитания»(14, с.23).
Н.Е.Шуркова считает, что«практика очень важное звено в професиональном росте специалиста.Это звенопредшествует не посредственной практике, лвляясь связуюшим элементом междуизучаемой теорией и практической деятельностью молодогоспециалиста»(4, с.3).
Е.П.Белозерцев, исследовавшийподготовку учителя считает, что «в настоящее время выпускники педВУЗА необладают в полной мере не одним из следующих наиболее обобщенных мненийвыявить степень сформированости личности и коллектива, ставит конкретные задачи дальнейшего развития личности, отбирать необходимые средства длярешения поставленной задачи, оценивать полученный результат усвоения знаний,развития личности» (2, с.92).
В коренном изменениинуждается вся система семинарских, лабораторно-практических занятий и практикумов. Главным их назначением должно стать применение знаний в практическойдеятельности (там же). Анализ учебных планов педагогических вузов, проведенный Е.П. Белозерцевым и по специальности физическое воспитание, показал, что динамика бюджета времени иллюстрирует усиление теоретической подготовки студентов против практико-деятельной за последние более чем 20 лет.
Известно, что решающейфигурой перестройки всей системы образования является учитель, преподаватель, апотому удельный вес его практической подготовки, профессиональной подготовки кпедагогической деятельности, как неотъемлемой частью овладении студентамиосновательными практическими умениями и навыками приобретает особую значимостьв перспективе их будущего педагогического труда. Для педагога важнейшеезвено его профессиональной деятельности заключается в практике
воспитания, обучения и развития подрастающегопоколения. Для будущего учителя элементы этой деятельности должны проявляться в реальной практике уже в стенах ВУЗа, хотя бы на элементарномуровне. И чем раньше будущий специалист начнет применять получаемые знания, тем больше у него возможностей для совершенствования, повышения уровня своейпрофессиональной готовности, квалификации, для овладения педагогическиммастерством. Воспитание и образование человека неотделимо от егопрактического участия в созидательном труде на благо народа. Введение вучебно-воспитательный процесс ВУЗа системы практических знаний, задач,ситуаций, проблем позволяет формировать, отрабатывать у студентов практическиеумения и навыки, необходимые им в их дальнейшей работе, овладевать основнымипедагогическими функциями. В этой связи в первоочередной задаче подъемакачества подготовки педагогов предметом особой заботы в вузовском учебно-воспитательном процессе должно стать применение в работе таких активныхсредств, форм, методов, приемов работы по профессиональной подготовкистудентов, как моделирование производственных и практических ситуаций, деловыеигры, и т.п., которые отвечали бы задачам эффективного формированияпрофессионально значимых умений и навыков у будущих учителей. Потому, что1.2.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изучая проблемы профессиональной подготовки будущих учителей в ВУЗе, исследователи обращают свое внимание на те формызнаний, которые способствуют формированию практических умений и навыков. Впервую очередь это относится к учебной практике. Учебно-практическаядеятельность (УПД) — это процесс решения практических задач, направленных на выполнениепрактических заданий по теоретическим дисциплинам, требующих применениятеоретических знаний на практике. Это положение учебно-практической деятельности отмечается и в публикациях ученых.
Как отмечается в материалах сборника научных статей 1987 года в г. Тарту (Вып. IX, с. 3-13):«Формирование способностей к профессиональной деятельности должнопроисходить вне и до включения обучаемого в эту деятельности должнопроисходить вне и до включения обучаемого в эту деятельность через обеспечениеотношения имитации между учебной и профессиональной деятельностями».
В.С. Леднев отмечает, что«учебная практика как практика в условиях учебного заведения является органической частью учебно-воспитательного процесса в ВУЗе, обеспечивая соединение творческой подготовки с их педагогической практикой вучебно-воспитательных учреждениях» (28).
Л.А. Любушкина, исследуя трудности адаптации стажеров-учителей ФК к педагогической деятельности, приходит к выводу, что необходимо особое внимание уделять организации ипроведению предпрактики и более совершенной методической подготовке студентов, в частности, по частным методикам спортивных дисциплин (29).
" В учебном процессе профессионально-педагогическая подготовка, направленная на формирование педагогического мастерства будущих учителей, реализуется лишьчастично, хотя резервов и путей ее совершенствования много", - отмечает В.С. Васильев,- необходимо на практических занятиях акцентироватьсоставляющие педагогического мастерства с анализом деятельности проводящего;рамки учебной практике раздвигают-
ся и охватывают все время конкретной дисциплины"(24).
По мнению О.А.Абдуллиной комплексная организация деятельности студентов предполагает сочетание учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной практическойдеятельности. УПД определяется как «процесс решения практических задач, направленных на выполнение практических заданий по теоретическим дисциплинам, требующим применение теоретических знаний на практике» (1).
Однако, как пишет Е.П. Белозерцев, подвергая анализу УПД будущих учителей, «в системеподготовки учителя ФК не выработалось четких представлений об оптимальномсоотношении форм обучения студентов и времени, отводимом на каждую форму»(2, с.201). И далее: «изменение числа часов, отводимых на виды спортапрофессионально-методического цикла, являющегося основным в методическойподготовке будущих учителей ФК, не имеет четкой логики, научно не обосновано,не согласуется со школьной программой» (там же, с.202).
Противоречивый характер положения дел в системе учебно-практической подготовки будущих учителейфизической литературы описывается Е.П. Белозерцевым и далее, что совпадает ис результатами наших наблюдений в течение ряда последних лет. «Усилениепрактической подготовки будущих учителей физической культуры связано сувеличением объема педагогической практики по общей профессиональнойподготовке, проводимой для всех педагогических специальностей и не отражающей
специфику будущей профессии. Профессиональная подготовка учителя физической культуры (методика физического воспитания) несоотносится с содержанием школьной программы, на реализацию которой даннаяподготовка нацелена. Здесь также отсутствует логика в выделении учебных часовна каждый раздел школьной программы (6, с. 203); за анализируемый периодработы факультетов физического воспитания (1963- 1985 гг.) не достигнуточеткого распределения учебных часов, так и учебных дисциплин по различным направлениям профессиональной подготовки. Об отсутствии четких критериев воценке знаний студентов свидетельствует такой факт: в одном учебном плане попредмету предполагается экзамен, в другом по этой же дисциплине — зачет, втретьем — курсовая работа» (6, с.204).
Мы согласны с доводами вышеупомянутого автора и в рамках нашего исследования анализируем программныйматериал по УП на специализации. Анализу подвергнуты следующие специальные дисциплины специальности учителя ФК, профессионально значимые для работы вобщеобразовательной школе: «Гимнастика и методика преподавания»;«Легкая атлетика и методика преподавания»; «Спортивные иподвижные игры и методика преподавания»; «Лыжный спорт и методикапреподавания»; «Плавание и методика преподавания»;«Музыкально-ритмическое воспитание»; «Туризм и методикапреподавания»; «Спортивная борьба и методика преподавания».
Все перечисленные дисциплины включают учебную практику в качестве формы занятий. Содержание УПДБУФК включает формирование и отработку следующих программных профессиональныхэлементов основных педагогических функций: подача отдельных строевых: команд,распоряжений; отдача рапорта; объяснение упражнений; объяснение игры;построение, перестроение, расположение группы; составление, подбор комплексаупражнений для: разминки (обще развивающие упражнения), вводно-подготовительные части, основной части (специальные упражнения) урока,игры; выбор места руководства обучением, игрой; показ: обще развивающихупражнений, запланированных: преподавателем, самостоятельно, специальныхупражнений; владение терминологией; организация группы; составление иразработка средств, методов и форм физического воспитания; провести: общеразвивающее упражнение, специальное упражнение, подводящее имитационное иприкладное упражнение, разминку, зарядку, игру, часть урока, урок (занятие),тренировку; ошибки: определить основные, второстепенные, проанализировать их,указать пути их устранения; помощь и страховка; провести методический разбор(анализ) урока; обучить: видам: одному, нескольким, всем, игре; судейство:выполнить обязанности, обслужить соревнования, провести соревнования;инвентарь и оборудование: ремонтировать, обеспечить: занимающихся, занятие,игру, урок; место занятий, игры: подготовка, уход; работа с документами планирования:учебными, соревнования; анализ деятельности студентов; выполнениенаучно-методической и исследовательской работы; использование техническихсредств обучения; составлять конспект: части
урока, занятия, упражнений; организовывать игру,занятие; вести учет, контроль результатов соревнования; изменять упражнения повозрастным и физиологическим особенностям; моделировать педагогическиепроблемные ситуации - всего около 60-ти единиц наименования.
Анализ программногоматериала по учебной практике на факультете физического воспитанияпедагогического ВУЗа показал, что соотношение часов, отпущенных на вышеприведенные формы обучения специалистами, сдвинуто в сторону практическойподготовки будущих учителей физической культуры (на нее предлагается использовать больше половины рекомендуемого времени). Менее десятой частисовокупного времени отпускается на учебно-практическую деятельность. Необходимо также сказать, что большая часть дисциплин не выделила УП из всегоперечня форм занятий, определив для нее примерный объем времени. Этот фактговорит о том, что исследуемый феномен не пользуется столь пристальнымвниманием, какого хотелось бы. Наблюдается дублирование УП — материалов (И), цели и задачи УП довольно расплывчаты, умения-навыки, описанные в программе, не выполняют требований диагностичности, не разработаны временные нормативы(кроме дисциплины «Лыжный спорт и методика преподавания») наформирование наиболее важных групп функциональных элементов будущей педагогическойдеятельности студентов факультета. 1.3. СРЕДСТВАПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ
В последние десятилетия сцелью овладения определенными умениями-навыками в различных сферах деятельностилюдей чаще стали применяться деловые игры (ДИ) и их модификации, использование которых в высшей школе становится эффективным средствомподготовки специалистов. Здесь мы проведем некоторые параллели между понятиями профессиональная подготовка, учебно-практическая деятельность и деловая игра(ПП, УПД и ДИ) и их признаками в связи с тем, что феномены, ими обозначаемые, весьма близки по многим содержательным параметрам. Элементы игрового подхода впрофессиональной подготовке подрастающего поколения известны давно. От того,куда оно направит тот избыток сил, если следовать теории Ф. Шиллера, запас энергии, деятельностно-творческой потенциал, зависит участие его в игровой,а затем и в общественно полезной деятельности. Поэтому с древнейших времен людистарались направить игры подрастающего поколения в русло перспективнополезных актов, в дело. Сократ (V век до н. э.) и Платон (V-IV века до н. э.)говорили о необходимости применения игр в работе с обучаемыми.
Вопросами изучения игрпосвящено немало работ зарубежных авторов, среди которых В. Вунд, Ф. Шиллер,Г. Спенсер, К. Гросс, К. Бюллер, З. Фрейд. Некоторым подобием деловых игрбыли и предшествующие им военные игры-учения. В частности, таковыми стали«Потешные полки», организованные а XVII в. для забав молодого царяПетра, которые явились своеобразной формой подготовки будущего монарха к военнополководческой деятельности.
В наше время аналогиисовременных деловых игр появились в Санrт Петербурге. Это связано с созданием в1932 году организационно-производственных испытаний. И позже, в 1932 году,М.И. Калинин говорил о том, что студентами «надо было бы в институтенекоторую практику решения жизненно важных задач поставить»" (4).
Однако, наиболее широкоераспространенные деловые игры получили в связи с началом «эрыкомпьютеризации», возродившись с США в 1957 году. Отечественные научныеизыскания по проблемам использования ДИ датированы началом 70-х годов.
В 70-х г.г. Г.И.Щедровицкий изобрел модель коллективного мозгового штурма организационнодеятельностную игру, в которой происходит, осуществляется общая мысленнаяработа, коллективная мыследеятельность, ведется напряженный ситуационныйанализ, предпринимается проблематизация, вырабатываются новые ценности, новыецели, средства и методы их достижения, процессы и техно. Что же такое игра?Большинство дефиниций этого вида деятельности человека чаще всего проходитчерез понятия эмоции, забавы (play) роли, условной деятельности (perform), провила, ограничения от реального производительного труда (game).
Г.В. Плеханов считал, чтоигра — поражение труда, производная форма деятельности от труда, «дитятруда». Известно, что без человеческих эмоций невозможно познание истины.
А.С. Макаренко писал:«Игрушка тогда хороша, когда ребенок не играет, а действует» (5,с.40); «вся история отдельного человека как деятеля и работника может бытьпредставлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу»(там же, с. 72); «игра имеет важное значение в жизни человека, онаявляется подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом» (тамже, с. 79).
Советские ученые углубилиэто понятие, расширили, конкретизировали применительно к точке зрения психолого-педагогических наук. Таким образом, игра стала определяться какособый вид деятельности социального характера, производное первичного видадеятельности — труда (подобно умению); непродуктивная, около продуктивная, квазипродуктивная деятельность, мотивы которой находятся в собственнопроцессуальных актах деятельности — действиях, функциях и т.д.
Деловые игры определяютсячерез понятия модель, имитация, метод, форма, средство, тренинг, подготовка,трансформация и другие термины, описывающие положение деловых игр в общейструктуре деятельности человека. Выражаясь языком кибернетики можно сказать, что деловая игра характеризуется как формализованная упрощенная,направленная на существенные черты модель конфликтной педагогической ситуации.
«Деловая игра являетсяформой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональнойдеятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которыехарактерны для этой деятельности как целого» (6, с. 209).
Деловая педагогическая игра(ДПИ) как производная от деловой игры дает возможность не только управлятьпроцессом усвоения знаний, но и формированием умений и навыков практическойдеятельности, а также реализовать значительный мотивационный потенциалформирования личности педагога в тех или иных искусственно воссозданныхситуациях профессионально-педагогической идентификации. Это один из«наиболее мобильных инструментов превращения теоретических достижений вэлемент
практики», «переходный мостик между учением и трудом» (19,17).
Дидактическая игра в аспектенашего исследования, определяемая как учебная, социально-управленческаяимитация реальной, профессиональной, производственной деятельности является методом (стержнем методов), формой, средством деятельности подхода кподготовке педагога, позволяющим осуществить трансформацию теоретическихзнаний в практические умения и логический переход от информационной работы к непрерывной педагогической практике.
ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ можнорассматривать как целесообразно организованную педагогическую систему, какразновидность комплексного многокомпонентного средства формирования педагогической направленности , а также как организационное сочетание структуручебно-познавательной и игровой деятельности. Учебная деловая игра оставаясьпедагогическим процессом, направленным на достижение целей обучения и воспитания,а не целей производства, является воссозданием контекста будущего труда в егопредметном и социальном аспектах. В учебной деловой игре обучающийсявыполняет квазипрофессиональную деятельность, несущую в себе черты какучебной, так и будущей профессиональной деятельности. Он усваивает абстрактныезнания, умения и навыки в контексте профессии, как бы наложенными на канвупрофессионального труда (6).
С. Д. Неверкович, исследуяигровые методы подготовки кадров, пишет, что деятельностный подход к игровымметодам подготовки кадров управления — «средство развития субъектовуправления», «в осуществлении развития личности человеказаключается, следовательно, специфика деятельностного подхода в игровомобучении»; «рефлексивный, поисковый, мыслительный, организующийкомпоненты игровой деятельности реализуют исследовательское отношение кдеятельности, формируется исследовательский тип деятельности». «Организационно обучающие игры опираются на разработку основных процессовигровой деятельности, а не на модели конкретных ситуаций, как в случае деловыхигр» (33).
Деловые игры характеризуютсяследующими основными признаками; наличием участников игры (обучаемых), укоторых общая задача — анализ обстановки, и принятием решений в соответствии сназначенной каждому должностью (ролью); наличием руководителя игры, которыйдолжен выдавать информацию об обстановке, анализировать решение участниковигры и корректировать ее; созданием определенных условий для анализаобстановки и принятия решений обучаемыми; созданием неопределенной, а в рядеслучаев конфликтной ситуации; невозможностью полной формализации ситуации;динамичностью изменения обстановки и наличием обратной связи между предварительными решениями участников игры и окончательными, связанными сизменением обстановки (7, с. 62).
Учебно-деловые игрыорганизуются на следующих принципиальных положениях: имитационноемоделирование; проблемность; совместная деятельность; диалогичность;двухпланетность (6).
Деловая игра намипонимается как важнейшее средство, метод, форма, способ максимальновозможного приближения к будущей профессиональной деятельности специалиста; этоучебно-практическая имитационно-подготовительная деятельность будущихспециалистов, являющаяся этапом перехода от игровой деятельности кпрактической. Дидактическая игра представляет собой универсальныйтехнологический инструмент организации учебно-практической деятельностибудущих учителей, позволяющий снизить уровень психофизиологическогоперенапряжения реализацией процесса на соответствующем эмоциональном фонедеятельности его участников. Игровая деятельность, состоящая из игровыхдействий, составляющих в комплексах определенные функции, может определятся икак действенная, профессиональная подготовка человека к труду. Характернойчертой деловой игры является их комплексность и полуфункциональность.Комплексная дидактическая учебная игра (КУДИ), на наш взгляд, может статьтем технологическим средством, которое реализует цели и задачи профессиональнойподготовки будущих учителей в условиях учебнопрактической их деятельности впедагогическом ВУЗе. Место профессиональной подготовки в общей структурноймодели деятельности специалиста может быть условно отображено на следующейсхеме:
Большое число исследователейрассматривают деловые игры в плане направленности процедуры их реализации. Какправило, авторы публикаций предлагают 3 этапа осуществления игрового процесса
I этап — подготовительный,информационный, теории деловой игры, «блок сообщений», на котором:проверяется теоретическая готовность студентов к занятию, введение, изучениеситуации, правил игры, распределение ролей и уяснение позиций и организацияиграющих (выбор темы, назначение участников, выбор формы проведения, выборместа проведения, определение педагогических задач).
II этап — игровой, производственный, знакомства с игрой, «блок обсуждений», на котором:выполняется ряд тренировочных заданий, собственно игровой процесс, проводитсяделовая игра, микро преподавание.
III этап — заключительный, на котором проводится коллективный анализ игры, подводятся итоги игры, разбираются оптимальные варианты с общей дискуссией, обсуждается рольпреподавателя в проведении игры.
И.Н. Решетень считает, чтонеобходимо в соответствии с этими этапами проводить группы игр - ознакомительные, дисциплинарные и заключительные. Одним из основных вопросоврешения проблемы применения в педагогике деловых игр является вопрос опрофессиональной нагрузке, которую несет эта форма деятельности людей. В этомотношении авторы научно-исследовательских работ по изучению игрпридерживаются следующих мнений.
Т.А. Мамигонова видитфункции педагогической игры следующие: идеологическая, гносеологическая,психологическая, дидактическая.
С.Л. Рубинштейн писал:«Как игра тесно связана с развитием личности ребенка в период егоинтенсивного развития, так игра тесно связана с профессиональным становлениембудущего специалиста в период интенсивной профессиональной подготовки.»(27, с. 66).
Об игре писал А.С. Макаренко: «В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие иусилие мысли : Игра без усилия, игра без активной деятельности — всегдаплохая игра» (5, с. 73), и далее «игра не преследует целей созданиясоциальных ценностей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, ноимеет к ним отношение косвенное: приучает человека к тем физическим ипсихологическим усилиям, навыкам,
которые необходимы для работы» (там же, с. 74).
«Цель обучения специалиста во многом сводится к умению решать практические задачи, — пишет Б.Лисин:» деловая игра позволяет это делать. Во время деловой игры иколлективного обсуждения результатов ее проведения у студентов формируютсяважные социальные установки, а также практические умения и навыки". Автор отмечает, что нагрузка во время проведения деловой игры очень велика, и она «незаменимый метод» обучения.
Таким образом, приведенныйанализ литературы по проблемам использования деловых игр позволяет сделатьвывод о том, что деловые игры могут быть применены в процессе профессиональнойподготовки будущих учителей на учебно-практических занятиях как основноетехнологическое средство в педагогическом ВУЗе. Для нашего исследованияцелесообразно приемлемы следующие этапы в работе по проведению Комплекснойучебной дидактической игры в рамках процесса професиональной подготовкибудущих учителей на учебно-практических занятиях: информационно-теоретическая подготовка; организационно-тренировочные репетиции и собственно-игровой производственный процесс; пост игровой анализ деятельности участников игры. ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИИЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ(ПГ) СФК рассматривается нами как часть его профессионально — деятельностнойготовности, характеризующаяся уровнем сформированности у него ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ-НАВЫКОВ (ЗУН) ОСНОВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (ОПФ). Онаявляется производным от 1 0понятия профессиональная подготовленность и результатом процесса профессиональной подготовки.
ЦЕЛЬЮ нашей работы являетсяисследование уровня профес-
сиональной готовности БУФК. В качестве основногоИНСТРУМЕНТА проведения диагностической работы был использован анкетный опросник«Профессиональная — диагностическая карта учителя ФК», включающий всебя ЗУН ОПФ как профессиональные элементы (ПЭ) деятельности субъектапедагогической системы (сПС)«СОШ». В него вошли следующие ОПФ:
ОБЩЕТРУДОВЫЕ 1:
1- 0коммуникативная (К) как комплекс ПЭ поустановлению педагогически целесообразных взаимоотношений между сПС и объектомПС (оПС);
1- 0организационно-управленческая (У) как комплекс ПЭпо реализации цели ПС;
1- 0 конструктивная (С) как комплекс ПЭ по логическомуструктурированию содержания ПС;
1- 0 проектировочная (П) как комплекс ПЭ по последовательному распределению во времени содержания ПС;
1- 0гностическая (Г) как комплекс ПЭ по приобщениюсПС и оПС к
исследовательской деятельности;
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ 1:
— информационная (И) как комплекс ПЭ по приобретению ипередаче объекту ПС ее содержания;
1- 0ориентационно 1- 0воспитательная (В) как комплексПЭ по формированию качественно характеризующих направленность оПС ценностныхориентаций;
1- 0 развивающая (Р) как комплекс ПЭ по раскрытию впроцессе деятельности внутреннего потенциального оПС;
1- 0 мобилизационная (М) как комплекс ПЭ поустремлению внутреннего потенциала оПС на достижение ее цели;
СПЕЦИФИЧЕСКАЯ 1:
— двигательная (Д) как комплекс ПЭ по реализации моторного потенциала оПС.АНКЕТА
ПЭ (ЗУН) ОПФ.
(К)1.Следить за внешность
2.Находить нужные формы общения
3.Находить уместную форму требовательности
4.Учитывать состояние оПС
5.Учитывать особенности группы
6.Сопереживать
7.Располагать к себе
8.Уважать обучаемых
9.Управлять своим поведением, настроением
10.Самокритичнооценивать свою деятельность
(У)1.Организовывать учебу
2.Организовывать труд
3.Организовывать игру
4.Организовывать общественную деятельность
5.Организовывать деятельность актива группы/>
6. Управлять деятельностьюоПС
7. Управлять деятельностьюактива группы
8. Управлять деятельностьюгруппы
9. Организовыватьсамоуправление
10.Управлятьсамоуправлением
(С)1. Составлять упражнения
2. составлять комплексупражнений
3. составлять частьзанятия
4. составлять занятие
5. составлять внеучебноемероприятие
4. строить комплексзанятий
7. составлять двигательныйрежим
8. составлятьпрофессионально-направленный режим
9. строить учебную работу
10. строить внеучебнуюработу
(П)1. Ставить целипедагогической деятельности
2. определять задачизанятия
3. планировать содержаниезанятия
4. планировать содержаниезанятия
5. планировать содержаниетемы
6. планировать содержаниекурса
7. планировать процессрешения задачи
8. предусматривать возможныеизменения в ходе обучения
9. пересматривать план наоснове его анализа
10. отрабатыватьпедагогические операции
(Г)1. Изучать индивидуальныеособенности каждого обучаемого
2. изучать особенностигруппы
3. анализироватьпедагогические ситуации
4. вскрывать причины ихвозникновения
5. прогнозироватьрезультаты работы
6. использоватьпсихолого-педагогические исследования
7. использовать висследованиях самих обучаемых
8. использовать личныйопыт работы
9. использовать опыт работыдругих
10. прогнозировать методыи средства работы
(И)1. Приобретать знаниясодержания преподаваемого материала
2. приобретать знанияметодики преподаваемого материала
3. использовать личныйопыт
4. использовать литературу
5. фиксировать результатысамостоятельной работы
6. использоватьнаглядность
7. соблюдать дидактическиепринципы
8. перерабатывать материалв доступный
9. выделять главное впреподаваемом материале
10. логически излагать,владеть речью
(В)1. Воспитывать личнымпримером
2. воспитывать стремлениесостязаться
3. поощрять
4. наказывать
5. воспитыватьсамоорганизацию
6. воспитывать научноемировоззрение
7. воспитыватьколлективизм
8. воспитывать патриотизм
9. воспитыватьсознательное отношение к труду
10. воспитывать эстетику
(Р)1. формировать приемыумственной деятельности
2. формировать приемытрудовой деятельности
3. формировать приемымоторной деятельности
4. повышатьразносторонность работы
5. усложнять задания
6. увеличивать трудностьупражнений
7. предусматриватьобучение выходу из затруднений
8. работать с отстающими
9. осуществлятьиндивидуальный подход
10. наращиватьсамостоятельность и творчество объекта ПС
(М)1. Укреплять убеждение внеобходимость всестороннего развития
2. формировать интерес ксодержанию и формам занятий
3. формировать опору наличные и общественные мотивы
4. управлять вниманием оПС
5. проводитьсистематический контроль за ходом обучения
6. проводить объективнуюоценку деятельности оПС
7. применять поощрения
8. применять наказания
9. учить саморазвитию
10. учить двигательномурежиму
(Д)1. Выполнять упражнение
2. показывать упражнение
3. изменять элементы упражнений
4. показывать элементы упражнений
5. выполнять варианты упражнения
6. передвигаться, выбирать место преподавателя
7. страховать, поддерживать
8. поддерживать уровень физической подготовленности
9. целесообразно передвигать занимающихся
10. владеть голосом.
Для сбора информации по изучаемой нами проблеме был выбран метод АНКЕТИРОВАНИЯ, в котором в качествеопрашиваемых выступили преподаватели, занимающиеся проведением практическихзанятий на физкультурно-спортивных дисциплинах КамГИФК г. Набережные-Челны(всего 30 человек). Каждому из данных работников высшейфизкультурно-педагогической квалификации было предложено оценитьпрофессиональную подготовленность студентов Камского ГосударственногоИнститута Физической Культуры и проставить соответствующие баллы в специально
разработанных для этого бланках по следующему правилу:«О» — при отсутствии знания о данном ПЭ; «I» — при наличиизнания о данном ПЭ; «II» — при наличии умения (использование данного ПЭ хотя бы раз); «III» — при наличии навыка (доведение владения даннымПЭ до автоматизма).СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовкаучителя в системе высшего педагогического оброзования.-М.: Просвещение.1990-141с.
2. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя вусловиях перестройки.-М.: Педагогика, 1989-208с.
3. Жданов И.А. Адаптация и прогнозированиядеятельности.-Изд. Казанского Уневерситета 1991.
4. Калинин М.И. О воспитание и обучение. ((Избраные статьи и речи (Подг.И.И., Болдырев).-М.: Учетдгиз, 1957-344с.
5. Макаренко Л.П. Структура педагогическойдеятельности тренера ДЮСШ по плаванию. Теория и практика физическойкультуры-1985г.с23-25
6. Основы педагогики и психологии высшей школы.Учебное пособине / Под.ред. А.В. Петровского-МГУ, 1986.
7. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда.(Пособие для наченающего преподователя технического ВУЗа).-М.: Высш.шк., 1990.-112с.
8. Степанова Г.В. Педагогические мастерские. Поиск. Практека. Творчество. Издание первое .-«Петербурская новаяшкола». 2000.-110с.
9. Кухарев Н.В. На пути к профессиональномусовершенству: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1990.-159с.
10. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие впедагогическом процессе. Кн.для учителя.-М.: Просвешение 1991-128с.
11. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общениесоциолога с респондентами:-М.: Учеб. пособие для ун-тов.-М.:Высш.шк.,1989.-176с.
12. Андреев В.И. Мельхорн Г. Интенсификациятворческой деятельности студентов.-Изд: Казанского Университета,1990-197с.
13. Боген М.М. Обучение двигательным действиям.-М.: ФиС, 1985-192с.
14. Абдуллина О.А. Загрязкина Н.Н. Педагогическаяпрактека студентов: Учебное пособие для студентов пед. институтов.-2-е изд. переаб.и допол.-М.: Просвещение.1989.-175с.
15. Беспалько В.П. Татур Ю.Г. Системнометодическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие-М.: Высш.шк., 1989.-144с.
16. Полякова А.А. Рейтинговая система контроля иоценки знаний по педагогике.-М.: Практикум для педагогов, студентов иучащихся.:-М.: Московское городское педагогическое общество, 2000-96с.
17. Минияров В.М. Кудинов С.И. Особенностипрофессиональной подготовки студентов факультета физического воспитания. Методические рекомендации для студентов и преподавателей факультета физическоговоспитания-Куйбышев:1984.
18. Петрова Н.И. Индивидуальный стильдеятельности учителя воспитателя. Казань, КГПИ 1989-39с.
19. Ившина Г.В. Марданов М.В. Педагогическаядеятельность преподавателя ВУЗа негуманитарного профиля. Казань 1998-28с.
20. Половникова Н.А. Воспитание познавательскойсамостоятельности. -Тат. Книжное издательство, 1986.
21. Копотев С.Л. Педагогическая практика: тенденции и перспективы (Педагогическая практика: опыт, проблемы, перспективы:Тезисы и сообщения межвузовской научно-технической конференции. — Ижевск,1989.-31 с.
22. Сластенин В.А., Виленский М.Я. Реформа школыи готовность учителя к профессиональной деятельности: Вопросы методологии итеории//ТиПФК.-1985.- N 6.- с.43-45
23. Мочалова Н.М. Недостатки, упущения вузовскойпедагогики будущего учителя// Интенсификация профессиональной подготовкибудущего учителя. Межвузовский сборник научных трудов. Казань,-1988.-с.207
24. Васильев Н.Д., Рачков К.И., Сальников В.И.Организацеонно-методические основы нового подхода к высшему физкультурномуобразованию (ТиП ФК. 1989-N10 c.18
25. Хроменков Н.А. Образование. Человеческийфактор. Общий процесс.-М.: Педагогика, 1989.-192с.
26. Леонтьев Л.А. Деятельность,сознание, личность.1987-304с.
27. Рубинштеин С.Л. Основы общейпсихологии.-В2т. М.: Педагогика., 1989.-816с.
28. Леднев В.С. Содержание образования.-М.:Высш. шк.,1989.-52с.
29. Любушкина Л.А. Трудности адаптации стажеров- учителей ФК и педагогической деятельности (Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания в процессе подготовкиспециалистов в ВУЗе: Тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции. — Куйбышев,1989.-116с.
30. Мамигонова Т.А., Мамигонов Г.В.Педагогическая игра в системе формирования навыков самостолтельной работыстудентов .-Казань,1988. -144с.
31.Мазоха Д.С. Формирование профессиональнойготовности студентов к педагогической деятельности в школах и группахпродленного дня.Автореф. Пис.: канд.пед. Наук.-Киев.1987.
32.Решетень И.Н. и др. Деловая игра в подготовкеспециалистов по ФК и С: Метод. Разраб.-М.: ГЦОЛИФК, 1983-38С.
33. Неверкович С.Д. Предметнная деятельность ворганизационно-имитационных игровых методах подготовки кадров упровления.Теория и практика ФК. 1986 N11.-9с.