--PAGE_BREAK--3. Для того чтобы приступить к обучению школьников или студентов, образовательное учреждение должно иметь лицензию на право реализации образовательной программы соответствующего уровня. Право же на выдачу документа об образовании государственного образца образовательное учреждение получает после успешного прохождения аттестации и последующей государственной аккредитации, в ходе которых устанавливается соответствие уровня подготовки его выпускников ГОС. Фактически речь идет о том, что документ об аккредитации образовательное учреждение получает, если результат его деятельности удовлетворяет общепризнанным нормам качества.
В соответствии с уровнем и направленностью реализуемых программ образовательные учреждения могут характеризоваться типом и видом. Тип образовательных учреждений связан, в основном, с принятой классификацией образовательных программ на основные, дополнительные, общеобразовательные и профессиональные.
Образовательные учреждения, реализующие образовательные программы, относящиеся к формальному образованию, могут быть причислены к следующим типам:
• дошкольным;
• общеобразовательным (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
• профессиональным (начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования).
Традиционно в России употребляются специальные наименования этих типов образовательных учреждений, как-то: детский сад, школа, профессионально-техническое училище, среднее специальное учебное заведение, высшее учебное заведение.
Образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы, разделяются на следующие типы:
• учреждения дополнительного образования детей;
• учреждения дополнительного образования взрослых.
Необходимо отметить, что тип образовательного учреждения определяется наивысшим уровнем реализуемой в нем образовательной программы.
Второй характеристикой образовательного учреждения является его вид. Он зависит от направленности, реализуемых этим образовательным учреждением образовательных программ, и, как правило, каждый вид имеет свое отличительное название.
Так, например, среди общеобразовательных учреждений, традиционно именуемых школами, появились гимназии; среди образовательных учреждений среднего профессионального образования имеются училища, техникумы, а с недавнего времени к ним добавились колледжи.
Среди вузов имеются университеты, консерватории, академии, институты и др.
Третьим элементом образовательной системы России являются органы управления образованием. Согласно Конституции Российской Федерации общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что по предметам совместного ведения Российская Федерация и субъекты Российской Федерации издают, кроме федеральных законов, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые в соответствии с ними[2]. На уровне Российской Федерации действуют:
• федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;
• федеральные ведомственные органы управления образованием.
Таким федеральным центральным органом является Министерство образования, а федеральными ведомственными — федеральные министерства и федеральные ведомства, являющиеся по существу учредителями образовательных учреждений.
Таким образом, образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование, образовательные учреждения которой могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Все они имеют право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад-начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.
Общее среднее образование является центральным звеном системы образования в Российской Федерации, которое включает в себя: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные учреждения типа интернатов; специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; внешкольные образовательные учреждения (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.).
Среднее профессиональное образование направленно на подготовку специалистов-практиков по более чем 280 специальностям и реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация — техник. Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). При углублении подготовки выпускнику присваивается квалификация — старший техник, при расширении подготовки — техник с дополнительной подготовкой в области — (с указанием конкретной области: менеджмент, экономика, информатика и т.д.).
В современной экономике и социальной сфере России занято более 21,6 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет более 34% от общей численности занятых[3].
Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламентируется Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей: федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального компонента
Реализация среднего профессионального образования осуществляется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы).
Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2-3 года в зависимости от профиля подготовки. Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.
Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений:
1) техникум (училище), реализующий основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня;
2) колледж, осуществляющий профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.
Лица со средним профессиональным образованием соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам: на 1 год — при наличии среднего профессионального образования базового уровня; на 1-2 года — при наличии среднего профессионального образования повышенного уровня.
1.2 История развития системы образования в РФ 1.2.1 Начало образования на Руси На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход начиная с XIV века. Уже в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году[4].
Содержание образования, как и в учебных заведениях Запада, составляли восходящие к античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум). Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; в 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы — например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях.
Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи.
Некоторые историки российского образования, и в числе их такой компетентный историк, как П.Н. Милюков[5], высказывали мнение (опираясь на факты, относящиеся к XV-XVI вв.), что в Древней Руси большинство населения было не только малообразованным, но и вообще безграмотным. Однако сохранились многочисленные свидетельства обратного. Например, открыты так называемые граффити (надписи, сделанные на стенах соборов и церквей; особенно известны граффити Новгородского и Киевского Софийских соборов), оставленные явно случайными прихожанами. Найдены многочисленные берестяные грамоты XI-XIII вв., причем не только в Великом Новгороде, но и в других древнерусских городах; по их содержанию видно, что их авторами были люди самого различного социального положения, в том числе купцы, ремесленники, даже крестьяне, встречались и грамоты, написанные женщинами. Сохранилась даже грамота, служившая ребенку школьной тетрадкой. Есть и другие как прямые, так и косвенные свидетельства относительно широкого распространения грамотности в Древней Руси.
Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия (как известно, в это время погибла большая часть древнерусских рукописей) отразился и на образовании. Из в основном светского оно стало почти исключительно духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли в это время (XIII-XV вв) роль хранителей и распространителей российского образования.
1.2.2 Образование в Московском государстве в допетровское время Укрепление Московского государства повлекло за собой и некоторый подъем образования. С одной стороны, стали возникать многочисленные приходские и частные школы, где обучались грамоте и счету дети не только духовенства, но и ремесленников и купцов; с другой — была создана и закреплена решениями Стоглавого собора (1551 г) система православного образования.
В XVI-XVII вв. центрами просвещения в восточнославянских землях были Украина и Белоруссия. В борьбе против политического и идеологического (в особенности религиозного) наступления Польши украинские и белорусские просветители основывали так называемые «братские школы», тесно связанные с национально-освободительным движением. На базе двух таких школ в 1632 г. была открыта Киево-Могилянская коллегия (с 1701 г. академия); в 1687 г. по ее образцу была создана в Москве Славяно-греко-латинская академия[6]. На Украине и в Белоруссии возникали типографии (именно туда, в Острог под Львовом, уехал первопечатник Иван Федоров после бегства из Москвы); создавались и издавались учебники.
С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование. В это время произошли и важные изменения в методике начального обучения. Буквослагательный метод обучения грамоте сменился звуковым. Вместо буквенного обозначения цифр (буквами кириллического алфавита) стали использоваться арабские цифры. В буквари вошли связные тексты для чтения, например, псалмы. Появились «азбуковники», т.е. толковые словари для учащихся.
Важно подчеркнуть демократический (внесословный) характер образования уже в допетровское время.
Наиболее слабо было поставлено преподавание математики. Только в XVII веке стали появляться учебники с арабскими цифрами. Из четырех правил арифметики на практике использовались только сложение и вычитание, почти не применялись действия с дробями. Более или менее развитой была геометрия, а вернее, практическое землемерие. Астрономия тоже была чисто прикладной областью. В XII веке распространилась астрология. Естествоведческие знания были случайными, несистематическими. Развивалась практическая медицина и особенно фармацевтика. Очень высок был интерес к истории. Но удовлетворить потребности исторического знания в Древней Руси было довольно сложно. При всем обилии летописей и исторических сказаний о русских исторических событиях разобраться в них было нелегко, так как ни общего руководства, ни какой-либо цельной системы в изображении хода русской истории не существовало. В XVII веке появились первые учебники риторики и логики.
1.2.3 Образовательная реформа Петра Великого Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 г. были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. Кроме того, к 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называемые «цифирные школы», обеспечивавшие начальное обучение математике. Гуманитарное образование обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академия. Всего в России к 1725 году было около 50 епархиальных школ. Правда, позже количество учеников в цифирных школах резко сократилось в связи с открытием епархиальных школ, куда перешли почти все дети священников и дьяконов, и нежеланием купечества и ремесленников отдавать своих детей в цифирные школы (их предпочитали обучать ремеслу). Поэтому основным контингентом цифирных школ стали солдатские дети и дети приказных, а часть школ пришлось закрыть. Уже после смерти Петра, в 1732 г., возникли гарнизонные школы, дававшие не только начальное военное, но и начальное математическое и инженерное образование. Часть духовных школ расширили свой курс за счет «средних» и «высших» классов и стали именоваться «семинариями». В них, кроме грамоты, изучались грамматика, риторика, философия и богословие.
Петр мечтал о создании единой внесословной системы образования. На деле созданная им система оказалась и не единой (профессиональная школа — духовная школа), и не внесословной. Не ставилась и задача общего образования, оно давалось попутно, как часть и условие профессионального образования. Но эта система сыграла гигантскую роль в развитии российского образования, «вписав» его в европейскую систему образования. Кроме того, именно при Петре, в 1714 году, образование было объявлено обязательным для детей всех сословий (кроме крестьян).
Кстати, именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас, и первыми переводами на русский язык западноевропейских учебников, прежде всего по предметам естественным, математическим и техническим — астрономия, фортификация и т.д.
Любимым детищем Петра была Академия наук. При ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете — гимназия. Вся эта система, созданная Петром, начала действовать уже после его смерти — в 1726 году.
1.2.4 Российское образование при Екатерине II Екатерина внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил «из уважения к правам и свободе личности» и устранял «из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения»[7]. С другой стороны, воспитательная концепция Екатерины требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя. Впрочем, уже в 80-х гг. центр внимания был снова перенесен с воспитания на обучение.
За основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ — малые, средние и главные. В них преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, начатки русской грамматики (малая школа). В средней добавлялись объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история и краткая география России, а в главной — подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры. Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли. Но в основном дидактика сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника. Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания.
продолжение
--PAGE_BREAK--Для системы общеобразовательных школ нужно было подготовить учителей. Для этой цели в 1783 году в Петербурге было открыто Главное народное училище, от которого через три года отделилась учительская семинария — прообраз педагогического института.
Екатерининская реформа не была доведена до конца, но тем не менее она сыграла значительную роль в развитии российского образования. К началу XIX в. в России было около 300 школ и пансионов с 20 тыс. учащихся и 720 учителями. Но среди них почти совсем не было сельских школ, т.е. крестьянство практически не имело доступа к образованию.
1.2.5 Российское образование в Александровскую эпоху В начале царствования Александра I группа молодых реформаторов во главе с М.М. Сперанским наряду с другими преобразованиями осуществила и реформу системы образования[8]. Впервые была создана школьная система, распределенная по так называемым учебным округам и замкнутая на университетах. Эта система была подчинена Министерству народного просвещения. Вводились три типа школ: приходские училища, уездные училища и гимназии (губернские училища). Школы двух первых типов были бесплатными и бессословными. В отличие от екатерининской школьной системы, эти три типа школ соответствовали трем последовательным ступеням общего образования (учебный план каждого следующего типа школы не повторял, а продолжал учебный план предыдущего). Сельские приходские училища финансировались помещиками, уездные училища и гимназии — из государственного бюджета. Кроме того, были духовные училища и семинарии, подведомственные Священному Синоду, училища, подчиненные ведомству учреждений императрицы Марии (благотворительные) и военному министерству. Особую категорию составляли элитные учебные заведения — Царскосельский и другие лицеи и благородные пансионы.
Приходские школы учили Закону Божию, чтению, письму, началам арифметики. В уездном училище продолжалось изучение Закона Божия и арифметики с геометрией, изучались также грамматика, география, история, начала физики, естественной истории и технологии. В губернских училищах изучался предмет, который ныне называется граждановедением или обществоведением, а также логика, психология, этика, эстетика, естественное и народное право, политическая экономия, физико-математические и естественно-научные предметы, коммерция и технология.
Были открыты новые университеты — Казанский и Харьковский.
Начиная с 1817 года заметен откат этой системы на консервативные позиции. Были разгромлены либеральные университеты, их лишили многих академических свобод. В гимназиях были введены Закон Божий и русский язык, а также древние языки (греческий и латинский), исключены философские и общественные науки, всеобщая грамматика, экономика.
1.2.6 Российское образование при Николае I После смерти Александра I и восстания декабристов реакционный откат российской системы образования продолжался. Уже в мае 1826 года императорским
рескриптом был образован специальный Комитет устройства учебных заведений, которому было поручено немедленно ввести единообразие в учебную систему.
Николай I прекрасно понимал, что борьбу с революционными и либеральными идеями надо было начинать со школ и университетов. Системе образования был возвращен сословный характер.
Общее устройство системы образования осталось тем же, но все школы были выведены из подчинения университетам и переведены в прямое подчинение администрации учебного округа, т.е. Министерству народного просвещения. Было сильно изменено преподавание в гимназиях. Главными предметами стали греческий и латинский языки. «Реальные» предметы разрешалось преподавать как дополнительные. Гимназии рассматривались лишь как ступень к университету; таким образом, учитывая сословный характер гимназий, разночинцам был практически закрыт доступ к высшему образованию.
В университетах и других высших учебных заведениях была отменена выборность ректоров, проректоров и профессоров — они теперь прямо назначались Министерством народного просвещения. Поездки профессоров за границу были резко сокращены, прием студентов ограничен, была введена плата за обучение. Для всех факультетов стали обязательными богословие, церковная история и церковное право. Ректоры и деканы должны были наблюдать, чтобы в содержании программ, в обязательном порядке представляемых профессорами перед чтением курсов, «не укрылось ничего, несогласного с учением православной церкви или с образом правления и духом государственных учреждений». Из учебных планов была исключена философия, признанная — «при современном предосудительном развитии этой науки германскими учеными» — ненужной. Чтение курсов логики и психологии было возложено на профессоров богословия.
Были приняты меры к укреплению дисциплины среди студентов, т.е. к гласному и негласному надзору за ними. Студенты были одеты в форму, регламентировалась даже их прическа.
В 1839 году в некоторых гимназиях и уездных училищах были открыты реальные отделения, где преподавались промышленно-естественная история, химия, товароведение, бухгалтерия, счетоводство, коммерческое законоведение и механика. Принимались туда разночинцы; задача заключалась в том, чтобы, удержать низшие сословия государства в соразмерности с их гражданским бытом и побудить их ограничиться уездными училищами, не допуская в гимназию и университеты. Но объективно это означало отход от господства классического образования в сторону реальных потребностей общества.
1.2.7 Образовательная реформа Александра II Среди реформ, осуществленных в либеральную александровскую эпоху, значительное место занимает перестройка российского образования. В 1864 году было принято «Положение о начальных училищах», утвердившее общедоступность и внесословность начального образования. Наряду с государственными школами поощрялось открытие земских и частных школ.
В качестве основной школы вводились гимназии и прогимназии. Гимназии делились на классические и реальные (преобразованные в 1872 году в реальные училища). Формально гимназии были общедоступными для всех, кто выдержал приемные испытания. Доступ в университеты открывался только для выпускников классических гимназий или для тех, кто сдавал экзамены за курс такой гимназии. Выпускники реальных училищ могли поступать в неуниверситетские высшие учебные заведения; именно в это время были основаны Петербургский технологический институт, Московское высшее техническое училище, Петровская сельскохозяйственная академия в Москве. В 1863 году был принят новый университетский устав, возвращавший университетам автономию, дававший большие права университетским советам, разрешавший открытие научных обществ и даже позволявший университетам выпускать научные и учебные издания. Ректоры и деканы вновь стали выборными, опять стали посылать профессоров за границу, были восстановлены кафедры философии и государственного права, было облегчено и резко расширилось чтение публичных лекций, отменены ограничения на прием студентов.
Значительно выросла роль общественности в системе образования (попечительские и педагогические советы). Однако даже в эти годы все учебники школ утверждались централизованно — в ученом совете Министерства народного просвещения. С начала 70-х гг. централизация еще больше усилилась: это касалось и учебных планов, и программ (они были унифицированы), и выбора учебников.
Роль общества в российской системе образования второй половины XIX века была исключительно большой. Основывались педагогические общества, комитеты грамотности, собирались педагогические съезды. Фактически российское общество в основном контролировало дошкольное, начальное народное образование, профессиональную школу, женское и внешкольное образование.
1.2.8 Российское образование в конце XIX — начале XX века[9]. С начала 70-х гг., а в особенности при Александре III, вновь восторжествовала реакция. Школа опять стала сословной. Основное образование приобретало все более формальный характер, преподавание древних языков свелось к зазубриванию грамматики. Земские школы были повсеместно заменены церковно-приходскими.
Однако к концу века положение резко изменилось в лучшую сторону. Были приближены друг к другу учебные планы гимназий и реальных училищ, отменены уроки латыни и греческого в младших классах гимназий и заменены уроками русского языка, географии, русской истории. Выросло число учащихся в гимназиях, причем процент детей дворян и чиновников в них упал, а детей мещан, рабочих и крестьян вырос. Снизилось число неграмотных в России, повысился интерес к образованию. Университеты вновь получили автономию, женщины были допущены на некоторые факультеты, были открыты новые университеты и другие высшие учебные заведения.
Во многих регионах Российской империи в эти десятилетия открываются школы с преподаванием на языках местных национальностей. В школах используется письменность на русской графической основе, готовятся грамотные учителя из числа представителей данной национальности. Наряду с этим, особенно в период реакции в 80-е гг., заметна тенденция к русификации образования.
Перед самой революцией 1917 года под руководством П.Н. Игнатьева были разработаны основы новой реформы, так и не состоявшейся. Ее основными идеями были: привлечение общественности к управлению образованием; автономия школ и большие права органов местного самоуправления в сфере образования; поощрение частной инициативы; создание единой школы с преемственностью всех ее ступеней; отделение школы от церкви; содействие развитию национального образования; отмена всех сословных, национальных и других ограничений; всеобщее обязательное начальное образование; совместное обучение мальчиков и девочек; свобода преподавания и отмена цензуры учебников; обновление содержания образования.
1.2.9 Советская школа до начала 30-х гг. Уже в конце 1917 г. начала проводиться национализация всех типов учебных заведений. Школа была объявлена не только единой и трудовой, но и бесплатной, общеобязательной и общедоступной. Была заявлена преемственность ступеней образования, обеспечивалось равенство возможностей образования. Была осуществлена последовательная демократизация школы — участие в управлении образованием органов местного самоуправления, организация общественных школьных советов, отмена обязательных домашних заданий, отметок и экзаменов, введение программ только в качестве примерных, а также гибких учебных планов. Были предоставлены все возможности для педагогических экспериментов в духе прогрессивных идей российской и зарубежной педагогики.
Введение всеобщего обучения и движение за ликвидацию неграмотности, в результате чего в городах были охвачены обучением все дети, в селах около половины, а уровень грамотности в обществе скачком вырос; борьба с детской беспризорностью; широчайшее распространение обучения на национальных языках, создание десятков новых письменностей и издание учебников; привлечение к педагогической деятельности лучших представителей старой дореволюционной интеллигенции и многое другое — это достижение советского образования 20-х гг.
1.2.10 Российское образование в 30-80-х гг. Сложившаяся к началу 30-х гг. в СССР тоталитарная государственная система не могла не отразиться и на школе. Вводились всестороннее централизованное управление и централизованный контроль. Вся деятельность школы, в том числе содержание образования, были подвергнуты унификации и жесткой регламентации. Вводились единые обязательные программы и учебные планы, единые стабильные учебники. Во главу угла были поставлены дисциплина и послушание, а отнюдь не развитие личности ребенка. Были строго запрещены любые эксперименты и творческий поиск, школа была сориентирована на традиционную методику и дидактику, восходящую к официальной дореволюционной школе. Происходила дальнейшая интенсивная идеологизация содержания образования.
Большая часть активно работавших в системе образования в 20-х гг. творчески мыслящих педагогов и психологов была отстранена, многие из них были репрессированы. В течение 11 лет, с 1943 по 1954 г., обучение в школах было раздельным (мужские и женские школы). Была введена обязательная школьная форма, скопированная с гимназической.
В высших учебных заведениях произошел частичный возврат к прежнему положению: прагматическая ориентированность высшего образования сменилась общенаучной и педагогической, была восстановлена разрушенная в 20-е гг. университетская система, восстановлены гуманитарные факультеты, частично вузам предоставлялась автономия. Под строжайшим государственным и партийным контролем было содержание высшего образования, включая отдельные курсы. Многие профессора и особенно студенты выбрасывались из системы образования по идеологическим и политическим мотивам. В 50-60-х гг. продолжался процесс увеличения числа средних школ за счет начальных и неполных средних. Открылись школы с углубленным изучением предметов.
В конце 30-х гг. стало резко уменьшаться количество национальных языков, на которых велось преподавание в школах.
Негативные тенденции в российском образовании, проявлявшиеся уже в 30-х гг., к началу 80-х все больше укреплялись. Стало падать качество обучения, особенно в маленьких городах и сельских местностях. Еще больше стало в школах унификации и уравниловки.
Фактически игнорировались индивидуальные особенности детей и подростков, весь учебный процесс был ориентирован на несуществующего «среднего» ученика. И отстающие и одаренные дети оказались в маргинальной позиции, в зоне риска. Закрытость школы, ее изолированность от общества привели, в частности, к росту инфантилизма, потере школой ответственности перед обществом и государством за судьбу подрастающего поколения. Упал даже сам социальный престиж образования.
1.2.11 Образовательная реформа конца 80-х — начала 90-х гг. В 1988 году при Госкомитете был создан Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК). В него вошли и сотрудничали с ним многие думающие педагоги и психологи страны. Целью создания ВНИКа была разработка принципиально новой образовательной политики, основанной на идеях развития личности школьника, вариативности и свободного выбора на всех уровнях образовательной системы, превращения образования в действенный фактор развития общества.
Были разработаны (в декабре 1988 года) следующие основные принципы: демократизация; плюрализм образования, его многоукладность, вариативность и альтернативность; народность и национальный характер образования; открытость образования; регионализация образования; гуманизация образования; гуманитаризация образования; дифференциация образования; развивающий, деятельностный характер образования; непрерывность образования. В течение полутора лет реализация новой реформы задерживалась и по-настоящему началась только в 1990 г.
Параллельно с реформой среднего образования в конце 80-90-х гг. осуществлялась и реформа высшего образования. Ее основным содержанием были гуманизация и фундаментализация образовательных программ, рационализация и децентрализация управления вузами, диверсификация образования и введение его многоуровневой структуры, дальнейшее развитие демократизации и самоуправления в вузах. Однако эта реформа осталась не доведенной до логического конца; в частности, не решены проблемы многоканальности финансирования вузов, осталось почти без изменений высшее педагогическое образование и мн. др.
После 1985-го, а особенно после 1991 г. резко изменилось к лучшему положение с национальным образованием. Многие языки народов РФ, ранее бывшие бесписьменными, получили письменность и стали предметом обучения в школах.
1.2.12 Модернизация образования За последние десять лет система российского образования претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики. Это стало возможным в результате последовательной реализации законодательных актов в области образования, других нормативных документов.
В соответствии с Законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» развивается автономия образовательных учреждений. Учебные заведения получили широкие возможности для гибкой адаптации к запросам и потребностям всех пользователей их образовательными и иными услугами[10]. В рамках этого процесса к настоящему времени статус юридических лиц получили большинство учреждений общего среднего образования.
Становление автономии образовательных учреждений сопровождается развитием их вариативности. В системе общего образования получили широкое развитие школы с углубленным изучением предметов.
продолжение
--PAGE_BREAK--В начальном профессиональном образовании сформировались учебные заведения повышенного типа, в основном, профессиональные лицеи, осуществляющие подготовку высококвалифицированных кадров рабочих.
В процессе обновления системы государственных учреждений среднего профессионального образования развились новые виды учебных заведений — колледжи. В колледжах ведется подготовка специалистов для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления других видов деятельности, требующей от работников высокого уровня интеллектуального развития.
В значительной мере расширилась сама сеть профессиональных образовательных учреждений. Лицеи, техникумы, колледжи, вузы, их структурные подразделения стали значительно более доступными жителям даже самых отдаленных районов страны. Постепенно формируется система открытого (дистанционного) образования.
Одним из существенных изменений в деятельности образования стало развитие вариативности образовательных программ, что способствует возможности выбора обучаемым уровня и вида образования и большей ориентации образования на требования рынка[11].
С развитием вариативности образовательных программ значительно расширился спектр издаваемой учебной литературы. Возникла и усиливается конкуренция авторов и авторских коллективов, возросла возможность отбора наиболее качественных материалов для издания.
Значительным импульсом для развития образования стала возможность предоставления образовательных услуг на платной основе. С одной стороны, это расширило возможность выбора обучающимсяуровня и вида образования, с другой, в условиях ограниченности бюджетных средств, позволило привлечь в учебные заведения дополнительные финансы для их развития. Практика показала, что даже в сегодняшних сложных социально-экономических условиях население готово оплачивать свое образование. Значительную роль в расширении возможностей получения желаемого образования начали играть негосударственные образовательные учреждения высшего образования. Помимо личных средств обучаемых, в систему образования начали поступать значительные объемы финансовых средств из других внебюджетных источников. Все это привело к формированию системы многоканального финансирования образования, дающей возможность образовательным учреждениям частично компенсировать недостаточное бюджетное финансирование.
Одним из результатов перестройки деятельности профессионального образования явилось значительное изменение структуры подготовки кадров по отдельным профессиям, направлениям, специальностям. Эти изменения были обусловлены усилением ориентации образования как на личные потребности обучаемых в получении профессии, специальности, так и на спрос рынка труда в специалистах гуманитарного профиля, сферы сервиса, информационных технологий. Произошла интеграции ряда специальностей в более крупные.
Получила развитие интеграция образовательных и научных учреждений, производственных предприятий в различного вида учебно-научно-производственные комплексы. Это позволило начать системно решать задачи преемственности образовательных программ разного уровня, усилить связь образования, науки и промышленности, более полно и эффективно использовать имеющиеся материально-техническую базу, преподавательские кадры, финансовые ресурсы. Особенное значение начинает приобретать формирование университетских комплексов, восстанавливающих и развивающих проверенный временем российский и зарубежный опыт организации системы образования. Сформировалась основная законодательная и нормативно-правовая база образования. Утверждены типовые положения всех основных видов образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты начального, среднего и высшего профессионального образования. Принятые федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам образования, законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации в основном обеспечивают правовое регулирование сферы образования. Складывается и уже активно функционирует система общественных институтов управления образованием, отдельными его уровнями и секторами, учебными заведениями: родительские комитеты, попечительские советы, учебно-методические объединения, научно-методические советы, Российский союз ректоров, советы ректоров вузов, региональные советы директоров средних специальных учебных заведений, Ассоциация негосударственных вузов, попечительские советы и др.
Глава 2. Основные тенденции развития образовательных процессов в г. Касимов 2.1 Деятельность Администрации г. Касимов в сфере управления образованием Высшую позицию в социальной структуре образования занимают руководители различных рангов: работники министерства, сотрудники департаментов, ректоры и деканы, директора школ и училищ и т.д. Отвлекаясь от сложной иерархической зависимости указанных должностей, следует обратить внимание на ту роль, которую выполняют административные работники в системе образования. Их главная задача заключается в том, чтобы принимать ответственные решения и формировать стратегию образовательного процесса: определять перечень основных дисциплин и последовательность их изучения, обеспечить материально-техническую базу образовательных учреждений и т.п. Они несут ответственность за формирование преподавательского корпуса, определяют нормативные требования к деятельности преподавателей и сотрудников, а также — критерии оценки их труда. Представители высшего управленческого звена формируют государственную политику в области образования, разрабатывают универсальные требования к содержанию и качеству учебных программ в соответствии с изменяющимися социально-экономическими и политическими условиями. Наряду с этим они осуществляют социальный контроль над системой образования, определяют систему формальных санкций в учебных заведениях. Административные работники нижнего звена (ректоры вузов и деканы, директора школ и училищ, завучи и т.д.) отвечают за осуществление процесса образования, корректируют и уточняют стратегию обучения применительно к данному учебному заведению, осуществляют оперативное руководство и контроль работы преподавателей и поведением учащихся.
Центральное место в структуре системы образования занимает учитель. Нормативные требования к адекватному выполнению роли учителя сводятся к следующим моментам: он должен быть специалистом в определенной области науки и культуры (истории, литературы, математики, физики и т.п.), обладать лекторскими способностями и умением общаться с аудиторией, владеть методикой обучения студентов или школьников, научить их самостоятельным приемам обучения (запись уроков, лекций, работа с литературой, решение задач и др.), уметь популярно и доходчиво объяснять трудные вопросы, помочь исправить ошибки и т.д.
В соответствии с Уставом муниципального образования г. Касимов, отдел образования является отраслевым органом Администрации Касимовского района в сфере образования.
Отдел образования в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления», «Об образовании», другими федеральными законами и т.д.
Основными целями Отдела образования являются:
1. Обеспечение гарантий граждан, проживающих в районе, на образование, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.
2. Проведение единой государственной политики в области образования на муниципальном уровне.
3. Обеспечение функционирования системы непрерывного образования.
4. Содействие развитию сети вариативных образовательных учреждений, отвечающих образовательным потребностям и интересам
5. Создание условий для формирования педагогической культуры, роста профессионализма учителей на основе развития педагогического творчества, инновационных процессов в образовании, использования современных информационных технологий.
6. Создание социально-педагогических условий, обеспечивающих помощь и поддержку детской индивидуальности, развитие личности, творческой самореализации, защиту и охрану прав детства.
7. Представление интересов учреждений образования Октябрьского района в вопросах образования на областном, федеральном и международном уровнях.
Для достижения поставленных целей Отдел образования решает следующие задачи:
1. Обеспечение контроля за соблюдением государственного образовательного стандарта в муниципальных образовательных учреждениях.
2. Осуществление практической программы реализации государственной политики в сфере общего образования на основе максимального использования имеющихся в районе возможностей, координация деятельности организаций, предприятий, учреждений независимо от их ведомственной подчиненности по вопросам развития образовательной системы района.
3. Формирование саморазвивающейся системы образования в районе в соответствии с изменяющимися потребностями общества.
4. Проведение социально-педагогической экспертизы проектов, программ, решений по вопросам образования.
5. Создание условий для развития творческого потенциала педагогов, обеспечения функционирования системы непрерывного педагогического образования.
6. Защита социальных гарантий прав граждан на образование.
В 2008 году в Рязанской области осуществлялась реализация 11 целевых программ[12]:
«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Рязанской области на 2007-2010 годы»;
«Одаренные дети» на 2005-2008 годы;
«Информатизация системы образования Рязанской области на 2006-2008 годы»;
«Патриотическое воспитание граждан Рязанской области на 2006-2008 годы»;
«Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту в Рязанской области на 2008-2010 годы»;
«Организация помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям из неблагополучных семей 2006-2008 годы»;
«Безопасность образовательного учреждения» на 2006-2008 годы;
«О финансовой поддержке негосударственных образовательных учреждений на 2008 год»;
«Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Рязанской области в 2007-2010 годах»;
«Повышение безопасности дорожного движения в Рязанской области на 2007-2009 годы»;
«О дополнительных мерах по реализации концепции демографического развития Рязанской области на 2008-2010 годы».
По состоянию на 1 января 2009 года они профинансированы из областного бюджета в размере 162,5 млн. рублей, из федерального бюджета — в размере 87,9 млн. рублей.
В рамках реализации основных направлений приоритетного национального проекта «Образование»[13] из федерального бюджета в регион поступили средства в объеме 159,4 млн. рублей, в том числе:
на доплату за классное руководство — 67,8 млн. рублей;
на поддержку образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы — 23,0 млн. рублей;
на поощрение лучших учителей — 7,5 млн. рублей;
на поддержку талантливой молодежи — 1,26 млн. рублей;
на стимулирование образовательных учреждений НПО, реализующих инновационные образовательные программы — 30,0 млн. рублей.
За счет средств федерального бюджета образовательным учреждениям области выделено:
75 комплектов учебного оборудования на сумму 23,042 млн. рублей;
9 единиц автотранспортных средств на сумму 6,8 млн. рублей.
В продолжение работы по развитию модернизации отрасли постановлением Правительства Рязанской области от 14.10 2008 № 268 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие образования Рязанской области на 2009 год», с общим объемом финансирования 82,2 млн. рублей.
Муниципальное образование — город Касимов является крупным культурным центром. Здесь расположено 11 образовательных учреждений. Среди них 6 средних общеобразовательных школ, одна основная общеобразовательная школа, основная общеобразовательная школа-интернат, начальная школа — детский сад, центр образования.
Количество общеобразовательных школ за последние десять лет стабильно.
С 2001 года в городе функционирует негосударственное образовательное учреждение — православная начальная школа, которая в2004 году преобразована в основную школу. В школах города обучается более 4600 учащихся. В городе 5 учреждений дополнительного образования: станция юных натуралистов, Дом детского творчества, детско-юношеский центр, станция детского и юношеского туризма, станция юных техников. Четвертый год в городе работает центр психолого-медико-социального сопровождения «Доверие». В учреждениях дополнительного образования занимается в среднем 2,2 тысячи ребят, что составляет 40-45% от общего количества детей.
Администрация муниципального образования г. Касимова в лице отдела народного образования эффективно сотрудничает с ВУЗами. В школах действуют постоянные курсы, которые проводят Московская государственная академия пищевых производств, Московская государственная академия тонкой химической технологии. Владимирский институт бизнеса реализует заключенные со школами договора в части совмещенных итоговых экзаменов и проведению тестирования.
Отделом образования, образовательными учреждениями города проводится большая работа по привитию к малой родине, воспитанию гражданственности, патриотизма. Учащиеся 9-х классов третий год занимаются по народному учебнику «Касимов: город и человек».
В школе имени академика В.Ф. Уткина действует музей братьей Уткиных, в школе №7 — краеведческий музей, в школе №5 — музей «Ремесла, промыслы и быт Мещерского края». В школах города работает квалифицированный состав педагогических кадров: 6 заслуженных учителей Российской Федерации, более 30% учителей имеют высшую квалификационную категорию. В 1948 году открыта детская музыкальная школа, где и сейчас обучаются юные дарования игре на различных инструментах. В начале 50-х годов был построен стадион на 5 тысяч зрителей. В г. Касимове работают средние учебные заведения: ГОУ «Касимовское медицинское училище», ГОУ НПО «Профессиональное училище №13». Касимовский индустриальный техникум, отметивший в 1996 году своё 100-летие, подготовил десятки тысяч специалистов[14]. Среди них профессор МЭИ, доктор технических наук, Лауреат Государственной премии В.С. Квятковский, профессор Московского станкостроительного института С.М. Головин, профессор МВТУ им. Баумана, доктор технических наук Н.Н. Рубцов. В техникуме учился дважды Герой Советского Союза, летчик — космонавт В.В. Аксенов. Одним из старейших считается и «Касимовский педагогический колледж», основанный в 1924 году на базе одной из средних школ. За время своего существования педколледж выпустил более 10 тысяч специалистов, среди которых герой Советского Союза А.П. Петропалов, герой России П.С. Игашов, почетные граждане города А.М. Ишимбаев, В.Г. Баранов, краевед Г.И. Садко[15].
Огромную работу выполняет отдел по делам молодежи, физкультуре и спорту муниципального образования — городской округ г. Касимов. В ведении отдела следующие структурные подразделения: ДЮСШ, городской стадион «Спартак», физкультурно-оздоровительный клуб «Спартак», физкультурно-оздоровительный клуб «Подснежник», культурно — оздоровительный центр «Сиверка», культурно — оздоровительный центр «Затон».
В городе созданы и работают 17 общественных спортивных федераций. По месту жительства в городе занимаются 2397 человек в 8 подростковых клубах.
На базе КОЦ «Затон» создан физкультурно-оздоровительный клуб для молодых инвалидов.
В год проводится порядка 215 городских спортивно — массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий по 28 видам спорта (15680 участников) и около 200 мероприятий по линии молодежной политики.
При поддержке Администрации, ежегодно проводятся массовые праздники, посвященные Дню Победы, Дню Физкультурника, Дню независимости России, Дню защиты детей, Дню. Молодежи и др., акция «Мы — граждане России» по торжественному вручению паспортов.
К 855-летию г. Касимов проведены конкурсы социальных программ и проектов «Юбилей города — праздник для всех» и сочинений «Город древний — всегда молодой».
Традицией стало проведение в городе спортивных соревнований, посвященных знатным землякам: соревнования по полиатлону, посвященные памяти Ф.М. Крылова-Героя Советского Союза, соревнования по легкой атлетике в честь В.Ф. Макарова — серебренного призера 22-х Олимпийских игр и др.
Впервые в январе 2006 года проведена Открытая массовая лыжная гонка, в мае — культурно-спортивный праздник, посвященные памяти В.Ф. Уткина — Дважды Героя Социалистического труда, академика.
продолжение
--PAGE_BREAK--