Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерствообразования Московской области
Московскийгосударственный областной педагогический институт
Выпускная квалификационная работа
на тему:
«Методы работы с материалами прессы на урокефранцузского языка»
Выполнила:
студентка факультета
иностранных языков
французского отделения
группы 502-ф
Костюкова И. В.
Научный руководитель:
к. п. н.
Афанасьев В. В.
Орехово-Зуево, 2006г.
ОглавлениеВведение..............................................................2
ГлаваI. Теоретические основы обучения иностранномуязыку на старшем этапе
1.1. Возрастныеособенности учебной деятельности старшеклассников на уроках иностранногоязыка....6
1.2. Управлениесамостоятельной работой учащихся по освоениюлексики..................................................23
1.3. Техникаиспользования печатных статей при обучении на старшемэтапе........................................28
Выводы к главе I....................................................32
Глава II. Рекомендации и упражнения при работе сматериалами прессы
2.1. Анализпериодических печатных изданий Франции...............................................................................36
2.2. Методы работыс материалами газеты « Le Monde ».........................................................................44
Выводы к главе II....................................................54
Заключение…59
Списокиспользованной литературы.................65
Библиографическийсписок................................68ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность использования материалов прессы в обучении заключается вих функциональности. Под функциональностью мы понимаем их ориентацию нареальное использование, так как они создают иллюзию приобщения к естественнойязыковой среде, что, согласно мнению многих ведущих специалистов в областиметодики, является главным фактором в успешном овладении иностранным языком.
Несмотря на это, использование материаловпрессы в практической деятельности очень ограничено. Здесь можно выделить двепричины. Во-первых, значительное расхождение современных целей обучения иностранномуязыку с большинством тех УМК, которыми располагают школы (недостаточная их насыщенностьаутентичными материалами). Во-вторых, почти полное отсутствие разработанныхметодик обучения и их теоретической базы.
Объект настоящего исследования – обучающая деятельность учителя и учебная деятельность учащихсястарших классов при изучении иностранного языка.
Предмет исследования – использование материалов прессы как главный фактор успешногоовладения иностранного языка.
Целью данной работы является определение сущности материалов прессы и специфики их использованияна старшем этапе обучения.
Для достижения этой цели предполагалосьрешить ряд задач:
1. Проанализировать материалы прессы и раскрытьвозможности для улучшения и обогащения знаний.
2. Выявить возрастные особенности учебной деятельностистаршеклассников на уроках иностранного языка.
3. Разработать технику использования материаловпрессы.
4. Разработать серию упражнений на основематериалов прессы, ориентированные на успешное овладение иностранного языка.
5. Проанализировать материалы прессы и выявитьнаиболее подходящие для обучения на старшем этапе.
Основными методами исследования стали:
- анализ психологический, психолингвистическийматериалов по рассматриваемой проблеме;
- анализ самостоятельной работы учеников;
- анализ возрастной учебной деятельности школьников.
Выбор старшего этапа обучения обусловлен тем,что у учащихся уже имеется достаточный запас знаний по основным языковымаспектам и применение материалов прессы более целесообразно, так какиностранный язык на данном этапе используется в большей степени как средствополучения и углубления знаний в различных областях науки, культуры и техники.
Данная работа состоит из: введения, 2-х глав,заключения, списка литературы и приложения.
Во введении дается обоснование актуальности темы, раскрываются цель, объект,предмет, задачи и методы исследования.
В первой главе описываются возрастные особенности учебной деятельностистаршеклассников, анализ самостоятельной работы учащихся, технологии обучения.
Во второй главе предлагаются разные методики работы с материалами прессы.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
Приложение содержит аутентичные тексты соспециально разработанными к ним заданиями.
Глава I.
1.1. Возрастныеособенности учебной деятельности старшеклассников на уроках иностранного языка
Учащиеся 15—16 лет вступают в пору юности. Существует липсихологическая специфика усвоения иностранного языка старшими школьниками,отличающая этот процесс от предыдущего и последующего этапов обучения? Вопросэтот далеко не праздный. Дело в том, что после бурных, скачкообразных моментовинтенсивного физического и психического развития в подростковом возрастеучащиеся вступили в более плавную и «спокойную» его фазу. Типично возрастныехарактеристики развития здесь не выступают так выпукло и ярко, как прежде, вомногом затушевываясь типологическими свойствами и индивидуальнымиособенностями личности.
Между тем возрастное своеобразие этого периода развитияотличается большой определенностью. Оно сказывается на всех сторонах учения ишкольной жизни старшеклассников. Что касается усвоения иностранного языка, тоэто своеобразие влияет, и частности, на их отношение к нему как учебномупредмету, предопределяй их возможности, в усвоении различных его аспектов,склонности, избирательные интересы, оценку организации учебной деятельностина уроке и пр.
Для того чтобы в каждый момент работы точно знать, на какиесилы учащегося можно смело опираться, на что не стоит рассчитывать, а что ивовсе желательно нейтрализовать, необходимо отдавать себе полный отчет впсихологическом содержании данного периода развития. Без этого мы существенноослабим свое влияние на школьников, лишим себя мощных рычагов воздействия на ихдеятельность и личность.
Что же необходимоособо выделять учителю иностранного языка в возрастных особенностях старшеклассниковдля правильной ориентации своей педагогической деятельности?
Современный старшеклассник — продукт современной жизни, онсложен, интересен, противоречив.
В старшем школьном возрасте завершается физическое созреваниеиндивида. По своему физическому развитию сегодняшние школьники 17 летсоответствуют молодым людям 22 лет 30-х годов.
В плане умственного развития этот возраст не показываеткаких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуютсяте процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковомвозрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается онасвоеобразием развития личности старшего школьника.
Мышление старшего школьника приобретает личностный,эмоциональный характер. Как пишет Л. И. Божович, интеллектуальная деятельностьздесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределениемстаршего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именноэто аффективное стремление (а не интеллектуальные операции сами по себе)создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте.
Развитие гипотетико-дедуктивного, формального, мышленияхарактеризуется устремлением к свободному и оторванному от реальностирассуждению, к исследованию соотношения категории возможного и действительного.
Назначение периода юности в жизни каждого человека состоитв том, чтобы расширить горизонты познания реального мира, других людей и себясамого, выработать ко всему этому свое отношение, найти свое место в обществе иопределить жизненные задачи. Отсюда — интерес юности к самым общим,универсальным законам природы и человеческого бытия, стремление постигнутьтеоретические и методологические основы научных дисциплин, острый интерес кпознанию человеческих возможностей и внутреннему миру человека, склонность ксамоанализу и самооценке.
Юноша не просто строит общую картину мира, но вырабатываетсобственное отношение ко всему, что знает и видит. Поэтому в его умственнойдеятельности сочетаются активность анализирующей мысли, склонность крассуждениям и особая эмоциональность, впечатлительность.
Центральным психологическим процессом юношеского возрастаявляется развитие самосознания. На основе формирующегося самосознанияпроисходит самоопределение личности старшеклассника, частным проявлениемкоторого является профессиональное самоопределение.
Старшеклассника отличает обращенность в будущее, егоожидание и предчувствие. Для того чтобы выбрать профессию, он должен соотнестисвои возможности с требованиями, которые предъявляются человеку даннойпрофессиональной деятельностью. Близость вступления в мир взрослыхсвоеобразно окрашивает все поведение старшеклассников, проявляясь, в частности,в их общественной направленности и в повышении требовательности к себе идругим.
Старший школьник миновал эпоху подростковых кризисов иконфликтов. В этом возрасте отмечается улучшение коммуникативности и общегоэмоционального самочувствия индивида, большая дифференцированность егоэмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, повышениесамоконтроля и саморегуляции.
Одновременно старший школьный возраст не лишен трудностейи конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической ипсихической зрелостью учащихся и их социальным статусом. Старшеклассник,достигший физической зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающийсвоих наставников, находится на содержании у родителей, он имеет фактически теже права и обязанности, что и любой школьник другого возраста, егодеятельность жестко регламентирована взрослыми, а возможности проявления инициативыво многом ограничены современными формами школьной жизни. Такое искусственноезатягивание детства чревато, как известно, опасными последствиями. Инфантильность,отсутствие чувства ответственности за свои действия, пассивная общественнаяпозиция, потребительское отношение к взрослым, проявление школярства в учебе —нередкие явления наших дней. Кроме того, имеются, к сожалению, у некоторойчасти старших школьников элементы безверия и цинизма. Причиной их появления,как правило, бывает то, что пробуждающиеся у них гражданственные чувства иинтересы встречаются с формализмом и демагогией со стороны старших. Крометого, в последний год в школе иногда наблюдается некоторое расслабление, котороеможно обозначить как феномен «последнего года детства».
Все эти проявления затянувшейся детскости в дальнейшемобходятся обществу очень дорого, поэтому обеспокоенность общественностисовременным состоянием социального воспитания школьников имеет под собойглубокие основания. Предпринимаемые в настоящее время шаги по совершенствованиюсистемы формирования социальной активности школьников направлены в первуюочередь на развитие в школе ученического самоуправления, которое может статьестественным «полигоном» не только для выработки и закрепления у учащихсясоциально полезных качеств, но и в целом для более полного и гармоничногоразвития их личности.
Становление социально активной позиции личностистаршеклассника осуществляется, конечно, не только в ходе их участия в общественнойжизни коллектива. Оно происходит в каждый момент их школьной жизни и учебы иопределяется, в частности, нормой установленных отношении и характеромобщения. Это в полной мере касается и уроков иностранного языка. Речь можетидти, в частности, о достигаемой здесь степени индивидуализации общения, способовего регламентации и регулирования, тематике и направленности диалогов, прорабатываемыхна его основе позиций участников коммуникации и пр.
Рассмотренные особенности развития познавательной сферы иличности старшего школьника отражаются на всех видах его учебной деятельностипри усвоении иностранного языка. Как и на других уроках, на уроке иностранногоязыка старшеклассника отличает активность мышления, направленность на решениемыслительных задач, вкус к логическому упорядочиванию и систематизации, кпоиску универсальных закономерностей, к самостоятельному нахождению способовобобщенной ориентировки в материале, к теоретическим обобщениям. В этомвозрасте для школьника важно не усвоение отдельных фактов, частностей, деталей,а понимание сущности и смысла производимых действий, его интересует синтезчасти и целого, частного и общего, конкретного действия и общей схемы деятельности.Те формы работы на уроке, в которых эти тенденции находят удовлетворение,оказываются для старшего школьника не только наиболее привлекательными, но исамыми продуктивными. Наоборот, те формы, которые ограничивают его деятельностьмеханическим повторением и заучиванием не связанных между собой языковыхединиц, встречают его активное внутреннее сопротивление и в итоге оказываютсямалопродуктивными.
Так, усвоение иноязычной лексики, формирование ирасширение потенциального словаря учащихся наиболее успешно происходит в томслучае, когда у них вырабатываются обобщенные способы ориентировки в смысловойструктуре слова. Это открывает возможность самостоятельно догадываться означении неизвестных слов на основе анализа их формы и контекстных связей с другимисловами.
Разумеется, как правильно отмечается в методической литературе,самостоятельность не возникает просто оттого, что мы предоставляем учащегосясамому себе. Она – результат целенаправленного воздействия, когда ученикпроводится через определенную уровневую систему обучения. В формировании обобщенныхспособов ориентировки в смысловой структуре слова — это обучениеанализу основных смыслообразующих элементов слова и его системному сопоставлению с другими словами (в парадигматическихи синтагматических рядах). Парадигматическая систематизация предлагает анализ синонимов слова, егоантонимов, омонимов, тематических групп, особенностей словообразования,конверсии. Синтагматическая — подбор слов, вступающих в различные сочетания сданным (ключевым) словом, а также речевых образцов, контекстов, ситуаций. Встарших классах систематизация лексики тесно связана с повторением материалаи обеспечивает включение, новых знаний в ранее усвоенную систему.
Подобным же образом при повторении грамматики иностранного языка встарших классах у школьников появляется необходимость и возможностьсопоставлять грамматические явления друг с другом, уточнять сферу употребленияи систематизировать их на парадигматической (глагольные формы, системаспряжения, склонения и т. п.) и функциональной основе, объединяя ранее изученныеграмматические элементы в систему, в которой одна функция реализуетсянесколькими грамматическими формами, а одна форма может выполнять несколькофункций. Формирование такой обобщенной системы является естественным итогом изученияиностранного языка в школе и важной предпосылкой для успешного осуществлениячтения и говорения.
Что касается чтенияна иностранном языке, то у старшеклассников оно, как правило, вызывает интересглавным образом как источник получения информации. По данным М. А. Кудашовой, у 88,3% старшеклассников естьпотребность научиться читать на иностранном языке. Вопреки распространенномумнению, умения и навыки ознакомительного чтения не вырабатываются в процессе аналитическогочтения на уроке, они требуют специального формирования. Возрастной потребностистаршеклассников в выработке обобщенныхприемов умственной деятельности отвечают все те формы работы, которые предполагают установление логическихсвязей между элементами и частямитекста, их иерархии, выделении главного и пр. В современных учебниках эти формы работывоплощаются в специальных упражнениях по смысловому расчленению материала. Кним, например, относится определение основной мысли и передача ее двумя-тремяпредложениями, составление аннотаций и резюме, передача диалогической речи вформе монолога и наоборот, введение нового действующего лица, дополнение илиизменение содержания. Материализованной опорой таких действий является большое количество заголовков, наличиеразнообразных графических ориентиров, выделение ключевых слов исловосочетаний, подписи под рисунками, планы и пр.
Прекрасные условия для развития умений и навыков ознакомительногочтения создаются при чтении газет на иностранном языке. Живой интересстаршеклассников к подлинной и актуальной информации из разных сфер жизни способствует лучшемуусвоению иноязычного материала. Именно при работе с газетой с большойвероятностью возможно решение тех задач, которые стоят перед старшеклассникамв области чтения, а именно: увеличение оперативной единицы восприятия текста,успешное восприятие текста с однократного предъявления, развитие скоростичтения, формирование умения догадываться о значении неизвестных единиц, выделятьсущественное и «игнорировать» неизвестное, если оно мешает пониманию целого ипр.
Разумеется, достижение этих целей не простое: вспыхнувший устаршеклассников интерес к иностранной газете легко угасает после первой струдом переведенной и наполовину понятой заметки. При неумелой организации работыс газетой это занятие может стать для них унылым и безнадежным. В методическойлитературе хорошо разработаны принципы организации работы учащихся с газетой наиностранном языке. Подчеркнем лишь, что для старшеклассника здесь важно,во-первых, понимание цели просмотрового чтения (не требующего полного пониманиявсей изложенной информации), и, во-вторых, овладение умением общей ориентировкив структуре газеты, ее рубрикациях,расположении материала, постоянных разделах. Разработанные приемы работы сгазетой: тренировка в пониманиизаголовков, подписей под рисунками, составление аннотаций, нахождение втексте ответов на вопросы и т. д. при тактичном контроле чтения со стороны учителявполне способны обеспечить формирование требуемых умении. Роль этих уменийдля старшего школьника трудно не переоценить, в них содержатся серьезныерезервы для повышения его мотивации обучения иностранному языку.
Высокий уровень интеллектуальнойдеятельности, доступный старшемушкольнику, обусловлен многими причинами. Одна из них более развитая, чем ранее,произвольность психической деятельности вообще и связанная с ним способность кактивной регуляции своего поведения. Эта способность особенно ярко проявляетсяв области памяти. Старшеклассник, поставивший перед собой цель добитьсяопределенных успехов в овладении иностранным языком, способен к серьезнымволевым усилиям при решении мнемических задач. Выполняя домашнее задание, онможет заставить себя часами заучивать изолированные слова и списки слов с ихпереводами, повторять отдельные словосочетания, тексты и их фрагментынезависимо от того, вызывают ли они у него интерес. Ориентируя старшихшкольников на форсирование произвольного запоминания (особенно во время выполнения домашнего задания),мы, казалось бы, используем важнейший резерв обучения. Однако так ли оправданнаставка на произвольное запоминание в старшем школьном возрасте? Какова егопродуктивность по сравнению с непроизвольным? Какова длительность сохраненияматериала в памяти при разных способах заучивания?
Как показывают психологические исследования, специальнопосвященные вербальной памяти старшеклассников, расчет на произвольную памятьв старшем школьном возрасте (как, впрочем, и в предыдущие возрастные периоды) являетсянеоправданным.
Так, например, в исследовании Л. Н.Шлычковой сравнивались такие виды запоминания:
1) непроизвольное (перед учащимися ставилась не мнемическая, амыслительная задача: они должны были расклассифицировать предъявляемые слова иопределить смысловые связи в их парах):
2) смешанное (учащиеся решали мыслительную задачу и лишь приповторном, предъявлении слов -— мнемичесую);
3) совмещенное (одновременно с мыслительной-ставилась и мнемическаязадача);
4) произвольное (решалась исключительно мнемическая задача).
Результаты исследованияпозволили вскрыть парадоксальный факт: сама постановка мнемической задачи неулучшает, а ухудшает запоминание. Так, наиболее продуктивным оказалось непроизвольноезапоминание, за ним следует смешанное, затем совмещенное и, наконец,произвольное. Особенно ярко преимущество непроизвольного запоминанияпроявляется при отсроченном воспроизведении (это подтверждено экспериментами смногократным воспроизведением через 1, 2, 5, 7, 15 дней и 1, 3 и 5 месяцев).
Прочность запоминания, как пишетА. Н. Шлычкова, обеспечивается такими методами обучения, в которых усвоениезнаний опирается на мыслительную деятельность учащихся, основательноеосмысление учебного материала и выявление в нем содержательных отношений.
Приведенные результаты получены наматериале родного языка: запоминались знакомые слова, в которых связи междузвуковым и графическим образами, а также значением давно упрочены. В обучениииностранному языку нас особенно интересует первичное запоминание, когда необходимозакрепить в памяти как образ слова, так и его значение. Ясно, что здесь и мнемическаяи мыслительная задачи приобретают особое качество и направленность. Первичноезапоминание нового иноязычного слова изначально сопровождается болееинтенсивной аналитической работой ума, чем запоминание знакомых слов родногоязыка.
Тем не менее, полученныевыводы полностью относятся и к ситуации усвоения иностранного языка. Организуяактивную познавательную деятельность с материалом, мы способствуем егонепроизвольному запоминанию — эта закономерность действует на всех возрастныхуровнях усвоения иностранного языка. Другой вопрос — какого родапознавательная работа эффективна на каждом уровне.
У старшеклассников эффективностьзакрепления иноязычного материала прямо зависит от интенсивности и серьезностиих мыслительной работы — наиболее важного компонента познавательной деятельности.
Определенное своеобразиеприобретает в старших классах проблема оценивания знаний по иностранному языкуи отношение учащихся к отметке.
Как пишет Л. И. Божович, отметкаэто лакмусовая бумажка, определяющая внутреннюю позицию ребенка. Ее смыслменяется на протяжении школьного возраста и связан с возрастными изменениями вобщей мотивации учения.
Старшекласснику, который стремитсяк самопознанию, определению своих «пределов» и возможностей, импонирует оценкасправедливая и объективная, отражающая действительный уровень его достижений.Он стремится к знаниям, а не к отметке.
Однако нельзя не заметить и другойтенденции, присущей главным образом старшеклассникам. В их отношении к отметкам появляется известныйпрактицизм, вызываемый тревогой за итоговые показатели успеваемости. Неудачи,неоправдавшиеся надежды на хорошую отметку многими переживаются драматически,нередко приводят к срывам и даже попыткам оказать давление на учителя.
В то же время нельзя не признать,что ограниченное количество уроков иностранного языка в старших классахсерьезно осложняет объективное оценивание знаний учащихся. В связи с этимучителю необходимо постоянно искать такие формы организации работы, при которыхкаждый учащийся получал бы побольше отметок за разные виды деятельности и могсоставить объективную картину своих достижений. Оценивание должно бытьинтенсивным, разнообразным, обоснованным. Хорошо, если учащийся слышит на урокемного оценивающих суждений учителя (не обязательно прямолинейных), когда тот нескупится на похвалы, сравнения предыдущих и настоящих достижений, находитвозможности для индивидуальных консультаций, выявляет пробелы в подготовке,рекомендует приемы самостоятельной работы. Желательно доводить до сознанияучащихся критерии оценки их работы (качественные, количественные, временные),которые могут облегчать их самоконтроль, самопроверку и самооценку в ходе самостоятельнойработы.
Для повышения массовости, быстротыи объективности оценивания учебных достижений учащихся на уроках иностранногоязыка в старших классах оправдывает себя применение различных тестов. Тестымогут использоваться в процессе предварительного, тематического, периодическогои итогового оценивания знаний, умений и навыков. Важно отметить, что применениетестов не только повышает объективность оценивания, но положительно влияет науровень текущей успеваемости, облегчает формирование у учащихся способности ксамоконтролю. Специальными исслед