Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие творчества на уроках математики

--PAGE_BREAK--До середины 20 века психология связывала творческие способности с умственным развитием. Потребность определять умственные способности привела к созданию IQ — tests — тестов на умственную одаренность. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний, т.е. корреляция между коэффициентом интеллекта и способностью создавать новое — креативностью — не было.
Выделяют три основных подхода к проблеме творческих и интеллектуальных способностей:
1.     Как таковых творческих способностей нет. Главную роль в детерминации творчества играют мотивации, ценности, личностные черты. Интеллектуальные способности выступают как необходимые, но не достаточные условия творческой активности личности.
2.     Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психологической активности нет.
3.     Творческая способность — креативность — является независимым от интеллекта фактором (Дружинин В.Н., 1995г.).
Кроме того, было доказано, что творчество в искусстве и науке имеет общие признаки, что позволяет перенести творческие способности с одного материала на другой.
Главной операцией, которая “работает” в ходе творческого процесса, является операция сравнения. Устанавливаются смысловые связи между элементами на основе: репродукции, смыслового синтеза или случайного соединения без установления семантических связей. Таким образом продукты “идеи, гипотезы, поведенческие акты” можно разделить на стереотипы, оригинальные “креативные” и неосмысленные “девиантные”.
Один из первых исследователей творчества, как психологического процесса П. Энгельмейер (1910) разделил его на три части:
·        акт выдвижения гипотезы;
·        акт творчества;
·        акт логически проработанной идеи.
Последующие многочисленные исследования были направлены на детализацию отдельных “актов”, при этом, естественно, происходило их дробление. Так, Г. Уоллес (1924г.) получил четырехфазный процесс:
·        фаза подготовки идеи;
·        фаза созревания идеи;
·        фаза озарения;
·        фаза проверки идеи.
Творчество, по описанию Селье, происходит следующим образом:
·        посредством наблюдения собираются факты, накапливаются в памяти;
·        факты располагаются в порядке, который диктуется рациональным творчеством.
Иногда это вполне достаточно для достижения приемлемого решения.
Если нет, то сознание с его укрепившейся привычкой поведению порядка должно отойти в сторону и  дать свободу фантазии. При этом раскрепощенное воображение управляет порождение бесчисленных более или менее случайных ассоциаций. Которые затем переходят в сознание.
Так как один из признаков творчества — это создание новых полезных комбинаций, то воображение, создающее эти комбинации, является основой творческого процесса.
Из этого следует, что воображение — это необходимый элемент творческой деятельности, который обеспечивает:
1.     Построение образов продуктов труда;
2.     Создание программного поведения в неопределенных проблемных ситуаций;
3.     Средства создания образов, заменяющих активную деятельность (т.е. моделирование процессов или объектов).
Еще один непременный компонент творчества — это оригинальность, она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других решений.
Творчество человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. К этому выводу уже давно пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приемов развития творчества. /ист.    стр.287-290/
3. Особенности творчества младших школьников.
В классической системе образования учебные программы построены, как правило, на запоминании, накоплении фактов и других нетворческих формах деятельности. Потому большинство учащихся, особенно из числа хорошо успевающих в школе, оказывают серьезное сопротивление, если дальнейшая учеба или работа требует от них проявления творческих способностей. Избежать таких конфликтов можно, если тренировка и поощрение творческой деятельности начинается в самом начале образовательного курса.
Необходимо отметить, что психология как наука достаточно основательно изучила, что необходимо получить в результате образования. Но еще нет ответа — как сформировать нужные навыки. И хотя отдельные попытки предпринимались уже давно, четко отработанная и практически действующая в литературе пока не описана.
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы школы). Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными. Они зависят от готовности ребенка к обучению в школе, а также от того, с какого времени начинается и как идет обучение в соответствующем возрасте.
Исследования,  проведенные под руководством П.Я. Гальперина, позволяют раскрыть процесс перехода от дошкольного к началам школьного мировоззрения. Как известно, творчество дошкольника характеризуется отсутствием представления об инвариантности. Постепенно, примерно к восьми годам, этот феномен исчезает.
Исследования П.Я. Гальперина показали, что в основе отсутствия инвариантности, лежат глобальные представления об объекте. Для того, чтобы преодолеть непосредственное отношение к действительности, надо выделить параметры объекта, а затем сравнить их между собой. В исследовании было осуществлено обучение детей применению к объекту разных мер, с помощь. которых ребенок мог выделить параметр и на этой основе сравнить объекты между собой. /ист.    стр.87-88/
 До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах или событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Дошкольники, например, испытывают трудности, пытаясь представить промежуточное положение падающей палочки между вертикальным и горизонтальным ее положением.  Продуктивные образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей после 7-8-летнего возраста, и развитие этих образов связано, вероятно, с началом обучения в школе.
За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно действенного и элементарного образного творчества и бедного логического разтворчества школьник поднимается до словесно-логического творчества на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж.Пиаже и Л.С.Выготского, с доминированием дооперационного творчества, а конец — с преобладанием операционного творчества в понятиях.
Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи, как средства творчества; соединение и взаимообагощяющее  влияние друг на друга всех видов творчества: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз; подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решения задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемой. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями.
Трудности образования общих понятий у детей подробно описаны в работе выдающего психолога Л.С.Выготского “Творчество и речь”, где он пришел к выводу, что на определенной стадии развития подобные отношения общности между понятиями вообще недоступны для ребенка.  “Появления первого высшего понятия, стоящего над рядом прежде образованных понятий, появление первого слова типа “мебель” или “одежда”, не менее важный симптом прогресса в развитии смысловой стороны детской речи, чем появление первого осмысленного слова”.
Использование речи, как средства творчества  связано с формированием речи у детей, с активным ее использованием при решении разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успешно, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и назвать полученный результат.
Соединение и взаимообагощяющее  влияние друг на друга всех видов творчества успешно реализуется, если детям даются задачи, требующие для решения одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать образами, и способности пользоваться понятиями, вести рассуждение на уровне логических абстракций.
Если любой из этих аспектов представлен слабо, то интеллектуальное развитие ребенка идет как односторонний процесс. При доминировании практических действий преимущественно развивается наглядно-действенное творчество, но может отставать образное и словесно-логическое. Когда преобладает образное творчество, то можно обнаружить задержки в развитии практического и теоретического интеллекта. При особом внимании только к умению рассуждать вслух у детей нередко наблюдается отставание в практическом творчество и бедность образного мира, Все это, в конечном счете, может сдерживать общий интеллектуальный прогресс ребенка.
Установлено, что первоклассники могут понять и принять поставленную перед ними задачу, но ее практическое выполнение возможно для них только с опорой на наглядный образец. Учащиеся третьих классов уже сами в состоянии составить план работы над задачей и следовать ему, не опираясь на представленный наглядно образец. /ист.    стр.127-133/
В силу этих особенностей учебная деятельность и главное, сам процесс усвоения знаний, предъявляющий новые требования к мышлению школьника, словом, учебная деятельность в целом становиться в младшем школьном возрасте ведущей, т.е. той, в которой формируются основные психологические новообразования этого периода: теоретические формы творчества, познавательные интересы, способность управлять своим поведением, чувство ответственности и многие другие качества ума и характера школьника, отличающие его от детей дошкольного возраста. При этом главную роль играет развитие творчества, происходящее в ходе усвоения научных знаний.
Независимо от этого, происходят существенные изменения в самом мышлении. До обучения оно, опираясь на непосредственно жизненный опыт, оперирует либо конкретными образами и представлениями, либо своеобразными эквивалентами понятий, данными в форме неосознаваемых ребенком чувственных обобщений.
Усваивая знания, школьник учится процессу образования понятий, т.е. овладевает умением строить обобщения не по сходными (какой бы мерой общности они ни обладали), а на основе абстрагирования существенных связей и отношений. Таким образом, овладевая понятием, школьник овладевает не только “абстрактной всеобщностью”, но и тем “сгустком утверждающих суждений”, который в нем заключен. Он овладевает умением развернуть эти суждения, переходить от понятия к понятию, т.е. рассуждать в собственно теоретическом плане.
4. Роль уроков математики в развитии творчества.
В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельность. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.
Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творчества в младшем школьном возрасте.
В начальных классах, особенно в первом, только начинает формировать способы учебной работы. Поэтому необходима непрерывная четкая линия, направленная на развитие внимания, наблюдательности, памяти, на умение проводить анализ, сравнение, находить закономерности.
Свойство детского ума воспринимать все конкретно, буквально, неумение подняться над ситуацией и понять ее общий, абстрактный или переносный смысл — одна из основных трудностей детского творчества, ярко проявляющаяся при изучении такой абстрактной школьной дисциплины, как математика.
Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности творчества.
Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как творчество влияет на воспитанность человека. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.
Не только грамотность резко отличает школьника от дошкольника: другое столь же резкое отличие — то, что школьник овладевает математикой, оперирует с числами, которые дошкольнику почти недоступны.
Трудность обобщения материала — одна из основных трудностей, возникающих при усвоении математики. Вот как описывает их психолог В.А.Крутецкий: “Неспособные ученики с большим трудом обобщали предложенный математический материал. Они с трудом перебирались от одной ступени обобщения к другой, причем каждая такая ступень должна была закрепляться значительным количеством упражнений”. Таких учеников необходимо тренировать на специально подобранном материале, включающем все возможности и комбинации несущественных признаков.
Развивает творчество и решение задач различными способами. Выработка привычки к поиску другого варианта решения играет большую роль в будущей работе, научной и творческой деятельности. Применение различных способов решения задачи развивают не только умственные способности, но и приучает их к исследовательской работе. Именно умение и способность находить различные пути и способы решения часто приносит успех и удовлетворяет как частные так и глобальные интересы.
Анализ школьных программ по математике дает возможность расставить основные вехи развития творчества школьников, поскольку овладение таким максимально абстрактным предметом, как математика, хорошо показывает, до какого максимума поднимается творчество школьников различных возрастов. Арифметика и алгебра, абстрагированы от всех качественных различий предметов до такой степени, что остается от них только то, что они — предметы, т.е. остается только раздельность их, только число, и затем абстрагирование даже от частных значений чисел — таковы два основных этапа.
Величина, количество и эмпирическое число, мера и количественное отношение, абстрактное общее число, числовой закон, абстрактный закон количественных отношений — вот чем последовательно овладевает творчество школьника, возвышающее до умения так абстрагироваться от конкретного мира, что в мысли остаются от этого мира только число и форма. /ист.    стр.133/
Результаты обучения проявляются в осознании и управлении собственной стратегией мыслительной деятельности и в освоении методов системного творчества.
В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.
Поскольку основная масса учащихся  самостоятельно не овладевает более обобщенными приемами умственной деятельности, их формирование должно стать важной задачей обучения.
В соответствии с этим одним из принципов развития творческого продуктивного мышления является специальные формирования обобщенных приемов умственной деятельности. Обобщенные приемы умственной деятельности делятся на 2 большие группы – приемы аморитмического типа и эвристические.
Вооружения учащихся правильными, рациональными приемами мышления, обучение тому, как определять понятия, классифицировать их, строить умозаключения, решать в соответствии с данным алгоритмом задачи, оказывает положительное влияние и на самостоятельное, продуктивное мышление, обеспечивает возможность решения задач-проблем. Эвристические приемы непосредственно стимулируют поиск решения новых проблем, открытие новых проблем, открытие новых для субъекта знаний и тем самым соответствует самой природе, специфике творческого мышления.  В отличии от приемов алгоритмического типа, эвристические приемы ориентируют не на формально-логический, а на содержательный анализ проблем. Они направляют мысль решающих на проникновение в суть описываемого в условии предметного содержания на то, чтобы за каждым словом они видели его реальное содержание и по нему судили о роли в решение того или иного данного.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Многие эвристические приемы стимулируют включение в процесс решения проблем наглядно-образного мышления, что позволяет использовать его преимущество перед словесно-логическим мышлением – возможность целостного восприятия, видения всей описываемой в условии ситуации. Тем самым облегчается течение характерных для продуктивного мышления интуитивных процессов. Исследования показывают, что эти приемы при решении новых задач используют лишь наиболее развитые школьники. Следовательно, одним из принципов развития творческого мышления должно быть специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности.
Продуктивное мышление предполагает выход за пределы имеющихся знаний. Однако именно эти знания – опора в открытии нового. Чтобы открывать новое, отвергать уже известное, необходимо владеть  этим старым, иметь достаточно широкий объем знаний.
Ориентация на выделение и обобщение существенного в материале, классификацию в зависимости от его значимости содействует формированию одного из важнейших качеств продуктивного мышления – глубины ума. Такие знания позволяют учащимся не запоминать множество отдельных частных закономерностей, способов решения, а самим на основе логических рассуждений «выводить» их из общих положений.
Предлагаю виды заданий по развитию творческих способностей, которые я проводил в 1 классе.
Задания, развивающие гибкость мышления ·                    Сколько сторон у треугольника? (3)
·                    Сколько хвостов у курицы? (1)
·                    Цифра, похожая на букву З? (3)
·                    От количества пальцев на одной руке отнять 4. Сколько останется? (1)
·                    Сколько у нас в неделе выходных? (2)
·                    Количество сторон у квадрата увеличить на 5 (9).
·                    Из записанных цифр составить двузначные числа (31-декабрь, 31-январь, 29-февраль).
·                    Что это за числа? В феврале сколько еще бывает дней?
·                    Когда в феврале 29 дней, то этот год високосный.
·                    Какой сейчас год? (2002).
·                    Кто сможет написать это число на доске?
Задание, развивающее внимание, быстроту реакции.
* Как можно быстрее запишите слова, которые кроются под следующими числами.
2, 5, 8, 7, 1 (белка)
8, 6, 11, 1 (лиса)
3, 10, 8, 7 (волк)
9, 5, 4, 3, 5, 4, 12 (медведь)
-Что общего в этих словах?
-         Что различного?
-         Кто лишний? Почему?
Творческая работа.
-         Какой формы может быть лепесток? (овальной), треугольной, круглой?
-         Нарисовать цветик-семицветик с одним лепестком и написать в этом лепестке самое заветное желание.
Проверка. Ученик говорит волшебные слова и читает своё заветное желание.
         «Не будет в математике удачи,
         Коль не подружишься с задачей
         Но если с логикой ты дружен
         И с рассуждением знаком,
         Математические знаки
         Откроют дверь тебе в свой дом».
Субъективизация как способ обучения в первую очередь направлена на развитие интеллекта младшего школьника, основным качеством которого является логическое мышление. Основными логическими приемами формирования понятий является анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация. Игра является ведущим видом деятельности детей. Учеными отмечено, что продуктивность запоминания в игре значительно выше. Развитие памяти тесно связано с развитием мышления у детей. Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют, в первую очередь, наглядно-образное мышление. Начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Приведу ряд примеров, которые я использовала на своих уроках.
Задание 1.
Четверо играли в домино 4 часа. Сколько времени играл каждый?
Задание 2.
Петя Задачкин задумал число А и прибавил к нему 12. Сумма получилась на 1 меньше 16. Какое число А задумано? (А= 3)
Задание 3.
В обувном шкафу Ани стоят три пары ботинок. В темноте она берет наугад 4 ботинка. Смогла ли Аня взять пару одинаковых ботинок?
Задание 4.
Сегодня цифра спряталась в дни недели, который предшествует субботе. Какая это цифра? (Цифра и число 5).
Задание 5.
Внимательно посмотрите н запись и найдите лишнее число: 1,3,9,11,7,5. Определите тему урока? («Двузначное число»).
Задание 6.
Задание способствует формированию словесно-логического мышления. Это работа с игровым полем из 9 или 12 клеток, где можно зашифровать тему урока или новый для детей математический термин. (алгоритм).
 
          
 
 
На втором уровне учащимся необходимо сопоставлять два суждения.
Например, Коля, Ваня и Сережа учили таблицу умножения. Один учил таблицу на 5, другой на 6, третий на 9. Кто какую таблицу учил, если Коля знал таблицу умножения на 6 и на 9, а Ваня знал таблицу на 9?
Третий уровень – это задачи, в которых учащимся необходимо соотнести три суждения. Например, Саша, Боря, Женя и Ваня выполняли задание по выбору: решить задачу, примеры, уравнение или найти периметр фигуры. Кто какое задание выполнял, если Саша не решал уравнений, задач и примеров; Боря не решал примеров и задач, а Ваня не решал задач.
При изучении нового материала провожу такие логические задачи:
1.      Нахождение закономерностей – 22, 25, 28, …
-5, 15, …, 35
-5, 7, 35, 6, 8, 48, …, …
2.      Знание разрядности чисел.
-         какое будет число, если в числе 427 число десятков увеличить на 4, а число единиц уменьшить на 2 т.п.
3.      Составление задач по данному выражению или требованию, а также задач, где известны лишь общие характеристики данных.
Например, составьте задачу, где известно одно из слагаемых, а другое неизвестно.
Таня прочитала 9 страниц, а Оксана на 4 страницы меньше. Сколько страниц прочитали девочки вместе?
Для самостоятельной работы использую задачи с поэтапным усложнением (простые-сложные с абстрактными данными).
4.      Словесно – логические задачи.
Через 5 лет Коле будет столько же лет, сколько сейчас Маше? Кто младше?
5.      На этапе закрепления предлагаю задачи на сообразительность:
А) Трое играли в шашки. Всего сыграли 3 партии. Сколько партий сыграл каждый? (2).
Б) По улице идут два сына и два отца. Всего 3 человека. Может ли так быть? 
Так же провожу работу над логической задачей в группах.
1. На веревке завязали три узла. На сколько частей узлы разделили веревку?
2. Антон ростом выше Васи, но ниже Сережи. Кто из мальчиков самый высокий? (Сережа).
3.Решение задач.
А) «В Амурской области для охраны и изучения редких и исчезающих растений и животных созданы 24 заказника, а заповедников на 22 меньше. Сколько заповедников создано в Амурской области? Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия.
Б) В Красную книгу России занесено 29 видов растений, а видов животных, встречающихся в Амурской области, на 10 больше. Сколько видов животных, встречающихся в Амурской области, занесено в Красную книгу? Составь и реши задачу, обратную данной.
 Рядом с примерами помещаю карточки с названиями растений или животных Амурской области, на которых даны ответы.
Задание 1.
Решите пример: 38 :       = 2
Черемуха  — 9
Смородина – 10
Лимонник – 19
Выбрав карточку с правильным ответом, узнаете какое известное дальневосточное лекарственное растение имеет название (производное от цитрусовых).
Задание 2.
Решите пример :    : 3 = 14
Ромашка    — 30
Женьшень – 42
Подорожник – 57
Выбрав карточку с правильным ответом, узнаете самое знаменитое лекарственное растение Дальнего Востока.
Задание 3.
Решите пример: 28: 2 =  
Кета    — 14
Сом  — 12
Камбала – 13
Для какой рыбы дальневосточная река – колыбель, а море – пастбище?
Практически на каждом уроке и на разных его этапах использую различные задания на развитие внимания и памяти учащихся, т.к. без них невозможно совершенствование логического мышления.
         Графические диктанты уже давно применяются на уроках в начальной школе для развития руки первоклассника, его мыслительных способностей и воображения, для формирования пространственных представлений у школьника и активизации его внимания, для закрепления навыков счета.
Графический диктант станет подготовкой к изучению темы:» Площади фигур», к решению примеров на деление с остатком, к решению уравнений, табличные случаи умножения, сочетательный закон сложения, переместительные законы сложения и умножения, правила выполнения порядка действий в примерах.
Беседа по результатам графического диктанта научит учеников выражать словами взаимное расположение предметов относительно друг друга, что развивает не только пространственное мышление школьников, но и обогащает математический словарный запас учащихся, учит их правильно использовать математические термины. Целенаправленные вопросы развивают у детей умение перемещать фигуры на плоскости, что является подготовкой к восприятию школьного курса геометрии и черчения, развивают творческие возможности учащихся.
Например:
Шаг 1. Отступите вниз на 3 клеточки, посередине поставьте точку 1.
Шаг 2. От точки 1 отсчитайте вниз 6 клеток и вправо – 4 клетки. Поставьте точку 2.
Шаг 3. От точки 2 отсчитайте вниз 8 клеточек. Поставьте точку 3.
Шаг 4. От точки 3 отсчитайте влево 8 клеточек. Поставьте точку 4.
Шаг 5. От точки 4 отсчитайте вверх 8 клеточек. Поставьте точку 5.
Шаг 6. Соедините все точки по порядку, а также точки 2 и 5.
1
— Что у вас получилось?
— Из каких геометрических фигур он состоит?
— Назовите свойства геометрических фигур?
— Давайте превратим его в сказочный, раскрасим цветными
  карандашами.
5

2
4
3
Начиная с 1 класса веду внеклассные занятия «Геометрия». Кроме геометрического материала даю задания на развитие мышления воображения, внимания и памяти. Сидя за партой ребёнок представляет себя в роли учителя. Заранее, после уроков с одним из учеников обговариваем, репетируем самый простой и небольшой фрагмент занятия на 2-3 минуты. Дома он готовит его. После того, как он в роли учителя проведет его, ученик делает вывод и хвалит детей, которые хорошо работали. Если дети не могут ответить и ученик, выступающий в роли учителя, тоже затрудняется, он обращается за помощью ко мне. Выбрав такой прием, я заметила, что у детей появился интерес творить и познавать. Дети сочиняли сказки и стихи о геометрических фигурах на разные темы, например, ученица 3 класса сочинила стихотворение:
Важный круг.
Жил-был очень важный круг,                 Тут окружность пропищала
Презирал он всех вокруг!                       Рассердился важный круг,
Он любил только себя,                            Оглянулся он вокруг:
Говорил, себя хваля:                               — Ну, а ты здесь кто такая?
Посмотрите, у меня                                 Ты же линия простая,
Форма совершенная                                Спорить ты со мной не смей,
Даже солнце и луна                                 Убирайся поскорей!
Так похоже на меня!                                — Хорошо, сейчас уйду,
И на свете я один                                                                           Но накличешь ты беду!
Без углов и без вершин!                          Не узнал меня ты зря,
— Но у солнца форма шара! -                            Ведь граница я твоя!
     … Тут окружность вдруг пропала. Круга важного не стало!
Составляем геометрические словарики как один из видов творческих заданий при формировании геометрических понятий. При составлении словарика дети дают определение понятия (своими словами, так как они понимают), самостоятельно выделяют существенные свойства, подбирают интересный материал, оформляют словарик, сочиняют сказки, стихи, загадки, выполняют рисунки. В геометрическом словарике отражаются следующие моменты:
1.      Термин.
2.      Определение. (Ребята отвечают на вопрос «Что это такое?» описывают фигуру, перечисляют ее свойства).
3.      Содержание понятия. (Перечисляются свойства, благодаря которым эту фигуру можно отличить от остальных геометрических фигур).
4.      Объем понятия. (Перечисляются виды, отвечают на вопрос «Какие бывают? «Как можно сделать?»).
5.      Связь с жизнью. (Где встречаются, какие предметы или их части имеют такую же форму?).
6.      Творческое оформление (Стихотворения, сказки, загадки, интересные задания, рисунки и т.д.).
Составление словариков помогает детям сформировать понятия, а не просто представления о геометрических фигурах. После анализа словарей сделаны некоторые выводы:
1.      Дети пытаются давать свои определения. Например, Маша:» Круг- это геометрическая фигура, у которой нет углов, есть середина, от которой если провести линию до окружности в одну сторону и линию в другую, у двух линий будет одинаковая длина.
2.      К составлению словариков ученики подошли творчески. Большая часть словарей оформлена ярко, много рисунков, загадок, стихотворений.
3.      Некоторые ученики в своих словариках пытаются развести понятия «шар» и «круг». Например, стихотворение, которое прочитала.
4.      В детских словариках много ассоциации. Например, треугольник ассоциируется с рекламным щитом, дорожным знаком, стороной крыши, кленовым листочком, наконечником стрелы.
Форму квадрата имеют: сторона кубика, стекло, клетки в тетради, наволочки, сидение у табуретки, лист бумаги, форточка. Форму круга имеют: мишень, конфорка, кнопка, крышка, дно кастрюли.
Окружности – это руль, обруч, кольцо, серёжки, браслет, обод, колеса.
 Работа по составлению словариков, несомненно, носит творческий характер. Детям этот вид работы нравится. Они выступают как авторы, сами создают образы. Составление геометрических словариков помогает сформировать понятия, развивает творческое мышление младших школьников, способствует формированию познавательного интереса на уроках математики.
Провожу математические вечера (утренники), посвященные геометрии, приглашаем на геометрический съезд, где заседают геометрические фигуры.
1.      Выступают геометрические фигуры, запомните их свойства.
Прямая.
Не в этом только наше назначенье:
Я между точек двух короче линий всех,
Притом одно имею измеренье.
Кривая.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Виды налогов и сборов в РФ
Реферат Http://www yamama ru/books/stomach/stomach 11
Реферат Территориальное разделение труда
Реферат Причини поразки та уроки української революції 1917-1921 рр Підсумки громадянської війни
Реферат Особенности предупреждения краж и случаев неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством (кража, угон)
Реферат Содержательная и языковая специфика произведения "Репортаж с петлей на шее" Ю. Фучика
Реферат Шпоры для госэкзамена по финансам и кредиту
Реферат Лечебно-профилактическое питание, его значение и использование в системе мероприятий по снижению неблагоприятного воздействия вредных профессиональных факторов и условий труда
Реферат О содержании и методике разработки региональной комплексной программы Образование и занятость населения
Реферат Блюда из морепродуктов 2
Реферат Законодательные основы высшего профессионального образования
Реферат Cunsumer Credits Essay Research Paper ASK CONSUMERS
Реферат The Challenge Of Writing An Essay Essay
Реферат Статистика продукції легкої промисловості в Україні
Реферат Традиционный маркетинг как инструмент конкурентной борьбы на втором этапе развития экономики