Министерство образования и науки АРК
Республиканское высшее учебное заведение
Крымский инженерно- педагогическийуниверситет
Кафедра информационно – компьютерныхтехнологий
Курсовая работа
по учебной дисциплине:
«Школьный курс информатики иметодика преподавания информатики»
на тему: Методикапреподавания темы «Глобальная сеть Интернет» в 11 классах экономическогопрофиля»
Выполнила:
Студентка 4 курса группы И-06
Специальности «Информатика»
Козина А.А.
Научный руководитель:
Сейдаметова С.М.
Симферополь 2009
Оглавление
Введение
Глава1 Школьный курс информатики
1.1Общие сведения о школьном курсе информатики
1.2Цели и задачи школьного курса информатики
1.3Методика преподавания школьного курса информатики
Глава2 Разработка содержания, форм и средств методики преподавания темы «Глобальнаясеть Интернет» в 11 классах экономического профиля
2.1Методика преподавания темы «Глобальная сеть Интернет» в 11 классахэкономического профиля
2.1.1План конспект урока – лекции
2.1.2План-конспект урока — комбинированного урока
2.1.3План конспект урока — практического занятия
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Школа как один из важнейших социальных институтов должна оказыватьпомощь учащимся в адаптации к новым экономическим отношениям за счет созданияусловий для личностного роста и повышения уровня информированности обучающихсяв различных областях жизни. Одно из важнейших и эффективных направлений работышколы – активное участие в создании образовательной среды, введение в учебныйплан курсов, позволяющих получить школьникам знания и умения для грамотного иосознанного выбора профиля обучения с учетом дальнейшего профессиональногоразвития [10, с.13].
В модернизации образования ставится задача создания «системыспециализированной подготовки (профильного обучения) в старших классахобщеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения исоциализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынкатруда» [5, с.38].
В связи с изменением доминанты профессиональной деятельности иувеличением доли информационного сектора в экономике необходимо готовитьшкольников к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкойинформации. Это включает в себя, в частности, освоение средств информатизации иинформационных технологий. Основные научно-технические усилия обществанаправляются на создание средств и методов, обеспечивающих эффективнуюобработку информации, необходимой для принятия рациональных (оптимальных)управленческих решений [8, с.45]. Персональные компьютеры и создаваемые на ихоснове информационно-вычислительные сети (от локальных, функционирующих впределах одной организации, до глобальных, таких, как Интернет, позволяющихсвязать в единое информационное пространство все мировое сообщество) открываютновые перспективы развития человеческой цивилизации.
Объектом курсовой работы является процесс преподавания информатикив школе.
Предметом — методика преподавания темы «Глобальная сеть Интернет»в 11 классах экономического профиля.
Целью данной работы является разработка методики преподавания темы«Глобальная сеть Интернет» в 11 классах экономического профиля.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
· изучить программу и содержание школьного курса информатики;
· найти и проанализировать литературу по данной теме;
· разработать поурочное планирование преподавания темы;
· проанализировать и создать формы обратной связи;
· разработать раздаточный материал.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Впервой главе раскрыты основные теоретические сведения о методике преподаванияинформатики в школе. Во второй главе показана методика преподавания темы«Глобальная сеть Интернет» в 11 классах экономического профиля.
Глава 1 Школьный курсинформатики
1.1 Общие сведения ошкольном курсе информатики
Появление и начальное становление информатики как науки относитсяко второй половине XX века. Область интересов информатики — структура и общие свойстваинформации, вопросы, связанные с процессами поиска, сбора, хранения,преобразования, передачи и использования информации в различных сферахчеловеческой деятельности.
По мнению М.П. Лапчика, предмет информатики, как и кибернетики,образуется на основе широких областей своих приложений, а объект – на основеобщих закономерностей, свойственных любым информационным процессам в природе иобществе [1, с. 9].
Часть информатики, обслуживающая проблемы средней школы, получиланазвание школьной информатики. Впервые в отечественной литературе этот терминвведен в концептуальном документе, разработанном под руководством А.П.Ершова. Внем школьная информатика определяется как ветвь информатики, занимающаясяисследованием и разработкой программного, технического, учебно-методического иорганизационного обеспечения применения ЭВМ в школьном учебном процессе.
Программное (или математическое) обеспечение школьной информатикиподдерживает информационную, управляющую и обучающую системы средней школы,включает в себя программистские средства для проектирования и сопровождениятаких систем, а также средства общения с ними, ориентированные на школьников,учителей и работников аппарата управления органами просвещения.
В области технического обеспечения школьная информатика имеетсвоей целью экономически обосновать выбор технических средств для сопровожденияучебно-воспитательного процесса школы; определить параметры оборудованиятиповых школьных кабинетов вычислительной техники (КВТ); найти оптимальноесоотношение использования серийных средств и оригинальных разработок,ориентированных на среднюю школу.
Учебно-методическое обеспечение школьной информатики состоит вразработке учебных программ, методических пособий, учебников по школьному курсуинформатики, а также по всем школьным предметам, которые могут испытыватьметодологическое влияние информатики, и по курсам, при преподавании которыхпланируется использование средств информатики [2, c.33].
К проблемам организационного обеспечения, связанного с внедрениеми поддержанием новой информационной технологии учебного процесса, в частности,относятся: организационно-технические мероприятия по обеспечению и последующемусопровождению технической базы школьной информатики и организации разработки,тиражирования и доставки педагогических программных средств (ППС) в школу;подготовка и переподготовка кадров для всех уровней системы просвещения ипрежде всего школьных учителей, способных нести в массовую школу информатикукак новую научную дисциплину, как инструмент совершенствования преподаваниядругих школьных предметов, как стиль мышления.
1.2 Цели и задачишкольного курса информатики
Общие цели обучения информатике определяются с учетом особенностейинформатики как науки, ее роли и места в системе наук, в жизни современногообщества. Рассмотрим, как основные цели, характерные для школы в целом, могутбыть отнесены к образованию школьников в области информатики.
Образовательная и развивающая цель обучения информатике в школе — дать каждому школьнику начальные фундаментальные знания основ наукиинформатики, включая представление о процессах преобразования, передачи ииспользования информации, и на этой основе раскрыть учащимся значениеинформационных процессов в формировании современной научной картины мира, атакже роль информационной технологии и вычислительной техники в развитиисовременного общества [3, с. 28].
Изучение школьного курса информатики призвано также вооружитьучащихся теми базовыми умениями и навыками, которые необходимы для прочного исознательного усвоения этих знаний, а также основ других наук, изучаемых вшколе. Усвоение знаний из области информатики, как и приобретениесоответствующих умений и навыков призвано также существенно повлиять наформирование таких черт личности, как обще умственное развитие учащихся,развитие их мышления и творческих способностей.
Практическая цель школьного курса информатики — внести вклад втрудовую и технологическую подготовку учеников, то есть вооружить их темизнаниями, умениями и навыками, которые могли бы обеспечить подготовку ктрудовой деятельности после окончания школы. Это означает, что школьный курсинформатики должен не только знакомить с основными понятиями информатики,которые, безусловно, развивают ум и обогащают внутренний мир ребенка, но и бытьпрактически ориентированным — учить школьника работе на компьютере ииспользования средств новых информационных технологий [1, с.148].
С целью профориентации курс информатики должен давать учащимсясведения о профессиях, непосредственно связанных с ПК и информатикой, а такжеразличными приложениями, изучаемых в школе наук, опирающихся на использованиеПК. Наряду с производственной стороной дела практические цели обученияинформатике предусматривают также и «бытовой» аспект — подготавливать молодыхлюдей к грамотному использованию компьютерной техники и других средствинформационных и коммуникационных технологий в быту, в повседневной жизни.
Воспитательная цель школьного курса информатики обеспечивается,прежде всего, тем мощным мировоззренческим воздействием на ученика,предоставляющее осознание возможностей и роли вычислительной техники и средствинформационных технологий в развитии общества и цивилизации в целом. Вкладшкольного курса информатики в научное мировоззрение школьников определяетсяформированием представления об информации как один из трех основных понятийнауки: вещества, энергии и информации, лежащие в основе строения современнойнаучной картины мира. Кроме того, при изучении информатики на качественномуровне формируется культура умственного труда и такие важные общечеловеческиехарактеристики, как умение планировать свою работу, рационально ее выполнять,критично соотносить начальный план работы с реальным процессом ее выполнения.
Изучение информатики, в частности, построение алгоритмов ипрограмм, их реализация на компьютере, требующие от учащихся умственных иволевых усилий, концентрации внимания, логической и развитого воображения,должны способствовать развитию таких качеств личности, как настойчивость ицеленаправленность, творческая активность и самостоятельность, ответственностьи трудолюбие, дисциплина и критичность мышления, способности аргументироватьсвои взгляды и убеждения. Школьный предмет информатики, как никакой другой,предъявляет особый стандарт требований к четкости и лаконичности мышления идействий, так как точность мышления, изложения и написание — это важнейшийкомпонент работы с компьютером.
Ни одна из перечисленных выше основных целей обучения информатикине могут быть достигнуты изолированно друг от друга, они крепко связаны. Нельзяполучить воспитательный эффект предмета информатики, не обеспечив получениешкольниками основ общего образования в этой области, так же как нельзя добитьсяпоследнего, игнорируя практические, прикладные стороны содержания обучения.
Проектирование конкретных целей школьного предмета информатикидолжно основываться, прежде всего, на анализе фундаментальных основ наукиинформатики, ее положение среди других наук и роли, которую она выполняет вобществе на современном этапе его развития.
1.3 Методикапреподавания школьного курса информатики
Вместе с введением в школу общеобразовательного предмета «Основыинформатики и вычислительной техники» началось формирование новой областипедагогической науки – методики преподавания информатики (МПИ), объектомкоторой является обучение информатике. К теории и методике обучения информатикенужно относить исследование процесса обучения информатике везде, где бы он нипроходил и на всех уровнях: дошкольный период, школьный период, все типысредних учебных заведений, высшая школа, самостоятельное изучение информатики,дистанционные формы обучения и т.п. Каждая из перечисленных областей в настоящеевремя ставит свои специфические проблемы перед современной педагогическойнаукой.
Теория и методика обучения информатике в настоящее времяинтенсивно развивается; школьному предмету информатики уже почти два десяткалет, но многие задачи в новой педагогической науке возникли совсем недавно и неуспели получить еще ни глубокого теоретического обоснования, ни длительнойопытной проверки.
В соответствии с общими целями обучения методика преподаванияинформатики ставит перед собой следующие основные задачи: определить конкретныецели изучения информатики, а также содержание соответствующегообщеобразовательного предмета и его место в учебном плане средней школы;разработать и предложить школе и учителю-практику наиболее рациональные методыи организационные формы обучения, направленные на достижение поставленныхцелей; рассмотреть всю совокупность средств обучения информатике (учебныепособия, программные средства, технические средства и т.п.) и разработатьрекомендации по их применению в практике работы учителя [2,с.57].
Содержание учебного предмета МПИ определяет его два основныхраздела: общая методика, в которой рассматриваются общие теоретические основыметодики преподавания информатики, совокупности основных программно-техническихсредств, и частная (конкретная) методика – методы изучения конкретных темшкольного курса информатики на пропедевтическом, базовом и профильном этапахобучения.
Как отмечает Н.В. Софронова, «преподавание информатики насовременном уровне опирается на сведения из различных областей научного знания:биологии (биологические самоуправляемые системы, такие как человек, другойживой организм), истории и обществоведения (общественные социальные системы),русского языка (грамматика, синтаксис, семантика и пр.), логики (мышление, формальныеоперации, истина, ложь), математики (числа, переменные, функции, множества,знаки, действия), психологии (восприятие, мышление, коммуникации)» [5, с.16].
Методическая система обучения –это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов,форм, средств планирования и проведения, контроля, анализа, корректированияучебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения школьников.
Характерные черты современной методической системы обучения:
· научно обоснованное планирование процесса обучения;
· единство и взаимопроникновение теоретической и практическойподготовки;
· высокий уровень трудности и быстрый темп изучения учебногоматериала;
· максимальная активность и достаточная самостоятельностьобучающихся;
· сочетание индивидуальной и коллективной деятельности;
· насыщенность учебного процесса техническими средствами обучения;
комплексный подход к изучению различных предметов. [3, с. 49]
Глава 2Разработка содержания, форм и средств методики преподавания темы «Глобальнаясеть Интернет» в 11 классах экономического профиля
2.1 Методика преподавания темы «Глобальнаясеть Интернет» в 11 классах экономического профиля
В ходе изучения темы «Глобальная сеть Интернет» в 11 классахэкономического профиля уделяется внимание как теоретическому усвоению понятий итехнологий глобальной сети Интернет, так и приобретению, развитию и закреплениюпрактических навыков и умений в работе с поисковыми системами.
На практических занятиях, ориентированных на предметную областьбудущей экономической деятельности учеников, рассматриваются типы поисковыхсистем, способы поиска информации.
Для лучшего усвоения темы ученики должны:
· постоянно и систематически, используя материал лекции закреплятьзнания, полученные на занятиях;
· находить решения проблемных вопросов, поставленных учителем в ходезанятий;
· с использованием средств информационных систем, комплексов итехнологий, электронных учебников и практикумов, справочных правовых и тестирующихсистем и информационных ресурсов глобальной сети Интернет выполнить накомпьютере тематические практические задания, предназначенные длясамостоятельной работы;
· найти, используя разные источники информации, ответы натеоретические и практические контрольные вопросы по темам дисциплины;
· использовать информацию, найденную на специализированныхэкономических и образовательных сайтах.
2.1.1 Планконспект урока – лекции
Урок №1
Тема урока: «Глобальная сеть Интернет»
Время: 45 минут
Цели урока:
учебная: формирование у учащихся знаний о сети Интернет,представление им краткой истории развития данной отрасли, рассказать осовременных возможностях в сети Интернет.
воспитательная: воспитать у учащихся интерес к работе с Интернетом
развивающая: расширить границы знаний в данной отрасли.
Тип урока: лекция
План урока
1. Понятие сети Интернет.
2. Краткая история развития.
3. Основные услуги Интернет.
4. Поиск в Интернете.
Ход урока
1. Организационный момент [2 мин].
Учитель приветствует учащихся. Заполнив журнал, отмечаетотсутствующих.
2. Объяснение нового материала [30 мин].
Учитель называет тему и план проведения урока. Тема урока:«Глобальная сеть Интернет». Учитель объясняет материал с помощью презентаций.Новые понятия и термины ученики записывают под диктовку учителя.
Интернет – это глобальная сеть, объединяющая компьютерные сети.Существуют основные каналы связи: кабельные, оптоволоконные, спутниковаярадиосвязь. Для организации межсетевых соединений необходим соответствующий протокол(IP). Протокол — это набор договоренностей, который определяет обмен даннымимежду различными программами. Для получения доступа в Интернет необходимпровайдер. Провайдер – это фирма, предоставляющая конечным пользователям выходв Интернет через её локальную сеть[6, с.13].
Первая вневедомственная национальная компьютерная сеть получиланазвание ARPANET. Ее внедрение состоялось в 1969 г. Основным назначением еёстал обмен электронной почтой и файлами с научной и проектно-конструкторскойдокументацией. Второй датой рождения Интернета принято считать 1983 г. В этомгоду произошли революционные изменения в программном обеспечении компьютернойсвязи. Проблема устойчивости глобальной сети была решена внедрением протоколаTCP/IP, лежащего в основе всемирной сети по нынешний день. Так в 1983 г.образовалась глобальная сеть NSFNET. В середине 80-х к ней начали активноподключаться академические и научные сети других стран, например академическаясеть Великобритании JANET (Joined Academic Network). Годы, когда глобальнойсетью руководил Национальный научный фонд США, вошли и историю как эпохарешительной борьбы с попытками коммерциализации сети. Сеть финансировалась направительственные средства. Национальный научный фонд распределял их междуузлами и материально наказывал тех, кто пытался иметь от сети побочные доходы. Интернетнесёт в себе громадный потенциал образовательных услуг. Во второй половине 80-х годов произошлоделение всемирной сети на домены по принципу принадлежности. Домен govфинансировался на средства правительства, домен sci — на средства научныхкругов, домен edu — на средства системы образования, а домен com (коммерческий)не финансировался никем, то есть его узлы должны были развиваться за счетсобственных ресурсов[6, с.15].
Основные услуги Интернет можно разбить на три большие группы:
-вещательные;
-интерактивные;
— поисковые.
Разновидностью вещательных услуг являются электронные газеты ижурналы. К интерактивным услугам относят электронную почту, различныеэлектронные и видеоконференции, а к поисковым – большое разнообразие поисковыхроботов, каталогизаторов и рубрикаторов сети.
Базой для реализации услуг Интернет являются службы Интернет. World Wide Web (WWW) – Всемирная Паутина,первоначально созданная в 1992 как база данных. WWW является лишь одной изважных служб Интернет, которую нельзя отождествлять с самим Интернет. WWW- гипертекстоваямультимедийная система, используемая для универсального доступа к документам,она может оперировать с графикой, звуком, видео, со всеми типами данных, представляемыхв компьютерах. Для работы с Всемирной паутиной используется специальныйпротокол – HTTP – Hyper Text Transfer Protocol – протокол передачи гипертекста. Для того, чтобы перемещаться попаутине, необходим web – браузер — программа для просмотра Web-страниц на экране.
Виды браузеров
q Mosaic (1993-1995), Иллинойский университет, США
q Netscape Navigator (с 1995 по 2002)
q Internet Explorer (версии 6.0,. 7.0), в составе Windows, 70%
q Mozilla FireFox (версия 2.0), www.mozilla.org,15%
q Opera (версия 9.0), www.opera.com, 15%
УдобствоИнтернета в том, что в нем можно найти практически любую информацию, даже когдамы не знаем точно, где она находиться. Если адрес страницы с интересующим насматериалом неизвестен и страницы с подходящими ссылками тоже нет, приходитьсяразыскивать материалы по всей сети Интернет. Для этого применяют поисковыесистемы Интернет – специальные web-узлы, позволяющие найти нужный документ.
Информационно-поисковыесистемы размещаются в Интернете на общедоступных серверах. Основой поисковыхсистем являются так называемые поисковые машины, или автоматические индексы.Специальные программы-роботы (известные также как пауки) в автоматическом режимепериодически обследуют Интернет на основе определенных алгоритмов, проводяиндексацию найденных документов. Созданные индексные базы данных используютсяпоисковыми машинами для предоставления пользователю доступа к размещенной наузлах сети информации. Пользователь в рамках соответствующего интерфейсаформулирует запрос, который обрабатывается системой, после чего в окно браузеравыдаются результаты обработки запроса. Механизмы обработки запросов постоянносовершенствуются, и современные поисковые системы не просто перебирают огромноечисло документов. Поиск ведется на основе оригинальных и весьма сложныхалгоритмов, а его результаты анализируются и сортируются таким образом, чтобыпредставленная пользователю информация в наибольшей степени соответствовала егоожиданиям[7, с.25].
Каждаяпоисковая система имеет свои особенности, и качество полученного результатазависит от предмета поиска и точности формулировки запроса. Поэтому, приступаяк поиску информации, прежде всего, нужно четко представлять себе, что именно игде вы хотите найти. Интерфейс всех поисковых систем построен примерноодинаково. Пользователю предлагается ввести запрос в специальное поле, а затеминициировать поиск щелчком на кнопке. Система выполняет поиск и выдаетрезультаты в окне браузера. Кроме того, многими поисковыми системамипользователю предоставляется возможность задать дополнительные критерии поиска[9, с.94].Например, можно искать только в определенной тематической категории или толькоопределенных серверах.
Наиболеераспространёнными поисковыми системами являются: www.google.com, www.yandex.ru, www.rambler.ru.
Необходимую экономическую информацию можно найти с помощьюразличных поисковых систем, таких как: AltaVista, HotBot, InfoSeek, Looksmart, Lycos. Кроме того, существуюттакже специальные поисковые системы для экономистов, например, поисковаясистема Inomics занимается поиском только экономической информации.
3. Закрепление нового материала [10 мин]
После того, как был изложен новый материал, учитель задаётследующие вопросы:
Вопрос 1. Почему глобальная сеть Интернет так важна в обществе?
Вопрос 2. С помощью чего можно найти необходимую информацию в сетиИнтернет?
Вопрос 3. Какие виды поисковых систем вы можете перечислить?
4. Домашнее задание [3 мин].
Учитель применяет инновационную методику «Эссе». Необходимонаписать 10-12 предложений, которые бы раскрывали положительные и отрицательныестороны глобальной сети Интернет.
2.1.2 План-конспект урока- комбинированного урока
Урок №2
Тема урока: «Работа в сети Интернет»
Время: 45 минут
Цели урока:
учебная: предоставление учащимся способов поиска, обработки ианализа информации, сформировать у учащихся знания по использованиюопределенных типов Интернет-ресурсов.
воспитательная: научить учащихся правильной работе в сетиИнтернет,
развивающая: расширить знания о различных способах работы в сети.
Тип урока: комбинированный (рассказ, беседа, демонстрацияпрактического использования с помощью мультимедийного устройства).
Метод преподавания: проведения занятия в компьютерном классе.
План урока
1. Описание работы с поисковой системой.
2. Поисковые системы в области экономики.
3. Примеры поиска экономической информации
4. Самостоятельная работа.
Ход урока
1. Организационный момент [2 мин].
Учитель приветствует учащихся. Заполнив журнал, отмечаетотсутствующих.
2. Проверка домашнего задания [5 мин].
Учитель проводит проверку домашнего задания, опрашивая несколькихучащихся. Ученик вслух зачитывает «Эссе», после чего получает соответствующуюоценку. Оценив учащихся, учитель излагает план проведения урока.
3. Практическое изложение материала[25 мин].
Учитель описывает работу с поисковыми системами, показывая примерыв виде презентации.
Для того чтобы подключиться к Интернету, необходимо запуститьбраузер, установленный на компьютере. В данный момент будет использоватьсяплатформа Mozilla Firefox. Запустив браузер, вводим в адресную строку, адреснеобходимого сайта. Например: www.google.ru (рис.2.1). Далее осуществляем запрос.
/>
(Рис.2.1)
Запрос может состоять из одного или нескольких слов, разделенныхпробелами. Могут быть использованы как русские, так и английские слова исловосочетания. По умолчанию находятся только те документы, в которыхвстретились все введенные слова. Если поиск не нашел ни одного документа, то,возможно, допустили орфографическую ошибку в написании слова. Необходимопроверить правильность написания.
После введенного ключевого слова для поиска необходимойинформации, открывается список ссылок, с помощью которых осуществляется переходна различные сайты (Рис. 2.2).
/>
(Рис.2.2)
Кстати, доступную экономическую литературу можно скачать на сайтедля будущих экономистов www.economicus.ru (Рис.2.3)
/>
(Рис.2.3)
Далее учитель предлагает назвать учащимся виды экономическихпоисковых систем, пройденные на прошлом уроке. После чего демонстрирует их наслайде презентации.
AltaVista (www.AltaVista.com) — одна из старейшихпоисковых систем в Интернете. Индекс AltaVista содержит документы более чем на 25 языках AltaVista содержитссылки на экономические сайты, статистические и экономические данные по всемумиру, источники финансовой информации, данных экономического прогнозирования,рабочих документов и публикаций, экономических обществах и ассоциациях,научно-исследовательских и академических обществах, университетах, колледжах,бизнес — школах, библиотеках, вакансиях для экономистов (рис.2.4).
/>
(Рис.2.4)
Результат поиска:
/>
(Рис.2.5)
Учитель заканчивает объяснять материал, после чего проводитнебольшую самостоятельную работу, для закрепления полученных знаний.
4. Закрепление изученного материала [10 мин].
Самостоятельная работа дается учащимся в виде индивидуальныхзаданий, которые выполняются на компьютере средствами ресурсов Интернет. Заданиявыдаются легкие, соответствующие пройденной теме.
Например:
Ø Найти в Интернете учебник 11 класса по экономике.
Ø Найти определение понятия «рынок».
Ø Найти определение понятия «кризис».
Ø Найти три известных экономических университетов Украины.
Ø Найти стоимость доллара на сегодняшний день
5. Домашнее задание [3 мин].
Подготовиться к практическому занятию, используя материал,изученный на предыдущих уроках.
/>2.1.3 План конспект урока — практического занятия
Урок №3
Тема урока: «Итоговая работа по теме «Глобальная сеть Интернет»».
Время: 45 минут
Цели урока:
учебная: закрепление полученных знаний, выработка навыков и уменийпо предмету глобальная сеть Интернет.
воспитательная: укрепить навыки работы на компьютере, развитьинтерес и аккуратность во время выполнения практических заданий.
развивающая: закрепить полученные знания о сети Интернет,различных типах браузеров, о способах поиска экономической информации.
Тип урока: практическое занятие.
Метод преподавания: проведения занятия в компьютерном классе.
Ход урока
1. Организационный момент[2 мин].
Учительприветствует учащихся. Заполнив журнал, отмечает отсутствующих.
Проверяетэмоциональное состояние класса и готовность его к уроку.
2. Выполнение практическихзаданий (используется инновационный метод «Практикум»)[30 мин].
Учительиспользует дифференцированный метод проведения занятия, распределяя класс на 3группы: слабую№1, среднюю№2 и сильную№3. Далее учитель раздает карточки погруппам, содержащие таблицы, которые следует заполнить. Необходимо ответить навопрос, путём поиска ответа в Интернете, при этом записав адрес используемойстраницы.
Вопросы группе №1
Вопрос
Ответ
Адрес страницы Что такое «Менеджмент»? Чему равен ВВП Украины за 2009? Что собой представляет банковская система?
Вопросы группе №2
Вопрос
Ответ
Адрес страницы Какие основные причины экономического кризиса в Украине? Какой наивысший уровень инфляции курса доллара был зафиксирован в мире с 2005 года? Какие инновации были введены в банковское дело в 2009 году на территории Украины?
Вопрос группе №3
Вопрос
Ответ
Адрес страницы Рынки производственных ресурсов и доходы рыночной экономики. Безработица как средство нарушения макроравновесия. Виды предпринимательской деятельности. Организационные формы и виды предприятий.
Дополнительныйвопрос повышенной сложности:
Найтиразличия между менеджментом и маркетингом.
3. Выполнениеконтрольной работы [12 мин].
Послевыполнения практических заданий, учитель собирает листочки, оставив их напроверку. Потом приступает к раздаче вопросов контрольной работы. Контрольнаяработа представлена всему классу без разделения на группы и содержит одинтеоретический вопрос по пройденному материалу.
Например:
1) Чтопредставляет собой глобальная сеть Интернет?
2) Опишитекраткую историю создания Интернет?
3) Какимобразом осуществляется поиск в Интернете?
4) Какая поисковаясистема наиболее вам понравилась? И почему?
5) Какиесайты вы использовали при выполнении практического задания? И почему?
Выполнивзадание, учащиеся сдают контрольные тетради на проверку учителю. Учитель,проверив работы, подводит итоги и выставляет соответствующую оценку учащимся запройденную тему «Глобальная сеть Интернет» школьного курса информатики.
/>Заключение
В ходе выполнения данной курсовой работы была разработана методикапреподавания темы «Глобальная сеть Интернет», предусматривающая применениетаких форм организации обучения, как урок-лекция, комбинированный урок,практическое занятие. Такие организационные формы обучения дают возможностьполучить новые знания, наглядно усвоить и применить в дальнейшей работепрактические умения и навыки.
В ходе выполнения курсовой работы была достигнута цель: разработкаметодики преподавания темы «Глобальная сеть Интернет» в 11 классахэкономического профиля и реализованы следующие задачи:
1. изучена программа и содержание школьного курса информатики;
2. проанализирована учебно-методическая и научная литература поданной теме;
3. составлено поурочное планирование преподавания темы;
/>4. разработаны формы обратной связи;
5. изготовлен дифференцированный раздаточный материал.
При анализе учебно-методической, научной литературы выявленанеобходимость развития и усовершенствования такой дисциплины как школьнаяинформатика. Школьная информатика определяется как составляющая информатики,занимающаяся исследованием и разработкой программного, технического,учебно-методического и организационного обеспечения применения компьютеров вшкольном учебном процессе.
Использование в учебном процессе новых информационных икоммуникативных технологий позволяет создать полноценные условия для изученияфундаментальных экономических понятий, закономерностей и концепций, а такжеотрабатывать навыки работы в среде базовых программных систем, с сервисамисистем телекоммуникаций, поисковыми машинами и ресурсами Интернет.
Повышенный уровень обучения массово используемых информационным икоммуникационным технологиям принципиально позволяет не только дать учащимсясумму знаний, но также сформировать умения и навыки профессиональной работы вусловиях современной деловой информационной среды.
Списокиспользованной литературы
1. Лапчик М.П. Методика преподаванияинформатики / Лапчик М.П. — М.: Мир, 2003. — 440с.
2. Малев В.В. Общая методикапреподавания информатики: учеб. пособие / Малеев В.В.-Воронеж: ВГПУ, 2005.- 271с.
3. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики:учеб. пособие / Бочкин А.И. — М.: Высш. шк., 1998. — 431 с.: ил
4. Угринович Н.Д. Преподавание курса«Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе / Угринович Н.Д. – М.: Просвещение,- 2004. – 340 с.
5. Софронова Н.В. Теория и методикаобучения информатике / Софронова Н.В. -М.: Высшая школа, 2004.
6.Солоницын Ю. Интернет. Энциклопедия / Солоницын Ю., Холмогоров В 3-е изд. –СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
7. БайковВ.Д. Интернет: поиск информации и продвижение сайтов / Бойков В.Д. – СПб.:БХВ-Петербург, 2000. – 288 с.
8. Мельников П.П. Компьютерные технологии в экономике: учебное пособие / МельниковП.П. – М: Кнорус, 2009.
9. Крупник А. Поиск в Интернете / Крупник А. — СПб.: Питер, 2001.
10.Косарев В.П. Экономическаяинформатика: Учебник / Под ред.В.П. Косарева и Л.В. Еремина. — М.: Финансы и статистика, 2002.- 592 с: ил.