Реферат по предмету "Педагогика"


Использование массажа в коррекционно-логопедической работе с дизартриками

Курсовая работа
по логопедии
на тему:
Использование массажа в коррекционно-логопедической работе сдизартриками
Рязань, 2009 год

Содержание
 
Введение
Глава 1. Понятие дизартрии и современные представления оней. Краткие сведения о формах дизартрии
1.1 Приемы коррекции дизартрии
Глава 2. Метод массажа в коррекции речевых расстройств
2.1 Актуальность использования массажа
2.2 Физиологическое действие массажа
2.3 Виды и приемы массажа, используемые в логопедическойпрактике
2.4 Приемы логопедического массажа
2.5 Общие рекомендации к проведению массажа
Глава 3. Использование массажа вкоррекционно-логопедической работе с дизартриками
3.1 Массаж при различных формах дизартрии
3.2 Приемы расслабляющего массажа, как одного из методовработы с дизартриками
3.3 Массаж при двигательныхнарушениях, обусловленных дизартрией
Заключение
Список литературы
 
Введение
Полноценное развитие личностиребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнениеэтой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствиемчрезвычайной сложности самого явления речи. Речевой функцией ребенок овладеваетпостепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Овладениеправильным произношением большинства звуков происходит у него не сразу, а чрезпромежуточные звуки. Это период так называемого физиологического (возрастного) косноязычия(12, стр.4).
Необходимо отметить, что этоттермин был впервые введен Хватцевым М.Е. и просуществовал в логопедическойпрактике до 60-х годов прошлого столетия. Именно благодаря Правдиной О.В. иЛяпидевскому С.С. термин «косноязычие» был отменен, а всепроизносительные дефекты разделены на дислалию и дизартрию, поэтому термин«дислалия» — сравнительно новый, и многие авторы придерживались тенденцииупотреблять народный, общепринятый термин «косноязычие» (4, стр.100 — 101).
Под дислалией понимаются нарушениязвукопроизношения, обусловленные расстройством нейродинамики (слабостьюдифференцировок) функциональной или органической природы. Своеобразиефонетических нарушений звукопроизношения, неизжитых детьми в дошкольномвозрасте, в дальнейшем самостоятельно не исчезают, а переходят в стойкиедефекты произношения. При относительной норме лексико-грамматической стороныречи у ребенка дислалия может выступать в виде изолированного дефекта. Однаковстречаются случаи, когда дислалия сопутствует более сложным речевымнарушениям, выражающимися в различной степени лексико-грамматическогонедоразвития.
Так или иначе, «дислалия удетей зависит не столько от несовершенства функций их слухового анализатора,сколько от трудностей выработки соответствующих артикуляционных укладов, т.е. оттрудностей выработки сложной координации движений органов речевой артикуляции»(14, стр.4).
Чем чаще в семье обращаютвнимание на воспитание у ребенка правильного звукопроизношения, тем быстрее оноформируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольноеисчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка. Вследствие условно-рефлекторногомеханизма речи недостатки произношения могут прочно закрепляться и превращатьсяв стойкую дислалию.
Глава 1. Понятие дизартрии и современныепредставления о ней. Краткие сведения о формах дизартрии
 
Дизартрия — одно из самыхчастых расстройств речи. В настоящее время ее значение для детской практикирезко возросла в силу того, что недостаточность двигательного отделацентральной нервной системы в раннем детском возрасте становится все болееобычным явлением. В частности/дизартрия является одним из симптомов детскогоцеребрального паралича.
Патогенез дизартрическихрасстройств речи обуславливается различными очаговыми поражениями мозга,вызывающими вялый и спастический паралич (бульбарная и псевдобульбарнаядизартрия); пирамидными со спастическим параличом (псевдобульбарная дизартрия);подкорковыми с нарушениями мышечного тонуса и гиперкинезами (различныеподкорковые формы дизартрии); подкорково-мозжечковый с расстройствами речевойпросодики (подкорковые и мозжечковые формы дизартрии); корковыми с артикуляторнойапраксией («кинестетическая» и «кинетическая» артикуляторнаяапраксия).
Каждая клиническая формадизартрии требует специфических приемов логопедической коррекции, а для этогонеобходима их патогенетическая диагностика. К сожалению, ни врачи, ни нейропсихологипомочь патогенетической дифференцированной диагностике дизартрии не могут, влучшем случае они ставят описательный синдромологический диагноз.
Логопедам приходится разбиратьсяв структуре дизартрического расстройства самостоятельно. Овладев основаминевропатологии и фонетики, изложенными на страницах предлагаемой книги,педагог-логопед сможет свободно справиться и с патогенетической диагностикойдизартрии, и с выбором патогенетически обусловленных оптимальных форм еекоррекции.
Если перечисленныедизартрические расстройства развиваются после завершения формирования у ребенкаречи, то они проявляются только дизартрией, если же развитие речи еще незакончено, то дизартрия становится базой для системных задержек развитиявосприятия и понимания речи, навыков чтения и письма, а также общегопсихического развития ребенка. Разнообразные системные нарушения речи и психикинередко сочетаются с педагогической запущенностью ребенка. Такой «букет»разнообразных факторов усугубляет трудности детского развития и препятствуетобучению детей в массовой школе.
Отдельные речевые расстройствапознаются в сравнении. Чтобы хорошо понимать дизартрию, логопед должен знать идислалию, и алалию, и афазию, и заикание, и разного рода задержки речевого ипсихического развития, и нарушения речи при глухоте и тугоухости, и приумственной отсталости.
Так как очаговые поражения мозгавесьма разнообразны, то у больных могут быть сложные сочетания речевыхрасстройств: различных форм дизартрии, дизартрии и дислалии, дизартрии и афазии,дизартрии и умственной отсталости, дизартрии, задержки психического развития ипедагогической запущенности и пр. Логопед должен разбираться в этих сложныхречевых ситуациях, чему поможет его логопедический кругозор и общаяпедагогическая культура.
Для дизартрии характернаневнятная смазанная артикуляция звуков с искажением их звучания, то естьфонетические нарушения. В случае дизартрии с системным недоразвитие корыголовного мозга, а также при сложных речевых расстройствах фонетическиенарушения могут комбинироваться с фонематическими. Поэтому дефектолог, и,прежде всего логопед, должен хорошо ориентироваться в фонетике. Только этопоможет перейти от количественного к качественному описаниюфонетико-фонематической недостаточности речи в детском возрасте и кпатогенетически обоснованной коррекции этой недостаточности.
Желательно, чтобы логопедобращал внимание на тренировку своего фонетического слуха и овладел навыкамикак фонетической, так и фонематической транскрипции звуковой стороны речи. Такиенавыки дадут ему возможность фиксировать свои наблюдения, объективнопрослеживать их динамику и обсуждать с коллегами встретившиеся случаидизартрии, которые еще далеко не полностью изучены.
Корковую дизартриючастосмешивают с дислалией или моторной алалией. Правильная диагностика имеетбольшое значение, так как вызывает существенные изменения в содержании иметодике коррекционной логопедической работы. При дислалии нет органическойсимптоматики, звуки ставятся значительно легче, а главное, быстрееавтоматизируются и вводятся в самостоятельную речь; прогноз благоприятный. Прикорковой дизартрии прогноз будет зависеть от тяжести дефекта, точностидиагностики, выбора методов логопедического и медицинского воздействия, отсроков и длительности коррекционной работы. По своим проявлениям корковаядизартрия напоминает моторную алалию, так как, прежде всего, нарушаетсяпроизношение сложных по звукослоговой структуре слов. Отличается тем, что нетнарушений в развитии лексико-грамматического строя, просодическая сторона речисохранна. Мимика и речь живы и выразительны, голос звонкий, повышенная речеваяактивность; а при дизартрии голос монотонный, затухающий, лицо амимично.
Подкорковая дизартрия. Причинавозникновения — поражение подкорковых узлов головного мозга. Ребенок, толькочто правильно говоривший, через мгновение не может произнести ни звука, и всеэто из-за артикуляционного спазма. Главной особенностью является то, что нарядус нарушением звукопроизношения для подкорковой дизартрии характерно отсутствиестабильных, однотипных нарушений, страдает вся просодическая сторона речи: темп,ритм, интонация. Эти дети говорят или быстро, или, наоборот, медленно с паузами.Их речь монотонна, однообразна, не модулирована. Голос — прерывистый,затухающий, переходящий в неясное бормотание, с носовым оттенком. Возможнынепроизвольные выкрики прорываются фарингеальные звуки. Таким образом, речевыевозможности ребенка зависят от его состояния. Важно всегда помнить и учитывать,что подкорковая дизартрия осложняется нарушениями слуха по типу нейросенсорнойтугоухости (прежде всего, страдает слух на высокие тона).
Мозжечковая дизартриявчистом виде встречается редко.
Этиологические факторы — поражениемозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а такжелобно-мозжечковых путей.
Неврологический статус — отмечаетсяпониженный тонус в мышцах языка, губ; язык тонкий, распластанный, подвижность era ограничена, артикуляционная поза удерживается с трудом. Движенияязыка не точны, при более тонких движениях отмечается мелкое дрожание языка. Мягкоенебо — паретично. Подвижность, объем, темп движений органов артикуляцииограничен снижен. Мимика вялая. Нарушена координация движений.
Речевой статус — речь примозжечковой дизартрии невнятная, замедленная, ребенок не в состоянии координироватьречедвигательный процесс, он с трудом ворочает языком. Речь толчкообразная,скандированная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концуфразы, иногда сопровождается выкриками отдельных звуков. Диагностироватьпомогают походка и речь «пьяного» человека.
Бульварная дизартрия. Продолговатыймозг имеет форму луковицы, отсюда его название.
Причина возникновения — одностороннееили двустороннее поражение периферических двигательных нейронов (тройничного,лицевого, языкоглоточного, блуждающего и подъязычного).
Неврологический статус — имеетместо периферический парез; параличи и парезы мышц артикуляционной мускулатуры избирательные,вялые. Подвижность артикуляционной мускулатуры ограничена в зависимости отстепени паралича. Лицо амимично. Нарушается глотание твердой и жидкой пищи,затруднено жевание.
Речевой статус — голос слабый,назализованный, нет звонких звуков, они оглушаются, причина — парез голосовыхсвязок. Многочисленные искажения звукопроизношения из-за паретическогосостояния мышц, языка, глотки. Речь невнятная, крайне нечеткая, замедленная. Грубоискажается произношение всех губных звуков по типу приближения их к единомуглухому щелевому губно-губному звуку. Все смычные приближаются к щелевым,переднеязычные — к единому глухому плоскощелевому звуку.
Псевдобульбарная дизартрия — двусторонние поражения центральных двигательных кортико-бульбарных нейронов,идущих от коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов ствола.
Неврологический статус — повышениемышечного тонуса в отдельных мышечных группах по типу спастичности, вызываетспастическую форму псевдобульбарной дизартрии; понижение мышечного тонуса — паретическуюформу. Отмечается ограничение произвольных движений. Язык напряжен, оттянутназад, кончик языка не выражен, отклоняется в здоровую сторону, наблюдаетсясаливация (слюнотечение). Движения замедлены в темпе, отличаются малойамплитудой, истощаемостью, повышением мышечного тонуса, диффузным перемещением.
Речевой статус — взвукопроизношении избирательные трудности, страдают р, л, ш, ж, ц, ч (сложныепо артикуляции переднеязычные звуки). При спастической дизартрии происходитозвончение глухих согласных. Голос, дыхание, интонационно-мелодическая сторонаречи нарушены. При паретичной — страдают смычно-губные звуки (п, б, м), язычно-альвеолярныегласные (и, ы, у). Отмечается назализация звуков.
Для удобства я структурировалавсе данные в таблицу (см. Приложение 1).
1.1 Приемы коррекции дизартрии
Тесная взаимосвязь развитияречи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимостькоррекции нарушений речи при дизартрии у детей в сочетании со стимуляциейразвития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самымформирование речи как целостной психической деятельности.
Система логопедическоговоздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекциязвукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза,развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификойработы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем игимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебнойфизкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.
Успех логопедических занятий вомногом зависит от их раннего начала и систематичности проведения.
Необходимо отметить, чтопроведение логопедического массажа проводится на подготовительном этапе, накотором осуществляется работа по развитию артикуляционного аппарата, ейпредшествует:
проведение дифференцированногомассажа лицевой и артикуляционной мускулатуры, в зависимости от состояниямышечного тонуса. Основными приемами массажа являются поглаживания,пощипывания, разминания, вибрация. Характер выполнения движений также будетопределяться состоянием мышечного тонуса.
одновременно с проведениемдифференцированного массажа проводится работа по развитию мимических мышц лица.С этой целью ребенка учат открывать и закрывать глаза, хмурить брови, нос и т.д.По мере выполнения таких заданий постепенно развивается их дифференцированностьи произвольность.
Глава 2. Метод массажа в коррекции речевыхрасстройств
 
Логопедический массаж — активныйметод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов,кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедическиймассаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующихнормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц,страдающих речевыми нарушениями.
 2.1 Актуальность использования массажа
Логопедический массаж как одиниз методов коррекционно-педагогического воздействия при ряде тяжелых речевыхнарушений используется достаточно давно. Теоретической предпосылкой для егоприменения служат работы М.Б. Эйдиновой, О.В. Правдиной, К.А. Семеновой, С.А. Бортфельди др. Тем не менее, приемы дифференцированного массажа, применяемого при разныхформах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточновнедрены в широкую логопедическую практику. Однако целесообразностьиспользования приемов массажа в логопедической практике ни у кого изспециалистов не вызывает сомнения, особенно при таких тяжелых нарушениях речи,как дизартрия, ринолалия, заикание.
Логопеду часто приходитсясталкиваться с трудностями при подготовке и постановке многих звуков у детей стяжелыми нарушениями речи. Особенно это касается учащихся с ринолалией иразличными формами дизартрии. При коррекции звукопроизношения в их речи нередкооставался носовой оттенок голоса. Огромным подспорьем в тяжелой работе логопедас детьми с врожденными несращениями губы, твердого и мягкого нёба иоперированной подъязычной связкой будет массаж оперированного нёба, тренировкав опускании корня языка и удержании кончика языка у нижних резцов. Предлагаемыеприемы массажа доступны каждому, дают отличный результат в оптимально короткие срокипри систематических занятиях логопеда и родителей с детьми. Наблюдать динамикув улучшении звукопроизношения можно, используя контрольные магнитофонные записиречи ребенка. Самое главное в нашей методике массажа — последовательность,огромное терпение и систематичность. А.Г. Ипполитова отмечала, что «Правильныйротовой выдох при опущенном корне языка полностью снимает носовой оттенок в томили ином звуке, впоследствии и во всей речи» (1983).
Ошибаются те, кто считает, чтодействие массажа сводится лишь к механическому влиянию на определенные участкитела. Он стимулирует организм в целом, усиливает обменные процессы вопределенных тканях и органах, что способствует улучшению сна, увеличению силыи эластичности мышц. Массаж облегчает продвижение крови по капиллярам, ускоряетвенозный отток, а значит, помогает скорейшему заживлению ран и созреваниюрубцов. Массаж мягкого нёба может несколько удлинить его. Массаж в ротовойполости противопоказан при стоматитах, ангинах, острых респираторныхзаболеваниях, повышенной температуре тела. В этом случае его следует заменить (!)полосканием горла настоями трав (шалфей, ромашка, календула и др.) 2-3 разавдень. Обучить этому следует самого ребенка и окружающих его взрослых. Выполняетсямассаж только чистыми, сухими, теплыми руками с коротко остриженными длитьсяногтями, подушечками пальцев. Нагрузку увеличивают постепенно. Массаж может от2 до 10 минут. Проводить его необходимо ежедневно, а для органов ротовойполости натощак. Не массируйте ребенка, если он в плохом настроении. Массаж ивсе виды ЛФК он должен воспринимать как интересную игру. Ребенку, страдающемуврожденными несращениями верхней губы, твердого и мягкого нёба, до и после операциипоказан массаж лица, особенно круговой мышцы рта, твердого и мягкого нёба,увулы.
Логопедический массаж — частькомплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевыхрасстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, ноособенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко массажявляется необходимым условием эффективности логопедического воздействия.
При преодолении артикуляторныхнарушений логопедический массаж проводится наряду с пассивной,пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой.
При формировании речевогодыхания, голоса, нормализации эмоционального состояния массаж можетиспользоваться в комплексе с традиционными логопедическими или релаксационнымиупражнениями.
Логопедический массаж можетосуществлять логопед, дефектолог или медицинский работник, который владееттехникой логопедического массажа, прошедший специальную подготовку и знающийанатомию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, а также этио-5 речевыхнарушений.
 2.2 Физиологическое действие массажа
Лицо человека, в отличие отдругих частей тела, наиболее богато снабжено нервными окончаниями, кровеноснымии лимфатическими сосудами. Это отражается на состоянии мышц лица, с помощьюкоторых передаются тончайшие изменения эмоционального состояния человека. Именновыражение лица в первую очередь отражает настроение и самочувствие человека. Кожалица особенно чувствительна к механическим воздействиям. Благодаря этомусуществует тончайшая обратная связь между состоянием мышц и нервов лица,возникающим под влиянием массажа, и самочувствием и настроением человека.
Массажоказываетблагоприятное физиологическое воздействие на организм. Под влиянием массажа ворганизме возникает ряд местных и общих в которых принимают участие все ткани,органы и системы. Поверхность кожи представляет собой огромное чувствительноеполе, является периферической частью кожного анализатора, а значит, оно неразрывносвязана с центральной нервной системой. При массаже воздействие оказывается нетолько на структурные слои кожи, ее сосуды и железистый аппарат, но и насостояние ЦНС. В связи с этим меняется общая нервная возбудимость, оживляютсяутраченные либо сниженные рефлексы, меняется в целом функциональное состояниеЦНС. Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфообращение,а следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы.
Массаж оказывает большое влияниена состояние капилляров кожи. Капиллярная система является рефлексогенной зонойв сосудистой системе. Это означает, что изменения состояния капилляров подвлиянием массажа вызывают отчетливые изменения во всей сосудистой системе. Подвлиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между тканями (кислороднаятерапия тканей). Ритмические массажные облегчают продвижение крови по артериям,ускоряют отток венозной крови.
Массаж оказывает рефлекторноевоздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов.
Существенно изменяется под влияниеммассажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичностьмышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособностьмышц, восстанавливается их активность после нагрузки. Дифференцированное применениеразличных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и,напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогаетформированию и осуществлению активных произвольных, координированных движенийорганов артикуляции.
Функция мышц неразрывно связанас сухожильно-связочным аппаратом. Под влиянием массажа увеличиваетсяподвижность и эластичность связочного аппарата.
Между силой воздействия примассаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. Прилегком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей. Этооказывает успокаивающее воздействие, возникает приятное чувство тепла,улучшается самочувствие. Энергичные и быстрые движения при массажномвоздействии повышают раздражимость массируемых тканей.
Таким образом, логопедическиймассаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызываяблагоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль вречедвигательном процессе.
Основные цели логопедическогомассажа:
1) нормализация мышечного тонусаобщей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
2) уменьшение проявления парезови параличей мышц артикуляционного аппарата;
3) снижение патологическихдвигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судорогии т.п.);
4) стимуляция проприоцептивныхощущений;
5) увеличение объема и амплитудыартикуляционных движений;
6) активизация тех групп мышцпериферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточнаясократительная активность;
7) формирование произвольных,координированных движений органов артикуляции.
 2.3 Виды и приемы массажа, используемые влогопедической практике
В логопедической практике могутбыть использованы несколько видов массажа. Основным является дифференцированный(укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классическогомассажа. Кроме этого, в логопедической практике используются массажбиологически активных точек (БАТ), массаж с применением специальныхприспособлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п.), а такжеэлементы самомассажа.
Влогопедической практикемогут быть использованы несколько видов массажа:
1) дифференцированный (активизирующийили расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа;
2) точечный массаж, т.е. массажпо биологически активным точкам (активизирующий или расслабляющий);
3) массаж с применениемспециальных приспособлений или «зондовый» массаж (логопедическиезонды, шпатель, зубная щетка, игольчатый молоточек, вибромассажер и т.п.);
4) элементы самомассажа.
Приступая к логопедическомумассажу, надо иметь в виду, что между силой воздействия при массаже и обратнойреакцией имеется сложная зависимость. Как правило, легкое, медленноепоглаживание снижает возбудимость тканей, оказывает успокаивающее воздействие,дает приятное ощущение тепла, создает эмоциональное состояние покоя и комфорта.Данный прием рекомендуется использовать при повышенном тонусе мышц. Энергичные,быстрые, активные движения повышают раздражимость тканей, активизируют мышечныйтонус и рекомендуются при пониженном тонусе мышц.
Соответственно, выборпоследовательности массажных движений и приемов их выполнения в логопедическоммассаже определяются состоянием тонуса пораженных мышц.
Наиболее актуально применениелогопедического массажа при таком речевом нарушении как дизартрия.
Мне хотелось бы подробнее наодном из видов массажа — точечном, и рассмотреть его несколько подробнее.
В основу точечного массажаположен тот же принцип, что при проведении метода иглоукалывания (см. Приложение2).
Противопоказания к нему служат: наличиезлокачественных новообразований любой локализации, при высокой температуре телаактивных формах туберкулеза, язвенной болезни желудка, резком истощении,заболеваниях крови, состоянии острого психического возбуждения, прибеременности и в старческом возрасте. Не следует делать точечный массажнатощак, а также при резких перепадах атмосферного давления. Движение пальца — горизонтально-вращательное,направленное по часовой стрелке, или вибрирующее, но не всегда безостановочное.Вращение или вибрацию производят в определенном темпе (замедляющем илиускоряющем) и сочетают с некоторым давлением.
В последние годы резко возроспроцент детей с речевой патологией обусловленной нарушениями иннервации органовартикуляции. Существенную помощь в коррекции дизартрии оказывает точечный массаж,который необходимо включать в комплексное логопедическое воздействие.
Каждый курс и процедурурекомендуется начинать с массажа точек 1 2, что повышает защитные силыорганизма. Точку 1 массируют поочередно на левой и правой руке, а точку 2 — одновременнона обеих ногах. Ребенок при этом сидит, вытянув ноги. В первые два днямассируются точки 1 и 2. Во время третьей и четвертой процедур одновременно массируй:симметричные точки 3 и 4 шейно-воротниковой области. Проводя пятую шестуюпроцедуры, массируют точки 5 и 6 одновременно с обеих сторон. На точки 7 и 8воздействуют одновременно. При массаже точки 9, расположенной на расстоянииодного сантиметра от угла рта, рот должен быть слегка приоткрыт. Последовательномассируют и другие точки (см. Приложение 3).
Если у ребенка нарушена нетолько артикуляция, но и дыхание (при дизартрии), то врачи — рефлексотерапевтысоветуют воздействовать на точки 14, 15, 16 и 17, ответственные за дыхательныйакт в процессе речи.
Точки 16 и 17, которые массируютодновременно, подключают следующей процедуре.
При воздействии на точки 1, 2,3, 4, 5, 7, 8, 13, 16, 17 ребенок должен сидеть; во время массажа точки 6 — лежать!на животе, а точек 9, 10, 11, 14, 15 — сидеть или лежать на спине, последнеепредпочтительнее. При дизартрии нарушаются не только общая, но и мелкаямоторика, в результате чего возникает писчий спазм.
 2.4 Приемы логопедического массажа
Среди основных выделяют:
1. Поглаживание: поверхностное; глубокоеобхватывающее; граблеобразное.
2. Растирание.
3. Разминание.
4. Вибрация и поколачивание.
5. Плотное нажатие.
Выбор приемов массажа зависит отсостояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.
При пониженном тонусе речевоймускулатуры используются следующие приемы: поглаживание, растирание,разминание, сильная вибрация, поколачивание.
При повышенном тонусе (спастическомсостоянии мышц) используется в основном поглаживание и легкая вибрация. Изолированноотдельные приемы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило,комплексы приемов.
массаж часто сочетается сприемами пассивной или активной гимнастики, самомассажем(см. Приложение 4).
2.5 Общие рекомендации к проведению массажа
Логопедический массаж проводитсяв чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении. В среднем может бытьдостаточно двух-трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычномассаж проводят циклом по 10 — 20 процедур. Эти циклы можно повторять сперерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышцмассаж может проводиться в течение года и более.
Длительность одной процедурыможет варьироваться в зависимости от степени поражения, возраста пациента и т.п.Начальная длительность процедуры обычно составляет 5 — 7 мин, а конечная — 20 — 25 мин.
Перед тем как начать курсмассажа, логопед должен объяснить родителям его необходимость и эффективность. Вовремя массажа ребенок не должен испытывать боли. Однако надо иметь в виду, чтомассаж языка и мышц полости рта может быть связано с неприятными ощущениями. Нужнокороткими и ограничиваться только поглаживанием кончика языка, губ — верхней инижней челюстей. Никогда не следует начинать массаж с наиболее пораженногоучастка, к этому месту надо подходить исподволь. Как показывает практика,неприятные ощущения быстро проходят и дети постепенно привыкают к процедуре. Влюбом случае они должны чувствовать ласковое, доброе отношение со сторонылогопеда. Это, как правило, является решающим фактором при установленииконтакта с ребенком.
Глава 3. Использование массажа вкоррекционно-логопедической работе с дизартриками
 
Логопедический массаж — этоодин из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых прикоррекции тяжелы речевых нарушений. Логопедический массаж способствуетнормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевогодыхания, нормализует эмоциональное состояние человека, страдающе! речевыминарушениями. Логопедический массаж является составной часть комплексноймедико-педагогической системы реабилитации детей подростков и взрослых,страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе слицами, у которых диагностируют такое речевое расстройство, как дизартрия, втом числе и ее стертые формы.
Система логопедическоговоздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекциязвукопроизношения сочетается формированием звукового анализа и синтеза,развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификойработы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажемгимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебнойфизкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.
 3.1 Массаж при различных формах дизартрии
Использование логопедическогомассажа в коррекционной работе дает поразительно высокие результаты. Рассмотримразличные способы массажа при некоторых формах дизартрии.
Массаж при спастической формедизартрии. Его цель улучшить сократительнуюфункцию отделов мышечных групп; улучшить кровообращение, вызвать капиллярнуюгиперемию, повысить рецептурную активность. Массаж следует начинатьплоскостными поверхностными поглаживаниями по линии верхних шейны позвонков назадней поверхности. Поглаживающие движения производить сверху вниз по ходулимфатических сосудов. Закончить легким плоскостным поглаживанием от подбородкак височным впадинам.
Приемы разминания и вибрации приспастической форме дизартрии используются, так как они провоцируют нарастаниемышечного тонус. Цель — расслабить мышцы артикулярного аппарата. Приспастическом синдроме полезны растирания одним пальцем в местах выхода нерве (точечныймассаж К. Семеновой). Проводить массаж нужно осторожно, хорошо зная анатомиюмышц. Не зная точного, адресата, нельзя достигну желаемого эффекта. Массажпроводится теплыми руками, с коротко остриженными ногтями Украшения необходимоснять. Массаж должен вызывать у ребенка только положительные эмоции.
Массаж пригиперкинетической форме дизартрии. Все приемы массажа проводятсяна фоне медикаментозного и физиотерапевтического лечения, назначаемого врачом.
Характер и деятельность массажаобязательно должны продумывать строго индивидуально. Наибольший эффектдостигается при включении элементов коррекционной дыхательной гимнастики домассажа и меж отдельными приемами.
Кожа массируемой поверхностидолжна быть сухой и чистой. Массаж ограничивают легким поверхностнымпоглаживанием мышц затылка, плечевого пояса, груди, боковых мышц туловища походу лимфатических сосудов.
3.2 Приемы расслабляющего массажа, как одного изметодов работы с дизартриками
Расслабляющий массаж проводится дозировано,распространяется только на те области лица, где имеется повышение мышечноготонуса, группах же мышц вялых, ослабленных применяется тонизирующий укрепляющиймассаж.
На этапе формирования первичныхкоммуникативно произносительных навыков применяют расслабляющий массаж мышцлица (см. Приложение 5).
Вторым направлениемрасслабляющего массажа лица являет движение от бровей к волосистой части головы.
Третьим направлением движенияявляется движение вниз от линии лба, через щеки к мышцам шеи и плеча (см. Приложение6).
Затем приступают к расслаблениюмышц губ (см. Приложение 7).
После общего мышечного расслабленияи описанных упражнений приступают к тренировке мышц языка (см. Приложение 8).
Благодаря использованиюлогопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечноготонуса, сформировав нормативного произнесения звуков, может происходить в рядеслучаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженнуюневрологическую симптоматику, только использование логопедического массажа,особенно на начальных стадиях коррекционной работы, можно обеспечитьположительный эффект.3.3 Массаж при двигательных нарушениях,обусловленных дизартрией
Известно, что дизартрия этонарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речиобусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Дизартриясвязана с органическим поражением нервной системы, в результате чего нарушаетсядвигательная сторона речи. Двигательные нарушения, могут быть выражены в разнойстепени: от паралича до незначительных отклонений в движении органовартикуляции, которые обусловлены нарушением тонуса мышц. В зависимости оклинической формы дизартрии, мышечный тонус может быть повышенным, пониженнымили наблюдается мышечная дистония.
В данной главе мне бы хотелосьостановиться на трех основных проблемах, которые могут наблюдаться принарушении тонуса мышц артикуляционного аппарата, обусловленном дизартрией (см.Приложение 9):
1) нарушение положения ртаили акта жевания
2) нарушение звукопроизношения,связанного с состоянием мышц губ
3) нарушение звукопроизношения,связанного с состоянием мышц языка.
Первая, обозначенная мнойпроблема, может характеризоваться разнообразной симптоматикой, в томчисле следующей: ребенок затрудняется широко открыть рот и/или удержать его вэтой позиции; рот постоянно несколько приоткрыт, наблюдается гиперсаливация,ребенок отказывается есть твердую пищу при движении нижняя челюсть можетотклоняться в сторону и т.п. Данная симптоматика свидетельствует о нарушениимышечного тонуса той группы мышц, которая осуществляет движения нижней челюсти.
В этих случаях, как правило, впервую очередь страдает т. н. группа жевательных мышц.
Таким образом, при составлениикомплекса массажных движений, который имеет своей цель восстановление функциидвижения нижней челюсти и положения рта, необходимо учитывать не только мышцыпервично выполняющие данную функцию, но и те мышцы, которые косвенно принимаютучастие движениях нижней челюсти. Соответственно логопед, выполняя массажребенку, имеющем вышеуказанные проблемы должен включить в массажный комплексобласть шеи, дна полости рта височную область, область задней части щек, как снаружной, так и внутренней стороны. При этом необходимо учитывать состояниемышечного тонуса. В том случае, если тонус повышен, следует начинать массаж смышц, косвенно принимающих участие в данных движениях или, иначе говоря, с второстепенныхмышц. Напротив, если тонус понижен, следует начинать массаж с основной группымыши и в первую очередь с жевательной и крыловидных, как несущих основнуюнагрузку в выполнении данной функции. Только в этом случае можно получитьэффективный результат от логопедического массажа.
Вторая проблема, на которой мнебы хотелось остановиться, связана с нарушением двигательной функциимимических мышц лица. Это мышцы, которые участвуют в образованииразличных мимических движений, отражают эмоциональное состояние человека и,соответственно, тесно связаны с эмоциогенными структурами центральной нервнойсистемы.
В этом случае, при составлениикомплекса массажа логопеду необходимо учитывать существование двух групп мышц,выполняющих разные функции. Так, круговая мышца рта выполняет только двеосновные функции: вытягивает губы вперед и сужает ротовую щель. Соответственнопри патологии данной мышцы нарушается произношение губных согласных илабиализованных гласных. Другая группа мышц расположена радиально по отношениюк круговой мышце рта.
Комплекс массажных движенийсоставляется с учетом того, какая групп движений больше нарушена. В любомслучае, массаж должен включать все группы мышц, поскольку они взаимосвязаны. Последовательностьмассажных движений и приемы массажа будут зависеть от состояния мышечноготонуса. Так, например, при нарушении движений обеспечиваемых работой круговоймышц губ при повышенном тонусе массаж начинается с косвенных мышц, т.е. с мышцшеи, затем мышц радиально расположенных и лишь в последнюю очередь следуетприступать к массажу круговой мышц рта. При пониженном тонусе мышц комплексмассажных движений проходит в обратной последовательности, т.е. начинатьлогопедический массаж следует с наиболее пораженных (первичных мышц, лишь затемпереходя к второстепенным.
Третья проблема касаетсясостояния мышц языка. Ни одна мышца нашего тела не имеет такогостроения, как язык. В этом смысле мышечное строение языка уникально.
Во-первых, корень языканедоступен для непосредственных массажных движений. Во-вторых, все мышцы языкарасположены симметрично, их делит продольная борозда на правую и левую части.
Соответственно, при составлениимассажного комплекса, направленного на нормализацию произношения язычныхзвуков, необходимо учитывать все группы мышц, как непосредственно, так иопосредованно влияющие на состояние мышц языка. Комплекс массажных движенийсоставляется с учетом того, какие движения языка страдают в большей степени. Каки в выше приведенных примерах, массаж должен включать все группы мышц,поскольку они взаимосвязаны. Последовательность массажных движений приемымассажа будут зависеть от состояния мышечного тонуса. Так, например, известно,что при повышенном тонусе мышц языка, язык лежит горбом, оттянут кзади, припопытке прикосновения к языку имеется ярко выраженный рвотный рефлекс и резкоеусиление мышечного тонуса. В этом случае рекомендуется начинать массаж скосвенных мышц, т.е. с мышц шеи (группа подъязычных мышц), затем мышц днаполости рта, причем как с наружной, так и внутренней стороны. Это даст возможностьрасслабить собственно мышцы языка, после чего можно перейти к непосредственномумассажу языка, становится возможным и эффективным.
При пониженном тонусе мышцкомплекс массажных движений проходит в обратной последовательности, т.е. можноначинать логопедический массаж с наиболее пораженных мышц, т.е. собственно с языка,лишь затем переходя к второстепенным. В данном случае включение в массажныйкомплекс групп второстепенных мышц обеспечит более высокий результаткоррекционного воздействия.
Таким образом, останавливаясьлишь на трех практических примерах составления комплекса массажных движений придизартрии, мне хотелось бы еще раз обратить внимание на ряд принципов, которыедолжны быть учтены при использовании логопедического массажа в коррекционно-педагогическойработе.
во-первых, это необходимостьхорошего знания анатомии и физиологии периферического речевого аппарата;
во-вторых, необходимостьвладения диагностическими методами, позволяющими определить состояние мышечноготонуса различных групп мышц речевого аппарата,
в — третьих, подбор соответствующихприемов массажных движений и установление определенной последовательности массажныхдвижений в каждом конкретном случае,
в-четвертых, включение вмассажный комплекс всех групп мышц, которые оказывают влияние на состояние нарушеннойдвигательной функции.
Только при наличии соблюденияданных принципов можно обеспечить высокую эффективность логопедическогомассажа, а, следовательно, более высокий результат коррекционно-педагогическойработы.
Заключение
В своей курсовом проекте яподробно рассмотрела вопрос дифференциальной диагностики стертой формы дизартриии дислалии. Цель найти сходства и различия в диагностике данных нарушений, ясчитаю достигнутой. Вопросы относительно стертой формы дизартрии я так жеосветила в полной мере.
В результате проведенной работыя выяснила, что стертая дизартрия — одно из самых распространенныхречевых нарушений, встречающихся в логопедической практике и вопросыдиагностики и содержания коррекционной работы с детьми со стертой дизартриейостаются недостаточно разработанными как в теоретическом, так и в практическомплане.
Так же необходимо отметить, чтоцелым рядом наблюдений было установлено, что дети, страдающие неясной,непонятной, на первый взгляд как бы имеют тождественные дефекты. Однакоглубокое изучение позволило выделить среди этих детей две группы (дизартриии дислалии), имеющие совершенно различную природу речевого дефекта.
Более детальное обследование необходимопри дизартрии, т.к. этот вид расстройства звукопроизношения обусловлен нетолько нарушением артикуляционной моторики, но и нарушением других компонентов речи.А двигательные расстройства артикуляционного аппарата более грубые и тяжелые посравнению с дислалией. При дислалии грубых нарушений артикуляционного аппаратанет, а в ряде случаев артикуляционные нарушения отсутствуют вообще.
Дети со стертой формой дизартриинапоминают дислаликов. Однако при обследовании обнаруживаются неблагоприятныефакторы в анамнезе, органическая микросимптоматика в неврологическом статусе, атакже затруднения при проведении логопедических мероприятий. Если при дислалииречевой дефект связан с неправильным произношением отдельных звуков или групп,то при дизартриях страдает не только звукопроизношение, но и голос, темп,плавность, модуляция, дыхание и т.д.
Случаи расстройствазвукопроизношения, сочетающиеся с нарушением голоса и дыхания, нельзярассматривать как сложную дислалию или задержку речевого развития. В этихслучаях правильным является заключение: стертая форма дизартрии, при которойнеобходимо вести специальную комплексную коррекционную работу, сочетающуюся смассажем, ЛФК, специальной артикуляционной гимнастикой, направленной наразвитие и укрепление артикуляционной мускулатуры, массажем артикуляционногоаппарата.
Таким образом, вопросдифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и дислалии на сегодняшнийдень остается открытыми и недостаточно изученным. Но так как логопедическаянаука с каждым годом развивается, то не мало вероятно, что через несколько летданный вопрос не будет являться проблемным.
Список литературы
1.        Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия. — М., 2006.
2.        Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых формпсевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии, — М., 1982.
3.        Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрий исложной дислалии // Дефектология. — 1996. — № 5. — С.10-14
4.        Логопедия: Учебн. для студ. дефектол. фак. пед. высш. ччебн. заведений/Под ред.Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 680 с. — (Коррекционная педагогика). С 173 — 177.
5.        Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол.факультетов пед. вузов/ Под. ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС, 2003. — Кн.1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В2 ч. — Ч.2. Ринолалия. Дизартрия. — 304с. — (Библиотека учителя дефектолога). С293 — 298.
6.        Лопатина Л.В. Приемы логопедического обследования дошкольников состертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. — 1986.- № 2. — С.64 — 70.
7.        Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии ифункциональных расстройств звукопроизношения. Материалы конференции «Реабилитацияпациентов с расстройствами речи». — С. — Пб., 2000. — С 177-182.
8.        Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкимиформами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебноепособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебныхзаведений: В 2 тт. Т1. /Под ред.Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит.Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. — с.214 — 218 (С сокращениями по публикации в сб.: Расстройстваречи и методы их устранения. / Под. ред. С. С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. — М.:1975. — С 79-91.
9.        Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей — дислаликови дизартриков. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского.- М.: 1967 — С 98 — 99; 109 — 110.
10.     Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий. (Анализ случаев по материаламмедико-педагогической консультации при дефектологическом факультете МГПИ им.В.И.Ленина). // Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С. С. Ляпидевского. Вып.3.- М.: 1967. С 80 — 85.
11.     Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной — М., 1968 — С.271- 290
12.     Поваляева М. А.: Справочник логопеда — Ростов — на — Дону: «Феникс»,2002.
13.     Правдина О.В. Логопедия. — М.: 1969.
14.     Расстройства речи у детей и подростков /Под ред. С.С. Ляпидевского. — М.:1969.
15.     Pay Е.Ф. Воспитание правильного произношения удетей. — М., Медгиз, 1961.
16.     Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых форм дизартрии иметоды их диагностики // Дефектология. — М., 1974. — № 4
17.     Токарева О.А. Функциональные дислалии. // Расстройства речи у детей иподростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. — М.: 1969. — С 104 — 107.
18.     Филичева Т.Б., Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. Основы логопедии — М.: 1989.- 221 с. — С 82 — 85.
19.     Хватцев М.Е. Логопедия. — М.: 1959.
20.     Шембель А.Г. Механические дислалии. Расстройства речи у детей иподростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. — М.: 1969. — С 128-134; 140-144.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Казначейская система исполнения федерального бюджета проблемы и перспективы
Реферат Качество экономического роста
Реферат Качество продукции (услуги)
Реферат 12. Стихотворения И. П. Токмаковой, В. Д. Берестова, Б. В. Заходера, Э. Э
Реферат Галичина Українським П ємонтом
Реферат Качество продукции
Реферат Распространение нервных импульсов
Реферат Как руководители налоговых органов сводят на нет доначисления по результатам проверок
Реферат Карл Маркс Товар и деньги
Реферат Капитальные вложения и их значение
Реферат Качество продукции и пути его повышения. Стандартизация и сертификация и их роль в повышении кач
Реферат История изучения англоязычного военного жаргона
Реферат Товарные запасы и товарооборачиваемость торгового предприятия комплексный анализ и пути оптими
Реферат Классификация рисков: принципы и критерии
Реферат Кейсианство