Реферат по предмету "Педагогика"


Использование лепки на уроках изобразительного искусства

ДЕПАРТАМЕНТОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ВОЛОГОДСКИЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Выпускнаяквалификационная работа
поизобразительному искусству
специальность050719 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Использование лепки на уроках изобразительного искусства
студентки 5курса
ПарфеновойЕкатерины Викторовны
Научныйруководитель: преподаватель
изобразительногоискусства
ПономареваН.Н.
ВОЛОГДА
2008

Содержание
Введение
Глава 1.Теоретические аспекты обучения лепке детей в начальной школе
1.1 Историяразвития скульптуры
1.2 Народныеглиняные игрушки
1.3 Учетвозрастных особенностей детей при обучении лепке
Глава 2.Особенности изучения лепки в начальной школе
2.1 Анализпрограмм по изобразительному искусству
2.2Методические приемы обучения лепке младших школьников
Заключение
Списоклитературы
Приложения

Введение
Лепка — один из видов изобразительного искусства, созданиескульптуры из мягких материалов. Этот вид искусства доступен для занятий как вдетском саду и школе, так и в клубной работе. Занятия по лепке способствуютформированию умственных способностей детей, расширяют их художественныйкругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.
Уникальнаяметодика лепки из глины и пластилин а проста в освоении и ни с чем не сравнимапо воздействию на творческое развитие человека любоговозраста.Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городскойжизни практически полностью угасают, с помощью лепки начинают восстанавливатьсяи приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувствагармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма идушевное равновесие, т.е. оказывают на человека определенноепсихотерапевтическое воздействие. Руки, благодаря которым обезьяна превратиласьв человека, пальцы с их тонкой моторикой (от которой зависит развитие речи)учатся зановос помощью тактильных ощущений, координации с глазами ивключения в работу сразу двух полушарий (левого — рационального, анализирующегои правого — интуитивного, эмоционального) воссоздавать из целого. «…Всемье изобразительных искусств, отмечал скульптор И.Я. Гинцбург, — лепка играетту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представленияо предмете[27].
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваиваяпростейшие приемы работы с пластилином и глиной: раскатывание, сплющивание,вытягивание.
Занятия лепкой развивают художественный вкус, индивидуальность,интуицию, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность приработе с глиной и пластилином, а также умение планировать творческий процесскаждым учащимся.
На уроках изобразительного искусства учитель дарит детям радостьтворчества, знакомит с историей художественных народных керамических промыслов,показывает профессиональные приемы лепки, знакомит с образной стилизациейглиняных игрушек. Преподаватель помогает раскрыть способности детей, преодолетьтрудности в процессе учебы, привить интерес к лепке, правильныепрофессиональные приемы лепки и умение наблюдать, создавая свой скульптурныйобраз.
Дети получают знания, умения, навыки, идет осознание единствачеловека с природой, знакомство с миром разных предметов в процессе частичногоиспользования так называемого бросового материала, расширяются возможностиизобразительной деятельности детей.
Актуальность данной темы заключается в эффективности средствпознания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерноеизображение объемных предметов помогает школьникам познать объекты в реальнойполноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможностидля эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общегоразвития. Также эти занятия дают школьникам хорошую возможность в овладениинавыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуютсяво многих видах трудовой деятельности.
Методика преподавания изобразительного искусства вобщеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно.Много интересных разработок у таких авторов как Э.И. Кубышкина, В.С. Кузин, Ю.АПолуянов, Т.Я. Шпикалова, Б.М. Неменский и др. Ими созданы учебно-методическиеи наглядные пособия по изобразительному искусству для начальной школы.
Цель дипломной работы: выявить возможности использования лепки изглины и пластилина на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Объектом является лепка как вид изобразительного искусства.
Предметом — методические приемы обучения лепке младших школьников.
Задачи работы:
-изучить историю развития скульптуры,
-описать историю развития и особенности народной глиняной игрушки,
-выявить возрастные особенности детей при обучении лепке,
-проанализировать программы по изобразительному искусству,
-описать и систематизировать методические приемы обучения лепке младшихшкольников.
Для решениясформулированных задач использованы следующие методы исследования:
— анализпсихологической, педагогической, методической литературы;
— разработка уроков с использованием пластичных материалов.
Практическаязначимость данной работы заключается в том, что теоретические сведения,методические приемы, выводы могут служить опорой учителям начальных классов науроках изобразительного искусства и студентам для углубления знаний по данномувопросу.

Глава 1.Теоретические аспекты обучения лепке в начальной школе
1.1 Историяразвития скульптуры
Скульптура –один из древнейших видов человеческой деятельности. Она идет от тех первобытныхвремен, когда наши предки выдалбливали сосуды для воды и с наивнойнепосредственностью, может быть, концом кремня, на черепках, на первыхпредметах домашней утвари запечатлевали свой нехитрый быт. Каждая новаяраскопка свидетельствует о том, что резец, которым человек высекал изображениезверей и птиц на скалах и костях, на стенах своих пещер, был собратом молоту,огниву, луку с тетивой[6].
До сих порнад песками Египта рядом с пирамидами, залитые жгучими лучами солнца,возвышаются колоссы – львиные тела, увенчанные человеческой головой. Этосфинксы, высеченные из скал, загадочные и прекрасные.
От времен эпохиДревнего царства Египта к нам дошла безупречно выполненная скульптура –знаменитый портретный деревянный рельеф «Зодчий Хесира».
Но самоевеликое чудо, созданное около трех с половиной тысяч лет назад скульпторомТутмосом, — портрет жены фараона Эхнатона царицы Нефертити. К этому временичеловечество уже несколько веков слагало хвалы образу вечной женственности.
Мифы ДревнейГреции рассказывают о художнике Пигмалионе, который, ненавидя женщин, в своемуединении однажды создал из слоновой кости статую девушки Галатеи. Она поразилахудожника своей красотой. Пигмалион влюбился в созданную им статую, и богинякрасоты Афродита, вняв мольбе Пигмалиона, оживила Галатею.
В этойлегенде большой смысл. Все пластическое искусство о мертвых схем всегда шло кжизни, к человеку, к его самым сокровенным думам[12].
Ближе повремени к нашей эпохе искусство древних греков, достигшее своего расцвета две споловиной тысячи лет назад. Греческий историк Плутарх писал, что в Афинахбольше статуй, чем живых людей. Эти статуи были «прекрасны, казалось, ониживые, они дышат». Образы греческой скульптуры проникнуты духом ясной гармонии,ваятели воспевали красоту человеческого тела, отожествляя красоту тела скрасотой души. Искусство древнегреческих скульпторов вечно, оно, как и тысячилет назад, продолжает «доставлять нам художественное наслаждение». Греческиескульпторы прославляли — жизнь, человека, мужество. А это и есть высшееназначение искусства[10].
Самым гениальным скульптором Возрождения был МикеланджелоБуонарроти. Микеланджело считал: «Всякая статуя должна быть так задумана, чтобыее можно было скатить с горы и ни один кусочек не отломился». Основным объектомтворчества круглой скульптуры является мир человека и мир животных(анималистическая скульптура).
Славу лучшегоскульптора утвердила за Микеланджело статуя Давида, поставленная на площадиСиньории во Флоренции в начале 16 века[12].
К миру большой скульптуры принадлежат мемориальные ансамбли,монументы, бюсты, посвященные великим людям и историческим событиям(монументальная скульптура), воплощающие чувства (преклонения, восторга,трагедийно-скорбные) современников. Установленные на открытых пространствах,часто на естественных или искусственных возвышениях, монументы обращены ксовременникам и будущим поколениям.
Древнейшие памятники возводились в честь богов, земных владык,полководцев; затем появились памятники творческим людям, деятелям искусства.Существуют памятники любимым героям литературных произведений. В Копенгагене накамне у моря сидит бронзовая Русалочка, в городе Ханнибале (США) установленпамятник Тому Сойеру и Гекльбери Финну, в Смоленске поставлен памятник ВасилиюТеркину, любимому герою военных и послевоенных лет. Совсем недавно вСанкт-Петербурге на мосту, перекинутом через реку Фонтанку, появилась птичка —памятник «Чижику-Пыжику». Скульптурные памятники посвящаются и животным. В Римена Капитолийском холме поставлена этрусская фигура волчицы как памятник той,которая вскормила легендарных основателей Рима — Ромула и Рема. В Париже естьпамятник знаменитому сенбернару Барри, спасшему в горах 40 человек.
Скульптура может быть опорой вархитектурной конструкции,служить украшением фасадов, фронтонов, порталов храмов, входить в композициюмостов и триумфальных арок (монументально-декоративная скульптура), украшатьаллеи, лужайки, партеры (садово-парковая скульптура).
Существуют две разновидности скульптуры: круглая, свободноразмещающаяся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображенияразмещаются на плоскости. Если выпуклость рельефа составляет больше половиныобъема, то его называют — горельеф, если меньше — барельеф, а если рельефутопает на плоскости – это контррельеф.
В современном бытовом обиходе мелкая пластика может представлятьсобой жанровые статуэтки, настольные портретные изображения животных, небольшиесувенирные модели памятников.
В прошломвеке возникли и новые формы скульптуры (в том числе игровые, предназначенныедля детских площадок), абстрактная неизобразительная скульптура.
Такимобразом, скульптура занимает важное место в жизни людей, начиная с ранних эпохвозникновения человечества. Спустя тысячи лет до наших времен дошлиархитектурные памятники и по сей день, мы восторгаемся их красотой ивеличественностью. Одной из разновидностей скульптуры считается народнаяглиняная игрушка.

1.2 Народная глиняная игрушка
Народная глиняная игрушка является одной из составляющихскульптурного образа. При работе с народными глиняными игрушками дети получаютнавыки, которые используются ими при создании других видов лепных работ, отчегоизделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению.Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребенкуудалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел,украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки.
Народная игрушка открывает большие возможности и для обучениядетей композиции. Она разнообразна по стилю исполнения. Умение лепить игрушки вразных стилях возможно лишь при полном понимании ребенком различия визображении формы и декоративных украшений. Для этого нужно чаще знакомитьдетей с игрушками разных промыслов, с их особенностями, как скульптурными, таки орнаментальными.
Показывая детям игрушку, преподаватель может направить вниманиеребят на раскрытие образа с точки зрения его выразительности. Например,предлагая лепить куклу с коромыслом — «Водоноску», педагог рассказывает, чтоизображает фигурка, спрашивает детей, видели ли они, как носят воду накоромыслах, затем обращает их внимание на пластичность формы, анализируетдетали одежды, положение рук, ведер, которые забавно раскачиваются накоромыслах.
Почти все народные игрушки однообразны по способу изображения. Этонужно учитывать в работе с детьми. Так, козлы, кони бараны, олени и медведиизображаются одним способом: туловище и ноги выполняются из одного куска.Однотипно изображаются и птицы. Поэтому приемы лепки показывают лишь тогда,когда дети впервые лепят предмет. Использование народных игрушек в процесселепки может привести к однотипности работ не только по способу изображения, нои по форме. Поэтому игрушки следует подбирать таким образом, чтобы каждыйперсонаж был представлен в разных вариантах. Это даст возможность показатьдетям многообразие форм, пропорций, росписей и способов изображения игрушек.Нужно также помнить, что народная игрушка используется лишь в процессезнакомства детей с окружающей жизнью[26].
Занятия с использованием предметов народного творчества помогаютразвивать умственную деятельность маленького ребенка. Однако это возможно лишьв том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомлениедетей с предметами народного творчества, в результате чего дети создают своидекоративные работы.
В России существует несколько центров по изготовлению традиционнойглиняной игрушки и каждый из них имеет свои особенности в лепке и росписи.Самыми известными являются: дымковские, филимоновские, каргопольские икалининские игрушки.
Дымковские игрушки.
Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особымипропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные,пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони,петухи с расписными хвостами. Промысел зародился в далеком прошлом. Самоераннее описание дымковских игрушек относится к 1811 году. Автор его — НиколайЗахарович Хитрово. В описании рассказывается о народном вятском празднике —«Свистопляске» (позднее его стали называть свистунья»), во время которогопродавались расписные глиняные куклы с позолоченным узором.
До революции мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями,Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками.Изделий обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принималиучастие женщины и дети. Фабрика, где сейчас изготавливают дымковские игрушки, находитсяв городе Кирове. Всем известны имена прославленных мастеров дымковской игрушки.Это А.А. Мазурина, Е.3. Кошкина, 3.В. Пенкина. Процесс изготовления игрушкиможно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его. Перед каждоймастерицей лежат нужные ей в данный момент материалы. При лепке на столах лежитглина в целлофановом мешке. Глина местная, кировская, очень приятная в работепо своим лепным качествам. Мастерицы говорят: «Наша глина, как масло». Кромеглины, на столе находятся таз с водой, тряпки для заглаживания поверхностиизделия и стеки. В том случае, если мастерицы занимаются росписью, на столах встаканчиках — краски, кисти, и рядом стоят уже обожженные и отгрунтованныеигрушки.
Изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, врезультате чего получается полая колоколообразная форма; голову, шею и верхнюючасть туловища делают из одного куска, а детали одежды: рюши, оборки, манжеты,шляпки и др. — лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя ихналепами. Так ловко и уверенно наносят мастерицы узоры на белую поверхностьизделия, что не успеваешь следить за их руками.
Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и воформлении существуют свои традиции, которые выражаются, прежде всего, встатичности, пышности форм и яркости окраски. Например, в композиции «Мать сдетьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этомположении. Если внимательно посмотреть на другие игрушки, изображающие козлов,петухов, медведей, то эта статичность чувствуется и в них.
Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленныепрежними мастерами, но каждая имеет свои особенности в работе. У одних куклывысокие, статные, у других — немного меньше по размеру, шире в плечах.По-разному укладываются локоны у барынь-франтих, различный поворот головы уживотных. Отличаются изделия и по колориту. Одни мастера работают в теплыхтонах: у них преобладают охра, красный и оранжевый цвета; другие — в холодных —голубых и синих. Одни изделия украшаются густой сетью орнамента, другие же,покрыты узором.
Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью итонким юмором (например, «Сцена у колодца» или «Разряженные куклы едут набазар»), что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматриватьигрушки, слушать рассказы педагога том, где и как их делают.
Филимоновские игрушки.
Не менее известным народным промыслом является деревня ФилимоновоОдоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку.Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Возможно, это и определилоее промысел (легенда говорит; что жил в этих местах дед Филимон, он и делалигрушки). Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме иросписи. Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению иочень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны — этобарыни-крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях;из животных — коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом итаинственные существа, прообраз которых трудно определить.
У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутыешеи с маленькими головками. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими,так как они имеют свои традиции в трактовке формы и росписи. Например, у барыньвысокие колоколообразные юбки с незаметным расширением книзу, верхняя частьтуловища по сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая головка заканчиваетсявысокой изящной шляпкой. Забавные игрушки, изображающие длинноногих и вытянутыхсолдат характерных костюмах: френч в талию и полосатые штаны, которые игрушкиудивляют своей фантазией. Так, среди игрушек есть чудище с головой оленя. Вруках у него курица, на спине сидит индюк, а на хвосте — цыпленок. Особойпластикой отливаются игрушки животные. У баранов, коров и коней- маленькиеголовы на вытянутых шеях, а короткие ноги придают особую устойчивость всемфигурам.
Все игрушки очень веселые и, когда их много — это праздник.Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый,синий и белый цвета. Можно только удивляться, как, сочетая простые элементы(полосы, дуги, точки, пересекающиеся линии, образующие звезды), мастерицысоздают удивительные орнаменты, которые красиво ложатся на юбки и фартукифигурок. Роспись игрушек традиционна: коней, коров баранов окрашивают полосами,а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различныхсочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихаминамечаются глаза, рот, нос.
Маленький ребенок, прежде всего, видит в филимоловской игрушкезабаву, фантастические изображения предмета, которые пробуждают его творчество.И там, где взрослый задумывается над определением содержания игрушки, ребенкувсе ясно. Его не смущает ни пестрая окраска, ни фантазия мастериц в отношенииусловной трактовки образа. Филимоновские игрушки, как правило,— свистульки ирассчитаны на то, чтобы ребенок играл с ними
Каргопольские игрушки.
Интересной игрушкой является каргопольская. Каргополь — древнийрусский город, окруженный лесом. С давних времен жители этого города и егоокрестностей занимались гончарным делом. большей частью они делали обливнуюпосуду, горшки, кринки, миски для сметаны. Некоторые мастера изготовлялиглиняную игрушку.
Исследования показали, что современная каргопольская игрушкавозникла на основе домашнего крестьянского гончарного промысла, существовавшегоеще в XIX веке в деревне Гринево, расположенной недалеко от Каргополя.
Однако в 1930г. художественный промысел пришел в упадок.Продолжала делать игрушки лишь талантливая мастерица У. И. Бабкина. Именно ееизделиям свойственны лучшие черты народной игрушки. В 1967г. были созданыкаргопольские мастерские по изготовлению глиняных расписных игрушек. Среди нихбольшое место занимают образы полуфантастические, связанные с народнымиязыческими праздниками, сопровождаемыми музыкой, плясками, ряжеными.Игрушки-свистульки были неотъемлемой частью праздников.
Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскимиигрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой.Изображения людей даются с психологической характеристикой, поэтому зрительможет представить себе быт и уклад жизни местных жителей. В игрушке мы видимотражение деревенской темы: бабы-крестьянки с корзинами или птицей в руках куклыс прялками, бородатые мужики во время работы или отдыха. Каргопольской игрушкесвойственны и многофигурные композиции — веселые тройки с седоками в санях,танцующие фигуры, катания на лодке и многие другие сцены, точно подмеченныемастерами. Характерно изображение одежды персонажей: бабы  в кофтах и юбках, аиногда в платьях, на голове платок или шляпка, мужики в кафтанах. В основномсюжеты динамичные, взятые из жизни. Любят каргопольские мастера изображать иживотных: медведя, зайца, коня, собаку, свинью, гуся и утку. Среди игрушекданного промысла можно встретить и такие, прообразы которых связаны слегендами, например. Полкан — полузверь-получеловек, двуглавые кони и олени. Вассортименте современных каргопольских игрушек встречаются сюжеты на темы народныхсказок: «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» и др.
Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образапо форме, пропорциям и окраске. Все фигурки несколько приземистые, с короткимируками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея, и сравнительнобольшая голова. Фигурки, изображающие мужчин,— всегда с окладистой бородой,которая выполняется способом оттягивания глины от общего объема головы. Уженских фигурок юбки в виде низких колоколов, что может создать впечатление приземистости.Но так как талии у кукол вытянуты, это уравновешивает фигурку, делая еестройной и монолитной.
Каргопольские мастера изображают зверей толстоногими и поройдинамичными, например медведь стоит на задних лапках — момент нападения; усобаки расставлены лапы и открыта пасть; утка с распростертыми крыльями ивытянутой шеей, готовая к полету. Что касается росписи, то она по своемуколориту суровая и сдержанная. Однако сейчас мастера для оживления игрушеквносят желтый, голубой и оранжевый цвета. Ими расписываются пуговицы, бусы,клювы у птиц, оттеняется одежда. Основными элементами орнамента являютсякомбинации из пересекающихся линий, кругов, веточек без листьев, елочек, точеки полос.
Лепят игрушки по частям. Основой фигурки служит туловище, котороевместе с головой прикрепляется к заранее вылепленной юбке. Для изображениямужских фигур к туловищу прикрепляются ноги и руки в виде валиков. Местасоединений деталей тщательно сглаживаются, фигурки приобретают пластичность.Вылепленные изделия сушат одну-две недели и обжигают в печи.
И по форме, и по окраске современная игрушка выполняется болеетщательно, она стала красивее, ярче. Но при этом утратилась ее наивность, чтосоставляло главную прелесть образцов старых мастеров.
Среди мастеров, донесших до нашего времени традиции старойигрушки, наиболее известны У.И. Бабкина и И.В. Дружинин. Сейчас в Каргополетрудятся потомственные мастера К.П. Шевелева, А.П. Шевелев, С.Е. Дружинин.Однако в основе изображений лежат старые народные традиции.
Калининские игрушки.
Мастера украшают игрушку налепами, которые хорошо связываются с ееосновной формой. Яркий эмалевый узор красиво дополняет фигурки, ложась накоричневый фон, так как изделие не грунтуется и фоном является цвет обожженнойглины. В основе своей игрушка статична, но встречаются птицы-лебеди с резкоповернутыми шейками и головками, что придает им особую пластичность. Средиигрушек есть петухи, куры, гуси, лебеди, уточки с утятами.
Эта первоначальная деятельность подводит детей к пониманию того,что выполненную работу можно украсить, она станет интереснее и красивее. Свозрастом знакомство детей с народным искусством расширяется, в связи с чем изадачи по украшению предметов становятся более сложными. Дети начинают лепить иукрашать орнаментом посуду, кукол, животных по типу народных игрушек.Постепенно они учатся отбирать и сочетать декоративные элементы, составлять изних узор, помещать его сначала на плоский, а затем на объемный предмет. Все этов свою очередь развивает в детях потребность к созданию красивых изделий,развивает их художественный вкус. В каждой местности создавались свои глиняныеигрушки. Отличались игрушки особенностями лепки и росписью.
Таким образом, народные игрушки своей богатой тематикой влияют назамысел ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире.Кроме того, расширяются возможности детей в сюжетной лепке. Народные глиняныеигрушки следует изучать, учитывая возрастные особенности детей.
1.3 Учет возрастных особенностей детей при обучении лепке
Дети 6-7 лет, приходящие в школу, имеют крайне низкий уровеньразвития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертитьпрямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги иаккуратно клеить, рисовать.
Многочисленные психологические исследования показывают, чтосуществует прямая зависимость между развитием этих навыков и уровнем общегопсихического и интеллектуального развития ребенка. В этом можно убедиться, еслиученик в состоянии правильно воспроизвести графический материал, то он значительноуспешнее овладевает учебной программой в целом, и наоборот, чем хуже развитыэти навыки, тем больше хлопот доставляет такой ребенок[11].
Как правило, эти навыки бывают сформированы у детей уже к старшемудошкольному возрасту. А в процессе школьного обучения происходит их дальнейшееоттачивание и совершенствование.
Для развития мелкой моторики существует множество разнообразныхупражнений по лепке из глины и пластилина. Занимаясь лепкой, дети начинаютразбираться в сочетании декоративных элементов в узоре и расположении их наповерхности предметов. В изделиях народных мастеров мы видим различныеорнаменты. И все они для каждого промысла специфичны. Если знакомить детей сразличными национальными орнаментами уже в дошкольном возрасте, то дети раноначинают чувствовать характер, колорит изделия.
Изделия народных мастеров оказывают положительное влияние накомпозиционное построение сюжетов, создаваемых детьми. Обычно при выполнениисюжетных работ ребенок находится под влиянием иллюстраций сказок, рассказов.Таким образом, детские скульптуры как быне подчиняются правиламкомпозиционного решения скульптуры. Однако если детские сюжетные работысравнивать с тем, что делают народные мастера, то можно отметить общие черты.
Мелкая народная пластика дает пример ритмичного элементарного расположенияпредметов. Работы школьников, выполненные под влиянием сюжетных народныхглиняных игрушек, приобретают стройность и ритм.
Создание изделия из глины всегда связано с выражением егопластических особенностей. Творческие способности ребенка во время лепки могутпроявиться в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумагедля лепки; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; всоздании предметов декоративного характера для украшения помещения; в умениинайти способ изображения и оформления предмета; в перенесении навыковдекоративной лепки на изображение предметов недекоративного характера исюжетную лепку.
Для развития зрительно-моторной и зрительной памяти необходимоорганизовать работу ребенка по образцу, которую следует осуществлять последующим этапам: сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой наобразец, затем время рассматривания образца значительно сокращается по 15-20секунд в зависимости от сложной предлагаемой работы, но так, чтобы ребенокуспел рассмотреть и запечатлеть образец. В декоративной лепке большое значениеимеет работа над формой. Чем чаще ребенок наблюдает предметыдекоративно-прикладного искусства, тем быстрее у него накапливается опыт врешении зрительных образов. Дети рассматривают кружки, вазы, чашки, ковши инародные игрушки; анализируют их форму, пропорции, детали. Лепка этих предметовили воспроизведение их по памяти учит ребенка самостоятельно создаватьинтересную по очертаниям и украшениям посуду и другие изделия[26].
Развитие детского творчества в лепке во многом зависит от умениядетей работать с глиной, пластилином и соответствующими инструментами. Лепкаспособствует приобретениюэтих умений, так как предметы требуюттщательности в обработке изделия, что достигается при помощи стеки, пальцев,мокрой тряпочки.
На занятиях по лепке дети получают определенную физическуюнагрузку, которая имеет место и во время подготовки материалов к занятию и впроцессе работы с глиной. Желания детей создать красивый предмет и украсить егово многом зависят от интереса воспитателя к работе детей. Преподаватель долженвнимательно рассмотреть работу ребенка, показать ее другим детям, а затемпредложить ребенку рассказать, как ему удалось так красиво сделать игрушку.Следовательно, все действия преподавателя должны быть направлены на то, чтобынаучить ребенка способам изображения предметов и подвести его к желанию сделатьсвою работу как можно интереснее, красивее, дать понять ему, что от него ждутименно такой работы.
Хотя дети и приходят в школу с достаточно развитыми процессамивосприятия, но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию иназыванию формы и цвета. У первоклассников отсутствует систематический анализсамих воспринимаемых свойств и качеств.
Возможности ребенка анализировать и дифференцироватьвоспринимаемые предметы, связанные с формированием у него более сложного видадеятельности, чем ощущение и различение отдельных непосредственных свойстввещей. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивноскладывается в процессе школьного учения.
Игра, сказки, интерес к картинкам со временем включаются в занятиелепкой и изготовлением различных поделок. Такие изображения периодичноизменяются, совершенствуются не только в зависимости от возраста ребенка, но иот условий, которые помогают или мешают его художественной активности. Поэтомук началу занятий в школе уровень развития разных детей неодинаков, чтообязательно надо учитывать учителю.
В школе игра, отзывчивость на сказки и внимание к картинкам,по-прежнему, сопутствуют занятиям детей. Игровая форма организации уроковзначительно повышает творческую активность учеников. Сказочные сюжеты сильнее,чем другие, возбуждают их воображение. Произведения скульпторов раскрывают ранеенеизвестные им возможности материалов, инструментов и средств изображения.
Лепить дети любят и умеют, и поэтому могут сразу «показать себя». Напервых уроках нужно хвалить детей за работу и тем самым показать, что каждый изних замечен, отличен от других, любим и находится под опекой и защитой учителя.Художественные работы младших школьников различаются не столько по содержанию,сколько по качеству. Обычно считают, что эти различия объясняются разнымиспособностями детей. Но способности могут быть уже раскрытыми и развитыми илиеще не проявившимися и не сформированными по причинам, от ребенка не зависящим.На первых порах важно, что дети уже мотивированы к художественной деятельности.
Детское художественное творчество (фигурки из пластилина или глиныи другие изделия) имеют особую ценность. Для взрослых оно ценно тем, чтоотражает своеобразие детского отношения к миру. Для самого ребенка – этоовеществленное свидетельство его возможностей и достижений, которое можнопоставить на полку или повесить на стенку и, показывая другим, говорить, чтоэто он сам сделал. Педагогам и родителям надо относиться к ним с полнойсерьезностью и постоянным вниманием, потому что так непосредственно и ярковидеть мир мы никогда уже не сможем. Никогда позже люди не проявляют такойхудожественной талантливости, как в детстве. При внимательном отношениивзрослых увлечение лепкой к концу дошкольного возраста перерастает вхудожественное творчество, в котором может ярко проявиться индивидуальность ребенка[11].
Ребенок, в отличии от взрослого, ежедневно имеет дело с чем-торанее ему неизвестным и вынужден искать и находить способы его освоения. Новыеи сильные впечатления способны комбинироваться в воображении ребенка с самыминеожиданными сочетаниями, потому что контроль со стороны житейской логики ещеочень слаб, и то, что для взрослого совмещать недопустимо, у ребенка можетлегко объединяться в яркий и оригинальный образ.
Творческим продуктом изобразительной деятельности ребенка можноназвать все художественно ценное, чего он самостоятельно раньше не делал, невидел в книжках, то есть то, что не является чистой репродукцией, а представляетсобой плод его воображения[14].
Любое создание фантазии ребенка строится из элементов, полученныхиз реальности и закрепившихся в его опыте. Чем шире его чувственный опыт,разнообразнее впечатления и переживания, тем богаче материал, который можеткомбинировать воображение. Для укрепления связи фантазии с реальностью учителюнеобходимо всячески расширять чувственный опыт своих учеников и воспитыватьспособность к его актуализации. Иногда задание-образец для повторения лишаетдетей выбора содержания своей работы, пагубно отражается на развитии ихфантазии, поэтому им нельзя злоупотреблять.
Воображение может создавать и образы, которые в полном смысле нельзясчитать только комбинаторными. Они выделяются особой выразительностью,например, тем, как преувеличением или преуменьшением отдельных фигур или ихчастей, передается их значение в изображаемом событии[11].
Нередко скульптура не содержит никаких необычных комбинаций ипередает вполне реальное событие, но особая характерность изображений прямоговорит о том, что ребенок проник глубже видимого, во внутренний мир своихперсонажей. При равной оригинальности комбинаций одни рисунки «живут», а другие– только обозначают жизнь. Эффект «оживления» изображения зависит не от уменияребенка правдоподобно и детально изображать, а от выразительной силы еготворческого воображения.
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что при лепных работахс детьми младшего школьного возраста нужно принимать во внимание их возрастныеособенности. Нужно понимать, что каждый ребенок индивидуален по-своему,раскрывает свои творческие способности по-разному, развивается неодинаково. Дляих развития и обучения детей лепке в начальной школе существуют программы поизобразительному искусству, которые мы рассмотрим в следующей главе.

Глава 2. Особенности изучения лепки в начальной школе
2.1 Анализ программ по изобразительному искусству
Для работы вшколе существует несколько программ по изобразительному искусству. В условияхвариативного обучения по различным программам общими целями всех программявляется всестороннее развитие личности, эстетическое воспитание, формированиехудожественного вкуса детей, творческих способностей, обучение основамизобразительной грамотности, систематическое развитие пространственноговоображения, чувства формы, привитие интереса и любви к художественнойдеятельности. Каждая действующая программа показывает, c помощью каких задачможно достигнуть вышеназванных целей обучения изобразительному искусству.Следует отметить, что по поводу общности поставленных целей образовательнойсистемы «Искусство» разные авторы не имеют единого мнения. Одна из основных задачобучения изобразительной деятельности — искать не отдельные точкисоприкосновения c ребенком, a стремиться увидеть личность в целом, способностивосприятия, мышления, интеллект которой находятся в сложном, постоянноизменчивом соотношении с выразительными возможностями, c активной потребностьюдетей живо и непосредственно реагировать на видимый мир.
В работепроанализированы некоторые из программ, разработанных разными авторами для начальнойшколы.
Чащевсего учителями в начальной школе используется программа «Изобразительноеискусство». Авторами действующей в настоящее время программы являются: КузинВ.С., Шорохов Е.В., Кубышкина Э.И., Игнатьев С.Е., Ломов С.П., Лебедко В.К.,Коваленко П.Ю., Витковский А.Н.
Согласноэтой программе, лепка посредством образного отражения предметов и явленийдействительности помогают детям с первых шагов обучения в школе познаватьокружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои творческие способности.
Вданной программе уроков по лепке из глины и пластилина очень мало. Знакомстводетей с пластичными материалами начинается со 2 класса. Данной теме уделеновсего 3 урока: «Осенние подарки природы» (Лепка с натуры фруктов и овощей. Жанрнатюрморта.), «Друзья детства» (Лепка с натуры животного. Анатомия, пропорции.Характер животного. Жанр анималистики.), «Мы любим спорт» (Лепка фигурычеловека в движении, пропорции тела человека.).
Напервом уроке дети лепят с натуры с использованием натурных моделей – фрукты,овощи, муляжи. Основными задачами урока является:
— познакомить с жанром натюрморта. Знакомство с натюрмортами известных художниковс изображением фруктов;
— закрепить умения работы с объемом, массой, передача формы, очертания овощей ифруктов;
— развивать умение анализировать, рассуждать, систематизировать впечатления,знания;
— воспитыватьаккуратность при работе с пластилином.
На 2занятии дети лепят из пластилина животных по памяти (заяц, лиса, кот, собака,медведь, лошадь). Задачи урока:
-датьпредставления об особенностях работы над изображением в объеме разнымиматериалами;
— познакомить с анималистическим жанром;
— развить наблюдательность, внимание к природе, творческие способности;
На 3уроке дети лепят фигуру человека в движении по воображению, памяти, частично снатуры. Основные задачи:
— развить умение уловить и передать пропорции, соотношения, пластику человеческоготела в объеме;
— развить образное видение;
— развить умение смотреть с разных точек зрения на скульптуру, совмещать в одноцелое детали;
— развить повышенную эмоциональность, впечатлительность, творческий склад ума,воображения, ассоциативного мышления;
— развить умение работать с пластилином, понятие о работе скульптора;
— развить умение найти координационные точки фигуры;
— усвоить примерное соотношение масс частей тела.
В 3классе учителя продолжают развивать у учащихся умение лепить при помощипредметов декоративно прикладного искусства («Лепка из пластилина дымковскихконей».). На этом уроке дети знакомятся с дымковской глиняной игрушкой,развивают и укрепляют мелкие мышцы руки.
К концукурса обучения по этой программе дети должны уметь работать с глиной ипластилином и знать элементы лепки.
Отличительнаячерта курса: тематически-поурочный принцип планирования учебного материала.
Еще одной изавторских программ, наиболее часто используемых в начальной школе, являетсяпрограмма «Изобразительное искусство и художественный труд», которая быларазработана в 1970-1975 годах в НИИ художественного воспитания АПН СССР (нынеНИИ художественного образования РАО) группой ученых: Гросул Н.В., КоротееваЕ.И., Михайлова Н.Н., Фомина Н.Н., Чернявская М.С. Научный руководитель –народный художник России академик Неменский Б.М.
Методическоепособие построено по годам обучения и выражает основные педагогическиепринципы, заложенные в программе «Изобразительное искусство и художественныйтруд» и реализованные в учебниках (учебных комплектах) для I—IV классовначальной школы, написанных по данной программе.
Содержаниепредмета «Изобразительное искусство» в начальной школе — это основа общегохудожественного развития ребенка. Если миновать этот этап познания искусства,художественное развитие неминуемо окажется ущербным. В I—IV классахзакладывается фундамент — основы художественных представлений. Каждый учебныйгод в этой системе является незаменимой ступенью целостного художественногоразвития и призван обеспечивать поэтапное, постепенное погружение ребенка восознание богатства и многообразия связей искусства с жизнью каждого человека икаждого народа. Именно связи искусства с жизнью (а не просто само искусство)являются содержанием учебного предмета.
Программа построена так, чтобы датьшкольникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров изокружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживанияокружающей реальности является важным условием освоения детьми программногоматериала[20]. Стремление к выражению своего отношения к действительностидолжно служить источником развития образного мышления. Роль учителя являетсяглавной в процессе приобщения детей к искусству. Именно учитель создает науроке эмоционально-образную атмосферу познания, ставит цели и организует живоеобщение между детьми и художественными произведениями так, чтобы искусствослужило развитию духовного мира ребенка.
Художественнаядеятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);декоративная и конструктивная работа, восприятие явлений действительности ипроизведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективноготворчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного изделия;подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных илитературных произведений.
Напротяжении всего курса школьники знакомятся с выдающимися произведениямиархитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Огромное значениеимеет познание художественной культуры своего народа.
Тематическаяцельность и последовательность развития программы помогают обеспечитьпрозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения.
Художественныезнания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественнойкультуре. Средства художественной выразительности – форма, пропорции,пространство, объем, ритм, композиция – осваиваются учащимися на всемпротяжении обучения.
В первомклассе дети знакомятся с мягкими материалами: глиной и пластилином. Они узнают,что объем занимает место в пространстве, и его можно рассматривать с разныхсторон. Они учатся превращать комок пластилина в птицу или животное, наблюдаютприродные явления и строят природные домики: стручки, орешки, раковины, норки,гнезда и т.д.
Вовтором классе дети учатся лепить из пластилина из одного большого куска путем вытягиванияи вдавливания, а не путем соединения отдельных частей. Они узнают о том, чтоизображения, созданные в объеме, тоже выражают наше отношение к миру, нашичувства.
Втретьем классе 1 четверть начинается с лепки. Дети лепят игрушки из различныхматериалов по выбору (пластилин, глина), знакомятся с видами игрушки (детские,народные, самодельные). На следующем уроке дети лепят посуду, определяют ееназначение. В 3 четверти дети узнают о многообразии мира театра кукол. Идетработа художника над куклой, ее образом, конструкцией и костюмом. А в 4четверти дети учатся смотреть на скульптуру. Узнают, что скульптуру надосмотреть с разных сторон, какие бывают скульптурные памятники, что такоепарковая скульптура, разнообразие скульптурных материалов: камень, металл,дерево, глина.
В 4классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе.
Врезультате изучения программы учащиеся:
— осваивают основы первичных представлений о видах деятельности: изображение наплоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование наплоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественнаядеятельность с использованием различных художественных материалов;
— приобретают первичные навыки художественной работы в скульптуре,декоративно-прикладных и народных формах искусства; первичные навыкиизображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображенияпространственных построений, первичные представления об изображении человека вобъеме;
— развивают свои познавательные и наблюдательные способности;
— осваивают выразительные особенности художественных материалов: пластилина,глины;
— начинаютпонимать особенности образного языка скульптуры;
— учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретныхпроизведениях выдающихся скульпторов, учатся активно использоватьхудожественные термины и понятия;
— овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а такжеприобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать впроцессе совместной художественной деятельности;
Программа «Изобразительное искусство. Основы народного идекоративно-прикладного искусства. 1 — 8 классы», научный руководитель Т.Я.Шпикалова, была разработана для углубленного изучения предметов художественно-эстетическогоцикла.
Данныйкурс предназначен для изучения в 1—8-м классах — от одного до четырех часов внеделю. Программа интегрирована на базе изобразительного искусства ихудожественного труда. Народное искусство рассматривается как часть материальнойи духовной культуры. Здесь более широко представлена народная глиняная игрушка,декоративное оформление предметов. Программа нацеливает на формирование умладших школьников целостной эстетической культуры.
Программа“Изобразительное искусство и художественный труд” для 1-3 классов общеобразовательнойшколы, разработанная Полуяновым Юрием Александровичем, составлена в рамках теории(концепции) “Система развивающего обучения”. Авторы концепции Эльконин Д.Б.,Давыдов В.В. Концепция построена на основе культурно-исторической концепцииЛ.С. Выготского и изложенного им основного генетического закона развитияпсихических функций человека. «Развивающее обучение» направлено наформирование у детей теоретического мышления в противовес широкопредставленному в традиционной школе эмпирическому мышлению.
За годыначального обучения дети попробуют свои способности к скульптуре разных видов ижанров из материалов, которые доступны и посильны для их возраста. Вначалебудет пластилин, позже к ним прибавится глина (если в школе для этого естьусловия).
Ссамого начала детей учат художественному объемному изображению: красивому,своеобразному, выражающему чувства и мысли каждого ребенка, его неповторимуюиндивидуальность.
Первыезанятия лепкой знакомят детей со скульптурой как одним из ведущих видовизобразительного искусства и художественного труда, дают им возможностьпопробовать свои силы и способности в лепке «круглой скульптуры». Чтобыоблегчить им переход от привычных плоских рисунков к объемному изображению, заоснову скульптуры берутся те же пятна, которые они делали кистью, вырезалиножницами и потом соединяли в фигуру-силуэт.
Созданиеобъемных форм по пятнам разной формы и величины начинается с тренировочнойработы. С освоения первичных приемов лепки: скатывания, раскатывания,вытягивания, сжатия и формовки прикладыванием к плоскости мягких пластичныхматериалов: глины, пластилина и других им подобных. Учитель показывает их также, как на предыдущих занятиях «в слепую», то есть, совершая движения рукамитак, как будто между ладонями положил кусочек пластилина, но еготамнет. Ученики угадывают на какое из пятен, сделанных краской, при такихдвижениях получится похожая объемная форма. Потом пробуют повторить такое жедвижение без пластилина, а под конец из пластилина создают эту форму.
Послекаждого урока учитель должен сделать оценку эффективности занятия, котораяпредполагает анализ творческой активности учеников, уровня освоения имиспособов действия и операций, а также оценку эффективности занятия.
Внастоящее время программа “Изобразительное искусство и художественный труд” для1-3 классов находится в Министерстве образования на стадии утверждения.Программа действует в школах работающих по системе развивающего обученияЭльконина (Давыдова). Автор программы Полуянов Ю.А. продолжает разрабатыватьпрограмму для средней школы.
Исходяиз общих целей и задач всех программ, можно сказать, что в результате освоенияобязательного минимума по изобразительному искусству в начальной школе учащиесябудут иметь представления об изобразительном искусстве и об основных понятияхизобразительной грамоты. На уроках изобразительного искусства дети приобретутопыт работы с пластичными материалами при выполнении лепных работ, c такими какпластилин и глина.
Обучениеизобразительному искусству также позволяет применять творческий опыт впрактической работе по оформлению класса и участвовать в школьных или городскихвыставках.
Для тогочтобы реализовать цели, поставленные в программах, необходимым условиемявляется применение различных методов, способов, приемов при работе спластичными материалами на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

2.2 Методическиеприемы обучения лепке младших школьников
Скульптураобозначает «вырезать, высекать, лепить». В данной работе лепка рассматриваетсякак самостоятельная часть скульптуры. Лепка применяется в любой скульптурнойработе, начинающейся с исполнения модели, которую затем переводят в другойматериал.
Лепку можно классифицироватьпо материалу: из глины, из теста, пластилина, снега и других мягких материалов.Каждая из них имеет свои особенности и возможности, поэтому, не следуетзаменять их друг другом, а использовать разные материалы, в зависимости отпоставленных целей и задач. Это необходимо учитывать при планировании работы сдетьми.
Глина – природный материал, который добывали еще в древности иприменяли для изготовления посуды, игрушек и других предметов обихода.
Опытные педагоги предпочитают работать с глиной, зная, чтопластилин хуже поддается обработке, его долго приходится разминать, как быразогревать в руках прежде, чем что-либо вылепить, к тому же он со временемтеряет форму и не годится для обжига.
В школах чащевсего используется лепка из пластилина, так как при работе с глиной требуютсядополнительные занятия по зачистке и обжигу изделий. Поэтому такие занятиялучше проводить в студиях на внеклассной работе. Но приемы и методы для лепкииз глины и пластилина идентичны. В нашей работе мы за основу берем работу спластилином.
Пластилин – искусственный материал, специально созданный для лепкии моделирования. Изготавливается из очищенного и размельченного порошка глины сдобавлением воска, глицерина, жиров, красителей и других веществ, задающихсвойства и особенности того или иного вида пластилина.
Выделяютособенности работы с пластилином:
·         мелкаяпластика (задано размерами и возможностями материала);
·         работаидёт сразу в цвете;
·         позволяетсоздавать дополнительные цвета;
·         материалпрактически не требует дополнительной подготовки;
·         позволяетсоздавать объемные, все виды рельефных изображений; плоские картины, чтопозволяет использовать его как разновидность техник;
·         присоблюдении температурного режима хорошо держит форму, пластичен.
По содержаниюлепка бывает — предметная, сюжетная, декоративная, комплексная.
В предметнойлепке дети лепят отдельные конкретные изображения – фрукты, овощи, игрушки,фигуры людей и животных, бытовые предметы, транспорт, фантазийные существа.Изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем,например, в рисовании, т.к. он имеет дело с реальным объемом, и ему нет надобности,прибегать к условным средствам изображения. Дети быстрее овладеваютизображением предметов конструктивной, нежели пластической формы. Исследованияпоказывают, что в результате обучения детей можно подвести к правильномуизображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическимспособом (барышня, ежик).
В сюжетнойлепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы связанымежду собой: по смыслу (герои одной сказки), размещению в пространстве(объединяются в сюжет на общей основе), по пропорциям (одинакового или разногоразмера в соответствии с сюжетом), по динамике (герои держатся за руки, бегут,смотрят в одну сторону или друг на друга) и т.д. Сюжетная лепка требуетбольшого объёма работы, времени, поэтому планируется не на один урок («Ежики напрогулке»).
Вдекоративной лепкедети создают декоративные или декорированные изделия– вазы, маски, панно, лепные орнаменты, изделия по мотивам мелкой декоративнойпластики народных умельцев. Эти изделия связаны с жизнью, поэтому имеют большесмысла для ребёнка.
В школьнойпрактике бывает так, что само знакомство с изобразительным искусствомначинается с произведений большого искусства, а их понимание требует некоторойспециальной подготовки. Декоративные же изделия, народная пластика – «этообразы, близкие мировосприятию и мироощущению ребёнка, это художественный язык,доступный для понимания и усвоения даже совсем маленькими детьми, это техника,виртуозно отточенная временем и руками сотен мастеров». Родство детского изобразительного творчества и народного искусствапроявляется в настроении, жизнерадостности, добром восприятии мира.«Праздничность» мировосприятия у народного художника близка к образному строюдетских работ, где наивность, непосредственность, жизнерадостность восприятияокружающего проявляется в соответствующих формах и приемах выражения.
Лепка помотивам народной пластики знакомит детей с уникальными образами и обогащает ихрациональными способами лепки; подводит детей к ясному пониманию такойхудожественной особенности, как обобщённый образ. На примере изделий ДПИ прощепродемонстрировать детям единство формы и содержания, особенности композиции,так как при их рассмотрении дети не отвлекаются на сюжетные стороны работы. Декоративнаялепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранееэскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета, красивому декоративномузаполнению пространства. Работа над лепным орнаментом учит ребенка работатькончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме.
По видамскульптуры можно выделить: лепка круглых форм (круглая скульптура), рельефнаялепка (рельеф).
По способу созданияобраза: по памяти, по представлению (по словесному описанию, по рисунку,схеме и т.д.), с натуры.
По способуорганизации детей и характеру их деятельности бывает индивидуальная,коллективная или комплексная, когда лепка сочетается с другими видамихудожественной и познавательной деятельности, играми.
Основнымиспособами лепки являются — конструктивный, скульптурный, комбинированный.
Конструктивныйспособ. Приэтом способе образ создается из отдельных частей, как издеталей конструктора (отсюда и название). Конструктивным способом дети начинаютлепить очень рано – уже в 2 – 3 года – и часто сами «открывают» его для себя. Сразвитием воображения, умения владеть руками, способности планировать своюработу, этот способ совершенствуется: увеличивается количество деталей,усложняется их взаимное расположение, более тщательной и выразительнойстановится доработка.
Скульптурныйспособ. Этот способ ещё называют пластическим или лепкой из целого куска.Процесс работы идёт от общего к частному: в зависимости от образа, из куска пластичногоматериала моделируется нужная форма. Сначала лепится характерная форма –основа, которая дополняется более мелкими деталями (детали вытягиваются,прищипываются и т.д.). Скульптурный способ — более сложный способ лепки посравнению с конструктивным, т.к. в процессе изображения детям дошкольного имладшего школьного возраста легче идти от анализа, перечисления деталейпредмета к их объединению в каком-то конкретном образе.
Комбинированныйспособ. Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Онпозволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Какправило, самые крупные детали выполняются скульптурным образом, а мелкиесоздаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5 – 8 годам детипредпочитают именно этот способ, как более доступный и универсальный по своимвозможностям.
Можновыделить основные приемы формообразования такие, как раскатывание, скатывание,сплющивание, сгибание, вытягивание, вдавливание, оттягивание, скручивание,прищипывание (оттягивание с моделированием), защипывание (края), отгибаниекраев. Также существуют дополнительные приемы – это вырезание, выдавливание,отпечатывание, просекание, насечка, надрез (разрез), строгание.
Приёмамисоединения деталей являются — прижатие, примазывание, вдавливание, насадка накаркас, соединение с помощью жгута, врезание.
Приёмамиотделки формы можно назвать — заглаживание, декорирование: различнымиприспособлениями и инструментами, пластилином и другими материалами, приёмы передачифактуры
Нужноотметить возможности перехода приёма в ту или иную группу, например,вдавливание может выступать в роли основного приёма формообразования и в ролиприёма соединения, а отпечатывание в роли, как дополнительного приёмаформообразования, так и приёма декорирования.
Особеннонеобходимо понятие базовых элементов лепки при работе конструктивным икомбинированным способом. Базовые элементы лепки – основные формы, лежащие воснове будущих образов– шарик и валик(шар и цилиндр).Видоизменяя и комбинируя их, можно получить огромное количество образов. Из шарикаи валика, применяя различные приёмы, получаем дополнительные часто используемыеэлементы – капелька (конус), лепёшка, жгутик. Оперируя этими формами, ребёнокначинает читать и самостоятельно создавать любые произведения, постепенноовладевая техникой лепки.
Техника впереводе с греческого «techne» обозначает – искусство, мастерство, а в областиискусства: совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредствомкоторых исполняется художественное произведение. В данном случае, техникарассматривается не как авторское мастерство, а с точки зрения использованияхудожественных возможностей материала.
Можновыделить следующие техники: пластилиновая живопись, процарапывание, лепка из колец,лепка из пластин, лепка на форме, отпечатывание.
В техникепластилиновая живописьможно создавать целые картины, как декоративного,так и реалистичного характера, плоские и рельефные. В данной техникеиспользуется работа пластилиновым мазком, «налепами» — отдельными разноцветнымикусочками, капельками, шариками, жгутиками и т.д.; вливание цвета в цвет,смешивание и создание новых цветов и оттенков,
Техникаприменения пластилина в качестве красок многим детям знакома. Главным образомтем детям, которые посещали детский сад. Но и те, которые знакомятся с пластилином-«краской»впервые, охотно выполняют эту работу.
Вариантыведения работы:
1) Сильноразминаем пластилин, чтобы он легко размазывался, и в таком состояниинамазываем его на картон. Создаем фон будущей картины. А потом обычным рабочимпластилином «налепами» выполняем все нужные детали задуманногорисунка. Неудачные места легко исправить, убрав стеком пластилин и налепивновый. В данном случае работа ведётся «послойно» и очень эффективна при изучениипейзажа (идём от дальнего плана к ближнему; ближе – четко, ярко, загораживает,дальше – нечётко, загораживается), изображении элементов пейзажа, декоративныхрельефных панно, изразцов.
2) На картоненамечаются контуры будущего образа, которые заполняются пластилиномнеобходимого цвета — внутри контура, а цветом фона – снаружи. Здесь необходимааккуратность и точность заполнения, чтоб не нарушить границы рисунка. Приизучении рисования от пятна, силуэтного изображения в жанрах натюрморта,портрета, пейзажа, анималистическом жанре. Данный вариант можно затемиспользовать как фон для первого варианта и процарапывания.
3)Комбинированный вариант, когда объединяются первый и второй вариант.
Основой длякартин может служить картон, оргстекло, ДВП.
В этой техникеможно исполнять очень много разнообразных заданий. Так же много, как и обычнымикрасками, если научить детей расширять цветовую палитру пластилина. Толькоразмеры пластилиновых картин будут значительно меньше, поскольку для детскихрук исполнение их весьма трудоемко.
Смешиваниепластилина бывает: полное (смешивание до образования причудливых разводов ипятен) и неполное (смешивание до получения нового цвета или оттенка).
Знакомство сполучениемновых оттенков и цветов в пластилинеможно провести,как открытие, опирающееся на уже имеющийся опыт смешивания красок илиодновременно: поэкспериментировать с красками и выдвинуть предположение оподобной возможности в пластилине. Далее следует открытие рациональной операциисмешивания. Главное правило — не смешивать одновременно много цветов, а востальном, смешивая даже два цвета, но в разных пропорциях, можно получатьогромное количество оттенков.
Таким образом, можно сделать вывод, что лепка из глины ипластилина помогает детям младшего школьного возраста раскрыть свои творческиеспособности самостоятельно, а также под наблюдением педагога. Детям нравитсялепить из данного материала, так как материал пластичен, может принимать любуюформу и отвечать замыслам ребенка.

Заключение
Лепка изпластилина и глины — как один из видов изобразительной деятельности несётогромные возможности для развития личности ребёнка. Задача педагога, зная и грамотноиспользуя эти возможности, построить учебный процесс с учётом возрастных,индивидуальных особенностей детей.
Изучив особенности лепки на уроках изобразительного искусства вначальной школе, мы пришли к выводу, что занятия лепкой на уроках способствуютразвитию мелкой моторики, художественного вкуса, индивидуальности, интуиции,воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе сглиной и пластилином, а также умение планировать творческий процесс каждымучащимся.
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваиваяпростейшие приемы работы с пластилином и глиной. Этот период является наиболеесензитивным для развития творческих способностей детей.
Занятие лепкой является эффективным средством познанияобъемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображениеобъемных предметов помогает школьникам познать объекты в реальной полноте ихформы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности дляэстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общегоразвития. Также эти занятия дают школьникам хорошую возможность в овладениинавыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуютсяво многих видах трудовой деятельности. Мы выявили, что занятия скульптуройразвивают чувство материала и пластической формы, совершенствуют глазомер итренируют способность к тонкой ручной работе.
Творческое начало заложено в каждом ребенке, и важно искатьспособы его раскрытия. Важным моментом поддержания интереса ребенка к занятиямявляется также его творческая активность. Ребенка должен увлекать сам процессовладения тем или иным навыком. Поэтому перед ним надо ставить посильные, ясныецели и задачи, обязательно фиксировать достигнутое, а затем предлагать новыезадачи.
После изучения темы мы пришли к выводу, что занятия лепкойнеобходимы детям, так как они помогают раскрыть творческий потенциал ребенка,его индивидуальные способности, способствуют всестороннему развитию личности,помогают ребенку расслабится, и благотворно влияют на его психику. Детиначинают стремиться к познанию самих себя и окружающего их мира.

Список литературы
1. Алексеева, ЕленаВладимировна. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы по учебникуКузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе» для3 класса. Часть 1 / Сост. Е.В. Алексеева. – Волгоград: Учитель АСТ, 2004. – 96с.
2. Алексеева, ЕленаВладимировна. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы по учебникуКузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе» для3 класса. Часть 2 / Сост. Е.В. Алексеева. – Волгоград: Учитель АСТ, 2004. – 96с.
3. Аносова, Е.С.Особенности скульптурного образа/ Е.С. Аносова// Начальная школа №1: К урокамизобразительного искусства.- М., 2005.- с.82-86.
4. Боголюбов, НиколайСергеевич. Скульптура на занятиях в школьном кружке: Пособие для учителя/Н.С.Боголюбов- М.: Просвещение, 1986.- 128с., ил.
5. Выгонов, ВикторВикторович. Практикум по трудовому обучению: Учебное пособие для студентоввысших и средних педагогических учебных заведений/ В.В. Выгонов.- М.:Издательский центр «Академия», 1999.- 256с.,12ил.
6. Горичева, ВалентинаСергеевна. Сказку сделаем из глины…: Пособие для родителей и педагогов/ В.С.Горичева- Ярославль: Академия развития, 1998.- 192с., ил.
7. Давыдова, ГалинаНиколаевна. Детский дизайн. Пластилинография: Пособие для педагогов/ Г.Н.Давыдова.- М.: Скрипторий 2003, 2006.- 80с.
8. Данкевич Е. В., Жакова О.В. Знакомтесь: глина. – СПб.: Кристалл,1998. – 272 с. (Серия «От простого ксложному»).
9. Дроздова, СветланаБорисовна. Изобразительное искусство. 1 класс. Поурочные планы по учебникуКузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе 1-2классы» в 2 частях. Часть 1 / Сост. С.Б. Дроздова. – Волгоград: Учитель АСТ,2005. – 96 с.
10. Дроздова, СветланаБорисовна. Изобразительное искусство. 1 класс. Поурочные планы по учебнику КузинаВ.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе 1-2 классы» в2 частях. Часть 2 / Сост. С.Б. Дроздова. – Волгоград: Учитель АСТ, 2005. – 96с.
11. Зимняя И. А.Педагогическая психология: Учеб. Пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.– 480 с.
12. Казакова ИринаСергеевна. Учимся рисовать и лепить животных/ И.С. Казакова — М.: Чистые пруды,2006. – 32 с.
13. Кард В., Петров С. Сказкииз пластилина. /Обложка художника Н. Обедковой. – СПб.: ЗАО «Валери СПб», 1997– 160 с. (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»).
14. Колякина В.И. Методикаорганизации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроковизобразительного искусства. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 176с., — (Б-ка учителя изобразительной деятельности).
15. Коненкова, С.Т. С векомна равне/ С. Т. Коненкова.-М.: Молодая гвардия, 1974.-400с. с ил.
16. Коростина, ЕлизаветаАлександровна. Изобразительное искусство. 1 класс. Поурочные планы по учебникуКузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе»Программа 1-4. Часть 1 / Сост. Е.А. Коростина. – Волгоград: Учитель АСТ, 2004.– 96 с.
17. Коростина, ЕлизаветаАлександровна. Изобразительное искусство. 1 класс. Поурочные планы по учебникуКузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе»Программа 1-4. Часть 2 / Сост. Е.А. Коростина. – Волгоград: Учитель АСТ, 2004.– 96 с.
18. Майорова, ИринаГеоргиевна. Трудовое обучение в начальных классах: Пособие для учителей/ подред. Е.А. Горшкова.- М.: Просвещение, 1978.- 270с., ил.
19. Миловский, АлександрСергеевич. Скачи добрый единорог: Для среднего и старшего школьного возраста/А.С. Миловский.- М.: Детская литература,1986.- 191с.
20. Неменский Б.М., ГоряеваН.А., Неменская Л.А., Питеских А.С. Изобразительное искусство и художественныйтруд. 1-9 классы: Программы общеобразовательных учреждений с краткимиметодическими рекомендациями/ Под руковоством Б.М. Неменского.- М.:Просвещение, 2006.- 145с.
21. Парамонова, ЛарисаАлексеевна. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.А. Парамонова.- М.: Академия,2002.-192с.
22. Парамонова, ЛарисаАлексеевна. Детское творческое конструирование: Для педагогов дошкольныхучреждений/ Л.А. Парамонова.- М.: Карапуз, 1999.-240с.
23. Петрова И.А., ЯременкоЕ.О. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 2 / И.А.Петрова. – М.: Просвещение, 2002.-400с.
24. Полуянов, Юрий Александрович.Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс: Книга для учителя/Ю.А. Полуянов.- М.: Прометей, 1999.-219с.
25. Сокольникова, НатальяМихайловна. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальнойшколе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/Н.М. Сокольникова.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.-368с, ил.
26. Федотов, ГеннадийЯковлевич. Послушная глина: Основы художественного ремесла/ Г.А. Федотов.- М.:Аст-Пресс, 1999.- 144с., ил.
27. Халезова, НатальяБорисовна. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие длявоспитателя/ Н.Б. Халезова.- М.: Просвещение, 1984.- 112с., ил.
28. Шмигельская, ЕленаВасильевна. Скульптура малых форм: Для любителей изобразительного искусства/Е.В. Шмигельская.- Л.: Художник РСФСР,1982.- 182с.- ил.
29. Эренгросс, БеллаАроновна. Искусство вокруг нас: Для среднего и старшего возраста/ Б.А.Эренгросс.- М.: Детская литература, 1968.- 180с.

Приложение 1.Конспектурока по изобразительному искусству для учеников 3 класса
Тема: «Лепка сказочногогероя».
Цель урока:учить работать с пластилином.
Задачи:
— обученияосновам лепки;
— приобщениешкольников к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной иматериальной культуры общества;
— формирование художественно-образного мышления как основы развития творческойличности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально-этического облика;
-систематическоеразвитие зрительного восприятия, пространственного мышления;
— развитиетворческих способностей; расширение диапазона чувств, воображения, фантазии.
Оборудование:пластилин, стеки, подкладные доски, мокрые тряпочки, образец изделия.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Основная часть.
1) Подведение к теме урока.
2) Практическая часть.
3)Подведение итогов.
3.Заключительная часть.
+
+
-
+
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
+
-
+
+
+
+
+
+
+
+
-
+
+
-
+
+
+
+
+
+
+
Правильно. Назовите их имена.
Хорошо. Теперь скажите, а из каких сказок пришли к нам эти персонажи?
«Золотой ключик»
А каких еще вы знаете героев из этой сказки?
Пьеро, Буратино, папа Карло…
Посмотрите на Буратино. Опишите его. Чем он отличается от других персонажей?
…А кто помогает нам увидеть, как выглядит сказочный герой?
Верно. Давайте сравним, как представляют себе Буратино разные художники.
…Каждый художник нарисовал Буратино по-своему. А чем похожи эти изображения Буратино?
Длинный нос, волосы, как стружки,, полосатая шапка…
Сегодня на уроке мы будем лепить голову Буратино из пластилина.
Посмотрите, я покажу вам голову Буратино, которую слепила сама.
Но прежде, чем мы приступим к лепке, давайте вспомним правила работы с пластилином.
1)          Необходимо работать на своем рабочем месте.
2)          Работать на подкладной доске. Если она бумажная, то по мере загрязнения менять ее.
3)          Следи за чистотой рук.
4)          Вытирай руки влажной тряпочкой.
5)          Закончив работу, аккуратно убери рабочее место.
Для того чтобы слепить голову сначала нужно скатать шарик.
Возьмите кусок пластилина, положите на ладошку и круговыми движениями ладошек придайте пластилину форму шара.
Это наша заготовка для головы.
Посмотрите на Буратино. Какой у него нос?
Он длинный, по форме напоминает морковку.
Мы будем лепить нос вытягиванием из головы.
Двумя пальцами оттащите немного пластилина и придайте будущему носу Буратино форму морковки.
Дети, скажите, а на чем держится голова?
На шее.
Правильно. Но т.к. мы лепим одну голову Буратино, то вместо шеи мы сделаем подставку, чтобы голова Буратино не падала.Возьмите целый кусок пластилина и прикрепите к нему голову.
Отложите голову.
Дальше мы с вами изготовим шапку для Буратино.
пальчиками конец шапочки, чтобы он был сплющенный и отогните конец вниз. Отложите шапочку.
Сделаем нашему Буратино волосы. Т.к. Буратино деревянный, то его волосы похожи на стружки.
Возьмите кусок желтого пластилина и разделите на две части. Из каждой части сделайте тонкую колбаску прижмите ее пальчиком и каждую колбаску разделите на четыре части (пополам, потом еще пополам).
У нас получилось 8 волосинок. 3 мы прикрепим спереди – это будет челка и 5 сзади.
Теперь будем одевать нашего Буратино. Наденем ему на голову шапку. Прикрепите ее так, чтобы шапка чуть-чуть прикрывала волосы. Теперь отогните волосы кверху – завейте их.
Ребята, а чего не хватает у нашего Буратино?
Глаз и рта.
Какого цвета можно сделать глаза у Буратино?
Зеленого.
Голубого.
Да, сделайте такие глаза, какие вам больше нравятся. Голубые или зеленые.
Ребята, а что нужно сделать, чтобы глазки у Буратино смотрели, и он ожил?
Нужно сделать зрачки.
Зрачки мы сделаем из пластилина черного цвета. Маленькие шарики из черного пластилина прикрепим к цветным глазам, сверху еще меньше – шарики из белого пластилина. Сделайте это очень аккуратно.
Осталось сделать рот.
Как вы думаете Буратино грустный или веселый?
Веселый.
Тогда мы нарисуем ему большой улыбающийся рот.
Возьмите ножичек и нарисуйте Буратино рот.
Вот и готов наш сказочный герой!
Давайте посмотрим, что у нас получилось.
(Вызвать несколько человек с лучшими работами к доске.)
Посмотрите, ребята, у нас, как и художников-аниматоров получился у всех разный Буратино.
Что нового вы узнали на уроке? Что вспомнили?

Приложение 2.Конспект урока по изобразительному искусству для 1 класса
Тема: «Лепкасказочных домиков».
Цель: научитьлепить домики разной формы.
Задачи:
— обученияосновам лепки;
— приобщениешкольников к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной иматериальной культуры общества;
— формирование художественно-образного мышления как основы развития творческойличности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально-этического облика;
-систематическоеразвитие зрительного восприятия, композиционной культуры, пространственногомышления;
— развитиетворческих способностей; расширение диапазона чувств, воображения, фантазии.
Оборудование:образец изделия, пластилин, подкладные доски, стеки, мокрые тряпочки, муляжиовощей и фруктов, рисунки сказочных домиков.
Ход работы:/>
+
-
+
-
+
-
+
-+
-+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
+
-
+
-
+
-
+
-
+
+
+
+
-
+
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
+
+
+
+
-
+
-
+
-
+
+
+
+
Приветствие.
Каждое животное и насекомое имеет свой дом. Вспомните, какое-либо насекомое или какое-либо животное и назовите дом, в котором они живут.

Скажите, как называется дом у медведя?
Берлога / нора.
А кто еще из животных живет в норе?
Лиса.
А чей дом – улей?
Пчела.
А где живет заяц?

А где живет белка?
В дупле.
Какой дом выстроил себе крот?
Он живет под землей.
А где живет муравей?
В муравейнике.
Кто свой дом носит на себе?
Улитка.
Где живет черепаха?
В панцире.
А сейчас давайте вспомним сказочные домики.
Где живет дюймовочка?
Цветок.
В каком доме живет снежная королева?
В ледяном дворце.
А где живет красная шапочка?
В деревянном домике.
А у кого из сказочных героев дом был на крыше?
Карлсон.
Молодцы, ребята мы с вами вспомнили много домиков.
Сегодня на уроке мы будем лепить домики для сказочных героев из пластилина. Кто раньше уже лепил из пластилина?
Давайте вспомним правила работы с пластилином.
1.          Необходимо работать на своем рабочем месте.
2.          Работай на подкладной доске. Если она бумажная, то по мере загрязнения меняй ее.
3.          Следи за чистотой рук.
4.          Вытирай руки влажной тряпочкой.
5.          Закончив работу, аккуратно убери свое рабочее место. Работать надо дружно.
Ребята, скажите, из каких частей должен обязательно состоять дом?
Основание, стены, окна, крыша, труба.
Сегодня на уроке мы будем превращать фрукты и овощи в сказочные дома.
Посмотрите на этот рисунок, на какой овощ похож этот дом?
Горох.
А теперь, отгадайте, на какой фрукт похож этот дом?
На яблоко.
Докажите, что это дом.
Есть окна, двери, крыша, труба.
Какие еще фрукты и овощи вы знаете?
Яблоко, груша, банан, картофель.
Какие из названных фруктов и овощей имеют форму шара?
Яблоко, …
Приплюснутого шара?
Томат.
Кто знает, как можно превратить шарик в морковку?
Взять шарик в руки и раскатать до получения морковки.
А как можно шарик превратить в овал?
Взять шарик в руки и раскатать до получения овала.
Так вы сможете придать вашему домику форму какого-либо овоща или фрукта.
Для того, чтобы сделать окна и дверь у домика, раскатаем маленькие жгутики и нарисуем окна и дверь. А крышу у домика сделаем в форме листика.
А теперь, ребята, закройте глазки и представьте домик, который вы хотели бы слепить.
Помните, что ваш домик должен соответствовать определенному цвету овоща или фрукта.
Если домик будет томат, то какого цвета возьмем пластилин?
Красным.
А если огурец?
Зеленый.
Апельсин?
Оранжевый.
А яблоко?
Зеленого, желтого, красного.
Повторим правила работы с пластилином.
Давайте вспомним, что мы делали для того, чтобы превратить овощ или фрукт в домик?
Сейчас посмотрим какие у нас получились домики. Ребята первого ряда покажите свои работы. Какие овощи или фрукты они превращали в домики?

Отгадайте у второго ряда и т.д.
Из ваших работ мы сделаем выставку. Поставьте свои работы на доску.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :