Реферат по предмету "Педагогика"


Методика обучения анализу и сравнению объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках природоведения

Министерствообщего и профессионального образования Российской Федерации.
Самарский государственныйпедагогический университет.
Факультет дефектологии.
Контрольная работапо МПП в начальных классах специальных школ на тему:
«Методика обучения анализу и сравнению объектов иявлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках природоведения»
Выполнила студентка
3-го курса з/о
Проверила:
Устинова Е.В.
Самара, 2000.

План.
I.      Экскурсия — непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектов и явлений вестественной или искуственно созданной обстановке… 3
II.    Беседа и рассказ учителякак методика обучению анализу и сравнению объектов и явлений природы в процессепроведения экскурсий на уроках природоведения в I — III  классах начальнойшколы.  4
III.   Роль экскурсии в процессеформирования у учащихся представлений о природе как едином целом.        8
Литература… 9
I.      Экскурсия — непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектов иявлений в естественной или искуственно созданной обстановке.
Педагоги,психологи, методисты убедительно доказали, что процесс формирования и развитияличности должен начинаться с первых дней жизни человека, что создаётблагоприятные условия для раскрытия потенцильных возможностей ребёнка.Выявлению и раскрытию этих возможностей способствует проведение экскурсий.
В течение многих лет вучебных программах начальных классов массовой и вспомогательной школзначительное место в изучении природоведческого материала отводится экскурсиями предметным урокам, на которых предметы и явления рассматриваются вестественных условиях.
Цельэтих уроков – ознакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощиопытов, наблюдения, самостоятельной работы.
Содержаниеэкскурсий должно иметь непосредственную связь с пройденным на предшествующихуроках материалом. В тоже время полученные на экскурсиях представления,результаты наблюдений и собранные материалы используют на последующих уроках.
Исследовательскийподход к изучению природы позволяет на экскурсиях обучать учащихсяориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи междунаблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыковсамостоятельного изучения окружающей действительности.
/>II.     Беседа и рассказ учителя как методика обучению анализу и сравнениюобъектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на урокахприродоведения в I — III  классах начальной школы.
В I классе дети не изучают природоведение, а знакомятся сотдельными элементами и явлениями природы во время наблюдений, экскурсий,чтения статей из книги для чтения за 1 класс.
Длязнакомства с сезонными изменениями в природе наряду с наблюдениями программойдля I класса  предусматривается проведение экскурсий.
Первуюэкскурсию в природу  учитель проводит с целью показа детям, что происходит вприроде ранней осенью.
Прежде чемповести детей на экскурсию учитель должен изучить место экскурсии, выбратьименно ту часть леса или парка где растут лиственные и хвойные растения,наметить наиболее короткий и удобный путь от школы, места для бесед и отдыха.
Наэкскурсиях учитель начальных классов должен проводить работу по уточнению ирасширению природоведческих понятий, формированию материалистическогомировоззрения, развитию логического мышления, воспитанию эстетических чувств,приобретение учащимися умения наблюдать в природе.
Экскурсиипроводятся непосредственно в природу, в музей, на выставку, в ботанический сад,в зоопарк, на фабрику, на водоёмы окрестностей, и т.д.
Онибывают:
1.    Учебные(програмные)
2.    Внеучебные(непрограмные)
Учебныеэкскурсии можно проводить до изучения темы (вводные экскурсии), например в III классе для ознакомления с ландшафтом своей местности, илипосле изучения темы (обобщающие экскурсии), например во II классепосле изучения каждого времени года.
Каждуюэкскурсию руководитель заранее тщательно готовит. Предварительно ему необходимосамому побывать на месте проведения экскурсии; найти наиболее интересныетипичные объекты; изучить и определить маршрут, удобные места для оста­новок;продумать характер самостоятельных наблюдений учащи­мися; выяснить, что ребятамогут собрать для коллекций (без ущерба для природы); составить план проведенияэкскурсии; наметить основные вопросы для итоговой беседы.
Должныбыть подготовлены к экскурсии и учащиеся. Учитель знакомит детей с задачами ицелью экскурсии; на уроке, пред­шествующем экскурсии, ставит перед учащимисявопросы, кото­рые они должны будут решить на экскурсии; распределяет зада­ниядля наблюдений и сбора природного материала.
Успехэкскурсии во многом зависит от ее организации. С этой целью класс можноразделить на небольшие группы (по 5—6 че­ловек) и назначить в каждой старшего,который будет отвечать за порядок и выполнение заданий. Каждая группа имеетсоответ­ствующее снаряжение: компас, лопатки, папки для гербария. этикетки,баночки, лупу и т. п. в зависимости от характера экскурсии.
Главное,чтобы учащиеся знали, что и как надо увидеть, рас­смотреть, узнать вприроде.
Соответственноместу и объектам изучения учитель определяет структуру, методы проведенияэкскурсии и составляет план-маршрут. Например, вот как можно провести зимнююэкскурсию во II классе.
Содержаниеэкскурсии: определение признаков зимы, свойств снега и льда, характерныхпризнаков лиственных и хвой­ных деревьев; наблюдение за жизнью зимующих птиц,растений и зверей, деятельностью человека по охране природы.
Методыи виды работ: беседа, рассказ учителя, наблю­дения, практическая работа,самостоятельная работа, обработка собранного материала.
Маршрути объекты для наблюдений: дорога, пруд или озеро, лес; зимующие птицы (ворона,галка, сорока, воробей, синица, дятел, снегирь); деревья (береза, липа, дуб,сосна, ель); растения под снегом; насекомые и их личинки под корой или в старомпне; следы на снегу.
Вовремя экскурсии дети собирают веточки и плоды отдельных деревьев и кустарников,упавшие кусочки коры, сухие стебли трав, выкапывают из-под снега одно зеленоерастение. Если в лесудети найдут шишки, расклеванные птицами,обгрызенные бел­кой, или какие-нибудь другие следы жизни леса, то их тоже надопринести в класс. Хорошо, если учителю, а может быть, и ученику удастся сделатьнесколько фотоснимков.
Желательноувидеть  деятельность  человека по охране приро­ды  (подкормку птиц,искусственные  гнездовья,  кормовые столики  для птиц  и других  животных и т.д.) и самим принять непосред­ственное участие в этой работе.
В концеэкскурсии учитель проводит беседу по следующим вопросам: как выглядят зимойлиственные и хвойные деревья и кустарники? Какое значение для жизни растенийимеет снег? Каких животных можно наблюдать зимой в лесу, по дороге в лес, напруду или озере? Чем питаются зимующие птицы?
Впоследующие дни дети оформят из материалов экскурсии выставку в уголке природы.Собранные материалы можно исполь­зовать на предметных уроках природоведения, атакже на уроках чтения, изобразительного искусства, трудового обучения.
Подобныеэкскурсии имеют не только образовательные задачи (освоение детьми основныхпризнаков сезонов и изменений, кото­рые происходят при этом в растительном иживотном мире), но и воспитательные. Надо уже с I класса воспитывать в детях любовьк природе, помогать им видеть в окружающей их природе пре­красное, открыватьдля них мир больших чувств и мыслей, делать ребят защитниками, друзьямиприроды.
В IIIклассе экскурсии связаны с изучением своего края, своей местности. Перед каждойэкскурсией учитель должен провести большую подготовительную работу,познакомиться с планом местности, с отдельными элементами природы понамеченному маршруту, прочитать о растениях и животных своей местности,разработать индивидуальные задания для учащихся и т. д. Осо­бенно надо обратитьвнимание на самостоятельную работу уча­щихся во время экскурсий.
Наэкскурсии у третьеклассников формируют правильные представления о холме и еговысоте, равнине, оврагах, местных водоемах (реке, озере, пруде), ихрасположении, особенностях, хозяйственном использовании человеком.
Знакомствос растительным и животным миром лучше всего организовать при проведениикомплексных экскурсий. Надо стремиться к тому, чтобы учащиеся могли бы самиоткрывать те связи и взаимозависимости, которые существуют между животными ирастениями. Так, на экскурсии к водоёму можно показать эту связь на примерелягушки, которая питается в основном насекомыми. Уничтожение лягушек ведёт ктому, что комары и мошки размножатся в районе водоёма в огромном количестве.
Собранныйна экскурсии материал оформляют соответствующим образом и используют наразличных уроках.
III.     Роль экскурсии в процессе формирования у учащихся представлений оприроде как едином целом.
Знакомствос природой в начальных классах вызывает у школьников радость, видя и понимаясвое единство с природой, они переживают заботу и тревогу о сохранении иумножении природных богатств. В. А. Сухомлинский говорил, что во времяэкскурсий, вообще при каждом соприкосновении детей с приро­дой необходимо показатьим мир, чтобы они задумались над той истиной, что природа — это наш дом,природа — частица нас самих, а равнодушие к природе — это безразличие ксобствен­ной судьбе.
Успехпроведения экскурсии во многом определяется учи­телем, его мастерством, любовьюк природе, чутким отношением к детям. Необходимо, чтобы увиденное отразилось ина эстетиче­ском воспитании детей, вызвало у них живой образ, обострило ихглаз, обогатило мысль, язык поэтическими образами. Однако детям надо помочьнаходить эти поэтические краски. С этой целью можно использовать чтениеотрывков из художественных произ­ведений, в которых имеются поэтическиеописания природы. Если дети устали на экскурсии или учитель чувствует, чтонеобходимо повысить интерес к какому-либо объекту, можно использовать для этогозанимательные вопросы и загадки.
Такимобразом, экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Онирасширяют и углубляют знания учащихся. Дети видят обьекты природы вестественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных срастениями. Это позволяет сформировать у учащихся представление о природе как оедином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны. Отдельныепонятия, полученные на класных занятиях, экскурсиях сливаются в более широкое понятие- «природа».
Литература.
1.   Подзоров В.И. Природоведение с методикой преподавания. — Киев, 1990.
2.   Геращенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения: учебное пособие для учащихся пед. уч-щ. — М: Просвещение, 1984.
3.   Минаева В.М. Внекласная работа по природоведению в начальных классах. — Минск, 1980.
4.   Ковель Н.С. Природоведение в 4 кл. четырёхлетней начальной школе. — Киев, 1989.
5.   Экскурсии по изучению природы родного края. — Томск, 1958.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Определение нормы расхода материала на изделие и проектирование технологического процесса изготовления Характеристика модели
Реферат Налог на игорный бизнес. Объекты налогообложения и порядок их регистрации
Реферат Принцип свободы транзита в международном праве и национальном законодательстве Республики Беларусь
Реферат 1 розділ предмет, структура І методологія курсу "релігієзнавство"
Реферат Авдеева Москва "капь"
Реферат Види зовнішньоекономічної діяльності
Реферат Правовые основы семейных отношений
Реферат Прославление человеческих добродетелей в сказке Братьев Гримм Госпожа метелица
Реферат Макроэкономика. Основные понятия 2
Реферат Проблема поляризации стран
Реферат История фирмы ЗИЛ
Реферат Підготовка до судового розгляду цивільних справ по суті
Реферат Aristotle On Excellence In Leadership Essay Research
Реферат Национальные особенности делового общения
Реферат Образ маленького человека в повести Н В Гоголя Шинель