Реферат по предмету "Педагогика"


Методика преподавания портретной живописи в средних классах

Оглавление
Введение
1. Теоретические основыпреподавания портретной живописи в средних классах
1.1 Портрет как основнойэлемент наглядности в мировой художественной культуре
1.2Психолого-педагогические особенности учащихся среднего звена
1.3 Обзор основнойметодической литературы по теме исследования
2. Преподавание портретнойживописи на уроках МХК
2.1 Методическиерекомендации
2.2 Конспект урока мировойхудожественной культуры в 5 классе «Портрет – зеркало души»
Заключение
Библиографический список

Введение
Впедагогической психологии к настоящему времени имеет место ряд исследований,свидетельствующих о единых для человека особенностях художественного восприятияи условиях его целенаправленного формирования. Портретные задачи в живописидают большие возможности для художественного творчества, так как изображениеразных по своему характеру и внешним данным людей требует своеобразногоцветового и тонального решений, использования различных изобразительных икомпозиционных средств.
Актуальностьтемы исследования. Одним из направлений в плане развития образного видения являетсясовершенствование методов обучения живописи портрета. Анализ современныхметодик преподавания живописи, в частности, живописи портрета, показал, чтотеория и методика преподавания художественных дисциплин постоянно развивается.Различные аспекты методики обучения портретной живописи и композициирассматриваются в диссертационных работах Л.И. Рындиной, В.П. Климович, Д.З. Колчиной,Е.А. Хижняк, Н.Н. Ломаевой и др.
Необходимымэлементом восприятия произведения искусства выступает его интерпретация,рассматриваемая как фундаментальная операция мышления, своего рода толкование,разъяснение оригинала в зависимости от индивидуальности, социальнойпринадлежности, уровня развития субъекта восприятия. Она может выражаться как вформе непосредственных эмоциональных реакций, так и в форме критическихсуждений, основанных на уже имеющихся у реципиента эстетических критериях. Вкачестве основных критериев оценки объекта восприятия в исследовании выделяютсяпредставления о качествах, которыми, по мнению субъекта восприятия, долженобладать персонаж художественного произведения. В связи с этим основноевнимание уделяется психолого-искусствоведческому анализу личности героя.Взаимодействие субъекта и объекта восприятия тождественно целенаправленнойактивности индивида и выступает как деятельность.
Объектисследования – восприятие портретной живописи учащимися среднего звенаобщеобразовательной школы (5–8 классы).
Предметисследования – портретная живопись как средство формирования представлений очеловеке на уроках мировой художественной культуры в средних классах.
Цельисследования – выявить приемы, способы и методы преподавания портретнойживописи на уроках мировой художественной культуры в средних классах.
Задачи:
1) изучитьлитературу по теме исследования;
2)        датьопределение портрету и рассмотреть его виды;
3)        определитьпсихолого-педагогические особенности учащихся среднего звена;
4)        представитьобзор основных методических источников по теме исследования;
5)        рассмотретьметодические рекомендации по теме исследования;
6)        представитьконспект урока по МХК в 5 классе «Портрет – зеркало души».
Структураисследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения,библиографического списка.
Практическаязначимость работы: Данная тема может быть рассмотрена в курсе школьной программы науроках мировой художественной культуры, истории, истории мировых цивилизаций,литературе, а также при преподавании дисциплин культурологического цикла в среднихпрофессиональных учреждениях и в вузах (культурология, история культур ицивилизаций, теория культуры).

1.Теоретические основы преподавания портретной живописи в средних классах
1.1 Портреткак основной элемент наглядности в мировой художественной культуре
Портрет (фр. portrait,от старофранц. portraire – «воспроизводить что-либо черта в черту», устар.парсуна – от лат. persona – «личность; особа») – изображение илиописание какого-либо человека либо группы людей, существующих илисуществовавших в реальной действительностиhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82- cite_note-1в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры,фотографии, полиграфии), а также в литературе и криминалистике (словесныйпортрет) [Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера, 1987].
Визобразительном искусстве портрет – это самостоятельный жанр, цельюкоторого является отображение визуальных характеристик модели. «На портретеизображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного,реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека».Портрет – это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, иодновременно при этом его идейно-художественная интерпретация [Гращенков, 1996,с.57].
На развитиепортретного жанра влияют две тенденции: прогресс технических изобразительныхнавыков и, что более важно, развитие представлений о значимости человеческойличности [Гращенков, 1996, с. 55]. Наибольших вершин портрет достигает в периодверы в возможности человека, его разума, его действенной и преобразующей силы.«Портрет в своей современной функции – порождение европейской культурынового времени с ее представлением о ценности индивидуального в человеке, отом, что идеальное не противостоит индивидуальному, а реализуется через него ив нём» [Лотман, 2002, с. 349–375]. Именно поэтому жанр находится в упадке в XXвеке: «как может он процветать, когда мы полны стольких сомнений в себе?» [Norbert Lynton, 2001, р. 7]. Периодамирасцвета портрета считаются римский скульптурный портрет, портрет эпохиВозрождения, XVII и 2-й половины XVIII веков.
Художникисоздают портреты по заказу – для частных людей и общественных организаций,или же вдохновлённые собственным интересом или привязанностью к модели.Портреты могут являться важными государственными или семейными знаками,создающимися для увековечивания памяти изображённого. Часто наследие художникавключает огромное количество портретов членов его семьи – но не только попричине его привязанности к ним, а ещё и потому, что родственники являютсябесплатными и наиболее удобными натурщиками.
Изображениевнешности персонажа – единственное средство построения художественного образачеловека в изобразительном искусстве.
Портрет можетсчитаться вполне удовлетворительным, когда воспроизводит оригинал в точности,со всеми чертами его внешности и внутреннего индивидуального характера, внаиболее привычной его позе, с наиболее свойственной ему экспрессией.Удовлетворение этим требованиям входит в круг задач искусства и может приводитьк высокохудожественным результатам, если исполняется одарёнными художниками,способными вложить в воспроизведение действительности свой личный вкус, таланти мастерство.
Итак,определение портрета можно сформулировать таким образом: портрет есть пониманиеиндивидуальной личности сквозь призму господствующего мировоззрения даннойэпохи [Гращенков, 1996, с. 58].
Границы жанрапортрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одномпроизведении с элементами других жанров.
Видыпортретов:
·          Историческийпортрет – изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого повоспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного,документального и т.п.) материала. В сочетании портрета с бытовым илиисторическим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленнымиперсонажами (Васильев К., «Г.К. Жуков»).
·          Посмертный(ретроспективный) портрет – сделан после смерти изображённых людей по ихприжизненным изображениям (Сомов К., «Дама в голубом»).
·          Портрет-картина –портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими егомиром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми(последнее – групповой портрет-картина) (Брюллов К., «Всадница», 1832).
·          Портрет-тип –собирательный образ, структурно близкий портрету.
·          Костюмированныйпортрет – человек представлен в виде аллегорического, мифологического,исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименования такихпортретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе», например, «ЕкатеринаII в виде Минервы»).
Различаюттакже:
·          Аллегорический
·          Мифологический
·          Исторический
·          Автопортрет –принято выделять в отдельный поджанр.
По характеруизображения:
·         Парадный(репрезентативный) портрет – как правило, парадный портрет предполагаетпоказ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадномпортрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне. (Энгр, «Наполеонна троне», 1804. Парадный тронный портрет Бонапарта в виде императора со всемисопутствующими атрибутами). В зависимости от атрибутов бывает:
– Коронационный(реже встречается тронный)
– Конный(Тициан, «Карл V в сражении при Мюльберге», 1548. Парадный конный портретимператора в доспехах полководца на фоне пейзажа, где разворачивается битва, вкоторой он победил)
– Вобразе полководца (военный)
– Охотничийпортрет примыкает к парадному, но может быть и камерным.
– Камерныйпортрет – используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигуразачастую даётся на нейтральном фоне. (Кристоф Амбергер, «Карл V в юности», до1532. Практически камерный портрет, где монарх изображен почти как простойгорожанин.)
·          Интимныйпортрет – является разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражаетдоверительные отношения между художником и портретируемой особой.
Иногда приклассификации используется сословный принцип: «купеческий», «крестьянский»портрет, портрет «духовного лица», шутовской «портрет».
По формату:
·          головные(когда изображена только голова по плечи) (Дюрер, «Портрет венецианки», ок. 1506);
·          погрудные(Джорджоне, «Лаура», 1506);
·          поясные(Ренуар, «Алина Шариго», 1885);
·          победра (Боровиковский, «Портрет М.И. Лопухиной», 1797;
·          поколенные(Ренуар, «Портрет Тиллы Дюрье», 1918);
·          вовесь рост (Гойя, «Портрет герцогини Альба», 1797);
По поворотуголовы:
·          в анфас(фр. en face, «с лица») (Дюрер, «Автопортрет», 1500);
·          вчетверть поворота направо или налево (Ботичелли, «Портрет Джулиано Медичи», ок.1478);
·          впол-оборота (Петрус Кристус, «Картезианец», 1446);
·          в тричетверти (фр. en trois quarts) (Рокотов, «Портрет графа Орлова», 1762/65);
·          в профиль(Пизанелло, «Портрет Лионелло д'Эсте», 1441);
·          такназываемые фр. en profil perdu (буквально утерянный профиль), то естьизображающие лицо с затылка, так что видна только часть профиля (Филонов,«Автопортрет»,).
Такимобразом, портрет есть понимание индивидуальной личности сквозь призмугосподствующего мировоззрения данной эпохи. Портретная живопись имеетразнообразные функции. Темой портрета является индивидуальная жизнь человека,индивидуальная форма его бытия. Границы жанра портрета очень подвижны, и частособственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами другихжанров. Существует несколько видов портрета, например, исторический, портрет-картина,портрет-тип и др.
1.2Психолого-педагогические особенности учащихся среднего звена
Среднийшкольный возраст – переход от детства к юности, период«полуребенка-полувзрослого». Возраст от 10–11 до 15 лет, что соответствуетвозрасту учащихся 5–8 классов.
У школьникаподростка этот переход связан с включением его в доступные ему формыобщественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое ребенокзанимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей семьи.Теперь его физический силы, его знания и умения ставят его в некоторых случаяхна равную ступень с взрослыми, а кое в чем он даже чувствует свое преимущество.Иногда он признанный «чинильщик» механизмов, иногда он оказывается главнымдомашним «комментатором» общественных событий.
В этомвозрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Значительновозрастает сила мышц. А вот развитие внутренних органов происходитнеравномерно, что приводит к различным нарушениям: учащение сердцебиения,учащенное дыхание. Характерная особенность подросткового возраста – половоесозревание организма. Продолжается развитие нервной системы, мыслительнойдеятельности.
Мировоззрение,нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которымишкольник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, ихлегко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни.
Правильноорганизованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того,какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.
Опираясь научение Л.С. Выготского, советские психологи А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов,Л.В. Занков, Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин разработали теоретические основыобучения, которые особенно благоприятно влияют на развитие интеллектуальной,волевой, эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также обеспечивают ееразностороннее воспитание. Современная педагогическая психология считает, чтодля каждого возрастного периода имеется свой, наиболее характерный ведущий виддеятельности: в дошкольном – игра, в младшем школьном – учение, в среднемшкольном возрасте – развернутая общественно полезная деятельность во всех еевариантах (учебная, трудовая, общественно-организационная, художественная,спортивная и др.). В старшем школьном возрасте ведущей становится особая формаучебной деятельности, которая носит уже более профориентационный и окрашенныйсамостоятельными нравственными суждениями и оценками характер. Сказанное неозначает, что в каждом возрасте ученик должен заниматься именно ведущим видомдеятельности. Важно постоянно развивать все богатство видов деятельности,обеспечивающих всестороннее развитие личности. Вместе с тем знание ведущихвидов деятельности позволяет педагогам более активно использовать и формироватьих в обучении и воспитании [Баранов, 1981, с. 354].
В подростковом возрастесерьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит кперестройке психики, ломке старых сложившихся форм взаимоотношений с людьми. В 5классе школьники уже начинают систематически изучать науки. А это требует от ихпсихической деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств,понимания более сложных абстрактных отношений между объектами, формированияотвлеченных понятий. Ученик начинает играть значительно, большую роль в школе,семье, ему начинают предъявлять более серьезные требования со стороны обществаи коллектива, со стороны взрослых [Беспалько, 1989, с. 217].
Существенныеизменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Эмоции подростка отличаютсябольшой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большойстрастностью в их проявлении и вспыльчивостью. С этим связанно неумениесдерживать себя, слабостью самоконтроля, резкость в поведении.
Расширениесвязей с окружающим миром, широкое всепоглощающее общение со сверстниками,личные интересы и увлечения также часто снижают непосредственный интересподростков к учению. Сознательно – положительное отношение ребят к учениювозникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности,благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое иважное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни. Таким образом,наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков кучению играют содержательность учебного материала, его связь с жизнью ипрактикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организацияпоисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживатьрадость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приемамиучебной работы, навыками самовоспитания, являющимися непременной предпосылкойдля достижения успеха [Бабанский, 1983, с. 147].
В процессеобучения совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых вшколе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют иразвивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать,сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Основная особенностьмыслительной деятельности подростка – нарастающая с каждым годом способность кабстрактному мышлению [Бабанский, 1983, с. 147].
Для развитиямыслительной деятельности можно при изучении портретной живописи предложитьдетям проанализировать разновидности портретного жанра по предложеннымрепродукциям.
Также заданиемпо развитию мышления может служить составление схемы «Сходства и различияисторического и костюмированного портрета».
В процессе ученияподросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическомувосприятию (наблюдению) предметов и явлений. Восприятие становится плановым,последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, чтолежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения квоспринимаемому материалу – и ученик поражает поверхностностью, легковесностьюсвоего восприятия. Подросток может смотреть и слушать, но восприятие его будетслучайным [Баранов, 1981, с. 195].
Необходиморазвивать внимательность, наблюдательность. С этой целью детям предлагается рассказатьо друге через его портрет. Нужно обратить внимание детей, что в портретеглавное не только сходство с портретируемым, но и собственное отношениехудожника к человеку.
Существенныеизменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идетпо пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовывать иконтролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и вниманиепостепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемыхпроцессов.
Вподростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесногои абстрактного материала. Умение организовывать мыслительную работу позапоминанию определенного материала, умение использовать специальные способызапоминания развито у подростков в гораздо большей степени, чем у младшихшкольников [Бабанский, 1983, с. 148].
Для развитияпамяти можно предложить ученикам выучить историю появления какого-нибудьпортрета.
Изучивпсихологические особенности учащихся младшего подросткового возраста, мы пришлик выводу, что основным видом деятельности выступает учение. Но нельзя забыватьо том, что важно постоянно использовать все виды деятельности на уроках,сочетать и менять их. Это позволит сконцентрировать внимание учащихся напредмете и вызовет интерес к нему.
1.3 Обзоросновной методической литературы по теме исследования
Вметодических пособиях, программах, изучение раздела «Портретная живопись науроках МКХ» проводится в контексте изучения других видов живописи.
В некоторыхпрограммах, изучению портретной живописи не уделено должное внимание. Например,в программе Б.Н. Неменского предполагается, что знакомство с жанрами вискусстве может предшествовать знаниям о последовательности и смене эпох исоответственно о специфике того или иного жанра в данную эпоху [Неменский,1995]. Это делается без учёта того, что само существование того или иного жанрав разные эпохи проблематично, т.к. жанровая специализация довольно позднееявление в истории искусства и, например любое изображение животных нельзяназывать анималистическим жанром, так же как и любое изображение человеканельзя назвать портретом. При таком подходе в теме «Портрет» могут с одинаковымуспехом рассматриваться как верные реальной действительности и реалистическийпортрет И.Е. Репина, и фаюмский портрет.
В литературе,в различных рекомендациях, статьях большое внимание уделяется различным видамдеятельности школьников. Учителя, психологи советуют активно использоватьразные виды деятельности на уроках и во внеурочное время.
В последнеевремя часто упоминается исследовательская деятельность и особенно методпроектов. Такая форма организации учебной деятельности, как проект, даетвозможность учащимся увидеть реальную практическую значимость предмета, еговзаимосвязи не только с другими школьными дисциплинами, но и с социумом, вомногом определяющим ценностные ориентации школьников [Кочерова, Фоминова, 2003,№ 6, с. 41]. Автор проекта по мировой художественной культуре должен проявитьне только умение ориентироваться в информации по предмету, но и осознание своейсопричастности мировой культуре, воображение, умение синтезироватьхудожественную информацию, способность быть сотворцом произведения и придаватьконечному продукту художественную форму, адекватную смыслу изучаемогоматериала.
Очень частоупоминается творческая деятельность учеников при изучении предмета МХК, ведьименно с ее помощью развивается творческий потенциал ребенка, прививаетсялюбовь к искусству. Этот вид деятельности способствует развитию у детейэмоционально-образного восприятия и художественного вкуса.
В статьеЛепиховой М.А. «Как воспитать интерес к учебному предмету» [Лепихова, 2006] говоритсяо такой остро стоящей воспитательной проблеме общества как развитиеэмоциональной культуры, чуткости и внимательности людей друг к другу. В этомаспекте портретная живопись обладает исключительно сильным воспитательнымпотенциалом. Она учит чувствовать другого человека, видеть в глазахизображённого человека страдание, смятение, одиночество. Вспомним, например,портрет Федора Михайловича Достоевского кисти Ильи Глазунова (1992 г.) или картину-портрет кисти Александра Шилова «Зацвел багульник», где пожилая женщина,прообразом которой является московская учительница начальных классов Г. А.Лачинова, с надеждой и какой-то тоской в глазах смотрит на первые весенниелепестки багульника. Зацвел багульник – жизнь продолжается! Как показала беседасо школьниками этот портрет им нравится, они понимают душевное состояниепожилой женщины, и почти каждый из них вспоминает при этом свою бабушку. Темсамым мы воспитываем сочувствие и уважение к старости.
А разве можноравнодушно смотреть на портрет Мики Морозова, созданный В. Серовым?
Поэтическоеобаяние малыша, изумление, горящие нетерпением глаза, несомненно, привлекаютучащихся и создают условия для речевого общения, пробуждая у детей добрыечувства.
Культуроведческийи воспитательный потенциал использования портретной живописи на уроках МХКреализуется в методической системе, предусматривающей:
·          развитиеречи учащихся на основе восприятия живописных полотен и выражения своегопонимания картин в коммуникативно-целесообразных высказываниях различных типовречи (описание, повествование, рассуждение);
·          обогащениесловаря и грамматического строя речи учащихся путем овладенияискусствоведческими понятиями, отбора языковых средств для выражения авторскогозамысла в своих устных высказываниях или сочинениях;
·          расширениекультурного кругозора учащихся на основе искусствоведческих текстов за счетинтегрирования
речи и искусства.
Спецификакультуроведческого подхода в преподавании портретной живописи состоит (помнению Лепиховой М.А.):
·          вотборе портрета как источника высказывания;
·          впривлечении искусствоведческого текста, являющегося опорой и образцом винтерпретации содержания и эстетики портрета;
·          вприменении принципа взаимосвязи уроков русского языка, литературы иизобразительного искусства, опирающегося на зрительный опыт учащихся иэстетически грамотный анализ портрета, его интерпретации.
Воспитательныйпотенциал портретной живописи связан, прежде всего, с мировоззренческимхарактером, со спецификой искусства создавать целостную картину мира в яркихчувственных образах, напрямую обращённых к чувствам и эмоциям человека. Врезультате освоения данного раздела мировой художественной культуры происходитприобщение учащихся к этическим и эстетическим ценностям национальной и мировойкультуры, формируются высшие эстетические ценности, развивается толерантноеотношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальнуюкультуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате болеекачественно оценивать её уникальность и неповторимость.
Развивающийпотенциал портретной живописи напрямую связан с использованием характерных длякультурологии и искусствоведения методов анализа, в частностикультурно-исторического сравнительного анализа, который позволяет решать задачиразвития у школьников системного взгляда на мировую художественную культуру;дает представление о её единстве и многообразии; бесконечности имноговекторности ее развития и множественности личных интерпретаций еёфеноменов. Проблемное поле мировой художественной культуры является идеальнымдля продуктивной, поисковой и творческой деятельности подростка.
Проблемапортретного искусства постоянно привлекала внимание художников, философов-эстетиков,историков искусства от Аристотеля до наших дней. Портретный жанр втеоретических исследованиях по философии, истории, искусствоведениюрассматривается в различных аспектах.
Анализметодической литературы показал, что в настоящее время методика преподаванияраздела «Портретная живопись на уроках МХК» разработана довольно таки слабо.Учителям приходиться создавать свои авторские программы, придумывать своиметодики.

2.Преподавание портретной живописи на уроках МХК
2.1Методические рекомендации
Основнойформой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Для каждогоурока по разделу «Портретная живопись» необходимо выделятьхудожественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока,содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самогоискусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.
Наряду суроком в учебном процессе используются внеурочные формы работы: экскурсии вхудожественные галереи и краеведческий музей, архитектурные заповедники,культурные центры, на выставки, в театры, кино и концертные залы.
Знанияучащихся об основных видах портретной живописи, о роли портрета в культурномстановлении человечества помогут ориентироваться в основных явлениях отечественногои зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетическиоценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказыватьсуждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разныхвидов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разныхискусств в своем творчестве.
При отборехудожественного материала раздела «Портретная живопись» необходима опора натакие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость,педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками,множественность его интерпретаций учителем и учащимися.
Вструктурировании художественного материала программы нашел свое отражениепринцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимымявлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства попредметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этогопринципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующимхудожественно-эстетическим опытом школьников.
Так,например, при знакомстве с портретной живописью Б.М. Кустодиева «Портрет ФедораШаляпина» нельзя обойтись без фоновых знаний о великом певце, о народныхтрадициях, праздниках.
Содержаниепрограммы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогаетосвоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать имоценку. Интерес и обращение школьников к портретной живописи мотивируетсяустановкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.
На конкретныххудожественных произведениях данного раздела раскрывается роль искусства вжизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств испецифика каждого из них.
Изучениепортретной живописи предоставляет учащимся возможность осознать себя какдуховно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического,нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценностикультуры, перенять духовный опыт поколений. В наше время с особой остротойстоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия,возрождения и расцвета культурных традиций России
Изучаяпортретную живопись, можно применять на уроках формы и методы работы, позволяютсовременному школьнику ощутить себя наследником мировой и в частности русскойкультуры, увидеть современный мир как средоточие различных культурных пластов,доступных освоению, почувствовать себя гражданином страны, у которой богатейшеекультурное наследие. Важно вызвать у детей понимание и ощущение того, что искусство– непростое развлечение, а важная часть самой жизни каждого человека. Главное –увлечь детей, развить их мышление и способности, расширить кругозор, показатьсвязь между музыкой, литературой, живописью, историей, выработать в нихпотребность каждодневного общения с искусством.
Видыдеятельности: урок – путешествие, диспуты, беседы, лекции, виртуальныеэкскурсии, творческие работы детей, проектная деятельность, экскурсии.
Виды работ,выполненных учениками: отчеты по темам, рефераты, буклеты, презентации,творческие задания.
Формыконтроля: тестирование, зачёт, контрольные работы.
На урокахмогут быть использованы самые различные технические средства обучения. Этокарточки с выписанными терминами, карты, различные репродукции, мультимедийныйпроектор, компьютер, магнитофон, видеофильмы, распечатанный текст.
При изучениицелой галереи женских образов, вышедших из под кисти М. Нестерова ивыстраданных в его сердце и душе, лучше, если на уроке зазвучит русскаянародная песня в инструментальном переложении. Гибкая, напевная, берущая задушу мелодия – это фон для проникновенных стихов великого русского поэта Н.Некрасова:
«Есть женщиныв русских селеньях
С спокойноюважностью лиц,
С красивоюсилой в движеньях,
С походкой,со взором цариц…»
И каждыйученик, непременно ощутит внутри своей души и своего сердца, сопричастность свозвышающими душу человека строками Н. Некрасова и с земной красотойпленительных женских образов, созданных замечательным русским художником М.В.Нестеровым.
Для того,чтобы учащиеся полнее представили образ «нестеровской девушки» необходимопродемонстрировать им несколько репродукций картин Нестерова, изображающихсудьбу русских женщин и проанализировать их. Продемонстрировать ученикам циклпоэтических картин, написанных М. Нестеровым – «Роман в картинках» («На горах»,«В лесах», «За Волгой»). Такая последовательность картин с похожестью сюжетазаинтересует учащихся, и они с увлечением посмотрят и на другие картины М.Нестерова, с изображением русских женщин, женские портреты этого художника («Великийпостриг» – четвертую часть «Романа в картинках», «Христова невеста», «Укреста», «Равноапостольная княгиня Ольга», «Царевна», портреты жены и дочерей«Девушка у пруда», «Амазонка»).
Учащимсябудет интересно узнать, что до картины «Христова невеста» М. Нестеров не писалпейзажей. Но девушку на этой картине, он окружил родной природой. Ученикидолжны теперь понять, что художник отныне вступил в самый избранный тесный кругверных певцов и вдохновенных поэтов русской природы.
Учащиеся,рассматривая эти картины, переживают за этих девушек и женщин, также они своимиглазами видят как на этих произведениях оживает старина, сохранившаяся еще врусском старообрядчестве.
С помощьютаких картин с нежными тихими женскими образами, созданных кистью М. Нестерова,ученики глубже и полнее поймут и прочувствуют всю чистоту, красоту,женственность и мягкость души русской женщины, так как художник очень ярковыразил свои мысли на картинах, а потому детям будет легче их понимать. Имбудет более понятен не только смысл сюжетов картин М. Нестерова, но и замыселсамого автора, и то, что он сам чувствовал, создавая женские облики на своихполотнах.
Изучать портретнуюживопись нужно в 5 – 6-х классах еще и потому, что именно в этом возрастеучащиеся уже начинают глубже понимать и осмысливать материал, который импредлагается на уроке МХК, легче запоминают новые термины. Способны выходить нанекоторые обобщения. Это позволяет глубже раскрывать содержание урока.
Также напримере портретов, написанных М. Нестеровым, можно показать ученикам насколькоглубок интерес этого художника к конкретному человеку. Портреты М. Нестерова – этопрекрасная встреча с портретным искусством, встреча с человеком, его мыслями,чувствами, переживаниями, отношениями к жизни, миру, к своей эпохе, многообразнаягалерея индивидуальностей и характеров. Это самая сложная и в то же времяпрекрасная работа – вглядываясь в человека, изучая его, открывая себя с ним,что очень важно для учащихся 5 – 6-х классов, открывать для себя богатство егодуши, сравнивая себя с ним, стремиться к совершенству.
На уроке,посвященном изучению творчества М.В. Нестерова широкая развернутая панорамапортретных образов этого художника, помогает ребятам целостно восприниматьсущность этого жанра.
Также важно,чтобы дети поняли, что художник, через искусство портрета дает представление олюдях, которые как бы воплощают в себе дух своего времени («Портрет И.П.Павлова»).
Изучениепортретов дает еще и прекрасную возможность пробудить интерес к человекувообще, как одному из самых совершеннейших и прекраснейших созданий на земле,подчеркнуть, что уникальность человека должна как можно полнее выявляться вовсех периодах человеческой жизни.
Из всегоэтого можно сделать вывод, что задача учителя МХК при изучении портретнойживописи – опираясь на представления детей, повысить уровень их восприятия,чтобы они могли воспринимать все это в окружающей действительности: предметах,явлениях, поступках людей; научить учащихся понимать истинную красоту, которая,не всегда может быть тихой и спокойной, скромной и собранной, или яркой игромкой.
2.2 Конспектурока МХК в 5 классе «Портрет – зеркало души»
Тема урока:«Портрет – зеркало души».
Типурока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цельурока: Подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это нетолько передача индивидуального сходства, но и создание духовного образачеловека, отражение его мыслей и чувств в контексте эпохи.
Задачи:
·          познакомитьучащихся с историей возникновения жанра;
·          датьпредставления о видах портрета;
·          развиватьцелостное восприятие произведения искусства и умение «слышать» разговорхудожника со зрителем.
Используемыеучебники и учебные пособия:
·          Игра ««В мире прекрасного». 80 вопросов и 80 ответов по искусству. ПМГП «Арт» г.С-Петербург
Используемаяметодическая литература:
·          ВачьянцА.М. Вариации прекрасного. Введение в мировую художественную культуру. – М.:Айрис-Пресс, 2008.
·          Историяи культурология. /Под ред. Шишовой Н.В. – М.: Логос, 2000.
·          РапацкаяЛ.А. Русская художественная культура. – М.: Владос, 1998.
Краткоеописание:
Урокпроводится в 5-х классах в разделе «Виды и жанры живописи». На уроке учащиесязнакомятся с портретным жанром, техникой исполнения, шедеврами мировойпортретной живописи. Урок носит проблемный характер и нацелен на эмоциональноевосприятие произведений искусства.
Оборудование:интерактивная доска, ПК, медиапроектор, фотоаппарат (при отсутствии необходимойаппаратуры можно использовать репродукции картин), раздаточный материал: игра «Вмире прекрасного» (репродукции по жанрам живописи)
Ход урока:
I. Проверкадомашнего задания:
1. устныйопрос учащихся (определения «пейзажа» и «натюрморта», виды пейзажа);
2. работа сраздаточным материалом: разложить репродукции по жанрам (2 человека), фототест «Перепутанныекартины» (3 чел.);
3. демонстрациявидеоряда картин (назвать художника и название картины: А. Саврасов. «Грачиприлетели». И. Левитан «Золотая осень», И. Айвазовский. «Девятый вал», И.Левитан. «Над вечным покоем», И. Шишкин. «Рожь», А. Куинджи «Ночь на Днепре»);
4. проверкатворческих работ учащихся (2–3 работы), выставление оценок.
II. Основнаячасть урока:
Эпиграфурока:
«Вхорошем портрете, написанном
талантливым художником,
можно увидетьлик эпохи».
В. Иванова
Вступительноеслово учителя.
– Портретныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время,так же, как письма, дневники или записки историков. Но только ли историческиесведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображеннымчеловеком нас привлекает? Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем миречеловека.
Сегодня науроке мы с вами попытаемся ответить на вопрос: почему искусство портретапривлекает и художника, и зрителя? (Постановка проблемного вопроса урока,вопрос записывается в тетрадь.)
– Какоеизображение мы называем портретом? (Ответы учащихся)
Портрет – этоизображение в живописи человека или группы людей (слайд с определением).
– Искусствопортрета уходят корнями в глубокую древность. Пожалуй, первые портреты былисозданы древними египтянами (демонстрация слайда с изображением Нефертити,Тутанхамона). Веря в загробную жизнь, они соблюдали в скульптурных портретахсходство, чтобы душа могла отыскать своего хозяина. Первые живописные портретыбыли написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками, затемпоявились росписи на стенах гробниц и жилищ
Древние грекитоже писали портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев измифов (слайд с изображением древнегреческой живописи).
– Нонастоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения (15–16 вв.),когда главной ценностью в мире стал человек (слайд Леонардо да Винчи «МадоннаЛитта», А. Дюрер «Автопортрет», запись в тетрадь). Прекрасные портреты в товремя создавали Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт. Тогда же впервыепоявляется автопортрет.
– Первыепортреты («парсуны» от слова «персона») в России появились во времена Петра I,они украшали дома самых известных людей эпохи (слайд А. Матвеев. «Портрет ПетраI», «Портрет княгини Голицыной»). Глядя на эти полотна, мы видим императоров иимператриц, полководцев и светских красавиц, но пока это лишь изображениеважных персон. В это время появляются парадные и камерные портреты(слайд-схема, запись в тетрадь) На парадном портрете человек изображается вполный рост на архитектурном или пейзажном фоне, камерный портрет – этопоясное, погрудное изображение человека на обычном фоне (слайды А. Антропов. «ПортретПетра III», Д. Левицкий «Портрет Марии Дьяковой»).
– Постепеннопышность изображения сменяется ощущением добра, благородства, душевности. И в18 веке появляется совсем другие портреты – это портреты-образы, на которыхлюди смеются, грустят, мечтают, раздумывают (слайд (Д. Левицкий «Портретвоспитанниц Хованской и Хрущовой», К. Маковский «Семейный портрет»). И вотздесь мы с вами впервые начинаем понимать, что на портрете человек со своимимыслями, чувствами, характером.
– Мы,зрители, пытаемся увидеть человека глазами художника, почувствовать егонастроение, найти в нем те черты, которые привлекли автора, и тогда между художникоми зрителем происходит самый настоящий разговор через века. Это ли не настоящаятайна? Давайте попробуем совершить такое путешествие во времени вместе схудожником Ф. Рокотовым (слайд «Портрет Струйской»).
Перед вамикартина Федора Рокотова «Портрет Струйской». Внимательно рассмотрите ее, какойпредставляется вам эта женщина?
Учащиесярассматривают картину, фоном звучит мелодия Е. Доги из к\ф «Мой ласковый инежный зверь»).
– Давайтепоговорим. (Учащиеся высказывают свое мнение, учитель обобщает ответы)
– Укаждого из вас произошел свой разговор с художником, а вот как выразил своичувства поэт Н. Заболоцкий:
Ты помнишь,как из тьмы былого,
Едва закутанав атлас,
С портретаРокотова снова
ГляделаСтруйская на нас?
Ее глаза –как два тумана,
Полуулыбка,полуплач,
Ее глаза, какдва обмана,
Прикрытыхмглою неудач.
– Есть врусской живописи еще один женский портрет, который окутан дымкой таинственностии красоты (слайд Д. Боровиковский «Портрет М. Лопухиной»).
Поэт Я.Полонский был очарован образом молодой женщины и воспел ее в своих стихах:
Она давнопрошла, и нет уже тех глаз
И той улыбкинет, что молча выражали
Страданье –тень любви. И мысли – тень печали…
Но красоту ееБоровиковский спас.
А какиечувства вызывает у вас этот образ? Запишите эти несколько слов в тетрадь(удивление, восхищение, тишина, изящество, мечтательность, задумчивость и т.д.)
Учащиесярассматривают картину на фоне отрывка из пьесы «Июнь» цикла «Времена года» П.И.Чайковского, записывают свои мысли, учитель спрашивает мнения нескольких ребят.
– Ребята,прочитайте, пожалуйста, еще раз эпиграф нашего урока.
– Покаким же признакам мы можем сказать, что картина относится к той или инойэпохе?
На экранеслайд с изображением двух картин: И. Вишнякова «Портрет Сарры Фермор» и Г.Ряжского «Письмо», проводится сравнительный анализ, проводится сравнительныйанализ.
Признакиэпохи: обстановка, интерьер, одежда, прическа, род занятий, техника исполнения,цвет и т.д.
– Теперь,когда вы знаете один из главных секретов художников-портретистов – передачаобраза человека и времени, в котором он живет, – мы можем с вами поговорить отом, как же достигается художником этот эффект.
Что долженучитывать художник, создающий портрет? (слайд-схема)
Техникаисполнения:
·          выборхарактерной позы; – четкость рук и жестов
·          выражениелица и особенно глаз (глаза – зеркало души);
·          выборфона и композиции;
·          выборцвета.
– Цвет вживописном портрете играет основную роль. Он придает картине настроение –жизнерадостное или лирическое, грустное или романтическое.
Давайтепопробуем почувствовать настроение портрета.
Демонстрируетсявидеоряд репродукций: К. Лемох «Варька», В. Тропинин «Портрет сына» и О. Ренуар«Жанна Самари», учащиеся высказывают свое мнение, сравнивают портреты,находят отличия в изображении характерных образов, анализируют технику исполнения,используя представленную ранее схему)
– Асейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение и поиграть вигру «Художник и его портрет». Я – художник, хочу нарисовать портрет и выбираюсебе натуру. Тот, кого я выберу, должен создать образ и настроение, а чтобыкартина получилась моментальной, вместо кисти я использую фотоаппарат.
Итак,начинаем.
Проводитсяигра, в ней участвуют 2–3 человека, по ходу игры учитель еще раз проговариваеттехнику создания портретного изображения. Пока решаются технические вопросы соборудованием, ребятам предлагается записать с доски фамилии русскиххудожников-портретистов (О. Кипренский, К. Брюллов, Н. Ярошенко, Д. Доу, И.Репин, А. Никитин).
– Давайтепосмотрим, что у нас получилось, удалось ли нам справиться с поставленнойзадачей?
На экранпроецируются «портреты» – фотографии, ребята делятся впечатлениями.
III. Заключительнаячасть урока.
– Сегоднямы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов(слайд-видеоряд всех репродукций, использованных на уроке). Было интересно? Такпочему же искусство портрета привлекает и художника, и зрителя? (Ответыучащихся.)
Вывод урока: впортрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатыйдуховный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать этузагадку (слайд, запись в тетрадь).
Домашнее задание(слайд, запись в тетрадь):
1. Знатьзаписи в тетради.
2. Индивидуальныезадания: история создания картин И. Репина «Бурлаки на Волге» и «Не ждали».
3. Творческоезадание: в альбом «Мой вернисаж» вклеить репродукцию понравившегося портрета ипридумать свою историю об изображенном человеке.
– Нашурок окончен. Спасибо.
Такимобразом, портретная живопись является особенно сильным средствоминтеллектуального, эмоционального и эстетического воспитания в подростковомвозрасте. Целью изучения раздела «Портретная живопись» является знакомствоучащихся с характерными особенностями портретной живописи, формированиецелостного представления о портрете. Важно использовать различные видыдеятельности на уроках. Они должны быть направлены на развитие речи, мышления,памяти, аналитических способностей, самостоятельной работы, творческой ипознавательной активности, сплочение коллектива. Для этого применяютсяразличные виды работ.

Заключение
Завершаяработу можно прийти к выводу, что в живописи портрет – самостоятельный жанр,призванный не только достоверно отражать внешние черты человека, портретнаяживопись должна показать характер человека, отразить его внутренний мир,передать его эмоциональное состояние. Человек на картине, портрете должен бытьизображен в естественной и привычной для него атмосфере, в характерной именноему позе.
Произведенияизобразительного искусства утверждают в юной душе чувства величия и красотычеловека, поднимают личность в ее собственных глазах. Рассматривание с детьмикартин – такой же сложный способ эмоционально-эстетического влияния, как имузыка. Конкретность, образность мышления в детские годы утрудняет раскрытиеперед воспитанниками обобщающего содержания изобразительного искусства.
Портретномужанру принадлежало большое место в системе академического обучения, посколькупедагоги начала ХIХ века видели именно в изображении человека путь непосредственногообращения художника к натуре.
Портретнаяживопись является особенно сильным средством интеллектуального, эмоциональногои эстетического воспитания в подростковом возрасте. Учитывая особенностиданного возраста, необходимо подбирать корректные приемы, способы и методы впреподавании портретной живописи на уроках МХК в средних классах.
В курсовойработе мы выявили психологические особенности младшего подросткового возраста,проанализировали методическую литературу по теме «Преподавание портретнойживописи в школе» и опыт практикующих учителей. Нами был разработан конспектурока по данному разделу, а также даны методические рекомендации, которые могутпомочь учителю в преподавании этих уроков. Цель исследования достигнута, задачивыполнены.

Библиографическийсписок
1.    Алпатов,М.В. Очерки по истории портрета [Текст] / М.В. Алпатов. – М.-Л., 1937.
2.    Андроникова,М. Об искусстве портрета [Текст] / М. Андронникова. – М., 1975.
3.    Андроникова,М. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма [Текст] / М. Андронникова.– М., 1980.
4.    Андроникова,М. Портрет и портретное сходство [Текст] / М. Андронникова // Художник. – 1974.– №10.
5.    Аникушин,М. О портретном творчестве [Текст] / М. Аникушкин // Художник. – 1973. – №3.
6.    Баранов, С.П. Принципы обучения [Текст] /С. П.Баранов. – М.:Просвещение, 1981.
7.    Басин,Е.Я. К определению жанра портрета [Текст] / Е.Я. Басин // Советскоеискусствознание. – 1986. – №20.
8.    Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] /В. П.Беспалько. – М.:Педагогика, 1989.
9.    Вачьянц,А.М. Вариации прекрасного. Введение в мировую художественную культуру [Текст] /А.М. Вачьянц. – М.: Айрис-Пресс, 2008.
10.   Виппер, Б.Р. Проблемасходства в портрете [Текст] / Б.Р. Виппер // Сборники Московского Меркурия поистории литературы и искусства. 1. – М., 1917.
11.   Гращенков, В.Н. Портрет витальянской живописи Раннего Возрождения [Текст] / В.Н. Гращенков. – М., 1996.Т.1.
12.   Гуревич, К.М.Индивидуально-психологические особенности школьников [Текст] / К.М. Гуревич. – М.,1988.
13.   Зингер, Л.С. О портрете.Проблемы реализма в искусстве портрета [Текст] / Л.С. Зингер. – М.: 1969.
14.   Зингер, Л.С. Путь кпортрету-типу [Текст] / Л.С. Зингер // Художник. – 1980. – №9.
15.   Искусство портрета [Текст]/ Под ред. А. Г. Габричевского. – М., 1928.
16.   История и культурология[Текст] /Под ред. Шишовой Н.В. – М.: Логос, 2000.
17.   История искусствазарубежных стран XVII-XVIII веков [Текст] / Под ред. В. И. Раздольской. – М.:Искусство, 1988.
18.   Кисунько, В. Портрет –пластический образ времени [Текст] / В. Кисунько // Художник. – 1977. – №2.
19.   Кочерова, Е., Фоминова,М. Исследовательская деятельность учащихся в процессе освоения курса МХК[Текст] / Е. Кочерова, М. Фоминова // Искусство в школе. – 2003, – №6.
20.   Курочкина, И. Опортретной живописи – детям [Текст] / И. Курочкина. – М.: Детство-Пресс, 2008.
21.   Лепихова, М.А. Каквоспитать интерес к учебному предмету [Интернет] / М.А. Лепихова // schools.keldysh.ru/labmro/lib/2006/lepihova.htm
22.   Лотман, Ю.М. Портрет [Текст]/ Ю.М. Лотман // Статьи по семиотике культуры и искусства. – СПб.:Академический проект, 2002.
23.   Лушников, Б.В. Рисунок.Портрет: Учебное пособие для вузов [Текст] / Б.В. Лушников. – М.: 2004.
24.   Неменский, Б.М.Изобразительное искусство и художественный труд [Текст] / Б.М. Неменский. – М.:МДО, 1995.
25.   Проблемы портрета:Материалы научной конференции, 1972 [Текст]. – М., 1974.
26.   Психология современногоподростка [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1987.
27.   Рапацкая, Л.А. Русскаяхудожественная культура [Текст] / Л.А. Рапацкая. – М.: Владос, 1998.
28.   Романычев,А. Возможности портрета [Текст] / А. Романычев // Художник. – 1973. – №6.
29.   Сидоров, А.А. Портрет какпроблема социологии искусств (опыт проблематического анализа) [Текст] / А.А. Сидоров.– М.: Искусство, 1927. – Кн. 2–3.
30.   Стасевич, В.Н. Искусствопортрета [Текст] / В.Н. Стасевич. – М., 1972.
31.   Формирование личности впереходный период от подросткового к юношескому возрасту [Текст] / Под ред.И.В. Дубровиной. – М., 1987.
32.   Фриче, В. Социологияискусства [Текст] / В. Фриче. – М.-Л., 1926.
33.   Щаксон, А. Осходстве [Текст] / А. Щаксон // Художник. – 1963. – №9.
34.   Norbert,Lynton. Painting The Century: 101 Portrait Masterpieces 1900–2000 [Текст] / Lynton,Norbert // Portraits from a Pluralist Century. – NY: 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Численность состав организационная структура партии Эсеров в начале 1900-х годов
Реферат Конструкція діодів
Реферат Рынок свободной конкуренции чистой монополии монополистической конкуренции олигополии сравнительный
Реферат Разработка технологий аудита комплексной системы информационной безопасности
Реферат Применение моделирования при изучении орфографии в начальной школе
Реферат Предикативні внесення у оповіданнях Уільяма Фолкнера структурні, семантичні і прагматичні особл
Реферат Права застосування заохочень до солдатів і сержантів
Реферат Комплексный историко-правовой анализ адвокатуры в СССР в период действия положения об адвокатуре СССР 1939 года
Реферат Археологические следы патриархального рабства в Италии
Реферат 1 Задать функции формы для треугольного элемента, заданного координатами своих вершин
Реферат Prehistoric Religions Essay Research Paper Geoff Stock
Реферат Художественно эстетическое воспитание детей дошкольного возраста на материале обучения детей ручному
Реферат Патологічні вивихи переломи кісток
Реферат Первый Ватиканский собор
Реферат Демократия и средний класс