Введение
Наше время характеризуетсявозросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёвнаселения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современногошкольника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональноесостояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление кзнанию. Это и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничнуюучебную работу сделать более одухотворённой.Устноенародное творчество – это плоды опытности всех народов и здравый смысл всехвеков, переложенные в формулы.
Глава 1. Активизацияпознавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устногонародного творчества и поэзии
Наше время характеризуетсявозросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёвнаселения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современногошкольника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональноесостояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление кзнанию. Устное народное творчество – это плоды опытности всех народов и здравыйсмысл всех веков, переложенные в формулы. (сказал Ривароль А.) Что может бытьнаиболее выразительным, ёмким, чем народная мудрость?! Рассказы, пословицы,поговорки, загадки, сказки позволяют моим ученикам глубже почувствовать красотуприроды, величие человека и его зависимость от природы, родство с ней. Отбирая художественныйматериал необходимо, чтобы он имел познавательную и эстетическую ценность, тоесть должен быть таким, чтобы при анализе его, школьники могли приобретатьзнания о природе, выявлять закономерности и в то же время испытать эстетическиечувства, связанные с художественно-образным познанием действительности. Например: в курсе «Ботаника»можно широко использовать загадки, сказки, пословицы. Если бы меня попросилиназвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, незадумываясь, сказала бы: это загадки. Что же такое загадки?
Загадки – это иносказательноеизображение предметов или явлений действительности, которые предлагаетсяотгадать. Народом создано очень много загадок о растениях, грибах:
1. Беленькая нитка загуляла прытко,
Под землёй ходила, землю шила,шила.
А потом снаружи заплелась потуже.
Заплелась в моточек, завилась вклубочек.
2. Пока молода – она седа
Как постарела, так почернела.
При изучении темы «Прорастаниесемян» создаётся проблемная ситуация путём использования пословиц:
· «Весной деньгод кормит».
· «Деньпрозевал – урожай потерял.
· »Вспашешь всрок, посеешь в срок – будет урожай высок".
· «Сагротехникой лад – урожай богат».
В 5 классе при обобщении темы «Вода.Значение воды в природе.»
Можно использовать стихи,пословицы.
Многие могут сказать, чтоиспользование поэзии, рассказов, загадок, пословиц отвлекает учащихся отосновного учебного материала. Но при тщательной подготовке к урокам, соблюдениимеры эти приёмы помогают сделать уроки эмоциональными, впечатляющими,интересными, что способствует лучшему усвоению учебного материала. А такжепобуждает учащихся к творческой деятельности, активизирует познавательнуюдеятельность. В ответ на такие уроки появляются стихи, сказки, загадки, сочинённыедетьми. Например: ученица 7 класса придумала загадки – стихи к теме «Биоценозы»,которые я использую теперь при повторении.
1. Медведь в тайгерос, тайга – естественный (биоценоз)
2. Хоть щеночек наши мал, у него есть территория (ареал)
3. Пете от родителейдосталась ответственность,
4. Это понятно, это(наследственность)
5. Пыльцеед не любитхлеб.
6. Ему нравитсяпыльца
7. А зовут его (оса)
8. Спуск в этотбиоценоз крут, а биоценоз называется (пруд)
9. Нелегко зайцувкусная трава далась,
10. Это прямаяпищевая (связь)
Для закрепления изученногоматериала можно использовать и такую загадку:
«Спит волшебным сном малютка.Кто бы разбудил?
Солнце грело, грело. Не встаётмалютка!
Дождик брызгал, брызгал. Крепкоспит малютка.
Ветер дул-дул. Как мертва малютка.
А пришли все вместе – сразуразбудили.»
ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА МАЛЮТКА? (ответ –семя)
Вот как можно использовать на урокев 6 классе загадки, пословицы и стихи. Предлагается фрагмент урока «Строениесемени двудольного растения.»
Учитель:
У меня для вас задание
На уменье и на знание.
В руки карточки возьмите
И внимательно прочтите.
Рассмотрите это семя
И сравните их размеры
Почему одно из них больше, чемдругое?
Ответ учащихся:
На вогнутой стороне находитсяотверстие – микропиле. Через него в семя проникает вода и воздух. Более крупноесемя впитало влагу и набухло.
Учитель: Совершенно верно.
Следующее задание на Смекалку ивнимание.
«Коробочка запечатана
А ней растенье спрятано
С ветками листочками
С белыми цветочками»
Чтоб найти нам ответ
Мы исследуем объект.
Чем покрыто семя?
Ответ учащихся:
Кожурой.
Учитель: Изучите зародыш. Чем он образован?
Ответ учащихся: зародыш имеет 2 семядоли, зародышевые корешок, стебелёк,почечку с листочком.
Учитель: мы видим, что семя имеет кожуру и зародыш, который состоитих 2-х семядолей, зародышевых корешка, стебелька и почечки с листочком. Так чтоже это за коробочка?
Ответ учащихся: Это семя. А в нём зародыш будущего растения.
Учитель: А как вы думаете, для чего семядоли? Тогда отгадайтезагадку.
«В малой хатке – спаленке
Спит ребёнок маленький
В кладовой еда лежит
Как проснётся, будет сыт.»
Ответ учащихся: в семядолях находится запас питательных веществ.
Учитель: правильно. Следовательно, чем крупнее семена, тем большепитательных веществ. Какое же строение имеет семя фасоли?
Ответ учащихся: семя имеет кожуру и зародыш, который состоит из 2-хсемядолей, корешочка, стебелёчка и почечки с листочком.
Учитель:
Как верёвочка не вьётся, а кончикубыть.
На последок я пословицы прошу васобъяснить.
· «От доброгосемени – добрый всход»
· «Каковосемя, таково и племя»
· «По семенами всходы»
Ответ учащихся:
Пословицы говорят о том, что дляпосева нужно брать хорошие полновесные семена.
Учитель: И, конечно же друзья, без загадки никуда!
«В золотой клубочек
Спрятался дубочек.»
«Я из крошки бочки вылез
Корешки пустил и вырос»(жёлудь)
«У матери тысячи сыновей,
Каждому она мисочку дала,
А себе не взяла.» (материнскоерастение и семена с запасом питательных веществ)
Очень приятно, когда прозвенитзвонок с урока и пятиклассник скажет Вам спасибо за урок. Одиннадцатиклассникиудивятся: «Как интересно?»
Но самым приятным можно считать то,что дети посвящают нашему труду свои стихи:
Наука жизни и любви
К природе и дарам Земли
Научит мир воспринимать
И по другому понимать
Всё то, что окружает нас.
И в добрый путь, и в добрый час
Перешагнёт пусть человек
Тяжёлый XXI век.
Пусть сердце чувствует его
Природы – матери тепло.
Чтоб научились созидать,
Чтобы умели больше строить
И на страницах, чтоб истории
Могли бы след свой оставлять.
Нас биология научит
Так жить, чтоб стало людям лучше!
Загадки, пословицы, поговорки,сказки оставляют след в умах учеников, пускают корни, дают цветы, приносятплоды и не перестают вызывать интерес к моему предмету.
Глава 2. Развитиехудожественного потенциала личности учащихся на уроках биологии
Личность характеризуетсясвоеобразной структурой, которая связана с видовым строением деятельностичеловека, пятью потенциалами личности учащегося:
1. Познавательныйпотенциал — объем и качество информации, которой располагает личность (знанияо внешнем мире, самопознание).
2. Творческийпотенциал — умения и навыки, способность к созидательной деятельности вопределенной сфере.
3. Ценностныйпотенциал — идеология, жизненные цели, убеждения, устремления.
4. Коммуникативныйпотенциал — мера общительности личности.
5. Художественныйпотенциал — уровень и содержание художественных (эстетических)потребностей, способ их удовлетворения.
Традиционно в школьнойбиологии большое внимание уделяется развитию познавательного, ценностного,творческого потенциалов, т.е. процессу овладения учащимися знаниями и умениями,к которым в программах предъявляются определенные требования. Такой компонентобразования, как опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, остается встороне.
Равномерное развитие пятипотенциалов — основной способ воспитания гармоничной личности. На сегодняшнийдень проблема развития художественного потенциала учащихся в процессе обучениябиологии остается недостаточно разработанной, в то время как данный курсобладает широкими возможностями развития именно художественных способностейличности. Эти возможности вытекают из самой сути естественных наук, центральнойпроблемой которых являются взаимоотношения в системе «природа — человек».Данный вопрос рассматривается в работах методистов А.С. Волковой, В.М.Корсунской, Н.М. Верзилина; в формулировке «эстетическое воспитаниеучащихся» ими определены основные методические условия, реализация которыхнаправлена на формирование художественной культуры школьников (схема 1).
/>
/>
Схема 2. Методикаопределения показателей художественного потенциала учащихся
На основании полученныхданных составляется сводная таблица:
№п/п Учащийся (фамилия, имя) Художественный потенциал Разнообразие видов творчества Эстетичность работ Уровень (общий балл) 1 Иванов А. 1 2 3
Уровень развития ХПучащихся за период… (2000/2001 учебный год)
Определив уровеньразвития художественного потенциала, можно сравнить его с показателем черезопределенное время (четверть, полугодие, учебный год), отследить динамику,увидеть причины повышения или снижения уровня ХП, сопоставить с качествомобучения, спрогнозировать дальнейшие перспективы работы в данном направлении сотдельным классом и каждым учеником.
Комплекс творческихработ, предлагаемых для выполнения учащимися (по их желанию), может включатьтакие виды: выполнение рисунков; составление коллекций; изготовление объемныхмоделей, поделок из природного материала; сочинение стихотворений и загадок набиологическую тему; составление книг рекордов («Растения», «Птицы»и др.); подготовка сообщений; участие в биологической игре и т.д. Этот комплексопределяется учителем, равномерно распределяется на весь учебный год (до 12—15наименований работ в год).
Произведения искусства,применение которых целесообразно на уроках биологии для формированияхудожественного потенциала: произведения литературы (поэзии, прозы, научно-популярнойлитературы), изобразительного искусства (пейзажи, работыхудожников-анималистов); музыкальные произведения; средства телевидения («домашнийкинотеатр»).
Примеры произведенийизобразительного искусства, которые соответствуют предмету «Биология»
Пейзажное искусство(альбомы репродукций):
1. Левитан И.И. «Озеро»,«Сумерки», «Золотая осень», «Март», «Одуванчики»,«Луг на опушке»
2. Шишкин И.А. «Лесныедали», «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Дубы»,«Корабельная роща», «Первая зелень», «Полевые цветы»
3. Саврасов А.К. «Грачиприлетели» и др.
4. Рылов А.А. «Зеленыйшум»
5. Куинджи А.И. «Березоваяроща», «Пятна лунного света в лесу»
6. Грабарь И.Э. «Деньинея», «Белая зима», «Грачиные гнезда»
7. Васильев Ф.А. «Облака»,«Перед дождем», «Осень. Болото в лесу»
8. Яблонская Т.Н. «Хлеб»и т.д.
Работыхудожников-анималистов:
1. Чарушин И.Иллюстрации животных в энциклопедиях.
2. Капустина Н.Серия открыток «Бабочки», «Жуки».
3. Мериан М.С.Иллюстрации в книгах Гофмана.
Музыкальные произведения:
1. Римский-КорсаковН.А. «Сказка о царе Салтане».
2. Скрябин Н. «Поэмаогня».
3. Чайковский П.И. «Вальсцветов» из балета «Щелкунчик», «Времена года», «Май.Белые ночи».
4. Ильин В. «Вкосмическую даль».
5. «Звукиприроды» (сборник).
6. «Колыбельнаядля кита»
7. Бетховен «Луннаясоната».
8. Глинка М. «Жаворонок».
9. Зиринг В. «Влесу».
10. «Голоса птицв природе» (серия грамзаписей, аудиозаписей).
Средства телевидения:телепередачи о природе Земли (домашние животные)
/>
Глава 3. Использованиелитературных произведений на уроках биологии
Человеческое исканиеистины не может быть без человеческих эмоций. Учение в школе – тот же поискистины. И кто как не мы, учителя, должны дать эмоциональный заряд молодомучеловеку на всю жизнь. Наше время характеризуется возросшей информированностьюво многих областях науки и техники всех учащихся. В этих условиях усовременного школьника порой труднее, чем у школьника недалёкого прошлого,вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть течувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это нас, педагогов, обязывает искать пути, методы, приёмы,которые позволили бы в будничную учебную работу привнести элементы высокойодухотворённости.
Поэтому учителя ивыбирают себе в союзники литературу, живопись, историю, географию. Преподаваниелитературы и истории, географии, биологии и других предметов происходит частоизолированно друг от друга. Поэтому ученики воспринимают каждую науку особенноот других. Хотя изучение школьных предметов, по сути дела, должно сформироватьу детей целостный взгляд на мир. Эту проблему призваны решить так называемыеинтегрированные уроки, объединяющие несколько предметов и рассматривающие туили иную проблему под разными углами или с разных точек зрения. Другим способомявляется включение в урок отдельных элементов, относящихся к другому предмету,но служащих иллюстрацией к той или иной теме. Органично вплетённые в тканьуроков художественное слово или картины родной природы позволяют воздействоватьна эмоциональный мир школьника, позволяют учащимся глубже почувствовать красотуприроды, величие человека, острее воспринять материал как об отрицательномвоздействии человека на природу, так и о положительном его влиянии. Всё эторождает и укрепляет любовь к своей родине, ответственность за её судьбу, тоесть способствует развитию эстетических взглядов и художественного вкуса уученика. Приступая к планированию, обязательно анализирую содержание каждогоурока с точки зрения допустимости и возможности включения в него литературы,музыки и материала других предметов. К каждому вычлененному с этих позицийуроку подбираются соответствующие эпиграфы, стихи, отрывки из художественнойпрозы. Все эти элементы композиции урока должны вызвать эмоциональный подъём уучащихся, но и создавать ту эмоциональную атмосферу, которая способствовала быболее глубокому восприятию и осознанию школьниками учебного материала, ихэстетическому и нравственному совершенствованию. Так, не каждые литературные произведения, которые изучаются в школе науроках, могут быть использованы при обсуждении различных вопросов на урокахбиологии. К числу тем, где также используются литературные произведения, можноотнести и темы из общей биологии. Так, тема «Биосфера и человек», ккоторой я выбрала девиз «Природа, Родина, мы». Этот девиз — ключ кпониманию ребятами этой темы. Проводя урок, на котором рассматриваливзаимосвязи природы и общества, проблемы охраны природной среды в теме «Биосфераи человек», предпосылаю ему эпиграф, слова Карла Маркса «Культура, — если она развивается стихийно, а не направляется созидательно, — оставляетпосле себя пустыню». Также можно взять и строку из стихотворения ЕвгенияЕвтушенко:
…Берегите эти земли, этиводы,
Даже малую былиночкулюбя,
Берегите всех зверейвнутри природы,
Убивайте лишь зверейвнутри себя…
Так, например, начинаяизучение с ребятами темы «Саморегуляция в биогеценозе», я читаю всамом начале объяснения стихи Юлии Друниной:
Кто видел енисейскиедали, тот о них не забудет нигде,
А деревья вокруг умиралипо пояс в воде.
Почернела листва,облетела, запах тлена и мёртвый плеск,
Кто-то трезвый, могучий,смелый порешил затопить здесь лес,
И боролись за жизньвеликаны, хотя была неизбежна смерть,
Было страшно и больно, истрашно на агонию эту смотреть.
Было больно, но всё-такивзгляда я от них не могла отвести,
Мне твердили: «Такнужно, так надо, жаль, но нету другого пути…
Эти стихи можно применитьи в создании проблемной ситуации в начале урока. На уроках анатомии, физиологиичеловека в 9 классе также могут быть использованы отрывки из литературныхпроизведений. Так, рассказ Ю. Григорьевича „Гуттаперчивый мальчик“служит прекрасной иллюстрацией к теме „Железы внутренней секреции“,так как причиной столь необычной гибкости героя этого рассказа является, повсей видимости, нарушение выработки кальцитонита, снижающего концентрацию кальцияв крови. Этот элемент „вымывается из костей, которые в результатестановятся непрочными, затем хрупкими, ломкими. На ранних стадиях заболеваниясущественно возрастает подвижность суставов, что дает возможность больнымпринимать различные неестественные позы, “закручивать» ноги, руки.Именно это и мог делать «гуттаперчивый мальчик». При изучении функций собственно щитовидной железы уместнобудет вспомнить известную повесть А. Кронина «Цитадель», в которойблестяще описывается заболевание, связанное с недостатком гормона щитовиднойжелезы – тироксина: «Это был тот же Имрис, но черты его лица как-тонеуловимо погрубели, исказились. Лицо имело отёчный вид, ноздри расширены…
Весь он был какой-товялый, точно сонный. Эндрю заговорил с ним. Имрис пробурчал в ответ что-тонепонятное. Потом… разразился какой-то бессмысленной враждебной тирадой».Данное заболевание носит название миксидема, что при дословном переводе сгреческого означает «слизистый отёк». Другое отклонение вдеятельности щитовидной железы может быть проиллюстрировано рассказом Тургенева«Живые мощи». Внешность одного из персонажей, крестьянки Лукерьи,претерпевает сильные изменения. Из молодой красивой женщины она за короткийпромежуток времени превращается в странного вида существо, в котором даже трудноузнать человека: «Голова совершенно высокая, одноцветная, бронзовая — нидать ни взять икона старинного письма; губ почти не видать – только зубы белеюти глаза… У подбородка, на складке одеяла, движутся, медленно перебираяпальцами, две крошечных руки тоже бронзового цвета…». Причиной этихизменений стала полученная Лукерьей травма головы, после которой и появилисьопределённые симптомы. Сочетание увиденных признаков позволяет предположить,что нарушение работы гипофиза привело к гиперфункции щитовидной железы,выразившейся в таком заболевании, как гипертиреоз. Литературные произведения могут быть с успехом использованы ив других темах по анатомии и физиологии человека. К примеру, разбирая сучениками такое понятие, как иммунитет, следует обратить внимание на то, что ктеме инфекционных заболеваний, и проще всего к таким, как оспа и холера,обращались многие русские писатели. Об этих заболеваниях упоминается в пьесе «Надне», повестях «Фома Гордеев» и «Детство» Горького, «Вбратьях Карамазовых» Достоевского; интересна в этом плане повесть Н. Лескова «Несмертельный Голова», в которой мысталкиваемся с примером врождённого иммунитета: «Может быть, это быласибирская язва, может быть, какая-нибудь другая язва, но только она былагубительна и беспощадна…Голован не вылечивал, но зато велика была его услугабольным и здоровым в том отношении, что он безбоязненно входил в зачумлённыелачуги и поил заражённых. Язва Голована не касалась».
Глава 4. Сказки как художественные средствана уроках биологии
Особенности организациикишечнополостных.
Сказка про то, как гидравсех удивляла.
В пруду, в подводномцарстве на стебле растения жила – была гидра, и вид у неё был такой необычный,что все вокруг, увидев её, удивлялись и даже пугались. Не было у неё головы, абыли щупальца, не было у неё ног, а была подошва. И снаружи, и внутри в дваслоя располагались клетки. А какой у гидры был необычный рот! Со всех сторон онбыл окружён щупальцами, которые расходились в разные стороны наподобие лучей.Так и жила она: лениво передвигалась – то подошвой шаг сделает, то щупальцами,словно кувыркается только очень медленно.
Особой гордостью гидрыбыли жгучие клетки. Как выскочит из такой клетки острая стрекательная нить — уносите ноги, или попадёте гидре на обед. Не любили за это гидру обитателипруда, не хотели с ней связываться и не дружили. Так и жила гидра – непонятная,необычная и очень одинокая.
Учитель предлагаетпоближе познакомиться с гидрой, выполнив следующие задания.
· Рассмотрите живуюгидру на часовом стекле или на рисунке. Какими необычными особенностями встроении тела обладает гидра?
· Опишите способпередвижения гидры
· На рисунке илитаблице найдите верхний и нижний концы тела, щупальца, окружающие ротовоеотверстие, подошву. Назовите части тела гидры, с помощью которых она добываетпищу и защищается от врагов.
· Найдите нарисунках 2 слоя клеток тела и кишечную полость. Определите, какие клеткирасполагаются в наружном и внутреннем слоях тела. В тексте учебника найдитеинформацию о функциях этих клеток и заполните предложенную таблицу.
Функции клеток телапресноводной гидры.
Функции, выполняемые клетками. Названия клеток. Слой тела. 1 Восприятие раздражения, передача возбуждения. 2 Восстановление утраченных или повреждённых участков тела. 3 Передвижение гидры, изменение её формы тела. 4 Переваривание пищи в пищеварительных вакуолях. 5 Защита от нападения.
Тема: Класс Однодольные.Характерные признаки семейства Злаки.
Сказка о царице Кукурузе.
В некотором царстве втридевятом государстве жила- была царица Кукуруза: высока, стройна, красива. Небыло ей равных на земле. Золотые початки украшали её, мощные придаточные корниудерживали её в почве. Все кругом любили её и поклонялись ей. В початках каждыйгод созревали драгоценные зерновки. Были они вкусны и полезны для всех.
Было у Кукурузы многородственников, дальних и близких, только об этом она не знала и часто грустилав одиночестве. Приказала она слугам разыскать своих близких и позвать их вгости только с одним условием: они должны доказать своё родство.
И вот однажды со всехконцов земли стали приезжать гости и доказывать царице, что они состоят с нею вродстве. Самой смелой оказалась пшеница.
"– Я такая же, как иты, плод у меня зерновка, стебель – соломина, а уж о знатности моей и так всемизвестно"
"– А я хоть и попояс в воде расту, но очень на тебя похож и внешне и внутренне. Посмотривнимательно и убедишься сама" — заявил рис. И тут все вместе заговорили:рожь, овёс, просо, и даже злой сорняк пырей – гроза полей тоже оказалсяродственником Кукурузы. Поняла Кукуруза, что есть у неё большая и крепкая семьяи зовут эту семью Злаки.
В качестве иллюстрации кэтой сказке используются таблицы и гербарии – портреты злаков.
Вопросы и задания.
1. Какие признаки встроении своих органов могли использовать гости кукурузы для доказательствасвоего родства с ней? При ответе на этот вопрос необходимо отметить и найти натаблицах и рисунках основные биологические особенности растений семействазлаковые: строение стебля, особенности строения листьев, цветка, соцветия.
2. Какие растениямогут претендовать на роль родственников кукурузы? Учащимся предлагаетсярассмотреть гербарные экземпляры растений и выбрать из них растения семействазлаковые по внешним признакам.
3. Чем прославилисьрастения этого семейства?
Тема урока: СемействоБобовые
Как царь Горох загадкизагадывал.
В огороде на грядке жилцарь Горох. Родом он был из Индии и гор Афганистана, род его считался одним изсамых древних на земле. Не боялся он ни холода, ни голода, только без воды немог долго обойтись. Царь отличался силой, корни у него были мощные, и посекрету надо сказать, что на корнях тех хранилось несметное богатство в особыхклубеньках, о которых он никому не рассказывал. Об этом секрете знали лишьродственники гороха, которые сами этим секретом владели. Очень боялся царь, чтовсе узнают про тайну его рода и тогда пропадёт его сила и могущество.
Любил Горох хвалитьсясвоими достоинствами – и цветками-мотыльками, и плодами – лопатками, толькостебель у него был слабый и приходилось ему искать опору, цепляться за других.Вот поэтому – то царь и боялся за себя и хранил секрет своей силы и богатства.
Задания к сказке.
1. Как вы думаете, вчём особый секрет гороха и его родственников? Почему там, где растут бобовыерастения, улучшаются условия почвенного питания других растений?
2. Рассмотритегербарные экземпляры бобовых, их рисунки в учебнике и опишите их по плану:строение цветка (формула), плод и его название, корневая система,листья(жилкование, простые или сложные)
3. Вам загадализагадки о бобовых растениях: люпине, горохе, акации.
Лист – перчатка.
Плод – лопатка,
А цветок – мотылёк.
Что же это за подвох?
Вдруг на дереве – горох!
Цветок – крылатка,
Плод – лопатка.
Плод зелен и молод,
Но сладок, как солод.
Какие признаки позволяютотнести их к семейству Бобовые?
Тема: Моховидные. Зелёныймох кукушкин лён.
Лесной карлик.
В чащелеса, гдесыро и влажно, жил один удивительный карлик. Был он небольшого роста, сверхузелёный, а снизу коричневый. Небольшой его стебелёк, густо усеянный узкимилисточками, очень напоминал росток льна. За это его и прозвали кукушкин лён.Почему кукушкин? Да потому, что в чаще леса по соседству жила кукушка и нашкарлик подолгу любил слушать её звонкое ку-ку и радовался тому, что кукушкаобещала ему долгую жизнь.
В конце лета вырастала унего длинная тонкая ножка, на которой возвышалась особая коробочка. Этакоробочка прикрывалась до поры до времени колпачком, похожим на крохотнуюшляпку с полями. Приходило время и живые пылинки, созревавшие в этой коробочке,отправлялись в путешествие, попадали в подходящее место и прорастали. Такпродолжался род карлика. Всё в жизни у него шло гладко, только вот не мог онпонять, почему другие растения смотрели на него свысока и не хотели с нимобщаться. Ты – не настоящее растение, у тебя даже и корней нет"- говорилиони ему и смотрели на него свысока. Не мог с этим смириться кукушкин лён,обижался и постоянно доказывал, что он и его родственники – мхи являютсянастоящими растениями.
Задания:
· Как вы думаете,мхи – настоящие высшие растения или нет?
· Какие примитивныечерты организации можно отметить у мхов?
Тема урока: Простейшие.Особенности организации.
Один день из жизни амёбыобыкновенной.
В мутной воде старогозаброшенного пруда на самом дне жила амёба обыкновенная. Была она крошечная,едва заметная простым глазом, бесцветная и совсем неинтересная. Но она жила,питалась и даже размножалась.
В её маленьком водномцарстве всё было просто и понятно. Все куда – то спешили, спасались отхищников, искали себе пищу, продолжали свой род. Так проходил день за днём.
И вот настал день, когдаамёба решила изменить свою скучную жизнь и отправиться в путешествие. Сначалаона основательно подкрепилась – вытянула свои ложноножки (псевдоподии) изахватила тех, кто был меньше и оказался неподалёку. Затем, не мешкая,отправилась в путь. Передвигалась она медленно, вытягивая свои ложноножки, идовольно скоро устала. Солнце светило ярко, дул лёгкий ветерок, и внезапнонебольшая волна выбросила нашу путешественницу на берег. " Вот и пришёлмой последний час" — успела подумать амёба и заснула крепким сном.
Задания.
· О каких процессахжизнедеятельности амёбы идёт речь в сказке?
· Как вы думаете,какова дальнейшая судьба амёбы? Попробуйте дома дописать сказку.
· Прочитайте поучебнику материал о цисте. Рассмотрите её на рисунке, объясните её значение вжизни амёбы.
Тема Царство Грибы.Особенности организации, их роль в природе и жизни человека.
Как дружат деревья игрибы.
В молодом осиннике средишума ещё не опавшей листвы однажды появился крепкий, яркий гриб. Был оннастоящим красавцем: на толстой упругой ножке красовалась красная шляпка. Шловремя, гриб подрастал и не успевал принимать от лесных жителей многочисленныекомплименты. Наконец, он так зазнался, что перестал здороваться со своимисоседками — молодыми осинками. Они казались ему уродливыми и скучными. Онговорил, что ему стыдно жить рядом с такими соседями. Не выдержали скромныеосинки такой неблагодарности и решили проучить зазнайку. Перестали они егокормить, стал наш гриб на глазах таять, болеть и от его былой красоты неосталось и следа. Собрался он с силами и попросил прощения. Обещал, что никогдане обидит тех, кто помог ему вырасти. С тех пор так и живут они, помогая другдругу каждый по — своему.
Задания:
· Какоебиологическое явление описывается в этой сказке?
· Перескажитесодержание этой сказки, используя слова симбиоз, микориза, грибница.
Тема: Размножение иразвитие насекомых.
Приключения майскогожука.
Задание: найдите ошибки.
Однажды в осенний погожийдень на поверхности почвы показался крупный майский жук, расправил все свои 4крыла, пошевелил всеми своими 4-мя парами ножек и полетел. Встречный ветеробдавал прохладой, свежестью, и майский жук с удовольствием вдыхал лёгкимивоздух.
Пролетев немного, онрешил отдохнуть и перекусить. Майский жук очень любил сладкий сок цветущихрастений, он расправил свой длинный хоботок и, найдя красивый цветок, сталлакомиться сладким нектаром.
Вдруг он увидел на землекакое-то уродливое, грязно-белое, неподвижное тело, которое слабо шевелилось.Присмотревшись, он заметил, что тело изогнуто в виде дуги, на большой голове 3пары ног, а в задней части брюшка просвечивает что-то тёмное. Майский жук былочень любопытным. Подобравшись поближе, он решил заговорить с неведомымсуществом. Существо слабо пошевелилось, тяжело вздохнуло и стало с аппетитомпоедать молодую травку.
«Кто ты?» — спросил майский жук.
«Я – твоя личинка»- ответила толстая уродина. «Осенью я появляюсь на свет и питаюсь молодойтравкой, а через год я превращусь в такого — же майского жука, как и ты.
»Ну и ну"-подумал майский жук и полетел навстречу приключениям.
Литература
1. Биология в школе. 1989г.
2. Учебник «Человек». Дрофа. 2000г.
3. Системный подход к биологическому образованию в среднейшколе.
4. Просвещение. 1985г.
5. Методы обучения анатомии, физиологии и гигиене человека.Просвещение. 1973 г.